Скептицизм – что это простыми словами
Содержание статьи:
- 1 Что такое скептицизм
- 2 Философский скептицизм
- 3 Научный скептицизм
- 4 Религиозный скептицизм
Что такое скептицизм
Понятие скептицизма связано с такой позицией, которая ко всему вокруг подходит с сомнением. В обыденной жизни скептиком называют человека, который ничего не принимает на веру, выражает всему недоверие и желает проверить какие-либо утверждения, воспринимаемые другими как аксиомы.
Как философское учение скептицизм – течение, основанное на непризнании существования абсолютной истины. Философ-скептик считает, что истина может быть только относительной, т.к. нет достоверного критерия, по которому она может быть определена. Сейчас можно говорить (помимо житейского скептицизма) о наличии таких его видов: философский, научный, религиозный.
Философский скептицизм
Это направление мысли стало развиваться в Древней Греции в период эллинизма.
Поэтому в период эллинизма возникло много новых философских школ, которые объединяла идея дисгармоничного мироустройства и одиночества человека во враждебном окружении. Среди новых учений был и скептицизм, основателем которого принято считать философа Пиррона из города Элиды (примерно 360 – 275 г. до н.э.). Он подходил к изучению мира с точки зрения субъективизма и считал, что ничто нельзя считать определенным. Все вещи таковы, какими их считают люди.
А поскольку людей много, и у каждого свое мнение, то невозможно определить однозначно, какова вещь на самом деле.Вывод Пиррона из этих предпосылок был такой: нельзя ни о чем иметь суждения, ибо невозможно выявить его истинность. Люди должны воздерживаться от выражения своих мнений. Самое достойное поведение – это невозмутимость и спокойствие. И, разумеется, не имеет смысла кому-либо навязывать свою точку зрения. Истины нет, поэтому сомневаться можно во всем.
Впоследствии учение скептицизма вновь обрело популярность среди мыслителей Эпохи Возрождения. Ярким представителем этого направления в XVI веке был французский философ Мишель Монтень. Опираясь на идеи античного скептицизма, он углубил это учение и придал ему общественное звучание. Принцип сомнения стал основой идеи толерантного отношения к различным точкам зрения. Люди имеют право на выражение собственного мнения, каким бы оно не было, считал Монтень, преследовать за идеи – неверно.
Как методологический принцип в своей теории познания сомнение использовал впоследствии Рене Декарт – один из самых выдающихся мыслителей Нового времени. Он считал, что сомневаться можно во всем, кроме одного факта: я, как мыслящий субъект – есть. То есть подтверждением бытия субъекта становится факт его мышления. Cogito ergo sum.
Научный скептицизм
В науке скептицизм проявляется в отношении к недоказанным фактам с позиции сомнения. Наука занимается изучением конкретных вещей, поэтому не может считать истинным непроверенное знание о реальности. Любое научное утверждение должно иметь эмпирическое доказательство, в противном случае не может претендовать на научность. А философия имеет дело с абстракциями.
Ученые, стоящие на позициях скептицизма, опираются на позитивистские методы определения истинности знания – верификации и фальсификации. Первый означает, что научное знание должно быть подтверждено на опыте, другой исходит из того, что знание считается истинным, пока достоверно не доказана его ложность (то есть пока оно не сфальсифицировано). На основе такой методологической позиции скептики ставят под сомнение всевозможные сенсационные утверждения, возникающие в научной среде.
Всевозможные околонаучные теории, в большом количестве возникшие в ХХ веке, попадают под пристальное внимание ученых-скептиков, которые аргументированно доказывают, что эти положения ближе к мифу, нежели к реальному знанию. Например, подобной выдумкой они считают утверждение об эффективности гомеопатии и других нетрадиционных методов лечения. Также под большим сомнением находятся явления телепатии и телекинеза, существование потустороннего мира и т.д. Наука не имеет пока достоверных подтверждений этого.
Религиозный скептицизм
Хотя религия по определению предполагает неукоснительную веру в свои постулаты, тем не менее, скептицизм присущ и ей. Он позволяет религии развиваться и приспосабливаться к изменяющимся реалиям. Религиозные скептики, оставаясь верующими людьми, сомневаются в каких-то догматах и утверждениях своей религии. Это дает широкое поле для интерпретаций и возникновения различных течений внутри одной религии.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:Эссе о скептицизме
О скептицизме
Скептицизм описывает склонность индивида сомневаться или не верить некоторым знаниям или фактам. Среди людей широко распространено заблуждение, что скептики-это люди, которые не верят во что-то (Dunning, 2014). Более того, распространенное слово “скептик” подтверждает это заблуждение. В результате, быть скептиком было ошибочно принято как быть негативным по отношению к вещам. Однако основное понятие слова скептицизм и его формы будут рассмотрены в данной статье.
Истинный скептицизм не имеет никакой связи с неверием, сомнением или негативностью (Dunning, 2014). Он относится к процессу применения критического мышления и рассуждения с целью определения обоснованности. Это означает, что вы пытаетесь найти подтвержденное заключение, а не пытаетесь оправдать предвзятую идею или заключение. Скептицизм — это применение критического мышления к различным предметам с целью получения обоснованного вывода. Скептицизм-это необычайная сила, которая оказывает положительное влияние на весь мир. Это все о перенаправлении внимания, влиянии и избегании бесполезных суеверий на идеи и проекты, которые, как полагают, принесут значительную пользу человечеству и миру в целом.
Скептицизм делится на две основные формы, называемые кантовским скептицизмом и Картезианским. Картезианский скептицизм-это воображаемая философия, согласная с Картезианским парадоксом, в то время как более воображаемая философия, согласная с кантовским парадоксом, называется кантовским скептиком. Однако, исходя из этих концепций, скептицизм относится не только к определенной философской позиции, но скорее к широкому диалектическому пространству, в котором участвуют философы, занимающие ряд противоположных позиций. Они делают это в поисках стабильного способа, с помощью которого они могут ответить на скептические вопросы утвердительно, а не отрицательно.
То же самое относится и к отношениям между тем, чтобы быть озабоченным кантовской скептической проблемой, и тем, чтобы быть кантовским скептиком. Эти формы скептицизма порождают две разновидности философских проблем в результате попыток обратиться к этим двум формам скептицизма. Однако наиболее известный метод формулирования контраста между ними-это метод противопоставления знания условиям познания.
Различия между двумя типами скептицизма
Существует много способов выявить это различие, но оно будет раскрыто тремя возможными способами, обсуждаемыми ниже:
1. возможность в сравнении с действительностью/реальностью — в этой перспективе Кантовский скептицизм вводит в сферу своего беспокойства то, что опыт имеет необходимую единицу измерения, равную способности что-то делать. Таким образом, это приводит к важности слова “возможный”, которое относится к уровню важности, придаваемой “опыту” и “возможности”. Напротив, картезианский скептицизм не ценит возможности опыта и имеет дело только с вопросом о действительности. Поэтому, согласно Картезианским формулировкам, значение слова «реальный» основано на том, появляются ли вещи такими, какими они на самом деле кажутся (Conant, 2012).
2.быть таковым против быть таковым — согласно этому различию, картезианский скептицизм обращает внимание на вопрос об истинности своего опыта, в то время как Кантовский скептицизм ставит под сомнение понятность своего опыта. Она связана с вопросом о том, как узнать, что вещи таковы, какими они кажутся; следовательно, она фокусируется на умозаключительном шаге от видимости вещей к их реальности. С другой стороны, кантовская проблематика основана на вопросе: как вещи могут казаться такими же в определенном смысле? Однако он фокусируется на том единстве, которое должно характеризоваться игрой представлений (Conant, 2012).
3. истина против объективной поддержки — в этом контексте картезианский скептик всегда хочет знать, какие из его мыслей истинны, какие из его переживаний истинны, а также переход от чувственного опыта к суждению и от мысли к ее истинной ценности. Таким образом, Декартовская проблематика основана на исследовании оснований истины (Conant, 2012). Напротив, Кантовский скептик лишает нас ресурса, необходимого для того, чтобы наслаждаться такими переживаниями, как сновидение или бодрствование. Тем не менее, он стремится исследовать основания возможности наслаждаться опытом и развлекать мысль-согласие (Conant, 2012).
Пять применений картезианского скептицизма
Скептицизм в отношении восприятия
Картезианский скептицизм пытается соотнести то, что происходит в наших чувствах, и то, что происходит во внешнем мире. Люди иногда сталкиваются с вопросами о том, как узнать, что вещи таковы, какими их представляют их чувства. Нет никаких признаков или отметок, которые позволили бы человеку окончательно отличить состояние сна от бодрствования. Таким образом, разрыв, который картезианские скептики пытаются преодолеть, находится между их собственным разумом и внешним миром. Однако внешний мир находится за завесой восприятия (Conant, 2012).
Скептицизм в отношении языка
Картезианский скептицизм пытается познать правильность интерпретации вещей, будь то высказывание, текст или вывеска (Conant, 2012). Например, когда человек видит знаковый столб, ему может быть неясно, что он на самом деле означает; поэтому наблюдатель пытается интерпретировать знак, который может быть правильным или неправильным. Людям всегда нужно понимать то, что им сообщают. Чтобы понять знак или высказывание, нужно уметь интерпретировать его, и интерпретация может быть правильной или неправильной. Поэтому картезианский скептицизм стремится заполнить пробел в понимании значения конкретного знака или высказывания и его фактического значения (Conant, 2012).
Скептицизм в отношении намеренных действий
Картезианский скептицизм склонен рассматривать действия людей и их намерения или мотивы, стоящие за такими действиями. Например, человек может решить сказать слово, которое может быть оскорбительным для кого-то другого, не имея на самом деле намерения оскорбить этого человека. Однако в таком случае возникает необходимость понять намерения такого лица по отношению к правонарушению, воспринимаемому другим лицом, которое иногда бывает трудно различить. Поэтому картезианский скептицизм пытается преодолеть разрыв между простыми действиями и намерениями, стоящими за такими действиями (Conant, 2012).
Скептицизм в отношении искусства
Картезианский скептицизм по отношению к искусству связан с человеческими действиями по отношению к искусству. Например, во время работы дома кто-то случайно перевернул банку с краской, которая расплескалась по деревянной доске, создавая на ней узор из брызг. С одной стороны, это кажется пустой тратой краски и деревянных досок, а с другой-это может быть воспринято как преднамеренный художественный замысел. Таким образом, если его взять в художественную галерею, он может быть неотличим от аналогичного произведения искусства в галерее. Однако картезианский скептицизм направлен на преодоление разрыва между простым физическим внешним видом произведения искусства и его статусом локуса эстетической ценности (Conant, 2012).
Скептицизм по отношению к другим умам
Картезианский скептицизм по отношению к другим умам фокусируется на процессах, происходящих в умах людей по отношению к действиям других людей. Это может быть вопрос о людях, убедительно притворяющихся, что они проходят или делают что-то неотличимое от случая других, проходящих через такие вещи. Например, человек может притворяться, что испытывает сильную боль, но наблюдателю может быть трудно понять, что он действительно испытывает такую боль. Нет ни одного признака или признака, который бы убедительно отличал человека, притворяющегося находящимся в определенном состоянии, от человека, находящегося в другом состоянии. Поэтому применение картезианского скептицизма сводится к тому, чтобы соединить внешнее телесное движение других с их внутренним состоянием (Conant, 2012).
Пять применений кантовского скептицизма
Скептицизм в отношении восприятия
Кантовский скептицизм фокусируется на проблеме того, каким должен быть смысл, чтобы быть способным давать свидетельство. Иногда люди сталкиваются с проблемами восприятия вещей именно такими, какие они есть, как их опыт может быть столь же понятен, как и внешний мир (Conant, 2012). Внешний объект, который воздействует на чувство, будет выглядеть как простая сделка в природе, дающая любому человеку основание верить во что-либо. Однако парадокс в этой форме скептицизма основан на том, что тайна, которая воздействует на чувства, может также казаться откровением для мира (Conant, 2012). Поэтому Кантовский скептицизм стремится преодолеть разрыв между чувственным сознанием и чувственной слепотой (Conant, 2012).
Кантовский скептицизм и философия языка
В этом случае Кантовский скептицизм имеет дело с тем, как последовательность знаков, высказываний или шума может быть связана с ее фактическим значением. Знаки и высказывания считаются простыми физическими сущностями, которые лишены какого-либо семантического содержания; следовательно, как могут значения выводиться из этих сущностей. Однако кантовский скептицизм стремится преодолеть разрыв между бессмысленными последовательностями знаков и высказываниями или шумом, чтобы определить вдумчивые выражения. Это делается путем семантической конкатенации звука или царапин, сделанных в разборчивом поле понятных значений (Conant, 2012).
Кантовский скептицизм и проблема Интенциональных действий
Кантианский скептицизм пытается определить, как простое движение тела или физиологические события могут выражать намерения. Он определяет внутреннюю связь между действиями в природном мире и теми, которые происходят в сознании (Conant, 2012). Однако эта форма скептицизма направлена на преодоление разрыва в движениях тканей, конечностей и мышц с целью определения выражений человеческой воли.
Кантовский скептицизм и философия искусства
Это применение скептицизма имеет дело с тем, как простые конфигурации, которые приводят к некоторым художественным явлениям, могут стать структурами эстетического значения и ценности. Другими словами, она определяет, как простые конфигурации звука и материи могут быть вещами, которые, как предполагается, обладают свойствами, которые могут быть обнаружены в произведениях искусства. Тем не менее кантовский скептицизм стремится преодолеть разрыв между эстетическими оценками и критикой и эстетически инертными констелляциями звука и материи (Conant, 2012).
Кантовский скептицизм и проблема других умов
Это применение кантовского скептицизма основано на том, как человеческое тело, по-видимому, выражает психическое состояние человека. Это связано с тем, как определенное состояние человеческого тела может иметь такое значение, которое ему приписывают, считая кого-то страдающим, злым или счастливым. Однако она направлена на преодоление разрыва между невыразительной физической сущностью и одушевленным полем человеческого выражения.
В заключение, скептицизм обычно относится к склонности человека сомневаться или не верить некоторым знаниям или фактам. Это популярное заблуждение людей, что скептики-это те люди, которые не верят. Истинный скептицизм не имеет никакого отношения к неверию, сомнению или негативности. Это относится к процессу применения критического мышления и рассуждения для определения достоверности чего-либо. Однако есть две основные формы скептицизма, называемые Картезианским и кантовским скептицизмом. Картезианский скептик-это воображаемый философ, который соглашается с Картезианским парадоксом, в то время как более воображаемый философ, Кантовский скептик соглашается с кантовским парадоксом. Тем не менее, основные различия между этими формами скептицизма и их приложениями были рассмотрены в настоящей работе.
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Скептицизм или скептицизм (греч. skeptomai : рассматривать, исследовать) относится к любой точке зрения, включающей сомнение .
- Сомнение в том, что что-то существует.
- Сомнение в том, можно ли что-то узнать наверняка.
- Сомнение в том, правильно ли мы рассуждаем определенным образом.
- Практический метод взвешенного суждения, систематического сомнения или критики.
Людей со скептицизмом как отношением, мнением или методом называют скептиками или скептиками .
Скептицизм — это не просто убеждение в том, что что-то не так. Это система мышления, которая действует против суеверий и слухов. Характерной чертой скептицизма является позиция, согласно которой любое утверждение оценивается на основании доказательств его истинности или противоречия.
Скептицизм в философии уходит своими корнями в древнегреческую философию. [1] [2] [3]
Греческие софисты V в. до н.э., такие как Протагор из Абдеры (480–411 до н.э.), были в основном скептиками. Горгий (485–380 до н.э.) сказал: «Ничего не существует; если что-то существует, об этом нельзя узнать; если что-то существует и может быть известно, об этом нельзя сообщить». В 4 веке до н.э. Пиррон из Элиды (ок. 360–275 до н.э.), который путешествовал и учился даже в Индии, принял практический скептицизм. Карнеад (ок. 213–129 гг. до н.э.) не согласились, что вещи были полностью истинными или ложными. Он критиковал догматиков, особенно стоиков. Он сказал, что полностью достоверное знание невозможно. Секст Эмпирик (около 200 г. н.э.), главный авторитет греческого скептицизма, объединил эмпиризм в основу для утверждения знания.
Скептицизм также исходит из азиатской философии. Китайский философ Чжуанцзы (ок. 369–286 до н. э.) сказал, что то, что кажется реальным, может быть просто сном. [4] В индийской философии школа чарваков считала, что мы не должны ни пытаться делать выводы о знании, ни доверять тому, что говорят нам другие люди. В буддизме Нагарджуна сказал, что ничто не существует само по себе и что эта идея является важной частью просветления. [5]
Самая важная часть аргумента состоит в том, что если мы не знаем что-то наверняка, то мы не можем знать что-либо . Интерес заключается в том, как великие философы пытались решить эту проблему. Некоторые, как Декарт, уходят в разум: «Я мыслю, следовательно, существую». [6] Другие, такие как британские эмпирики Джон Локк и Дэвид Хьюм, [7] полагались бы на наше чувственное восприятие. Определенные виды знаний могут быть особенно уязвимы для скептицизма. Например, агностик считает, что люди не могут получить знания о сверхъестественных вещах.
Скептицизм широко используется как метод исследования в науке и (с изменениями) в современном судопроизводстве. Здесь сомнение, воздержание от суждения, тщательное исследование, проверка и обсуждение предшествуют любому утверждению фактов. Иногда процесс занимает годы, прежде чем консенсус будет достигнут. Этот системный подход называется методологическим скептицизмом . Это, вероятно, самое важное наследие скептиков.
В исламской философии философский скептицизм был начат Аль-Газали, известным на Западе как «Алгазель», как часть ортодоксальной школы исламского богословия Ашари. Говорят, что идеи Рене Декарта в Рассуждение о методе могло быть под влиянием Аль-Газли. [8]
- ↑ Лонг А.А. 1974. Эллинистическая философия .
- ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
- ↑ «Скептицизм — История скептицизма». Архивировано из оригинала 09 февраля 2012 г. Проверено 6 октября 2009 г. .
- ↑ «Чжуанцзы — Викицитатник». en.wikiquote.org . Проверено 25 июня 2018 г. .
- ↑ «Эпистемология в классической индийской философии». Стэнфордская философская энциклопедия . 22 января 2015 г. Проверено 25 июня 2018 г. .
- ↑ «Рене Декарт — Викицитатник». en.wikiquote.org . Проверено 25 июня 2018 г. .
- ↑ Хьюм Д. 1739 Трактат и 1748. Исследование человеческого понимания.
- ↑ Наджм, Сами М. (июль – октябрь 1966 г.), «Место и функция сомнения в философии Декарта и Аль-Газали», Философия Востока и Запада , 16 (3–4): 133–41, doi: 10.2307/1397536, JSTOR 1397536
- Кляйн П. 2002. «Скептицизм» в Оксфордском справочнике по эпистемологии . П. Мозер (редактор) Oxford University Press. стр. 336–361
Литературные скептики [изменить | изменить источник]
- Эмброуз Бирс: Словарь дьявола
- Игнатий Красицкий: Басни и притчи
- Болеслав Прус: Фараон
- Вольтер: Кандид
- Montaigne: Очерки
Организации[изменить | изменить источник]
- Информационный центр
- Комитет по расследованию скептицизма
- Общество скептиков
- Образовательный фонд Джеймса Рэнди
- Интернационал Рационалистов
- Общество скептиков Новой Англии
- Австралийские скептики
СМИ[изменить | изменить источник]
- Penn & Teller: Чушь собачья!
- Разрушители мифов
Другие сайты[изменить | изменить источник]
- Скептики Нью-Йорка
- Скептики Канада
- Скептики в России (Манифест)
- Сеть друзей-скептиков
- Журнал British Skeptic
- Австралийские скептики
- Скептически относится к скептикам
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Скептицизм или скептицизм (греч. skeptomai : рассматривать, исследовать) относится к любому взгляду, включающему сомнение .
- Сомнение в том, что что-то существует.
- Сомнение в том, можно ли что-то узнать наверняка.
- Сомнение в том, правильно ли мы рассуждаем определенным образом.
- Практический метод взвешенного суждения, систематического сомнения или критики.
Людей со скептицизмом как отношением, мнением или методом называют скептиками или скептиками .
Скептицизм — это не просто убеждение в том, что что-то не так. Это система мышления, которая действует против суеверий и слухов. Характерной чертой скептицизма является позиция, согласно которой любое утверждение оценивается на основании доказательств его истинности или противоречия.
Скептицизм в философии уходит своими корнями в древнегреческую философию. [1] [2] [3]
Греческие софисты V века до н.э., такие как Протагор из Абдеры (480–411 до н. э.), были в основном скептиками. Горгий (485–380 до н. э.) сказал: «Ничего не существует; если что-то и существует, то об этом нельзя узнать; если что-то существует и может быть известно, об этом нельзя сообщить». В 4 веке до н.э. Пиррон из Элиды (ок. 360–275 до н.э.), который путешествовал и учился даже в Индии, принял практический скептицизм. Карнеад (ок. 213–129 до н. э.) не соглашался с тем, что вещи были полностью истинными или ложными. Он критиковал догматиков, особенно стоиков. Он сказал, что полностью достоверное знание невозможно. Секст Эмпирик (около 200 г. н.э.), главный авторитет греческого скептицизма, объединил эмпиризм в основу для утверждения знания.
Скептицизм также исходит из азиатской философии. Китайский философ Чжуанцзы (ок. 369–286 до н. э.) сказал, что то, что кажется реальным, может быть просто сном. [4] В индийской философии школа чарваков считала, что мы не должны ни пытаться делать выводы о знании, ни доверять тому, что говорят нам другие люди. В буддизме Нагарджуна сказал, что ничто не существует само по себе и что эта идея является важной частью просветления. [5]
Самая важная часть аргумента состоит в том, что если мы не знаем что-то наверняка, тогда мы ничего не можем знать . Интерес заключается в том, как великие философы пытались решить эту проблему. Некоторые, как Декарт, уходят в разум: «Я мыслю, следовательно, существую». [6] Другие, такие как британские эмпирики Джон Локк и Дэвид Хьюм, [7] полагались бы на наше чувственное восприятие. Определенные виды знаний могут быть особенно уязвимы для скептицизма. Например, агностик считает, что люди не могут получить знания о сверхъестественных вещах.
Скептицизм широко используется как метод исследования в науке и (с изменениями) в современном судопроизводстве. Здесь сомнение, воздержание от суждения, тщательное исследование, проверка и обсуждение предшествуют любому утверждению фактов. Иногда процесс занимает годы, прежде чем консенсус будет достигнут. Этот системный подход называется методологическим скептицизмом . Это, вероятно, самое важное наследие скептиков.
В исламской философии философский скептицизм был начат Аль-Газали, известным на Западе как «Алгазель», как часть ортодоксальной школы исламского богословия Ашари. Говорят, что идеи Рене Декарта в Рассуждение о методе могло быть под влиянием Аль-Газли. [8]
- ↑ Лонг А.А. 1974. Эллинистическая философия .
- ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
- ↑ «Скептицизм — История скептицизма». Архивировано из оригинала 09 февраля 2012 г. Проверено 6 октября 2009 г. .
- ↑ «Чжуанцзы — Викицитатник». en.wikiquote.org . Проверено 25 июня 2018 г. .
- ↑ «Эпистемология в классической индийской философии». Стэнфордская философская энциклопедия . 22 января 2015 г. Проверено 25 июня 2018 г. .
- ↑ «Рене Декарт — Викицитатник».