Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Развитие по эриксону: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

25.10.2011

Эрик Эриксон (1902-1994) считается неофрейдистом, потому что его ис-следование развития личности отталкивается от теории Фрейда, но в дальнейшем развилось в самостоятельное научное направление. Эрик-сон, начинавший свою научную деятельность под руководством Анны Фрейд, разработал теорию, которая не вступала в прямое противоречие с классическим психоанализом, но придавала эго-функциям (осознаваемому) гораздо большее значение, чем бессознательным силам. Эриксон концентрировался, главным образом, на роли социальных взаимодействий в формировании личности, поэтому его подход назван теорией психосоциального развития. Еще одно отличие основывающейся на анализе индивидуальных случаев и на наблюдениях за людьми в различных культурах теории Эриксона от традиционного психоанализа Фрейда состоит в том, что представленные в ней стадии развития охватывают всю человеческую жизнь, а не заканчиваются вступлением ребенка в пубертат.

В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим принципом. Это биологическая концепция, указывающая, что во всех живых организмах заложен некий «основной план» (groundplan), определяющий или, по меньшей мере, задающий условия для развития на всем протяжении жизни данного организма.

Стадии развития по Эриксону


Эриксон разочаровался в психоаналитической теории, поскольку считал, что она имеет дело только с крайними формами поведения. Хотя он соглашался с тем, что развитие каждого человека проходит несколько стадий и выделяемые им ранние стадии соответствовали предлагавшимся Фрейдом, в его исследованиях особое значение придавалось способу разрешения социальных «кризисов» или конфликтов в каждый такой период. Это значительно отличается от выделяемого Фрейдом психосексуального созревания в качестве первичного детерминанта развития личности. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти.

Кроме того, хотя он молчаливо поддерживал мнение Фрейда, что удовлетворение инстинктов и импульсов является одной из движущих сил жизни, он считал столь же важным синтез Эго, упорядочение и интегрирование опыта (например, см. Erikson, 1959).

Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность — основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я. Некая особая часть каждого из нас базируется на культуре, в которой мы растем. Ее началом становятся наши взаимоотношения с теми, кто заботится о нас в младенчестве, а продолжением — взаимодействия с другими людьми вне дома по мере нашего роста и взросления. Хотя теория Эриксона также остается описательной, она отличается меньшей субъективностью, чем классический психоанализ. В своем повышенном внимании к социальным отношениям она предлагает то, что родители и другие люди могут реально сделать для обеспечения здорового развития ребенка, а также то, что мы можем сделать для себя.

Ключевые слова: Эриксон, Развитие

Материалы по теме

Стадии психосоциального развития по Эриксону

. ..

Двухмерная модель развития группы

Модели и методы управления персоналом

Закономерности психического развития личности

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Периодизация речевого развития

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Развитие общения детей дошкольного возраста

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Психосексуальное развитие подростков

Кон И.С. — Психология ранней юности

Общие особенности психопатологии детского возраста

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Психическое развитие ребенка

Психическое развития ребенка: взгляд Эрика Эриксона высоко ценится на Западе и представляет определенный интерес и для нас.

В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Эриксоновская теория «кризиса идентификации» у подростков получила широкое распространение и за пределами профессиональных кругов.

Эрика Эриксона знают и читают сейчас в Соединенных Штатах, пожалуй, больше, чем любого другого психоаналитика. В вузах всей страны на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Выражение «кризис идентичности», введенное Эриксоном более чем четверть века тому назад, вошло в повседневный обиход американцев. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство как на период необратимого формирования личности. Нужно подчеркнуть, что Эриксон отнюдь не отменяет, а именно развивает психоанализ, так как он принимает основные предпосылки фрейдизма, и на них надстраивает новые этажи.

Восемь стадий человека

Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

1 стадия (0-1 года) Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.

2 стадия (1-3 года) Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

3 стадия (4-6 лет) Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

4 стадия (6-11 лет) Умелость и неполноценность. Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Подробнее о лагере жизненных навыков ЛИДЕР, занятиях по развитию внимания и памяти

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Групповые программы развития характера для детей и подростков

5 стадия (12-18 лет) Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям  и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям  других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым  весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

 6 стадия (юношество) Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Программы для детей и подростков:

Консультации психолога и семейного психолога

Программы активного отдыха в выходные

Клуб для подростков в выходные

 

Child Development Theory: Erik Erikson

Эрик Эриксон был немецко-американским психологом развития и психоаналитиком, чья теория о психологическом развитии человека и его доминирующих напряжениях стала широко известна. Эриксон — психолог, который придумал фразу «кризис идентичности» в связи с подростковым развитием.

 

Эрик Эриксон Теории

Эрик Эриксон (1902–1994) был эго-психологом, создавшим влиятельную теорию психосоциального развития. Теория Эриксона основана на доминирующих напряжениях, существующих на восьми этапах жизни, которые он описал следующим образом:0005

Стадия 1 – Доверие vs. Недоверие Младенчество

Стадия 2 – Автономия vs. Стыд и Сомнение Раннее детство

Стадия 3 – Инициатива vs. возраст

Стадия 5 – Идентичность или замешательство Подростковый возраст

Стадия 6 – Близость или изоляция Юношеская взрослость

Стадия 7 – Генерация или стагнация Средний взрослый возраст

Стадия 8. Целостность против отчаяния Зрелость

Эриксон был согласен с Фрейдом в том, что человеческая личность развивалась в несколько фаз. Таким образом, его теория психосоциального развития описывает влияние социального опыта на всю жизнь человека, особенно с точки зрения того, как социальные взаимодействия и отношения играют роль в постоянном росте и развитии людей.

Теория Эриксона последовательно строится на предшествующих стадиях, а также подготавливает почву для последующих стадий развития. По Эриксону, люди на каждом этапе переживают конфликт, который выступает поворотным моментом в ходе их развития. Эриксон считал, что эти конфликты связаны со способностью человека развивать психологическое качество или с неспособностью развить это качество. В такие моменты есть богатый потенциал для личностного роста, но также и некоторый потенциальный риск неудачи.

Те, кто сможет успешно справиться с таким конфликтом, выйдут со сцены, укрепленные психологическими силами, которые поддержат их до конца их жизненного пути. Но если им не удастся эффективно справляться с этими конфликтами, они рискуют не приобрести некоторые важные навыки, необходимые для крепкого и устойчивого самоощущения.

Эриксон также считал, что нашим поведением и действиями руководит чувство компетентности. Таким образом, каждая фаза теории Эриксона фокусируется на развитии компетентности в определенной сфере жизни. И когда эта стадия проходит хорошо, у человека развивается чувство мастерства, иногда описываемое как сила эго или качество эго. Однако, если на каком-либо этапе плохо ориентироваться, у человека останется некоторое чувство неадекватности в отношении этой конкретной особенности развития.

Эрик Эриксон стадии разработки

Некоторые аспекты теории Эриксона также подвергались сомнению: какой опыт требуется для завершения каждой фазы? Как перейти к следующему этапу? Критики считают, что отсутствие более полного учета конкретных механизмов разрешения конфликтов и перехода между фазами является серьезной слабостью психосоциальной теории.

Одной из сильных сторон психосоциальной теории является то, что она предлагает широкую структуру, которую можно использовать для наблюдения за развитием на протяжении всей жизни человека. Он также фокусирует внимание на социальной природе людей и критическом влиянии социальных отношений на рост и развитие.


Сопутствующие товарыдетское развитиетеории детского развития

Психологические стадии Эриксона: обзор

Эрик Эриксон был немецким психоаналитиком, на которого оказал влияние Зигмунд Фрейд. Он исследовал три части идентичности: эго (я), личную (личные особенности, отличающие одного человека от другого) и социальную/культурную (различные социальные роли человека).

Эриксон известен своей психосоциальной теорией развития, которая признает влияние внешних факторов, родителей и общества на развитие личности, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью. Его теория состоит в том, что люди должны пройти восемь неотъемлемых стадий в течение своей жизни. Именно он придумал знаменитую фразу, ставшую мейнстримом в обществе: «кризис личности».

Существует восемь стадий развития Эриксона, в том числе:

  • Доверие против недоверия
  • Автономия против стыда
  • Инициатива против вины
  • Трудолюбие против неполноценности
  • Идентичность против смешения ролей
  • Близость против изоляции
  • Генерация против стагнации
  • Целостность эго против отчаяния

1) Младенчество: от рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни или около того ребенок узнаёт, что такое доверие и недоверие: является ли мир безопасным местом или наполнен ли он неопределёнными событиями и потенциальными несчастными случаями. Забота и забота родителей о ребенке является наиболее важной. Это стадия, когда младенец не уверен в своем окружении, и чувства разрешаются через его основного опекуна, который обеспечивает эту стабильность и постоянную заботу. Это этап, когда у ребенка разовьется доверие, защищенность, оптимизм и уверенность, если о нем постоянно и надежно заботятся. Если младенец получит такую ​​заботу, у него разовьется чувство доверия, которое он перенесет в другие будущие отношения. По мере взросления ребенок будет чувствовать себя в безопасности даже при столкновении с угрозой. Кроме того, после того, как у него появится чувство доверия, у младенца появится надежда, когда наступит кризис.

Однако, если ребенок не испытывает чувства доверия, у него разовьется незащищенность, никчемность и недоверие к миру в целом. Без доверия у младенца не будет надежды, что приведет к развитию страха. Например, если уход за младенцем будет мрачным и непоследовательным, у него разовьется недоверие и не будет уверенности в окружающем мире. Это недоверие позже будет перенесено на другие отношения, а также, возможно, приведет к беспокойству и повышенной неуверенности.

2) От 18 месяцев до трех лет

На этом этапе у ребенка есть возможность повысить самооценку и самостоятельность, узнать что-то новое и понять разницу между правильным и неправильным. Ребенок будет отстаивать свою независимость, уходя от родителей, выбирая, с чем он хочет играть, и делая выбор в отношении того, что носить и есть. Это время открытий, когда ребенок узнает, сколько у него навыков и способностей.

На этом этапе Эриксон подчеркивает, что для родителей жизненно важно позволять детям пробовать пределы своих способностей, поощряя их и прощая неудачи. Поддерживающий родитель не будет одевать ребенка, но позволит ребенку попробовать одеться самостоятельно, пока он не сможет это сделать или не попросит о помощи. Родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он стал независимым, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не терпел неудачу постоянно. Одним словом, родители не должны делать все за ребенка, а если он в чем-то не справится, то не должны его критиковать.

Ребенок, о котором хорошо позаботились, будет уверен в себе и будет чувствовать гордость, а не стыд. Как только он добьется успеха на этом этапе, это приведет к «воле». Дети, которых поощряют и поддерживают по мере того, как они становятся все более и более независимыми, становятся уверенными и уверенными в себе и своих способностях.

Однако, когда детей критикуют, чрезмерно контролируют и они не могут самоутвердиться, у них появляется чувство неполноценности в способности выжить. Это приводит к заниженной самооценке, чрезмерной зависимости от других и чувству стыда или сомнения в том, что они могут сделать.

3) От трех до пяти лет

В этот период дети хотят подражать взрослым, которые их окружают. Они придумывают игровые ситуации, например, придумывают истории для своих кукол, разговаривают по игровым телефонам и создают игры. Они «испытывают», что, по их мнению, значит быть взрослым. Это также период, когда они выходят в мир и спрашивают «почему» обо всем.

На этом этапе дети будут взаимодействовать с другими детьми, и у них будет возможность изучить свои навыки межличностного общения во время занятий. Если им разрешено заниматься этими видами деятельности, у детей появляется чувство инициативы, они чувствуют себя в безопасности при принятии решений и своей способности вести за собой других.

Если на этом этапе детей критикуют или контролируют, у них разовьется чувство вины. Они могут чувствовать, что раздражают других, становясь последователями. Им может не хватать собственной инициативы. Кроме того, на этом этапе развития дети задают много вопросов в поисках информации. Если родители ведут себя так, как будто эти вопросы тривиальны, раздражают или даже смущают, у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он причиняет боль или беспокоит.

Если у ребенка слишком много чувства вины, он может быть неуверенным в общении с другими, и это может помешать его творчеству. (Однако определенная доля вины необходима ребенку, чтобы иметь самообладание и совесть.)

Здоровая доля инициативы и чувства вины приведет к целеустремленности.

4) От 6 до 12 лет

На этом этапе дети учатся читать и писать, решать арифметические задачи и способны решать задачи самостоятельно. Они способны учиться и творить, а также достигать многих новых навыков и получать знания. Сейчас дети находятся на социальной стадии. Если у ребенка есть неразрешенная неадекватность и неполноценность среди его друзей и одноклассников, у него могут возникнуть серьезные проблемы с самооценкой и компетентностью. Его мир теперь больше, и его основные отношения связаны со школой и обществом. Родители ребенка по-прежнему неотъемлемы, но они не единственные авторитеты, как раньше, — значительную роль здесь играет учитель.

Если дети получают поддержку в их инициативе, они чувствуют, что способны достигать целей — появляется уверенность в себе. Но, если инициатива не поощряется учителем или его родителями, ребенок начинает чувствовать себя неполноценным и у него возникают вопросы о своих способностях. Он может не достичь своей полной способности к достижениям. (Например, если ребенок не может добиться успехов в спорте или других видах деятельности, он может чувствовать себя неполноценным.) Кроме того, ему придется время от времени терпеть неудачи, чтобы стать скромным, поэтому важен баланс между уверенностью и скромностью.

После успеха на этом этапе вы получите компетентность.

5) От 18 до 35 лет

На этом этапе люди находят любовь и общение. Некоторые люди начинают создавать свои семьи. Однако, когда молодые люди ищут близость и отношения, которые приносят удовлетворение, и они оказываются безуспешными, это может привести к изоляции. Отношения на этом этапе в основном с друзьями и супругами.

6) От 35 до 65 лет

На данном этапе жизни карьера является одной из самых важных сфер, и семья имеет большое значение, равно как и отношения на работе и в обществе. Это этап, когда люди берут на себя больше ответственности и контроля.

Происходят важные события, такие как взросление детей и уход из дома, смена работы и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *