Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реализм это в философии кратко: РЕАЛИЗМ (в философии) | это… Что такое РЕАЛИЗМ (в философии)?

Что такое реализм: кратко и понятно

Реализм – это направление в искусстве или литературе, образовавшееся в конце XIX века. Главной его особенностью является правдивое изображение действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах». Но понятие реализма – это термин, и более ничего, а чтобы разобраться в сути направления, необходимо не только знать его определение, но и его определяющие черты, принципы, философию и другие основы. Многомудрый Литрекон будет рад помочь Вам в освоении реализма.

Содержание:

  • 1 История возникновения
  • 2 Основные черты и признаки
  • 3 Суть и принципы
  • 4 Герой
  • 5 Виды, жанры и темы
    • 5.1 Социалистический
    • 5.2 Критический
    • 5.3 Просветительский
    • 5.4 Магический
    • 5.5 Классический
  • 6 Представители и примеры
    • 6.1 В литературе
    • 6.2 В живописи
    • 6.3 В музыке

История возникновения

Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.

Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).

Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.

Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):

  • Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
  • Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
  • Социалистический реализм (1920-1980-е гг. ). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.

Основные черты и признаки

Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:

  • отображение мира таким, какой он есть;
  • соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
  • зависимость героев от социальных условий;
  • внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
  • типизация героев;
  • в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).

Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.

Суть и принципы

Философия реализма носит название «Tabula rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно. Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают (в соответствии с теорией) особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли. Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.

Таковы главные принципы и особенности реализма:

  • В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности. Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
  • В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
  • Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
  • Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
  • Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин).
    Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
  • Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).

Герой

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Черты героя реализма:

  1. Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  2. Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  3. Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Виды, жанры и темы

Социалистический

Социалистический реализм возник в 20-е годы прошлого века. Самый яркий и доступный литературный пример – советский реализм (М. Горький, М. Шолохов и другие). В живописи: И. И. Бродский, Е. П. Антипова, А. А. Пластов.

Тематика, особенности и специфика направления:

  1. Изображение действительности, изменившейся в результате последствий социалистической революции.
  2. Темы преимущественно социальные и политические.
  3. Идея автора должна соответствовать социалистическому вектору развития общества.
  4. Искусство в эту эпоху было обязано служить народу, поэтому он – главный герой книги.
  5. Задача произведения состояла в том, чтобы воспитать в человеке дух коммунизма.

Основные принципы:

  • Изображение картин жизни простого народа.
  • Отражение стремления народа к совершенствованию, к улучшению общества (идейная составляющая).
  • Достоверная точность изображения.

У истоков жанра стоял М.Горький. Именно он официально объявил термин «социалистический реализм» в 1934 году. В этом направлении творили такие писатели, как Шолохов («Поднятая целина»), Александр Серафимович («Железный поток»), А.Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Н. Островский («Как закалялась сталь»). К писателю предъявлялись особые требования, в которых выражалась суть принципа социалистического реализма. Ему необходимо было опираться в своих произведениях на установки партии, идеализировать социалистическое общество, в центре – положительный, трудолюбивый герой, не сомневающийся в правильности своего выбора. Роман-эпопею Шолохова «Тихий Дон», например, нельзя отнести к соцреализму: он может вызвать сомнения у советского человека. А вот его же «Судьбу человека» или «Поднятую целину» — можно.

В произведениях соцреализма поднимаются темы единства народа, значимости труда, создания счастливого будущего. Для них характерны проблемы отступничества и предательства, паразитизма и жестокости прошлых эпох, нищеты и рабства.

Основные литературные жанры:

  1. Роман;
  2. Рассказ;
  3. Повесть;
  4. Антиутопия;
  5. Фельетон;
  6. Памфлет.

Критический

Критический реализм был сформирован в 1830-е годы. В этом жанре творили основные деятели эпохи: Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Основные принципы этого направления – «дух отрицания» и «дух анализа». Также к ним относятся:

  • Обличение социальных пороков.
  • Критика общественных устоев.
  • Тщательное исследование, изображение действительности.

Н.В. Гоголь в своих произведениях обличает такие пороки общества, как чинопочитание, лицемерие, ведение праздного образа жизни. Он создает образ типичного русского города, жители которого – малограмотны, глупы, пусты. В лирических отступлениях поэмы «Мёртвые души» Гоголь затронул почти все проблемы русской действительности: положение писателя, однообразие жизни, сложившиеся человеческие характеры, сколоченные примитивно и пошло (о «толстых» и «тонких»).

Особенно важно, что жанры критического реализма были весьма многогранны, и ошибочно считать, что в него вписывается только деятельность литераторов. Например, В. Г. Белинский был критиком, но его статьи и письма тоже принадлежат к этому направлению.

В живописи к реалистам подобного склада можно отнести художников-передвижников: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин и т.д.

Просветительский

Это направление сложилось в эпоху Просвещения. Основная тематика – вера в человеческий разум, стремление к гармонизации общества через культурное развитие. Писатели исходили из философского догмата, в соответствии с которым все люди рождаются на свет чистыми как белый лист бумаги, и только от их общества зависит, кем они станут. Поэтому литература становится назидательной, в ней проскальзывают прямые нравоучения.

Провозглашается свобода личности, а также такие нравственные ценности, как доброта, честность, благовоспитанность, строгие моральные устои. К жанрам просветительского реализма относят роман, комедию, трагедию, даже лирическую песню. В этом направлении писали: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Вольтер, И.В. Гете, Д. Дефо.

Магический

Истоки магического реализма уходят в далёкое прошлое: ещё древние индейские цивилизации (ацтеки, майя, инки) мыслили, веровали в этом направлении. Магический реализм подразумевает способность видеть, изображать чудесное, необычное в окружающей действительности. Основные элементы направления:

  • использование символов, образов;
  • следование фольклорным традициям;
  • нередко происходит искажение временного пространства;
  • наличие фантастических элементов;
  • в литературе возможно использование такого тропа, как гротеск;
  • дли живописи характерно использование небольших деталей даже на крупных полотнах
  • как правило, в центре внимания – обыденные предметы, ситуации, изображенные с другой, нереальной, стороны.

К магическому реализму можно отнести некоторые романы, сказки, рассказы, повести. Это и есть самые частые жанры этого направления

Примеры из литературы: Г. Г. Маркес «100 лет одиночества»; Н. В. Гоголь «Нос»; А. С. Пушкин «Пиковая дама».

Примеры из живописи: творчество М. А. Врубеля.

Классический

Классический реализм подразумевает обращение к внутреннему миру личности, социальный детерминизм. Важную роль в формировании мировоззрения героя играет общество, которое окружает персонажа. Герой «подвергается» разным испытаниям: любовным, испытанием дружбой, честью. Также авторы могут помещать на страницы своих произведений исторические события, реальных личностей. Тематика соответствующая: любовь, конфликт поколений, честь и бесчестье, добро и зло и т.д. Писатель с помощью методов психологизма раскрывает характер своего персонажа, а в его характере мы видим сословие или эпоху. К этому направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Примеры из живописи: творчество К. Брюллова, В. Боровиковского и т.д.

Представители и примеры

В литературе

XIX в. –   А.С. Пушкин ( «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души», «Шинель»), И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»), Ф.М. Достоевский («Бесы», «Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»).

XX в. – А.П. Чехов («Вишнёвы сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Окаянные дни», «Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»), А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).

В живописи

К первым живописным реалистам относятся: Илья Репин, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Франсуа Милле.

В России такое направление, как соцреализм отразился не только в литературе, но и в живописи. В этом направлении творили: Б. Иогансон, Ф. Решетников («Опять двойка»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»), С. Герасимов («Колхозный праздник»).

Также в XX веке появляется новое направление: сюрреализм. К нему относят работы следующих авторов: Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Лицо войны»), Рене Магритта («Сын человеческий», «Гонконда»).

В музыке

Крупнейшие представители реализма: М. Глинка («Иван Сусанин»), М. Мусоргский («Борис Годунов»). Основные черты их произведений – народность, изображение страданий русского человека, его нелёгкой судьбы. В центре – внутреннее состояние человека, исторические события.

Автор: Анастасия Сметанова

О спекулятивном реализме

Эссе и статьи

О спекулятивном реализме

Краткий очерк самого молодого философского течения современности

Автор: Иван Болотов
Редакторы: Мирослава Рошка, Армен Арамян
Иллюстрации: Полина Сонина

Публикация: 09/02/17

История современной континентальной философии часто описывается как последовательность в той или иной степени радикальных смещений. Подобные смещения принято называть словом «поворот».

Что поворачивается в повороте и в какую сторону? Речь идет о ситуации изменения направляющего философский поиск интереса, вместе с которым изменяется и его оптика, и предмет. Среди наиболее важных выделяют антропологический, лингвистический, теологический и другие повороты. Не принимая в расчет легитимность такого историописания, по-видимому, на сегодняшний день можно говорить об очередном повороте – спекулятивном.

Эта история берет свое начало в апреле 2007 года, когда в Голдсмитском колледже Лондонского университета состоялась конференция под заголовком «Спекулятивный реализм». Это событие и послужило точкой сборки для одноименного философского движения. Костяк спекулятивных реалистов составили четыре докладчика, выступавших там: К. Мейясу, Р. Брассье, Я.Г. Грант и Г. Харман. Однако сегодня, – в 2017 году – очевидно, что никакого «движения» в том смысле, в котором принято говорить, например, о феноменологическом движении, никогда не существовало. Парадоксальным образом, начинать разговор о спекулятивном реализме стоит со следующей констатации: никакого спекулятивного реализма не существует.

Предпочтительнее было бы говорить именно о повороте или подходе, поскольку аффилированные с брендом «СР» авторы развивают собственные философские проекты, редко пересекающиеся друг с другом лишь по некоторым позициям. Между ними больше принципиальных разногласий, чем совпадений и консенсуса. Тем не менее после 2007 года дух спекуляции начал последовательно распространяться по различным институциям.

Каков же будет сухой остаток, если убрать из рассмотрения впечатляющие результаты институализации: множество регулярных академических изданий, книжных серий, конференций, массированной интервенции в другие дисциплины и онлайн блогов? Что общего, помимо включенности в дискурс о спекулятивном реализме, у ряда исследователей в Европе и Соединённых Штатах?

Во-первых, это негативное отношение к наследию трансцендентальной философии, особенно к ее фиксации на субъекте и репрезентации. Во-вторых, это убеждение в том, что следует вернуться к вещи-в-себе, то есть, к состоянию докритического реализма. В-третьих, его показательная черта – стремление реформировать существующий стиль философствования, найти новые средства мысли.

Две составляющих словосочетания «спекулятивный реализм» прекрасно выражают суть самого феномена, и интенсивность его появления на страницах разных изданий в последние годы лишь подтверждает, что в определенном смысле академическая среда была готова к рецепции чего-то подобного. Понятие «спекуляции» имеет давнюю историю, но применительно к обсуждаемому вопросу оно означает желание вернуть/изобрести более решительную оптику в противовес существующим в Академии подходам. В свою очередь, термин «реализм» очерчивает предметную рамку этого положения и одновременно принципиальную позицию.

Таким образом, основная черта спекулятивного поворота – это рост интереса к спекуляции о реальности. Отсюда и тот странный мир, который рисует нам метафизика Хармана или Мейясу. Реальное – вот отправной пункт для исследователей, причастных к новорожденному духу спекуляции. При этом задающей тон «исторической драмой» здесь выступает разрыв критической философии с предыдущей традицией. Дело в том, что в исторической перспективе коперниканский поворот И. Канта привел к доминированию определенного способа мысли, который с легкой руки К. Мейясу получил имя корреляционизма.

Корреляционизм представляет собой идею, что познающий субъект не способен выйти за рамки репрезентации. Иначе говоря, наша мысль работает как рука царя Мидаса – она обращает все к чему прикасается в мысль. Если опыт является именно и только нашим, следовательно, на знание ложится печать субъективности. Мейясу заявляет что, корреляционистская логика не способна помыслить нечто внешнее субъективности, то есть исключает возможность экстериорной асубъективной реальности. Как это ни странно, но именно дружба против общего врага – корреляционизма – служит для приведенных выше исследователей, пожалуй, единственной общей темой, хотя каждый борется с ним своими методами. Далее мы рассмотрим, какими именно.

Проект Квентина Мейясу носит название спекулятивного материализма. Его можно суммировать следующим образом: Мейясу намерен силой одного только разума пробиться к объективной (то есть избавленной от человеческого) реальности, или, как он это именует, «Великому Внешнему». Говоря иначе, он убежден, что наш разум обладает достаточными ресурсами, чтобы сказать нечто о самом бытии и вещах, нежели о том, какими они являются.

Точкой доступа для него служит «проблема доисторического». Доисторическое – это события, предшествующие появлению сознания, поэтому их нельзя помыслить, как события-для-нас. Корреляционизм не способен разрешить проблему доисторического, поскольку корреляции до появления мышления, например, в момент появления сингулярности, не существовало. Отсюда Мейясу выводит необходимость сформулировать альтернативную реалистическую позицию.

Прорыв к внешнему у Мейясу разворачивается как последовательная деконструкция корреляционизма. С его точки зрения, корреляционизм доминировал в континентальной традиции со времен Канта. Однако он пытается продемонстрировать, что сам корреляционизм несет в себе возможность своего преодоления. Мейясу стремится совершить трансгрессию вовне изнутри корреляции бытия и мышления. Не вдаваясь в подробности, сразу же отметим – абсолютной характеристикой внешнего мира, по Мейясу, является контингентность.

Успешная дедукция Абсолюта приводит Мейясу к полному отрицанию какой-либо необходимости во Вселенной. Не существует никакой причины или основания для вещей быть такими, как они есть. Единственная необходимая сущность, из которой с необходимостью следует отсутствие всякой необходимости, – это необходимость контингентности. Контингентность есть абсолютная возможность-бытия-иным всех сущих.

Проект спекулятивного материализма Мейясу еще не завершен. По меткому замечанию Г. Хармана, его философия – это философия в процессе развития. Его opus magnum – «После конечности» – вышел в 2006 году. С этого времени в ряде статей он успел более полно развить свои критические идеи о необходимости законов природы, сформулировал набросок дедукции способности математического языка описывать независимую от субъективности реальность и написал интересную работу, посвященную дешифровке поэмы С. Малларме «Бросок костей никогда не исключает случайность».

Другой известный сегодня автор – Г. Харман – развивает объектно-ориентированную онтологию (ООО). Как понятно из названия, главным героем этой теории является объект. Именно объект выступает здесь минимальной единицей анализа. Но что это такое? Харман убежден, что объектом является любая консистентная сущность – от консервной банки и пинцета до Европейского союза, армий и транснациональных корпораций.

Чем характеризуется объекты? Они занимают промежуточное положение между своими частями и своими эффектами. Харман критикует любую форму редукционизма по отношению к объектам. Объект не может быть низведен до своих частей, поскольку части меняются с течением времени, что, однако не приводит к его уничтожению. Точно так же объект несводим до порождаемых им эффектов, так как мыслимое множество его возможных взаимодействий практически безгранично.

Автономия вещей в философии Хармана утверждается на основании его неортодоксального прочтения инструментального анализа М. Хайдеггера. По Хайдеггеру, вещи вокруг нас существуют в двух модусах: как подручные, то есть как бессознательно используемые в повседневной практике орудия, и в качестве наличествующего – предметов «теоретического» рассмотрения. При этом для Хайдеггера вещи пребывают в себе будучи просто используемыми по назначению, но нагружаются субъективностью, как только они попадают в поле нашего зрения. Принимая этот анализ за основание, Харман делает вывод о непознаваемости объектов. Объекты не высвечивают свою сущность ни в нашем повседневном использовании, ни в процессе их рефлексивного осмысления.

Сущность объекта всегда ускользает от понимания, поэтому Харман определяет ее как неисчерпаемую. В какие бы отношения не вступал объект и какому бы делению он не подвергался, его бытие всегда будет чем-то иным, чем-то большим. Молоток, используемый для забивания гвоздей – это еще не молоток-в-себе. Естественным образом, здесь встает вопрос о том, как происходит взаимодействие между разными вещами и человеком? Ответ Хармана: никак. Объекты не взаимодействуют между собой, также и с человеком, напрямую.

Все же имеет место непрямое взаимодействие. Хармановская четверица описывает объект как вечно ускользающую сущность, пребывающую в напряжении между четырьмя полюсами: реальным объектом и его качествами, перцептивным (явленным) объектом и перцептивными же качествами. Каузальность разворачивается не в реальном ядре, на периферии – между являющимися нам объектами и их чувственными качествами. В таком случае, единственный возможный вид доступа – это непрямой доступ.

Интерес к спекуляции о реальности, как говорилось выше, неуклонно рос последние несколько лет. Несмотря на то, что подчас проекты спекулятивных философов выглядят несколько поверхностными и слишком претенциозными, идеи Мейясу, Харамана, Брассье и других занимают важное место в современных философских дискуссиях. На сегодняшний день тяжело представить топографию академической философии без них. В этом смысле осмысление и критическая работа над перечисленными темами еще должна быть проведена.

Рэй Брассье известен не только как подающий надежды англоязычный философ, но и как переводчик французской мысли на английский язык. Брассье дистанцируется от большей части философских течений, в том числе и от спекулятивного реализма, аргументируя это их непоследовательностью и нежеланием быть достаточно радикальными. Современная философия пытается «отвести угрозу нигилизма, отстаивая опыт смысла, который понимается как определяющая черта человеческого существования, начиная с просвещенческой логики расколдовывания» – пишет он в «Nihil Unbound».

В своих работах Брассье пытается совместить наработки современных французских философов – А. Бадью, Ф. Ларуель, К. Мейясу – с открытиями когнитивных наук, нейрофилософии и натурализма, чтобы довести дух нигилизма до предела. Позиция Брассье, тем самым, можем быть описана как радикальный нигилизм. Он заявляет, что между человеком, как носителем субъективности, и тотальностью материального мира вокруг существует непреодолимый разрыв. Мир вокруг не просто не зависит от человека, но безразличен и даже враждебен ему.

Именно в последовательном нигилизме приоткрывается возможность для спекуляции – возможность схватить абсолютную истину о мире, истину, избавленную от слишком человеческого. Философам следует прекратить выступать в качестве стражей смысла существования и жизни, и встретиться с лицом к лицу с тотальным ничто.

В качестве дальнейшего чтения хотелось предложить несколько вводных текстов. Во-первых, следующие обзорные работы: Paul Ennies «What People are Saying about Continental Realism?», Peter Gratton «Speculative Realism. Problems and Prospects». Levi Bryant, Nick Srnicek, Graham Harman «The Speculative Turn». К основным работам К. Мейясу относятся эссе «После конечности», «The Number and the Syren» и частично опубликованная диссертация «Devine Inexistence» в монографии «Quentin Meillassoux. Philosophy in the Making». Среди публикаций Хармана стоит выделить переведенную книгу «Четвероякий объект», «Tool Being: Heidegger and and the Metaphysics of Objects», «Guerilla Metaphysics: Phenomenology and the Carpentary of Things». Более детальное изложение идей Брассье можно найти в его главном труде – «Nihil Unbound: Enlightenment and Extinction».

Реализм

Реализм — это точка зрения, согласно которой «реальность» материальных объектов и, возможно, абстрактных понятий существует во внешнем мире независимо от нашего разума и восприятия.

Исторически реализм — это метафизическое утверждение об этом независимо существующем мире. Начиная с «Метафизики» Аристотеля , возникают два вида вопросов (онтологические и эпистемологические) — что существует и как мы можем знать, что существует.

Онтологический статус абстрактных понятий — это совершенно иной вопрос, чем онтология конкретных материальных объектов, хотя эти вопросы часто смешивались в истории философии.

Философия информации дает разные ответы на эти два онтологических вопроса. Материальные объекты существуют в мире пространства и времени. Они представляют собой информационные структуры, воплощенные в материи и взаимодействующие с энергией. Абстрактные понятия — это чистая информация, а не материя и не энергия, хотя они нуждаются в материи для своего воплощения и в энергии для своего сообщения.

Противоположность между материальными объектами и абстрактными понятиями можно проиллюстрировать различием между изобретением и открытием.

Мы открываем физических объектов через наше восприятие их. Конечно, мы изобретаем свои представления об этих предметах, их описания, их названия, теории о том, как они устроены и как они энергетически взаимодействуют друг с другом и с нами. Но мы не можем произвольно изобретать мир природы. Мы должны проверить наши теории экспериментом. Это делает наше знание о самостоятельном внешнем мире научным.

Напротив, мы, люди изобрести абстрактных понятий, таких как истина, справедливость и красота. Мы знаем, что эти культурные конструкты нигде в природе не существуют в виде физических структур. Мы создали их. Культурное знание относительно и зависит от общества, которое его создает.

Однако некоторые из изобретенных нами абстрактных понятий, по-видимому, существуют независимо от нас.

Платонический Реализм — это точка зрения, согласно которой абстрактные вещи, такие как числа, совершенные геометрические фигуры и другие вещи, которые Платон называл формами или идеями, имеют реальное и независимое существование, хотя и не являются материальными объектами. Для Аристотеля эти «универсалии» существуют только в конкретных объектах, имеющих общее свойство. Универсальная идея идеального круга является общим свойством многих реальных кругов в природе.

Наивные реалисты думают, что мы можем получить прямой и полный доступ к конкретным физическим объектам с помощью наших чувственных данных восприятия. Это иногда называют «теорией копирования», согласно которой наше восприятие полностью воспринимает физические объекты, что содержание восприятия такое же, как и объект восприятия. В терминах информационной философии наивный реализм ошибочно предполагает, что информация в воспринимаемых чувственных данных (или представлении в уме) (количественно) равна (копия) информации в физическом объекте.

Критические реалисты, как и ученые, начинают с наблюдений и чувственных данных, но они добавляют гипотезы и эксперименты для развития теорий о физических объектах и ​​абстрактных понятиях внешнего мира. Тем не менее, абстрактное представление в уме содержит (количественно) намного меньше информации, чем информация в представленном физическом объекте.

«Аксиома независимой реальности» утверждает, что «Знание безусловно предполагает, что реальность известное существует независимо от знания о нем, и что мы знаем его таким, каким он существует в этой независимости» (Х. А. Причард).

Британские эмпирики Локк и Юм утверждали, что то, что нам «дано» в нашем восприятии чувственных данных, ограничивается так называемыми «вторичными качествами». Это свойства, которые вызывают ощущения в органах чувств наблюдателя — цвет, вкус, запах, звук и осязание. Знание, исходящее из вторичных качеств, не дает объективных фактов о вещах «в себе».

Кант называл эти вторичные качества «феноменами», которые ничего не могли сказать нам о «ноуменах», которые эмпирики называли «первичными качествами». Это свойства объектов, которые не зависят от какого-либо наблюдателя, такие как плотность, протяженность, движение, число и фигура. Эти качества существуют в самой вещи (кантовская « Ding an sich «). Кант считал, что некоторые из этих качеств могут быть определены с уверенностью, как « синтетических априорных истин». Некоторые из этих качеств являются аналитическими истинами, определяемыми логическими значениями лингвистических терминов. Например, круглый круг не может быть квадратом.

Моральный реализм — Философская энциклопедия Routledge

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержимое

  • Резюме статьи
  • 1

    Реализм, объективизм, когнитивизм

  • 2

    Аргументы в пользу реализма и очерк его истории

  • 3

    Американский моральный реализм

  • 4

    Британский моральный реализм

  • 5

    Реализм и минимализм

  • 6

    Аргументы против реализма

  • Библиография

Тематический

  • По
  • Дэнси, Джонатан

DOI

10. 4324/9780415249126-L059-1

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

. DOI: 10.4324/9780415249126-L059-1. 1


Моральный реализм — это точка зрения, согласно которой существуют факты о том, какие действия являются правильными, а какие — неправильными, и какие вещи являются хорошими, а какие плохими. Но за этим откровенным заявлением скрывается множество сложностей. Если кто-то является полноценным моральным реалистом, он, вероятно, примет следующие три утверждения.

Во-первых, моральные факты в чем-то особенны и отличаются от других видов фактов. Реалисты, однако, расходятся во мнениях относительно того, совместима ли требуемая особенность с принятием некоторых естественных фактов за моральные. Возьмем, к примеру, тот естественный факт, что если мы совершим это действие, мы окажем кому-то необходимую помощь. Может ли это быть моральным фактом — таким же фактом, как и то, что мы должны совершить действие? Или мы должны думать о таком естественном факте как о естественном «основании» для (совершенно другого) морального факта, что мы должны это делать, то есть как факта в мире, который делает истинным то, что мы должны поступать таким образом?

Во-вторых, реалисты считают, что моральные факты не зависят от наших убеждений или мыслей о них. То, что правильно, не определяется тем, что я или кто-либо другой считает правильным. Это даже не определяется тем, что мы все считаем правильным, даже если бы мы могли с этим согласиться. Мы не можем сделать действия правильными, соглашаясь с тем, что они являются правильными, точно так же, как мы не можем сделать бомбы безопасными, соглашаясь с тем, что они являются таковыми.

В-третьих, мы можем ошибаться в том, что правильно, а что неправильно. Как бы тщательно и честно мы ни думали о том, что делать, все равно нет гарантии, что мы придем к правильному ответу. Поэтому то, что люди сознательно решают, что они должны делать, может не совпадать с тем, что они должны делать.

Поделиться

Загрузка содержимого

Нам не удалось загрузить контент

Версия для печати

Ссылка на эту статью:
Дэнси, Джонатан. Моральный реализм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-L059-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *