Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Шкала дембо рубинштейна на самооценку: Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Методика «самооценка» (дембо-рубинштейн модификация а.М. Прихожан)

Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.

Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной чертой.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:

  1. уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;

  2. высота самооценки — от «0» до знака «-»;

  3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « — »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 ( «средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска» , их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная» , когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.

23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.

8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.

1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития.

Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».

Шкала самооценки

100 100 100 100 100 100 100

0 0 0 0 0 0 0

Методика Дембо-Рубинштейн

Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость.

Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

 

Статьи по теме:

Психогеометрический тест

Многим руководителям наверняка знакома ситуация когда недавно принятый на работу сотрудник оказывается вовсе не таким как казался на собеседовании. Чтобы обезопасить себя и на 80 процентов угадать, чего ждать от незнакомого человека многие стали использовать психогеометрический тест. И ни разу об этом не пожалели. В чем его эффективность и уникальность вы можете узнать далее.

Тест руки Вагнера

Вы знаете, какой у вас уровень агрессии и на что вы способны в гневе? Тест руки Вагнера способен дать ответ на эти вопросы. Пройти эту методику и узнать о себе нечто новое вы можете далее

Методика Pari

Каждая уважающая себя женщина обычно без труда посвящает себя семье, хозяйству и материнству. Но как оценить себя со стороны понять является ли отношение к этим обязанностям правильным? Ответом на эти вопросы и занимается методика Pari.

Тест — опросник самоотношения Столина

Главная борьба в жизни человека происходит с самим собой. Одни люди посвящают часть жизни саморазвитию, другие склонны излишне корить себя за некоторые поступки, а некоторых итак все устраивает. Как определить, как мы относимся к себе на самом деле? Попробовать решить этот вопрос можно с помощью следующего опросника.

Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте

%PDF-1.

7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.10.181
  • Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте
  • Татьяна Садовникова
  • подростковый возраст,привязанность к родителям
  • привязка к пиру
  • самооценка
  • система взаимоотношений подростков
  • Procedia — Социальные и поведенческие науки, 233 (2016) 440-444. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.181
  • Эльзевир Б.В.
  • JournalProcedia — Social and Behavioral Sciences© show Опубликовано Elsevier B.V. Все права защищены.1877-042823317 Октябрь 2016 г. 2016.10.1812010-04-23true10.1016/j.sbspro.2016.10.181
  • elsevier.com
  • sciencedirect.com
  • VoR6.510.1016/j.sbspro.2016.10.181noindex2010-04-23truesciencedirect.comↂ005B1ↂ005D> elsevier. comↂ005B2ↂ005D>
  • sciencedirect.com
  • elsevier.com
  • Elsevier2016-10-26T18:19:37+05:302016-10-26T22:29:34+05:302016-10-26T22:29:34+05:30TrueAcrobat Distiller 9.0.0 (Windows)uuid:90d649ba-167c- 4b95-bcc4-61becb6f9952uuid:e5574332-77d1-44d4-9069-487e2ee26ba0
  • http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/
  • конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB] /Свойства > /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 10 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 11 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 12 0 объект > /ExtGState > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /текст] >> /Повернуть 0 /TrimBox [0 0 544,252 742,677] /Тип /Страница >> эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 0 0] /Прямо [9qEHE-kmm)kyc_3x> bpső$ϟTp/iDj/I;-j mZDW+mFRDcӳbjP>QHRʈ ԴCAmeq{vۭ;Z[j-n8@utm-cvzT. 1vd﫟@0k!k~Bu[o5~-t:b(jmx !R|:YAY% BK`-Vah5kJf׍6otیkq+hBzFﺧi∎Xc 疖Km*ʏ56XJ[P C|b-ZQFTMQjVMo+#dCNJ5˧0

    Дети с ВГД испытывают низкую самооценку, нарушение психосоциального функционирования, исследование показывает

    Опубликовано: 3 ноября 9003 2021

    Lauren Massaro

    Раннее выявление психосоциальных проблем и психотерапевтическая помощь имеют решающее значение для смягчения последствий низкой самооценки и психосоциальной дезадаптации у детей с дефицитом гормона роста (ДГР).

    Исследование, посвященное психосоциальному функционированию и самооценке детей с дефицитом гормона роста (ДГР), показало, что эта группа населения испытывает психосоциальную дезадаптацию, сниженную самооценку и осмысление проблем интернализации. Результаты исследования были опубликованы в Frontiers in Pediatrics .

    Насколько известно исследователям, настоящее исследование является первым, в котором исследуются психосоциальные проблемы и самооценка в контексте психосоциальной адаптации у детей с ВГД.

    В исследовании приняли участие 46 детей препубертатного возраста с ВГД. Их психосоциальное функционирование измерялось с помощью опросника Гудмана о сильных сторонах и трудностях (SDQ) в больнице в Украине. SDQ набрал 20 пунктов по 4 шкалам: эмоциональные проблемы, поведенческие проблемы, гиперактивность/невнимательность и проблемы со сверстниками.

    Показатели интернализации рассчитывались путем сложения оценок эмоциональных проблем и проблем со сверстниками, а результаты экстернализации рассчитывались путем сложения оценок поведенческих проблем и гиперактивности/невнимательности.

    В исследовании использовался метод Дембо-Рубинштейна для измерения уровня самооценки.

    Результаты показали:

    • Дети с ВГД испытывали больше проблем с интернализацией и более низкую самооценку
    • Дети с ВГД сообщали о более высоких баллах и частоте оценок в ненормальном балле для общих трудностей, эмоциональных проблем и проблем со сверстниками
    • SDQ балл и частота оценки в баллах аномалий по всем шкалам SDQ у детей с более выраженным дефицитом роста (SDS роста < –3) не превышали аналогичные показатели у детей с меньшей задержкой роста (–3 < SDS роста < –2)
    • У детей с ВГД снижен уровень ассертивности, низкая самооценка и слабое несоответствие между уровнем ассертивности и самооценкой
    • Некоторые социально-демографические детерминанты (мужской пол, возраст < 9 лет, низкий доход семьи) и клинические детерминанты (низкая комплаентность и субоптимальная реакция роста после 1 года терапии рекомбинантным гормоном роста) повлияли на общую оценку психологических проблем у детей с ДГР

    В то время как продолжается дискуссия о взаимосвязи между детьми с ДГР и их психоэмоциональными проблемами и поведение, текущее исследование показывает, что дети с ВГД испытывают психосоциальную дезадаптацию и более низкую самооценку и подвергаются большему риску интернализации проблем, отмечают авторы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *