Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Самооценка методика дембо рубинштейн: Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Содержание

Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Метод Дембо-Рубинштейна используется в психологии для изучения таких характеристик личности, как адекватность самооценки, уверенность в себе, самооценка. Суть методики сводится к самооценке определенных черт своей личности с помощью визуальной шкалы. Оценка индивидами собственной личности меняется в результате событий, нового опыта и других факторов. Уровень оценки варьируется в зависимости от текущих достижений и неудач. Методика, разработанная Т. Дембо и метод С. Рубинштейна, считается одной из самых надежных и точных в определении самооценки.

4 шага на пути к безграничной энергии

⭐ Избавитесь от пожирателей энергии
⭐ Увеличите энергетическую емкость
⭐ Научитесь быстро восстанавливать энергию

Узнать больше

Содержание

  1. Понятие самооценки
  2. Описание методики
  3. Пример проведения тестирования
  4. Интерпретация результатов

Понятие самооценки

Самооценка — это мнение человека о себе, о своих способностях, возможностях и перспективах, она рассматривается в рамках самосознания, определяется с помощью различных методик, основанных на изучении отношения личности к различным психологическим категориям.

Самооценка отражает восприятие человеком своего уровня значимости в социальной группе.

Самооценка рассматривается как достояние человека. Люди стремятся к высокой оценке своих способностей и личностных качеств наряду с реализацией потребности быть здоровыми, хорошо себя чувствовать и свободно выражать себя. В рамках концепции самооценки обсуждаются психологические понятия:

  1. Осознание собственной личности.
  2. Уверенность в себе, самоуважение.
  3. Чувство достоинства.
  4. Самодовольство.

Самооценка сводится к эмоциональным переживаниям, возникающим по отношению к собственным достоинствам и недостаткам. Аффективная реакция – это принятие или неприятие «я». Исследование самооценки проводится в контексте Я-концепции, которая отражает совокупную самохарактеристику личности. Компоненты самопринятия:

  • Self-image (самовосприятие личности, образ самого себя).
  • Самооценка (эмоциональная самооценка, обусловленная восприятием собственной личности, аффективные проявления различной степени выраженности в зависимости от реакции на определенные черты характера).
  • Прогнозируемая поведенческая реакция (действия, вызванные оценкой собственной личности).

Знания о собственной личности кажутся важными, какими бы объективными они ни были. При описании себя человек выражает словами свое представление о собственной личности, подчеркивая отдельные черты характера и поведения в различных (например, ролевых или статусных) ситуациях. Самооценка может определить внутренний комфорт или дискомфорт человека в отношении степени его удовлетворенности своей личностью.

Описание методики

Метод Дембо-Рубинштейна разработал американский психолог Т. Дембо. Анкета была разработана, чтобы определить мнение человека о своем счастье. После модификации опросника его использовали для определения самооценки человека. Эта методика используется в практике медицинских психотерапевтов и научных исследованиях.

В версии, модифицированной психологом С. Рубинштейном, представлены 4 основные категории оценки, отражающие здоровье, интеллект, особенности личности и представление о счастье. Количество категорий-шкал варьируется в зависимости от тестовых заданий. Самооценка исследуется с точки зрения ее уровня, адекватности и стабильности.

Объем категории оценки был расширен за счет включения «профпригодности», «авторитета», «будущего», «общественного взаимодействия», «внешнего вида», «жизненного успеха», «воли» и других. Респондент может предложить категорию теста самостоятельно, если считает, что данная черта характера или свойство важны в контексте личностной мотивации, постановки целей и их реализации.

Набор шкал в диагностике самооценки Дембо-Рубинштейна расширен за счет включения методики «Выбор ценностей». Респонденту предлагается записать 10 значений, которые кажутся ему приоритетными. Затем испытуемый ранжирует написанные категории в порядке важности для себя. Добавление шкал-категорий, таких как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками», полезно при оценке личности младших школьников по методу Дембо-Рубинштейна.

Участник теста определяет свое состояние на основе выбранных шкал в системе самооценки Дембо-Рубинштейна. При определении условия учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования проста. На листе бумаги закреплена линия длиной 12 сантиметров, которой присвоено определенное свойство, например, «счастье».

Верхняя точка представляет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Человек ищет положительные значения наверху, стараясь избегать отрицательных значений внизу. Испытуемый отмечает отрезок, определяя свое текущее состояние по личным ощущениям.

Ставя маркер ниже, он подчеркивает неудовлетворенность своим состоянием, а поднимая выше, демонстрирует чувство удовлетворения. Самооценка субъективна. Прохождение теста и подсчет результатов — предварительный этап, предшествующий собеседованию. При общении с психотерапевтом и обсуждении результатов часто выясняется, что нужно добавлять дополнительные шкалы, чтобы получить более полное представление о себе.

Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейна.

Например, в модификации, разработанной Л. В отличие от стандартного варианта тестов, испытуемый выставляет 3 балла по шкале. Единичная оценка в тесте Дембо-Рубинштейна отражает реальную оценку собственной личности.

В варианте 3 Л. Бороздина оценки отражают реальную, референтную (желаемую), достижимую (которая может быть объективно достигнута) оценку своей личности. Метод Хоппе определения уровня амбиций используется для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна. Сравнивая результаты обоих тестов, можно определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.

Пример проведения тестирования

Например, тест оценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации Бороздина оценивает здоровье поэтапно, поучительно:

  1. Испытуемому показывают линию и объясняют, что в верхней точке находятся абсолютно здоровые люди, а в нижней — больные.
  2. Испытуемому предлагается определить свое текущее положение на линии.
  3. Испытуемому предлагается определить свое желаемое положение, исходя из его представления о том, какое состояние здоровья он хотел бы иметь.
  4. Испытуемому предлагается отметить положение, которого он смог бы достичь при выполнении упражнения.
  5. Знаки должны быть разными (крест, горизонтальная черта, точка) во избежание путаницы при интерпретации результатов.

После выставления оценок проводится собеседование с испытуемым. В ходе собеседования разъясняется мотивация кандидата, который объясняет, почему он отметил тот или иной пункт. После интерпретации результатов опроса самооценки Дембо-Рубинштейна выявляется отношение респондента к себе и другим. Психолог выделяет характеристики респондента:

  • Критерии оценки собственной личности и черт характера.
  • Порядок, в котором следует обосновать выбор данного элемента в строке.
  • Мотивация выбора дополнительных категорий.
  • Причины и аргументы, объясняющие различие или отсутствие дифференциации самооценки по парам — реальное и референтное, реальное и достижимое, референтное и достижимое.

В ходе общения выявляются черты личности респондента, его образ мышления. Например, терапевт может спросить, почему респондент считает себя самым здоровым человеком, каких людей он считает самыми больными и почему он не считает себя здоровым, если оценка находится между средним и высоким значением на шкале.

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов опроса самооценки Дембо-Рубинштейна учитываются фактические, эталонные и достижимые оценки, выбранные кандидатом. Например, длина разрыва между эталоном и фактическим баллом, а также положение достижимого балла по отношению к эталону и фактическому баллу указывают на уровень оптимизма респондента. Результаты теста основаны на положении фактической отметки самооценки и зависят от ее удаленности от нижней крайней точки шкалы:

  1. интервал 0-40 мм. Плохая самооценка.
  2. Расстояние 40-80 мм. Средняя самооценка.
  3. Расстояние 80-120 мм. Высокая самооценка.

Общая самооценка определяется, когда примерно 60% результатов попадают в один из этих диапазонов. Если при сравнении совокупных тестовых баллов по разным шкалам невозможно отнести большую часть результатов к определенному диапазону, то это самооценка лабильна (вариабельна, изменчива, неустойчива).

Удовлетворенность определяется путем сравнения профилей, отражающих фактическую и эталонную самооценку. Чем больше несоответствие, тем меньше вы довольны собой. И наоборот, низкое расхождение в результатах предполагает высокую степень удовлетворенности.

Стабильность результатов проверяют повторным тестированием через 14 дней. О неустойчивом самовосприятии свидетельствует расхождение более чем по половине категорийных шкал. При этом степень отклонения положения гирь при повторных испытаниях должна быть не менее половины сектора.

Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна позволяет получить представление об оценке личности человека, степени самоудовлетворенности, уровне претенциозности и наличии внутренних конфликтов.

Методика Дембо-Рубинштейн на выявление самооценки

Психология \ Психология

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Содержание работы

МЕТОДИКА   ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН НА   ВЫЯВЛЕНИЕ   САМООЦЕНКИ

I ЧАСТЬ.

Перед испытуемым кладут чистый лист бумаги, экспериментатор прово­дит на нем горизонтальную черту (примерно 14 см) и просит испытуемого отметить место его (испытуемого) по состоянию здоровья среди всех лю­дей, размещенных на этой черте.

Инструкция: «Я сейчас провожу черту (экспериментатор проводит чер­ту). Представьте, что на ней распологаются все люди, живущие на Земле. Только здесь (указывает на левый полюс) — самые больные (ставит буквы С.Б.), а здесь (указывает на правый полюс) — самые здоровые (ставит бую С.З.). Отметьте свое место по состоянию здоровья на этой прямой».

Когда испытуемый выполнит это задание, ему предлагается выполнить аналогичное задание, отнести себя к определенному месту на прямых:

— ума;

— счастья;

— характера.

В результате испытуемые отмечают свое место на четырех прямых.

ПРИМЕЧАНИЕ: Можно отметить на прямой середину. Делить прямую на 6 рав­ных частей и спрашивать испытуемого, к какой из имеющихся градаций он себя относит. (Предложено Габриял Т.М.). Одна­ко, это имеет следующий недостаток: навязывание определен­ного мнения испытуемому. Но в том случае, когда испытуемый затрудняется отметить свое место на прямой, рекомендуется делить прямую на части.

II ЧАСТЬ.

Обработка данных: разбить прямую (здоровья, ума, счастья, харак­тера) на шесть равных отрезков, примерно по 2 см (2,3 см) каждый, по­лученным семи отметкам приписать баллы от 1 до 7. (Например, «самый больной» — 1балл, «самый здоровый» — 7 баллов).

Отметку испытуемого отнести к одному из баллов, в зависимости от близости к определенной отметке шкалы.

Построить профиль самооценки, соединив отрезками отметки испытуе­мого на четырех прямых.

Отнести результаты к определенному типу: — адекватная самооценка,

                                                                            — неадекватная;

                                                                            — завышенная,

                                                                            —  заниженная.

«Отнести себя» к крайним точкам шкал свидетельствует о нарушений критичности, адекватная самооценка — отнести себя к средним показателям:

адекватная самооценка                                           показатель «4»

тенденция к завышению                                          показатели «5», «6»

неадекватная самооценка (завышенная)               показатели «6», «7»

тенденция к занижению                                           показатели «3», «4»

неадекватная самооценка (заниженная)                показатели «2», «I».

По данным Рубинштейн С.Я., у здоровых людей обнаруживается тен­денция к самооценке чуть выше середины (при проведении вертикальной линии).

Литература:

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976       

2. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности, М., МГУ, 1981.

3. Рубинштейн Л.С. О мышлении и путях его исследования, М., 1959.

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Выбери свой ВУЗ

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309
Полный список ВУЗов

Взаимное влияние интенсивности болевого синдрома и пограничных психических расстройств у больных коксартрозом Грейвс, С.Э., Хаапакоски, Дж., Мякеля, К., Менерт, Ф., Немес, С., Овергаард, С., Педерсен, А.Б., и Гареллик, Г. (2017). Пожизненный риск первичной тотальной замены тазобедренного сустава при остеоартрите в 2003–2013 гг.: многонациональный анализ с использованием данных национального реестра: международный пожизненный риск тотальной замены тазобедренного сустава при остеоартрите. Уход за артритом и исследования. >> doi.org/10.1002/acr.23197

Акфорд Дж., Батт А., Херон К., Хаммонд Дж., Морган Дж., Алави А., Болтон Дж. и Бланд М. (2010). Распространенность тревоги и депрессии при остеоартрите: использование больничной шкалы тревоги и депрессии в качестве инструмента скрининга. Клиническая ревматология, 29 (11), 1277–1283. >> doi.org/10.1007/s10067-010-1547-7

Баир, М., Ву, Дж., Дамуш, Т., Сазерленд, Дж., и Кроенке, К. (2008). Ассоциация депрессии и тревоги отдельно и в сочетании с хронической мышечно-скелетной болью у пациентов первичного звена. Психосоматическая медицина, 70(8), 890–897. >> doi.org/10.1097/psy.0b013e318185c510

Белтман, М. В., Вошаар, Р. К. О., и Спекенс, А. Э. (2010). Когнитивно-поведенческая терапия депрессии у людей с соматическими заболеваниями: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Британский журнал психиатрии, 197 (1), 11–19. >> doi.org/10.1192/bjp.bp.109.064675

Бокма, В. А., Бателаан, Н. М., ван Балком, А. Дж. Л. М., и Пеннинкс, Б. В. Дж. Х. (2017). Влияние тревожных и/или депрессивных расстройств и хронических соматических заболеваний на инвалидность и нарушение трудоспособности. Журнал психосоматических исследований, 94, 10–16. >> doi.org/10.1016/j.jpsychores.2017.01.004

Кальво-Лобо, К., Вилар Фернандес, Х.М., Бесерро-де-Бенгоа-Валлехо, Р., Лоса-Иглесиас, М.Е., Родригес-Санс, Д., Паломо Лопес, П., и Лопес Лопес, Д. (2017). Взаимосвязь депрессии у участников с неспецифической острой или подострой болью в пояснице и отсутствием боли в зависимости от возраста. Журнал исследований боли, 10, 129–135. >> doi.org/10.2147/JPR.S122255

Чабан, О.С., и Хаустова, О.О. (2010). Терапия хронического алгического синдрома у пациентов с непсихотически-депрессивными расстройствами и коморбидною соматическою патологию. Украинский вестник психологии, 18(1), 67–72 (на украинском языке).

Чо, Х.Дж., Мори, В., Канг, Дж.Ю., Ким, К.В., и Ким, Т.К. (2015). Распространенность и факторы риска остеоартрита позвоночника, плеча, руки, бедра и колена у проживающих в общине корейцев старше 65 лет. Клиническая ортопедия и родственные исследования, 473(10), 3307–3314. >> doi. org/10.1007/s11999-015-4450-3

Чонг Т., Дон Д. В., Као М.-К., Вонг Д. и Митра Р. (2013). Значение физикального обследования в диагностике артроза тазобедренного сустава. Журнал реабилитации спины и опорно-двигательного аппарата, 26(4), 397–400. >> doi.org/10.3233/BMR-130398

Данилов А.Б. и Данилов А.Б. (2010). Боль: Патогенез и лечение. Российский журнал Боли, 2, 35–39 (на русском языке).

Даффи, П.Дж., Масри, Б.А., Гарбуз, Д.С., и Дункан, С.П. (2005). Оценка пациентов с болью после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава. Журнал костной и совместной хирургии. Американский том, 87 (11), 2566–2575.

Герритс М.М., ван Оппен П., Леоне С.С., ван Марвейк Х.В., ван дер Хорст Х.Е. и Пеннинкс Б.В. (2014). Боль, а не хроническое заболевание, связана с рецидивом депрессивных и тревожных расстройств. BMC Психиатрия, 14 (1). >> doi.org/10.1186/1471-244X-14-187

Жиньяк, М.А.М., Бэкман, С.Л., Дэвис, А.М., Лакайль, Д., Цао, X., и Бэдли, Э.М. (2013). Участие в социальной роли и жизненный путь здоровых взрослых и людей с остеоартритом: не упускаем ли мы из виду влияние на людей среднего возраста? Социальные науки и медицина, 81, 87–93. >> doi.org/10.1016/j.socscimed.2012.12.013

Hardcastle, S.A., Dieppe, P., Gregson, C.L., Hunter, D., Thomas, G.E.R., Arden, N.K., Spector, T.D., Hart, D.J. , Лохарн, М.Дж., Клаг, Г.А., Эдвардс, М.Х., Деннисон, Э.М., Купер, К., Уильямс, М., Дэйви Смит, Г., и Тобиас, Дж.Х. (2014). Распространенность рентгенологического остеоартрита тазобедренного сустава увеличивается при высокой костной массе. Остеоартрит и хрящ, 22(8), 1120–1128. >> doi.org/10.1016/j.joca.2014.06.007

Хокер, Г. А., Жиньяк, М. А. М., Бэдли, Э., Дэвис, А. М., Френч, М. Р., Ли, Ю., Перруччо, А. В., Пауэр, Дж. Д., Сейл, Дж., и Лу, В. (2011). Продольное исследование для объяснения связи между болью и депрессией у пожилых людей с остеоартритом. Уход за артритом и исследования, 63 (10), 1382–1390. >> doi.org/10.1002/acr.20298

Kc, R. , Li, X., Forsyth, C.B., Voigt, R.M., Summa, K.C., Vitaterna, M.H., Tryniszewska, B., Keshavarzian, A., Turek , FW, Meng, Q.-J., & Im, H.-J. (2015). Остеоартрозоподобные патологические изменения в коленном суставе, вызванные экологическим нарушением циркадных ритмов, потенцируются диетой с высоким содержанием жиров. Научные отчеты, 5, 1689 г.6. >> doi.org/10.1038/srep16896

Киркнесс, К.С., МакАдам-Маркс, К., Унни, С., Янг, Дж., Йе, X., Чандран, А., Питерс, К.Л., и Аше , CV (2012). Характеристика пациентов, перенесших тотальное эндопротезирование коленного сустава в реальных условиях, и назначение обезболивающих препаратов для лечения послеоперационной боли. Журнал фармакотерапии боли и паллиативной помощи, 26 (4), 326–333. >> doi.org/10.3109/15360288.2012.734898

Лоуренс, Р. К., Фелсон, Д. Т., Хелмик, К. Г., Арнольд, Л. М., Чой, Х., Дейо, Р. А., Габриэль, С., Хирш, Р., Хохберг, М. К., Хундер, Г. Г., Джордан, Дж. М., Кац, Дж. Н., Кремерс, Х. М., и Вулф, Ф. (2008). Оценки распространенности артрита и других ревматических состояний в Соединенных Штатах: Часть II. Артрит и ревматизм, 58 (1), 26–35. >> doi.org/10.1002/art.23176

Лоскутов А.Е. (2010). Эндопротезирование тазобедренного сустава. Лира, Днепропетровск.

Маколкин В.И., Пак И.В., Меньшикова И.В. (2007). Коксартроз: Вопросы этиологии, эпидемиологии, клинических проявлений и новых подходов к лечению. Терапевтический архив, 79(1), 81–85 (на русском языке).

Мэтчем, Ф., Рейнер, Л., Стир, С., и Хотопф, М. (2014). Распространенность депрессии при ревматоидном артрите: систематический обзор и метаанализ: ответ. Ревматология (Оксфорд, Англия), 53(3), 578–579.. >> doi.org/10.1093/rheumatology/ket439

Миддлтон К.Р., Уорд М.М., Хааз С., Велуммулум С., Фике А., Асеведо А.Т., Татав-Аюкетах Г., Дитц Л. ., Митлман, Б. Б., и Валлен, Г. Р. (2013). Пилотное исследование йоги как средства самопомощи при артрите в сообществах меньшинств. Health and Quality of Life Outcomes, 11, 55. >> doi.org/10.1186/1477-7525-11-55

Mújica Mota, RE (2013). Анализ экономической эффективности ранней и поздней тотальной замены тазобедренного сустава в Италии. Значение для здоровья, 16 (2), 267–279.. >> doi.org/10.1016/j.jval.2012.10.020

Манс, С., и Стюарт, Д. (2007). Гендерные различия в депрессии и хронических болевых состояниях в национальном эпидемиологическом исследовании. Психосоматика, 48(5), 394–399. >> doi.org/10.1176/appi.psy.48.5.394

Нассонова В.А., Мендель О.И., Денисов Л.Н., Верткин А.Л., Алексеева Л.И., Наумов А.В. (2011). Остеоартроз и ожирение: Клинико-патогенетические взаимосвязи. Профилактическая Медицина, 1, 29–37 (на русском языке).

О’Коннор, К., Вискайно, М., Ибарра, Дж. М., Балькасар, Х., Перес, Э., Флорес, Л., и Андерс, Р. Л. (2015). Мультиморбидность в мексиканском сообществе: вторичный анализ результатов хронических заболеваний и депрессии. Международный журнал медсестер, 2 (1), 35–47. >> doi.org/10.15640/ijn.v2n1a4

Оттавиани С., Бернар Ж.-Л., Жан-Люк Б., Барден Т., Томас Б., Ришетт П. и Паскаль , Р. (2012). Влияние музыки на тревогу и боль во время промывания суставов при остеоартрите коленного сустава. Клиническая ревматология, 31(3), 531–534. >> doi.org/10.1007/s10067-011-1925-9

Поулсен, Э., Кристенсен, Х.В., Овергаард, С., и Хартвигсен, Дж. (2012). Распространенность остеоартрита тазобедренного сустава в практике хиропрактики в Дании: описательное перекрестное и проспективное исследование. Журнал манипулятивной и физиологической терапии, 35 (4), 263–271. >> doi.org/10.1016/j.jmpt.2012.01.010

Рахман, М. М., Копец, Дж. А., Голдсмит, С. Х., Анис, А. Х., и Сибере, Дж. (2016). Валидация административного диагноза остеоартрита с использованием клинической и рентгенологической популяционной когорты. Международный журнал ревматологии, 2016, 1–7. >> doi.org/10.1155/2016/6475318

Ребров Б. А., Благинина И. И., Реброва О. А. (2011). К вопросу о связи хронического болевого синдрома и тревожно-депрессивных расстройств у больных терапевтического профиля. Боль, Суставы, Позвоночник, 1(2), 83–87 (на русском языке).

Ридигер В., Деринг С. и Крисмер М. (2010). Депрессия и соматизация влияют на результат тотального эндопротезирования тазобедренного сустава. Международная ортопедия, 34 (1), 13–18. >> doi.org/10.1007/s00264-008-0688-7

Родик, Д., Мейер, А. Х., и Майнльшмидт, Г. (2015). Связь между депрессивными симптомами и физическими заболеваниями в Швейцарии: перекрестное исследование населения. Frontiers in Public Health, 3, 47. >> doi.org/10.3389/fpubh.2015.00047

Sale, J.E.M., Gignac, M., & Hawker, G. (2008). Взаимосвязь между симптомами заболевания, жизненными событиями, преодолением трудностей и лечением, а также депрессией среди пожилых людей с остеоартритом. Журнал ревматологии, 35 (2), 335–342.

Шарма А., Кудесиа П., Ши К. и Ганди Р. (2016). Тревога и депрессия у пациентов с остеоартритом: последствия и проблемы лечения. Ревматология открытого доступа: исследования и обзоры, 8, 103–113. >> doi.org/10.2147/OARRR.S93516

Шарма Л. и Беренбаум Ф. (ред.). (2007). Остеоартрит: спутник ревматологии. Мосби, Филадельфия.

Страйн, Т.В., Мокдад, А.Х., Баллуз, Л.С., Гонсалес, О., Крайдер, Р., Берри, Дж. Т., и Кроенке, К. (2008). Депрессия и тревога в Соединенных Штатах: результаты системы наблюдения за поведенческими факторами риска 2006 года. Психиатрические службы, 59(12), 1383–1390. >> doi.org/10.1176/appi.ps.59.12.1383

Тонелли С. М., Ракель Б. А., Купер Н. А., Ангстом В. Л. и Слука К. А. (2011). Женщины с остеоартритом коленного сустава испытывают больше болей и хуже функционируют, чем мужчины, но имеют одинаковую физическую активность до тотальной замены коленного сустава. Биология половых различий, 2, 12. >> doi.org/10.1186/2042-6410-2-12

Туккер А., Вишер Т. и Пикавет Х. (2008). Избыточный вес и проблемы со здоровьем нижних конечностей: Остеоартроз, боль и инвалидность. Питание общественного здравоохранения, 1. >> doi.org/10.1017/S1368980008002103

Тернер, Дж., и Келли, Б. (2000). Эмоциональные аспекты хронического заболевания. Западный медицинский журнал, 172 (2), 124–128.

Загородный Н.В. (2011). Эндопротезирование тазобедренного сустава. Основы и практика эндопротезирования тазобедренного сустава. Основы и практика. Геотар-Медиа, Москва.

Николаев Е.Л., Поверинов И.Е. Особенности физической активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка

УДК 796.012.21-057.87

DOI: 10.15507/2413-1407.113.028.202004.843-865

Введение. Интенсивная двигательная активность связана с хорошим здоровьем и самочувствием личности, а ее проявления у студентов могут иметь гендерные и социокультурные особенности. Цель исследования — выявление особенностей двигательной активности российских и иностранных студентов регионального вуза через оценку ее мотиваторов, барьеров и взаимосвязи с показателями самооценки, знание которых может быть положено в основу построения персонализированные профилактические программы укрепления здоровья.

Материалы и методы. Проведен онлайн-опрос среди 423 российских и иностранных студентов регионального вуза с использованием Опросника физической активности Година-Шепарда в свободное время с использованием шкалы мотивации и барьеров Эштона и модифицированной методики Дембо-Рубинштейна. Полученные данные подвергали статистической обработке с расчетом t -критерия Стьюдента, хи-квадрата и коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты. Выявлено, что две трети респондентов имеют оптимальный уровень физической активности, а ее мотиваторы (стремление к улучшению здоровья, физической формы и тела) и барьеры (нехватка времени) универсальны. Российские студентки вузов превосходят иностранных по продолжительности физических нагрузок, а иностранные девушки уступают иностранным юношам по частоте занятий. Выявлены барьеры, присущие российским девушкам: неподходящая погода и убеждение, что физическая активность — неподходящее занятие для женщин. В качестве барьера российские юноши назвали отсутствие условий для тренировок. Отличие российских юношей от иностранных заключается в том, что иностранцы обнаруживают положительную корреляцию между физической активностью, уверенностью в себе и физической привлекательностью.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть полезны для преподавательского состава кафедр физического воспитания, медико-психологической службы вузов, организаций студенческого самоуправления. Рекомендуется, чтобы профилактические программы вуза были гендерно-ориентированными, культурологически ориентированными, направленными на нейтрализацию системы внутренних и социальных барьеров для посещения занятий и основанными на самооценковом потенциале студента.

Ключевые слова : русский студент, иностранный студент, физическая активность, мотиватор, барьер, самооценка

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Николаев Е.Л., Поверинов И.Е. Особенности физической активности российских и иностранных студентов: мотиваторы, барьеры, самооценка. Регионология = Российский регионоведение. 2020; 28(4):843-865. Doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.843-865

Список литературы

1. Erdyneeva K.G., Nikolaeev E. L., Azanova A.A.A.A.A.A., nurllina G.N. ER Повышение качества образования за счет синергии преподавания и исследований. Международный обзор менеджмента и маркетинга , 2016; 6(1):106-110. Режим доступа: https://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1747 (дата обращения: 10.07.2020). (на англ. языке)

2. Дровников А.С., Николаев Е.Л., Афанасьев А.С., Иванов В.Н., Петрова Т.Н., Тенюкова Г.Г., Максимова Н.Л., Повшедная Ф.В. Технология оценки профессиональной компетентности учителей в процессе повышения квалификации. Международный обзор менеджмента и маркетинга , 2016; 6(1):111-115. Режим доступа: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1756 (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)

3. Захарова А.Н., Таланова Т.В., Николаев Е.Л., Семенов В.Л., Кузнецова Л.В., Хураскина Н.В., Горбунова П.Г. Роль экономических ценностей в системе ценностей и антиценностей старшеклассников. В: Материалы 33-й конференции Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2019: Совершенствование образования и управление инновациями через Vision 2020 . 2019. с. 270-2710. Режим доступа: https://clck.ru/Rmanw (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)

4. Морова Н.С., Захарова А.Н., Таланова Т.В., Дулина Г.С., Николаев Е.Л. Психология личностной конкурентоспособности студентов в системе высшего образования. В: Материалы 30-й конференции Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2017 – Vision 2020: Устойчивое экономическое развитие, управление инновациями и глобальный рост. 2017. с. 4460-4468. Режим доступа: https://clck.ru/RmbFB (дата обращения: 10.07.2020). (на английском языке)

5. Будзински-Сеймур Э., Конвей Р., Уэйд М., Лукас А., Джонс М., Манн С., Стил Дж. Физическая активность, психическое и личное благополучие, социальная изоляция и Восприятие академической успеваемости и возможностей трудоустройства студентов университетов: опросы активных студентов Шотландии и Великобритании. Журнал физической активности и здоровья. 2020; 17(6):610-620. (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10. 1123/jpah.2019-0431

6. Колокольцев М.М., Ермаков С.С., Третьякова Н.В., Крайник В.Л., Романова Е.В. Физическая активность как фактор повышения качества студенческой жизни. Образование и наука = Образовательно-научный журнал. 2020; 22(5):150-168. (на рус., реферат на англ.) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168

7. Richards J., Jiang X., Kelly P., Chau Дж., Бауман А., Дин Д. Не волнуйся, будь счастлив: кросс-секционные связи между физической активностью и счастьем в 15 европейских странах. BMC Общественное здравоохранение . 2015 г.; 15. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-015-1391-4

8. Мерфи М.Х., Карлин А., Вудс С., Невилл А., Макдоннча С., Фергюсон К., Мерфи Н. Активные студенты здоровее и счастливее, чем их неактивные сверстники: результаты крупного репрезентативного поперечного исследования студентов университетов в Ирландии. Журнал физической активности и здоровья. 2018; 15(10):737-746. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1123/jpah.2017-0432

9. Пенгпид С., Пельтцер К. Сидячий образ жизни, физическая активность и удовлетворенность жизнью, счастье и воспринимаемое состояние здоровья у студентов университетов из 24 стран. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 2019; 16(12). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph26122084

10. Дойл С.Б., Хан А., Бертон Н.В. Знание руководящих принципов физической активности и пользы для психического здоровья среди студентов эмиратских университетов. Перспективы общественного здравоохранения . 2019; 139(6):316-319. (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.1177/1757913919834060

11. Прохоров П.Ю. Динамика уровня физической активности и качества жизни студентов в процессе обучения на младших курсах медицинского института. Современная наука . 2019; (12-2):146-149. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41569484 (дата обращения: 10. 07.2020).

12. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В., Шалавина А.С. Физическое воспитание в вузах как средство адаптации иностранных студентов. Наука и спорт: современные тенденции = Наука и спорт: современные тенденции. 2016; 11(2):31-34. Режим доступа: https://sciencesport.ru/journals/no2-tom-11-2016-god/articles/zanyatiya-… (дата обращения: 10.07.2020).

13. Кудрявцева В.В., Соловьева И.Л. Повышение эффективности адаптационных процессов иностранных студентов средствами физической культуры и спорта. Физическая культура, спорт и здоровье = Физическая культура, спорт и здоровье. 2018; (31):59-61. Режим доступа: http://i.konferencia-virtual.ru/u/7f/306d225d3311e89319e1026cca0b09/-/vi… (дата обращения: 10.07.2020). (на рус., реферат на англ.)

14. Севиль Дж., Пракседес А., Абарка-Сос А., Дель Вильяр Ф., Гарсия-Гонсалес Л. Уровни физической активности, мотивация и барьеры для поступления в университет Ученики. Журнал спортивной медицины и физической культуры . 2016; 56(10):1239-1248. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26554859/ (дата обращения: 10.07.2020). (на англ.)

15. Орнелас Дж.Р.Б., Валенсуэла М.С.С., Лонгория Дж.Н., Фернандес Ф.М., Гарсия П.Дж.Дж. Барьеры для занятий физическими упражнениями среди спортсменов и неспортсменов мексиканских университетов. Educacion Física y Ciencia , 2019; 21(3). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.24215/23142561e087

16. Авадалла Н.Дж., Абелязед А.Е., Хассанейн М.А., Халил С.Н., Афтаб Р., Габалла И.И., Махфуз А.А. Оценка отсутствия физической активности и предполагаемых препятствий для физической активности среди студентов медицинских колледжей, Юго-Западная Саудовская Аравия. Журнал здравоохранения Восточного Средиземноморья. 2014; 20(10):596-604. Режим доступа: http://www.emro.who.int/emhj-vol-20-2014/volume-20-issue-10/assessment-o… (по состоянию на 10.07.2020). (на английском языке)

17. Ван Дайк Д., Де Бурдоуи И., Делиенс Т., Дефорш Б. Могут ли изменения психосоциальных факторов и места жительства объяснить снижение физической активности при переходе из средней школы в колледж или университет? Международный журнал поведенческой медицины . 2015 г.; 22:178-186. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1007/s12529-014-9424-4

18. Томас А.М., Бодри К.М., Гаммаж К.Л., Клентроу П., Жосс А.Р. Физическая активность, участие в спорте и предполагаемые препятствия для занятий у студентов-первокурсников канадских университетов. Журнал физической активности и здоровья . 2019; 16(6):437-446. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1123/jpah.2018-0198

19. Дойл С.Б., Хан А., Бертон Н.В. Предпочтения контекста и типа рекреационной физической активности среди студентов эмиратских университетов мужского и женского пола. Международное здравоохранение . 2019; 11(6):507-512. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1093/inthealth/ihz002

20. Лаар Р.А., Ши С., Ашраф М. А. Участие пакистанских студенток в физической активности: религиозные, культурные и социально-экономические факторы. Религия. 2019; 10(11). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/rel10110617

21. Годин Г. Опросник физической активности в свободное время Година-Шепарда. Канадский журнал о здоровье и фитнесе . 2011 г.; 4(1):18-22. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.14288/hfjc.v4i1.82

22. Ashton L.M., Hutchesson M.J., Rollo M.E., Morgan P.J., Collins C.E. Мотиваторы и барьеры на пути к здоровому питанию и физическим упражнениям. Активность. Американский журнал мужского здоровья . 2017; 11(2):330-343. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1177/1557988316680936

23. Блейк Х., Станулевич Н., Макгилл Ф. Предикторы физической активности и барьеры для физических упражнений у медсестер и студентов-медиков. Журнал передового сестринского дела . 2017; 73(4):917-929. (на английском языке) DOI: https://doi. org/10.1111/jan.13181

24. Эль Ансари В., Берг-Бекхофф Г. Достижения в отношении здорового питания и физической активности в зависимости от пола и страны: латентный класс Анализ 6266 студентов университетов Египта, Ливии и Палестины. Питательные вещества . 2017; 9(7). (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.3390/nu9070738

25. Кгоконг Д., Паркер Р. Физическая активность у студентов-физиотерапевтов: уровни физической активности, предполагаемые преимущества и препятствия для физических упражнений. Южноафриканский журнал физиотерапии . 2020; 76(1). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.4102/sajp.v76i1.1399

26. Сукис С., Чеснайтене В.Я., Емельяновас А., Мезене Б., Валантин И., Оссовски З.М. Причины и барьеры для физической активности в свободное время студентов университетов: сдерживающий эффект санитарного просвещения. Перцептивные и моторные навыки 2019; 126(6):1084-1100. (на английском языке) DOI: https://doi.org/10.1177/0031512519869089

27. Карбальо-Фазанес А., Рико-Диас Х., Баркала-Фурелос Р., Рей Э., Родригес-Фернандес Х.Е., Варела -Casal C., Abelairas-Gómez C. Привычки и детерминанты физической активности, малоподвижное поведение и образ жизни студентов университетов. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 2020; 17(9). (на англ. языке) DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph27093272

28. Викторов О.Н. Внеучебная воспитательная работа в Чувашском государственном университете. Высшее образование в России = Высшее образование в России. 2017; (7):132-137. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1128 (дата обращения: 10.07.2020). (на рус., реферат на англ.)

Поступила 14.07.2020; принято к публикации 19.09.2020; опубликовано онлайн 30.12.2020.

Об авторах :

Николаев Евгений Львович, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. науч. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *