Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Развитие психических функций: Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

Содержание

Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

ВикиЧтение

Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность
Александрова Наталья Федоровна

Содержание

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересны для него события, если они вызывают эмоциональный отклик, запоминаются легко (непроизвольно). В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет

Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет С мозгом и телом детей в возрасте от 6 до 10 лет происходит много изменений. Дети становятся более самостоятельны и общительны, у большинства развиваются навыки критического мышления, а также базовое понимание сложных вопросов. Они

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Посвящается памяти детского психолога О. М. Дьяченко Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»Под общей

Проблема социализации в дошкольном возрасте

Проблема социализации в дошкольном возрасте Как уже было отмечено ранее, психическое и личностное развитие ребенка является результатом присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. Л. С. Выготский указывал, что подобная

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным

Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций

Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций На основании показателей развития движений врач назначает физиологические комплексы гимнастики и массажа. При их отсутствии необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, ортопеду, врачу

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их

Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет

Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет Как происходит развитие здорового ребенка • В этот период малыш старается везде сопровождать свою маму А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.• Но мало-помалу малыш учится

Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет Как происходит развитие здорового ребенка • Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте С годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание (ребенок старается уподобиться взрослому) и отделение, постепенно

Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие

Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие О «взаимопроникающем» характере психических процессов Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как

Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление

Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление Развитие воображения «Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции Эмоции и познавательные процессы «Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре.

Он поясняет, что определения могут

Развитие психических функций у детей раннего возраста: внимание и память

В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка: внимание, память, познавательная сфера. Взаимосвязь между собой психических функций формируется в процессе деятельности, а также в результате общения и направляющей роли взрослого. Хорошо известно, что дети обучаются с момента рождения. Уже и вначале первого года жизни они учатся брать игрушку из рук взрослого, понимают названия отдельных предметов, действий, подражают звукосочетаниям, словам.

Все эти навыки формируются ни основе внимания, которое вызывает сосредоточение, необходимое для выполнения тех или иных действий. Однако далеко не всегда от детей можно получить необходимые ответные реакции. И, несмотря на то что, как писал Л.С. Выготский, ребенок в раннем возрасте «сенситивен во всем», он зачастую не реализует свой потенциал.

К тому же в исследованиях психологов отмечается, что произвольное внимание формируется лишь в дошкольном возрасте. Тогда каким же образом малыш за три года достигает необыкновенных успехов в своем развитии? Естественно, что причин для этого множество. Но нельзя отрицать, что для этого необходимо на наличие внимания, даже носящего непроизвольный характер.

Однако в практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное внимание, а тем более установление связей между ним и вниманием произвольным. Известно, что в настоящее время наблюдается большое количество детей дошкольного и школьного возраста с дефицитом внимания, поэтому так важно не упустить неповторимые возможности, характерные для детей раннего возраста, своевременно формируя развитие их психических функций.

Развитие внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания — ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет).

Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за двигающимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 месяцу в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.

Итак, внимание может носить непроизвольный характер, который преобладает у детей раннего возраста. Для практики воспитания детей необходимо знать и владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание. Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту, — это интерес, в основе которого лежит ориентировочная реакция. Особенно важно не упустить период второго года жизни ребенка, когда сенсорное развитие занимает доминирующую роль и характерна особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению.

В то же время это период овладения ходьбой и нахождения «во власти зрительных восприятий». Привлечь внимание ребенка к нужному объекту бывает очень нелегко. Поэтому, учитывая интересы малыша и идя в этом плане за ним, пользуясь его непроизвольным вниманием к тем или иным объектам, необходимо направлять их для его развития. Тем не менее, следует владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание к развивающим играм, занятиям, речевому обучению.

 

Итак, какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?

Прежде всего, его привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями.

Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению. Так, например, если полуторагодовалому мальчику предложить найти изображение из двух картинок, на одной из которой будет изображена машина, а на другой курочка, он, независимо от вопроса взрослого, покажет то, что его больше привлекает — машину.

Итак, в играх, направленных на развитие понимания и активной речи, очень важен правильный подбор предметов и их изображений. Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, — это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним.

Следует отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность. Мы часто видим, что еще сидя в кроватке, ребенок выбрасывает игрушки и внимательно смотрит, как они падают на пол.

К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как скучно и неинтересно проходят речевые занятия с детьми. Показывается предмет, медленно и методично рассматриваются его части (глазки, носик). Дети, естественно, отвлекаются. Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия — выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания.

Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на третьем году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер.

Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни — это 1-2 объекта, на втором — 2-3, на третьем — 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, развивающие дидактические игрушки.

Устойчивость внимания — способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения. Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания.

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Развитие памяти

Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.

Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока). Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.

Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.

1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).

На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений. Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.

Умственное развитие ребенка

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: — 1. Значение и характер умственного развития 2. Стадии умственного развития 3. Различные аспекты умственного развития.

Значение и природа умственного развития:

Умственное развитие является важным аспектом роста, охватывающим различные умственные способности. Она начинается с самого рождения, и по мере развития ребенка с течением времени меняются и его психические реакции. Эти реакции очень просты для начала, но со временем они приводят к сложной умственной деятельности.

Умственное развитие включает такие способности, как внимание, восприятие, наблюдение, запоминание, воображение, мышление, решение проблем и рост интеллекта, а также языка. Эти способности меняются, растут и созревают с возрастом и ослабевают в старости. Скорость изменений зависит от возраста и особого опыта. Несмотря на общую закономерность умственного развития, каждый индивидуум растет и развивается по-своему, неповторимо.

РЕКЛАМА:

Различные умственные способности или действия, упомянутые выше, взаимосвязаны и развиваются как единое целое. Они взаимозависимы и не развиваются изолированно. Помимо этой «взаимозависимости» еще одной характерной чертой психического развития является его непрерывность.

Умственное развитие — еще одно название расширения интеллектуального кругозора ребенка. Начнем с того, что мир — это один большой, «гулкий, гудящий беспорядок» для ребенка. Постепенно детали воспринимаются и понимаются, различия осознаются, а опыт и знания организуются в новые отношения. Это стало возможным благодаря процессам дифференциации и организации или интеграции.

Факторы, влияющие на умственное развитие, включают взросление, обучение и образование. Тип нервной системы, которую наследует человеческий ребенок, является важным фактором. Это помогает ему координировать различные действия и реакции. Он регулирует деятельность всех органов. Мозг, важная часть нервной системы, играет более значительную роль в психическом развитии человека, чем любая другая часть. Он помогает в восприятии окружающего мира, а восприятие лежит в основе мыслительной деятельности – всего мышления и сознания.

Стадии умственного развития:

(а) От рождения до трех лет:

РЕКЛАМА:

Ребенок рождается со всем сенсорным оборудованием, необходимым для умственной деятельности. К трем годам он проявляет способность избирательно удовлетворять свои потребности. В этом его умственное развитие. Это видно и по другим типам поведения. Он добивается или пытается получить одобрение родителей и других людей за то, что ему нравится или чем он занимается. Еще одной характеристикой психического развития на этом этапе является любознательность ребенка.

Ему интересно узнать о своем непосредственном окружении, включая людей. Другим доказательством является склонность ребенка притворяться. Он живет в мире фантазий и олицетворяет предметы, которые его окружают. Он развивает способность различать себя и других, а также склонность к негативизму.

(б) От трех до шести лет:

Этот период жизни ребенка характеризуется его способностью использовать символы и слова. Он приобретает разнообразный сенсорный и перцептивный опыт, и этот опыт в значительной степени способствует его умственному развитию.

(c) Позднее детство:

Этот период отмечен способностью приобретать острое и точное восприятие. При остром и точном восприятии возрастает процесс концептуализации. Умственное развитие также проявляется в его растущих интересах. Он начинает восхищаться окружающими его вещами и людьми. Он начинает подражать манерам и поведению тех людей, которыми восхищается.

(d) Подростковый возраст:

Подростковый возраст – это период, когда психическое развитие достигает своего апогея. Различные виды интеллектуального развития, такие как наблюдение, восприятие, внимание, память, мышление, рассуждение и интеллект, достигают своей зрелости.

Различные аспекты умственного развития:

(i) Ощущение и восприятие:

РЕКЛАМА:

Ощущение и восприятие составляют важный аспект умственного развития. Ощущение — это первый шаг к знанию, но оно принимает форму знания только тогда, когда на него обращают внимание и ему придают значение. Иными словами, ощущения объективируются и обретают смысл. Объективные ощущения называются восприятиями. Начнем с того, что среда ребенка представляет собой смутную, недифференцированную массу из-за отсутствия предшествующего опыта и неразвитости органов чувств.

С приобретением опыта вкусовые, цветовые, звуковые, осязательные или надавливающие ощущения ребенка ассоциируются с определенными конкретными предметами. Постепенно ребенок начинает видеть различия. Он различает вещи и понимает значения. С одной стороны, он наблюдает мельчайшие различия в количествах и отношениях, с другой — организует свои знания в новые отношения и «гештальты», согласно гештальт-школе психологии.

Даже младенец воспринимает незнакомый предмет как форму или фигуру. У него есть врожденная склонность к организации своего чувственного поля и к восприятию объектов как единого целого. Вначале можно отметить, что детскому восприятию не хватает насыщенности, определенности и детализации. Таким образом, восприятие включает в себя непосредственный опыт с объектами, людьми или событиями через группу ощущений.

Но это также включает в себя образы памяти прошлого опыта того же объекта или подобного объекта. Наш прошлый опыт, ответственный за развитие личных интересов и ментальных установок, является важным фактором восприятия.

Ребенок быстро и ясно воспринимает то, что касается его интересов и установок. Восприятия ребенка также определяются его потребностями и желаниями. В ходе эксперимента две группы детей — одну из бедных, а другую — из богатых, просили четко воспринимать и оценивать размер различных монет, показанных им. Бедная группа переоценила размер монет значительно больше, чем богатая группа, потому что для бедной группы монеты были очень ценными и полезными.

Когда человек становится старше и вступает в подростковый или взрослый возраст, другие факторы, влияющие на его восприятие, — это его убеждения, мнения и культурные идеалы.

Ощущения и восприятия бывают восьми типов. Это тактильные, вкусовые, обонятельные, органические, кинестетические, телесные равновесия, слуховые и зрительные, названные так из-за задействованных органов чувств — кожи, языка, носа, желудка, мышц, полукружных каналов, уха и уха. глаз.

(ii) Формирование концепции:

Понятие – это обобщенное значение, которое придается объекту. Это результат нашего восприятия. Например, «лошадь», или «дом», или «стол», или «честность», или «человек» — это понятия. Мы видим множество лошадей, домов или столов, видим их общие качества, характеристики и отношения и, наконец, приходим к обобщенному понятию. Когда мы говорим «лошадь», мы имеем в виду не эту лошадь, а все типы лошадей.

Таким образом, мы приходим к понятиям о вещах, лицах и качествах в результате нашего перцептивного опыта, нашей способности сравнивать общие качества, соотносить их друг с другом, абстрагировать и обобщать. «Дом», «стол», «шапка» — понятия вещей; «отец», «мать», «учитель» — понятия лиц, а «честность», «правдивость» — понятия качеств и идей.

Формирование и усвоение понятий — большой шаг вперед в умственном развитии детей. Он включает в себя как различение, так и обобщение. Представления ребенка о мире увеличиваются с опытом и с его способностью воспринимать отношения между новыми и старыми ситуациями.

Мало того, что число понятий увеличивается, с увеличением богатого и разнообразного опыта эти понятия становятся богаче и полнее. Представления о декабре будут иметь другое значение, если ребенок пережил его в Пенджабе, Дели, Мумбаи и Калькутте.

Именно по этой причине современное обучение обеспечивает помощь в поездках, экскурсиях и посещении достопримечательностей, чтобы сделать свои впечатления богаче и полнее. Такой опыт и контакты обязательно придадут большую осмысленность и широту формируемым понятиям.

Опыт – не единственный фактор, способствующий формированию всесторонности. По мере взросления дети имеют возможность читать дополнительные книги, журналы, задавать вопросы знающим людям: таким образом они обогащают представления о людях, вещах и идеях.

Понятия, сформированные детьми на ранних стадиях, трудно изучать по трем причинам:

(а) Многие понятия ребенка имеют значения, отличные от значений взрослых, поэтому взрослый может полностью их не заметить. Для ребенка «собачка» может означать всех мелких животных, тогда как для взрослого понятие «собака» является специфическим. Понятия ребенка являются настольными и более общими, чем конкретными.

(b) Понятия ребенка сформулированы недостаточно хорошо, чтобы ребенок мог выразить их словами, понятными взрослому.

(c) Многие детские понятия не могут быть «вербализованы» ими из-за ограниченного словарного запаса.

Представления детей о пространственных отношениях, расстоянии и глубине вначале расплывчаты и неадекватны. Это является причиной большей части неуклюжести у маленьких детей, проявляющейся в их просчетах высоты и расстояния. Развитие речи, ведущее к пониманию таких слов, как «на», «в», «внизу», «наверху», «вверх» и «вниз», помогает им понять пространственные отношения.

Развитие концепции времени происходит вначале в связи с удовлетворением потребностей и рутиной. Они понимают, что означают утро, вечер и ночь с точки зрения кормления, еды и сна. К пяти годам они способны различать настоящее, прошлое и будущее. Как мы измеряем время, они могут понять только по десять или около того. Учителя математики должны знать эти факты, являющиеся результатами исследований.

Понятия числа и количества впервые приходят в сознание детей в результате домашнего опыта, который передает им идеи «меньше» или «больше», «быть тяжелым» или «легким». Согласно Пиаже, дети усваивают числовые понятия еще до того, как они не умеют считать. Они наступают раньше, чем весовые. Если дома и в школе можно получить конкретный опыт работы с различными материалами, эти понятия усваиваются легко и естественным образом.

Научные концепции, связанные с причинно-следственными связями, развиваются, когда детям предъявляют различные задачи, и они объясняют или отвечают на вопросы. Эти концепции, ведущие к способности к дедуктивным и индуктивным рассуждениям, растут с возрастом.

Представления о себе и социальные представления о межличностных отношениях сильно влияют на мышление и поведение ребенка, что является очень важным этапом в психическом развитии детей. Начать с понятия «я» означает только физическую идентичность «я». Постепенно ребенок отличает себя от других. На социальные представления ребенка влияет характер межличностных отношений дома, его опыт общения с другими людьми по соседству, на игровой площадке и другие виды социальной деятельности.

Точно так же ребенок развивает представления о красоте или эстетические представления посредством своих контактов, чтения, ассоциаций, культурных ценностей, своих переживаний цвета, звука и формы, т. е. влияний окружающей среды. Если ребенок живет в грязной, серой и бесцветной среде, есть вероятность, что у него сформируются неправильные представления о красоте цвета, формы или звука. Обучение и воспитание, а также модели в домашних условиях играют важную роль в определении природы таких понятий.

Таким образом, развитие всех типов понятий происходит медленно, но неуклонно.

Развитие понятий происходит в четко обозначенные этапы, как показано ниже: способствовало развитию речи. Язык является инструментом как мышления, так и общения. Это инструмент, который необходимо эффективно использовать для приобретения знаний и усвоения фактов в образовании. Мы удовлетворяем свои интересы, приобретаем опыт и развиваем способность мыслить и рассуждать на более высоком плане с помощью языка. Это основной инструмент для социального общения, для лучшего понимания между отдельными людьми и группами.

Именно с помощью языка и посредством языка мы можем определить наши проблемы и трудности и ясно их выразить. Это способствует успешному приспособлению к ситуациям и людям. Это важное средство воздействия на личность и изменения мыслей и чувств других людей, а также наших собственных.

Развитие языка начинается с простых имен и постепенно включает использование других типов слов. В течение длительного времени ребенок использует больше «существительных», чем других форм языка. Описательные слова, такие как прилагательные и наречия, появляются на более поздних стадиях, чем имена. Ребенок к полутора годам научился использовать 10 или 12 простых слов. Но диапазон может быть намного выше, чем это. К 2,5 годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов. В исключительных случаях может быть больше. В предложениях также есть закономерность. Ребенок начинает с перечислительных предложений и переходит к описательным и интерпретативным структурам предложений.

Одним из важных аспектов языкового развития является развитие речи. Он начинается с вокализации в виде криков или взрывных звуков. Далее следует просто «попугайская болтовня». Это предречевые формы. Четыре потребности ребенка выступают в качестве стимулов к его обучению говорить.

Это:

(i) Желание получить информацию о своем окружении, а затем о себе и своих друзьях,

(ii) Отдавать команды или выражать свои желания,

(iii) Вступать в социальные отношения с другими и

(iv) Выражать свои мысли и идеи.

Ребенок учится говорить в результате «обусловливания». Определенные слова или сочетания ассоциируются с определенными объектами, которые он хочет, видит или получает. В речевом развитии бывают периоды или «всплески» и отдых. Говорят, что после того, как «ходьба» стала двигательным навыком, количество вокализации увеличивается. Большая часть речи, особенно ее качество, которое ребенок усваивает, является результатом подражания другим в окружающей среде.

В процессе обучения правильной речи ребенок должен решить четыре основные задачи.

К ним относятся:

(а) Понимание речи других,

(б) Пополнение словарного запаса,

(в) Объединение слов в предложения и

(г) Произношение.

К 6 годам ребенок может свободно произносить любую форму предложения с хорошим произношением.

Когда ребенок учится говорить, наиболее вероятно развитие речевых нарушений. Очень немногие речевые расстройства являются наследственными. Иногда дефекты речи могут быть связаны с косноязычием, деформированными зубами, небом, губами или деснами. Но большинство речевых нарушений связано с неправильным обучением, несовершенным слухом, мышечной слабостью языка и губ и эмоциональными факторами.

Среди речевых ошибок и дефектов можно назвать пропуски, перестановки и замены, шепелявость, невнятность или невнятность речи, заикание и заикание.

Содержание речи или то, о чем говорят дети в разном возрасте, свидетельствует о размере словарного запаса ребенка, его личности и доминирующих интересах. В первые годы речь ребенка эгоцентрична. Постепенно социализируется. Домашние интересы, вопросы и команды составляют важную составляющую. В подростковом возрасте секс, отношения, дома и в школе, социальные проблемы личного характера, политические интересы и т. д. определяют содержание речи.

Тип словарного запаса детей зависит от домашнего обучения, социально-экономического положения, образования и работы родителей. Ребенок должен уметь говорить к 2 годам. Если он этого не делает, речь можно назвать «запоздалой». Наиболее частыми причинами задержки речи являются низкий интеллект, плохая социальная среда, тяжелые или продолжительные заболевания, неадекватные или дефектные модели, негативизм, глухота и двуязычие.

Еще одним аспектом развития речи является чтение. В умении правильно читать вызывают много разочарований, из-за чего дети становятся отсталыми. Прежде чем ребенок научится читать, он должен четко говорить и иметь достаточный словарный запас. Это называется «готовность к чтению». Сначала ребенок осваивает базовые навыки чтения, затем следует «промежуточный этап чтения» в 4, 5 и 6 классах. Наконец, ребенок достигает стадии зрелого чтения.

(iv) Развитие мышления и решения проблем:

Развитие мышления и решения проблем, которое следует или становится возможным благодаря формированию понятий с помощью языка, является важным аспектом умственного развития. Мышление – это процесс работы с идеями, мыслями или понятиями. По сути, он состоит в манипулировании символами, а не в манипулировании объектами и ситуациями в окружающей среде.

Предполагается, что мышление и решение проблем являются видами деятельности, происходящими на более поздних стадиях человеческого развития. Ребенок, согласно этому предположению, не может мыслить или рассуждать логически. Пиаже утверждает, что в детском мышлении есть стадии. В своих прежних опытах он обнаружил, что до семи-восьми лет ребенок склонен рассуждать только в отношении отдельных или частных случаев, он не способен к подлинному рассуждению и не испытывает потребности в проверке или логическом обосновании; ему трудно делать обобщения или выводы, а также рассуждать с точки зрения другого человека или с точки зрения общего положения.

Другие исследования показывают, что дети младше семи или восьми лет также могут рассуждать о причинно-следственных связях. Но большинство мыслителей придерживается мнения, что высшие типы мышления не всегда были возможны раньше 10 или 11 лет. Это факт, что дети показывают улучшение в большинстве областей мышления по мере взросления. Развитие идет вообще от более простого к более сложному, от конкретного к абстрактному.

Чем младше ребенок, тем больше его мысли сосредотачиваются на непосредственных событиях и проблемах, а не на более отдаленных заботах или делах. Ему легче иметь дело с конкретным, чем с абстрактным. Однако с возрастом он показывает рост своих знаний и способности работать с абстрактным.

Чем старше ребенок, тем более невнимательно он ведет себя, когда сталкивается с проблемой. Младшие дети с большей вероятностью будут продвигаться вперед методом проб и ошибок. Опять же, взрослые, скорее всего, быстрее придут к выводу или правильному ответу и с большей готовностью увидят суть.

Решение задач является важной составляющей умственного развития. Предыдущий абзац указывает на то, что простое решение проблем не выходит за рамки умственных способностей маленьких детей. Даже маленький ребенок в возрасте двух-трех лет прилагает усилия, чтобы решить проблему или сложную ситуацию. Это правда, что проблема или ситуация часто носят личный и конкретный характер, и его усилия, как правило, отмечены методом проб и ошибок. Использование инсайта, однако, не исключается полностью даже в дошкольном возрасте, как показано в исследовании Денче.

Чтобы оценить способности маленьких детей решать проблемы, взрослые должны рассматривать как проблему, так и решение с точки зрения ребенка. Если они будут рассматривать его только с точки зрения логики образованного взрослого, то получат искаженное представление о детском мышлении и решении задач. Джерсилд замечает, : «Дети могут иметь хорошее практическое понимание идеи причинно-следственной связи в своей собственной сфере деятельности, даже если они не могут сформулировать эту идею в логических терминах».

(v) Рост интеллекта или интеллектуальное развитие:

Интеллектуальное развитие или рост интеллекта является наиболее важным аспектом умственного развития. Здесь мы только очертим его с точки зрения развития или роста.

Рост интеллекта не происходит независимо от остальной личности ребенка. Развитие речи, эмоциональное и социальное развитие, а также физический рост связаны с интеллектуальным развитием или ростом интеллекта.

В течение последних пятидесяти лет было предпринято много попыток измерить интеллект и его рост от рождения до зрелости с помощью школ развития, разработанных Гезеллом, тестов для младенцев, разработанных Кеттеллом, Стэнфордом, шкалы Бине, армейской альфа, шкалы Отиса и тесты Вехстера для детей и взрослых и многие другие в зарубежных и наших странах. С помощью этих тестов и графиков мы можем производить тестовые существительные для всех возрастов и представлять их на кривой.

Эти тестовые оценки позволили психологам отсеять детей с разным уровнем интеллекта, отделить тупых от пограничных случаев, лучших от средней группы. Изучение типичной кривой умственного развития или кривой интеллекта покажет, что младенчество характеризуется быстрым интеллектуальным ростом; рост умеренный в детстве и замедляется в подростковом и более позднем юношеском возрасте.

Некоторые исследования показывают, что баллы остаются стабильными или медленно увеличиваются во взрослой жизни, но имеют тенденцию к снижению в пожилом возрасте. Но это верно только в отношении некоторых аспектов интеллекта или некоторых специфических способностей. Разные исследователи давали разные типы кривых, но все согласны с тем, что интеллект у нормальной популяции увеличивается с возрастом.

Конечно, есть индивидуальные варианты. Некоторые люди демонстрируют быстрый рост в определенных областях интеллекта, в то время как другие указывают на быстрый рост в других областях или способностях. Эти кривые также указывают на периоды, когда кажется, что нет роста или повышения, то есть периоды отсутствия прогресса, технически известные как плато.

Проверка интеллекта человека в течение ряда лет указывает направление или модель его интеллектуального роста. Это также показывает, насколько постоянен его I.Q. I.Q. или скорость или соотношение умственного развития не являются постоянными в каком-либо жестком смысле, но повторяющиеся ежегодные проверки показывают, что дети с лучшими результатами продолжают оставаться лучшими, а дети с низким уровнем развития продолжают оставаться низкими.

Через 6 лет наблюдается большее постоянство I.Q. чем в предыдущие годы. Если в течение многих лет результаты тестов сильно колеблются, это может быть связано с такими тревожными факторами, как здоровье, интерес или мотивация, усталость или внезапные изменения окружающей среды или дефекты в методах тестирования.

Интеллект, кажется, растет до определенного возраста, который является его пределом. Теман определил возраст 16 лет как период, когда умственное развитие достигает своего предела, в то время как Кульман и Вехлен отмечают, что те, кто выше по интеллекту, продолжают расти даже в 20 лет. Эти тесты показали, что в одних областях рост продолжается больше, чем в других.

Например, рост словарного запаса и информации сохраняется до преклонного возраста, но прекращается в общих способностях к рассуждению, различению пространственных отношений и арифметическим вычислениям после 16 или 20 лет.

Различные условия или факторы, влияющие на интеллектуальное развитие или рост К интеллекту относятся внутриутробное состояние матери, ее пищевой статус во время беременности, интеллектуальный статус дома, профессиональный статус родителей, эмоциональная атмосфера в доме, возникающая в результате различных межличностных отношений, характер и вид образовательный процесс в школах и социокультурные факторы как в семье, так и в обществе. Можно отметить, что факторы внешней среды не определяют потенциальный интеллект, они влияют благоприятно или иным образом на скорость его роста и размеры.

Другими аспектами умственного развития детей являются внимание, память и воображение. Однако мы можем вкратце упомянуть в этом абзаце рост памяти как часть умственного роста. Графики развития памяти, обсуждавшиеся Херлоком и Шварцем, показывают, что у ребенка в первой половине года память импрессионистического типа.

Истинное воспоминание появляется к концу первого года жизни. Память сначала вызывается сенсорными раздражителями, но к концу второго года жизни ребенок может запоминать образно с помощью слов или символов. В течение первого и второго года у ребенка память сильнее на лица и предметы, чем на ситуации. Ситуации становятся значимыми в памяти ребенка от трех до шести лет. На память ребенка положительно или отрицательно влияет эмоциональное качество его переживаний. Приятные ситуации запоминаются с большей вероятностью, чем неприятные.

Главная ›› Психология ›› Ребенок ›› Психическое развитие ›› Психическое развитие ребенка

Психологическое развитие | Определение, этапы, примеры и факты

младенцев

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эрик Эриксон
Похожие темы:
развитие младенцев и малышей эмоциональное развитие самореализация развитие ребенка Эдипов комплекс

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

психологическое развитие

, развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей человека и функционирование в течение нормальной продолжительности жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология традиционно была в центре внимания исследований, но с середины 20 века многое стало известно и о младенчестве, и о взрослой жизни. Далее следует краткое рассмотрение психологического развития. Для более полной обработки см. поведение человека.

Младенчество — это период между рождением и приобретением языка через один-два года. Помимо набора унаследованных рефлексов, помогающих им добывать пищу и реагировать на опасность, новорожденные наделены предрасположенностью к определенным зрительным образам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они способны узнавать своих матерей по внешнему виду и обнаруживают поразительную чувствительность к тонам, ритмическому течению и отдельным звукам, составляющим человеческую речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцептивным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создавая категории для объектов и событий (например, людей, мебели, продуктов питания, животных) таким же образом. пожилые люди делают.

Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в памяти воспоминаний, что, в свою очередь, повышает их способность понимать и предвидеть события в окружающей среде. Фундаментальным достижением в это время является признание постоянства объекта, т. е. осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физические взаимодействия младенцев с окружающей средой развиваются от простых нескоординированных рефлекторных движений до более скоординированных действий, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому что их можно использовать для достижения внешней цели. Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не путем простого экспериментирования методом проб и ошибок.

Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, свидетельствующие о таких эмоциональных состояниях, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. Новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх, появляются к первому году жизни. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к своим матерям или другим основным опекунам, и посредством этих взаимодействий младенцы учатся любить других людей, доверять им и зависеть от них.

Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно в два месяца, а их привязанность к матерям и опекунам развивается примерно к шести месяцам. Эти привязанности формируют основу для здорового эмоционального и социального развития на протяжении всего детства.

Вторая основная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет. Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. Младенцы в среднем говорят свои первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам их разговорный словарный запас составляет около 50 слов. Дети начинают использовать комбинации из двух, а затем и трех слов и переходят от простых комбинаций существительное-глагол к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью. К четвертому году жизни большинство детей могут говорить предложениями, похожими на взрослые, и начинают осваивать более сложные правила грамматики и значения.

В своих познавательных способностях дети совершают переход от опоры исключительно на конкретную, осязаемую реальность к логическим операциям с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетние дети ведут себя так, как будто внешний мир есть постоянное место, независимое от их восприятия, и проявляют экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может творчески и спонтанно адаптироваться к новым целям. В период от двух до семи лет дети начинают манипулировать окружающей средой посредством символического мышления и языка; они становятся способными к решению новых типов логических задач и начинают пользоваться мыслительными операциями, гибкими и полностью обратимыми в мышлении. В возрасте от 7 до 12 лет зачатки логики проявляются в форме классификации идей, понимания времени и числа, более глубокого понимания серийности и других иерархических отношений.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *