Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Секреты памяти: 5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

25 июля 2021 Книги Жизнь

Простое руководство для тех, кому приходится держать в голове массу информации по работе или учёбе.

В книге «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок» Екатерина Додонова делится секретами, как научиться быстро запоминать иностранную лексику, удерживать в голове длинные числовые ряды, объёмные тексты, имена людей, пин-коды и ещё массу всего.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

ПальцыАссоциация
Большой«Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный«Эмоции». Используйте только позитив
Средний«Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный«Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец«В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Купить книгу

Читайте также 🧐

  • Как запоминать больше, используя метод 50/50
  • 14 естественных способов улучшить память
  • Почему люди теряют память с возрастом и как этого избежать

Основные секреты памяти. Как не забыть самое важное? — Оршанский колледж

Подробности
Опубликовано 31.03.2013 02:20

Умение человека запоминать вызывало интерес еще в Древней Греции, где почиталась Мнемозина – богиня памяти. В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души.

К нашей памяти необходимо бережно относиться. Она может быть капризна, а может и помочь в самый ответственный момент.

Законы памяти:

 

  1. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное «зазубривание» материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал.Однако систематические умственные упражнения позволят глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, будут способствовать появлению навыков рационального запоминания и припоминания. Все это усиливает нашу власть над процессами памяти. Даже в зрелом и пожилом возрасте можно добиться улучшения памяти, если разумно использовать ее субъективные закономерности.
  2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так и сознание человека не сохранит туманных впечатлений.
  3. Поскольку впечатления напрямую связаны с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
  4. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу, прочно и надолго и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
  5. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
  6. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
  7. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
  8. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  9. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяет человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.
  10. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае информация лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
  11. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные — препятствуют.
  12. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния способствует припоминанию.
  13. Четкое зрительное впечатление очень прочное. Однако комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным, и слуховым.
  14. Внимательность, внимательность и еще раз внимательность. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета и формы предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом сможет ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. 

Многие люди ошибаются, когда их просят сказать какой цифрой, римской или арабской, изображена цифра шесть на циферблате их механических часов. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил этого факта. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

 Повторение — мать учения

 Дейл Карнеги называет повторение «вторым законом памяти» и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран — книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это». 

  • Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если разбить его на части.
  • Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках, как на своем родном. Однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть».
  • Кроме того, следует помнить, что новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  • С усилием внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено. Желательно, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
  • Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

нейробиологов раскрывают секреты памяти чемпионов | Наука

Исследователи сканировали мозг запоминающих, когда они практиковали проверенные методы запоминания, чтобы увидеть, как их мозг изменился в ответ на их обучение. ФотоАльто / Алами

За пять минут 32-летний Борис Конрад может запомнить более 100 случайных дат и событий. Через 30 секунд он может сказать вам порядок всей колоды карт. В течение 2009 г.На чемпионате Германии по запоминанию Конрад запомнил 195 имен и лиц за 15 минут — подвиг, который принес ему золотую медаль. Каково это — родиться с мозгом, способным на такие невероятные подвиги? Он говорит, что не узнает.

Это потому, что выдающийся талант Конрада не был врожденным; это было изучено. «Я начал с нормальной памяти и просто тренировался», — вспоминает он. Конрад приписывает свой последующий успех в мире соревновательных видов спорта, связанных с памятью, годам практики и использованию стратегий запоминания, таких как древняя техника «Дворца памяти». На самом деле, говорит Конрад, любой среднестатистический забывчивый Джо может использовать те же стратегии для тренировки своего мозга, как чемпион по запоминанию.

В мысль о том, что простые методы запоминания могут привести к значительному и длительному улучшению способности запоминать лица и списки, на первый взгляд может показаться трудным поверить. Но новое исследование визуализации мозга, в соавторстве с Конрадом, оказывает научную поддержку этому утверждению.

Конрад, чемпион мира по запоминанию, который на протяжении многих лет самостоятельно тренировал множество воспоминаний, объединился с Мартином Дреслером, когнитивным нейробиологом из Медицинского центра Университета Радбауд в Нидерландах, чтобы глубже изучить нейронауки, лежащие в основе этих проверенных временем воспоминаний. -технологии усиления.

Исследователи впервые использовали томографию мозга, чтобы показать, что применение мнемонических техник такого рода действительно может изменить важные связи, чтобы сделать мозг запоминающих людей более похожим на мозг чемпионов мира по запоминанию. Результаты, опубликованные 8 марта в журнале Neuron, , проливают свет на то, почему эти методы имеют такой хороший послужной список.

В ходе исследования 23 участника, которые тратили по 30 минут в день на тренировку своей памяти, более чем удвоили свои способности запоминать списки всего за 40 дней. (Например, те, кто мог запомнить в среднем 26 слов из списка, смогли вспомнить 62.

) Возможно, лучше всего то, что эти достижения не являются кратковременными и не требуют постоянного обучения: группа вернулась через четыре месяца и обнаружила, что их показатели памяти по-прежнему высоки, хотя они вообще не тренировались.

В последние годы Дреслер и его коллеги исследовали 35 таких чемпионов по запоминанию и обнаружили, что у них есть нечто удивительное общее. «Все они без исключения говорят нам, что у них была довольно нормальная память до того, как они узнали о мнемонических стратегиях и начали их тренировать», — говорит он. «Кроме того, все без исключения говорят, что метод локусов — самая важная стратегия».

«Метод локусов», иногда называемый Дворцом Памяти, — это систематическая техника запоминания, восходящая к временам Древней Греции. Система оставалась распространенной в средние века и в эпоху Возрождения. Педагоги использовали его, как и ораторы, чтобы лучше запомнить аспекты длинных речей более внимательного возраста.

На открытом чемпионате Великобритании по запоминанию в 2011 году, проходившем на MWB Business Exchange, участникам было поручено запомнить 2000-значное число и порядок следования 12 колод карт. ВЕНН Лтд / Алами

Как это работает? Пользователи создают визуальную карту в уме, например, знакомый дом или пешеходный маршрут, а затем связывают запоминающиеся мультисенсорные изображения с каждым местом, чтобы получить их позже. Например, чтобы запомнить последовательность несвязанных слов, Конрад может нанести на карту тело, начиная со ступней, затем переходя к коленям и так далее. Затем он «помещает» по два слова в каждое место, чтобы запомнить список несвязанных терминов.

Например, если для обозначения ног используются слова «мох» и «корова», он может представить себе, как он идет по замшелому полю, на его носки налипают кусочки мха и наблюдает, как вонючая корова пасется на этом мху. Если следующему месту, коленям, присвоить слова «королева и колокольчик», Конрад представляет, как он сходит со мха и садится на пень. Внезапно появляется королева Англии, которая садится к нему на колени. Затем она вытаскивает из кармана колокольчик, в который хочет громко позвонить.

Абсурд? Конечно. Но запоминающийся, Конрад, подчеркивает. И в этом суть. Система использует сильную способность памяти сохранять пространственные положения и создавать ассоциации. (Посмотрите, как он проходит через этот и другие примеры в выступлении на TED.) 

Конрада не удивило, что результаты исследования показали значительные улучшения у всех испытуемых, потративших время на обучение. «Поскольку это была моя парадигма обучения, которую мы использовали, и я тренировал с ней много групп раньше, я, по крайней мере, знал, что она действительно работает — и работает хорошо», — говорит он. мозга, как у спортсменов». Более того, предыдущие исследования зафиксировали успех таких методов запоминания.

Но до сих пор исследователи не понимали, как они работают в мозге. мозг запоминающих, когда они практиковали проверенные методы запоминания, чтобы увидеть, как их мозг изменился в ответ на их обучение.Они использовали МРТ-сканирование, чтобы изучить мозг 23 участников соревнований по запоминанию и 51 человека, который был похож на них по возрасту, состоянию здоровья и интеллект, но имел только типичную память.

Что касается строения и анатомии мозга, все они выглядели в основном одинаково, что не давало никакого намека на способность памяти, которой обладали некоторые из них. Но когда люди со средней памятью разделились на три группы и начали тренировать свою память, что-то изменилось.

Контрольная группа, которая не тренировала память, неудивительно, что практически не продемонстрировала улучшения памяти. Вторая группа практиковалась в запоминании задач, подобных тому, как это можно было бы делать при игре в «Концентрацию», находя и запоминая расположение совпадающих карт из колоды, разложенной на столе. Перед тренировкой они вспоминали в среднем от 26 до 30 слов. Через 40 дней они увеличили это число в среднем на 11 слов.

Но настоящий толчок получили те, кто тренировался по методу локусов. Эта третья группа использовала общедоступную платформу под названием Memocamp, которую Дреслер выбрал, потому что ею пользуются многие чемпионы по запоминанию. Они более чем удвоили свои первоначальные способности к запоминанию в течение 40 дней.

Изменились не только способности памяти группы, но и их мозг. Изображения фМРТ отображали кровоток и мозговую активность примерно для 2500 различных соединений, в том числе 25, которые выделялись как наиболее связанные с лучшими навыками памяти, продемонстрированными участниками. Сканирование после тренировки показало, что паттерны связи в этой группе начали перестраиваться так, как функционировали чемпионы по запоминанию, но не в других группах.

«Я думаю, что самая интересная часть нашего исследования — это сравнение увеличения поведенческой памяти с тем, что происходит на нейробиологическом уровне», — говорит он. «При обучении этому методу, который используют все чемпионы по запоминанию, ваши изменчивые модели мозговых связей развиваются в направлении лучших в мире чемпионов по запоминанию».

Этот результат также кое-что говорит о происхождении таланта чемпионов к запоминанию, говорит нейробиолог из Университета Умео Ларс Найберг, не участвовавший в исследовании. «Вывод о том, что обучение может аналогичным образом формировать мозг у неспециалистов, подтверждает мнение о том, что профессиональная деятельность на самом деле является результатом обучения, а не каких-то конкретных способностей», — говорит он9.0003

Способность запоминать длинные списки имен и лиц может показаться новинкой, но она может найти применение в реальном мире. Например, пользователи могут запоминать списки продуктов или учиться сопоставлять лица и имена, что является событием на соревнованиях по запоминанию. Но тем, кто надеется, что практика поможет им никогда не пропускать встречу, стоит дважды подумать.

Моника Мелби-Лервог из Университета Осло исследовала, как тренировка рабочей памяти может помочь когнитивному развитию детей и взрослых. До сих пор, отмечает она, такого рода тренировки не влияли на более общие когнитивные функции или функцию памяти. «Более важным здесь является то, как этот переход к задачам, относящимся к повседневной жизни (то есть за пределами теста технической памяти), и перспективы этого выглядят не очень хорошо, исходя из многих предыдущих исследований», — отмечает она.

Действительно, даже суперзвезды спорта памяти признаются, что испытывают те же ежедневные судороги мозга, что и все мы, от забывания ключей от машины до оставления кошелька в ресторане. На данный момент кажется, что если тренажеры памяти, такие как метод локусов, являются ценными инструментами, они работают только для запоминания списков и только тогда, когда люди активно их используют.

«Вы должны применить это, чтобы оно заработало», — говорит Дреслер. «Ваша память не просто улучшается в целом. Поэтому, когда вы не применяете эту стратегию, вероятно, ваша память остается такой же хорошей, как и раньше».

Рекомендуемые видео

«Секрет» запоминания

 

Есть ли у экспертов по памяти чужие мозги?

Я собираюсь научить вас запоминать в 10 раз быстрее, чем вы когда-либо думали.

Просто сидя и смотря мои видео, вы станете лучшим учеником. И вот насколько мощной может быть для вас ваша память, она может сделать вас замечательным учеником.

Запоминание — это первый шаг в процессе обучения.

Да, вам нужно понимать, применять, анализировать, оценивать и создавать информацию, но в основе всего этого вам нужно построить действительно прочный фундамент, основанный на запоминании основных фактов.

И это то, что отличает лучших учеников от всех остальных, потому что все остальные используют неправильные методы, неправильные техники для запоминания, и это те, кто пытается втиснуть информацию в свой мозг в последнюю минуту и день после экзамена, что происходит? Эта информация ушла.

Но лучшие ученики умеют запоминать быстро и эффективно, поэтому они не только уделяют себе больше времени для более ценных этапов обучения, но и могут вспомнить ту же информацию из своей долговременной памяти в следующем году и применить ее к то, что они узнают, и сэкономят себе еще больше времени.

Проблема, с которой сталкивается большинство людей, не в том, что у них плохая память, а в том, что их никогда не учили правильному использованию памяти, а это раздражает и совершенно не нужно.

Это похоже на то, как ваши родители просят вас съездить в магазин на углу, чтобы купить хлеба, но не учат вас водить машину. Итак, вы возвращаетесь домой через два часа, машина вся в беспорядке, за вами след разрушений, а местная полиция держит вас в своем списке наблюдения.

Итак, если ваша память подобна машине, вам нужно научиться правильно ею управлять.

В чем секрет быстрого и эффективного запоминания?

Вам нужно использовать зрительную память.

У «экспертов» памяти нет инопланетного мозга или мозга, который чем-то отличается от вашего. Они просто используют визуализацию и ассоциации, чтобы использовать поразительную природную силу своей зрительной памяти.

Когда я впервые изучил эти приемы, я был поражен, во-первых, тем, насколько они удивительны, а во-вторых, тем, что их не учат в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *