Критические и сензитивные периоды развития
Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних воздействий носит преходящий характер. Она совпадает, главным образом, со временем наиболее интенсивного морфофункционального созревания, что объясняется феноменом возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связаны критические и сензитивные периоды развития.
Хотя в основе всех подобных периодов лежит временное повышение чувствительности к некоторым внешним влияниям, каждый из них имеет свои характерные особенности: сущность происходящих изменений; факторы, к которым повышается чувствительность; степень избирательности к восприятию; временной режим; последствия неадекватной реализации; обратимость результата.
Первоначально понятие критический период было введено в эмбриологии для обозначения временных отрезков, характеризующихся повышенной чувствительностью к действию факторов, которые выходят за границы физиологической нормы. Во время внутриутробного развития в строго определенные его моменты каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации.
В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают со временем наиболее интенсивного роста и дифференцировки; они как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
Таким образом, критическим в полном смысле слова следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать нормативные воздействия, и это является условием его дальнейшего полноценного развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте. Весьма вероятно, что критические периоды наиболее характерны для анатомо-морфологических изменений в ходе развития. Будучи сопряжены с определенным этапом морфологического созревания, они могут представлять собой хронологическую инварианту развития.
Термин сензитивный период используется для обозначения отрезка времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. В этом случае, по-видимому, в онтогенезе нет ни одного временного интервала, «рокового» по отношению к определенным воздействиям.
Для первых, «ожидающих опыта», внешние воздействия выступают как триггер — сигнал, запускающий развитие, которое происходит по генетической программе и почти не зависит от характера влияний среды (в пределах физиологически допустимой нормы). «Ожидающие опыта» — это структуры и процессы консервативной наследственности, определяющие видовые признаки и не обладающие межиндивидуальной изменчивостью, т. е. одинаковые у всех представителей данного вида. Период «ожидания опыта» по сути является критическим, потому что неадекватный опыт необратимо искажает нормальный ход развития.
Структуры и процессы второго типа определяют как «зависящие от опыта». Они отличаются выраженным диапазоном изменчивости, возникающей под влиянием внешних воздействий, и рассматриваются как морфофункциональная основа усвоения индивидуального опыта. «Зависимость от опыта» — также явление временное, однако существенные изменения опыта приводят к соответствующим модификациям в развитии структур, не нарушая самого хода развития. Кроме того, подобные изменения нередко частично обратимы, поэтому период зависимости от опыта правильнее считать сензитивным.
Каждая мозговая структура имеет свои временные характеристики созревания: начало, скорость, конец процесса и соответствующий этому период максимальной чувствительности. Иначе говоря, онтогенез ЦНС включает последовательное повышение чувствительности отдельных ее звеньев, связанное со временем наиболее интенсивного развития каждого из них.
В созревании ЦНС условно можно выделить два аспекта. Первый — рост и самодифференцировка нейронов и их связей, мало зависящие от внешних обстоятельств и идущие по генетической программе. Второй -сходные изменения нейронов, вызванные функциональной активностью под влиянием внешних воздействий. В связи с этим факторы, определяющие созревание ЦНС, условно можно разделить на две группы.
Первая — совокупность агентов, обеспечивающих полноценную биохимическую среду развития, которая необходима для нормального роста и дифференцировки нейронов. К ним относятся полноценные метаболические процессы и адекватная гормональная активность. Здесь имеются свои критические периоды развития, например период половой специализации структур мозга. Вторая группа включает факторы функциональной специализации отдельных элементов и звеньев ЦНС. Наиболее эффективное действие этих факторов приурочено к сензитивным периодам. Лучшим примером здесь служат организующие действия обогащенной среды.
Формирующие свойства сензитивных периодов и диапазон потенциальной изменчивости структур и функций под влиянием внешних воздействий, получаемых организмом в это время, являются наиболее значимыми характеристиками для понимания природы взаимосвязи внешних влияний и развивающихся физиологических особенностей.
Универсальность такого явления, как временное повышение чувствительности к внешним воздействиям, позволяет рассматривать его с позиций системного подхода. Период повышения чувствительности считается в этом случае необходимым этапом развития любой системы, соответствующим моменту ее консолидации. Организационные процессы в системе в этот момент идут с наибольшей скоростью. В случае критического периода (например, в эмбриогенезе) преобразование системы проходит в течение короткого интервала времени, а затем полностью прекращается.
В других случаях организационные процессы в системе могут протекать с разной скоростью: вначале очень быстро, затем с постепенным снижением чувствительности до определенного уровня, но без полной ее утраты. Возможен и еще один вариант, когда организационные процессы в системе ускоряются неоднократно; в этом случае система будет обнаруживать не один, а несколько, возможно, ритмически повторяющихся критических периодов. Важно подчеркнуть, что вследствие повышения избирательной чувствительности системы к воздействиям среды, возникающей в сензитивном периоде, он одновременно является и оптимальным для направленных воздействий с целью оптимизации или коррекции развивающихся процессов, и периодом уязвимости системы к повреждающим воздействиям.
Из сказанного следует, что критические и сензитивные периоды обеспечивают механизм индивидуализации развития, поскольку в зависимости от особенностей реализации каждого конкретного периода дальнейшие этапы развития могут приобретать все более специфический, присущий только данному индивиду опыт.
В психологии изучение критических и сензитивных периодов психического развития имеет свою историю. Несмотря на некоторые различия в теоретической интерпретации этих явлений, общепризнанно, что существуют периоды, когда психическое развитие происходит наиболее быстро и особенно эффективно.
Применительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л. С. Выготским. Он выделял несколько кризисов, основными из них можно считать кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству, третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом, последний представляет собой перелом в развитии при переходе к пубертату. Указанные Л. С. Выготским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации/децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.
Как отмечает Н.С.Лейтес (1978), толкование критических периодов у Выготского имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития: это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего резкие сдвиги.
Поскольку индивидуальность человека на всех этапах онтогенеза целостна, можно высказать предположение, что психические кризисы имеют системный характер и в качестве «невидимой подводной части айсберга» включают существенные физиологические преобразования. Основания для такого предположения есть, поскольку в возрастной физиологии и возраст 7-8 лет, и начало пубертата рассматриваются как критические периоды развития. Помимо многих специфических особенностей они характеризуют и общее явление: высокое напряжение гомеостатических механизмов адаптации.
Еще одним важным понятием в психологии является возрастная сензитивность, при этом считается, что в каждом возрасте ребенок особенно чувствителен к определенного рода воздействиям, специфическим для данного возраста (Лейтес, 1978). Причем подчеркивается, что природу этой сензитивности нельзя вывести только из процессов созревания (натуральный ряд) или объяснить педагогическим воздействием на ребенка и его культурными накоплениями (социальный ряд). Возрастная сензитивность возникает, как пишет Б. Г.Ананьев, в результате сплетения органического и социального рядов в целостном психическом развитии.
Пока, по-видимому, преждевременно высказывать предположения по поводу того, какие конкретные физиологические механизмы создают условия для обеспечения этих явлений в психическом развитии ребенка, их изучение — дело будущего.
Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:Штепа, Е. Г. Сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Штепа. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15319/ (дата обращения: 11.11.2022).
Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В. А. Сухомлинский
К тому времени как ребенку исполняется три года, в его мозгу сформировано 100 триллионов связей — почти в два раза больше, чем у взрослого человека. Некоторые клетки мозга, называемые нейронами, уже до рождения прочно связаны с другими клетками. Они контролируют сердцебиение малыша, его дыхание, рефлексы и регулируют множество других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Остальные связи ждут своего «подключения». Связи, которые нейроны образуют друг с другом, называют синапсами. Различные области мозга развиваются с разной скоростью, и многочисленные исследования показывают, что период самого активного образования синапсов — от рождения и примерно до десяти лет. Ученые убеждены, что воздействие, оказываемое на младенцев и маленьких детей, в значительной степени определяет, какие синапсы будут сформированы в мозгу, то есть какие клетки окажутся прочно связанными друг с другом.
Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка — это личный способ познания в первые три года жизни, т. е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала, то к трем годам — 80 %».
У маленького ребенка есть определённые сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способам и видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д. — вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.
В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определённое время, проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.
Для взрослого очень важно определить, какой этап переживает ребенок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но любой взрослый может, а точнее обязан:
− знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
− наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
− предвидеть наступление следующего сенизитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.
У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.
Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.
Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
− более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
− этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;
− более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.
В сенситивные периоды дети, как губки, впитывают новое, усваивают различные навыки и умения или легко, естественно учатся овладевать разными сферами знания.
Год отставания в дошкольном периоде равен трём школьным годам или пяти годам взрослой жизни.
Поэтому всем заинтересованным взрослым стоит знать, какие сенситивные периоды развития ребенка существуют в жизни человека:
− От рождения и всю жизнь — развитие речи.
− От рождения до 3 лет — сенсорное развитие.
− От рождения до 1,5 лет — познание окружающего мира.
− От 1,5 до 3 лет — развитие устной речи. Это возраст быстрого, лавинообразного пополнения словарного запаса ребенка. Это свойство можно использовать для планомерного изучения иностранного языка или даже нескольких иностранных языков. В то же время этот период благоприятен для интенсивного развития моторики.
− От 1,5 до 4-х лет развитие мускульной координации.
− От 2 до 4 лет — забота о порядке в окружении и обязанности.
− От 2 до 6 лет — музыкальное развитие.
− От 2,5 до 6 лет — утонченность чувств.
− От 2,5 до 6 лет — развитие социальных манер.
От 3-х до 6лет — восприятие влияния взрослых.
− В возрасте 3–4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формируется осознание ребенка себя как личности и понимание собственной мысли.
− От 3,5 до 4,5 лет — навыки письма.
− В 4 года ребёнок легко овладевает пространственными представлениями (повесьте рядом с ним карту, и он увлечётся познаниями мирового пространства).
− 4–5 лет — это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике. Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.
− От 4,5 до 5,5 лет — чтение. Он начинает понимать, что все люди — очень разные, у него появляются навыки социального поведения.
− В возрасте 8–9 лет второй всплеск лингвистических способностей. Стремительно развиваются фантазия и воображение. Растет интерес к искусству.
Литература:
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-256с.
- Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Ростов н/Д: Фенмкс, 2007.-125с.
- Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей М.: ТЦ «Сфера», 1999.-208с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, принципиальная возможность, развитие, рождение.
Формирование временных представлений
детей дошкольного…Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем.
Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и
4. От рождения до школы.
Психологические аспекты управления
развитием личности…Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения.
Психологические факторы перинатального периода
развития…рождение ребенка, время беременности, материнское отношение, период беременности, род, ребенок, беременная женщина, будущий ребенок, развитие плода, развитие
Ребенок, во время перинатального периода развития, живет практически «одной жизнью» с матерью.
Проблема исследования раннего
развития детей | Статья. ..Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением…
Пространственно-временные представления и особенности их…
Время как объективная реальность характеризует длительность и темп протекания реальных процессов, а также их последовательность. То, что принято называть «восприятием времени», и есть не что иное, как отражение в сознании человека объективного времени.
Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале…Наша сегодняшняя статья посвящена психическому развитию ребёнка первого года жизни или как
Новорожденность (с рождения до 1 месяца) является единственным периодом в жизни
Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и. ..
Влияние семейных отношений на психическое
развитие детейСемья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей.
И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает
— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь…
Установление происхождения
детей при применении…При этом дети, родившиеся от лиц, не состоящих между собой в браке, имеют
Возможность оспаривания отцовства (материнства) возникает в тех случаях, когда в книге записей о
На практике рождение ребенка создает почву для споров о том, кто имеет право выступать…
Психолого-педагогические особенности
детей младшего. ..Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от…
Критический период | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Психология развития: Когнитивное развитие · Развитие себя · Эмоциональное развитие · Развитие языка · Моральное развитие · Перцептивное развитие · Развитие личности · Психосоциальное развитие · Социальное развитие · Меры по развитию
В целом, критический период — это ограниченное время, в течение которого может произойти событие, обычно приводящее к некоторому преобразованию. В психологии развития и биологии развития критический период — это фаза жизни, в течение которой организм обладает повышенной чувствительностью к экзогенным стимулам, необходимым для развития определенного навыка. Если организм не получает соответствующего стимула в течение этого «критического периода», может быть трудно, в конечном счете, менее успешно или даже невозможно развить некоторые функции в более позднем возрасте. [1] Общая идея состоит в том, что неудача в изучении определенного навыка приводит к тому, что области коры, обычно предназначенные для этой функции, выходят из употребления; в результате эти неиспользуемые области мозга в конечном итоге адаптируются для выполнения другой функции и, следовательно, больше не будут доступны для выполнения других функций. Совпадение критических периодов для слуховой, зрительной и вестибулярной систем предполагает, что период времени может быть универсальным для зарождающихся сенсорных систем. [2]
Это коренным образом отличается от сензитивного периода, который представляет собой более продолжительный период времени в процессе развития, когда индивидуум более восприимчив к определенным типам раздражителей окружающей среды, обычно потому, что развитие нервной системы особенно чувствительно к определенным сенсорным раздражителям. Это делает человека более предрасположенным к обучению.
Например, считается, что критический период для развития бинокулярного зрения у ребенка составляет от трех до восьми месяцев, при этом чувствительность к повреждениям сохраняется по крайней мере до трехлетнего возраста [1] . Далее были определены критические периоды для развития слуха и вестибулярного аппарата. [2] Существуют критические периоды раннего постнатального развития, когда может происходить импринтинг, например, когда серый гусь привязывается к родительской фигуре в течение первых 36 часов после вылупления. Молодой зяблик должен услышать пение взрослого, прежде чем он станет половозрелым, иначе он никогда не выучит эту очень сложную песню должным образом. [3] Эти наблюдения привели некоторых к выдвижению гипотезы о критическом периоде для определенных областей человеческого обучения, особенно для овладения языком.
Подтверждение существования критического периода для определенной способности требует доказательств того, что существует точка, после которой связанное поведение больше не коррелирует с возрастом, а способность остается на том же уровне (цитата по тексту). Те, кто подвергается воздействию раздражителей после критического периода, должны работать значительно хуже, чем те, кто подвергался воздействию тех же раздражителей в соответствующее время. Некоторые экспериментальные исследования критических периодов включали лишение животных стимулов на разных стадиях развития, в то время как в других исследованиях изучались дети, лишенные определенных переживаний из-за болезни (например, временная слепота) или социальной изоляции (например, дикие дети). Многие исследования критического периода овладения языком были сосредоточены на глухих детях слышащих родителей.
Содержание
- 1 Языкознание
- 1.1 Овладение первым языком
- 1.2 Овладение вторым языком
- 2 Видение
- 3 Впечатывание
- 4 Обработка слуха
- 5 Вестибулярная система
- 6 Память
- 7 Фетальный алкогольный синдром
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
- 10 Каталожные номера
Лингвистика
- Основная статья: Гипотеза критического периода
Овладение первым языком
Гипотеза о критическом периоде утверждает, что первые несколько лет жизни составляют время, в течение которого язык развивается легко, а после этого (где-то между 5 годами и половым созреванием) овладение языком становится намного более трудным и, в конечном счете, менее успешным. . [1] Гипотеза критического периода была предложена лингвистом Эриком Леннебергом в 1967 году.
Пенфилд и Робертс (1959) и Леннеберг (1967) первыми предложили критический период для овладения первым языком. Эта гипотеза была основана на данных, полученных от (1) диких детей и жертв жестокого обращения с детьми, которые выросли без контакта с человеческим языком и, таким образом, не смогли полностью приобрести способность воспроизводить его; (2) глухие дети, которые не смогли развить разговорную речь после полового созревания; (3) доказательства того, что у детей с афазией больше шансов на выздоровление, чем у взрослых с афазией. Критическая гипотеза Леннеберга (1967) утверждает, что раннее и среднее детство (от 5 лет до полового созревания) представляет собой время, в течение которого язык развивается легко, после чего овладение языком становится гораздо более трудным и, в конечном счете, менее успешным.
CPH был развит Пинкером (1994), который предположил, что овладение языком гарантировано в детстве, постепенно подвергается опасности до окончания полового созревания и маловероятно после этого. Согласно Пинкеру, физиологические изменения в мозге являются возможными причинами окончания критического периода для овладения языком. [3]
Наиболее известными случаями детей, которые не овладели языком нормально, являются Джини и Виктор Авейронский. Однако также возможно, что эти дети были отсталыми в младенчестве и были брошены из-за этого, или что неспособность развивать речь была вызвана странным и бесчеловечным обращением, которому они подвергались. [1]
Другие данные получены из нейропсихологии, где известно, что взрослые, намного превышающие критический период, чаще страдают от необратимого нарушения речи из-за повреждения головного мозга, чем дети, что, как полагают, связано с юношеской устойчивостью нейронной реорганизации. . [1] Однако природа этого феномена на протяжении десятилетий была одним из самых яростно обсуждаемых вопросов в психолингвистике и когнитивной науке в целом.
Овладение вторым языком
Теория часто распространялась на критический период для овладения вторым языком, хотя это гораздо менее широко признано. Конечно, изучающие второй язык старшего возраста редко достигают беглости, близкой к родному языку, которую демонстрируют младшие ученики, несмотря на то, что на начальных этапах они часто прогрессируют быстрее, чем дети. Это общепринято в качестве доказательства, поддерживающего CPH. Дэвид Синглтон (1995) утверждает, что при изучении второго языка «моложе = лучше в долгосрочной перспективе», но указывает, что есть много исключений, отмечая, что пять процентов взрослых билингвов овладевают вторым языком, даже если они начинают изучать его, когда они хорошо развиты. во взрослую жизнь — спустя много времени после того, как любой критический период предположительно подошел к концу. Доказательства противоречивы в том, что овладение вторым языком включает в себя критический период, тем не менее, общепризнано, что молодые люди, изучающие второй язык, обычно достигают свободного владения им чаще, чем учащиеся старшего возраста. Старшие учащиеся могут говорить на языке, но им будет не хватать присущей младшим учащимся плавности. Критический период овладения вторым языком примерно совпадает с этапом формальной эксплуатации теории когнитивного развития Жана Пиаже (возраст 11+).
Зрение
У млекопитающих нейроны в мозгу, которые обрабатывают зрение, фактически развиваются после рождения на основе сигналов от глаз. Важный эксперимент, проведенный Дэвидом Х. Хьюбелем и Торстеном Визелем (1963), показал, что у кошек, у которых один глаз был зашит от рождения до трехмесячного возраста (монокулярная депривация), полностью развивалось зрение только в открытом глазу. Они показали, что столбцы в первичной зрительной коре, получающие входные данные от другого глаза, заняли области, которые обычно получают входные данные от лишенного глаза. В целом электрофизиологический анализ аксонов и нейронов латерального коленчатого тела показал, что свойства зрительного рецептивного поля были сравнимы со взрослыми кошками; однако слои коры, которые были лишены, имели меньшую активность, и можно было выделить меньше ответов. У котят были аномально маленькие столбцы глазного доминирования (часть мозга, которая обрабатывает зрение), связанные с закрытым глазом, и аномально большие столбцы, связанные с открытым глазом. Со взрослыми кошками такого не случалось, даже когда один глаз зашивали на год. Более поздние эксперименты на обезьянах дали аналогичные результаты. [4]
В последующем эксперименте Хьюбел и Визель (1963) исследовали корковые реакции у котят после бинокулярной депривации; им было трудно найти какие-либо активные клетки в коре головного мозга, и ответы, которые они получали, были либо медленными, либо быстро утомляющими. Кроме того, клетки, которые ответили, были выбраны для краев и полос с различными предпочтениями ориентации. Тем не менее у этих котят развилась нормальная бинокулярность. Хьюбел и Визель впервые объяснили механизм, известный как ориентационная избирательность, в зрительной коре млекопитающих. Настройка ориентации, модель, возникшая вместе с их моделью, представляет собой концепцию, согласно которой рецептивные поля нейронов в LGN, которые возбуждают простые клетки коры, расположены рядами. Эта модель была важна, потому что она могла описать критический период для правильного развития нормальных столбцов глазного доминирования в латеральном коленчатом теле и, таким образом, могла объяснить эффекты монокулярной депривации в течение этого критического периода. Критический период для кошек составляет около трех месяцев, а для обезьян — около шести месяцев. [5]
В аналогичном эксперименте Антонини и Страйкер (1993) изучали анатомические изменения, которые можно наблюдать после монокулярной депривации. Сравнивали геникулокортикальные аксоны у монокулярно лишенных животных в долгосрочной перспективе (4 недели) и в краткосрочной перспективе (6–7 дней) в течение критического периода, установленного Hubel и Wiesel (1993). Они обнаружили, что в долгосрочной перспективе монокулярная депривация вызывает уменьшение ветвления на концах нейронов, в то время как количество афферентов, выделяемых на недепривированный глаз, увеличивается. Даже в краткосрочной перспективе Антонини и Страйкер (1993) обнаружили, что геникулокортикальные нейроны были поражены аналогичным образом. Это поддерживает вышеупомянутую концепцию критического периода для правильного развития нейронов для зрения в коре головного мозга. [6]
У людей некоторые дети рождаются слепыми на один или оба глаза, например, из-за катаракты. Даже когда их зрение восстанавливается позже в результате лечения, их зрение не будет функционировать нормально, как у тех, у кого с рождения было бинокулярное зрение или кто перенес операцию по восстановлению зрения вскоре после рождения. Поэтому важно лечить детей, рожденных слепыми, в ближайшее время, если их состояние поддается лечению.
Импринтинг
В психологии импринтинг — это любой тип быстрого обучения, который происходит на определенной стадии жизни и происходит независимо от результата поведения. Конрад Лоренц хорошо известен своими классическими исследованиями сыновнего импринтинга у серых гусей. Лоренц изучал явление, при котором гуси привязываются к первому попавшемуся движущемуся объекту. Это казалось необратимым и развивалось только в течение короткого «критического периода», который длился около 24 часов после вылупления. [7]
Обработка слуха
Многие исследования подтвердили корреляцию между типом слуховых стимулов, присутствующих в ранней постнатальной среде, и развитием топографического и структурного развития слуховой системы.
Первые сообщения о критических периодах поступили от глухих детей и животных, которым ввели кохлеарный имплант для восстановления слуха. Примерно в то же время были проведены электроэцефалографические исследования Шармы, Дормана и Спара 9 .0014 [8] и исследование пластичности коры у глухих кошек in vivo, проведенное Кралом и его коллегами [9] , продемонстрировали, что адаптация к кохлеарному импланту подвержена критическому (сенситивному) периоду раннего развития. Эти соответствующие данные продемонстрировали как на детях, так и на животных, что сенситивный период имеет значение для медикаментозной терапии тугоухости [10] .
Недавние исследования изучали возможность критического периода для таламокортикальной связи в слуховой системе. Например, Zhou and Merzenich (2008) изучали влияние шума на развитие первичной слуховой коры у крыс. В их исследовании крыс подвергали импульсному шуму в течение критического периода, и измеряли его влияние на корковую обработку. У крыс, подвергшихся воздействию импульсного шума в критический период, корковые нейроны были менее способны реагировать на повторяющиеся стимулы; ранняя слуховая среда прервала нормальную структурную организацию во время развития.
В связанном исследовании Баркат, Полли и Хенш (2011) рассмотрели, как воздействие различных звуковых частот влияет на развитие тонотопической карты в первичной слуховой коре и вентральном коленчатом теле. В этом эксперименте мышей выращивали либо в нормальных условиях, либо в присутствии тонов 7 кГц в первые послеродовые дни. Они обнаружили, что мыши, подвергшиеся воздействию аномальной слуховой среды в критический период P11-P15, имели атипичную тонотопическую карту в первичной слуховой коре. [11] Эти исследования подтверждают представление о том, что воздействие определенных звуков в критический период может влиять на развитие тонотопических карт и ответных свойств нейронов. В целом ранняя слуховая среда влияет на структурное развитие и специфичность реакции первичной слуховой коры. [12]
Вестибулярная система
В нашей вестибулярной системе нейроны неразвиты при рождении нейронов и созревают в критический период первых 2-3 недель после рождения. Следовательно, нарушение созревания в этот период может вызвать изменение нормального баланса и движения в пространстве. Животные с аномальным вестибулярным развитием, как правило, имеют нерегулярные двигательные навыки. [2] Исследования последовательно показали, что животные с генетическими вестибулярными нарушениями в этот критический период имеют измененные вестибулярные фенотипы, скорее всего, в результате недостаточного поступления от полукружных каналов и дофаминергических аномалий. Более того, воздействие аномальных вестибулярных стимулов в критический период связано с неравномерным моторным развитием.
Память
Недавние исследования также подтверждают возможность критического периода для развития нейронов, которые опосредуют обработку памяти. Экспериментальные данные подтверждают мнение о том, что молодые нейроны во взрослой зубчатой извилине имеют критический период (примерно через 1–3 недели после рождения нейронов), в течение которого они являются неотъемлемой частью формирования памяти. [13] Хотя точная причина этого наблюдения неясна, исследования показывают, что функциональные свойства нейронов в этом возрасте делают их наиболее подходящими для этой цели; эти нейроны: (1) остаются гиперактивными во время формирования воспоминаний; (2) более возбудимы; и (3) легче деполяризуется из-за ГАМКергических эффектов. Также возможно, что гиперпластичность делает эти нейроны более полезными для формирования памяти; если бы эти молодые нейроны обладали большей пластичностью, чем взрослые нейроны в том же контексте, они могли бы оказывать большее влияние в меньшем количестве. [13] Роль этих нейронов во взрослой зубчатой извилине в обработке памяти дополнительно подтверждается тем фактом, что поведенческие эксперименты показали, что интактная зубчатая извилина является неотъемлемой частью формирования памяти гиппокампа. [13] Предполагается, что зубчатая извилина действует как ретрансляционная станция для информации, относящейся к хранению памяти. Вероятность критического периода может изменить наш взгляд на обработку памяти, потому что в конечном итоге это будет означать, что коллекция присутствующих нейронов постоянно пополняется по мере того, как новые нейроны заменяют старые. Если критический период действительно существует, это может означать, что: (1) различные популяции нейронов, которые представляют события, происходящие вскоре друг за другом, могут связывать эти события во времени при формировании и обработке памяти; ИЛИ (2) Эти разные популяции нейронов могут различать сходные события, независимо от положения во времени; ИЛИ (3) Отдельные популяции могут способствовать формированию новых воспоминаний, когда одни и те же события происходят часто. [13]
Алкогольный синдром плода
Исследования развития плода на животных выявили критический период для того типа повреждения нейронов, который вызывает алкогольный синдром плода. Например, у мышей воздействие алкоголя примерно на 7-й день беременности может вызвать лицевые аномалии, связанные с ФАС (Coles 1994). Аналогичные результаты были получены у обезьян, и общая тенденция заключается в том, что раннее воздействие оказывает гораздо более вредное воздействие на нормальное развитие, чем воздействие на более поздних сроках беременности, даже если на более поздних стадиях беременности употребляется большее количество алкоголя. [14] Воздействие алкоголя на более поздних сроках беременности имеет свои последствия. У крыс воздействие алкоголя во второй половине беременности приводит к снижению массы мозга, потому что это происходит, когда нейроны в коре дифференцируются и перемещаются в соответствующие им функциональные области. Присутствие алкоголя нарушает как время этого процесса, так и миграцию клеток в соответствующие области. В крысином эквиваленте «третьего триместра» воздействие алкоголя вызывает пороки развития мозжечка и гиппокампа. [14] Исследования на людях также показали, что воздействие алкоголя в течение первого триместра коррелирует с черепно-лицевыми аномалиями и низкой массой тела при рождении. Черепные и лицевые аномалии, скорее всего, связаны с воздействием алкоголя в течение первых 8 недель первого триместра. Нормальная лицевая дисморфия прерывается. Более того, более серьезные аномалии были связаны с более низким IQ. [14]
См. также
- Поведенческий пик
- Развитие ребенка
- Критический период в развитии шизофрении
- Гипотеза критического периода в языковом развитии
- Развитие
- Психология развития
- Впечатывание
- Податливый интеллект
- Психогенез
- Чувствительные периоды
- Универсальная грамматика
Внешние ссылки
- Бибиография статей о критических периодах в овладении вторым языком
Ссылки 9
Мурман С.Дж.; Кордова Р; Дэвис С.А. (2002). Критический период функционального вестибулярного развития у рыбок данио. Developmental Dynamics 223(2):285-91, Публикации по космическим наукам о жизни.
Лингвистика
- Белосток, Эллен, и Хакута, Кенджи. (1994). Другими словами. BasicBooks, подразделение HarperCollins Publishers, Inc.
- Брюер, Джон Т. (1999). Миф первых трех лет. The Free Press, подразделение Simon and Schuster Inc.
- Джонсон, Дж. С., и Ньюпорт, Э. Л. (1989). Эффекты критического периода в изучении второго языка: влияние состояния созревания на овладение английским как вторым языком . Когнитивная психология, 21, 60-99.
- Ламенделла, Дж.Т. (1977). Общие принципы нейрофункциональной организации и их проявления в овладении первичным и неосновным языком , Language Learning, 27, 155-9 [Вводит фразу «чувствительный период»]
- Леннеберг, Э. Х. (1967). Биологические основы языка. Уайли.
- Маршалл, Брэд. (16 апреля 2000 г.). Есть ли «детское преимущество» в изучении иностранных языков? Неделя образования. Том. 19, № 22, стр. 39, 41.
- Ньюпорт, Э.Л. (1990). Возрастные ограничения при изучении языка . Когнитивная наука, 14, 11-28.
- Ояма, С. (1976). Сенситивный период для приобретения неродной фонологической системы. Журнал психолингвистических исследований 5: 261-285.
- Пенфилд У. и Л. Робертс. (1959). Речь и механизмы мозга. Издательство Принстонского университета. Принстон.
- Пинкер, С. (1994). Языковой инстинкт. Нью-Йорк: Утро.
- Робертсон, П. (2002). Гипотеза критического возраста , The Asian EFL Journal (он-лайн): http://www.asian-efl-journal.com/marcharticles_pr.php
- Синглтон, Дэвид, и Ленгель, Жолт. (1995). Возрастной фактор в изучении второго языка. Multilingual Matters Ltd. См. также http://www-rcf.usc.edu/~ionin/SLAgroup/Ling527papers/Singleton%20Critical%20Periods%20iral.2005.43.4.269.pdf
- Чжао, А, Х. и Морган, К. (2005) «Учет возраста при достижении L2 — дети, подростки и взрослые». Азиатский журнал EFL, том 6(4) http://www.asian-efl-journal.com/december_04_ahqz_cm.php
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Зиглер, Роберт (2006). «Как развиваются дети», «Исследуя развитие детей» Набор инструментов для студентов и журнал Scientific American Reader для сопровождения «Как развиваются дети». Нью-Йорк: издательство Worth. ISBN 0-7167-6113-0. Ошибка цитирования: недопустимый тег
- ↑ 2.0 2.1 Эжен Д., Дефорж С., Виберт Н., Видаль П.П. (2009). Вестибулярный критический период, созревание центральных вестибулярных нейронов и локомоторный контроль. Основные и клинические аспекты головокружения и головокружения .
- ↑ (1994) Языковой инстинкт , Нью-Йорк: Утро.
- ↑ Wiesen, TN, Hubel DH (1963). Влияние зрительной депривации на морфологию и физиологию клеток латерального коленчатого тела кошки. Журнал нейрофизиологии 26 (6): 978–993.
- ↑ Экспериментальный модуль: Последствия лишения зрения в критический период для развития зрения. Университет Макгилла, Мозг сверху донизу
- ↑ Антонини А., Stryker MP (июнь 1993 г.). Быстрое ремоделирование аксональных ветвей в зрительной коре. Наука 260 (5115): 1819–21.
- ↑ Кисилевский Б.С., Сильвия М.Дж., Син С., Хефын Х., Хай Х.И., Ке З., Цзэнпин В. (2003). Влияние опыта на распознавание голоса плода. Психологическая наука 14 (3): 220–4.
- ↑ Шарма А., Дорман М.Ф., Шпар А.Дж. (2002). Сенситивный период развития центральной слуховой системы у детей с кохлеарными имплантами: влияние на возраст имплантации. Ear Hear 23 : 532–29.
- ↑ Крал А., Харманн Р., Тиллейн Дж., Хайд С., Клинке Р. (2002). Слух после врожденной глухоты: центральная слуховая пластичность при глухоте. Кора головного мозга 12 (8): 797–807.
- ↑ Крал А., Шарма А. (2002). Нейропластичность развития после кохлеарной имплантации. Trends Neuroscience 35 : 111–122.
- ↑ Баркат Т.Р., Полли Д.Б., Хенш Т.К. (сентябрь 2011 г.). Критический период для слуховой таламокортикальной связи. Nature Neuroscience 14 (9): 1189–96.
- ↑ Чжоу X, Мерцених М.М. (1993). Устойчивые эффекты раннего воздействия структурированного шума на временную модуляцию в первичной слуховой коре. Труды Национальной академии наук 105 (11): 4423–8.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Aasebø, IEJ (2011). Критический период созревания новых нейронов во взрослой зубчатой извилине для их участия в формировании памяти. Европейский журнал неврологии 33 (6): 1094–1100.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Коулз С (1994). Критические периоды пренатального воздействия алкоголя. Исследования и здоровье алкоголя 18 (1): 22–29.
Критический период развития мозга и обучения в детстве
| Что такое критический период | Гипотеза критического периода | Чувствительный период | Почему важен критический период | Критический период для овладения языком |
Что такое критические периоды
Критические периоды — это фазы, во время которых связи клеток мозга более пластичны и восприимчивы к влиянию определенного жизненного опыта. Эти связи, называемые синапсами, могут легче образовываться или укрепляться в течение этого периода времени. Синаптические связи обычно созревают и стабилизируются после этого периода времени, что затрудняет изменение проводки в более позднем возрасте. Отсутствие определенного опыта в первые годы жизни может оказать сильное влияние на развитие нейронных связей.
Гипотеза критического периода
Согласно Гипотезе критического периода, в критический период могут быть сформированы новые навыки или черты с учетом соответствующего жизненного опыта. Если необходимый опыт недоступен в течение этого времени, становится намного сложнее, менее успешно или даже невозможно приобрести навык или черту после закрытия окна возможностей.
Это доказано в сенсорных системах человека и животных, таких как развитие зрительной системы.
В исследованиях на животных, если один глаз (но не оба) закрывают сразу после рождения, лишённый глаз навсегда потеряет остроту зрения, даже если прикрытый период после рождения короткий. Это связано с тем, что сенсорная депривация и отсутствие визуальной информации в это время могут вызвать структурные изменения в мозге 1 .
Критический период и чувствительный период
Основное различие между критическим периодом и сенситивным периодом заключается в том, что критический период представляет собой ограниченный период времени, в течение которого может произойти определенное развитие, тогда как чувствительный период представляет собой временное окно, когда развитие легче достичь.
Сенситивный период подобен критическому периоду, когда нервные цепи относительно более пластичны и более чувствительны к влиянию опыта. Однако новые синапсы могут образовываться в течение длительного периода времени вне чувствительного периода, несмотря на то, что они сложнее.
Некоторые ученые называют их слабыми критическими периодами.
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
Почему критический период важен
Критические периоды важны, потому что многие важные функции нашего тела устанавливаются в определенное время, а некоторые только в те периоды.
Исследования показали, что следующие функции лучше всего развиваются в критические периоды.
Эмоциональная регуляция
Эмоциональная саморегуляция — это способность отслеживать и модулировать эмоции. Обучение саморегуляции является ключевой вехой в раннем развитии ребенка. Это может существенно повлиять на отношения ребенка, успеваемость, психическое здоровье и благополучие в долгосрочной перспективе.
В исследованиях на людях, проведенных в румынском приюте, только сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до 2 лет, смогли развить навыки эмоциональной регуляции, сравнимые с таковыми у детей, никогда не помещавшихся в интернатные учреждения 6 . Оставшиеся в приюте страдали от лишения социальных контактов и материнской заботы. Были очевидны социальные нарушения и отсутствие навыков эмоциональной регуляции.
Таким образом, считается, что чувствительный период эмоциональной саморегуляции длится от рождения до 2 лет.
Система зрения
Существуют различные критические периоды для различных зрительных функций. Обычно они приходятся на период между рождением и половым созреванием 7 .
Ранние исследования показывают, что острота зрения развивается с рождения примерно до 5 лет, а в период между 3 и 5 годами наблюдается наибольший рост.
Стереопсис, восприятие глубины, имеет критический период, который заканчивается в возрасте 2 лет.
Предрасположенность к повреждению зрительного развития также имеет свой критический период. Например, амблиопия, состояние, при котором зрение одного глаза снижено из-за того, что глаз и мозг не работают вместе должным образом, может развиться в возрасте от нескольких месяцев до 7–8 лет.
Абсолютная высота звука при прослушивании музыки
Абсолютная высота звука — это способность идентифицировать и воспроизвести абсолютную высоту звука музыкального звука без использования внешних звуков в качестве опорных точек 8 .
Дети, которые начали заниматься музыкой в возрасте от 4 до 6 лет, чаще всего достигают абсолютного слуха.
Но обучение, которое происходит после 9 лет, редко приводит к такому уровню мастерства 9 .
Обработка слуха
У детей с врожденной глухотой отсутствие слуховой информации с рождения может серьезно повлиять на их способность научиться говорить.
Ученые обнаружили, что при установке кохлеарных имплантатов для обхода нефункционирующего внутреннего уха у глухих детей в возрасте до 3,5 лет они, скорее всего, могут успешно научиться говорить, особенно если они также находятся в языковой среде 10 .
Критический период для овладения языком
Гипотеза критического периода применительно к изучению языка утверждает, что существует критическое время, в течение которого люди более способны осваивать новые языки с уровнем владения языком, близким к родному.
Критический период развития речи начинается в раннем детстве и заканчивается незадолго до наступления половой зрелости 2 .
После этого периода развития становится намного труднее овладеть новой языковой компетенцией 3 и полное владение языком даже в лингвистически богатой среде.
Первоначальная гипотеза была впервые популяризирована Эриком Леннебергом, лингвистом и неврологом, в исторической книге «Биологические основы языка » в 1967 году.
Согласно этой теории, процесс изучения нового языка ограничен критическим периодом. . Существует явный разрыв в результатах между обучением в критический период и обучением вне его. Время этого разрыва отражает окончание критического периода 4 .
Тем не менее, взрослые все еще могут научиться использовать новый язык после достижения половой зрелости. Это просто сложнее и может занять больше времени по сравнению с маленькими детьми.
Таким образом, изучение совершенной фонологии и грамматики на втором языке имеет критический период, но изучение иностранного языка (в качестве общего носителя), по-видимому, имеет скорее чувствительный, чем критический период (хотя это альтернативное определение все еще вызывает споры 5 и индивидуальные результаты различаются).
Что должны знать родители
Может показаться ошеломляющим, что существует так много разных критических периодов в разном возрасте в развитии мозга.
Родители, которые «пропустили» некоторые из критических периодов, обеспокоены тем, что их детям теперь суждено потерпеть неудачу. Те, кто успешно «выдержали» критические периоды, радуются тому, что их дети теперь созданы для жизни и их работа выполнена.
Правда в том, что ни то, ни другое не верно.
Критический период — спорная научная концепция, поскольку она подразумевает наличие жесткой границы. Если за это время навык не будет развит, возможность развивать эту функцию будет потеряна навсегда.
Но некоторые из этих навыков на самом деле зависят от опыта, а не от опыта . Ожидание опыта означает, что стимулы из жизненного опыта ожидаются при нормальном развитии. Например, язык, зрение и слух — это ожидаемые опыты, практически гарантированно доступные человеческим младенцам. Родителям редко приходится прилагать усилия, чтобы ввести такие сенсорные переживания.
Способности, зависящие от наличия определенного опыта, зависят от опыта . Родители должны предоставить соответствующий опыт в раннем возрасте для развития этих навыков. Эмоциональная регуляция, речь и язык, а также абсолютный слух являются примерами, зависящими от опыта.
Хорошая новость заключается в том, что многие черты, зависящие от опыта, имеют чувствительные, а не критические периоды. Даже если раннее знакомство отсутствует в оптимальное время, навыки все равно могут развиваться. Просто может быть сложнее или дольше.
Среди способностей, зависящих от опыта, эмоциональная регуляция играет важную роль в развитии ребенка и его будущем благополучии. Поэтому самое важное, что должны сделать родители, — это создать благоприятную среду для своих детей и помочь им стать жизнестойкими.
Заключительные мысли о критическом периоде
Как родители, лучше, если мы позаботимся о том, чтобы наши дети не были лишены критических переживаний, особенно в критические периоды. Однако это не означает, что мы должны покупать последний DVD «Моцарт для младенцев» или записывать наших малышей на множество дополнительных занятий. Что нужно нашим детям, так это заботливая среда и знакомство с общим жизненным опытом, таким как разговоры, игры и чтение для них.
Также не нужно потеть из-за пропуска оптимального времени, потому что никогда не поздно начать дарить нашим детям хороший жизненный опыт.
Каталожные номера
1.
Hensch TK. Пластичность критического периода в локальных корковых цепях. Nat Rev Neurosci . Ноябрь 2005 г .: 877–888. дои: 10.1038/nrn1787
2.
Хакута К., Белосток Э., Уайли Э. Критические доказательства. Психология . Январь 2003 г.: 31–38. дои: 10.1111/1467-9280.01415
3.
Фридеричи А.Д., Штайнхауэр К., Пфайфер Э. Мозговые подписи обработки искусственного языка: доказательства, бросающие вызов гипотезе критического периода. Труды Национальной академии наук . Январь 2002 г.: 529–534. doi:10.1073/pnas.012611199
4.
Birdsong D. Овладение вторым языком и гипотеза критического периода . Рутледж; 1999.
5.
Бердсонг Д., Молис М. О доказательствах возрастных ограничений при овладении вторым языком. Журнал памяти и языка . Февраль 2001 г.: 235–249. doi:10.1006/jmla.2000.2750
6.
Маклафлин К.А., Шеридан М.А., Тибу Ф., Фокс Н.А., Зеана Ч., Нельсон К.А. III. Причинно-следственное влияние среды раннего ухода на развитие систем реагирования на стресс у детей. Proc Natl Acad Sci USA . Апрель 2015 г.: 5637-5642. doi:10.1073/pnas.1423363112
7.
Галка СЗ. Критические периоды и амблиопия. Арка Офтальмол . Апрель 1998: 502. doi:10.1001/архофт.116.4.502
8.
Левитин Д.Дж., Роджерс SE. Абсолютный слух: восприятие, кодирование и противоречия.