Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

С чего начинается конфликт: Когда начинается конфликт? | Psylist.net

Содержание

Когда начинается конфликт? | Psylist.net

Психология управления ↓

Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.

Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем один из видов потенциального конфликта, после эскалации которого, он может быть назван предконфликтной фазой.

Существует заблуждение, что напряженность возникает перед конфликтом. И почувствовав ее, следует сразу же заняться профилактикой или предупреждением. Но, к сожалению, такое еще никому не удавалось. Ведь профилактика предполагает работу с еще не начавшимся конфликтом. А напряженность возникает в сознании людей при появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимодействующих субъектов и ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого.

То есть когда конфликт уже начался и, следовательно, профилактика уже бесполезна (точнее, невозможна), как прививка от тифа обитателю тифозного барака.

Напряженность не возникает раньше самого конфликта. И значит, мы можем считать напряженность – признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).

После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т.е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.

Начало нового (ранее не известного субъекту) конфликта приводит к затруднению, что и создает напряженность – следствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения (о способах выхода из затруднения – напряженность безысходности).

С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.

Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.

  • Инцидент (информационный) – событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
  • Инцидент (деятельностный) – повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
  • Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
  • Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
  • Предмет конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
  • Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.

Чтобы точно описать конфликт, надо:

  • установить его действительных участников;
  • изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность;
  • выявить их отношения в предконфликтной фазе;
  • выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;
  • узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
  • выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии;
  • определить все возможные в данном конфликте пути преодоления.
  • каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.

Пространственные характеристики конфликта: сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые используют субъекты конфликта.

Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность – ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте. Можно выделить конфликтный тип личности. Само понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов. Анализ биографий наиболее известных фигур среди организаторов бизнеса, успешных менеджеров в России и за рубежом (Демидов, Рябушинский, Морозов, Форд, Якокка), которые не раз демонстрировали высокий уровень профессиональной управленческой конкурентоспособности, показал, что все они – конфликтные личности.

Похожие материалы в разделе Психология управления:

  • Список примерных вопросов для тех, кто готовится к собеседованию
  • Теории поведения личности в конфликте
  • Типы лиц людей
  • Формы критики
  • Научитесь производить впечатление
  • Демократический стиль руководства
  • Управление с помощью комитетов
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Трудовой коллектив как «живой организм»
  • Формальная (функциональная) структура

С чего начинаются конфликты в семье и как их предотвратить

В чём заключается суть конфликтов

В книге «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству» врач‑психиатр и психолог Виктор Пономаренко рассказывает, что суть любого конфликта кроется в нехватке ресурсов. Это относится и к политическим противостояниям, и к конфронтациям в бизнесе и на работе, и к постоянным ссорам в семье.

Притом ресурсы — это не только деньги или продукты. Это может быть внимание, забота, время или что‑то другое.

Чтобы оставаться жизнеспособным, любому партнёрству нужны равные вложения сторон. Другими словами, если один человек вкладывает, а другой только берёт, отношения обречены на провал.

В основе любого конфликта лежит осознание объективного факта — партнёрство перестало быть перспективным, оно не способствует, а препятствует развитию включённых в него людей, а следовательно, оно должно быть разрушено.

Виктор Пономаренко, «Практическая конфликтология»

Изначально два человека стремятся к отношениям, чтобы улучшить качество жизни, но на этом пути их подстерегает множество проблем или кризисов.

Как люди строят отношения и почему возникают кризисы

Чтобы наглядно объяснить, как происходит развитие любых отношений, в книге Виктора Пономаренко приводится график.

График развития отношений. Иллюстрация: «Практическая конфликтология»

Когда всё только начинается, человек находится на отметке Q0 — качество его жизни неудовлетворительное и требуются изменения. Завязавшиеся отношения улучшают благосостояние обоих партнёров, растёт их потенциал адаптации к этой жизни, и оба чувствуют, что надо продолжать.

Качество жизни выросло. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»

В момент t1 партнёры привлекательны и значимы друг для друга, они вкладывают в союз все ресурсы и увеличивают общий потенциал.

После этого, как правило, наступает плато. В отношениях всё ровно: качество жизни находится на прежнем уровне, не растёт, но и не падает. А затем возникает проблема — актуальная задача, для решения которой у партнёров не хватает ресурсов.

Появление проблемы. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»

Это может быть рождение ребёнка, необходимость покупки новой мебели или расширения жилья, возможность повышения по службе, которая требует больше времени, или что‑то ещё.

С этого момента отношения могут пойти по двум путям. Если партнёры активизируются и вместе решат, как избавиться от проблемы, равноценно вкладывая ресурсы, их союз окрепнет, а качество жизни повысится.

Решение проблемы. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»

Если же они не придумают ничего хорошего, наступит кризис и качество жизни пойдёт вниз. В этот момент и возникнет конфликт.

Как люди ведут себя во время конфликта

Часто люди вместо того, чтобы преодолевать кризис, решают, что отношения изжили себя. Притом это не обязательно происходит осознанно. Просто человек вместо того, чтобы привносить ресурсы в союз, начинает изымать их и тратить на стороне.

Таким образом, конфликт — это разрушение социальной группы и делёж ресурсов, которые пригодятся для постройки новых отношений. Есть несколько стилей его ведения:

  • Конкуренция — борьба за право обладания ресурсами, которая ведётся до победного конца.
  • Приспособление — отказ от притязаний в пользу другой стороны.
  • Уклонение — попытка избежать конфликта, например угрюмое молчание.
  • Компромисс — частичные уступки сторон.
  • Сотрудничество — поиск причин конфликта и методов его решения.

Только последний стиль может привести к сохранению отношений, а всё остальное — это лишь способы «растащить» ресурсы.

На отрезке графика t2 — t3 партнёры ещё надеются поддержать отношения, они обмениваются взаимными претензиями, ссорятся, требуют активных действий. Однако качество жизни всё же остаётся выше, чем до совместной жизни, а потому союз сохраняется.

Разрыв отношений. Иллюстрация: «Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству»

Если же они не применят технику сотрудничества и не найдут, как исправить ситуацию, конфликт может дойти до точки t4, когда жизнь друг без друга лучше, чем вместе. В этот момент отношения разрываются.

Почему важно решать конфликты

Виктор Пономаренко рассказывает, что у каждого человека есть несколько компетенций — областей ответственности, в которых он действует. Например, «родитель» включает рождение детей и создание условий для их роста и адаптации в обществе, а «работник» — выполнение своих трудовых обязанностей.

Компетентный человек — тот, кто может реализоваться в своей области ответственности и достичь цели, которую она определяет. То есть родитель может вырастить здорового и счастливого ребёнка, владелец собаки — выгулять питомца и не потерять его в процессе, работник — освоить новую технологию, которая нужна для высокой производительности труда.

Некомпетентность, наоборот, мешает жить и добиваться целей, и именно она является причиной кризисов. Когда возникает проблема, как правило, сдаёт позиции один из партнёров. Он является слабым звеном союза и тянет отношения на дно.

В такой ситуации «сильный» участник может признать партнёра некомпетентным и разрушить отношения, занявшись поиском интересных для себя людей.

Проблема в том, что только решение конфликта может увеличить компетентность обоих участников. Прекратив общение и занявшись поиском нового партнёра, вы теряете возможность стать сильнее и вступаете в новые отношения с тем же грузом.

В качестве примера Виктор Пономаренко приводит историю одного молодого бизнесмена, который после рождения дочки потерял сексуальное желание к жене. Он начал больше времени проводить на работе, чтобы было оправдание увильнуть от интимных отношений, а затем завёл любовницу.

Устранившись от воспитания дочери, мужчина стал слабым звеном отношений — не смог приобрести компетенцию родителя и откатился к роли любовника. Если конфликт не будет решён и брак разрушится, мужчина сможет найти другую женщину и вновь обрести счастье. Но, скорее всего, лишь до той поры, пока она не родит ему ребёнка, а дальше цикл может повториться.

Таким образом, нерешённые конфликты могут преследовать человека всю жизнь, переходя из одних отношений в другие. Но чтобы решить их, в первую очередь надо определить, кто сдаёт позиции, а затем помочь ему восстановить силу.

Как решить любой конфликт

При столкновении с любым конфликтом нужно задать три главных вопроса:

  1. Кто из участников отношений является наименее компетентным, «слабым» партнёром?
  2. В чём причина его слабости? Что привело к ней?
  3. Как использовать потенциал «сильного» партнёра, чтобы устранить причину некомпетентности «слабого» и помочь ему преодолеть отставание?

В книге Виктор Пономаренко рассказывает о решении конфликта на примере отношений взрослых брата и сестры. Тридцатилетний Сергей потерял работу и семью.

Попытки найти новое место по своей редкой ремесленной специальности не дали результатов, в итоге он развёлся с женой и съехал с её квартиры в родительскую трёшку. Там также жила его старшая сестра Катя с десятилетним сыном.

Поначалу Сергей помогал ей по дому и делал с племянником уроки, а она обеспечивала его, поскольку была ценным специалистом и получала хорошо. Сестра также пыталась найти Сергею работу, но все предложения его не устраивали, и в конце концов он начал резко реагировать на них.

Найти подходящее место не удавалось, и Сергей всё больше падал духом. Он перестал искать работу и помогать по хозяйству, целыми днями лежал на диване с книжкой, а Кате пришлось обеспечивать двоих взрослых, да ещё и выполнять все домашние дела.

Если разобрать этот конфликт, используя три вопроса, получится следующее:

  1. Слабым участником является Сергей.
  2. Он безработный, не удовлетворяет потребности в самореализации и социальном окружении. Он растерян и подавлен.
  3. Катя — сильный партнёр, а значит, она может помочь Сергею снова стать компетентным.

В нашем примере Катя пыталась найти Сергею работу, но ничего не вышло. И проблема была не в том, что брат — ленивый, бесперспективный и вообще паразит. Каждый человек жаждет признания и самореализации, никто не хочет весь день лежать на диване в депрессии.

Просто Катя предлагала ему не те занятия, в которых он мог бы реализоваться, и в этом проявлялась её собственная некомпетентность.

Проблема решилась другим способом. Катя позвала на ужин своих коллег, и впервые Сергей проявил какой‑то интерес к жизни. Он привёл себя в порядок, помог ей подготовиться и познакомился с её друзьями. В дальнейшем он начал участвовать в их посиделках.

Благодаря этому он вновь почувствовал себя нужным, достойным членом общества. Через некоторое время Сергей нашёл работу, с первой же получки дал сестре денег, а затем снял себе жильё и съехал. Их отношения продолжались, и Катя получила надёжного союзника на случай, если ей понадобится помощь.

Что важно знать о конфликтах разных поколений

Те же самые принципы действуют в любых контактах: между родителями и детьми, взрослыми людьми и пожилыми родителями или вечными участниками анекдотов — тёщей и зятем.

Ниже мы приведём несколько примеров из книги, которые хорошо демонстрируют причины и способы разрешения семейных конфликтов.

Родители и дети

Главной целью родителей является воспитание детей, которые смогут адаптироваться к жизни и быть счастливыми. Главной целью детей — вырасти такими взрослыми. Таким образом, никаких конфликтов в этом плане быть не может.

Кризисы возникают тогда, когда родители недостаточно компетентны в воспитании. Например, они не видят, к чему склонны дети и в чём они могут проявить себя по полной, и упорно пытаются навязать им неподходящую профессию или образ жизни.

Как в примере с Катей, которая пыталась устроить Сергея на не подходящую ему работу. Дети, разумеется, будут протестовать против такого поворота, что неизбежно приведёт к ссорам.

Взрослые люди — это сильная сторона, поэтому разрешение конфликтов с детьми всегда требует от них проявления чуткости и мудрости.

Взрослые люди и престарелые родители

Важно учитывать один факт: значение имеет только то, что человек отдаёт прямо сейчас. Прошлые заслуги хранятся в памяти, но они не обеспечивают искреннего отношения. Если человек ничего не вкладывает, то становится обузой.

К сожалению, такое часто случается с престарелыми родителями. Выход на пенсию, сокращение дел и социальных контактов делает их слабыми. Если при этом люди не придумывают себе новых занятий, а пытаются вмешиваться в жизнь выросших детей, конфликты неизбежны.

Чтобы решить эту проблему, взрослые дети — сильная сторона — должны помочь родителям найти новые занятия и снова стать полезными. Это может быть забота о внуках, какие‑то активности, во время которых пожилые люди смогут общаться с другими и приносить пользу.

Родители супругов

Частую неприязнь между тёщей и зятем или невесткой и свекровью вполне легко объяснить. Новый человек забирает из семьи главное богатство — ребёнка, в которого инвестировали столько времени, сил и средств. Более того, меняется привычная структура семьи и приходится привыкать к её новому составу.

И хорошие отношения возможны только тогда, когда обе стороны будут делать посильный вклад в процветание семьи. Родители станут оказывать актуальную и желанную помощь, дети — отвечать им вниманием и заботой.

Нередко в таких конфликтах сильной стороной выступают молодые люди. А значит, именно они должны найти, как помочь родителям супруга или супруги стать компетентными в новой роли.

Читайте также 🧐

  • Почему мы кричим на детей и как вовремя остановиться
  • Конкуренция в семье: почему она возникает и как выйти из такого сценария
  • Какие конфликты помогают в работе и как спорить с пользой для дела

Что такое конфликт в рассказе? [Определение, типы и примеры]

Последнее обновление: 25 февраля 2023 г. , Нил Чейз

Конфликт — неотъемлемая часть любой истории. Это то, что движет сюжетом и держит читателя в напряжении.

Но что такое конфликт в истории? Какие существуют типы? Каковы хорошие примеры конфликтов? И как вы можете использовать конфликт для создания сильного романа или сценария ?

В этой статье мы рассмотрим эти и другие вопросы. Итак, приступим!

Нил Чейз Фильм поддерживается читателями. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Спасибо за Вашу поддержку!

Что такое конфликт в повествовании?

Конфликт — это двигатель, который движет повествование вперед. Это источник напряжения и драматизма, который подталкивает персонажей истории к решению основных проблем истории.

Без конфликта история была бы просто серией статичных событий без движущей силы!

Наиболее фундаментальной формой конфликта является борьба между противоборствующими силами, будь то два человека, две группы или даже две противоположные идеи.

Эта движущая сила может принимать разные формы, от физической битвы до столкновения воли, но результат всегда один: конфликт создает напряжение, и это удерживает читателей.

Конфликт приводит к изменениям, а изменения определяют историю!

Так что в следующий раз, когда вы застрянете в поисках идей для захватывающей фантастики, помните: все, что вам нужно, это небольшой конфликт, чтобы история двигалась!

Почему конфликт важен?

Конфликт играет важную роль в истории, потому что он обеспечивает напряжение, стимулирует сюжет и развивает персонажей. Без конфликта у читателя не было бы причин продолжать перелистывать страницу.

Конфликт позволяет писателю исследовать сложные темы и вызывать сочувствие к персонажам. Писатель может показать, как главные персонажи растут и меняются в разрешении истории, заставляя этих персонажей сталкиваться с трудностями.

Кроме того, конфликт может добавить юмора в историю и сделать ее более близкой. Когда читатели видят, что персонажи борются с теми же проблемами, что и они, это может создать ощущение связи.

В идеале этот необходимый элемент должен быть представлен как внутренний и внешний конфликт, в котором главный герой должен столкнуться с физическими и психологическими проблемами.

В конце концов, для любой хорошей истории необходим крупный конфликт. Это удерживает внимание читателя и позволяет писателю создать эмоционально сложную историю с более глубоким смыслом.

Как возникает конфликт в рассказе?

Конфликт — двигатель увлекательных историй. Без основного конфликта не было бы истории — только серия скучных событий, происходящих со скучными персонажами в скучном мире.

Так как же происходит конфликт в истории? В своей самой простой форме конфликт возникает, когда главный герой чего-то хочет и не может этого получить из-за одного или нескольких препятствий.

Это может произойти из-за внешней силы, например, антагонист , преграждающий им путь, или внутренняя сила, такая как личный недостаток, который мешает им достичь своей цели. По сути, каждый тип конфликта представляет собой битву между двумя противоборствующими силами.

Однако конфликт может возникнуть и из-за ситуации без конкретных персонажей или сил, действующих против центрального персонажа. Например, история может быть о персонаже, пытающемся выжить во враждебной среде, или о ком-то, кто пытается справиться с личной трагедией.

Конфликт и противоположные желания необходимы для любой истории, которую стоит прочитать, независимо от ее формы.

Как конфликт вписывается в общую структуру рассказа?

Конфликт — это двигатель, который продвигает сюжет истории вперед и придает рассказу форму и цель. Короче говоря, это борьба двух противоборствующих сил, будь то внутренняя битва персонажа с самим собой или эпическое столкновение между армиями.

Введение рассказа обычно появляется там, где появляется первый намек на конфликт. Оттуда конфликт начинает расти и развиваться (во время подстрекательского инцидента и восходящего действия разделов истории), пока не достигает кульминации , точки, в которой напряжение достигает своего пика и исход конфликт неопределенный.

После кульминации наступает падающее действие , и, наконец, история заканчивается фактическим разрешением , моментом, когда все заканчивается и мир входит в свою новую нормальность.

Короче говоря, конфликт необходим для любой хорошей истории. Это придает истории смысл и делает вещи интересными как для персонажей, так и для читателя.

Могу ли я использовать ИИ, чтобы помочь мне найти идеи для конфликта в моей истории?

Да! Инструменты для создания историй с искусственным интеллектом прошли долгий путь. Если вы боретесь с хорошими идеями для конфликта вашей истории, попробуйте использовать одну из этих программ для идей! Хотя генераторы историй на основе ИИ пока не могут писать полноценные истории без людей, они могут упростить написание историй.

Чтобы увидеть, насколько хорошо это работает с помощью Jasper.ai, я ввел следующее предложение в генератор абзацев:

Вот что он дал мне в качестве идей (я попросил сгенерировать две разные идеи):

Вот второй пример идей для возможного конфликта, порожденного ИИ. Это о внутреннем конфликте молодой матери, у которой только что родился ребенок:

Как видите, использование ИИ может быть быстрым способом создания фантастических идей для конфликта в истории. Его также можно использовать для других аспектов повествования, таких как описание персонажей, сюжетных точек и событий. я использовал Jasper.ai  и Rytr.me  для рассказывания историй ИИ, и Джаспер — мой любимый!

Jasper AI предлагает бесплатную пятидневную пробную версию , чтобы бесплатно попробовать ее самостоятельно. После этого, если вы решите купить месячную подписку (как у меня!), вы получите 10 000 кредитов бесплатно, если зарегистрируетесь по ссылке ниже!

Нажмите, чтобы проверить Jasper

Какие существуют типы конфликтов?

Хотя конфликт часто представляют как поле битвы, правда в том, что существует множество различных типов конфликтов. В рассказе это может принимать форму внутренней борьбы в уме персонажа, внешних препятствий, с которыми он сталкивается, противоположных целей между персонажами или проблем в отношениях и межличностных конфликтов.

Каждый тип конфликта приносит с собой проблемы и осложнения, добавляя истории глубину и интригу.

Внутренний конфликт (также известный как «человек против себя»)

Одним из наиболее распространенных типов конфликтов является внутренний конфликт (он же «характер против себя» или «человек против себя»).

Это внутреннее смятение может проявляться по-разному, но оно всегда сводится к тому, что главные герои пытаются преодолеть ментальные и эмоциональные препятствия в своей жизни. Это движет персонажей вперед, давая им цель, к которой нужно стремиться, и причину продолжать идти вперед.

Например, персонаж может бороться с зависимостью, пытаться вырваться из нездоровых отношений, преодолевать какую-то травму или пытаться преодолеть личный недостаток, вызванный сомнениями, страхом или чувством вины. По сути, это всегда борьба персонажа с самим собой.

Этот тип конфликта может быть сложным для разрешения, так как персонаж должен сначала победить своих собственных демонов, прежде чем он сможет двигаться дальше. Это также общая тема, потому что это то, что каждый может коснуться на каком-то уровне. У всех нас есть внутренние демоны, с которыми нам нужно столкнуться, и наблюдение за тем, как персонажи делают то же самое, может быть как вдохновляющим, так и катарсическим.

В любом случае внутренний конфликт придает истории глубину и делает персонажей более близкими и вызывающими симпатию. Это напоминает нам, что мы не одиноки в своей внутренней борьбе и что мы можем столкнуться с ними лицом к лицу и даже преодолеть их.

Примеры включают Гамлет , Бойцовский клуб , О мышах и людях , Рокки и Дневники баскетболиста .

Внешний конфликт
Человек против человека

Во многих литературных произведениях исследуется тема человека против человека (или конфликта персонажей против персонажей), которая возникает, когда два персонажа прямо противостоят друг другу. Это может быть из-за соперничества, различий во мнениях или просто потому, что два персонажа преследуют одну и ту же цель.

Это может быть физическое столкновение, как в случае боксерского поединка, или более психологическая битва, например, между двумя соперниками, соперничающими за одно и то же место на работе.

Эти конфликты могут быть одними из самых интригующих, поскольку они часто приводят к неожиданным союзам и предательствам. Часто ставки высоки, и обе стороны борются за то, за что, по их мнению, стоит бороться.

Тема «человек против человека» часто встречается в рассказах о спорте или соревнованиях, поскольку в ней два человека сталкиваются друг с другом в испытании навыков и силы. Однако его также можно найти в рассказах о любви и ненависти, где два человека не в ладах друг с другом из-за ревности или других сильных эмоций. В любом случае конфликт между двумя сторонами обычно бывает напряженным и может иметь далеко идущие последствия.

Хотя эта тема , конечно, не уникальна для литературы, это общая нить, которая проходит через многие рассказы и стихи. Это вековой конфликт, который завораживает читателей, поскольку он выявляет лучшее и худшее в человеческой природе.

Примеры включают Friday Night Lights , Выборы , Профессионал , Самая опасная игра и Темный рыцарь .

Человек против природы

В литературе встречается бесчисленное множество историй о противостоянии человека природе (также известном как характер против природы).

Это когда персонаж должен бороться с внешними природными силами, неподвластными ему, такими как плохая погода, стихийные бедствия, враждебная среда, опасные животные или даже собственные физические ограничения. Эти испытания могут проверить решимость персонажа и заставить его адаптироваться, чтобы выжить.

Во многих случаях этот тип конфликта создает ощущение безнадежности и отчаяния, поскольку главный герой борется с превосходящими силами. Однако их также можно использовать для демонстрации силы человеческого духа, поскольку главный герой сражается, несмотря ни на что, чтобы победить. Независимо от того, используется ли он для создания напряженности или вселяет надежду, существует общая нить человечества, пытающегося одержать победу над силами природы.

Пожалуй, самым знаковым примером является история Робинзона Крузо , который застрял на необитаемом острове и должен использовать всю свою изобретательность и силу, чтобы выжить. Мы видим похожую историю в Зов предков , где собака должна научиться постоять за себя в дикой местности. Даже в более современной литературе, такой как «Голодные игры », мы видим персонажей, сражающихся против других людей и элементов самой природы.

В конечном счете, эти истории находят отклик в нас, потому что говорят о наших самых глубоких страхах и желаниях. Нам всем нужно чувствовать себя в безопасности, и когда мы читаем о ком-то, преодолевшем, казалось бы, непреодолимые препятствия, это дает нам надежду, что мы можем сделать то же самое. По своей сути, это все: надежда, мужество и решимость перед лицом природных невзгод.

Другие примеры природных конфликтов включают Старик и море , Never Cry Wolf , Челюсти , Into the Wild и Alive .

Человек против общества

Конфликт человека против общества (персонаж против общества) возникает, когда главный герой бросает вызов несправедливой социальной системе или авторитетной фигуре. Часто главный герой борется против целой группы или учреждения, будь то правительство, корпорация, школа или даже широкая общественность.

Этот тип сюжетного конфликта может добавить элемент неопределенности и драмы, поскольку читатель задается вопросом, сможет ли главный герой преодолеть такие огромные трудности.

Кроме того, конфликты человека и общества также можно использовать для изучения социальных проблем и заставить читателя задуматься о более важных проблемах в мире.

Например, рассказ о персонаже, борющемся с коррумпированным правительством, может привлечь внимание к политической коррупции или социальной справедливости. Конфликт человека и общества — это универсальный инструмент повествования, который может добавить интриги, драматизма и глубины истории, одновременно создавая комментарии о несправедливости и недостатках наших собственных местных и глобальных институтов.

Примеры: V для Vendetta , 1984 , Milk , Farhenheit 451 и The Outsiders .

Человек против сверхъестественного

В истории «Человек против сверхъестественного» главный герой противостоит неестественным или инопланетным силам, находящимся вне его контроля. Это может быть что угодно, от монстров и призраков до ведьм и божеств. Короче говоря, все, что не относится к нашей естественной Земле.

Суть в том, что противник значительно сильнее главного героя, и главному герою часто приходится полагаться на сочетание навыков, знаний, силы воли и мужества, чтобы победить, а не на грубую силу.

Сверхъестественный конфликт обычно приводит к очень напряженной и захватывающей истории, поскольку читатель задается вопросом, сможет ли главный герой преодолеть шансы столкнуться с чем-то, что не может быть побеждено обычными средствами.

Истории «Человек против сверхъестественного» часто представляют собой захватывающие истории о противостоянии добра и зла, которые приковывают читателей к странице.

Примеры включают Сияние , Одд Томас , Одиссея , День независимости и Полтергейст .

5 Советы по написанию и разрешению конфликта в рассказе

Сделайте конфликт сложным и многослойным

Чтобы создать по-настоящему захватывающую историю, важно создать сложный и многоуровневый конфликт. История становится более увлекательной и непредсказуемой благодаря введению нескольких точек конфликта. Читателям будет интересно увидеть, как персонажи решают свои различные проблемы.

Кроме того, сложный конфликт может помочь выделить различные оттенки серого в человеческом опыте. Вместо того, чтобы изображать персонажей как чисто добрых или злых, сложный конфликт может показать, что большинство людей способны как на светлые, так и на темные дела.

Сделайте конфликт в своей истории активным, а не пассивным

Одна из самых значительных ошибок, которую допускают писатели, — позволить конфликту своей истории оставаться пассивным. Другими словами, персонажи активно не преследуют свои цели, а вместо этого реагируют на события по мере их развития. Это может привести к тому, что сюжетная линия будет казаться застойной и скучной.

Чтобы избежать этой проблемы, убедитесь, что ваши персонажи всегда стремятся к чему-то в своей жизни. Они должны проявлять инициативу в своем стремлении преодолевать препятствия на своем пути, и их решения всегда должны продвигать сюжет вперед.

Сделайте конфликт правдоподобным и реалистичным для ваших персонажей и обстановки

Конфликт истории должен быть правдоподобным и реалистичным, чтобы читатели могли вложиться в персонажей и сюжет. Даже если мы говорим об инопланетянах или сверхъестественных конфликтах, реализм исходит от решений главного героя и от того, как они их реализуют.

Если конфликт надуманный или неправдоподобный, читатели с трудом могут отказаться от своего недоверия и погрузиться в историю.

Есть несколько ключевых элементов, на которых вы можете сосредоточиться, чтобы сделать конфликт вашей истории более правдоподобным.

  • Во-первых, подумайте о мотивации ваших персонажей. Почему они хотят того, чего хотят? Что побуждает их действовать? Убедитесь, что их мотивация ясна и понятна.
  • Во-вторых, подумайте о ставках, вовлеченных в конфликт. Что поставлено на карту для ваших персонажей? Насколько зависит исход конфликта? Что им терять? Более высокие ставки сделают конфликт более напряженным и захватывающим.
  • Наконец, убедитесь, что конфликт соответствует
    настройке
    и жанру вашего рассказа. Перестрелка на кухне может быть реалистичной для боевика в темном доме, но она будет неуместна в историческом романе, действие которого происходит в Англии эпохи Регентства.

Убедитесь, что конфликт служит истории!

Как писатель, важно убедиться, что конфликт вашей истории служит истории. Другими словами, конфликт должен быть неотъемлемой частью сюжета и вымышленный мир вы построили, а не просто что-то происходит с персонажами.

Конфликт должен продвигать историю вперед и обеспечивать напряжение и неопределенность. Это также должно быть удовлетворительно решено, даже если главный герой потерпит неудачу в своем первоначальном квесте.

Если конфликт в вашей истории не служит делу, он, скорее всего, будет казаться надуманным и вынужденным. Так что найдите время, чтобы подумать о конфликте и убедиться, что он служит главной цели истории.

Разрешите свой конфликт, не прибегая к клише или стереотипам

Хотя может возникнуть соблазн прибегнуть к клише или стереотипам, пытаясь разрешить конфликт в вашей истории, очень важно избегать этих кратчайших путей. Они не только сделают вашу историю шаблонной и неоригинальной, но также могут оттолкнуть читателей, которые не идентифицируют себя с используемыми клише или стереотипами.

Вместо этого разрешите конфликт так, чтобы это соответствовало персонажам и миру, который вы создали. Это потребует больше работы, но в конце концов это окупится созданием уникальной истории, которая найдет отклик у читателей.

Примеры большого конфликта в популярных рассказах

Пример внутреннего конфликта: персонаж против себя

В романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд является ярким примером индивидуального внутреннего конфликта.

Будучи подростком, он застрял между детством и взрослой жизнью, невинностью и зрелостью. Это проявляется в его отношениях с людьми, в его наблюдениях за окружающим миром, в его собственных мыслях и эмоциях. Для Холдена все кажется фальшивым, и он жаждет чего-то настоящего и честного.

Но в то же время он боится перемен и изо всех сил пытается отпустить свое детство. Этот конфликт внутри себя в конечном итоге приводит к его срыву.

История Холдена — яркий пример внутреннего конфликта, с которым сталкиваются многие люди на жизненном пути.

Пример внешнего конфликта: персонаж против персонажа

В большинстве историй главный герой противостоит антагонисту, создавая внешний конфликт. Однако иногда конфликт возникает между двумя персонажами, которые одинаково подходят друг другу. Это может создать напряженную и тревожную историю, поскольку читатели задаются вопросом, кто выйдет победителем.

Классический пример конфликта между персонажами можно найти в романе Уильяма Голдинга Повелитель мух . В книге группа мальчиков застряла на острове и должна постоять за себя. Конфликт возникает, когда два мальчика, Ральф и Джек, начинают бороться за власть.

Эти двое равны по способностям и харизме, поэтому невозможно предсказать, кто выйдет победителем, и в то же время побуждая читателя продолжать перелистывать страницы.

Пример внешнего конфликта: персонаж против природы

Конфликт характера против природы возникает, когда персонаж борется с внешней силой природы.

Это может принимать разные формы, одна из которых — персонажи, сражающиеся со стихиями, например, в The Perfect Storm , где группа рыбаков должна бороться с бушующим штормом в море;

Другой случай, когда главные герои борются со стихийным бедствием, например, в Невозможное , где семья должна выжить после разрушительного цунами;

Другая форма противостояния характера и природы — это когда персонажи сражаются с опасными животными, как в Выживший , где зверолов 1820-х годов должен бороться за свою жизнь после нападения медведя гризли.

Какой бы ни была форма борьбы, этот тип борьбы дает персонажам возможность продемонстрировать свою силу и решимость перед лицом естественных внешних сил.

Пример внешнего конфликта: персонаж против общества

В романе Харпер Ли, получившем Пулитцеровскую премию, Убить пересмешника , главный герой, Аттикус Финч, находится в конфликте с сообществом, в котором он живет.

Аттикус — уважаемый юрист и нравственный человек, который верит в справедливость и равенство для всех, независимо от расы. Однако его город разделен по расовому признаку, и люди в подавляющем большинстве предубеждены. Этот конфликт очевиден на протяжении всего романа, но, пожалуй, наиболее очевиден в суде над Томом Робинсоном, чернокожим мужчиной, обвиняемым в преступлении, которого он не совершал.

Несмотря на то, что Аттикус знает, что Робинсон почти наверняка будет признан виновным, он продолжает бороться за свою невиновность. При этом он рискует всем — своей репутацией, безопасностью и даже своей жизнью — но никогда не сдается.

Внешний конфликт между Аттикусом и обществом подчеркивает несправедливость расизма и подчеркивает важность отстаивания того, что правильно, несмотря на подавляющее шансы.

Пример внешнего конфликта: персонаж против сверхъестественного

В романе Стивена Кинга «: Сияние » главный конфликт происходит между главным героем Джеком Торрансом и сверхъестественными силами, присутствующими в отеле «Оверлук».

Джек — писатель, который борется с алкоголизмом и проблемами гнева, и он устраивается на работу зимним сторожем в отеле, чтобы попытаться уйти от всего этого и сосредоточиться на своей работе. Однако быстро становится очевидным, что с «Оверлуком» что-то не так.

У отеля, кажется, есть собственное мнение, и это начинает сводить Джека с ума. Он становится все более жестоким и в конце концов пытается убить свою жену и сына. В конце концов, семья может сбежать, в основном благодаря тому, что Джек покончил с собой в последней битве с призраками, захватившими отель.

Общие вопросы о написании конфликта в рассказе

Как определить конфликт в рассказе?

Ищите сцены, в которых персонажи пытаются достичь цели. Это может быть внешняя борьба, например, преодоление препятствия, или внутренняя борьба, например, решение личной проблемы. Конфликт также может возникнуть, когда у двух персонажей разные цели или ценности. Например, если один персонаж хочет разорвать отношения, а другой хочет остаться, это может создать напряженность и конфликт.

Что делает хороший конфликт в истории?

Хороший конфликт в истории понятен читателю и вызывает эмоциональный отклик. Он также должен быть правдоподобным и иметь смысл в контексте истории. Еще один важный аспект, когда вы создаете конфликт, заключается в том, что он должен быть активным, а не пассивным. Наконец, хороший конфликт должен иметь четкое разрешение, предпочтительно удовлетворяющее читателя.

Что такое моральный конфликт?

Моральный конфликт является важным элементом повествования, поскольку он погружает читателей в дилеммы главного героя. Это относится к борьбе персонажа между двумя противоположными моральными принципами, такими как правда и верность или законопослушность и милосердие. Этот конфликт может возникнуть внутри персонажа, заставляя его принимать трудные решения. В качестве альтернативы оно может исходить из внешних источников — от людей или учреждений, которые просят их совершить действие, противоречащее их убеждениям. Написание морального конфликта добавляет глубины персонажам и эффективно отображает их принципы.

Краткое описание того, как описать конфликт в рассказе

Конфликт — неотъемлемая часть любого рассказа. Это создает напряжение и неопределенность и заставляет читателя продолжать перелистывать страницы.

Чтобы создать конфликт, который работает, вам нужно понять, что это такое и как его эффективно использовать. Советы, которыми мы поделились, должны помочь вам начать создавать конфликты, которые будут удерживать ваших читателей до самого конца вашей истории!

Хотите узнать больше об отличном рассказывании историй? Ознакомьтесь с другими статьями:

Что такое темп в рассказе? Советы по темпу истории для писателей

Каковы 7 элементов истории? [Необходимо включить!]

Как написать предысторию персонажа: руководство для писателей-фантастов

Анализ примеров и типов в текстах

Хотя слово конфликт ‘ звучит как плохое негативные коннотации, без них ни одна книга или роман не были бы привлекательными. Конфликт является движущей силой романа и позволяет сюжету двигаться от точки А к точке Б.

Чтобы понять, насколько важен конфликт в романе, сначала рассмотрим значение конфликта. Затем мы выясним причины конфликтов, включая внутренние и внешние конфликты. Наконец, мы рассмотрим различные типы конфликтов в литературе.

Конфликт: значение

Конфликт необходим в каждой истории, поскольку он является движущей силой повествования и создает повествовательную напряженность, изображает сложные концепции, которые переплетаются с историей, и дает более глубокий взгляд на мотивы, чувства, слабости и ценности.

Конфликт — это литературный прием, который представляет борьбу между двумя сторонами из-за разногласий в ценностях, желаниях, мотивах и т. д. Это не обязательно должен быть человек против человека, но может быть человек против природы, человек против общество или даже человек против них.

Эффекты конфликта в романе

Давайте посмотрим на различные последствия конфликта в романе:

  • Представляет новые стороны характера и сюжета

Это осуществляется через внутренний конфликт (конфликт внутри себя) и внешний конфликт (конфликт с внешними силами).

  • Устанавливает основное действие

Конфликт является пусковой силой, которая определяет, каким будет основное действие главного героя. Часто в кульминации истории персонажи сталкиваются с внутренними и внешними конфликтами, которые они должны преодолеть, чтобы изменить свою жизнь.

Конфликт причина мотивы главного героя и действия на протяжении всего сюжета. Следовательно, без конфликта у главного героя не было бы мотивов что-либо делать.

  • Создает напряжение

Создавая напряжение, конфликт способствует развитию сюжета. Это создает напряжение и интерес для читателей, поскольку персонажи сталкиваются с конфликтами, которые заставляют их реагировать на события, происходящие вокруг них. Напряжение, вызванное конфликтом, также может привести к изменению характера.

Поскольку весь сюжет основан на том, что главные герои достигают своей цели, преодолевая различные конфликты в повествовании, когда они достигают своей цели, они также разрешают свои конфликты. Резолюция — это место, где читателю может быть представлено окончательное сообщение или мораль.

Внутренний и внешний конфликт

Конфликт бывает двух основных форм — внутренний и внешний.

Внутренний конфликт — это конфликт, с которым главный герой сталкивается внутри себя; это может быть из-за их страхов, их неуверенности, их желаний или других проблем, которые у них на уме. Внутренний конфликт обычно характеризуется разрешением двух противоположных мыслей внутри человека.

Внешний конфликт — это конфликт между персонажами и другими внешними силами, такими как технологии, природа, общество и т. д. Он действует как барьер на пути главного героя к достижению своих целей.

Причины конфликта

Конфликт представлен в экспозиции нарратива и закладывает основу для событий в будущем. История может содержать несколько конфликтов; однако обычно есть один основной конфликт, с которым главный герой сталкивается на протяжении всей истории.

Экспозиция повествования — это исходная информация, предоставленная автором о персонажах, обстановке или событиях, которые произошли в прошлом.

В сюжете главный герой обычно проходит три ключевых этапа: мотивация, противостояние и цель . Во-первых, персонаж мотивирован на достижение цели или решение проблемы. На пути к своей цели они сталкиваются с противодействием. Наконец, к концу романа главный герой достигает своей цели.

Незнание

Незнание может быть причиной конфликта; например, когда персонаж отказывается видеть правду. Это невежество заставляет других персонажей действовать, чтобы персонаж увидел правду или изменил свое мнение. Это может быть как внутренний конфликт, так и внешний конфликт из-за того, что персонаж должен расти, чтобы избавиться от невежества, и из-за влияния своего невежества на других людей.

Страх

Страх внешних событий, неприятие и неудача в любой форме могут быть причинами конфликта. Этот страх может привести к конфликту с другими персонажами, поскольку они могут не понимать страха главного героя.

Мистер Дарси в Гордость и предубеждение (1813) Джейн Остин сталкивается с конфликтом из-за страха и невежества в романе. Его застенчивость и неприятие общепринятых социальных правил вызывают его неловкие отношения с главной героиней романа, Элизабет Беннет. Когда он преодолевает свою застенчивость, он показывает Элизабет, что любит ее, и в конце концов Элизабет понимает, что тоже любит его из-за преодоления своего незнания его истинного характера.

Дилемма

Дилемма — еще одна причина конфликта, когда главный герой вынужден выбирать между двумя вариантами с плохими последствиями. Именно подготовка к решению персонажа вызывает напряжение, неопределенность и конфликт.

Предубеждение

Предубеждение по отношению к другим людям или группам может быть центральной причиной конфликта. Из-за негативных предположений персонажа о других возникает напряжение всякий раз, когда две группы должны общаться или встречаться.

В Убить пересмешника (1960) Харпер Ли, отношение Аттикуса Финча к чернокожим (в его справедливом обращении с ними), которое отличалось от обычного отношения белых людей к чернокожим, является поводом для конфликта, поскольку он идет против условностей общества.

Типы конфликтов в литературе

Внутренний конфликт и внешний конфликт могут быть далее разбиты на следующие типы конфликтов в литературе:

Персонаж против себя

В конфликте характер против себя главный герой должен прийти к соглашению со своей внутренней борьбой и должны преодолеть это, чтобы достичь своей конечной цели. Примеры некоторых форм внутреннего конфликта, которые могут быть у персонажей, включают моральный и религиозный конфликт, политический конфликт и конфликт, связанный с любовью.

В Macbeth (1623) Уильяма Шекспира Макбет находится под влиянием леди Макбет, чтобы получить дополнительную власть посредством убийства. Однако Макбет борется с решением убить короля Дункана.

Персонаж против персонажа

Конфликт между персонажами возникает, когда два персонажа придерживаются противоположных взглядов друг на друга.

Пример конфликта персонажей представлен, когда Ромео сражается с Парисом, чтобы отомстить за смерть своего лучшего друга Меркуцио в Ромео и Джульетта (1597) Уильяма Шекспира.

Персонаж против общества

Вместо того, чтобы главный герой противостоит другому персонажу, в этом конфликте главный герой выступает против общества (например, общественных условностей, норм, обычаев, ценностей и т. д.)

В этом случае общество может быть персонифицировано через конкретные персонажи, символизирующие более высокую систему.

В The Hunger Games (2011) Сюзанны Коллинз Китнисс должна выжить в Голодных играх, которые были созданы высшим классом общества. В конце концов она становится символом революции.

Персонаж против природы

Природные силы угрожают персонажам или заставляют их держаться в стороне в этом конфликте. Природные силы могут быть чем угодно, от сильного животного до стихийного бедствия.

Поскольку природа — это молчаливое противостояние, персонажи должны преодолевать этот конфликт, размышляя о своей жизни и принимая себя такими, какие они есть, или даже принимая возможность смерти.

В Робинзон Крузо (1719) Даниэля Дефо корабль Робинзона Крузо уничтожен, и он унесен на необитаемый остров. Роман рассказывает о его тяжелой жизни и описывает, как он борется со стихиями, чтобы остаться в живых.

Персонаж против сверхъестественного

Поставив персонажей против сверхъестественных сил, таких как монстры и призраки, можно создать сильное напряжение из-за неравных позиций (когда персонаж слабее).

В гомеровской Одиссее (725 г. до н.э.) , Одиссей должен столкнуться с ведьмами, монстрами и другими сверхъестественными существами после того, как разозлил бога Посейдона, и ему не разрешают вернуться домой в течение десяти лет из-за проклятия Посейдона. В конце концов, Одиссей побеждает все эти сверхъестественные силы и возвращается домой.

Персонаж против технологии

В этом типе конфликта персонажи сталкиваются с технологией; этот конфликт еще больше обостряется, поскольку технология непостижима из-за отсутствия в ней человеческих качеств.

Однако, поскольку технологии создаются людьми, они служат средой для анализа человеческого поведения и изучения человеческого существования.

Конфликт персонажа и технологии представлен в Франкенштейн (1818) Мэри Шелли, в котором доктор Франкенштейн создает и пытается контролировать свое творение.

Рис. 1. В художественной литературе персонажи часто задаются вопросом о влиянии технологий на их жизнь.

Персонаж против Бога

Будь то судьба или Бог, эти две силы управляют жизнью и поисками персонажа. Однако в этом конфликте персонажи борются со своей судьбой, чтобы создать жизнь, которую они хотят.

Конфликт персонажа и Бога широко используется в греческих трагедиях, таких как Антигона (441 г. до н.э.) Софокла.

Конфликт в литературе – примеры

Теперь мы рассмотрим некоторые примеры внутреннего и внешнего конфликта в литературе.

Внутренний конфликт в литературе example

Одним из самых известных примеров внутреннего конфликта в литературе является драма Гамлет (1603) Уильяма Шекспира. Гамлету дается большое задание, когда призрак его отца говорит ему, что он был кем-то убит и что Гамлет должен отомстить за него. Это приводит к тому, что Гамлет испытывает противоречивые чувства по поводу правды о смерти своего отца и не понимает, как благородно отомстить за отца.

Знаменитый монолог Гамлета «Быть ​​или не быть» в 3-м акте, 1-й сцене пьесы демонстрирует его сильное горе и внутренний конфликт, с которым он борется.

монолог — это тип монолога (длинная речь, произносимая персонажем), в которой персонаж говорит сам с собой, когда он один (в нем может участвовать актер, изображающий персонажа, говорящий непосредственно с аудиторией).

Внешний конфликт в литературных примерах

Рассказ служанки (1985) Маргарет Этвуд — известный пример внешнего конфликта в литературе. В тоталитарном государстве Галаад, где в обществе присутствуют экстремизм, ксенофобия и угнетение, бесплодным парам насильно отдают служанок для производства их детей. Оффред — служанка, которая идет против правил общества (внешний конфликт).

Еще один известный литературный пример внешнего конфликта можно найти в серии «Гарри Поттер » (1997–2007) Дж.К. Роулинг. Конфликт между персонажами во всех семи книгах приводит к финальной битве между Гарри Поттером (главный герой) и Волан-де-Мортом (антагонист), и персонажи должны выбрать, на чьей стороне они хотят быть.

Конфликт – основные выводы

  • Конфликт – это литературный прием, представляющий борьбу между двумя сторонами из-за разногласий в ценностях, желаниях, мотивах и т. д.
  • В романе конфликт может представлять новые стороны характер и сюжет, устанавливают основное действие, создают напряжение и ведут к развязке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *