Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реактивное поведение это: Реактивное поведение

Реактивное сопротивление — Психологос

​​​​​​​Реактивное сопротивление — сопротивление в ответ на сопротивление как реакция на нежелательные воздействия.

Люди часто оказывают сопротивление попыткам ограничить их поведение. Дж. У. Брем высказал предположение, что такого рода противодействия могут рассматриваться как проявления единого мотивационного состояния — восстановить свободу, которая подверглась угрозе или была утрачена. Последующие работы в рамках теории реактивного сопротивления продемонстрировали значительную эмпирическую поддержку этой теории и распространили область ее применения на широкий круг психологических проблем.

Общий обзор теории

Реактивное сопротивление — это мотивационное состояние, вызываемое в тех случаях, когда индивидуум сознает, что его свобода в проявлении некоего специфического поведения находится под угрозой нарушения или оказалась нарушенной. Когда возникает мотивация реактивного сопротивления, человек стремится восстановить эту подвергшуюся угрозе или оказавшуюся нарушенной свободу.

Эта теория утверждает, что каждый человек обладает конечным числом специфических поведенческих свобод. Поведение считается свободным, если индивидуум реализует его в текущий момент времени и/или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Поведение в его наиболее широком смысле, наряду с реальными действиями и поступками включает в себя Эмоции, аттитюды и убеждения. Это представление о воспринимаемых, специфических свободах следует отличать от идей, касающихся свободы как общего состояния. Теория реактивного сопротивления не предполагает существования какой-либо потребности в или стремления к свободе per se.

Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу в отношении этой свободы. Иногда, конечно, будут возникать события, которые делают вообще невозможным свободное поведение. В таких случаях человека лишают свободы. Как правило, угрозы свободе приводят к возникновению реактивного сопротивления. Нарушения свободы, однако, должны вызывать реактивное сопротивление лишь поначалу.

Как только человек осознал, что свобода утрачена безвозвратно, реактивное сопротивление также должно исчезнуть.

В целом, чем более важна данная свобода и чем большее число свобод подверглось угрозе, тем большим будет реактивное сопротивление. Сила реактивного сопротивления также зависит от величины угрозы. Некоторые угрозы вызывают лишь незначительные затруднения в реализации свободы, некоторые вызывают значительные трудности, а некоторые исключают возможность реализации свободы.

Самым прямым поведенческим эффектом реактивного сопротивления является действия по восстановлению оказавшейся под угрозой или нарушенной свободы. Однако, такие попытки в направлении восстановления свободы будут ослабляться двумя противодействующими силами. Во-первых, по мере возрастания степени давления к подчинению будут возрастать не только реактивное сопротивление, но и мотив к подчинению путем отказа от свободы. Кроме того, будут возникать некоторые ситуации, где свобода реализовывать поведение нарушается не безвозвратно, но где издержки от непосредственных усилий по ее восстановлению оказываются достаточно высокими для того, чтобы ослабить прямое противодействие.

Обе противодействующие силы ослабляют или сводят на нет непосредственные усилия по восстановлению свободы, но их внутренние психологические последствия оказываются довольно различными. Мотивы к подчинению противодействуют побуждающей силе реактивного сопротивления при определении результирующей поведенческой тенденции. Однако, издержки от усилий, направленных на восстановление свободы, должны преимущественно действовать как сдерживающий фактор (suppressor) открытых действий. Если человек имеет возможность восстановить свободу без вовлечения в непомерно высокие издержки, он будет поступать именно таким образом.

Привлекательность коммуникатора

В исследованиях Дж. У. Брема и Манна обнаружились, что испытуемые, которые считали, будто их индивидуальные суждения о групповой задаче имели важное значение, и которые подвергались давлению к изменению этих суждений со стороны высоко привлекательной группы, испытывали значительное реактивное сопротивление и были склонны двигаться в направлении, противоположном позиции, занимаемой данной группой.

Враждебность

Уорчел обнаружил, что отказ испытуемым в ожидаемой ими свободе выбора одного из трех подарков приводил к возникновению значительно большей враждебности по сравнению с неподтверждением их ожидания получить наиболее привлекательный подарок или просто вознаграждением их наименее привлекательным призом в отсутствие каких-либо предварительных ожиданий. Эти результаты свидетельствуют о значительной роли реактивного сопротивления в возникновении враждебности в случае произвольного нарушения важных ожидаемых свобод.

замена эмоций для защиты психики — Владислав Кочерыжкин на vc.ru

Реактивное образование в психологии — это инструмент защиты психики от эмоциональных потрясений с помощью подмены истинных чувств и эмоций на противоположные. Под страхом признания собственных переживаний, стыда, социальных блокировок и стигматизации, человек просто переворачивает действительность кверх ногами, корректируя поведения с точностью до наоборот.

257 просмотров

В результате его реакции полностью отзеркаливаются, вместо любви ненависть, вместо презрения комплименты и лесть, вместо интереса избегание и так далее. Но самое любопытное здесь другое — данная психическая защита настолько сильная, что человек уже не помнит истинных чувств и эмоций, он абсолютно убежден, что его реакция на объект настоящая.

Почему происходит реактивное образование в психологии

Психика это сложное, структурное образование, которое реагирует на сигналы всех уровней, запускает ответные реакции, контролирует химические и эмоциональные процессы, обеспечивает жизнеспособность индивида, подстраивает его поведение под среду обитания, а также несет ответственность за сохранение активности.

Например, при выхода из строя памяти, человек теряется в пространстве и времени не имея возможность адекватно взаимодействовать с окружающими. Нарушение в мышлении приводит к ошибкам, которые могут стоить жизни и здоровья. Несоответствующие контексту убеждения оборачиваются большими проблемами.

Как только один из ресурсов психики подходит к концу, то есть перегружается, срабатывают защитные механизмы, которые нацелены на восстановление работоспособности и выживание индивида.

В случае с реактивным образованием происходит оценка окружающей среды и норм поведения в конкретном обществе, после чего некоторые реакции блокируются и подменяются на противоположные.

Проще говоря есть действия, которые психика расценивает как опасное для жизни, здоровья, признания в обществе. Они группируются по классам и помещаются в ограничения. Представим себе некий накопитель в нашей психике, который помечен словом «опасно!».

Когда психика получила внешний или внутренний сигнал и сформировала ответную реакцию, на последнем этапе происходит её оценка. Тут вдруг выясняется, что такое поведение может обернуться большими проблемами и чтобы ничего не выдумывать оно просто разворачивается на 360 градусов. Если это точно нельзя, значит абсолютно противоположное точно можно.

Таким образом реактивное образование это инструмент приспособления. Психика оценивая множество параметров понимает, что её истинные реакции будут негативно восприняты окружающими, при этом изменить ситуацию индивид не может.

Чтобы уберечь его от тяжелых последствий она производит автоподмену не особо заморачиваясь с поиском правильного решения. Недопустимое меняется на кардинально противоположное и всё.

Примеры реактивного образования

Как было сказано выше реактивное образование это очень быстрый процесс, который со временем перетекает в убеждения. И действует он по принципу «из пушки по воробьям», то есть структурирует реакции на группы.

Первый пример

Например, мальчику внушают, что он мужчина и поэтому не имеет право на проявление слабости. Всё, что в его понимании подходит под это описание будет подавляться и подвергаться замене на противоположное.

Если ему понравится девочка, то вероятнее всего сам факт влюбленности и ощущение зависимости он расценит как мягкость собственного характера, а значит это опасно, ведь окружающие не оценят и будут смеяться. Тогда вместо нежных слов и заботы он эту девочку скорее всего будет оскорблять, дёргать за волосы и, возможно, даже пнёт.

Второй пример

Девушка страстно любит мужчин. Ей нравится общение с представителями противоположного пола, нравится близость и всё вытекающее из этого. Однако с детства ей внушали, что у порядочной девушки должен быть только муж и ничего другого. На фоне своих истинных потребностей она формирует желания, которые должны были вылиться в действия, но были заблокированы психикой и быстро заменены на противоположные.

Вместо сближения с мужчинами она выстроит заборы, начнёт проявлять пренебрежение к ним, возненавидит их желания. Будет рассказывать,что мужикам только одно и надо, что это отвратительно и омерзительно, что подобное ей вообще не нужно.

Очень скоро так и будет, потому что реактивное образование затирает истинные потребности, в результате чего убеждения меняются и уже они оказывают воздействие на желания. Она на полном серьёзе будет недолюбливать мужчин и откажется от всех своих настоящих желаний, не будет ощущать нужду в них.

Только согласно её убеждениям она порядочная, а мужчины похотливые животные, а на самом деле она хотела бы быть как они, но не может себе этого позволить из-за ограничивающих убеждений в собственной голове и поэтому просто меняет реакцию.

Во ещё из этой же серии. В условиях недоступности психика вынуждена понижать значимость желаемого и нередко сильно перегибает палку. Например, женщина в возрасте уже не может позволить себе надеть короткую юбку и отправиться на дискотеку в поисках приключений. Очень хочется, но и здоровье не то и внешний вид подпортился.

Поведение молодых, красивых и свободных девчонок вызывает самые положительные эмоции, но психике невероятно сложно их пережить в силу недоступности. Возникает своеобразная форма зависти. И уже в этот момент происходит реактивное образование, когда вместо того, чтобы порадоваться за других и насладиться прекрасным видом симпатичного объекта, мы испытываем ненависть. Так условные бабушки у подъезда и кроют матом студенток, позволяющих себе вызывающую одежду и лёгкое, непринужденное поведение.

Третий пример

Выше описаны два примера негативного реактивного образования, то есть вместо положительных эмоций человек испытывает резко отрицательные. Но бывает и наоборот. Это когда человек нам сильно не нравится, но сказать это в открытую опасно и тогда мы наоборот заваливаем его комплиментами и лестью.

Такое часто можно увидеть при встрече двух подруг, одна из которых может ненавидеть другую. Но ссориться не хочется, это приведет к нежелательным последствиям и поэтому она стоит и с улыбкой до ушей сыпет теплые слова из серии «вау, ты так классно выглядишь, платье потрясающее, всё молодеешь и молодеешь, какая умница, мммм!». А потом отходит в сторону и думает «фу, как она меня бесит, еле сдержалась чтоб не засмеяться над её прикидом, это платье как наволочка на корове!»

Нередко наши истинные эмоции вызывают чувство вины. Например, кто-то нас сильно раздражает, но одни только мысли вызывают неприятные ощущения, нам стыдно за то, что мы так относимся к человеку.

Тогда поведение корректируется на обратное. Излишняя забота и опека станут проявлениями подобной ситуации. Родители могут откармливать ребенка или заваливать его деньгами не от большой любви, а потому то он им не нравится.

Отрицательные последствия для общества

Под действием социальной стигматизации человек склонен навешивать ярлыки на других людей по каким-то отдельным признакам. Например, убеждение «все чёрные преступники и необразованные элементы, опасные для общества». За основу взят цвет кожи и какие-то отдаленные данные о том, что такие люди совершали преступления и являются выходцами из неразвитых регионов планеты.

Безусловно это ошибочное суждение, однако именно так устроена наша психика, в некоторых случаях ей проще собрать всё в кучу и сгруппировать источники внешних сигналов, чтобы избавить себя от глубокого анализа. Все черные преступники и всё тут. На фоне этого рождается и реактивное образование — вместо интереса или безразличия к таким людям, многие начинают испытывать ненависть и презрение. Так работает расизм.

Тот же принцип с гомофобией. Многие сами склонны к этим желаниям, но признаться не могут, так как им внушали, что настоящий мужчина должен быть другим и настоящая женщина до такого не опустится. Если высказать хоть одно слово в поддержку, одобрение или как минимум безразличие, можно тут же попасть в опалу, что представляет угрозу для жизни и здоровья.

Недопустимость лояльного отношения к группам меньшинств вынуждает не просто оставаться в стороне, но и демонстративно показывать своё презрение к ним. Так убеждения не просто меняются на противоположные, но и становятся фундаментом для активного преследования других людей, сгруппировав их в нежелательные категории. Расизм, нацизм и гомофобия строятся на этих принципах.

Вместе с этим происходит и конформизм. Люди делятся на классы и группы по их характеристикам, таким как интересы, цвет кожи, национальность, ориентация и так далее. Каждый из них признается нежелательным и недостойным, следовательно сам человек пытается найти сильное сообщество, чтобы примкнуть к нему.

С этого момента его зависимость от чужого мнения лишь усилится и невзирая на свои истинные чувства, эмоции и потребности он будет относится к окружающим так, как принято в его окружении. Каждый раз психика будет менять реакции на противоположные, достаточно ей определить их как опасные. Тогда индивид начнет улыбаться тому, кого ненавидит и ненавидеть того, кто на самом деле либо абсолютно безразличен, либо вовсе вызывает повышенный интерес.

Реактивное образование помогает индивиду выжить, но превращает жизнь в бесконечное соответствие ожиданиям посторонних. Блокировка настоящих желаний, согласно теории Фрейда, оборачивается проблемами с ментальным и физическим здоровьем, а регулярное натягивание улыбки вызывает стресс и неврозы. Природа создала классную штуку, но видимо в современном мире от реактивного образования больше вреда, чем пользы.

Как реактивное поведение вредит вашим отношениям

Источник: Alliance/Shutterstock

Когда вы реактивны, ваши чувства зависят от внешних событий, находящихся вне вашего влияния или контроля. Будет ли у вас хороший или плохой день, полностью зависит от того, что происходит с вами и вокруг вас. Погода, что ваш босс говорит о вашей презентации, в каком настроении ваш партнер, когда вы возвращаетесь домой, как играла ваша любимая команда: все эти посторонние вещи контролируют ваши эмоции; вы этого не сделаете. И когда ваши действия основаны на ваших чувствах — а они обычно таковы — вы находитесь на территории опасного реактивного поведения. Во всем, что ты делаешь, виноват кто-то другой. Вы не контролируете свою жизнь.

Хороший друг сказал что-то обидное; романтический партнер в паршивом настроении; ваш ребенок отказывается есть то, что вы приготовили на ужин; Ваш босс просит вас закончить работу к понедельнику, а сегодня пятница. Ваша реакция исходит прямо из человеческой эволюции: гормоны стресса наводняют ваше тело, отключая рациональную часть вашего мозга, и вы входите в реактивный режим «бей-беги-или-замри». Вместо того, чтобы посмотреть, было ли оскорбление намеренным, вы отвечаете своим собственным оскорблением; вместо того, чтобы спрашивать, почему ваш партнер в плохом настроении, вы в отместку холодно относитесь к нему; вы наказываете своего ребенка, а не ищете решение; и вы обиженно принимаете работу, а не просите о продлении. Ваше реактивное поведение усугубляет ситуацию. В реактивном режиме вы можете превратить тривиальные вещи в полномасштабные кризисы.

В то время как поведение вашего друга, партнера, ребенка и начальника находится вне вашего контроля, ваши собственные мысли, эмоции и реакции на это поведение полностью находятся под вашим контролем. Вы не отвечаете за их действия, а они не отвечают за ваши. Когда вы берете на себя ответственность, ваше поведение может измениться с реактивного на активное. Если раньше у вас не было контроля, теперь у вас есть все.

То, как ведут себя окружающие, не изменилось, но когда вы находитесь в проактивном режиме, вы можете выбирать, как вы думаете о внешних событиях. Поскольку чувства следуют за мыслями, а действия следуют за чувствами, когда вы выбираете, как вы о чем-то думаете, вы также выбираете, как вы на это реагируете. Хитрость заключается в том, чтобы с помощью осознанности создать пространство между внешним событием и вашей реакцией на него. Когда вы находитесь в настоящем моменте и находитесь в гармонии со своим телом, вы можете распознавать физические ощущения, которые совпадают с конкретными мыслями и эмоциями, и вы можете остановить себя от реактивной реакции на них.

Когда ваш друг говорит что-то обидное, и вы чувствуете напряжение в мышцах и прилив жара к лицу, вместо того, чтобы подскочить к мысли «Она только что назвала меня идиотом» и сказать что-то гадкое в ответ, вы можете замедлиться и остановить эту цепную реакцию. Теперь у вас есть эмоциональная дистанция, чтобы спросить себя: «Она назвала меня идиотом? Или я так интерпретирую то, что она сказала? И с таким расстоянием вы можете поинтересоваться ее комментарием.

Когда вы проактивны, вы также можете выбирать, на чем сосредоточиться, и перестать беспокоиться о вещах, на которые вы не можете повлиять. Вместо того, чтобы реагировать на плохое настроение вашего партнера холодным приемом или пытаться изменить его поведение, вы можете работать над тем, чтобы быть любящим партнером и мягко расспросить о том, что могло привести к его плохому дню.

Чувствуете ли вы, что контроль над своими эмоциями, мыслями и поведением исходит изнутри вас самих или из-за внешних событий, это может оказать существенное влияние на ваше здоровье и счастье. В психологии эта идея называется локусом контроля . Человек с внутренним локусом контроля приписывает свои успехи и неудачи собственным действиям: «Я поссорился с партнером, потому что не слушал, когда она говорила, что ей нужно побыть наедине; в следующий раз я выслушаю и уважать ее потребности». Человек с экстернальным локусом контроля рассматривает внешние силы и удачу как контролирующую силу в своей жизни: «Я подрался с партнершей, потому что она была в плохом настроении; я не буду извиняться, потому что я не сделал ничего плохого. »

То, откуда, по вашему мнению, исходит ваш контроль, может повлиять на вашу самооценку, вашу трудовую этику, ваше здоровье и качество ваших отношений. Вы можете выбрать, хотите ли вы быть активным или реактивным. Вы можете сесть за руль своей жизни, если захотите. Вам остается только сесть за руль.

Реактивное поведение: трансформируйтесь и научитесь делать паузу

Реактивное поведение в основном означает, что человек не принимает стратегических решений в жизни; когда человек принимает импульсивные решения, а потом реагирует на то, что с ними происходит. Иногда эта реакция может быть положительной, а иногда и отрицательной. Наши чувства придают шумиху реактивному поведению. Когда мы чувствуем стресс, злость, депрессию или обиду, мы склонны принимать реактивные решения; это реактивное поведение известно как эмоциональная реактивность. В таких ситуациях нами движут наши эмоции, и мы не понимаем ситуации, в которой находимся, и в итоге принимаем импульсивные решения.

Реактивное поведение — это то, что может изменить жизнь человека и иметь многочисленные последствия. Это может вызвать проблемы между нашими друзьями и семьями. Реактивное поведение может привести к состоянию гнева и агрессии, а в некоторых случаях может вызвать печаль, чувство вины, тревогу и депрессию. Именно благодаря реактивному поведению люди знают, что в человеке существуют такие сильные эмоции.

Как мы можем справиться с нашим реактивным поведением?

Чтобы ответить, а не реагировать, мы можем делать разные вещи. Во-первых, прежде чем предпринимать какие-либо действия, нам нужно сделать паузу, а затем вам нужно понять эмоцию, которую вы испытываете, не беспокоясь о том, чтобы избавиться от этой определенной эмоции. Затем нам нужно поразмыслить о своем внутреннем я и подумать о выборе, который у нас есть в этой ситуации, и нужно тщательно его понять, а затем нам нужно принять решение о том, как реагировать на эту ситуацию. Для этого процесса вам понадобится от 10 до 20 минут. У вас вырабатывается хорошая привычка, если вы думаете о своей ситуации, прежде чем ответить, а не просто реагируете импульсивно.

Кроме того, если вы чувствуете, что кто-то ведет себя негативно по отношению к вам, вместо того, чтобы реагировать, вам нужно подумать обо всех положительных сторонах этого поведения. Кроме того, вас не должны принуждать к импульсивным действиям, и вам нужно некоторое время, чтобы обдумать свое решение. Когда я нервничаю или беспокоюсь, я омываю лицо холодной водой, так как это замедляет частоту сердечных сокращений и защищает меня от импульсивных решений. Аэробные упражнения помогают, когда мы чувствуем страх или разочарование, поскольку они помогают повысить вашу уверенность.

Разница между проактивной и реактивной стратегиями

Существует два типа стратегий, которые мы обычно путаем: проактивная и реактивная стратегии. Между обеими стратегиями есть очевидные различия. Проактивные стратегии — это методы предотвращения вызывающего поведения, тогда как в реактивных стратегиях есть методы, которые мы можем использовать во время инцидента с вызывающим поведением. В проактивных стратегиях всегда есть случаи вызывающего поведения, которые могут быть очень стрессовыми для человека и повлиять на его самочувствие. Атака на триггеры, которые могут привести к сложному поведению, и попытка их избежать — это пример проактивной стратегии. Если мы отвлекаем человека, чье поведение вызывает вызов, это реактивная стратегия.

 Подведение итогов

Чтобы остановить реактивное поведение всякий раз, когда возникает препятствие, нам нужно понять, что наша импульсивная реакция будет нашим врагом. Поступая таким образом, мы отключаем нашу реактивную систему, и на поверхность выходит проактивное поведение. Мы должны знать о своих триггерных точках и изо всех сил стараться не доходить до того момента, когда это может вывести из нас реактивное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *