Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ситуативная виктимность это: 4. Понятие виктимности и ее виды.

Что Это Такое? (Библиотека Психологии)

Всегда ли жертва преступления абсолютно невиновна в произошедшем? С позиции права — да, но существует ряд факторов. Они формируют виктимность — социально-личностную черту, которая выражает риск стать жертвой преступления. Виктимность – что это такое? В психологии виктимность и виктимное поведение обусловлены особым мазохистичным складом личности, так называемым «синдромом жертвы».

Краткое содержание:

Что такое виктимность? Общие сведения

Что такое виктимность и виктимное поведение? Виктимностью называется предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств — насильственных действий, преступлений, межличностных конфликтов и т. п. Виктимология (наука, изучающая процесс становления человека жертвой преступления) рассматривает виктимность, как основное качество личности, влияющее на «привлекательность» человека для негативного воздействия на него окружающих людей.

Считается, что жертвы конкретного вида преступлений обладают определёнными качествами, которые значительно увеличивают риск испытать насильственное обращение, физический или психоэмоциональный абьюз.

Например, они могут являться выходцами из одних и тех же социальных слоёв, находиться в одном возрастном диапазоне, иметь схожий круг общения, манеру поведения, внешний вид и т. д. Если все эти факторы в определённом ключе совпадают, можно говорить о том, что человек имеет повышенную виктимность.

Данный термин обязательно нужно рассматривать и как социально-психологическое явление, в отрыве от криминогенного аспекта. Виктимизм может проявляться и как личностное качество во взаимоотношениях с другими людьми. В психологии виктимной называется та модель поведения, при которой человек сам бессознательно притягивает к себе неуважительное отношение со стороны окружающих. Партнёров, с которыми потом состоит в токсичных отношениях, своим поведением, сам того не осознавая, «приглашая» обидчиков к нападению.

Виктимность, как и виктимное поведение — термины, которые в основном употребляются только в российской виктимологии. На Западе сама концепция того, что жертва может быть косвенно виновата в том, что преступник совершил насильственные действия, вложенная в эти понятия, остро осуждается.

Такое мнение расценивается как обвинение жертвы (виктимблейминг, от англ. victim — жертва, blame — обвинять). Например, типичное проявление виктимблейминга — это говорить о том, что девушка сама виновата, что её изнасиловали на улице, потому что возвращалась в позднее время, была провокационно одета и т. д.

Важно понимать, что оценка виктимности человека производится не для того, чтобы оправдать преступника, так как ни короткая юбка, ни яркий макияж, безусловно, не дают насильнику права совершить преступление, а для того, чтобы выявить совокупность причин, которые подтолкнули агрессора на противоправное действие по отношению к другому человеку. Таким образом, это поможет потенциальным жертвам насилия избежать неприятностей, максимально избавившись от проявлений своей виктимности.

Виктимность и её классификация

Это довольно обширное понятие, исследуемое со стороны поведения жертвы, её личностных установок, социальных факторов, так что, в зависимости от выбранной классификации, можно выделить в каждой несколько видов виктимности.

В криминологии выделяются следующие 3 вида виктимного поведения:

  • неосторожное;
  • рискованное;
  • опасное;

В большинстве случаев преступник не имеет чёткого мотива совершить преступление — на это его толкает поведение жертвы, сознательно или бессознательно провоцирующее на противоправные действия.

Жертва может задеть преступника, отпустить колкость, неуважительно отнестись к личным вещам и имуществу потенциального насильника. Если насильник первый проявил агрессию к жертве, без видимых на то триггеров с её стороны, он может быть напуган или раздражён её реакцией — ответной агрессией в его сторону. Поведение жертвы воспринимается как опасное, преступник чувствует острую необходимость «отомстить», ликвидировать её, либо наоборот, выраженной беспомощностью, страхом, которое толкает садистичного преступника на совершение насильственных действий.

Виктимность бывает виновной и невиновной

1. Виновная: преступник совершает преступление, будучи спровоцированным неосторожным или вызывающим поведением жертвы. Насильник считает, если девушка на улице пьяна или вызывающе одета, он может ей воспользоваться.

2. Невиновная: преступление спровоцировано не специфичным поведением жертвы, а обстоятельствами, обязанностями которые жертва исполняла — вор убивает охранника, чтобы пробраться на склад.

Выделяют и т. н. «латентную» виктимность — виктимность, оставшуюся вне учёта правоохранительных органов. Жертва по тем или иным причинам не хочет обращаться за помощью в полицию (опасается возможной мести преступника). Не доверяет правоохранительным органам, боится обвинений в свою сторону, и причины совершения преступления по отношению к ней остаются неисследованными.

Каковы причины виктимности?

Наряду с генетической детерминированностью, огромное влияние на формирование виктимного поведения у жертвы оказывают социально-психологические факторы.

Неблагоприятные условия социальной адаптации:

  • Алкоголизм или наркозависимость родителей.
  • Многодетность.
  • Неполная семья (отчим или мачеха вместо одного из родителей, мать или отец-одиночка).
  • Бедность семьи.
  • Внешние или физические дефекты, которые влекут за собой непринятие со стороны сверстников.
  • Растление, сексуальные домогательства со стороны родственников или посторонних людей.
  • Постоянные переезды, смена школ и коллектива.
  • Вовлечённость в дурные компании.
  • Наркомания, токсикомания, алкоголизм ребёнка или подростка.
  • Невзаимная любовь, романтические переживания и неудачи.
  • Суицидальные намерения.

Психологические факторы:

  • Эмоциональная холодность со стороны родителей.
  • Завышенная или заниженная самооценка.
  • Одиночество, осознание своей непохожести на всех, отсутствие любви, признания, угнетение подростка как личности.
  • Высокая степень нервно-психической нестабильности и тревожности.
  • Социальная застенчивость, боязнь показывать свои настоящие чувства и эмоции, подавление, излишняя ранимость и восприимчивость.
  • Завышенные требования к ребёнку в плане обучения, общения с родственниками, воспитание в семье с жёсткой системой ценностей, которая влечёт моральную ответственность за все проступки индивида.

Высокая виктимность личности формируется в той семье, в которой у ребёнка есть тяжёлый груз обязанностей как физических, так и эмоциональных. Ребёнок боится не оправдать надежд, возложенных на него родителями, которые формируют в нём чувство вины, если тот недостаточно услужлив и старателен.

Таким образом, ребёнок так боится неодобрения со стороны взрослого, что легко может сесть в машину к постороннему человеку, который попросит его показать дорогу, либо подняться в квартиру к преступнику, под предлогом оказания помощи, и таким образом, оказаться в ловушке.

Любые факторы, понижающие самооценку человека, повышают его виктимность. Он словно начинает чувствовать, что «заслуживает» быть этой жертвой, потому что сделал что-то не то, из ощущения собственной ущербности. У него снижается критика, а из-за отсутствия жизненного и социального опыта он ещё не может адекватно оценить опасность общения с потенциальным маньяком или насильником. Неумение отказать и попытка получить одобрение формирует из него идеальную жертву.

Причиной виктимности может быть не только низкая самооценка. Жертвы с завышенной самооценкой также часто подвергаются насилию. Это происходит из-за того, что они берут на себя задачи, выполнить которые не в состоянии. Такие люди неадекватно оценивают свои способности, недостаточно критичны к себе и не могут адекватно оценить риски, которые влечёт их поведение. Такой тип жертв очень выраженно проявляет то самое виктимное поведение: они тормозят машины, просят подвезти, участвуют в попойках с насильниками и нередко выступают их инициаторами, соглашаются ночевать с ними в одной квартире.

Человек ошибочно полагает, что он в состоянии, если будет нужно, постоять за себя, и что его поведение, наоборот, должно отвернуть потенциальных преступников от намерения совершить преступление. Однако, такая неадекватная уверенность в себе приводит к печальным последствиям.

По наблюдениям криминалистов, жертва с завышенной самооценкой чаще бывает знакома со своим насильником или влюблена в него. У неё тоже снижается критика, она идеализирует объект своей симпатии, не видит, как на самом деле относится к ней насильник, может вести себя излишне открыто и провокационно, ошибочно полагая, что это не приведёт к трагедии.

Виктимность — это социально деформированный тип личности. Можно выделить четыре основных виктимных социотипа: конформистский, инфантильный, аномичный и маргинальный.

Конформистский тип:

1. Человек ощущает свою социальную несостоятельность и некомпетентность и не имеет возможности обрести эти качества. Он постоянно нуждается в защите и покровительстве со стороны более сильной личности, признавая её превосходство над собой.

2. Сильно идеализирует этого более социально уверенного человека, осознавая свою зависимость от него, так как с его помощью виктим восполняет свою нерешительность и мягкотелость.

3. Индивид признаёт для себя, что он ничего не может достичь без поддержки других людей, что подчинение и принятие этой помощи является единственной возможностью выжить в обществе. Он не хочет брать ответственность за свою жизнь и судьбу.

4. Боится получить отказ в социальной поддержке, оказаться брошенным на произвол судьбы, решать свои проблемы самостоятельно. Как следствие, человек постоянно находится в эмоционально-деструктивном напряжении.

Инфантильный тип:

1. Социально незрелая личность, которая осознаёт свою несостоятельность в основных сферах социальной жизни человека.

2. Все окружающие люди воспринимаются как потенциальные агрессоры, которые хотят подавить инфантила, унизить его достоинство, показать свою невовлечённость в его дела и проблемы, раскритиковать виктима по необъективным причинам.

3. Индивид избегает глубоких межличностных отношений, так как осознаёт свою незрелость и некомпетентность в этом вопросе.

4. Самый большой страх — то, что окружающие переймут его отношение к себе как к человеку несформированному, к тому, кого нельзя воспринимать всерьёз и считать равным себе членом общества.

5. Избегает социального сравнения и оценивания, потому что боится, что все его положительное черты могут быть перечёркнуты всё той же социальной незрелостью.

6. Индивиду тяжело показывать своё недовольство, он не амбициозен, ему не хватает смелости и решимости на то, чтобы предъявить обществу какие-то притязания, заявить о себе.

Аномичный тип:

1. Индивид считает себя вполне зрелой и сформированной личностью, но одновременно с этим ощущает некую социальную уязвимость, связанную с непринятием его окружающими.

2. Люди воспринимаются как инструменты для достижения своих целей на разных этапах жизненного пути.

3. В связи с отсутствием социальной и интеллектуальной зрелости не имеет сформированной системы ценности, нравственной и моральной ориентации.

4. Постоянно подавляет в себе гнев и недовольство тем, что ему приходится жить по придуманным правилам и нормам, дабы оставаться в обществе «своим».

5. Виктим стремится сохранить свою социальную независимость, но при этом ему тяжело самостоятельно справляться со своими проблемами, и он ищет социального покровителя (как и в случае с конформистским типом).

Маргинальный тип:

1. Человеку тяжело понять свою идентичность, так как её черты противоречат социальным нормам, принятым в обществе. Вывести и принять новую идентичность у него нет желания, так как существующие в обществе ограничения мешают ему «раскрыться» во всём цвете своих личностных установок, дискриминируют его «я».

2. Не доверяет другим людям, опасается их вмешательства в его нестабильное, инверсивное состояние личности.

3. Уходит в себя, в виртуальные миры и иллюзии. Туда, где в отличие от мира людей, может получить то принятие себя как социально значимого индивида.

4. Избегает активного общения и взаимодействия с людьми за ненадобностью получать от этих процессов какие-то ресурсы. Общепризнанные формы социального взаимодействия для виктима-маргинала просто неинтересны.

Примеры виктимного поведения

Как было сказано ранее, склонность к виктимному поведению имеют люди с заниженной самооценкой. Уверенные в своей неправоте и некомпетентности, они принимают позицию другого человека, как единственно верную и заставляют себя следовать ей. Жертве кажется, что её виктимность должна разжалобить насильника, остановить его намерение совершить преступление. Как правило, беспомощность и подчинение ещё сильнее раззадоривают преступника.

Один из ярких примеров виктимного поведения — стокгольмский синдром.

Это состояние жертвы, при котором она в один момент чувственно переходит на сторону своего насильника и абьюзера. Ищет оправдание для его поступков, идеализирует своего мучителя, пытается понять его мотивы, сочувствует или даже влюбляется в него. Иногда это доходит до того, что жертва оказывает сопротивление своему спасителю (человек, который пытается вывести её из абьюзивных отношений, либо сотрудник правоохранительных органов, если речь идёт о захвате заложников). Это самый классический пример виктимности в криминалистике.

Виктимный тип женщин часто сталкивается с домашним насилием со стороны своего мужа или сожителя, бывает подвержен обвинениям в провоцирующем поведении (была ярко одета и накрашена, засиделась с подругами и т. п.) Жертва зачастую в особенности из своего склада личности принимает эти обвинения и под постоянным давлением признаёт свою «виновность» и заслуженность этого наказания.

Виктимное поведение жертвы может носить и более выраженный характер: насмешки, угрозы в сторону преступника, открытый призыв совершить преступление (берёт «на слабо»), ущемление личного достоинства преступника, попытка показать своё превосходство.

Разумеется, не всегда жертва прямо или косвенно виновата в том, что подверглась насилию. В таком случае говорят о ситуативной виктимности. Это ситуация, в которой жертва просто оказалась в неправильное время и месте, из-за чего попала в опасное для жизни и здоровья положение.

Как избавиться от виктимности?

Несовершеннолетние — самая виктимная группа населения. В подростковом возрасте человек ищет себя, свои жизненные ценности, разбирается в своём отношении к окружающим, воспринимает отношение других людей к нему.

Как уменьшить виктимность несовершеннолетних?

Снизить уровень виктимности подростка можно посредством проведения с ним психотерапии. Для начала следует выяснить, какие события и факторы в детстве повлекли за собой формирование повышенной виктимности и убедиться, что они больше не оказывают влияния на жизнь человека.

Как снизить виктимность? Чтобы уменьшить свою виктимность, фокус внимания нужно сместить с других людей на себя. Чем меньше ваше собственное мнение о себе или о какой-то ситуации будет зависеть от мнений и оценок окружающих, тем меньше будет выражена ваша виктимность.

Это работа в сторону повышения самооценки (до адекватных пределов, чтобы не впасть в другую крайность). Чем ниже самооценка человека, тем активнее он ищет одобрения со стороны окружающих, тем выше у него риск попасть «не в те руки». Снижается уровень недоверия к людям — неважно, вызывает ли у жертвы потенциальный преступник доверие или нет, она всё равно сближается с ним в попытке получить любовь и одобрение.

Жертва считает, что если она будет молча сносить все обиды, жить в угоду другим людям, подстраиваться под их интересы и терпеть неуважительное отношение к себе, то рано или поздно ей воздастся сполна. Это большая проблема, так как в реальной жизни любовь и уважение получают, наоборот, более независимые, сильные личности. Все мы социальные животные и слабого, или умирающего члена стаи убивают, а не тащат за собой.

Заключение

Виктимность, как свойство личности является одним из основных факторов, по которым преступник выбирает свою жертву. Оно может выражаться как в провокационном поведении, так и не иметь внешних проявлений и считываться преступником на интуитивном уровне.

Наиболее виктимно уязвимая социальная группа — дети и подростки. Их личность до конца не сформирована, а в процессе становления на неё оказывают сильное влияние обстановка в семье, отношения с родителями, школа и круг друзей. Это делает жертву восприимчивой к чужому мнению и способствует её виктимизации.

Как уменьшить виктимность детей? Путём психотерапии и проработки внутренних установок, нивелируя важность мнения посторонних людей. Важно привести самооценку ребёнка к адекватному уровню.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки

В последние годы проблема виктимности подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия,  выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов данного социального феномена, в этом контексте становится необходимым рассмотрение второй стороны процесса, а именно, виктимного поведения жертвы.

Несмотря на то, что изначально поведение жертвы в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов изучения данного явления в область общей и возрастной психологии. Важным является рассмотрение природы виктимного поведения детей и подростков, выявление факторов его детерминирующих, причин и возрастных особенностей виктимизации и виктимного поведения в подростковом возрасте как наиболее уязвимом.

В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э. А., Морозова И. Г., Кузнецов И. В., Догадина М. А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И. А., Васильев В. Л., Мамайчук И. И.). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих закономерностей поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации. Практически нет  удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность подростка. Также мало разработана система предупреждающих мероприятий, направленных на предотвращение виктимного поведения.

В современной психологической науке при анализе агрессогенных конфликтов  и  ситуаций  выделяются два основных подхода. Один из них акцентирует внимание на характеристиках ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, другой — на внутренних качествах личности. Объединяя эти подходы, следует отметить, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии определенных виктимогенных особенностей личности ребенка и особого психоэмоционального состояния происходит становление виктимного поведения, следствием актуализации которого становится процесс виктимизации, то есть ребенок оказывается в качестве жертвы. При этом, виктимное поведение  может иметь как провоцирующий характер, так и способствующий.

Наше исследование, раскрывающее факторы виктимного поведения подростков (Матанцева Т. Н., Чашкина К.С., 2014) показало, что  в механизме виктимизации  принимают участие как минимум четыре компонента:

— ситуативные факторы виктимного характера – например, конфликт;

— виктимные индивидуально-психологические особенности – такие как агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность;

— специфическое психоэмоциональное состояние  – в первую очередь эмоциональная неустойчивость;

—  виктимогенное поведение – например, провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности.

Отметим, что именно ситуативные факторы играют главную роль в становлении виктимного поведения подростков, они провоцируют возникновение виктимных ситуаций и их развитие. От особенности ситуации зависит будет ли решающим психоэмоциональное состояние или виктимогенные качества подростка. При этом может иметь место сложное сочетание всех обозначенных компонентов, что определит наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения.

Помимо ситуативных виктимогенных факторов существует немало первичных и вторичных виктимогенных признаков личности и поведения подростка, которые обусловливают его виктимизацию. Большое значение в процессе виктимизации имеют, как мы уже отмечали, индивидуально-психологические особенности, особенности поведения и психоэмоциональные состояния подростков как потенциальной жертвы, без выяснения которых не могут быть раскрыты полностью ни конкретные обстоятельства, ни причины и условия подростковой виктимизации. Если подросток позволяет себе обзывать, дразнить своего сверстника, то закономерным следствием этого  становится конфликт; в котором подросток может оказаться жертвой, это является лишь следствием его  собственного виктимного (в данном случае — провоцирующего) поведения. В процессе обучения также следствием виктимного поведения  в форме неуважения к педагогу могут стать неудовлетворительные оценки, приглашение в школу родителей с последующим конфликтом с родителями. Таким образом, можно констатировать: и в первом и во втором случае подросток проявляет признаки виктимного поведения, что становится причиной его же собственных психологических проблем.

Но не всегда подростки виктимологически уязвимы  вследствие собственных активных действий виктимогенного характера. Существуют определенные категории детей, которые не провоцируют относительно себя ни конфликты, ни проявления агрессии, и все же часто становятся жертвами, страдают от ущемляющих действий  окружающих. В данном случае причиной является виктимность ребенка, которая лежит в основе его виктимного поведения.

Под виктимностью, как особенностью личности подростка, следует понимать совокупность качеств, явлений, психологических особенностей, характеристик личности ребенка, способствующих его виктимизации. Виктимность или виктимогенность — это приобретенные ребенком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его склонным к превращению в жертву [1].

Ряд исследователей выделяют ситуативную, личностную и ролевую виктимность. Эта классификация видов виктимности в русле анализа проблемы подростковой виктимизации представляется нам наиболее целесообразной и обоснованной, хотя не может считаться достаточно полной и исчерпывающей.

Наше исследование показало, что ситуативная виктимность детей подросткового возраста проявляется очень часто. Подростки  становятся соучастниками конфликтов, агрессивных ситуаций, совершаемых отдельными личностями в отношении сверстников или педагогов, становясь жертвой наказания ввиду наличия признаков ситуативной виктимности. Примером проявления ситуативной (и возрастной) виктимности детей являются также террористические акты, во время которых детей не редко захватывают и удерживают в качестве заложников.

Наиболее сложной является проблема наличия у многих подростков признаков личностной виктимности. Речь идет конкретно о индивидуально-психологических и внешних характеристиках, которые в определенных условиях могут независимо от местонахождения, действий или желаний ребенка провоцировать агрессивность окружающих против него.

В первую очередь речь идет о некоторых индивидуально-психологических характеристиках подростка, которые прямо способствуют его виктимизации. Это  могут быть:

1. негативные, осуждаемые окружающими качества: агрессивность, конфликтность, надменность, демонстративность, наглость, дерзость;

2. «нейтральные» или  социально одобряемые качества: скромность, уравновешенность, спокойность;

3. признаки имеющихся комплексов: нерешительность, неуверенность, тревожность, боязливость.

По мнению Р.Бэрона и Д.Ричардсон существует определенная категория людей, которая сама притягивает к себе несчастья и агрессию; возможно к такой категории можно отнести подростков с обозначенными выше качествами.

Нужно отметить, что нередко внешние признаки виктимного характера подростки могут создавать сами. Например, девочки-старшеклассницы,  отдающие предпочтение коротким юбкам, глубоким декольте и коротким «топам» чаще всего не осознают, что их внешний имидж имеет виктимогенные признаки. Можно  выделить имиджевую виктимность подростков, которая может быть связана со специфическими особенностями одежды (слишком богатый или, напротив, убогий вид; распущенный, «приглашающий»), наличием дорогих вещей, украшений и других аксессуаров. Имидж ребенка составляет также его стиль поведения и высказываний, особенности пола, пантомимики. Все это может быть неадекватно понято и субъективно проинтерпретировано окружающими, в силу чего ребенок может пострадать.

Подростки, полярно осваивающие программу школьного обучения, а также относящиеся к различным социальным слоям не всегда находят общий язык в реальной сфере общения со своими одноклассниками, поэтому не всегда имеют высокий статус в коллективе сверстников. Наоборот, чаще они принадлежат к социометрическим категориям «изолированных», «пренебрегаемых». В результате происходит рост уровня статусной виктимности подростков.

Помимо роли подростка, в классном коллективе сверстников и школьных микрогруппах  ученик  играет определенные роли в сфере межличностного общения: «заводила», «весельчак»,  «козел отпущения» [2]. Ролевая виктимность также может иметь место во время некоторых игр детей; а её уровень  может зависеть от правил игры, особенностей конкретной роли, которую исполняет ребенок. В этом случае ролевая виктимность подростка может сочетаться с ситуативной.

Следует также указать на наличие у подростков возрастной виктимности, которая обусловливает виктимизацию ребенка в так называемом вертикальном направлении: ребенок страдает от действий людей, которые старше его — педагогов, родителей и каких-либо других взрослых (террористов). Это обусловлено отсутствием у подростков достаточного социального и жизненного опыта, определенного объема социальных знаний и достаточного уровня сформированности навыков социального взаимодействия. Принадлежность к определенному возрастному периоду развития создает предпосылки для возможного нахождения ребенка в качестве жертвы мошенничества и грабежа (из-за отсутствия необходимого социального и жизненного опыта, недостаточного развития интеллектуальной сферы, низкого уровня развития критичности мышления и бдительности, доверчивости), хулиганства и разбоев (чаще из-за недостатка физического развития). Негативными последствиями использования подростками неадекватных поведенческих форм самоутверждения могут стать демонстративность, дерзость, наглость, самоуверенность, гиперкоммуникативность, склонность к риску, беспечность, конфликтность, или же конформизм, неуверенность, чуткость, обидчивость, тревожность, замкнутость, пассивность, заторможенность, слабоволие [3].

Наше исследование показало наличие семейной виктимности. Так, в некоторых семьях родители отличаются непомерной авторитарностью, склонностью к наказаниям, следствием которых становятся унижение, подавление чувства собственного достоинства у подростка.

В целом необходимо отметить, что отдельные виды виктимности подростков «в чистом виде» практически не встречаются. Часто встречается сложное «наслоение» нескольких видов, что значительно осложняет прогноз виктимного поведения в каждом конкретном случае. Приведём в качестве примера девушку – подростка, демонстрирующую как минимум шесть видов виктимности: физическую, личностную, имиджевую, возрастную, ролевую и ситуативную, а именно внешне невзрачная, неуверенная, тихая, с тревожным взглядом и тихой речью.

Таким образом, становление виктимного поведения подростков происходит на фоне конкретных ситуационных обстоятельств  при наличии четырех составляющих механизма виктимизации: ситуативные факторы, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности (виктимность), специфическое психоэмоциональное состояние, виктимное (виктимогенное) поведение. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные виды их виктимного поведения.

Факторы виктимизации – это совокупность обстоятельств в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения данной личности в жертву преступления либо тем или иным образом способствуют содействию реализации этого процесса.  Условиями виктимизации являются разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают эскалацию виктимогенной ситуации [4].

Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые способствуют быть жертвой преступлений:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— потребность в риске;

— эмоциональная неустойчивость;

— агрессивность;

— наличие акцентуации характера;

— отклонения в психическом развитии;

— низкое самоуважение;

— неадекватная самооценка [5].

К основным причинам и факторам возникновения виктимного поведения относят:

— Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

— Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

— Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется.

— Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельность подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, т.к. процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.

— Школьная дезадаптация также является одной из причин появления виктимности поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.

Анализ субъективных факторов виктимизации показал, что игровая роль жертвы становится «излюбленным» способом адаптации. Подобная адаптация носит несколько консервативный и регрессивный характер, происходит стагнация личностных ресурсов, блокируется стремление к более высокому уровню и качеству жизни. Постепенно четче вырисовываются черты виктимности (безразличие к происходящему; боязнь рисковать; избегание, уход от проблем и трудностей; нежелание действовать, проявлять активность и инициативу; неудовлетворенность своей самореализацией и продуктивностью своей жизни; стремление к комфорту и т.п.). Активизируются рентные установки, выражающиеся в утилитарном подходе к своему бедственному положению; в ощущении себя особенно пострадавшими и беспомощными; в фокусировании психической активности на страданиях; в беспомощности, пассивности и безразличии [6].

Важным фактором виктимизации могут считаться специфические биогенетические особенности, влияющие на изменения поведения и психики подростка.

Пубертатный возраст, с точки зрения биологических изменений, физического и полового созревания является периодом значительных изменений, происходящих на всех иерархических уровнях личности субъекта.

В предложенной российским психологом Е. В. Руденским культурогенетической концепции феномен «социально-педагогическая виктимизация личности» обосновывается с позиции интеграции ряда факторов риска его возникновения. Этим обусловлено то, что в качестве факторов риска социально-педагогической виктимизации  подростка им рассматриваются:

— субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы развивающейся личности подростка.

— Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы личности учителя.

— Системные факторы педагогического общения, отраженные в системе взаимодействия учителя (родителя) и развивающейся личности подростка.

— Психосоциальные факторы (макрофакторы) социально-педагогической ситуации развития личности подростка.

—  Индивидуально-психологические факторы (микрофакторы), обусловленные спецификой возрастной индивидуальности и психологической типологией личности подростка  [7].

Таким образом, автор в процессе психологического и социально-педагогического исследования анализирует не только механизм социально-педагогической виктимизации личности подростка с девиантным поведением, но и вовлеченные в него действия подростков, учителей, родителей, педагогические технологии общения и стиль взаимодействия, а также опосредующую этот механизм психосоциальную ситуацию развития личности. В этом позиции автора во многом созвучны с идеями, высказанными ранее известными социологами. Так, например, французский социолог и философ Э. Дюркгейм, характеризуя процесс воспитания и социализации подрастающего поколения, трактовал его как ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей [8]. Суть позиции Э. Дюркгейма – в признании за обществом его приоритета над личностью.

В этом отношении особое внимание психологи, социологи и педагоги уделяют такому фактору, как влияние личности учителя.

Если следовать позиции Ч. Тойча, то деформированная личность учителя в процессе взаимодействия с развивающейся личностью подростка посредством не только вербальных, но и невербальных средств оказывает репрессивное влияние на личность последнего. Подросток становится экспрессором – жертвой травматической проекции учителя, а педагогическое общение – механизмом компенсирующей проекции опыта травматического развития личности учителя. Компенсирующая проекция социальной травмы или травматического опыта развития определяет не только стиль принуждения в отношении учителя к ученику, но и характеризует обращение к репрессивным социально-педагогическим психотехникам. Вырабатывается и закрепляется своего рода позиция принуждения, характеризующая деформированную личность учителя [8].

Вот какими признаками определяет позицию принуждения ученика учителем, реализуемую в психотехниках социально-педагогического воздействия, А. Ситаров:

— раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость,

— неуверенность в себе,

— негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное),

— эгоцентричность, наличие комплекса психологических защит,

— нетерпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся),

— ограничение субъективной свободы,

— приоритет дисциплинарных воздействий над организационными,

— низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям школьников,

— повышение у учащихся напряженности, приоритет негативных форм оценивания над позитивными.

Эти признаки позволяют рассматривать социально-педагогическое воздействие на развивающуюся личность в системе образования как виктимогенное педагогическое влияние, приводящее к виктимизации учащегося, что говорит о необходимости коррекции межличностного взаимодействия субъектов в образовательной системе.

Анализ типичных случаев подростковой виктимизации позволяет определить её конкретные причины: при каких обстоятельствах ребенок может пострадать из-за неблагоприятного стечения обстоятельств; когда главную роль играют особенности обстоятельств, а когда главную роль играет способствующее или провоцирующее виктимное  поведение самого подростка.

Выделение конкретных случаев социальной виктимности детей и подростков представляется очень важным для осуществления дифференциального подхода, который ведет к выявлению путей предупреждения виктимизации школьников. 

Сигналы ситуационной виктимизации усиливают неявные и явные ассоциации жертвы с самим собой: эксперимент со взрослыми студенческого возраста

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Атыпон

Полнотекстовые ссылки

Рандомизированное контролируемое исследование

. 2022 фев; 37 (3-4): 1292-1310.

дои: 10.1177/0886260520922368. Эпаб 2020 27 мая.

Николь М Сакс 1 , Бонита М Вейси 2 , Луис М Ривера 2

Принадлежности

  • 1 Университет Фэрли Дикинсон, Тинек, Нью-Джерси, США.
  • 2 Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси, США.
  • PMID: 32460658
  • DOI: 10.1177/0886260520922368

Рандомизированное контролируемое исследование

Nicole M Sachs et al. J Interpers Насилие. 2022 фев.

. 2022 фев; 37 (3-4): 1292-1310.

дои: 10.1177/0886260520922368. Эпаб 2020 27 мая.

Авторы

Николь М Сакс 1 , Бонита М Вейси 2 , Луис М Ривера 2

Принадлежности

  • 1 Университет Фэрли Дикинсон, Тинек, Нью-Джерси, США.
  • 2 Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси, США.
  • PMID: 32460658
  • DOI: 10.1177/0886260520922368

Абстрактный

Контекстуально значимые социальные идентичности — это те, о которых люди могут не часто думать, но которые могут временно активироваться соответствующими ситуативными сигналами. Мы выдвинули гипотезу, что жертва, одна из многих идентичностей, которыми могут обладать люди, является контекстуально значимой идентичностью, которая действует как имплицитно, так и эксплицитно. Чтобы проверить эту гипотезу, настоящее исследование проверяет влияние ситуационного сигнала виктимизации на имплицитные и явные ассоциации жертвы с собой.

Мы использовали эксперимент с дизайном 2 (выраженность виктимизации: да или нет) × 2 (прошлый опыт виктимизации: да или нет) между участниками. Был набран 181 студент-студент и рандомизирован в одно из двух условий: (а) экспериментальное состояние, напоминающее им о предыдущем опыте виктимизации, или (б) контрольное состояние, при котором они не получали напоминания. Затем все участники прошли один тест на неявные ассоциации с одной категорией и самостоятельно сообщили о мерах явных ассоциаций жертвы с самим собой и опыте виктимизации. Для анализа данных использовался дисперсионный анализ между участниками. Результаты показали, что люди, которым напомнили о предыдущей виктимизации, демонстрировали более сильные явные и неявные ассоциации жертвы с самим собой по сравнению с теми, кому не напоминали. Это исследование предоставляет первоначальные доказательства того, что жертва является контекстуально значимой идентичностью, которая имеет значение для факторов и процессов, лежащих в основе формирования идентичности, повторной виктимизации и предотвращения повторной виктимизации.

Ключевые слова: взрослые жертвы; память и травма; сексуальное насилие; разоблачение насилия.

Похожие статьи

  • Неявные социальные когнитивные процессы, лежащие в основе «Я» и идентичности жертвы: данные о взрослых студенческого возраста.

    Сакс Н.М., Вейси Б.М., Ривера Л.М. Сакс Н.М. и соавт. J Interpers Насилие. 2021 фев; 36 (3-4): 1256-1282. дои: 10.1177/0886260517741625. Epub 2017 14 ноября. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 29294984

  • «Вы должны были знать лучше»: социальные разветвления советов по предотвращению сексуального насилия, ориентированных на виктимизацию.

    Чернявский С., Моррисон М. Чернявский С. и соавт.

    J Interpers Насилие. 2022 янв; 37 (1-2): NP125-NP146. дои: 10.1177/0886260520913650. Epub 2020 29 апр. J Interpers Насилие. 2022. PMID: 32345092 Клиническое испытание.

  • Негативные реакции на раскрытие информации о сексуальной виктимизации и симптомах посттравматического стрессового расстройства и депрессии у жертв: защитная роль этнической идентичности.

    Никулина В., Баутиста А., Браун Э.Дж. Никулина В и др. J Interpers Насилие. 2019 ноябрь; 34 (21-22): 4638-4660. дои: 10.1177/0886260516676475. Epub 2016 3 ноября. J Interpers Насилие. 2019. PMID: 27815326

  • Сравнение распространенности и коррелятов сексуальной виктимизации интимного партнера по сравнению с другими отношениями жертвы и правонарушителя у студентов колледжа.

    Джонсон Н.Л., Холмс С.К., Джонсон Д.М., Злотник С. Джонсон Н.Л. и соавт. Насилие Вик. 2020 1 февраля; 35(1):39-53. doi: 10.1891/0886-6708.ВВ-Д-18-00205. Насилие Вик. 2020. PMID: 32015068

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Атыпон

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

10 вещей, которые нужно знать о психологии жертвы

Жертва определяется как состояние жертвы. Если кого-то ограбили на стоянке, когда он шел к своей машине, он становился жертвой преступления. Но что, если они подверглись словесным оскорблениям со стороны своего опекуна в молодом возрасте? Это сделало бы их жертвой эмоционального насилия. Есть много действий, как физических, так и психологических, которые могут стать жертвой. Жертвенность, хотя и создается действиями других, может оказывать на людей психологическое воздействие. У многих людей такое состояние ума развивается как реакция на то, что с ними произошло. Это форма преодоления, но она может иметь множество различных психологических и поведенческих результатов. Давайте узнаем больше. Вот 10 вещей, которые нужно знать о психологии жертвы.

С жертвой может быть трудно жить.

К сожалению, мы не можем контролировать чужое поведение. Это может привести к тому, что кто-то по-разному будет обращаться с нами неправильно, что сделает нас жертвами. Будь то физическое или психическое, это может повлиять на всех нас на психологическом уровне.

Когда кто-то становится жертвой из-за чьих-то плохих действий, он может страдать и иметь дело с менталитетом жертвы. Этот менталитет — просто чья-то реакция на то, чтобы быть жертвой. Они защищают себя и находят способ справиться со своей травмой или жестоким обращением. Когда кто-то сталкивается с многочисленными обстоятельствами, которые делают его жертвой, может быть очень трудно освободиться от менталитета жертвы.


Психологические симптомы жертвы.

Быть жертвой чего-то ужасного может иметь множество психологических последствий для человека. Может быть трудно увидеть что-то помимо боли и боли и снова почувствовать себя сильным и смелым. Также может быть трудно чувствовать себя уверенно в мире и видеть жизнь вне своей жертвы. Это может привести ко многим психологическим симптомам, некоторые из которых могут включать:

-Постоянное чувство беспомощности
— Пассивность
— Чувство потери контроля
— Пессимистическое поведение
— Наличие негативных мыслей
— Чувство вины, стыда, самообвинения и т. д.
— Различные степени депрессии

Менталитет жертвы возникает из-за плохого обращения.

Некоторые люди думают и ведут себя с менталитетом жертвы. Однако они не рождаются такими. И не из воздуха. У людей развивается менталитет жертвы после того, как они стали жертвой чужих жестоких действий. Хотя кому-то со стороны это может показаться драматичным, человек, вероятно, действительно так чувствует и страдает. Эта боль может быть вызвана незнакомцем, членом семьи, другом, романтическим партнером, группой людей и т. д. Менталитет жертвы может возникнуть из-за:

— Прошлая травма
— Предательство
— Созависимость
— Манипуляция


Стать жертвой серьезного преступления может иметь много последствий.

Быть жертвой преступления может быть страшно. Эти преступления могут включать в себя столкновение с пьяным водителем, ограбление, мошенничество со стороны кого-либо или компании, похищение и т. д. Участие в таких ужасных преступлениях, как эти, влечет за собой множество длительных физических последствий — получение травм, финансовое истощение. и т. д. Однако с психическими эффектами часто труднее справиться и жить с ними. Эксперты считают, что эмоциональное воздействие жертвы преступления может включать шкалу эмоций в течение определенного периода времени. Хотя порядок может меняться в зависимости от человека, эксперты считают, что эмоциональное воздействие обычно выглядит следующим образом:

  1. Шок, отрицание, недовечение
  2. Anwer
  3. Fear
  4. Разочарование
  5. Стушение
  6. вина, Self Fanta
  7. позор
  8. GRIFE, печаль

VITED PETTIDALE может быть личности

Жертвенность может вызвать менталитет жертвы. Это разрушительная черта личности, при которой люди считают себя жертвами из-за действий других. Часто такое мышление является неточным из-за доказательств, окружающих ситуацию. Эксперты могут назвать это «игрой в жертву». Это позволяет кому-то снять вину с себя. Это позволяет им постоянно жить так, как будто они не контролируют свою жизнь. Эта преувеличенная реакция на действия других может нанести вред их собственному психическому здоровью, а также окружающим людям.

Могут быть признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы.

Как мы упоминали ранее, менталитет жертвы, иногда называемый «синдромом жертвы», является чертой личности. Но каковы признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы? Как они реагируют на других? Как они обрабатывают действия других? Признаки того, что у кого-то есть менталитет жертвы, могут включать:

-Постоянное обвинение других или внешних обстоятельств в том, почему они чувствуют себя такими несчастными
-Часто винить, нападать и обвинять людей, которых они любят
— Считают, что мир хочет их достать
— Чрезвычайно циничны и пессимистичны
— Верят, что другие намеренно пытаются причинить им боль
— Чрезмерно делятся своими травмирующими историями с другими
— Часто принижают себя
— Часто чувствуют себя одинокими и бессильный
-Не пытайтесь улучшить себя или глубже вникать в ситуации 
-Найдет что-то не так в любой ситуации 


Синдром жертвы поддается лечению.

К счастью для людей с менталитетом жертвы, это не является неконтролируемым. Менталитет жертвы можно лечить. Эксперты считают, что для лечения менталитета жертвы человек, преследующий себя, должен сначала понять, что он делает. Они должны по-настоящему понять, почему они считают, что все хотят их заполучить. Как и в случае с большинством психологических методов лечения, существуют различные степени тяжести. Человек с менталитетом жертвы может обратиться за помощью к терапевту, консультанту или другому обученному специалисту. Они также могут решить помочь себе самостоятельно. Независимо от метода, есть шаги, которые необходимо предпринять для лечения менталитета жертвы. Среди них могут быть:

— Сострадание к себе
— Спросить себя, «почему» они так себя чувствуют
— Быть добрыми к другим
— Взять под контроль свои решения и действия
— Переосмыслить «плохие» ситуации в своем мозгу
— Прощение других
— Выход из зоны комфорта
— Книги по самопомощи, подкасты, семинары и т. д.
— Практика благодарности за свою жизнь

Жертва в романтических отношениях может вызвать проблемы.

Как мы упоминали ранее, некоторые люди склонны к менталитету жертвы из-за того, как они пострадали в прошлом. В то время как их боль действительна, привнесение такого мышления в несвязанные отношения может вызвать трения. Если человек находится в романтических отношениях с кем-то, у кого есть менталитет жертвы, временами это может быть трудным и тяжелым. Разочарование может исходить от того, что один из партнеров постоянно чувствует себя несчастным, избегает обвинений, не берет на себя ответственность за свои действия и т. д. Хотя менталитет жертвы сложен, кому-то может быть неприятно чувствовать себя равным в отношениях с этим подтекстом.

Люди с плохими намерениями могут прикинуться жертвой.

Жертва досадна и может принести много страданий и боли. Однако оно не всегда соответствует действительности. Люди с плохими намерениями могут притворяться жертвой. Человек, «играющий в жертву», — это нечестная игра, с которой пришлось столкнуться многим людям. Например, кто-то притворяется, что отчаянно нуждается в помощи на заправочной станции, чтобы завоевать ваше сочувствие, а затем совершить преступление. Другой пример может иметь место в романтических отношениях. Кто-то может заявить, что с ним часто плохо обращались другие, чтобы не брать на себя ответственность за то, что другие думают о нем. На самом деле они причиняли вред своим бывшим любовникам. Кто-то с плохими намерениями может притвориться жертвой, чтобы:

-Контролировать кого-то
-Получить сочувствие
-Избежать ответственности за ситуацию
-Выиграть спор
-Привлечь внимание к себе

Мы можем помочь людям, которые чувствуют себя жертвами.

Помощь тому, кто чувствует себя жертвой, может быть неприятной. Тот, кто чувствует себя жертвой, может не брать на себя ответственность за свои действия. Иногда это может показаться тупиком, если они действительно несут ответственность за ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *