ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОБЫТИЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ1
admin Педагогика Комментариев нет
В статье приводятся результаты исследования особенностей восприятия учащимися старших классов событий школьной жизни с позиций безопасности в сферах учебной деятельности, взаимодействия с педагогами, сверстниками, родителями. Выделяется восемь типов отношения к опасностям, дается их психологическая характеристика. Показывается, что оптимальным типом отношения является адекватный – сензитивный, неоптимальными – игнорирующий и неопределенный – с пониженной сензитивностью.
Ключевые слова: потребности в безопасности, сензитивность к угрозам, отношение к опасностям, способ реагирования в ситуациях опасности, старшие школьники.
Проблема обеспечения безопасности относится к одной из актуальных проблем современности. Как только человек появляется на свет, он постоянно сталкивается с угрозами своей жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию, в результате он вынужден актуализировать защитные механизмы, чтобы ликвидировать опасности, или, по крайней мере, свести их к минимуму. Не исключение составляет и школьная жизнь. Годы обучения сопряжены для каждого учащегося с преодолением трудностей, напряжением, стрессами и другими негативными явлениями, которые отрицательно сказываются на его состоянии.
В современной психолого-педагогической науке проблемам обеспечения безопасности в образовании уделяется достаточное внимание. В частности, безопасность рассматривается в контексте создания условий для психологического здоровья личности [1], а также — безопасной образовательной среды [3]. В последнее время особое внимание уделяется вопросам формирования личности безопасного типа [2].
В настоящей статье речь пойдет не об экстремальных или сложных жизненных ситуациях, традиционно выступающих в качестве предмета исследования в психологии безопасности, а об обычной жизни школьника, которая также сопряжена с известными трудностями и опасностями, главным образом, психологического характера, и о его формирующемся типе отношения к опасностям.
Целью нашего исследования явилось изучение психологических особенностей восприятия учащимися старших классов событий школьной жизни в зависимости от типа отношения к опасности.
Под отношением к опасности мы понимаем способность личности обнаруживать угрозы (сензитивность к опасностям) и выбирать адекватные или неадекватные способы реагирования в ситуациях опасности. Эмоциональный компонент представлен определенным состоянием, на фоне которого осуществляется распознавание сигналов опасности (тревога, психологическая напряженность, стресс, фрустрация). Когнитивный компонент включает в себя оценку того или иного воздействующего фактора как
1 Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации госзадания Министерства образования и науки РФ (заявка № 6.1156.2011)
угрожающего или не угрожающего благополучию личности. К способам реагирования могут быть отнесены следующие. Адекватный – то есть соответствующий ситуации и общественно выработанным способам поведения в определенных обстоятельствах. Тревожный – связан с явным преувеличением опасности. Игнорирующий — налицо преуменьшение опасностей. Неопределенный – когда личность либо не способна принять какое-либо решение, либо в разных ситуациях реагирует по-разному. По сочетанию выраженности уровня сензитивности к угрозам и преимущественного выбора того или иного способа реагирования в ситуациях опасности можно выделить восемь типов отношения к опасностям.
В качестве методов исследования выступили авторские тесты-опросники, диагностирующие уровень проявления сензитивности угрозам и доминирующие способы реагирования в ситуациях опасности. А также анкета на выявление особенностей восприятия факторов школьной жизни с позиций опасности или безопасности. Кроме того, была использована методика парных сравнений В. В.Скворцова на выявление потребностей в безопасности.
В эмпирическом исследовании приняло участие 132 учащихся старших классов ряда школ г. Череповца Вологодской области, из них юношей — 47, девушек — 85 .
Количественная представленность типов отношения к опасностям у старших школьников отражена в таблице 1.
Типы отношения к опасностям (в%)
Таблица 1
Типы отношения к опасностям | Школьники |
Адекватный – сензитивный | 11 |
Адекватный – с пониженной сензитивностью | 12 |
Тревожный – сензитивный | 6 |
Тревожный – с пониженной сензитивностью | 5 |
Игнорирующий – сензитивный | 9 |
Игнорирующий – с пониженной сензитивностью | 27 |
Неопределенный – сензитивный | 1 |
Неопределенный – с пониженной сензитивностью | 29 |
Итого: | 100 |
Приведенные в таблице 1 результаты достаточно показательны. В старшем школьном возрасте у 30% испытуемых еще не сформировался однозначный тип реагирования в ситуациях опасности, они либо не знают, как нужно поступать в той или иной обстановке, либо выбирают разные, иногда противоречивые, способы реагирования.
При этом преобладает неопределенный – с пониженной сензитивностью тип. Достаточно высок процент (36%) игнорирующего типа, где игнорирующий – с пониженной сензитивностью тип доминирует (27%). Адекватные способы реагирования в ситуациях опасности выбирают всего 23% школьников, причем адекватный — сензитивный – составляет 11%. Реже других у данной возрастной категории встречается тревожный тип, то есть связанный с преувеличением значения опасностей (сензитивный – 6%, с пониженной сензитивностью –5%).
На следующем этапе исследования мы проанализировали взаимосвязи уровня выраженности сензитивности, способов реагирования в ситуациях опасности с факторами, характеризующими особенности восприятия событий школьной жизни. Это позволило выделить наиболее значимые взаимосвязи, определить показатели, являющиеся ведущими
для обобщенного психологического описания выделенных типов отношения к опасности. Приведем это описание.
Первый тип – адекватный – сензитивный. Это юноши и девушки, которые проявляют высокую чувствительность к угрозам, и способны адекватно реагировать на них. Старшие школьники данного типа в качестве значимой сферы своих неприятностей и переживаний выделяют учебную деятельность (71%). Однако реально выраженных угроз ни в этой области, ни в других они не отмечают.
Второй тип – адекватный – с пониженной сензитивностью. Юноши и девушки данного типа способны в угрожающих ситуациях находить адекватные способы реагирования, однако они не всегда чувствительны к угрозам и могут их вовремя идентифицировать. У школьников данной категории, в отличие от первого типа, значительно актуализирована потребность в упрочнении своего положения, и чаще отмечается отношение со сверстниками как значимая сфера переживаний. Их волнует тот факт, что сверстники могут предвзято к ним относиться и не прислушиваются к мнению. Это усугубляется тем, что, по их мнению, родители часто относятся к ним, как к «маленьким».
Третий тип – тревожный – сензитивный. Он характеризуется способностью обнаруживать угрозы в различных сферах жизнедеятельности и существенно преувеличивать их. Для них значимой сферой становятся отношения со сверстниками, где более всего они опасаются предвзятого мнения о себе и предательства друзей, а также боязнь выступать перед большой аудиторией. Побаиваются они и учителей из-за своей возможной неподготовленности к урокам.
Четвертый тип – тревожный – с пониженной сензитивностью. Юноши и девушки данного типа далеко не всегда способны обнаружить реальную угрозу, и в силу этого склонны преувеличивать значение любого события, воспринимая его как потенциально опасное для себя. У школьников на первый план выдвигаются сферы взаимодействия с преподавателями и со сверстниками. Чего они опасаются в отношениях с учителями? Прежде всего, критики в присутствии одноклассников и предвзятого отношения к себе. В отношениях со сверстниками такие школьники больше всего боятся, что друзья безразличны к ним и общаются только ради выгоды.
Пятый тип – игнорирующий — сензитивный. Данный тип представляет особый интерес.
Это учащиеся, которые чувствительны к угрозам, но выбирают игнорирующий способ реагирования в ситуациях опасности. Скорее всего, такая тактика поведения носит демонстративный защитный характер. В качестве ведущих сфер возможного возникновения проблем у школьников являются отношения с преподавателями и отношения со сверстниками. Наиболее чувствительны они к фактам унижения достоинства, игнорирования мнения и отказ видеть личность со стороны педагогов, что усиливается признанием частой неготовности к урокам. В отношениях со сверстниками их более всего волнует предательство друзей и тот факт, что сверстники нередко игнорируют их мнение.
Шестой тип – игнорирующий – с пониженной сензитивностью. От предыдущего типа он отличается тем, что проявляет нечувствительность к опасностям, это находит отражение и в тех проблемах, которые они отмечают. Здесь налицо явное проявление беспечности. Они игнорируют возможные последствия своего нежелания учиться, поэтому треть из них признает, что родители ругают за лень и неорганизованность.
Седьмой тип – неопределенный — сензитивный. У школьников не обнаружен (1человек). Обнаружен нами у студентов, которых мы здесь не рассматриваем.
Восьмой тип – неопределенный – с пониженной сензитивностью. У старшеклассников он является самым многочисленным. Это учащиеся, которые особо не переживают за свои неудачи, они не чувствительны к проблемам, в ситуациях, требующих принятия решения, они просто избегают этого. Учеба для них является значимой сферой переживаний, но только 39% отмечает, что неприятные ситуации возникают часто. Здесь самый высокий процент испытуемых, которые признают, что они ленятся. 30% признает, что родители ругают за плохую учебу.
Итак, в заключение сделаем некоторые выводы.
1. Отношение к опасности является важнейшей характеристикой личности, определяющей специфику взаимодействия человека с миром с позиций безопасности. Оно выражается в ее способности обнаруживать угрозы (сензитивность к опасностям) и выбирать адекватные или неадекватные способы реагирования в ситуациях опасности. В зависимости от сочетания уровня сензитивности и выбора адекватного, тревожного, игнорирующего или неопределенного способа реагирования в ситуациях угрозы выделяются восемь типов отношения к опасности.
2. В старшем школьном возрасте оптимальный тип отношения к опасностям (адекватный
– сензитивный) представлен у незначительного числа юношей и девушек, чаще всего они проявляют либо неопределенное (30%), либо игнорирующее отношение к опасностям (36%). Выявлены взаимосвязи между сензитивностью к угрозам, способами реагирования в ситуациях опасности и некоторыми содержательными характеристиками восприятия событий школьной жизни.
3. Дана целостная характеристика типов отношения старших школьников к опасностям. Установлено, что при оптимальном типе (адекватный – сензитивный) учащиеся реже сталкиваются с проблемами и трудностями во всех сферах школьной жизни. При других типах отношения к опасностям – возможны, в различном соотношении при различном содержании, трудности во всех сферах, которые воспринимаются личностью как психологически опасные для себя.
Материал взят из: Казанская наука. №11 2012г
(Visited 248 times, 1 visits today)
Психологические особенности взаимосвязи типа отношения личности к опасностям и способности к прогнозированию у студентов
Кудака Марина Александровна,Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]
Огурцов Дмитрий Николаевич, Студент направления подготовки 030301.65 «Психология» , 4 курс, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]
Психологические особенности взаимосвязитипа отношения личности
к опасностями способности к прогнозированию у студентов
Аннотация. Статья посвящена проблеме отношения личности к опасностям. Рассматриваются типы реагирования личности на опасность, сензитивность к опасностям, способность к прогнозированию у студентов. Изучена взаимосвязь типа отношения личности к опасностям и способности к прогнозированию у студентов.Ключевые слова: тип отношения личности к опасностям, способность к прогнозированию, тип реагирования личности на опасность, сензитивность к опасностям.
Внастоящее время исследование
проблемыпсихологической безопасности личностиприобретает особую актуальность в связи с запросом современного общества на такую личность, которая могла бы выстраивать свой жизненный путь в безопасном направлении, стремиться к саморазвитию, не причиняя вреда, ущерба ни другим, ни себе. Коллективом ученых под руководством В. Г. Маралова было предложено определение отношения к опасности –это способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (тип реагирования на опасность) [1].Хорошо известно, что есть люди, которые адекватно относятся к опасностям, не преувеличивают, но и не приуменьшают их значение. Есть и такие, кто явно преувеличивает опасность, даже незначительное травмирующее событие воспринимает как катастрофу, угрозу собственной жизни или жизни близких людей. Однако немало и таких людей, которые игнорируют опасность, надеясь, что их минует беда или все образуется само собой. Поэтому достаточно четко выделяются три типа людей по их отношению к опасностям: адекватный, тревожный и игнорирующий [2].Остановимся на описании данных типов реагирования в опасной ситуации применительно к студенческому возрасту. Игнорирующий тип реагирования на опасности характеризуется преуменьшением значение опасности, студенты с данным типом реагирования не осознают, не оценивают риски того, что совершаемые ими действия, увеличивают риск нанесения физическогоили психологического ущерба себе или попавшим в зону риска другим людям. Адекватный тип реагирования на опасность, обусловлен возможностью либо полностью избежать опасности, либо минимизировать ее. На наш взгляд, это объясняетсяумением правильно ориентироваться в ситуации, всесторонне учитывать все обстоятельства и последствия своих действий и действий других людей, просчитывать вероятность событий, способностью вовремя актуализировать свой собственный опыт и опыт аналогичных событий, описанный в литературе, в жизни социального окружения.Тревожный тип реагирования на опасности, характеризуется тем, что происходит преувеличение угрозы, сопровождающееся повышенным эмоциональным реагированием на самые незначительные ситуации,возникающие в студенческой жизни.Еще одним параметром для определения типа отношения личности к опасностям выступает сензитивность. В.П. Соломин с сотрудниками пишет о чувствительности к опасностям, понимая под ней способность человека к обнаружению сигналов опасности, которая зависитот индивидуальнотипических особенностей личности [3]. Сензитивность к угрозам является важнейшей составляющей отношения к опасностям, хотя наличие чувствительности к угрозам выбор адекватного способа поведения, предотвращающего опасность. Скорее всего, что сензитивные студенты реже испытывают трудности взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками, чаще выбирают адекватные способы реагирования в ситуациях опасности. Поэтому опираясь на работы группыисследователей под руководством В.Г. Маралова,можно предположить, что развитие сензитивности есть непременное условие формирования адекватного отношения людей к опасностям [4]. .В работах коллектива авторов под руководством В.г. Маралова [4]
было установлено, что тот или иной способ реагирования в ситуациях опасности поразному может сочетаться с сензитивностью к угрозам, что и определяет тип отношения личности к опасностям.На наш взгляд одной из характеристик обуславливающих адекватный тип отношения личности к опасностям может выступать способность к прогнозированию своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей, которые могут привести к отрицательным эмоциональным переживаниям, неприятностям, то есть нарушению психологического благополучия. Способность к прогнозированию психологами рассматривается как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временнопространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий[5]. Любая человеческая деятельность,как отмечает Л.А. Регуш, предполагает в процессе ее осуществления прогнозирование[6].Любой прогноз существует не сам по себе, а обязательно в системе: диагноз –прогноз –управление. Прогнозирование ситуации является связывающей характеристикой между наличным состоянием, ситуацией и способом ее разрешения. Именно прогнозированиевозможных последствий развития событий позволяет человеку осуществлять регулирование своего поведения и деятельности. Студенты с развитой способностью к прогнозированию наиболее успешно обнаруживают признаки угрозы, как результат контроля ситуации, сопровождаюттут же прогнозом возможных вариантов развития событий,как в учебном так и в социальном взаимодействии с окружающими. Студент с высоким уровнем развития способности к прогнозированиюзнает, какие последствия его ожидают, если в ситуацию не будут вноситься коррективы. Можно предположить, что одним из условий развития умения контролировать ситуацию и прогнозировать последствия, если она будет осуществляться по неблагоприятному сценарию, является достаточно высокая нормативность поведения, знание правил и способов действий в опасных для здоровья, психологического и социального благополучия обстоятельствах. Таким образом, высокий уровень развития способности к прогнозированию может обуславливать наличие адекватного типа отношения личности к опасностям. Все вышеперечисленное определило цель нашегоисследования–изучениепсихологических особенностейвзаимосвязи уровня развитияспособности к прогнозированию с разным типом отношения личности к опасностям у студентов.Объект исследования: способность к прогнозированию.Предмет исследования: способность к прогнозированию с разным типом отношения личности к опасностям.В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития способности к прогнозированию и типом отношения личности к опасности у студентов. Эмпирическое исследование проводилось в 2015 году на базе ФГБОУВПО «Череповецкий Государственный Университет». В исследовании приняли участие 40 студентов «Череповецкого государственного университета»
«Дизайн архитектурной среды» (бакалавриат) 1 курс 15 человек; «Информационные системы» (бакалавриат)1 курс –13 человек; «Информационно вычислительная техника» (прикладной бакалавриат)1 курс –12 человек. Для реализации цели исследования использовался ряд методик навыявление чувствительности к угрозам, выявление типа реагирования на опасности и определения уровня развития способности к прогнозированию:1.Тестопросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов (и коллектив соавторов)), направленный, на, выявление уровня развития сензитивности (чувствительности) к угрозам (низкий, средний, высокий)[7].2.Опросник на выявление типа отношения к опасности (В.Г. Маралов (и коллектив соавторов)), по результатам которого, определяются, типы реагирования личности в ситуациях опасности: адекватный, тревожный, игнорирующий или неопределённый тип реагирования[7]. 3.Тест “Способность к прогнозированию” (Л.А. Регуш), который направлен на выявление уровня прогнозирования личности (низкий, средний, высокий)[6].В целях математической обработки полученных данных использовался коэффициент корреляции Пирсона .Таким образом, на основе вышеуказанных методов и методик нами была собрана количественная и качественная информация по изучаемой проблеме. Теперь перейдем к непосредственному анализу результатов эмпирического исследования.Первоначальные данные о чувствительности к угрозам мы получили с помощью тестаопросника сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов (и коллектив соавторов))[7].Оценивались 40 испытуемых. Полученные данные говорят о том, что большинство студентов имеют низкий уровень чувствительности к угрозам52%(21 студент). Это свидетельствует о том, что у студентов потребность в обеспечении безопасности слабо выражена, но актуализируется потребность в переживании чувства опасности. Это можно объяснить тем, что основные ресурсы направлены на учебную деятельность и в большей мере идёт переживание не потребности в обеспечении безопасности себя самого, а переживании чувства опасности, касающееся учебного процесса: ответ у доски, “я не сдам экзамен (зачёт)” и т. п.Далее, для определения типа реагирования личности на опасности у студентов нами использовался опросник на выявление типа реагирования личности на опасности (В.Г. Маралов (и коллектив соавторов))[7].В результате эмпирического исследования были получены следующие данные: 72% испытуемых (29 студентов) демонстрируют, что в большей степени студентам характерен адекватный тип реагирования на опасность, который обусловлен возможностью либо полностью избежать опасности, либо минимизировать ее. Это обусловлено умением правильно ориентироваться в ситуации, всесторонне учитывать все обстоятельства и последствия своих действий и действий других людей, просчитывать вероятность событий, способностью вовремя актуализировать свой собственный опыт и опыт аналогичных событий, описанный в литературе, в жизни социального окружения.Уровень развития способности к прогнозированию мы определили с помощью теста “Способность к прогнозированию” (Л.А. Регуш))[6].Из полученных результатовможно сделать вывод о том, что способность к прогнозированию у большинства студентов представлена на среднем уровнеразвития 62%(25 студентов)и рассматривается, как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временнопространственным опережением в отношении ожидаемых, будущих событий, т. е. для принятия какоголибо решения, необходимо время, чтобы обдумать свои действия. Связывая полученные результаты с учебной деятельностью студентов, можно говорить о подготовке домашнего задания к занятиям, до момента их наступления, т.е. будет время на их подготовку, для обдумывания и решения заданий и тем самым можно спрогнозировать ожидаемые события и свой ответ до момента, когда наступит занятие.Для определения взаимосвязиуровня развитияспособности к прогнозированию и типа отношения личности к опасностям, полученные диагностические данные были переведены в дихотомическую шкалу, что дало возможность использовать в расчетах дихотомический коэффициент корреляции Пирсона .Обобщим данные потипу чувствительности к угрозам, полученные с помощью теста опросника сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов (и коллектив соавторов))[7], а именно выделим сензитивный и несензитивный уровень чувствительности к угрозам. К сензитивному уровню будут отнесены высокий и средний уровень чувствительности к угрозам, а к несензитивному –низкий уровень чувствительности к угрозам. Это необходимо для того, чтобы можно было разграничить типы отношения личности к опасностям.47% испытуемых (19 студентов) имеют сензитивный уровень чувствительности к угрозам. 53% испытуемых (21 студент) имеют несензитивный уровень чувствительности к угрозам. Отметим так же и количественные показатели типа отношения личности к опасностям, который складывается из типа реагирования на опасности и чувствительности к угрозам.Полученные результаты представлены в таблице 1.Таблица 1Представленность сочетания уровня чувствительности к угрозам с типом реагирования на опасностиУровень чувствительности к угрозамТип реагирования на опасностиАдекватныйТревожныйНеопределённыйСензитивный25%15%8%Несензитивный47%0%5%Всего:100%
Данные таблицы свидетельствуют о том, что:25% испытуемых (10студентов) имеют адекватный –сензитивныйтип отношения к опасности, т.е. данный тип отношения к опасности у студентов характеризуется проявлением высокой чувствительности к угрозам, и способностью адекватно реагировать на них. 47% испытуемых (19 студентов) имеют адекватный –несензитивный тип отношения к опасности, т.е. данный тип отношения к опасности характеризуется способностью в угрожающих ситуациях находить адекватные способы реагирования, однако они не всегда чувствительны к угрозам и не могут их вовремя идентифицировать. У студентов это обусловлено возникновением какихлибо неприятных ситуаций, которые, например, связаны с преподавателями, изза чего возникает чувство предвзятого отношения к себе со стороны преподавателя, которое затем отражается в боязни выступления на аудиторию. Стремление к самоутверждению в данном случае проявляется в желании показать и проявить себя, не упасть лицом в грязь в глазах преподавателей и одногруппников.15% испытуемых (6 студентов) имеют тревожный –сензитивный тип отношения к опасности, т.е. данный тип отношения к опасности характеризуется способностью обнаруживать угрозы в различных сферах жизнедеятельности и существенно преувеличивать их. У студентов усиливается боязнь преподавателей, тем самым опасаются негативной оценки и панически бояться выступать на большую аудиторию. Со сверстниками опасаются общения, которое происходит лишь ради выгоды.Тревожный –несензитивный тип отношения к опасности не обнаружен в ходе нашего эмпирического исследования (данный тип отношения к опасности характеризуется способностью далеко не всегда обнаружить реальную угрозу, и в силу этого склонны преувеличивать значение любого события, воспринимая его как потенциально опасное для себя). Студенты данного типа избегают неприятностей, считают преподавателя авторитетом и боятся егоизза неготовности к практическим или семинарским занятиям.8% испытуемых (3 студента) имеют неопределённый –сензитивныйтип отношения к опасности, т.е. данный тип отношения к опасности характеризуется способностью обнаруживать угрозы и действовать неопределённо, в зависимости от ситуации. У таких студентов либо учёба и сверстники –это основной источник неприятностей, либопроблемы с преподавателями и родителями. Ведут себя непредсказуемо, каждый раз выбирая новую тактику поведения. В отношениях со сверстниками их волнует предательство друзей и общение с ними лишь ради выгоды. 5% испытуемых (2 студента) имеют неопределённый–несензитивный тип отношения к опасности, т.е. данный тип отношения к опасности характеризуется способностью не переживать за свои неудачи, они не чувствительны к проблемам, в ситуациях, требующих принятия решения, они просто избегают этого. Свои неудачистуденты в данном случае объясняют не ленью чтолибо делать, а к большому объёму работы, который им надо выполнить.Таким образом, следует отметить, что выделенные типы студентов, различающиеся своим отношением к опасностям, действительно существуют и имеют свои особенности. Каждый тип чемто отличается от всех остальных, но оптимальным, на наш взгляд будет являетсяадекватный –сензитивный тип реагирования, т.к. он составляет основу безопасного типа личности.Теперь остановимся на рассмотрении полученных результатоввзаимосвязиуровня развитияспособности к прогнозированию и типа отношения личности к опасностям. Полученные результаты представлены в таблице 2.Таблица 2Представленность сочетания уровня развития способности к прогнозированию с типом отношения личности к опасностямСпособность к прогнозированиюТип отношения к опасностямАдекват. сензит.Адекват.несензит.Тревож. сензит.Тревож. несензит.Неопределённый
сензит.Неопределённый несензит.Высокий0%0%8%0%0%0%Средний16%25%8%0%8%5%Низкий8%22%0%0%0%0%Всего:100%Примечание: жирным шрифтом отмечены более высокие показатели.Опираясь на полученные данные о представленности уровня развития способности к прогнозированию с типом отношения личности к опасностям у студентов можно сделать следующие выводы:16% испытуемых (7 студентов) имеют средний уровень развития способности к прогнозированию в сочетании с адекватным –сензитивным типом отношения к опасности, т.е. у студентов характерна предусмотрительность, но не всегда. Имеют средний уровень развития способности предугадать возникающую опасность, а так же характерно проявление высокой чувствительности к угрозам, и способностью адекватно реагировать на них.25% испытуемых (10 студентов) имеют средний уровень развития способности к прогнозированию в сочетании с адекватным –несензитивным типом отношения к опасности. Имеют средний уровень развития способности предугадать возникающую опасность, а так же данный тип отношения к опасностям у студентов характеризуется способностью в угрожающих ситуациях находить адекватные способы реагирования, однако они не всегда чувствительны к угрозам и не могут их вовремя идентифицировать;22% испытуемых (9 студентов) имеют низкий уровень развития способности к прогнозированию в сочетании с адекватным –несензитивным типом отношения к опасности, т. е. студентам характерна низкая предусмотрительность. Данный тип отношения к опасности у студентов характеризуется способностью в угрожающих ситуациях находить адекватные способы реагирования,однако они не всегда чувствительны к угрозам и не могут их вовремя идентифицировать.Рассмотрим взаимосвязь уровня развития способности к прогнозированию с типом реагирования на опасности. Полученные результаты представлены в таблице 3.Таблица 3Взаимосвязьуровня развитияспособности к прогнозированию с типом реагирования на опасностиСпособность к прогнозированиюТип реагирования на опасностиАдекватныйТревожныйНеопределённыйВысокий0,4620,5530,108Средний0,1300,0890,293Низкий0,4030,2270,247Примечание: жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р
Результаты выявления взаимосвязи уровня развития способностик прогнозированию с типом реагирования на опасности показали, что:Взаимосвязь низкого уровня развитияспособности к прогнозированию с адекватным типом реагирования на опасности является значимой (=0,403, при р
Результаты выявления взаимосвязи уровня развития способности к прогнозированию с уровнем чувствительности к угрозам показали, что:взаимосвязь несензитивногоуровня чувствительности к угрозам с низким уровнем способности к прогнозированию является значимой (=0,295, при р
Взаимосвязь уровня развития способности к прогнозированию с типом отношения личности к опасностям
Способность к прогнозированиюТип отношения к опасностямАдекват. сензит.Адекват.несензит.Тревож.сензит.Тревож.несензит.Неопред. сензит.Неопред.несензит.Высокий0,1640,2710,67800,1110,065Средний0,0890,1940,01100,2210,178Низкий0
0,3610,27500,1860,150Примечание: жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р
Результаты выявления взаимосвязи способности к прогнозированию с типом отношения личности к опасностям показали, что:взаимосвязь низкой способности к прогнозированию с адекватным –несензитивным типом отношения личности к опасности является значимой (=0,361, при р
Статистический анализ позволяет говорить о существовании взаимосвязи способности к прогнозированию с типом отношения личности к опасностям у студентов.Таким образом, корреляционный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что уровень развитияспособностик прогнозированию устудентов взаимосвязанс типом отношения личности к опасности. Положительные корреляционные показатели свидетельствуют о наличии прямой взаимосвязи.Таким образом, можно говоритьо том, что у студентов с уровнем развития способности к прогнозированию не ниже среднего наблюдается адекватный тип отношения к опасностям и сензитивный тип реагирования к угрозам, т. е. из полученные данные свидетельствуют, что средний уровень развития способности к прогнозированию взаимосвязанс адекватным –сензитивным и адекватным –несензитивным типом отношения личности к опасностям у студентов. А для низкого уровеня развития способности к прогнозированию характерен адекватный –несензитивный тип отношения личности к опасностям.
Ссылкинаисточники1.
Маралов, В.Г., Малышева, Е.Ю., Смирнова, О.В., Перченко, Е.Л. Табунов, И.А. Разработка тестаопросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте [Текст] / В.Г.Маралов, Е.Ю.Малышева, Т.П. Маралова, Е.Л.Перченко, О.В.Смирнова, И.А.Табунов // Альманах современной науки и образования №12 (67):в 2х ч.Часть 1.2012.стр. 9296.2.
Маралов, В.Г., Малышева, Е.Ю., Смирнова, О.В., Перченко, Е.Л., Табунов, И.А. Психологические особенности отношений людей к опасностям [Текст]/В.Г.Маралов, Е.Ю.Малышева, О.В.Смирнова, Е.Л.Перченко, И.А.Табунов//Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования № 3 (19). 2012.стр.6776.3.
Соломин, В.П. Михайлов, Л.А. Маликова, Т.В. Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. [Текст]/ В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова, О.В. Шатровой–СПб.: Речь, 2008. –231 с.4.
Маралов В.Г., Табунов И.А. Психологическая структура сензитивности к опасностям [Текст]/В.Г.Маралов, И.А. Табунов// Вестник Череповецкого государственного университета. –2013 № 2, Т.2. С. 122126.5.
Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. –СПб., Речь, 2003. –352 с.6.Регуш, Л.Я. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика[Текст] / Л.А. Регуш. –Киев: Вища шк., 1997. 88 с.7.Маралов, В.Г., Малышева, Е.Ю., Маралова, Т.П., Перченко, Е.Л., Смирнова, О.В., Табунов, И.А. Развивающаяся личность в зеркале угроз [Текст] / В.Г.Маралов, Е.Ю.Малышева, Т.П. Маралова, Е.Л.Перченко, О.В.Смирнова, И.А.Табунов// Монография под ред. В.Г.Маралова. ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2013. 144 с.
Хорошая и плохая чувствительность учителей
Цели исследования
Согласно теории сенсорной чувствительности (SPS) [1], люди различаются по степени чувствительности как к положительному, так и к отрицательному опыту, причем некоторые из них более чувствительны, и, следовательно, больше зависит от опыта, который они получают на протяжении всей жизни. Эти различия в чувствительности обусловлены нейробиологическими различиями в мозге, которые отражаются в склонности чувствительных людей к более глубокой обработке информации, чем менее чувствительные.
В рамках своего докторского исследования я исследовал роль СФС среди учителей в Германии. В отношении его работы я наблюдал и описал, как различия в чувствительности учителей влияют на то, как они взаимодействуют со своими учениками, и на требования, которые они испытывают, связанные с этой важной профессией. Мне также было интересно узнать, способствует ли эта черта воспринимаемому напряжению у чувствительных учителей и каким образом.
Дизайн исследования
Настоящее исследование было включено в более крупный проект под названием «Risiko-Check für das Lehramt» («Проверка рисков, связанных с профессией учителя»), для которого мы наняли 194 учителя, которые в настоящее время преподают, а также 130 учителей, находящихся на стационарном психиатрическом лечении. Хотя обе группы принимали участие в одном и том же исследовании, в этом блоге основное внимание уделяется первой группе учителей, не страдающих психическими расстройствами.
Исследование включало заполнение ряда анкет, измеряющих важные аспекты учебной среды, такие как характеристики рабочего места [2], ожидания и сотрудничество [3, 4]. Кроме того, мы также оценивали аспекты личности учителей, такие как дисфункциональные познания [5, 6], самоэффективность [7, 8], стратегии выживания [9].] и чувствительности (по шкале Highly Sensitive Person [10]).
Основные выводы
Согласно статистическим анализам, высокочувствительные учителя обычно сообщали о том, что чувствуют себя более настроенными на учеников, которым нужна помощь. Чувствительные учителя, кажется, легче и точнее чувствуют, когда учащимся нужна помощь, чем их менее чувствительные коллеги. Кроме того, они также чаще расстраивались, когда их ученики плохо себя чувствовали.
Эти результаты показывают, что чувствительные учителя проявляют более высокую степень эмпатии, чем менее чувствительные учителя. Другими словами, это исследование предоставляет эмпирические доказательства того, что высокочувствительные люди, как правило, особенно восприимчивы к эмоциям других людей, и поддерживает теоретическое предположение [11, 12] о том, что более высокая чувствительность связана с повышенной эмпатией.
В то же время особо чувствительные учителя сообщали о том, что у них больше трудностей в отношении некоторых конкретных аспектов учительской профессии. В частности, чувствительные учителя, как правило, боролись с балансом между работой и личной жизнью, гибкостью, необходимой для определенных задач (например, принятие решения о выполнении определенных требований), отсутствием обратной связи и широким диапазоном ожиданий. Однако, несмотря на эти трудности, они не считали себя менее успешными по сравнению с менее чувствительными учителями.
Кроме того, я обнаружил, что связь между степенью требований, предъявляемых к учителю, и воспринимаемым стрессом различается в зависимости от чувствительности учителя. Например, из-за повышенной чувствительности некоторые учителя воспринимают одни ситуации как более стрессовые, чем другие, потому что считают себя менее компетентными и применяют менее эффективные стратегии выживания, такие как социальная изоляция или покорность.
Таким образом, высокая чувствительность имеет как преимущества, так и недостатки для учителей. Они сообщают, что у них больше сочувствия, но они также легче подвержены стрессовым переживаниям.
Практические выводы
Результаты этого исследования могут быть полезны нынешним и будущим учителям. В случае очень чувствительных учителей эта информация может помочь им лучше понять свой эмоциональный опыт работы учителем, а также признать некоторые трудности, с которыми они могут столкнуться чаще, чем другие. Для менее чувствительных учителей результаты обучения могут помочь им лучше понять своих более чувствительных коллег и побудить их учиться у них, а также поддерживать их.
Что касается последствий на уровне сообщества, будущие усилия должны быть сосредоточены на оказании поддержки особо чувствительным учителям для преодоления трудностей в их повседневной трудовой жизни. Некоторыми примерами поддерживающих инициатив являются программы наставничества, в которых чувствительные учителя узнают о конкретных требованиях и ожиданиях профессии, а также устанавливают отношения с более опытными учителями в качестве наставников.
Кроме того, очень полезными могут быть психообразовательные программы, направленные на обучение чувствительных учителей регулированию эмоций и эффективным стратегиям преодоления с целью предотвращения повышенного уровня стресса или эмоционального выгорания. На самом деле, эти программы будут полезны всем учителям, а не только очень чувствительным.
Наконец, в более общем плане, я хотел бы подчеркнуть важность решения фундаментальных проблем стигматизации и принятия очень чувствительных людей. Крайне важно делиться надежной информацией, основанной на исследованиях, чтобы информировать общественность об этой основной человеческой черте.
Такие знания могут помочь людям понять и, возможно, переосмыслить свои убеждения и отношение к высокочувствительным людям. Одним из способов распространения этой информации является научно обоснованные книги и главы в книгах для широкой публики, а также такие веб-сайты, как www.sensitivityresearch.com (см. также веб-сайт для немецкой общественности, которым я и мой коллега Патрик Вирш руководят: .Информация).
Отношения между учителем и учеником: сила доверия
Положительное влияние доверительных отношений на обучение учащихся невозможно переоценить. Независимо от того, является ли среда обучения очной, удаленной, гибридной или постоянно меняющейся, один ключевой фактор остается неизменным: отношения между учениками и их учителями имеют решающее значение. В этом фрагменте видео « Важность отношений и доверия » послушайте, как Эдди, Дестини, Лола и Джулибет, учащиеся Чартерной школы Салемской академии, демонстрационной школы, чувствительной к травмам, страстно рассказывают о влиянии своих доверенных лиц. У учителей есть образование и страсть к обучению. (В посмотрите полное видео, “ Как выглядит чувствительная к травмам средняя/старшая школа? здесь ”)
youtube.com/embed/7JTQKrjF14A?rel=0&showinfo=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Важность отношений учителя и ученика
По данным Американской психологической ассоциации, «Учителя, которые поддерживают позитивные отношения со своими учениками, создают в классе среду, более академические потребности». Кроме того, ученик, который чувствует сильную личную связь со своим учителем, часто разговаривает с ним и получает от учителя более конструктивное руководство и похвалу, а не просто критику, «вероятнее всего, будет больше доверять своему учителю, проявлять больше вовлеченности в процесс обучения, вести себя лучше в классе и достигать более высоких академических результатов». Анализ 46 исследований, проведенный Обзором исследований в области образования, показал, что, когда отношения между учителем и учеником крепкие, улучшения наблюдаются в ключевых областях, таких как вовлеченность учащихся в учебу, посещаемость, оценки, дисциплинарные взыскания и процент отсева из школы.
Развитие и поддержание доверительных отношений между учащимися и учителями имеет центральное значение для создания учебной среды, чувствительной к травмам. Школы, чувствительные к травмам, признают, что преподавателям нужна поддержка и время на планирование, чтобы расставить приоритеты в развитии позитивных, заботливых и совместных отношений друг с другом, чтобы они, в свою очередь, могли расставить приоритеты в построении отношений с учащимися и помочь учащимся чувствовать себя желанными и в безопасности.
В связи с тем, что постоянная посещаемость учащихся в настоящее время находится под угрозой из-за дистанционного или гибридного обучения во многих районах, становится все более важным, чтобы школьные системы не прекращали оставаться на связи с учащимися. Они должны оставаться сосредоточенными на создании и поддержании учебной среды, будь то личное или дистанционное, которая поддерживает и укрепляет отношения, доверие и уважение между учителями и учениками.
В этом фрагменте видео мы слышим, что:
- Эдди, 10--й -й класс, чувствует себя более комфортно, отвечая на вопросы в классе, потому что ему комфортно рядом с учителями.
- Дестини, ученица 12-го класса -го класса , верит в ресурсы и поддержку, доступные в ее школе, потому что верит в своих учителей.
- Лола, ученица 10-го -го -го класса, способна лучше слышать и уважать то, чему ее учат в школе, из-за уважения, которое она приобрела? для ее учителей.
- Джулибет, ученица 11-го класса -го класса , считает, что внеклассные занятия помогают ей укрепить связи с другими учениками и школой в целом.
Как резюмировала г-жа Онембо, декан по работе со студентами Чартерной школы Салемской академии, : «Учащиеся учатся лучше, если они связаны с сообществом. Они также добиваются большего успеха, когда у них есть отношения с людьми в здании».
(Ранее мы приглашали вас посмотреть отрывок видео, « Построение доверительных отношений между учителями и учениками ». Посмотреть полное видео, “ Как выглядит чувствительная к травмам средняя/старшая школа? здесь ”)
Подробнее:- См.