Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки
В последние годы проблема виктимности подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия, выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов данного социального феномена, в этом контексте становится необходимым рассмотрение второй стороны процесса, а именно, виктимного поведения жертвы.
Несмотря на то, что изначально поведение жертвы в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов изучения данного явления в область общей и возрастной психологии. Важным является рассмотрение природы виктимного поведения детей и подростков, выявление факторов его детерминирующих, причин и возрастных особенностей виктимизации и виктимного поведения в подростковом возрасте как наиболее уязвимом.
В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э. А., Морозова И. Г., Кузнецов И. В., Догадина М. А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И. А., Васильев В. Л., Мамайчук И. И.). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении. До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих закономерностей поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации. Практически нет удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность подростка. Также мало разработана система предупреждающих мероприятий, направленных на предотвращение виктимного поведения.
В современной психологической науке при анализе агрессогенных конфликтов и ситуаций выделяются два основных подхода. Один из них акцентирует внимание на характеристиках ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, другой — на внутренних качествах личности. Объединяя эти подходы, следует отметить, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии определенных виктимогенных особенностей личности ребенка и особого психоэмоционального состояния происходит становление виктимного поведения, следствием актуализации которого становится процесс виктимизации, то есть ребенок оказывается в качестве жертвы. При этом, виктимное поведение может иметь как провоцирующий характер, так и способствующий.
Наше исследование, раскрывающее факторы виктимного поведения подростков (Матанцева Т.Н., Чашкина К.С., 2014) показало, что в механизме виктимизации принимают участие как минимум четыре компонента:
— ситуативные факторы виктимного характера – например, конфликт;
— виктимные индивидуально-психологические особенности – такие как агрессивность, конфликтность, тревожность, неуверенность;
— специфическое психоэмоциональное состояние – в первую очередь эмоциональная неустойчивость;
— виктимогенное поведение – например, провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности.
Отметим, что именно ситуативные факторы играют главную роль в становлении виктимного поведения подростков, они провоцируют возникновение виктимных ситуаций и их развитие. От особенности ситуации зависит будет ли решающим психоэмоциональное состояние или виктимогенные качества подростка. При этом может иметь место сложное сочетание всех обозначенных компонентов, что определит наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения.
Помимо ситуативных виктимогенных факторов существует немало первичных и вторичных виктимогенных признаков личности и поведения подростка, которые обусловливают его виктимизацию. Большое значение в процессе виктимизации имеют, как мы уже отмечали, индивидуально-психологические особенности, особенности поведения и психоэмоциональные состояния подростков как потенциальной жертвы, без выяснения которых не могут быть раскрыты полностью ни конкретные обстоятельства, ни причины и условия подростковой виктимизации. Если подросток позволяет себе обзывать, дразнить своего сверстника, то закономерным следствием этого становится конфликт; в котором подросток может оказаться жертвой, это является лишь следствием его собственного виктимного (в данном случае — провоцирующего) поведения. В процессе обучения также следствием виктимного поведения в форме неуважения к педагогу могут стать неудовлетворительные оценки, приглашение в школу родителей с последующим конфликтом с родителями. Таким образом, можно констатировать: и в первом и во втором случае подросток проявляет признаки виктимного поведения, что становится причиной его же собственных психологических проблем.
Но не всегда подростки виктимологически уязвимы вследствие собственных активных действий виктимогенного характера. Существуют определенные категории детей, которые не провоцируют относительно себя ни конфликты, ни проявления агрессии, и все же часто становятся жертвами, страдают от ущемляющих действий окружающих. В данном случае причиной является виктимность ребенка, которая лежит в основе его виктимного поведения.
Под виктимностью, как особенностью личности подростка, следует понимать совокупность качеств, явлений, психологических особенностей, характеристик личности ребенка, способствующих его виктимизации. Виктимность или виктимогенность — это приобретенные ребенком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его склонным к превращению в жертву [1].
Ряд исследователей выделяют ситуативную, личностную и ролевую виктимность. Эта классификация видов виктимности в русле анализа проблемы подростковой виктимизации представляется нам наиболее целесообразной и обоснованной, хотя не может считаться достаточно полной и исчерпывающей.
Наше исследование показало, что ситуативная виктимность детей подросткового возраста проявляется очень часто. Подростки становятся соучастниками конфликтов, агрессивных ситуаций, совершаемых отдельными личностями в отношении сверстников или педагогов, становясь жертвой наказания ввиду наличия признаков ситуативной виктимности. Примером проявления ситуативной (и возрастной) виктимности детей являются также террористические акты, во время которых детей не редко захватывают и удерживают в качестве заложников.
Наиболее сложной является проблема наличия у многих подростков признаков личностной виктимности. Речь идет конкретно о индивидуально-психологических и внешних характеристиках, которые в определенных условиях могут независимо от местонахождения, действий или желаний ребенка провоцировать агрессивность окружающих против него.
В первую очередь речь идет о некоторых индивидуально-психологических характеристиках подростка, которые прямо способствуют его виктимизации. Это могут быть:
1. негативные, осуждаемые окружающими качества: агрессивность, конфликтность, надменность, демонстративность, наглость, дерзость;
2. «нейтральные» или социально одобряемые качества: скромность, уравновешенность, спокойность;
3. признаки имеющихся комплексов: нерешительность, неуверенность, тревожность, боязливость.
По мнению Р.Бэрона и Д.Ричардсон существует определенная категория людей, которая сама притягивает к себе несчастья и агрессию; возможно к такой категории можно отнести подростков с обозначенными выше качествами.
Нужно отметить, что нередко внешние признаки виктимного характера подростки могут создавать сами. Например, девочки-старшеклассницы, отдающие предпочтение коротким юбкам, глубоким декольте и коротким «топам» чаще всего не осознают, что их внешний имидж имеет виктимогенные признаки. Можно выделить имиджевую виктимность подростков, которая может быть связана со специфическими особенностями одежды (слишком богатый или, напротив, убогий вид; распущенный, «приглашающий»), наличием дорогих вещей, украшений и других аксессуаров. Имидж ребенка составляет также его стиль поведения и высказываний, особенности пола, пантомимики. Все это может быть неадекватно понято и субъективно проинтерпретировано окружающими, в силу чего ребенок может пострадать.
Подростки, полярно осваивающие программу школьного обучения, а также относящиеся к различным социальным слоям не всегда находят общий язык в реальной сфере общения со своими одноклассниками, поэтому не всегда имеют высокий статус в коллективе сверстников. Наоборот, чаще они принадлежат к социометрическим категориям «изолированных», «пренебрегаемых». В результате происходит рост уровня статусной виктимности подростков.
Помимо роли подростка, в классном коллективе сверстников и школьных микрогруппах ученик играет определенные роли в сфере межличностного общения: «заводила», «весельчак», «козел отпущения» [2]. Ролевая виктимность также может иметь место во время некоторых игр детей; а её уровень может зависеть от правил игры, особенностей конкретной роли, которую исполняет ребенок. В этом случае ролевая виктимность подростка может сочетаться с ситуативной.
Следует также указать на наличие у подростков возрастной виктимности, которая обусловливает виктимизацию ребенка в так называемом вертикальном направлении: ребенок страдает от действий людей, которые старше его — педагогов, родителей и каких-либо других взрослых (террористов). Это обусловлено отсутствием у подростков достаточного социального и жизненного опыта, определенного объема социальных знаний и достаточного уровня сформированности навыков социального взаимодействия. Принадлежность к определенному возрастному периоду развития создает предпосылки для возможного нахождения ребенка в качестве жертвы мошенничества и грабежа (из-за отсутствия необходимого социального и жизненного опыта, недостаточного развития интеллектуальной сферы, низкого уровня развития критичности мышления и бдительности, доверчивости), хулиганства и разбоев (чаще из-за недостатка физического развития). Негативными последствиями использования подростками неадекватных поведенческих форм самоутверждения могут стать демонстративность, дерзость, наглость, самоуверенность, гиперкоммуникативность, склонность к риску, беспечность, конфликтность, или же конформизм, неуверенность, чуткость, обидчивость, тревожность, замкнутость, пассивность, заторможенность, слабоволие [3].
Наше исследование показало наличие семейной виктимности. Так, в некоторых семьях родители отличаются непомерной авторитарностью, склонностью к наказаниям, следствием которых становятся унижение, подавление чувства собственного достоинства у подростка.
В целом необходимо отметить, что отдельные виды виктимности подростков «в чистом виде» практически не встречаются. Часто встречается сложное «наслоение» нескольких видов, что значительно осложняет прогноз виктимного поведения в каждом конкретном случае. Приведём в качестве примера девушку – подростка, демонстрирующую как минимум шесть видов виктимности: физическую, личностную, имиджевую, возрастную, ролевую и ситуативную, а именно внешне невзрачная, неуверенная, тихая, с тревожным взглядом и тихой речью.
Таким образом, становление виктимного поведения подростков происходит на фоне конкретных ситуационных обстоятельств при наличии четырех составляющих механизма виктимизации: ситуативные факторы, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности (виктимность), специфическое психоэмоциональное состояние, виктимное (виктимогенное) поведение. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные виды их виктимного поведения.
Факторы виктимизации – это совокупность обстоятельств в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения данной личности в жертву преступления либо тем или иным образом способствуют содействию реализации этого процесса. Условиями виктимизации являются разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают эскалацию виктимогенной ситуации [4].
Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые способствуют быть жертвой преступлений:
— потребность в престиже, в самоуважении;
— потребность в риске;
— эмоциональная неустойчивость;
— агрессивность;
— наличие акцентуации характера;
— отклонения в психическом развитии;
— низкое самоуважение;
— неадекватная самооценка [5].
К основным причинам и факторам возникновения виктимного поведения относят:
— Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
— Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
— Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется.
— Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельность подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, т.к. процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
— Школьная дезадаптация также является одной из причин появления виктимности поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.
Анализ субъективных факторов виктимизации показал, что игровая роль жертвы становится «излюбленным» способом адаптации. Подобная адаптация носит несколько консервативный и регрессивный характер, происходит стагнация личностных ресурсов, блокируется стремление к более высокому уровню и качеству жизни. Постепенно четче вырисовываются черты виктимности (безразличие к происходящему; боязнь рисковать; избегание, уход от проблем и трудностей; нежелание действовать, проявлять активность и инициативу; неудовлетворенность своей самореализацией и продуктивностью своей жизни; стремление к комфорту и т.п.). Активизируются рентные установки, выражающиеся в утилитарном подходе к своему бедственному положению; в ощущении себя особенно пострадавшими и беспомощными; в фокусировании психической активности на страданиях; в беспомощности, пассивности и безразличии [6].
Важным фактором виктимизации могут считаться специфические биогенетические особенности, влияющие на изменения поведения и психики подростка.
Пубертатный возраст, с точки зрения биологических изменений, физического и полового созревания является периодом значительных изменений, происходящих на всех иерархических уровнях личности субъекта.
В предложенной российским психологом Е. В. Руденским культурогенетической концепции феномен «социально-педагогическая виктимизация личности» обосновывается с позиции интеграции ряда факторов риска его возникновения. Этим обусловлено то, что в качестве факторов риска социально-педагогической виктимизации подростка им рассматриваются:
— субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы развивающейся личности подростка.
— Субъектные, интрасубъектные и интерсубъектные факторы личности учителя.
— Системные факторы педагогического общения, отраженные в системе взаимодействия учителя (родителя) и развивающейся личности подростка.
— Психосоциальные факторы (макрофакторы) социально-педагогической ситуации развития личности подростка.
— Индивидуально-психологические факторы (микрофакторы), обусловленные спецификой возрастной индивидуальности и психологической типологией личности подростка [7].
Таким образом, автор в процессе психологического и социально-педагогического исследования анализирует не только механизм социально-педагогической виктимизации личности подростка с девиантным поведением, но и вовлеченные в него действия подростков, учителей, родителей, педагогические технологии общения и стиль взаимодействия, а также опосредующую этот механизм психосоциальную ситуацию развития личности. В этом позиции автора во многом созвучны с идеями, высказанными ранее известными социологами. Так, например, французский социолог и философ Э. Дюркгейм, характеризуя процесс воспитания и социализации подрастающего поколения, трактовал его как ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей [8]. Суть позиции Э. Дюркгейма – в признании за обществом его приоритета над личностью.
В этом отношении особое внимание психологи, социологи и педагоги уделяют такому фактору, как влияние личности учителя.
Если следовать позиции Ч. Тойча, то деформированная личность учителя в процессе взаимодействия с развивающейся личностью подростка посредством не только вербальных, но и невербальных средств оказывает репрессивное влияние на личность последнего. Подросток становится экспрессором – жертвой травматической проекции учителя, а педагогическое общение – механизмом компенсирующей проекции опыта травматического развития личности учителя. Компенсирующая проекция социальной травмы или травматического опыта развития определяет не только стиль принуждения в отношении учителя к ученику, но и характеризует обращение к репрессивным социально-педагогическим психотехникам. Вырабатывается и закрепляется своего рода позиция принуждения, характеризующая деформированную личность учителя [8].
Вот какими признаками определяет позицию принуждения ученика учителем, реализуемую в психотехниках социально-педагогического воздействия, А. Ситаров:
— раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость,
— неуверенность в себе,
— негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное),
— эгоцентричность, наличие комплекса психологических защит,
— нетерпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся),
— ограничение субъективной свободы,
— приоритет дисциплинарных воздействий над организационными,
— низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям школьников,
— повышение у учащихся напряженности, приоритет негативных форм оценивания над позитивными.
Эти признаки позволяют рассматривать социально-педагогическое воздействие на развивающуюся личность в системе образования как виктимогенное педагогическое влияние, приводящее к виктимизации учащегося, что говорит о необходимости коррекции межличностного взаимодействия субъектов в образовательной системе.
Анализ типичных случаев подростковой виктимизации позволяет определить её конкретные причины: при каких обстоятельствах ребенок может пострадать из-за неблагоприятного стечения обстоятельств; когда главную роль играют особенности обстоятельств, а когда главную роль играет способствующее или провоцирующее виктимное поведение самого подростка.
Выделение конкретных случаев социальной виктимности детей и подростков представляется очень важным для осуществления дифференциального подхода, который ведет к выявлению путей предупреждения виктимизации школьников.
Педагогическое обеспечение виктимологической профилактики среди учащихся общеобразовательной школы
Страница 2 из 2
Проблема обеспечения безопасного существования человека будет существовать всегда и для всех. Ежегодно по данным МВД более 20 млн. граждан обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о происшествиях криминального характера [1].
Первое место среди причин происшествий занимает так называемый человеческий фактор, низкий уровень личной культуры безопасности, неумение вести себя в различных ситуациях. Практика расследования преступлений показывает, что современные технические средства самообороны недостаточно эффективны, если учащиеся сами не готовы к правильным действиям в условиях криминальных опасностей [2].
По данным МВД жертвами насильственных преступлений, были признаны более 89 тыс. несовершеннолетних (в 2008 году — более 118 тыс.). Число погибших при этом выросло — с 1,6 тыс. в 2009 году до 2,1 тыс. в 2012 [1]. Такие цифры свидетельствуют об ужесточении преступной среды.
Основной причиной совершения преступлений против несовершеннолетних является их повышенная виктимность. Под виктимностью следует понимать приобретенные ребенком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его склонным к превращению в жертву [2].
Современные исследователи выделяют различные виды виктимности учащихся. Прежде всего, имеет место ситуативная виктимность. Примерами ее проявления являются коллективные драки, захват заложников, террористические акты. Более сложной для изучения является личностная виктимность, то есть совокупность индивидуально-психологических и внешних характеристик, которые в определенных условиях могут независимо от местонахождения, действий или желаний ребенка провоцировать агрессивность окружающих против него. Это могут быть как резко негативные, осуждаемые окружающими качества, так и «нейтральные» или даже социально одобряемые качества или же признаки имеющихся комплексов неполноценности [3].
С целью снижения уровня предрасположенности стать жертвой преступления (виктимности) необходимо создать виктомологически ориентированную систему профилактики противоправных действий в отношении детей и подростков.
Меры профилактики традиционно разделяются на две категории: общие и индивидуальные. Общая профилактика направлена на обеспечение нормального и гармоничного развития личности ребенка, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Такая профилактика обычно предполагает работу с группой учащихся. В то время как индивидуальная или специальная профилактика предполагает работу с каждым ребенком в отдельности.
Очевидно, что на любом этапе профилактики должны быть привлечены различные социальные институты, так только комплексное воздействие может быть эффективным при формировании навыков криминальной безопасности.
Рис. 1. Взаимодействие субъектов виктимологической профилактики
Общеобразовательные учреждения играют не последнюю роль в становлении и закреплении таких навыков.
Рис. 2. Элементы системы виктимологической профилактики в школе
Сегодня большое внимание уделяется созданию безопасной среды в школе: создаются и внедряются электронные системы охраны, сигнализации, видеонаблюдения, ужесточается доступ на территорию учреждений. Однако такие меры не могут полностью обезопасить учащихся, так как большинство преступлений в отношении несовершеннолетних совершается вне территории школы.
Именно поэтому актуальной задачей является поиск и внедрение инновационных методов обучения школьников навыкам криминальной безопасности. Реализации этой задачи и был посвящен наш педагогический эксперимент.
На первом этапе эксперимента нами было проведено тестирование учащихся 7-х классов общеобразовательной школы № 90 г. Железногорска Красноярского края, по результатам которого мы сделали вывод о недостаточной сформированности знаний и навыков в области криминальной безопасности. В 7 «Б» классе мы также провели тест на определение уровня индивидуальной виктимности.
Рис. 3. Результаты первого этапа эксперимента (контрольного теста)
В течение следующих 3-х недель эксперимента были проведены занятия с учащимися обоих классов. Тематика занятий была одинакова: «Улица и ребенок», «Криминальные опасности в школе», «Безопасность по дороге домой», «Криминальные опасности и защита от них дома», «Безопасность в общественных местах (парках, магазинах, рынках, вокзалах)», различались только методы их проведения.
В 7 «А» использовались традиционные методы рассказа, устного опроса по заранее известным вопросам, пересказ.
В 7 «Б» наряду с традиционными методами мы провели ролевую игру «Опасности по дороге домой», определили базовые криминальные опасности в школе посредством метода кейс-стади, организовали пресс-конференцию с участковым инспектором и инспектором по делам несовершеннолетних.
Совместно со школьным психологом мы провели занятия с использованием методов моделирования ситуаций криминального характера дома и на улице.
Внеурочно были проведены 10 занятий с инструктором по самообороне, который показал базовые приемы самозащиты и провел несколько тренировок.
Через неделю после начала эксперимента мы организовали родительское собрание, на котором рассказали родителям о важности формирования навыков поведения в ситуациях криминального характера и попросили провести дома беседу с детьми на эту тему.
В завершение эксперимента учащиеся 7 «Б» класса были разделены на четыре группы по 5-6 человек. Заданием каждой группы было создать видео-памятку поведения в ситуациях криминального характера дома, на улице, в подъезде, общественных местах или школе. На занятие были приглашены представители администрации школы, которые высоко оценили достижения учащихся. Видеоматериалы будут использованы при создании сайта школы.
Результат эксперимента не заставил себя ждать. Повторное тестирование показало высокую эффективность примененных нами инновационных методов обучения.
Таким образом, в ходе практического исследования мы доказали, что применение инновационных методов обучения и внеурочной деятельности являются эффективными для формирования навыков криминальной безопасности в общеобразовательной школе.
Литература
- Отчет МВД РФ о состоянии преступности за январь-декабрь 2013года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/.
- Криминология. Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Авдийского. — М.: Юрайт. 2014. 352с.
- Дружинина Е. С. Профилактика виктимного поведения подростков. — Киев, 2008. 152с.
Теги: учащихся общеобразовательной школы среди профилактики
«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»
Сигналы ситуационной виктимизации усиливают неявные и явные ассоциации жертвы с собой: эксперимент со взрослыми студенческого возраста
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Атыпон
Полнотекстовые ссылки
Рандомизированное контролируемое исследование
. 2022 фев; 37 (3-4): 1292-1310.
дои: 10.1177/0886260520922368. Эпаб 2020 27 мая.
Николь М Сакс 1 , Бонита М Вейси 2
Принадлежности
- 1 Университет Фэрли Дикинсон, Тинек, Нью-Джерси, США.
- 2 Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси, США.
- PMID: 32460658
- DOI: 10.1177/0886260520922368
Рандомизированное контролируемое исследование
Nicole M Sachs et al. J Interpers Насилие. 2022 фев.
. 2022 фев; 37 (3-4): 1292-1310.
дои: 10.1177/0886260520922368. Эпаб 2020 27 мая.
Авторы
Николь М Сакс 1 , Бонита М Вейси 2 , Луис М Ривера 2
Принадлежности
- 1 Университет Фэрли Дикинсон, Тинек, Нью-Джерси, США.
- 2 Университет Рутгерса, Ньюарк, Нью-Джерси, США.
- PMID: 32460658
- DOI: 10. 1177/0886260520922368
Абстрактный
Контекстуально значимые социальные идентичности — это те, о которых люди могут не часто думать, но которые могут временно активироваться соответствующими ситуативными сигналами. Мы выдвинули гипотезу, что жертва, одна из многих идентичностей, которыми могут обладать люди, является контекстуально значимой идентичностью, которая действует как имплицитно, так и эксплицитно. Чтобы проверить эту гипотезу, настоящее исследование проверяет влияние ситуационного сигнала виктимизации на имплицитные и явные ассоциации жертвы с собой. Мы использовали эксперимент с дизайном 2 (выраженность виктимизации: да или нет) × 2 (прошлый опыт виктимизации: да или нет) между участниками. Был набран 181 студент-студент и рандомизирован в одно из двух условий: (а) экспериментальное состояние, напоминающее им о предыдущем опыте виктимизации, или (б) контрольное состояние, при котором они не получали напоминания. Затем все участники прошли один тест на неявные ассоциации с одной категорией и самостоятельно сообщили о мерах явных ассоциаций жертвы с самим собой и опыте виктимизации. Для анализа данных использовался дисперсионный анализ между участниками. Результаты показали, что люди, которым напомнили о предыдущей виктимизации, демонстрировали более сильные явные и неявные ассоциации жертвы с самим собой по сравнению с теми, кому не напоминали. Это исследование предоставляет первоначальные доказательства того, что жертва является контекстуально значимой идентичностью, которая имеет значение для факторов и процессов, лежащих в основе формирования идентичности, повторной виктимизации и предотвращения повторной виктимизации.
Ключевые слова: взрослые жертвы; память и травма; сексуальное насилие; разоблачение насилия.
Похожие статьи
Неявные социальные когнитивные процессы, лежащие в основе «Я» и идентичности жертвы: данные о взрослых студенческого возраста.
Сакс Н.М., Вейси Б.М., Ривера Л.М. Сакс Н.М. и соавт. J Interpers Насилие. 2021 фев; 36 (3-4): 1256-1282. дои: 10.1177/0886260517741625. Epub 2017 14 ноября. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 29294984
«Вы должны были знать лучше»: социальные разветвления советов по предотвращению сексуального насилия, ориентированных на виктимизацию.
Чернявский С., Моррисон М. Чернявский С. и соавт. J Interpers Насилие. 2022 янв; 37 (1-2): NP125-NP146. дои: 10.1177/0886260520913650. Epub 2020 29 апр. J Interpers Насилие. 2022. PMID: 32345092 Клиническое испытание.
Негативные реакции на раскрытие информации о сексуальной виктимизации и симптомах посттравматического стрессового расстройства и депрессии у жертв: защитная роль этнической идентичности.
Никулина В., Баутиста А., Браун Э.Дж. Никулина В и др. J Interpers Насилие. 2019 ноябрь; 34 (21-22): 4638-4660. дои: 10.1177/0886260516676475. Epub 2016 3 ноября. J Interpers Насилие. 2019. PMID: 27815326
Сравнение распространенности и коррелятов сексуальной виктимизации интимного партнера по сравнению с другими отношениями жертвы и правонарушителя у студентов колледжей.
Джонсон Н.Л., Холмс С.К., Джонсон Д.М., Злотник С. Джонсон Н.Л. и соавт. Насилие Вик. 2020 1 февраля; 35(1):39-53. doi: 10.1891/0886-6708.ВВ-Д-18-00205. Насилие Вик. 2020. PMID: 32015068
Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
Атыпон
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
16 знаков и советов, как с этим справиться Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию.
Вот наш процесс.Знаете ли вы кого-нибудь, кто становится жертвой почти в любой ситуации? Возможно, у них менталитет жертвы, который иногда называют синдромом жертвы или комплексом жертвы.
Менталитет жертвы основывается на трех ключевых убеждениях:
- Плохие вещи случаются и будут происходить.
- Виноваты другие люди или обстоятельства.
- Любые попытки внести изменения потерпят неудачу, поэтому нет смысла пытаться.
Идея менталитета жертвы часто встречается в поп-культуре и в непринужденной беседе для обозначения людей, которые, кажется, погрязли в негативе и навязывают его другим.
Это не официальный медицинский термин. На самом деле, большинство медицинских работников избегают этого из-за стигматизации.
Люди, которые чувствуют себя в ловушке в состоянии виктимизации, часто do выражают много негатива, но важно понимать, что значительная боль и страдания часто подпитывают это мышление.
Вики Ботник, лицензированный терапевт по вопросам брака и семьи (LMFT) из Тарзаны, Калифорния, объясняет, что люди идентифицируют себя с ролью жертвы, когда они «склоняются к убеждению, что все остальные являются причиной их страданий, и что бы они ни делали, это никогда не изменит ситуацию. ”
Из-за этого они чувствуют себя уязвимыми, что может привести к трудным эмоциям и поведению. Вот некоторые из них.
Избегание ответственности
Одним из основных признаков, по мнению Ботника, является отсутствие ответственности.
Это может включать:
- возложение вины на кого-то другого
- оправдание
- отказ от ответственности
- реакцию на большинство жизненных трудностей словами «Это не моя вина»
не сделал ничего, чтобы заслужить их. Понятно, что люди, сталкивающиеся с одной трудностью за другой, могут начать верить, что мир хочет их получить.
Но многие ситуации do связаны с разной степенью личной ответственности.
Рассмотрим, например, потерю работы. Это правда, что некоторые люди теряют работу без уважительной причины. Также часто бывает так, что определенную роль играют определенные основные факторы.
Кто-то, кто не принимает во внимание эти причины, может не учиться и не развиваться на этом опыте и может снова оказаться в той же ситуации.
Не искать возможных решений
Не все негативные ситуации полностью неуправляемы, даже если они таковыми поначалу кажутся. Часто есть хотя бы небольшое действие, которое может привести к улучшению.
Люди, пришедшие из мест виктимизации, могут мало интересоваться попытками что-то изменить. Они могут отвергать предложения о помощи, и может показаться, что они заинтересованы только в том, чтобы пожалеть себя.
Некоторое время, проведенное в страдании, не обязательно вредно для здоровья. Это может помочь в признании и обработке болезненных эмоций.
Но этот период должен иметь определенную конечную точку. После этого полезнее начать работать над исцелением и изменением.
Чувство беспомощности
Многие люди, которые чувствуют себя жертвами, считают, что у них недостаточно сил, чтобы изменить свою ситуацию. Им не нравится чувствовать себя подавленными, и они хотели бы, чтобы все шло хорошо.
Но жизнь продолжает подбрасывать им ситуации, в которых, с их точки зрения, они ничего не могут сделать, чтобы добиться успеха или сбежать.
«Важно помнить о разнице между «нежеланием» и «неспособностью», — говорит Ботник. Она объясняет, что некоторые люди, которые чувствуют себя жертвами, делают сознательный выбор, чтобы переложить вину и обидеться.
Но в своей практике она чаще работает с людьми, которые испытывают глубокую психологическую боль, из-за которой изменения действительно кажутся невозможными.
Негативные разговоры с самим собой и самосаботаж
Люди, живущие с менталитетом жертвы, могут усвоить негативные сообщения, вызванные проблемами, с которыми они сталкиваются.
Ощущение себя жертвой может способствовать возникновению таких убеждений, как:
- «Все плохое случается со мной».
- «Я ничего не могу с этим поделать, так зачем пытаться?»
- «Я заслуживаю того плохого, что со мной происходит».
- «Никому нет дела до меня».
Каждая новая трудность может усиливать эти бесполезные идеи, пока они прочно не укоренятся в их внутреннем монологе. Со временем негативный разговор с самим собой может повредить устойчивости, из-за чего вам будет труднее оправиться от проблем и исцелиться.
Негативные разговоры с самим собой часто идут рука об руку с самосаботажем. Людям, которые верят в свои разговоры с самим собой, часто легче жить. Если этот разговор с самим собой негативен, они с большей вероятностью будут бессознательно саботировать любые попытки измениться.
Отсутствие уверенности в себе
Люди, считающие себя жертвами, могут испытывать трудности с уверенностью в себе и чувством собственного достоинства. Это может усугубить чувство виктимности.
Они могут думать примерно так: «Я недостаточно умен, чтобы получить лучшую работу» или «Я недостаточно талантлив, чтобы добиться успеха». Эта точка зрения может удерживать их от попыток развить свои навыки или определить новые сильные стороны и способности, которые могут помочь им достичь своих целей.
Те, кто пытаются добиться желаемого и терпят неудачу, могут снова увидеть себя жертвой обстоятельств. Отрицательная линза, через которую они смотрят на себя, может помешать увидеть любую другую возможность.
Разочарование, гнев и обида
Менталитет жертвы может сказаться на эмоциональном благополучии.
Люди с таким мышлением могут чувствовать:
- разочарование и злость на мир, который кажется против них
- безнадежность из-за того, что их обстоятельства никогда не меняются и успешный
Эти эмоции могут сильно давить на людей, которые считают, что они всегда будут жертвами, накапливаясь и гноясь, если с ними не справиться. Со временем эти чувства могут способствовать:
- вспышки гнева
- депрессия
- изоляция
- одиночество
Очень немногие — если вообще есть — люди принимают менталитет жертвы только потому, что могут. Это часто коренится в нескольких вещах.
Прошлая травма
Постороннему человек с менталитетом жертвы может показаться слишком драматичным. Но такое мышление часто развивается в ответ на настоящую виктимизацию.
Может возникнуть как способ справиться с жестоким обращением или травмой. Столкновение с одним негативным обстоятельством за другим может сделать этот исход более вероятным.
Не у всех, кто переживает травмирующие ситуации, развивается менталитет жертвы, но люди реагируют на невзгоды по-разному. Эмоциональная боль может нарушить чувство контроля человека, способствуя чувству беспомощности, пока он не почувствует себя в ловушке и не сдастся.
Предательство
Предательство доверия, особенно повторяющееся предательство, также может заставить людей чувствовать себя жертвами и мешать им доверять кому-либо.
Если ваш основной опекун, например, редко выполнял свои обязательства перед вами в детстве, вам может быть трудно доверять другим в будущем.
Созависимость
Такое мышление также может развиваться вместе с созависимостью. Созависимый человек может пожертвовать своими целями, чтобы поддержать своего партнера.
В результате они могут испытывать разочарование и обиду из-за того, что никогда не получают того, что им нужно, не осознавая своей роли в ситуации.
Манипуляция
Некоторым людям, которые берут на себя роль жертвы, может показаться, что им нравится обвинять других в проблемах, которые они вызывают, набрасываться и заставлять других чувствовать себя виноватыми или манипулировать другими, чтобы добиться сочувствия и внимания.
Но, как предполагает Ботник, такое токсичное поведение может чаще быть связано с нарциссическим расстройством личности.
Может быть сложно общаться с кем-то, кто всегда считает себя жертвой. Они могут отказываться брать на себя ответственность за свои ошибки и обвинять всех остальных, когда что-то идет не так. Они всегда могут казаться недовольными собой.
Но помните, что многие люди, живущие с таким мышлением, столкнулись с трудными или болезненными жизненными событиями.
Это не означает, что вы должны брать на себя ответственность за них или принимать обвинения и вину. Но постарайтесь, чтобы эмпатия руководила вашей реакцией.
Избегайте маркировки
Ярлыки обычно бесполезны. «Жертва» — особенно заряженный ярлык. Лучше не называть кого-то жертвой или говорить, что он ведет себя как жертва.
Вместо этого постарайтесь (с состраданием) рассказать о конкретных видах поведения или чувствах, которые вы замечаете, например:
- жалобы
- перекладывание вины
- непринятие на себя ответственности
- чувство ловушки или бессилия0010
Возможно, начало разговора даст им возможность продуктивно выразить свои чувства.
Установить границы
Отчасти стигматизация менталитета жертвы связана с тем, что люди иногда обвиняют других в проблемах или испытывают чувство вины за то, что не сработало.
«Вы можете чувствовать, что вас постоянно обвиняют, как будто вы ходите по яичной скорлупе, или вам приходится извиняться за ситуации, когда вы чувствуете, что вы оба несете ответственность», — говорит Ботник.
Часто бывает сложно помочь или поддержать того, чья точка зрения сильно отличается от реальности.
Если они кажутся осуждающими или обвиняющими вас и других, может помочь установление границ, Ботник предлагает: «Отстранитесь, насколько это возможно, от их негатива и верните им ответственность».
Вы по-прежнему можете проявлять сострадание и заботиться о ком-то, даже если вам иногда нужно отнять у него пространство.
Предложите помощь в поиске решений
Возможно, вы захотите защитить своего близкого человека от ситуаций, в которых он может чувствовать себя еще более пострадавшим. Но это может истощить ваши эмоциональные ресурсы и усугубить ситуацию.
Лучшим вариантом может быть предложение помощи (ничего не ремонтируя для них). Вы можете сделать это в три этапа:
- Признайте их уверенность в том, что они ничего не могут сделать в этой ситуации.
- Спросите, что бы они сделали, если бы им нужно было что-то сделать.
- Помогите им провести мозговой штурм возможных способов достижения этой цели.
Например: «Я знаю, что никто не хочет вас нанимать. Это, должно быть, очень расстраивает. Как выглядит ваша идеальная работа?»
В зависимости от их ответа, вы можете предложить им расширить или сузить область поиска, рассмотреть другие компании или попробовать себя в других областях.
Вместо того, чтобы давать прямой совет, вносить конкретные предложения или решать проблему за них, вы помогаете им осознать, что у них действительно могут быть инструменты для самостоятельного решения.
Поощрение и одобрение
Ваше сочувствие и поддержка могут не привести к немедленным изменениям, но они все же могут иметь значение.
Попробуйте:
- указывать на то, что у них хорошо получается
- подчеркивать их достижения
- напоминать им о вашей привязанности
- подтверждать их чувства
вам труднее преодолеть чувство виктимности, поэтому вам также может помочь побуждение вашего близкого к разговору с психотерапевтом.
Подумайте, откуда они берутся
Люди с менталитетом жертвы могут:
- чувствуют безнадежность
- считают, что им не хватает поддержки
- винят себя
- не уверены в себе
- имеют низкую самооценку
- борются с депрессией и ПТСР
менталитет жертвы еще сложнее преодолеть.
Менталитет жертвы не оправдывает плохое поведение. Важно установить для себя границы. Но также поймите, что может происходить гораздо больше, чем просто желание внимания.
«Время от времени чувствовать себя обиженным и обиженным — это здоровый показатель нашей самооценки», — говорит Ботник.
Но если вы все же верите, что всегда являетесь жертвой обстоятельств, что мир поступил с вами несправедливо или что все, что идет не так, происходит не по вашей вине, беседа с психотерапевтом может помочь вам осознать другие возможности.
Рекомендуется поговорить с квалифицированным специалистом, если вы столкнулись с жестоким обращением или другой травмой. Хотя невылеченная травма может способствовать стойкому ощущению виктимности, она также может способствовать:
- депрессия
- проблемы в отношениях
- целый ряд физических и эмоциональных симптомов
Терапевт может помочь вам:
- изучить глубинные причины менталитета жертвы
- составить план достижения целей
- изучить причины чувства бессилия
Книги по самопомощи также могут дать некоторые рекомендации, по словам Ботника, который рекомендует «Дёргать за свои ниточки».