Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сензитивность в психологии это определение: Словарь психологических качеств и свойств

Сензитивность в психологии это… – определение свойства личности, причины повышенной и пониженной сенситивности

Повышенная чувствительность или сензитивность в психологии – это понятие неоднозначное. Все зависит от контекста применения. Термин может служить для описания характера, возрастных особенностей, метода активного взаимодействия с миром.

Содержание материала:

  • 1 Определение сензитивности в психологии
  • 2 Что такое сензитивные периоды
  • 3 Характер и свойства личности
  • 4 Возрастная чувствительность
  • 5 Поведение в обществе
  • 6 Причины повышенной и пониженной сензитивности

Определение сензитивности в психологии

Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».

В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.

В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Что такое сензитивные периоды

Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.

Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.

Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.

Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:

  • говорить;
  • ходить;
  • двигаться и действовать;
  • общаться в социуме;
  • воспринимать порядок и окружающую действительность.

Характер и свойства личности

Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.

Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.

Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.

Другие черты характера:

  • стеснительность;
  • склонность к длительным переживаниям;
  • низкая самооценка;
  • заниженный уровень притязаний;
  • робость;
  • впечатлительность;
  • повышенная моральная требовательность к самому себе.

При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.

Возрастная чувствительность

Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.

Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.

Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.

Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.

Поведение в обществе

Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.

Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.

Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:

  1. Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
  2. Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
  3. Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
  4. Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.

Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.

Причины повышенной и пониженной сензитивности

Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.

Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.

Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.

Сензитивность возраста

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т. Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М. М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев

придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов:

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

О чувствительности — Исследование чувствительности

Легко заметить, что некоторые люди более чувствительны, чем другие. Исследователи определяют чувствительных людей как тех, на кого сильнее влияет то, что они переживают.

Это может включать влияние физической среды, а также социальных отношений, условий работы и воспитания, и это лишь некоторые примеры. Хотя все в той или иной степени чувствительны, исследования показали, что люди, как правило, делятся на три разные группы по спектру чувствительности: около 30% относятся к категории низкой, 40% — средней и 30% — высокой чувствительности.

Важно отметить, что хотя высокочувствительные люди более склонны к трудностям в стрессовых обстоятельствах, они также особенно восприимчивы к положительному и поддерживающему опыту. С другой стороны, люди с низкой чувствительностью, как правило, более устойчивы при столкновении с невзгодами, но также меньше извлекают пользу из положительного опыта.

Теория чувствительности

Для описания таких различий в чувствительности было разработано несколько психологических теорий.

Ведущие теории недавно были объединены в всеобъемлющую концепцию Экологической чувствительности, которая объединяет существующие термины, такие как Высокочувствительный человек (СЧЛ), Орхидеи и одуванчики и Дифференциальная восприимчивость.

Согласно теории чувствительности к окружающей среде, люди различаются по своей способности воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде из-за нейробиологических различий в их мозгу, что частично объясняется генетическими различиями. Хотя это означает, что чувствительность имеет генетическую основу, исследования показали, что она в равной степени зависит от окружения людей и их жизненного опыта.

Измерение чувствительности

Чувствительность можно легко и надежно измерить с помощью ряда коротких опросников, разработанных и проверенных исследователями.

После более чем 20 лет академических исследований стало ясно, что чувствительность является установленной, признанной и эмпирически подтвержденной чертой человека.

Однако, несмотря на то, что к настоящему времени мы многое узнали из исследований, необходимы дополнительные исследования. Дополнительная работа в таких ключевых областях, как нейробиологические механизмы, лежащие в основе этой черты, наличие гендерных, культурных и других различий, а также ее роль в развитии психологических расстройств, и это лишь некоторые из них, поможет нам более полно понять чувствительность.

Часто задаваемые вопросы

Что такое чувствительность? Collapse

Чувствительность — это основная черта человека, описывающая способность воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде.

Чувствительность состоит из двух основных компонентов. Во-первых, восприятие сенсорной информации из окружающей среды, такой как звук, запах, вкус и осязание.

Во-вторых, когнитивная обработка воспринятой информации об окружающей среде, например, глубокое осмысление и отражение опыта.

Хотя все в той или иной степени чувствительны, некоторые люди более чувствительны, чем другие. Исследования показывают, что очень чувствительные люди больше подвержены негативному влиянию невзгод, но также особенно сильно выигрывают от положительного опыта. Проще говоря, чувствительные люди — это те, на кого сильнее влияет то, что они переживают.

Тот факт, что сходные различия в чувствительности наблюдались у многих других видов, например, у собак, рыб и птиц, позволяет предположить, что чувствительность имеет биологическую основу и законсервировалась в ходе эволюции из-за ее важной роли для приспособления к окружающая среда. Действительно, чувствительность у людей была связана с нейробиологическими различиями в мозге, а также с генетическими факторами.

Является ли чувствительность генетической чертой? Expand

Как и большинство других общих черт человека, чувствительность частично является генетической. Около 50 % различий в чувствительности между людьми можно объяснить генетическими факторами, тогда как остальные 50 % приходится на влияние окружающей среды.

Хотя в нескольких исследованиях изучались и идентифицировались отдельные гены, которые, по-видимому, связаны с чувствительностью, очень маловероятно, что генетическая основа чувствительности является результатом действия только одного или нескольких генов.

Было обнаружено, что наиболее сложные и распространенные черты человека связаны с большим количеством генов, обычно с несколькими тысячами, и каждый из них обычно оказывает очень незначительное влияние.

Следовательно, скорее всего, не существует единого «гена чувствительности», и любой ген, связанный с чувствительностью, объяснит лишь небольшую долю различий в чувствительности.

В результате исследователи сосредоточились на добавлении от сотен до тысяч генетических вариантов, связанных с чувствительностью, в общую оценку генетической чувствительности.

Это исследование показало, что дети, которые генетически более чувствительны, действительно больше подвержены влиянию качества воспитания, которое они испытывают, а взрослые, которые генетически более чувствительны, больше выигрывают от психологического вмешательства.

Как развивается чувствительность? Expand

Чувствительность является результатом сложного взаимодействия между нашими генами и опытом, которое начинается в утробе матери и продолжается на протяжении всей жизни.

Интересно, что различия в чувствительности можно наблюдать уже во время беременности. Например, исследования внутриутробного развития показывают, что некоторые зародыши явно более чувствительны к звукам и физиологическому и психологическому стрессу матери, чем другие.

В младенчестве различия в чувствительности были связаны с определенными чертами темперамента. Согласно исследованиям, чувствительные дети, как правило, легче расстраиваются, чаще плачут, им требуется больше времени на восстановление, они более реактивны, их легче перевозбуждать, они больше боятся незнакомцев и незнакомых ситуаций и более осторожны в новых условиях.

Важно отметить, что одной из причин того, что чувствительность связана с этим негативным поведением, является то, что многие показатели темперамента не отражают более положительные аспекты чувствительности.

Исследования также показывают, что неблагоприятный опыт в раннем детстве может способствовать развитию повышенной чувствительности в подростковом и взрослом возрасте, особенно у лиц с повышенной генетической предрасположенностью к чувствительности.

Это означает, что различия в чувствительности являются частично генетическими, но также формируются типом и качеством нашего воспитания и окружающей среды. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, как развивается и изменяется чувствительность на протяжении всей жизни.

Кто чувствителен? Expand

Учитывая, что чувствительность является основной человеческой чертой, все в той или иной степени чувствительны. Однако исследования показали, что люди, как правило, делятся на три разные группы по спектру чувствительности: низкая, средняя и высокая. 30% населения относятся к группе высокой чувствительности, 40% — к средней и 30% — к низкой.

Людей из группы очень чувствительных называют «орхидеями», так как они требуют оптимального ухода, но особенно красивы в цветущем состоянии. Людей в группе с низкой чувствительностью сравнивают с «одуванчиками», которые, как правило, крепкие и растут где угодно. 40%, которые попадают в среднюю группу, были описаны как «тюльпаны», чтобы отразить то, что они менее хрупкие, чем «орхидеи», но не такие крепкие, как «одуванчики».

Важно отметить, что различия в чувствительности между этими тремя группами следует понимать как отражение спектра от низкой до высокой. Люди, попадающие в группу низкой чувствительности, по-прежнему чувствительны к окружающей среде, но в меньшей степени, чем другие группы.

Женщины более чувствительны, чем мужчины? Expand

Ни одна из ведущих теорий не предполагает, что женщины более чувствительны, чем мужчины, а эмпирические исследования неубедительны.

В исследованиях взрослых, где чувствительность измерялась с помощью анкет, женщины часто сообщали о более высоком уровне чувствительности. Это также наблюдалось в исследованиях чувствительности у детей, даже когда чувствительность оценивалась психологами, а не самими детьми.

Наоборот, крупномасштабное исследование близнецов не обнаружило каких-либо генетических гендерных различий в чувствительности, предполагая, что повышенная чувствительность, обнаруживаемая у взрослых женщин и девочек, может отражать социальные и культурные влияния, а не биологические. Например, во многих обществах чувствительность считается скорее женской чертой, и поэтому женщины и девочки с большей вероятностью будут ее принимать и выражать.

Интересно, что, хотя женщины и девушки часто сообщают о более высокой чувствительности в анкетах, несколько исследований показывают, что на поведение чувствительных мужчин больше влияет окружающая среда. Это еще раз говорит о том, что дело не в том, что женщины обязательно более чувствительны, а в том, что женщины чаще сообщают о чувствительном поведении.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять гендерные различия, включая ключевую роль социализации.

Почему высокая чувствительность иногда считается слабостью? Expand

Высокая чувствительность в определенных ситуациях может восприниматься как вызов или затруднение. Теория предполагает, что люди с высокой чувствительностью сильнее подвержены влиянию негативного опыта, такого как некачественная родительская забота и стрессовые жизненные события. В этом смысле высокочувствительные люди иногда могут быть менее крепкими и устойчивыми.

Однако важно признать, что одна из причин, по которой высокая чувствительность часто воспринимается негативно, заключается в том, что большая часть ранних исследований чувствительности была сосредоточена на негативных последствиях, а многие меры чувствительности были чрезмерно смещены к негативным аспектам чувствительности. черта, маскирующая известные положительные стороны чувствительности.

Тем не менее, исследования показали, что у высокочувствительных детей чаще развиваются поведенческие проблемы, когда они подвергались негативному воспитанию.

Кроме того, поскольку чувствительные люди обрабатывают информацию более глубоко, они, как правило, легче перегружаются в сильно стимулирующей или хаотичной среде. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на их энергии и производительности в таких условиях.

Наконец, то, считается ли такая черта, как чувствительность, слабостью, также зависит от культурных предпочтений. Например, хотя застенчивость обычно считается нежелательной в Соединенных Штатах, такое же поведение более уважаемо и ценится в Китае.

Каковы преимущества высокой чувствительности? Expand

Высокая чувствительность дает множество преимуществ. Согласно теории, эти преимущества являются результатом повышенного восприятия и более глубокой обработки чувствительными людьми.

Например, чувствительные люди, как правило, имеют особенно хорошо развитое понимание отношений и чувств и мыслей других людей из-за их повышенного уровня эмпатии.

Они также оказались более творческими, чем менее чувствительные люди, и часто глубоко ценят красоту.

И они, как правило, лучше разбираются в тонкостях окружающего мира и поэтому легче воспринимают детали.

Благодаря этим качествам из чувствительных людей получаются отличные советники, художники, консультанты, тренеры и ученые.

Кроме того, чувствительные люди, как правило, получают больше пользы от позитивного опыта, чем их менее чувствительные коллеги.

Например, исследования показали, что высокочувствительные дети развивают лучшие социальные навыки и лучше учатся в школе по сравнению с менее чувствительными детьми, когда они растут в заботливой и поддерживающей среде. Точно так же было обнаружено, что чувствительные дети получают больше пользы от психологических программ и вмешательств, чем менее чувствительные.

Как чувствительность связана с другими чертами личности? Expand

Чувствительность имеет некоторое сходство с другими общими чертами личности. В психологии личность обычно описывается и измеряется в пяти измерениях. Как и в случае с чувствительностью, которая может варьироваться от низкой до высокой, каждое из этих измерений также измеряется в спектре. Это:

  • Экстраверсия (общительный и общительный)
  • Нейротизм (легкий стресс и тревога)
  • Открытость опыту (непредубежденность и воображение)
  • Приятие (быть добрым и готовым к сотрудничеству)
  • Добросовестность (самодисциплинированность и аккуратность).

Исследования показали, что высокочувствительные люди, как правило, имеют более высокие показатели невротизма и открытости опыту и более низкие показатели экстраверсии, в то время как связь между чувствительностью и доброжелательностью, а также добросовестностью незначительна.

Нейротизм отражает склонность чувствительных людей к более негативному влиянию негативного опыта. Открытость опыту отражает их повышенную чувствительность к положительным аспектам окружающей среды. Нижняя экстраверсия описывает тенденцию чувствительных людей быть немного менее общительными (более интровертными).

В целом следует отметить, что эти общие черты личности объясняют лишь небольшую часть чувствительности. Кроме того, развитие личности также зависит от жизненного опыта людей. Например, чувствительные люди, у которых было трудное детство, более склонны к развитию сильного невротизма по сравнению с чувствительными людьми, выросшими в благоприятной среде.

Является ли высокая чувствительность психическим расстройством? Expand

Повышенная чувствительность не является психологическим расстройством. Исследования показывают, что каждый человек чувствителен и что люди различаются по степени своей чувствительности, так же как люди различаются по другим общим человеческим чертам, таким как личностные характеристики.

Тот факт, что сходные различия в чувствительности наблюдались у видов животных, позволяет предположить, что чувствительность имеет биологическую основу и что она сохранилась в ходе эволюции из-за ее важной роли в адаптации к окружающей среде.

Тем не менее, как и в случае с другими личностными чертами, нахождение на крайних границах спектра чувствительности может быть связано с повышенным риском развития психологических проблем.

Например, исследования показывают, что люди с высокой чувствительностью подвержены большему риску развития тревоги и депрессии, но только при неблагоприятных обстоятельствах.

С другой стороны, люди с очень низкой чувствительностью могут подвергаться повышенному риску развития других проблем из-за их низкого уровня эмпатии, таких как расстройство поведения или психопатия. Однако последнее основано только на теории и еще не исследовано и не подтверждено эмпирически в научных исследованиях.

Важно отметить, что хотя некоторые известные расстройства (например, расстройство аутистического спектра, расстройство сенсорной обработки) характеризуются повышенной сенсорной чувствительностью, следует отметить, что эти расстройства коренным образом отличаются от общего признака чувствительности.

Связана ли чувствительность с аутизмом и другими нарушениями развития? Expand

Хотя на первый взгляд кажется, что есть некоторые сходства, чувствительность значительно отличается от расстройства аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В то время как РАС и СДВГ являются общепризнанными и диагностируемыми нарушениями развития, чувствительность представляет собой распространенную и здоровую человеческую черту.

Что общего у чувствительности с (легким) аутизмом, так это повышенная сенсорная чувствительность и склонность отстраняться от занятых и хаотичных ситуаций или больших собраний.

Однако, в то время как уход чувствительных людей из таких ситуаций происходит из-за чувства чрезмерной стимуляции, люди с аутизмом склонны избегать их также из-за их ограниченных социальных навыков. В отличие от социальных проблем, характерных для аутизма, у высокочувствительных людей особенно хорошо развито понимание отношений и высокая степень эмпатии.

Что общего у чувствительности с СДВГ, так это то, что чувствительные люди также более склонны отвлекаться в очень стимулирующих ситуациях. Однако в тихой и спокойной обстановке чувствительные люди особенно хорошо концентрируются, в то время как люди, страдающие СДВГ, все еще испытывают трудности с концентрацией внимания.

Учитывая потенциальный риск того, что у высокочувствительных людей может быть неправильно диагностирован аутизм или СДВГ, необходимы дополнительные исследования, чтобы установить четкую дифференциацию между чувствительностью и этими нарушениями развития нервной системы.

Доступные меры чувствительности не подходят в качестве диагностических инструментов, и важно, чтобы любой человек, обеспокоенный РАС или СДВГ, был осмотрен специалистом, чтобы обеспечить правильный и профессиональный диагноз и возможное лечение.

Как можно измерить чувствительность? Expand

Как и в случае с большинством личностных качеств, типичным подходом к оценке чувствительности является анкетирование.

На основе обширных исследований была разработана и усовершенствована серия опросников для измерения чувствительности у детей (шкала «Высокочувствительный ребенок») и взрослых (шкала «Высокочувствительный человек»). Для детей об этом может сообщить либо ребенок, либо родитель. Эти шкалы неоднократно тестировались в эмпирических исследованиях, и было обнаружено, что они отражают чувствительность к окружающей среде.

Анкеты имеют много преимуществ и отражают субъективный опыт человека. Однако они могут быть предвзятыми. Более объективный способ измерения чувствительности может быть достигнут путем оценки наблюдаемого поведения подготовленными специалистами. Такая рейтинговая система была разработана для 3-летних детей, и было доказано, что она точно измеряет чувствительность.

Учитывая, что чувствительность частично объясняется генетикой, можно также измерить чувствительность, учитывая генетическую структуру человека.

Однако текущий уровень знаний еще не позволяет проводить точную индивидуальную оценку. Необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять генетическую основу чувствительности. Также может быть полезно сосредоточиться на физиологических аспектах чувствительности, таких как гормоны и мозг, чтобы более объективно оценить чувствительность.

Хотя существующие вопросники и рейтинговые шкалы уже обеспечивают действенный способ измерения чувствительности, необходимы дополнительные исследования, чтобы сделать оценку более объективной, точной и надежной.

Исследование чувствительности | Psychology Today

Несмотря на то, что понятие чувствительности все еще считается относительно новым понятием в области психологии, оно активно исследуется учеными и практиками уже не менее 25 лет. Следовательно, настало подходящее время подвести итоги того, что мы узнали на сегодняшний день и что нам нужно исследовать в будущих исследованиях. Лучшее понимание того, почему и как одни люди более (а другие менее) чувствительны, важно, потому что это даст нам информацию о различных способностях и потребностях людей с разным уровнем чувствительности. Корни исследования чувствительности на самом деле уходят в прошлое на 100 лет, к истокам психоанализа, когда психиатр К.Г. Юнг предположил, что некоторым людям свойственна «врожденная чувствительность» 9. 0207 1 .

С тех пор некоторые аспекты чувствительности изучались под разными терминами (например, интроверсия или заторможенность поведения) в рамках отдельных направлений психологических исследований, но только в середине 1990-х гг. исследовать чувствительность как самостоятельную черту. Эти новые теории вызвали широкий интерес и стимулировали новые исследования. Далее я попытаюсь обобщить и описать это более недавнее исследование из прошлого (1995-2015) и настоящее время (2015-2020 гг.) и определить направления исследований на перспективу (2020-2030 гг.). Учитывая большое количество исследований, проведенных за этот период времени 90 207 2 90 208 , настоящее резюме не стремится охватить все различные вклады в эту область, а скорее выделяет те, которые наиболее актуальны для целей этого короткого поста.

Прошлое: Описание чувствительности и первые эмпирические данные (1995-2015)
Первые 20 лет исследований чувствительности в основном были сосредоточены на развитии психологической теории. Действительно, очень важно иметь надежную теорию, прежде чем проводить эмпирические исследования для ее проверки и развития. Три отдельные теории от разных исследователей возникли примерно в одно и то же время в ответ на клинические наблюдения или академические исследования детского развития. Это были теории сенсорной чувствительности (SPS) Элейн и Арта Арона, дифференциальной восприимчивости (DS) Джея Бельски и биологической чувствительности к контексту (BSC) Тома Бойса и Брюса Эллиса. Общим для этих теорий является то, что все они предполагают, что на некоторых людей особенно сильно влияет то, что они переживают.

В первые дни исследований чувствительности исследования были сосредоточены на конкретных аспектах каждой из этих теоретических точек зрения, таких как механизмы, лежащие в основе чувствительности. Например, исследования SPS были сосредоточены в первую очередь на личности взрослых, исследования DS были сосредоточены на темпераменте младенцев, а исследования BSC были сосредоточены на физиологической реакции на стресс у детей. Важным ранним вкладом была разработка самоотчетной меры чувствительности для взрослых, известной как шкала высокочувствительного человека (HSP). Это проложило путь для большого количества последующих исследований, в которых изучалось, как чувствительность связана с другими чертами, такими как интроверсия. В то время как эмпирические исследования, связанные с СФС, в основном включали перекрестные исследования и выборки взрослых, исследования СД и СПК преимущественно включали лонгитюдные исследования, охватывающие выборки детей с раннего детства до подросткового возраста. В течение этого периода все большее число исследований предоставляло все более убедительные эмпирические доказательства концепции чувствительности, причем первые исследования также изучали функцию мозга и генетику чувствительности.

Настоящее время: уточнение теории и расширение исследований (2015–2020 гг.)
Последние пять лет исследований чувствительности были сформированы уточнением и консолидацией теорий, лежащих в основе построения, а также расширением и расширением эмпирических исследований, позволяющих для более глубокого понимания психологических, физиологических и генетических компонентов чувствительности. Различные теории и построения были объединены в более широкую интегрированную структуру экологической чувствительности (ES) (Michael Pluess 9).0207 3,4 .) Были разработаны новые способы измерения чувствительности у детей и подростков, включая оценки, основанные на наблюдении за поведением подготовленных экспертов. До этого периода несколько теорий имели тенденцию различать две группы людей: высокочувствительных и нечувствительных.

Источник: Aquariagirl1970 на Shutterstock

Однако новые исследования на гораздо более крупных выборках в этот период привели к открытию того, что чувствительность следует рассматривать вдоль континуума (все чувствительны в той или иной степени) и что людей можно разделить на три группы чувствительности. : низкий, средний или высокий. Эти группы были обозначены как одуванчики, тюльпаны и орхидеи. В этот период также был достигнут значительный прогресс в отношении взаимосвязи между чувствительностью и другими общими чертами личности, что указывает на специфический профиль личности, лежащий в основе чувствительности. В частности, исследования показали, что чувствительность характеризуется повышенным невротизмом и открытостью переживаниям, при этом интроверсия играет меньшую роль, чем предполагалось ранее. Было обнаружено, что в нейронауке о чувствительности важную роль играют структура и функция нескольких областей мозга, таких как гиппокамп и миндалевидное тело.

Доступ к новым измерениям и большим выборкам также позволил существенно продвинуться в нашем понимании роли генетики в чувствительности: исследования показали, что около 50 процентов различий между людьми можно объяснить генетическими факторами. Кроме того, эти генетические факторы широко распространены по всему геному, а не отражают один «ген чувствительности». Эмпирические исследования продолжали развиваться и расширяться в географических регионах, культурах и контекстах за пределами США и Великобритании, таких как Италия, Бельгия, Германия, Ливан, Япония и Южная Африка, и это лишь несколько примеров. И, наконец, что важно, за это время также были усилены исследовательские проекты, в которых использовались более экспериментальные и лонгитюдные подходы. Они также все чаще исследовали чувствительность в ответ на положительный опыт, а не на преимущественно отрицательный, подчеркивая многочисленные преимущества высокой чувствительности.

Будущее: измерение, биология и развитие на протяжении всей жизни (2020–2030 гг.)
Несмотря на значительный прогресс в исследованиях чувствительности за последние 20 лет, в наших текущих знаниях есть пробелы, которые необходимо устранить в будущем. исследовать. Среди них вопрос о том, как именно развивается чувствительность с течением времени и закладывается ли она в детстве или может развиться дальше во взрослом возрасте. Чтобы исследовать это, нам нужно продолжать улучшать нашу способность точно измерять чувствительность, определяя и фиксируя ее наиболее важные характеристики. В идеале такие меры должны быть объективными, применимыми к людям разных возрастов и культур и включать биологические компоненты чувствительности. Несмотря на то, что в нашем понимании биологии, лежащей в основе чувствительности, был достигнут некоторый первоначальный прогресс, требуется гораздо больше работы с упором на нейробиологию, физиологию и генетику. Тщательно спланированные нейробиологические и физиологические исследования имеют основополагающее значение для углубления нашего понимания чувствительности. Тем не менее, генетические исследования могут быть более сложными для проведения, поскольку они требуют очень больших размеров выборки (> 100 000 человек). Наконец, улучшенное измерение чувствительности также жизненно важно для улучшения нашего понимания взаимосвязи между чувствительностью и психическим здоровьем.

Заключение
Семена раннего исследования чувствительности, посеянные 25 лет назад, проросли и выросли в крепкое дерево. С ростом числа коллег по всему миру, присоединяющихся к исследовательским усилиям, это дерево, вероятно, значительно вырастет в течение следующих 10 лет. В то же время чувствительность также привлекает все больше внимания общественности, о чем свидетельствует растущее количество книг, блогов и освещения в СМИ по этой теме. Короче говоря, это захватывающее время для исследований чувствительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *