Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Самооценка у подростков: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Содержание

Самооценка подростка — Ачинский техникум нефти и газа

Сегодня предлагаем обсудить тему: «самооценка подростка». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Как и в любом возрасте, самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. В случае с подростком самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразный регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом.

Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается подростков, то их самооценка более ситуативно зависима в отличие от взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.

Как повысить самооценку подростку

Активное исследование специалистами самооценки подростков привели к достаточно интересным выводам. Если индивид уже в детском возрасте ощутил на себе влияние низкой самооценки, которая могла развиться из-за неправильного подхода в воспитании, то он в большей степени подвержен также формированию «подростковой депрессии». Что характерно, в некоторых случаях подобное состояние является своеобразным следствием низкой самооценки, а в некоторых – предшествует ей.

Специалисты также подчеркивают: оценивать собственную личность, а также ее успешность, ребенок начинает уже с 8-ми лет. При этом выделяют главные направления, которые он считает важными для себя на момент оценки. Это внешний вид, успеваемость в школе, физические возможности, принятие в социуме и общее поведение. Что касается подросткового возраста, то в нем успеваемость в учебе и уровень поведения скорее важны для родителей ребенка, а вот сам тинэйджер заостряет внимание на внешности, физических данных, принятии его среди сверстников.

У родителей, которые замечают за своим ребенком типичные признаки низкой самооценки и депрессивного состояния, задаются вопросом о том, как повысить самооценку подростку? В действительности это не так уж сложно, ведь прежде всего для этого необходимо, чтобы подросток ощущал понимание и поддержку со стороны социально значимых для него людей. Такими людьми могут быть не только сами родители, но и близкие друзья, или даже некоторые учителя, которые для подростка являются авторитетными людьми.

В семье важно умение сочетания воспитательных мир и простого принятия подростковых стремлений. Исследования специалистов показывают, что именно понимание, принятие и поддержка подростка в его интересах и целях – это едва ли не ключевой момент в формировании адекватной самооценки. Также можно судить о успеваемости в школе и отношениях с учителями, которые могут оказать влияние на оценку подростком своих возможностей и потенциала.

Из всего вышесказанного достаточно просто сделать вывод. Теплое и мягкое отношение к подростку, когда вы способны не просто навязывать ему какие-то определенные принципы и мораль, но также понять и принять его личные убеждения, крайне положительно сказываются на взаимоотношениях с ребенком, а также его самооценке. В то же время жесткое, холодное и одностороннее отношение к подростку могут привести к весьма плачевным последствиям, ведь если ребенок не ощущает поддержки и близости в семье – это отрицательно сказывается на его самооценке и психическом состоянии вообще.

Такие подростки склоны к тому чтобы обращать как можно больше внимания на свои неудачи и слабые стороны, им тяжело сфокусироваться на достижении результата, они все чаще предпочитают отказаться от попыток и риска достичь чего-нибудь. При этом за ними также замечается склонность к постоянной тревоге, выраженной агрессии и грубости.

Советы психологов

Из этого следует, что для создания правильной самооценки у подростка, а она чаще всего бывает скорее заниженной, нежели слишком высокой, следует правильно к нему относиться. В этом плане психологи советуют применять так называемый «симметричный» стиль отношений, в основе которого лежит уважение к мнению и предпочтениям ребенка со стороны родителей. Такое своеобразное «партнерство» позволяет ребенку не оглядываться на рамки и нормы, заданные взрослыми, а формировать собственные критерии самооценки и своих возможностей, к тому же уважение подростка к самому себе во многом основывается на уважительном отношении со стороны взрослых.

Самооценка как таковая происходит из детства и основывается на методах воспитания, которые применялись к ребенку. При этом она выступает довольно важным свойством психики, которое регулирует поведение, отношения с другими людьми, рамки критичности относительно своих возможностей и успехов. Один из первых вестников низкой самооценки – это сомнения.

Испытывая их, подросток теряет массу возможностей, времени, потенциала, не решаясь перейти к реальным действиям и что-то изменить в своей жизни. Для человека с низким уровнем самоуважения такая линия поведения кажется выгодной в долгосрочной перспективе: отказываясь от попыток чего-либо достичь, то есть не рискуя, подросток тем самым защищает себя от негативных переживаний и чувств, связанных с возможной неудачей.

Такое состояние склонно к аккумуляции, так что в конечном счете даже те дела, с которыми подросток ранее легко справлялся, становятся для него непосильными психологически.

Психологи дают конкретные советы, дающие возможность избежать подобного осложнения при правильном подходе в воспитании подростка:

  • Привейте ребенку с ранних лет привычку отказаться от сравнения себя с окружающими. Он должен понимать, что идеальных людей нет и всегда есть кто-что, кто лучше тебя в том или ином деле.
  • Отучите его ругать себя за какие-либо неудачи. В то же время ребенок должен привыкнуть принимать комплименты или похвалу.
  • Всегда одобряйте его успешные поступки и любые, даже самые маленькие достижения. Это научит ребенка ценить свои успехи.
  • Приучите подростка к положительным аффирмациям. Позитивное мышление и постоянный настрой на успех всегда положительно влияют на самооценку индивида.
  • Обратите внимание и на себя. Научитесь понимать и поддерживать своего ребенка.
    Постарайтесь выстроить взаимоотношения с ним таким образом, чтобы он ощущал уважение и внимание, а не давление с вашей стороны.
  • Оказывайте любую, моральную или же материальную поддержку подростка в его увлечениях и интересах.

Правильная самооценка подростка

Вместе с тем, несмотря на возникающие в подростковый период проблемы, специалисты отмечают, что в этом возрасте закладывается адекватность самооценки у любого индивида. Это связанно с особенностями оценки подростками своих возможностей и критериев, имеющих для них особые значение. Оценка в подростковом возрасте куда более строгая и заниженная, что говорит об отсутствии вероятности слишком высокого самомнения и большем реализме. При этом количество критериев и качеств, которые охватывает правильная самооценка подростка, куда большее, нежели в детском возрасте.

Подростки редко когда способны передать свои чувства и общее душевное состояние словами. Гораздо ярче они выражают их в своей деятельности, в увлечениях, повседневных занятиях, успеваемости в школе, отношениях со сверстниками. Характерно то, что в подростковом возрасте каждый индивид уже имеет некое представление о своем идеальном образе и даже нацелен на него, но большая разница между их текущим состоянием и желаемым идеалом слишком велика и зачастую травмирует их. Подростки достаточно самокритичны в отношении себя, и если эту черту характера направить в верное русло, она будет способствовать правильному выявлению и признанию собственных ошибок, самореализации.

Самооценка личности подростка

На данный момент достоверно известно, что нахождение в адекватном коллективе, где равномерно развиты как поддержка, так и конструктивная критика, способствует формированию нормальной здоровой самооценки личности. Это имеет и другую сторону. Когда подросток попадает в конкретную сформировавшуюся группу, у него возникает желание и потребность занять определенную нишу в ней.

При этом он способен четко заранее сформировать для себя видение того, какие взаимоотношения развиваются между ним и коллективом. Если в реальности ему не удается добиться поставленной цели, то он ощущает эмоциональную неудовлетворенность, при этом самооценка личности подростка сильно падает. Именно подобные сложности в подростковом возрасте возникают чаще всего.

Условия проживания, социальное окружение, привитые нормы этики, поведения и воспитания в целом – все эти вещи оказывают огромное влияние на дальнейшую успешность индивида. При этом все признаки очень индивидуальны, так что реализация коммуникации у каждого подростка своя, поэтому по определенному ряду признаков в общении, он легко поймет какое-то несоответствие и будет чувствовать себя неполноценным.

Опаснее всего, если подросток не способен отыскать себя в обществе во время периода своеобразного внутреннего бунтарства, вызванного потребностью занять какую-то определенную социальную нишу. Ощущение отчуждения, бесполезности, непонимания со стороны родственников – все это в результате может сформировать в дальнейшем социально деструктивного человека. Именно правильно налаженные отношения в семье, а также преждевременная забота о формировании адекватной самооценки помогут избежать подобной ситуации и адаптироваться подростку в обществе.

Особенности самооценки подростка

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

Многие психологи отмечают, что самооценка является довольно поздним образованием, и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Рубинштейн С.Л., характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. [19, с.105]

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств. [1, с.120]

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

У подростков оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [16, с.361]

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие.

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии.

Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности. Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость, подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности, напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей, учителей, родителей и др.

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.

Завышенная самооценка подростка характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением других.

Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя, правильное отношение к другим.

Заниженная самооценка – недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги.

Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.

В результате, такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима. Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфических для подросткового кризиса.

Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот подросток, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают

Исследователи установили, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков 11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на семейном совете. Исследователи выделяют три основных условия формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных родителями границах .

В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.

Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызвать повышение самооценки.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитии личности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «я» весьма непросто, но возможно. В юности изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте.

Самооценка подростка

  • 5.00 / 5 5
  • 1 / 5
  • 2 / 5
  • 3 / 5
  • 4 / 5
  • 5 / 5

Голосов: 1, сред. рейтинг 5.00 (99%)

Метки: советы психолога

Низкая самооценка у подростка — признаки, причины, характеристики, к чему может привести

Низкая самооценка подростка — что это, как формируется. Могут ли родители повлиять на самооценку ребенка. Советы психологов для тинейджеров и родителей для формирования адекватной самооценки в переходном возрасте.

  • 9305
  • 9652

Проблемы с самооценкой – неспособность адекватно воспринимать себя и свое место в обществе – наиболее ярко проявляются в переходном возрасте. Взрослеющий ребенок чувствует себя неуверенным и все подвергает сомнению. Чтобы многочисленные комплексы не переросли в затяжную депрессию, важно вовремя распознать признаки заниженной самооценки у подростков и попытаться скорректировать эту ситуацию.

Заниженная самооценка в переходном возрасте – просто комплексы или серьезный кризис

Неуверенность, раздражительность, тревожность и куча комплексов – портрет типичного тинейджера. Но это и основные черты личности с низкой самооценкой.

Пониженная самооценка напрямую влияет на коммуникативные навыки, и если проблему запустить, к 20 годам можно получить угрюмого и неуверенного в себе интроверта. 

Понять, что у ребенка во всю развивающийся комплекс неполноценности, поможет знание основных симптомов заниженной самооценки подростка.

Обращайте внимание на речь

При разговоре с тинейджером стоит насторожиться при наличии следующих фраз:

  • В ответ на похвалу – «Да мне просто повезло» или «Я ничего такого не сделал, просто другие – еще хуже». Это первые звоночки того, что подросток не видит сильные стороны из-за мыслей о своей ничтожности.
  • В случае неудачи – «Мне всегда не везет», «Я сам виноват». Люди с низкой самооценкой склонны испытывать постоянное чувство вины.
  • В ситуации, когда нужно попробовать что-то новое – «Не буду, все равно не получится», «Это не для меня – отстань».
  • Если кто-то восхищается внешностью, красивым нарядом – «Да вы что – у меня же – прыщи, плохие зубы, уродливый нос» и т. д.

ВАЖНО: со стороны кажется, что подросток так говорит, чтобы напроситься на комплименты. Но это первые признаки обесценивания самого себя. Ругать такое поведение – бессмысленно.

Чувства и мироощущение при заниженной самооценке

Переходный возраст – период гормональных и эмоциональных бурь, когда взрослеющей личности приходится заново выстраивать отношения с внешним миром.

А при неадекватном самосознании все усложняется в разы, так как убежденность в неполноценности парализует мысли и чувства.

При заниженной самооценке:

  • Подросток пасует перед трудностями.
  • Ребенок постоянно чувствует себя неуверенным – это чувство не дает возможности развиваться.
  • Самокритичность и недовольство собой зашкаливают. Критика со стороны воспринимается крайне негативно.
  • Превалируют негативные эмоции – печаль, гнев, страх, обида, зависть.
  • У таких детей нет друзей. Они сознательно отгораживаются от общения и не видят ситуаций, когда люди к ним тянутся. 

Все это приводит к обострению внутренних противоречий – подросток страдает от одиночества, но старается лишний раз не привлекать внимания. 


Возможна и обратная ситуация. Помня о том, что лучшая защита – нападение, иногда неуверенные в себе люди в обществе излишне напористые и даже агрессивные.

Что скрывается под маской отрицательного героя

Бывает, что тинейджер активен в социуме, но ведет себя не лучшим образом – дерзит, совершает плохие поступки, вызывающие одевается, унижает окружающих. И это тоже признак проблем с самовосприятием.

Причины такого девиантного поведения:

  • повышенная тревожность и страх, что изменение поведения приведет к одиночеству;
  • мнимое чувство удовлетворения от контроля за ситуацией, что приносит облегчение от чувства неполноценности.

Поэтому, если ваш вчерашний милый малыш стал до крайности дерзким, это не значит, что у него нет комплексов. Просто они спрятаны глубоко внутри.

А что с учебой

Хорошая успеваемость не показатель уверенности в себе.

Заниженная самооценка может быть и у хороших учеников, и у последних двоечников.

В первом случае, за счет высоких результатов тинейджер пытается повысить свою значимость. Хорошие оценки становятся самоцелью. Такой ученик тройку или двойку воспринимает как личную обиду.

Ребята с шаткой успеваемостью не могут хорошо учиться из-за постоянных внутренних сомнений. Положение может усугублять и замечания со стороны учителей, и насмешки одноклассников, и выговоры от родителей. 

Чтобы помочь подростку принять себя и избавиться от комплексов, важно понимать причины неадекватного самовосприятия.

Почему же он не верит в себя

Психологи выделяют 4 основные причины, которые ведут к низкой самооценке у подростка:

  1. Издержки воспитания – прежде всего сложный психологический климат. Слишком требовательные или слишком опекающие родители рано или поздно пошатнут уверенность ребенка. Первые – потому что требуют слишком многое, а вторые – пропагандируют мир, полный опасностей, с которыми их чадо не справится.
  2. Социальные конфликты. Самый распространенный – травля в школе. Даже незначительные изъяны внешности или особенности характера могут подвергаться резким насмешкам в подростковой среде. Поэтому, если тинейджер стал жертвой буллинга, его мироощущение серьезно пострадало.
  3. Психологические травмы – к ним приводят действия, которые делаются над человеком против воли. Последствия – разрушение базового доверия к миру и развитие патологического комплекса неполноценности.
  4. Факторы внешней среды – идеалы внешности или каноны поведения, которые навязываются обществом. Тинейджеры пристально следят за модой и очень зависят от внешнего восприятия. Для них важно быть «на стиле», и если они по каким-либо характеристикам не дотягивают до идеала, их внутренний мир буквально рушится.

Разобраться, какой именно фактор нанес вред психологическому здоровью ребенка, поможет понимание механизма формирования самосознания.

Как все происходит

Выделяют следующие этапы становления самооценки как фактора личностного развития:

  • раннее детство – до 1,5 лет – превалирует позитивное отношение и доверие к миру. Если окружающая среда враждебна, базовые основы личности могут быть подорваны. Не случайно, почти у всех сирот – проблемы с самосознанием;
  • детский возраст – от 1,5 до 4 лет – время, когда все оценивается линейно через призму отношения окружающих. Задача родителей – не зацикливаться на неудачах, а почаще хвалить малыша и прислушиваться к его эмоциям;
  • дошкольный период – от 4 до 7 лет – первые попытки социализации. Дошкольник начинает задумываться о понятии дружбы, часто проявляет инициативу и впервые начинает сомневаться в себе, если с ним кто-то не хочет дружить;
  • младший школьник – с 7 до 10 лет – появляются первые сторонние авторитеты;
  • подростковый возраст – с 10 до 15 лет – на самосознание влияют отношения со сверстниками. И если в более раннем возрасте социализация прошла не так, как надо, сейчас это аукнется повышенной замкнутостью и многочисленными комплексами.

Основная задача родителей на любом этапе – безусловная любовь и поддержка во всем. Важно не оттолкнуть тинейджера излишними нотациями, а стать хорошим другом.

На что влияют родители

Сознание подрастающего поколения – зеркало семьи.

Подросток научится адекватно оценивать себя только в семье, где:

  • взрослые ценят ребенка;
  • уважают его мнение;
  • у всех равные права и равная ответственность.

Но если родители требуют неукоснительного послушания и хорошего поведения, но не считаются с ребенком, занижают любые успехи и не доверяют ему, адекватного внутреннего восприятия у тинейджера ждать не стоит.

ВАЖНО: родители не должны ставить подростка в зависимое положение. Нужно помнить, что он такой же полноправный член семьи.

Ситуация может усугубиться в разы, если у тинейджера проблемы с внешностью или здоровьем.

Поэтому задача родителей – предпринять все возможные действия по формированию здорового самосознания подростка.

7 простых, но эффективных способов выровнять самооценку даже у самых закомплексованных тинейджеров

Если вы поняли, что сын или дочь склонны обесценивать себя, не нужно искать виноватых на стороне. Поддержка семьи играет ключевую роль.


7 советов для родителей, которые хотят позитивно повлиять на самосознание тинейджера:

  1. Забудьте про критику, насмешки и резкие слова.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими, а лишний раз отметьте уникальность и лучшие качества.
  3. Не завышайте требования, а искренне хвалите за достижения, особенно если им предшествовала долгая работа над собой.
  4. Уважайте мнение, вкус и выбор ребенка, даже если то, чем он увлекается, вам не нравится.
  5. Добавьте в жизнь подростка новые увлечения, расширьте круг общения, но обязательно с его согласия и одобрения.
  6. Научите ребенка проявлять твердость и уметь отказывать. Правильные действия в конфликтной ситуации помогают отстаивать личные границы.
  7. Будьте примером и разберитесь в себе. Здоровые отношения родителей – залог здоровой психики детей в переходном возрасте.

Помните, что материальная поддержка не менее важна, чем моральная. Смена гардероба, прически или приобретение гаджета, о котором ребенок давно мечтал, могут стать первыми шагами к обретению уверенности в себе.

Что советуют психологи

Существует немало книг и интернет-ресурсов, где можно найти рекомендации специалистов, адресованные самим тинейджерам.

Топ-10 самых интересных и действенных советов и упражнений для подростков с низкой самооценкой:

  1. Слабости – твоя сила. Слабые стороны есть у всех, но успешные люди умеют обращать свои слабости на пользу. Научись делать это. Напиши на листе 5 своих слабых сторон, и попробуй в каждой найти преимущество. Пример, излишняя молчаливость – признак рассудительности и обдуманных решений.
  2. Заведи список достижений. Это не обязательно олимпийские рекорды или новый иностранный язык за 3 дня. Записывай все, что делаешь хорошо – классно рисуешь, вкусно готовишь, много читаешь или просто помогаешь родителям с генеральной уборкой. Это позволит увидеть преимущества и таланты и развивать их.
  3. Не бойся мечтать. Представляй, что уже достиг всего, чего хотел или стал тем, кем хотел быть. Вообрази, что произошло после этого. Сделай мечты материальными – нарисуй их! Ты испытаешь много положительных эмоций и поймешь, куда двигаться дальше.
  4. Научись самоуважению – останавливай своего внутреннего критика и не занимайся излишним самобичеванием. Старайся мыслить позитивно.
  5. Пусть будет личный мудрый советник. У каждого есть внутренний голос разума – визуализируй его. Представь, что это твой наставник – человек, которым ты восхищаешься. В сложных ситуациях представляй, чтобы он мог посоветовать.
  6. Не отвергай семью. Учись отличать фальшь от искренней заботы, и помни, что родители – самые близкие люди, которые верят в тебя.
  7. Не стесняйся попросить совета и помощи у взрослых – это не признак слабости. Попробуй поделиться волнующими мыслями, и ты услышишь то, что тебе поможет.
  8. Меньше шума – различай полезные советы и информационный шум. Научиться это делать поможет схематическое изображение вопроса. Напиши вопрос и советы, которые тебе дали. Разбери советы детально и отбрасывай лишнее.
  9. Делай больше добрых дел – это существенно повышает уважение к себе. Ты поймешь, как важно быть нужным. Если не знаешь, с чего начать – обрати внимание на близких и друзей.
  10. Двигайся к цели маленькими шагами. Сложно сразу получить желаемое. Но если большую цель разбить на много маленьких, то увидишь, что нет ничего невозможного.

Важно не пускать ситуацию с неадекватным самосознанием на самотек. Для этого нужно понимать, когда без посещения специалиста не обойтись.

Когда без психолога не обойтись

Внутренний мир у ребенка переходного возраста – весьма переменчивый. Сегодня он – яркая звезда танцпола, а завтра из школы придет угрюмый неудачник.

Но есть моменты, которых показывают, что нужна профессиональная психологическая помощь.

Посетить психолога необходимо, если:

  • подросток стал очень замкнутым и апатичным;
  • переживания перерастают в физическую боль – начинает часто болеть голова или живот;
  • вы заметили, что подросток старается причинить себе вред;
  • эмоциональные качели – от истерики до полного безразличия за пару минут;
  • смена обстановки не приносит облегчения, а усугубляет ситуацию.  

Если уровень самооценки такой низкий, что мешает нормальной жизни и родители чувствуют, что не справляются самостоятельно – поможет только специалист.

Несколько слов в заключении

Каждый родитель переживает за ребенка и старается предпринять все возможное, чтобы помочь ему преодолеть комплексы.

Самое действенное в этой ситуации – расширить границы восприятия тинейджера и наполнить его жизнь яркими красками, сменив надоевшую обстановку.

Все это можно найти, приехав на каникулы в лагеря SportZania.

Отдых в языковых лагерях SportZania – это:

  • новые увлечения и новые друзья;
  • индивидуальный подход к каждому;
  • необычные тематические игры, квесты и конкурсы;
  • баланс между спортом, обучением и развлечениями;
  • классные вожатые и профессиональные психологи на каждой смене. 

Позвольте вашему тинейджеру хорошо отдохнуть, отвлечься от проблем, прокачать коммуникативные навыки и увидеть себя с новой стороны в лагерях от SportZania.

Подростковая самооценка

Публикация ACT для Молодежного центра передового опыта

PDF

Является ли подростковый возраст временем заниженной самооценки? Многие подростки, их учителя, их родители и другие люди думают так, и многие взрослые вспоминают подростковый возраст как время все более повышенного самоконтроля и сильно колеблющейся самооценки. Но ответ не совсем ясен, так как самооценка — субъективное состояние, и поэтому ее очень трудно измерить. Самоуважение относится к тому, насколько человек любит (уважает) себя. Некоторые модели поведения наводят на мысль о высокой или низкой самооценке; например, человек с высокой самооценкой вряд ли попытается совершить самоубийство. Однако некоторые люди, чьи таланты и достижения, кажется, дают им все основания любить себя, не любят себя. Подростки имеют разный уровень самооценки, на которую, по-видимому, влияют такие факторы, как пол, этническая принадлежность и социальный класс. Это также может варьироваться в зависимости от человека — у подростка могут быть разные уровни самооценки в разных областях, таких как социальная, школьная, легкая атлетика, внешний вид и общее поведение и действия.

Удовлетворенность своим внешним видом является важным компонентом самооценки, и девочки-подростки больше недовольны своим внешним видом, чем мальчики (Harter, 1990, 1999).

Исследования показали, что от одной трети до половины подростков борются с низкой самооценкой, особенно в раннем подростковом возрасте (Harter, 1990; Hirsch & DuBois, 1991). Результаты низкой самооценки могут быть временными, но в серьезных случаях могут привести к различным проблемам, включая депрессию, нервную анорексию, правонарушения, самоповреждения и даже самоубийство. Самоуважение связано с успеваемостью в школе и преступностью. Подростки с низкой самооценкой чаще плохо учатся в школе, беременеют или оплодотворяют партнера. Но важно иметь в виду, что причинное направление неясно; то есть исследователи не уверены, вызывает ли низкая самооценка молодежь проблемного поведения или наоборот. Члены банды, например, сообщают, что их самооценка выше среднего.

В то время как самооценка подростков может колебаться, примерно начиная с восьмого класса, исследования показали, что самооценка остается относительно стабильной. Люди с высокой самооценкой в ​​детстве, скорее всего, будут подростками с высокой самооценкой. Многие исследования показали, что в среднем и позднем подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте самооценка стабилизируется или даже повышается (Savin-Williams & Demo, 1983; Harter, 1990). Самое надежное обобщение относительно подростков и самооценки заключается в том, что некоторые, но не все подростки испытывают низкую самооценку, и что для некоторых, но не для всех, кто ее испытывает, низкая самооценка связана с серьезными проблемами.

Пол и самооценка

Исследования, проведенные в целом ряде западных стран, показали, что у девочек-подростков в среднем ниже чувство собственного достоинства, чем у мальчиков-подростков (Baumeister, 1993; Pipher, 1994). Для американцев подростковый возраст резко увеличивает акцент на физической привлекательности молодых женщин, многие из которых чувствуют, что им этого не хватает. На самооценку мальчиков могут влиять противоречивые социальные сообщения — с одной стороны, они должны казаться сильными, а с другой — эмоционально экспрессивными (Поллак, 19 лет).98).

Этническая принадлежность, социальный класс и самооценка

В целом подростки из среднего и высшего классов имеют более высокую самооценку, чем менее обеспеченные подростки. Это несоответствие увеличивается в старшем подростковом возрасте. Одно из распространенных объяснений состоит просто в том, что молодежь с более высоким социально-экономическим статусом обладает большими ресурсами. Например, учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом обычно посещают более качественные школы и/или лучше успевают в школе. Кроме того, если молодежь с более высоким социально-экономическим статусом испытывает индивидуальные трудности или особые потребности в школе, их родители чаще имеют ресурсы для оказания помощи. Таким образом, ресурсы могут как увеличить индивидуальные навыки, так и облегчить трудности, которые в противном случае снизили бы самооценку.

Исследователи только недавно начали систематически изучать взаимосвязь между этнической принадлежностью и самооценкой подростков. Большая часть этого исследования была сосредоточена на афроамериканских подростках. Хотя первоначальные исследования предполагали, что у афроамериканских детей низкая самооценка, текущие исследования показывают, что самооценка афроамериканских подростков сравнима, если не выше, с самооценкой сверстников этнического большинства (Harter, 1990). Например, белые девочки в настоящее время кажутся наиболее уязвимыми к падению самооценки в подростковом возрасте по сравнению с любой другой группой (Хартер, 19 лет).99). Исследования афроамериканских девочек показывают, что они, как правило, не подвержены таким же уязвимостям, потому что они не испытывают такого же ухудшения образа тела, как их белые сверстницы. Другими словами, несмотря на столкновения с расизмом и предрассудками, многие афроамериканцы не испытывают падения самооценки в подростковом возрасте.

Повышение самооценки подростков

Программы, разработанные в 1960-х годах для повышения самооценки подростков, в первую очередь были направлены на то, чтобы люди чувствовали себя хорошо в целом. Напротив, текущие программы сосредоточены на конкретных аспектах самооценки. Для тех, кто заинтересован в повышении самооценки подростков, что представляется возможным сделать, приведенные ниже предложения были подтверждены недавними исследованиями. Однако никто не должен работать над повышением самооценки подростков с целью снижения проблемного поведения. Это не оказалось эффективной стратегией.

  • Определите основные факторы, вызывающие низкую самооценку, и одновременно определите области компетентности, важные для подростка.
  • Сосредоточьтесь на источниках эмоциональной поддержки и социального одобрения, существующих в подростковом мире.
  • Повышайте самооценку, подчеркивая достижение определенных навыков и целей, а также поощряя инициативу.
  • Помогайте справляться с трудными ситуациями и пытаться их преодолевать, а не избегать их (Хартер, 19 лет).90, 1999; Ларсон, 2000).

Главный момент, который следует помнить о повышении самооценки, заключается в том, что говорить кому-то о высокой самооценке не поможет. Подростки будут чувствовать себя лучше, если они добьются успеха в областях, которые им небезразличны, и будут хвалиться за этот успех людьми, которых они уважают. Отношения с родителями и отношения со сверстниками являются двумя важными источниками социальной поддержки, которые способствуют повышению самооценки подростков (Harter, 1990; Savin-Williams & Demo, 19).83). Другой подход заключается в том, чтобы повысить оценку подростками областей, в которых они успешны, уменьшая влияние разочарования в других областях.

Ссылки

  • Баумайстер, РФ (ред.), (1993). Самоуважение: загадка низкой самооценки. Нью-Йорк: Пленум.
  • Хартер, С. (1999). Построение себя. Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Хартер, С. (1990). Идентичность и саморазвитие. В С. Фельдман и Г. Эллиотт (ред.), На пороге: развивающийся подросток (стр. 352-387). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Хирш, Б., и Дюбуа, Д. (1991). Самооценка в раннем подростковом возрасте: выявление и прогнозирование контрастных продольных траекторий. Журнал молодежи и подростков, 20, 53-72.
  • Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог, 55 (1), 170-183.
  • Пайфер, М. (1994). Возрождение Офелии: спасение девочек-подростков. Нью-Йорк: Баллантайн.
  • Поллак, В. (1998). Настоящие мальчики: спасаем наших сыновей от мифов о детстве. Нью-Йорк: Генри Холт.
  • Савин-Уильямс, Р. и Демо, Д. (1983). Ситуационные и переходные детерминанты самочувствия подростков. Журнал личности и социальной психологии 44, 824-833.

Важность помощи подросткам в обретении чувства собственного достоинства

Терри Кларк-Джонс, Расширение Мичиганского государственного университета —

Дети, которые знают, что имеют ценность, менее склонны чувствовать себя «никчемными», когда терпят неудачу или разочаровываются.

Самоуважение – важный внутренний актив подростков. Самоуважение не относится к завышенному чувству собственного достоинства или к ложной уверенности. Скорее, это набор восприятий или убеждений человека, на которых он или она основывает ощущение себя и своей значимости.

В прошлом идея о том, что самооценка связана со здоровым развитием личности, подвергалась критике. Те, кто настроен критично, приводят доказательства того, что даже некоторые подростки, вовлеченные в очень рискованное поведение (включая насилие и участие в бандах), могут иметь «высокую самооценку», в то время как некоторые дети, получившие высокие баллы на академических тестах успеваемости, в некоторых исследованиях были показана «низкая самооценка». Проблема может возникнуть из-за того, что мы, как родители, думаем о самооценке как о цели или как о чем-то, что мы ищем для наших подростков. Вместо этого нам нужно понять, почему самооценка является важным внутренним активом.

Самоуважение или самоуважение — это понимание того, что каждый из нас представляет ценность и имеет цель. Это понимание имеет решающее значение, особенно для подростков, по ряду причин. Во-первых, подростки, которые считают себя ценными, с большей вероятностью захотят попробовать что-то новое, поверят, что они могут добиться успеха, и поставят перед собой цели или будут иметь амбиции. Во-вторых, подростки, у которых есть чувство собственного достоинства, с большей вероятностью будут отстаивать свои собственные убеждения и убеждения, а не поддаваться влиянию других. Кроме того, подростки, которые понимают, что имеют ценность, с большей вероятностью смогут справиться с разочарованиями и разочарованиями, которые приходят с взрослением.

Дети, которые знают, что они «чего-то стоят», с меньшей вероятностью почувствуют себя «никчемными», когда время от времени терпят неудачу или разочаровываются. В сочетании с другими положительными чертами, такими как целостность, забота о достижениях, мотивация или чувство справедливости, самооценка является важным фактором, помогающим подросткам вырасти продуктивными и успешными молодыми людьми. Формирование этого чувства собственного достоинства требует усилий на протяжении всей жизни, но особенно важно продолжать работать над этим в подростковом возрасте — в период, когда человек может столкнуться со многими переживаниями, которые могут вызвать у него или ее чувство неуверенности в себе.

Родители, взрослые и опекуны могут помочь подросткам развить чувство собственного достоинства двумя основными способами: во-первых, родители могут проявлять безусловную любовь. Дома, в семье и в религиозных учреждениях могут быть одними из немногих мест, где подростки могут испытать такую ​​привязанность. Безусловная любовь означает, что тебя ценят и ценят только за то, кто ты есть, а не за то, что ты делаешь или выглядишь или чего ты достиг. Это чувство ценности просто быть «ты» имеет решающее значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *