Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сложные чувства: Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности — Под редакцией Полины Аронсон

5 сложных эмоций, которые вводят детей в ступор

В психологии принято делить эмоции на базовые и сложные. «Спасибо, — скажет нервный родитель, — это знание очень помогает, когда ребёнок бросает в меня самодельные бомбы». Пусть от снарядов эти сведения не защищают, но только сперва. Понимание природы своих чувств помогает человеку их регулировать, даже если ему всего четыре года. Мы составили список сложных детских эмоций и рассказываем, что с ними делать родителям.

Чем базовые эмоции отличаются от сложных

У психологов и физиологов пока нет единой и всеми принятой системы классификации наших чувств. А пока учёные спорят, мы можем преспокойно пользоваться их старыми наработками и известными концепциями.

Наиболее популярная из них делит эмоции на два вида: базовые и сложные. Основоположник классификации — американский психолог Пол Экман. В 1972 году он выделил пять базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль. В начале 90-х он добавил к ним шестую — удивление. Потом, правда, он взялся расширять этот список, но отталкиваться удобнее от этих шести позиций.

Почему именно эти эмоции базовые? Считается, что они не обусловлены социально, они заложены в нас как в вид. Почти в любой культуре вы распознаете их по характерному выражению лица (искривлённая верхняя губа, сморщенная переносица — понятно, что человек демонстрирует отвращение). Сложные эмоции получаются из базовых, но возникают уже не автоматически, а включают в себя некую когнитивную обработку. Они требуют рефлексии, самооценки и могут учитывать и мнение бабушки, и общую культурную ситуацию.


Как рано ребёнок сталкивается со сложными эмоциями

Логично предположить, что сложные эмоции — это спектр переживаний взрослых. Ну какой может быть социальный анализ в детсадовском возрасте? Однако нет — дети очень рано развивают способность ощущать сложный комплекс чувств. Это установили исследователи из Университета Бригама Янга. Оказалось, что уже двухлетние дети демонстрируют, например, гордость, а начиная с четырёх, по словам исследователей, уже можно обсуждать с ребёнком и прочие сложные эмоции: он точно будет знать, о чём вы говорите.

Обычно родители гораздо раньше исследователей обнаруживают в своих детях гордость, застенчивость и другие интересные переживания — правда, на родительские дневники не принято ставить ссылки. Зато точно задокументировано, что с 5–11 лет дети успешно понимают, что эмоции поддаются регуляции.

Однако не стоит забывать, что возможность управлять аффектами даёт префронтальная кора. Именно она помогает направлять внимание, подключать знания о мире и тем самым налаживать своё поведение. Кора достигнет зрелости уже после того, как вы отпразднуете 20-летний юбилей ребёнка. То есть детям просто не хватает инструментов, чтобы эффективно разруливать ситуацию с метанием бомб.

Это значит, что если мы будем достаточно терпеливы, то спустя 15–20 лет не пропадёт наш скорбный труд. Имеет смысл говорить и обсуждать с детьми эмоции, но обязательно делать скидку на незрелую кору.

Чтобы эмоциональное развитие проходило как по нотам, ребёнку необходимо:

  • узнать, что такое эмоции;
  • понять, откуда и почему они взялись;
  • признать свои чувства и чувства других;
  • разработать эффективные (ну, более-менее) способы управлять ими.

Попав в неловкую ситуацию, ребёнок благодаря детскому эгоцентризму видит свой промах так, будто его поместили на все первые полосы газет. Родитель может помочь взглянуть на этот опыт со стороны. Спросите, как он себя ощущает, когда другие забывают строчку из стихотворения на концерте. Расскажите о похожем случае из вашей жизни, однако с осторожностью: ребёнок не должен почувствовать, будто вы ставите себя в пример историей о том, как вы здорово выкрутились, потеряв ключи от офиса.

Здесь важно не создать у ребёнка впечатление, что его чувства недостаточно серьёзны: для него это реальная проблема. Но и перегибать палку тоже было бы странно, поэтому не драматизируйте. Лучшее, что можно сделать, — похвалить ребёнка за то, как он с этим справляется. «Это и впрямь очень огорчает — забыть формулу прямо у доски. Но мне понравилось, как ты с этим справился: придумал свою. Это смело — продолжать действовать под взглядом Марьиванны».

Она формируется, когда человек ощущает некую несправедливость в отношении себя и одновременно испытывает гнев.

Ребёнок может обидеться на то, что его коварно убеждают есть овощи, дают ему не ту шапку или его не позвали на праздник, на который позвали сестру. Ужасный, нечестный мир!

Обсуждать что-то с обиженным человеком непросто. Он обычно хлопает дверью и отказывается идти на переговоры. Но если вам всё же удастся побеседовать, начните стандартно: признайте чувства человека. Он имеет право на такие эмоции, и зелёные овощи в тарелке — это действительно неприятно.

Когда ребёнок отойдёт от проклятий в адрес угнетателя, спросите, насколько приятно зависеть от поведения других

Ведь обиженный человек будто даёт пульт управления своими чувствами другим. Так себе ситуация. Обида заставляет нас прятаться и бездействовать: всё несправедливо, я всех ненавижу. Спросите, как можно было бы улучшить ситуацию, что можно сделать, чтобы всё зависело от самого ребёнка. Если человек начнёт мыслить в рациональном ключе, можно считать, вы на верном пути.

Падающее в лужу мороженое и проигрыш в игре «Весёлые старты» — это серьёзные удары судьбы. Психологи считают, что родительское отношение к разочарованиям влияет на то, как ребёнок будет воспринимать неизбежные неудачи. Если мы начинаем скорбеть и терять надежду вместе с ребёнком, мы возлагаем на детские плечи двойное бремя. К собственной горечи примешивается осознание, что они нас подвели.

Хороший способ — рассматривать детские разочарования как полезный опыт, который готовит их ко взрослой жизни (и встрече выпускников).

Важно не пытаться избавить ребёнка от разочарований, не прикрыть все острые углы, а помочь их пережить

Итак, если крошка сын пришёл с опущенной головой (или, наоборот, в истерике), непременно посочувствуйте и признайте чувства. Когда страсти утихнут, можно обсудить, что именно можно извлечь из этого опыта. Как ты себя чувствовал, когда понял, что фея ненастоящая? Как ситуация должна была разворачиваться, на твой взгляд? Что можно сделать по-другому?

Вообще, было бы полезно учить ребёнка формировать правильные ожидания. «Мы пойдём в парк, и там будут весёлые-превесёлые качельки» — опасный ход. А что, если качельки окажутся не очень весёлыми? Что, если они не понравятся? Или на них будет километровая очередь? В общем, обсуждать возможности, надежды и совершенно точную информацию — тоже хорошая практика. Мороженое будет точно, но никогда не знаешь, потечёт оно тебе на платье или нет.

Зависть тесно связана с ревностью и стыдом, это ощущение недовольства, которое в нас будят чьи-то достоинства, привилегии или игрушки. Она заставляет чувствовать себя хуже других: чёрт, у него красная машинка, а у меня всего лишь жёлтая!

В основе зависти (да и ревности) лежит тревога и ощущение угрозы. Если все бегут и обнимают младшую сестру, может, я плохой? Заметив признаки зависти у ребёнка, объясните, что это нормальное чувство. Вы что-то похожее испытываете, разглядывая ленту в соцсетях. Если ребёнок готов делиться, было бы здорово поблагодарить его за искренность, обнять, пожалеть — в общем, помочь справиться с тяжёлым состоянием, успокоиться. После этого было бы неплохо проанализировать количество внимания, которое получает ребёнок.

Возможно, ему нужно больше времени, общения или хотя бы направленных на него взглядов?

Важно заверить человека, что он любим, несмотря на цвет его машинки. Собственно с завистью можно бороться только одним способом — растить у человека самооценку. Говорить о том, как он важен и ценен. Ну и полезно объяснить, что у всех бывают периоды, когда он получает больше внимания и больше машинок: если он совсем маленький, или болеет, или готовится к важному выступлению, или мучается от тревоги.

Если человек чувствует, что сейчас даст маху, он стремится снять с себя ответственность: начинает обвинять других, мстить или делать вид, что его в комнате вообще нет. Это помогает избежать неодобрения взрослых и хотя бы как-то сохранить самооценку и вид знатока.

Лучшая стратегия с провинившимся ребёнком такова. Во-первых, имеет смысл не выходить из себя. С любящим и принимающим родителем у него гораздо меньше причин врать и придумывать, что это зайка смыл папье-маше в унитаз. Во-вторых, вспомните о мышлении роста (теория американского психолога Кэрол Дуэк). Ошибки — это инструмент обучения, способ в чём-то прокачаться. Признайте факт ошибки: да, засорять канализацию — это явный промах. Примите чувства ребёнка (и свои тоже: «Это действительно тяжело нам обоим»).

В-третьих, подумайте, что полезного вы из этого извлекли. Например, знание об устройстве клейстера и канализации и умение поговорить с незнакомым эксцентричным сантехником.

Как справляться со сложными эмоциями?

  • Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Каждый раз, когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, важно сделать глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче. Попробуйте освоить упражнение сами, а потом покажите или расскажите о нём подростку.
  • Мозг как дом. Такое упражнение рекомендует использовать нейропсихолог Дэниел Сигел. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители,
    а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.

Ресурс | Colta.ru

Ресурс | Colta.ru  

2 декабря 2021Общество

12871

Психолог Елизавета Великодворская объясняет, какие опасности подстерегают человека за формулой «быть в ресурсе». Глава из книги под редакцией Полины Аронсон «Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности»

текст: Елизавета Великодворская
© Colta.ru

В издательстве Individuum выходит новая книга — сборник под редакцией постоянного автора Кольты Полины Аронсон «Сложные чувства.

Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности».

Сборник — своего рода путеводитель по популярной лексике, утвердившейся после «терапевтического поворота», в котором она подвергается перепроверке и анализу.

Среди авторов книги — социологи, журналисты, психологи, антропологи, психотерапевты, в том числе Юлия Лернер, Гасан Гусейнов, Оксана Мороз, Илья Будрайтскис, Ольга Страховская, Жюли Реше, Кристин Годси, Марина Травкова, Владислав Земенков, Григорий Юдин, Жанна Чернова, Елена Миськова, Юрий Сапрыкин, Анна Темкина и другие.

Кольта публикует (с сокращениями) одну главу из сборника — «Ресурс» — написанную кризисным психологом, схематерапевтом Елизаветой Великодворской.

В повседневном языке городских жителей слово «ресурс» стало буквально повсеместным: мы встречаем его в бесчисленных публикациях психоблогеров, мемах, разговорах о начальниках и мужьях, в рассуждениях об успешной жизни и в рекламе. <…>

С одной стороны, растущая популярность идеи ресурса — это хороший симптом. Очевидно, сегодня люди проявляют большую готовность глубже, лучше осознать себя и попытаться почувствовать запас собственных сил, обратиться к своему настроению, понять, могут ли они действительно осуществить все задуманное. С другой стороны, представление о том, что каждый из нас непременно должен быть «в ресурсе», создает новые трудности и проблемы. Вокруг «ресурса» складывается целая мифология: мы говорим о нем, но не даем ему определения; используем понятие лишь в самом общем значении — как возможность что-то создавать, что-то накапливать. Человек приходит к психологу и говорит: «Я бы хотел стать поресурснее». Но что это значит, что стоит за этим запросом?

Часто за ним стоит стереотип совершенно здорового, эффективного во всех сферах жизни, а значит, ресурсного человека. «Ресурс» здесь рассматривается как капитал, которым следует распоряжаться в соответствии с законами психологической экономики. Человек оценивает сам себя как вклад в банке: он может посмотреть, какая там сумма; решить, куда эти средства переводить или не переводить; и, наконец, оценить, где ему выгоднее держать собственные средства. Исходя из идеи ресурсности, человек также начинает оценивать, в каких отношениях и организациях он может свой внутренний вклад более выгодно пополнять.

Казалось бы, ничего плохого в таком подходе нет: на первый взгляд, он позволяет человеку обрести субъектность, оценить свои силы и лучше понять, что с ним происходит. Однако проблема в том, что понимание этой субъектности сведено до упрощенной модели homo economicus — «человека экономического» — который измеряет степень своей «ресурсности» на базе клишированных идей. И поскольку никакой линейки и никаких критериев для измерения «ресурса» нет, ориентироваться приходится на стереотипы и образы, рождающиеся в массовой цифровой культуре: мы видим в Инстаграме маму с тремя детьми на руках, а рядом с ней, на фоне красивого дома и побережья, стоит еще и ноутбук. Мама «в ресурсе»: она, с одной стороны, удачно вышла замуж, но с другой стороны, безусловно, еще и сама работает — занимается инфобизнесом.

Такие образы рождают представление о том, что каждый человек должен постоянно восполнять и иметь подобный ресурс, — однако реальность повседневной жизни абсолютно иная, и это приводит нас к конфликту ожиданий. Например, когда у женщины появляется маленький ребенок, очень часто ей бывает трудно. Эти трудности могут быть разного масштаба в зависимости от ее экономической ситуации, состояния здоровья, возможности получить поддержку и помощь. И на фоне этих объективных проблем появляются проблемы вторичные; они рождаются из идей о том, как женщина должна себя в этой ситуации чувствовать, какой условный ресурс у нее должен быть на взаимодействие с собой, мужем и ребенком. Это идеальное «ресурсное» состояние сравнивается с состоянием реальным и появляется ощущение «со мной что-то не то, потому что я какая-то совсем не ресурсная». Отсюда и запрос к психологу: «Помогите мне стать ресурсной!» (как мифические другие, у которых все «окей»).

Однако спрос рождает предложение — а может быть, и предложение стимулирует спрос — и на рынке услуг стремительно развивается сегмент «ресурсного коучинга». Очевидно, что многих людей интересует эта форма консультирования, но встает вопрос о том, какую роль она должна играть на фоне других форм знаний о себе и какое место занимать. Здесь можно использовать метафору дома: когда мы говорим о строительстве, сначала важно построить фундамент и стены, положить пол и только потом вешать занавески и покупать вазочки.

Как человек, который занимается глубинной терапией, — то есть психотерапией личности, а не только состояний — я смотрю на большой и, похоже, непрерывно растущий рынок ресурсных коучей с любопытствующим скепсисом. Их услуги я отношу к разряду «занавесочки и вазочки», поскольку многим людям — особенно в России, где цепочка страданий, насилия и боли передается из поколения в поколение, — не хватает гораздо более базовых вещей для того, чтобы чувствовать себя устойчиво: не складываются значимые отношения, был трудный детский и вообще жизненный опыт. Когда, не укрепив «фундамент», человек начинает «вешать занавески», эффект получается очень сомнительный — и, как правило, недолгий. <…>

Такое отношение к идее «ресурса» — часть современной культуры, которая вытесняет тему страдания как такового и не очень любит живые, вечные человеческие вопросы, от которых нам не уйти, как бы мы свои ресурсы ни прокачивали.

Действительно, часто за запросом «прокачать ресурсы» стоит запрос «как сделать так, чтобы не страдать, когда есть страдания». Простой ответ: никак. Но психологи не дают простых ответов — мы все-таки поддерживаем процесс внутреннего исследования и помогаем человеку обратиться к ключевым вопросам человеческого существования, включая смерть, болезни, утраты и разрывы отношений. Мы предлагаем встретиться со всем спектром своих переживаний и истинных потребностей, обрести большую целостность в объемной картине бытия, критически осмысляя самого себя, влияние прошлого опыта и культуры. Общечеловеческие проблемы никуда не деваются и в «благополучном» XXI веке, несмотря на все наши цифровые, медицинские и социальные технологии. И точно так же, как во все времена, мы ищем способы избегать столкновения с этими вопросами. «Работа с ресурсом» может обернуться именно такой формой современного эскапизма.

Для того чтобы уйти от мифологического представления о ресурсе как о чем-то, что должно быть у всех и всегда, стоит обратиться, например, к теории сохранения ресурсов, созданной одним из ведущих американских исследователей стресса Стивеном Хобфоллом [1]. Эта теория объясняет причины стресса угрозой потери или реальной потерей ресурсов — то есть ценностей, которые люди, коллективы и общества стремятся сохранять и накапливать. Хобфолл выделяет различные виды ресурсов — экономические, социальные, личностные, энергетические (они помогают приобретать другие ресурсы, инвестировать) — и рассматривает их не по отдельности, а как систему отношений, общий запас. В этой системе утрата одного ресурса нередко напрямую ведет за собой утрату другого — то есть образуется так называемая «нисходящая воронка потери ресурсов», когда человек, пытаясь справиться с трудностями, продолжает терять все больше. Именно поэтому так часто не помогает односторонняя работа с «ресурсом», а нужен комплексный подход. Не все ресурсы и не во всех контекстах могут компенсировать друг друга, а также сама их значимость может быть различной в разных социальных и жизненных ситуациях.

Например, развод — это часто не только про расставание с партнером, конкретным человеком, но и про то, как изменение социального статуса повлияет на отношение к нам работодателя, если в обществе считается, что человек, который находится в отношениях, более надежен. Это про то, какие силы уйдут на объяснение ситуации друзьям; про то, как человек будет чувствовать себя еще в каких-то системах отношений в будущем. Последствия развода расходятся, как круги по воде, и могут определять, в каком объеме и как мы будем терять ресурсы — в зависимости от того, как к разводу относится социальная система.

Подход Хобфолла позволяет увидеть, что ресурсы бывают не только индивидуальными, но и коллективными; отойти от предельного индивидуализма и принять во внимание среду, в которой действует человек или организация. Система ресурсов тут выглядит как в теории социальной экологии Ури Бронфенбреннера [2], то есть как матрешка, где есть индивидуум, микросообщество, общество и какие-то большие группы, государство или отдельные социокультурные образования — и одно влияет на другое.

Но такое понимание системности ресурсов и их «встроенности» в социальную среду нетипично для России. Исключительный фокус на индивидуальных ресурсах и отсутствие достаточно глубокого понимания роли ресурсов коллективных — это особенность русскоязычного дискурса, его слепое пятно. В России и вообще на постсоветском пространстве прижились психологические системы, в меньшей степени учитывающие средовые и социальные факторы: классическая когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, гуманистическая психология (так называемые органоцентрические системы, по Ноэлю Смиту [3]).

Почему так произошло? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать исторический контекст, в котором развивалась советская и постсоветская психология и психотерапия. Насколько у нас вообще было возможно критиковать социальную систему в последние сто лет? Сложилась ли у нас исторически реальная, открытая критика общества? Или все, что можно было сделать на протяжении многих десятилетий, — это обсуждать, что и почему делает конкретный человек?

Если в стране не сложилась практика социальной критики, если за саму эту критику можно было лишиться свободы и жизни, то, хлынув на постсоветское пространство в девяностых, психология могла развиваться только в той системе, которая к тому моменту уже сложилась. Именно этим, на мой взгляд, объясняется «индивидуалистичность» российского психологического дискурса и психологической практики: для нее была подготовлена благодатная почва. Однако сегодня эта картина постепенно меняется, в Россию начинают приходить более контекстуальные виды психотерапии, ориентированные на большую системность, на учет среды и сложных социальных процессов, на понимание структурного неравенства, проблем дискриминации.

Не только в США, но и во многих других развитых странах давно сложилось представление о том, что дать человеку ресурс в трудной жизненной ситуации — это в большой степени задача организованных обществ и государства. В России это представление пока не прижилось. Обеспечение безопасности и права на жизнь и здоровье является прямой обязанностью государств, которые на себя эту обязанность взяли, подписав Декларацию прав человека. Конкретному человеку, например, женщине в ситуации насилия, нужны совершенно объективные вещи: материальная помощь, жилье, детский сад для детей, помощь полиции и юристов. Ее психологическое состояние, ее «индивидуальный» ресурс станет прямым результатом того, как и в каком объеме будет получена конкретная помощь. <…>

Наконец, на понимание того, что такое «ресурс» и насколько реалистичными могут быть наши представления о нем, влияют разного рода глобальные процессы, никак не зависящие от воли отдельных людей. В этом смысле пандемия оказала своего рода положительный эффект на психологическую практику и запросы клиентов: она поставила нас перед необходимостью признать, что в жизни могут случаться вещи, на которые мы повлиять не можем, — казалось бы, простая истина, но люди часто не готовы ее признать. По некоторым подсчетам, за 2020 год рынок психологических услуг в России вырос в два раза. Это говорит о высоком спросе, однако экономические возможности получать платную помощь у людей становятся меньше. Запрос «про ресурс» стал немного реалистичнее: люди уже понимают, что происходят процессы, на которые им не повлиять, они сталкиваются с утратами, с темой смерти в своих семьях, в семьях знакомых людей. С началом пандемии стало как будто проще говорить о том, что мы не можем изменить, о человеческом страдании.

Из-за тяжелейшей ситуации стало немного больше места для человеческого в человеке; ковид ударил по нашему коллективному нарциссизму — и заставил задуматься о доминирующем сегодня в российской психологии понимании субъекта. Фокусируясь исключительно на индивидуальных ресурсах и индивидуальной ответственности человека за их накопление и вложение, психотерапия может стать сверхнормативной практикой, не способной учитывать индивидуальный путь отдельного человека, не видеть ограничения, с которыми ему приходится сталкиваться. <…>

Хорошая психология реалистична. А реалистичная психология должна признавать многие ограничения и системность процессов. Возможно, сегодня, после опыта пандемии, нам стало чуть проще искать тот самый ресурс там, где его действительно можно найти, — а не в фантазиях о всемогущем человеке.


[1] Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience // The Oxford handbook of stress, health, and coping. / под ред. S. Folkman. N.Y.: Oxford University Press, 2011.

[2] Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Designe. Cambrige: Harward University Press, 1981.

[3] Смит Н. Современные системы психологии. Спб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Книгу «Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности» можно заказать в Киоске Bookmate.

Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме

Эмоции как место истины. Ирина Каспэ о книге «Сложные чувства. Разговорник новой реальности»

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA. RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Общество»Самое читаемое


Почему вина обездвиживает, и что должно прийти ей на смену?

91133


Родина как утрата

67239


Письмо из России

78185


Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах»

61031


Кто и почему сражается за Сретенку, 13?

38248


Темная сторона экрана

16101


«Добрые души» Никиты Ефимова. Онлайн-премьера

14323


Антифа: что это было? И будет ли вновь?

54567


Бабушка

15194


Разумные дебаты в эпоху соцсетей и cancel culture

17176


Петр Павленский. Большой разговор

30511


Дьюи снова победил Трумэна

15801

Сегодня на сайте

Вокруг горизонтали
Григорий Юдин о прошлом и будущем протеста. Большой разговор 

Что становится базой для массового протеста? В чем его стартовые условия? Какие предрассудки и ошибки ему угрожают? Нужна ли протесту децентрализация? И как оценивать его успешность?

1 декабря 20228190

Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3. 0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 20222612

Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202211939

Вокруг горизонтали
Как заработать самоорганизованным сообществам 

Путеводитель по старым (и работающим) и по совершенно новым возможностям

25 октября 202211946

Вокруг горизонтали
«Сообщество — это суперсила» 

Как новые эмигранты объединяются, чтобы помочь себе и другим

29 сентября 202211781

Вокруг горизонтали
Чуть ниже радаров 

Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны

15 сентября 202212414

Colta Specials
От редакции COLTA 

Обращение к читателям

5 марта 2022122743

Colta Specials
Культура во время «военных операций» 

Нужны ли сейчас стихи, выставки и концерты? Блиц-опрос COLTA.RU

3 марта 2022113061

Общество
Почему вина обездвиживает, и что должно прийти ей на смену? 

Философ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию

1 марта 202291133

Общество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202267239

Литература
Often you write das Leid but read das Lied 

Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец

1 марта 202268496

Общество
Письмо из России 

Надя Плунгян пишет из России в Россию

1 марта 202278185

53 способа выразить то, что вы чувствуете

Практикуясь, вы сможете говорить о своих эмоциях, даже если поначалу это кажется неудобным.

Эмоции являются неотъемлемой частью того, кто вы есть, но иногда они могут быть запутанными, сложными и совершенно запутанными. Умение называть свои эмоции и говорить о них — как с собой, так и с другими — является ключевой частью развития эмоционального здоровья.

Вам не нужно ориентироваться в процессе определения своих эмоций в одиночку.

Пол Экман, психолог и ведущий исследователь эмоций, провел опрос более 100 ученых и использовал их мнения для разработки так называемого Атласа эмоций.

Этот интерактивный онлайн-инструмент разделяет эмоции на пять основных категорий:

  • гнев
  • страх
  • печаль
  • отвращение
  • удовольствие

Имейте в виду, что это всего лишь один из способов классификации эмоций. Например, исследование 2017 года предполагает, что существует 27 категорий эмоций.

Но концепция Экмана о пяти основных типах эмоций предлагает хорошую основу для анализа сложности всех чувств. Вот посмотрите, что включает в себя каждая из этих пяти категорий.

Обычно людям нравится чувствовать себя счастливыми, спокойными и хорошими. Вы можете выражать эти чувства, улыбаясь, смеясь или балуя себя.

Вы можете испытывать удовольствие, когда:

  • Вы чувствуете близость и связь с людьми, которые вам небезразличны.
  • Вы чувствуете себя в безопасности.
  • Вы делаете что-то, что вызывает сенсорное удовольствие.
  • Вы поглощены делом.
  • Вы чувствуете себя расслабленным и умиротворенным.

How to talk about it

Some words you can use to describe different kinds of enjoyment include:

  • happiness
  • love
  • relief
  • contentment
  • amusement
  • joy
  • pride
  • excitement
  • мир
  • удовлетворение

Если удовольствие и связанные с ним чувства кажутся недосягаемыми, постарайтесь понять, как другие эмоции или чувства могут мешать, например:

  • проблемы с концентрацией внимания на том, что происходит в настоящем
  • стресс
  • плохое или тревожное настроение

Каждый человек время от времени чувствует грусть. Эта эмоция может быть связана с конкретным событием, таким как потеря или отказ. Но в других случаях вы можете понятия не иметь, почему вам грустно.

Как поговорить об этом

Когда вам грустно, вы можете описать себя как ощущение:

  • Lonely
  • Разбитый сердце
  • покорность
  • несчастье

От грусти бывает трудно избавиться, но в зависимости от вашей ситуации эти советы могут помочь:

  • Скорбь. Траур — типичная часть горя. Независимо от того, пытаетесь ли вы оправиться от потери, расставания, перемен или неудачи в достижении цели, признание своей потери может помочь вам принять ее и справиться с ней. Каждый скорбит по-своему, так что делайте то, что считаете правильным. Это может помочь поговорить о боли, в которой вы находитесь, но также может помочь просто посидеть некоторое время со своими чувствами или выразить их творчески.
  • Займитесь чем-нибудь значимым. Делая что-то, чтобы помочь другим или принести пользу обществу, вы почувствуете себя более связанным с другими людьми. Если вы недавно потеряли кого-то, кого вы любите, подумайте о том, чтобы завершить проект, о котором они заботились, или пожертвовать свое время делу, которое они поддерживали.
  • Обратитесь за поддержкой. Легче сказать, чем сделать, когда ты на дне. Постарайтесь вспомнить людей в своей жизни, которые заботятся о вас и, вероятно, хотят вам помочь. Душевная боль со временем ослабевает, даже если вы не можете себе этого представить в данный момент.

Поговорите с психотерапевтом, если ваша грусть не проходит или начинает оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и мешает работать, ходить в школу или поддерживать отношения.

Страх возникает, когда вы чувствуете какую-либо угрозу. В зависимости от предполагаемой угрозы страх может варьироваться от легкого до сильного.

Имейте в виду, что уровень страха, который вы испытываете, не всегда соответствует силе угрозы. Например, если вы живете с тревогой, вы можете испытывать страх перед ситуациями, которые на самом деле не представляют большой угрозы, хотя это не делает страх менее реальным.

How to talk about it

Fear can make you feel:

  • worried
  • doubtful
  • nervous
  • anxious
  • terrified
  • panicked
  • horrified
  • desperate
  • confused
  • stressed

Fear — совершенно нормальная эмоция, которая, вероятно, спасла ваших предков от того, чтобы их съели заживо. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы справиться с этим чувством:

  • Противостоять страху, а не избегать его. Если вы чего-то боитесь, будь то серьезный разговор, знакомство с новыми людьми или вождение автомобиля, естественно хотеть держаться подальше от источника вашего страха. Но это часто может усугубить ваш страх. Вместо этого постарайтесь безопасно противостоять своему страху. Например, если у вас развился страх вождения, немедленно вернитесь в машину и снова садитесь за руль. Сначала держитесь ближе к дому, если это помогает, но не избегайте его.
  • Отвлекитесь от своего страха. Иногда страх может стать настолько непреодолимым, что трудно думать о чем-то еще. Но размышления или повторение одних и тех же мыслей снова и снова могут оказать негативное влияние на ваше эмоциональное состояние. Это также может усугубить страх. Если вы чувствуете, что зациклились на беспокойстве или источнике стресса, попробуйте сделать что-нибудь, что отвлекает. Слушайте аудиокниги или подкасты, готовьте по новому рецепту или отправляйтесь на прогулку или пробежку под бодрящую музыку.
  • Рассмотрите страх логически. Найдите минутку, чтобы подумать о своем страхе. Есть ли что-нибудь, что вы можете с этим поделать? Может ли это на самом деле навредить вам? Что самое худшее может случиться, если ваш страх сбудется? Что бы вы сделали в этом сценарии? Знание того, как вы справитесь со своим страхом, поможет вам меньше бояться.

Важно не отчаиваться, если эти советы кажутся невыполнимыми или непосильными — их может быть трудно выполнить самостоятельно.

Рассмотрите возможность работы с терапевтом, который может помочь вам справиться с проблемами психического здоровья, связанными со страхом, такими как:

  • панические атаки
  • фобии
  • тревога

Гнев обычно возникает, когда вы сталкиваетесь с какой-либо несправедливостью. Этот опыт может заставить вас чувствовать угрозу, ловушку и неспособность защитить себя.

Многие люди считают гнев чем-то негативным, но это нормальная эмоция, которая может помочь вам понять, когда ситуация становится токсичной.

Как говорить об этом

Слова, которые вы можете использовать, когда чувствуете гнев, включают:

  • annoyed
  • frustrated
  • peeved
  • contrary
  • bitter
  • infuriated
  • irritated
  • mad
  • cheated
  • vengeful
  • insulted

There are a lot of ways to deal with anger, many of which can создавать проблемы себе и окружающим.

В следующий раз, когда вы окажетесь в гневе, попробуйте эти советы для более продуктивного управления гневом:

  • Сделайте перерыв. Когда вы чувствуете разочарование, держите себя на некотором расстоянии от расстраивающей ситуации, это поможет вам избежать сиюминутных реакций или вспышек гнева. Попробуйте прогуляться или послушать успокаивающую песню. Пока вас нет, уделите несколько минут тому, чтобы подумать, что вызывает ваш гнев. Есть ли у ситуации другой взгляд? Можете ли вы сделать что-нибудь, чтобы сделать его лучше?
  • Выражайте свой гнев конструктивно. Вы можете не говорить о своем гневе, чтобы предотвратить конфликт. Усвоение может показаться безопасной стратегией, но ваш гнев может разгореться, и вы можете в конечном итоге затаить обиду. Это может повлиять на ваши межличностные отношения, а также на ваше эмоциональное благополучие. Вместо этого найдите время, чтобы остыть, если вам это нужно, а затем попытайтесь выразить свои чувства спокойно и уважительно.
  • Сосредоточьтесь на поиске решения. С гневом часто трудно справиться, потому что он заставляет вас чувствовать себя беспомощным. Работа над решением проблемы, которая вызывает ваш гнев, может помочь облегчить это разочарование. Возможно, вы не сможете исправить каждую ситуацию, которая вас злит, но обычно вы можете добиться некоторого улучшения. Спросите других участников, что они думают и работают вместе. Вы также можете попробовать попросить своих близких поделиться своим мнением. Различные точки зрения могут помочь вам рассмотреть решения, которые вы, возможно, не видели сами.

Все время от времени злятся. Но если вы чувствуете, что у вас есть проблемы с гневом, терапевт может помочь вам разработать эффективные инструменты для борьбы с этими эмоциями.

Обычно вы испытываете отвращение как реакцию на неприятные или нежелательные ситуации. Как и гнев, чувство отвращения может защитить вас от вещей, которых вы хотите избежать.

Это также может создавать проблемы, если вы не любите определенных людей, в том числе себя, или ситуации, которые не обязательно плохи для вас.

How to talk about it

Disgust might cause you to feel:

  • dislike
  • revulsion
  • loathing
  • disapproving
  • offended
  • horrified
  • uncomfortable
  • nauseated
  • disturbed
  • withdrawn
  • aversion

Отвращение может возникнуть как естественная реакция на то, что вам не нравится. В некоторых ситуациях вам может понадобиться проработать или преодолеть свое отвращение. Эти стратегии могут помочь:

  • Практикуйте сострадание. Обычно вы чувствуете себя некомфортно, сталкиваясь с вещами, которых боитесь или не понимаете. Например, многим людям не нравится находиться рядом с больными людьми. Если вы чувствуете беспокойство, думая о больных людях, попробуйте провести некоторое время с нездоровым другом или любимым человеком или предложить им помощь. Важно принять меры для защиты собственного здоровья, поэтому сначала убедитесь, что их болезнь не заразна.
  • Сосредоточьтесь на поведении, а не на человеке. Если кто-то, о ком вы заботитесь, делает что-то, что вас оскорбляет или вызывает отвращение, вы можете не одобрить это и отреагировать, отстранившись, оттолкнув его или разозлившись. Вместо этого попробуйте поговорить с этим человеком. Например, если ваша сестра курит, не кашляйте громко и не делайте резких замечаний по поводу запаха табака. Вместо этого скажите ей, что от сигаретного дыма вас тошнит и что вы беспокоитесь о ее здоровье. Предложите помочь ей бросить курить или поработать с ней над поиском поддержки.
  • Медленно раскрывайтесь. Некоторые вещи могут вызвать у вас тошноту, несмотря ни на что. Может быть, вы терпеть не можете никаких жутких ползающих существ, но хотели бы попробовать заняться садоводством. Чтобы преодолеть отвращение к червям, вы можете начать с чтения о них и просмотра их изображений. Если вы боитесь, что они попадут вам на руки, попробуйте надеть садовые перчатки. Если вам не нравится смотреть, как они двигаются, попробуйте посмотреть короткие видеоролики о червях, чтобы привыкнуть к ним, прежде чем увидеть их в реальной жизни.

Если вы чувствуете сильную неприязнь к группе людей, конкретному человеку или к себе, подумайте о том, чтобы поговорить с психотерапевтом о своих чувствах (заметили здесь тему?).

Даже если вы точно не знаете, что стоит за вашим отвращением, терапевт может помочь вам справиться с эмоцией и изучить положительные способы справиться с ней.

Эмоции могут быть сложными. Некоторые могут казаться интенсивными, в то время как другие кажутся мягкими по сравнению с ними. Вы можете испытывать противоречивые эмоции в любой момент времени.

Но эмоции могут служить цели, даже когда они негативны. Вместо того, чтобы пытаться изменить эмоции, которые вы испытываете, подумайте, как вы на них реагируете. Обычно трудности создают реакции, а не сами эмоции.

53 способа выразить свои чувства

Практикуясь, вы сможете говорить о своих эмоциях, даже если поначалу это кажется неудобным.

Эмоции являются неотъемлемой частью того, кто вы есть, но иногда они могут быть запутанными, сложными и совершенно запутанными. Умение называть свои эмоции и говорить о них — как с собой, так и с другими — является ключевой частью развития эмоционального здоровья.

Вам не нужно ориентироваться в процессе определения своих эмоций в одиночку.

Пол Экман, психолог и ведущий исследователь эмоций, провел опрос более 100 ученых и использовал их мнения для разработки так называемого Атласа эмоций.

Этот интерактивный онлайн-инструмент разделяет эмоции на пять основных категорий:

  • гнев
  • страх
  • печаль
  • отвращение
  • удовольствие

Имейте в виду, что это всего лишь один из способов классификации эмоций. Например, исследование 2017 года предполагает, что существует 27 категорий эмоций.

Но концепция Экмана о пяти основных типах эмоций предлагает хорошую основу для анализа сложности всех чувств. Вот посмотрите, что включает в себя каждая из этих пяти категорий.

Обычно людям нравится чувствовать себя счастливыми, спокойными и хорошими. Вы можете выражать эти чувства, улыбаясь, смеясь или балуя себя.

Вы можете испытывать удовольствие, когда:

  • Вы чувствуете близость и связь с людьми, которые вам небезразличны.
  • Вы чувствуете себя в безопасности.
  • Вы делаете что-то, что вызывает сенсорное удовольствие.
  • Вы поглощены делом.
  • Вы чувствуете себя расслабленным и умиротворенным.

How to talk about it

Some words you can use to describe different kinds of enjoyment include:

  • happiness
  • love
  • relief
  • contentment
  • amusement
  • joy
  • pride
  • excitement
  • мир
  • удовлетворение

Если удовольствие и связанные с ним чувства кажутся недосягаемыми, постарайтесь понять, как другие эмоции или чувства могут мешать, например:

  • проблемы с концентрацией внимания на том, что происходит в настоящем
  • стресс
  • плохое или тревожное настроение

Каждый человек время от времени чувствует грусть. Эта эмоция может быть связана с конкретным событием, таким как потеря или отказ. Но в других случаях вы можете понятия не иметь, почему вам грустно.

Как поговорить об этом

Когда вам грустно, вы можете описать себя как ощущение:

  • Lonely
  • Разбитый сердце
  • покорность
  • несчастье

От грусти бывает трудно избавиться, но в зависимости от вашей ситуации эти советы могут помочь:

  • Скорбь. Траур — типичная часть горя. Независимо от того, пытаетесь ли вы оправиться от потери, расставания, перемен или неудачи в достижении цели, признание своей потери может помочь вам принять ее и справиться с ней. Каждый скорбит по-своему, так что делайте то, что считаете правильным. Это может помочь поговорить о боли, в которой вы находитесь, но также может помочь просто посидеть некоторое время со своими чувствами или выразить их творчески.
  • Займитесь чем-нибудь значимым. Делая что-то, чтобы помочь другим или принести пользу обществу, вы почувствуете себя более связанным с другими людьми. Если вы недавно потеряли кого-то, кого вы любите, подумайте о том, чтобы завершить проект, о котором они заботились, или пожертвовать свое время делу, которое они поддерживали.
  • Обратитесь за поддержкой. Легче сказать, чем сделать, когда ты на дне. Постарайтесь вспомнить людей в своей жизни, которые заботятся о вас и, вероятно, хотят вам помочь. Душевная боль со временем ослабевает, даже если вы не можете себе этого представить в данный момент.

Поговорите с психотерапевтом, если ваша грусть не проходит или начинает оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и мешает работать, ходить в школу или поддерживать отношения.

Страх возникает, когда вы чувствуете какую-либо угрозу. В зависимости от предполагаемой угрозы страх может варьироваться от легкого до сильного.

Имейте в виду, что уровень страха, который вы испытываете, не всегда соответствует силе угрозы. Например, если вы живете с тревогой, вы можете испытывать страх перед ситуациями, которые на самом деле не представляют большой угрозы, хотя это не делает страх менее реальным.

How to talk about it

Fear can make you feel:

  • worried
  • doubtful
  • nervous
  • anxious
  • terrified
  • panicked
  • horrified
  • desperate
  • confused
  • stressed

Fear — совершенно нормальная эмоция, которая, вероятно, спасла ваших предков от того, чтобы их съели заживо. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы справиться с этим чувством:

  • Противостоять страху, а не избегать его. Если вы чего-то боитесь, будь то серьезный разговор, знакомство с новыми людьми или вождение автомобиля, естественно хотеть держаться подальше от источника вашего страха. Но это часто может усугубить ваш страх. Вместо этого постарайтесь безопасно противостоять своему страху. Например, если у вас развился страх вождения, немедленно вернитесь в машину и снова садитесь за руль. Сначала держитесь ближе к дому, если это помогает, но не избегайте его.
  • Отвлекитесь от своего страха. Иногда страх может стать настолько непреодолимым, что трудно думать о чем-то еще. Но размышления или повторение одних и тех же мыслей снова и снова могут оказать негативное влияние на ваше эмоциональное состояние. Это также может усугубить страх. Если вы чувствуете, что зациклились на беспокойстве или источнике стресса, попробуйте сделать что-нибудь, что отвлекает. Слушайте аудиокниги или подкасты, готовьте по новому рецепту или отправляйтесь на прогулку или пробежку под бодрящую музыку.
  • Рассмотрите страх логически. Найдите минутку, чтобы подумать о своем страхе. Есть ли что-нибудь, что вы можете с этим поделать? Может ли это на самом деле навредить вам? Что самое худшее может случиться, если ваш страх сбудется? Что бы вы сделали в этом сценарии? Знание того, как вы справитесь со своим страхом, поможет вам меньше бояться.

Важно не отчаиваться, если эти советы кажутся невыполнимыми или непосильными — их может быть трудно выполнить самостоятельно.

Рассмотрите возможность работы с терапевтом, который может помочь вам справиться с проблемами психического здоровья, связанными со страхом, такими как:

  • панические атаки
  • фобии
  • тревога

Гнев обычно возникает, когда вы сталкиваетесь с какой-либо несправедливостью. Этот опыт может заставить вас чувствовать угрозу, ловушку и неспособность защитить себя.

Многие люди считают гнев чем-то негативным, но это нормальная эмоция, которая может помочь вам понять, когда ситуация становится токсичной.

Как говорить об этом

Слова, которые вы можете использовать, когда чувствуете гнев, включают:

  • annoyed
  • frustrated
  • peeved
  • contrary
  • bitter
  • infuriated
  • irritated
  • mad
  • cheated
  • vengeful
  • insulted

There are a lot of ways to deal with anger, many of which can создавать проблемы себе и окружающим.

В следующий раз, когда вы окажетесь в гневе, попробуйте эти советы для более продуктивного управления гневом:

  • Сделайте перерыв. Когда вы чувствуете разочарование, держите себя на некотором расстоянии от расстраивающей ситуации, это поможет вам избежать сиюминутных реакций или вспышек гнева. Попробуйте прогуляться или послушать успокаивающую песню. Пока вас нет, уделите несколько минут тому, чтобы подумать, что вызывает ваш гнев. Есть ли у ситуации другой взгляд? Можете ли вы сделать что-нибудь, чтобы сделать его лучше?
  • Выражайте свой гнев конструктивно. Вы можете не говорить о своем гневе, чтобы предотвратить конфликт. Усвоение может показаться безопасной стратегией, но ваш гнев может разгореться, и вы можете в конечном итоге затаить обиду. Это может повлиять на ваши межличностные отношения, а также на ваше эмоциональное благополучие. Вместо этого найдите время, чтобы остыть, если вам это нужно, а затем попытайтесь выразить свои чувства спокойно и уважительно.
  • Сосредоточьтесь на поиске решения. С гневом часто трудно справиться, потому что он заставляет вас чувствовать себя беспомощным. Работа над решением проблемы, которая вызывает ваш гнев, может помочь облегчить это разочарование. Возможно, вы не сможете исправить каждую ситуацию, которая вас злит, но обычно вы можете добиться некоторого улучшения. Спросите других участников, что они думают и работают вместе. Вы также можете попробовать попросить своих близких поделиться своим мнением. Различные точки зрения могут помочь вам рассмотреть решения, которые вы, возможно, не видели сами.

Все время от времени злятся. Но если вы чувствуете, что у вас есть проблемы с гневом, терапевт может помочь вам разработать эффективные инструменты для борьбы с этими эмоциями.

Обычно вы испытываете отвращение как реакцию на неприятные или нежелательные ситуации. Как и гнев, чувство отвращения может защитить вас от вещей, которых вы хотите избежать.

Это также может создавать проблемы, если вы не любите определенных людей, в том числе себя, или ситуации, которые не обязательно плохи для вас.

How to talk about it

Disgust might cause you to feel:

  • dislike
  • revulsion
  • loathing
  • disapproving
  • offended
  • horrified
  • uncomfortable
  • nauseated
  • disturbed
  • withdrawn
  • aversion

Отвращение может возникнуть как естественная реакция на то, что вам не нравится. В некоторых ситуациях вам может понадобиться проработать или преодолеть свое отвращение. Эти стратегии могут помочь:

  • Практикуйте сострадание. Обычно вы чувствуете себя некомфортно, сталкиваясь с вещами, которых боитесь или не понимаете. Например, многим людям не нравится находиться рядом с больными людьми. Если вы чувствуете беспокойство, думая о больных людях, попробуйте провести некоторое время с нездоровым другом или любимым человеком или предложить им помощь. Важно принять меры для защиты собственного здоровья, поэтому сначала убедитесь, что их болезнь не заразна.
  • Сосредоточьтесь на поведении, а не на человеке. Если кто-то, о ком вы заботитесь, делает что-то, что вас оскорбляет или вызывает отвращение, вы можете не одобрить это и отреагировать, отстранившись, оттолкнув его или разозлившись. Вместо этого попробуйте поговорить с этим человеком. Например, если ваша сестра курит, не кашляйте громко и не делайте резких замечаний по поводу запаха табака. Вместо этого скажите ей, что от сигаретного дыма вас тошнит и что вы беспокоитесь о ее здоровье. Предложите помочь ей бросить курить или поработать с ней над поиском поддержки.
  • Медленно раскрывайтесь. Некоторые вещи могут вызвать у вас тошноту, несмотря ни на что. Может быть, вы терпеть не можете никаких жутких ползающих существ, но хотели бы попробовать заняться садоводством. Чтобы преодолеть отвращение к червям, вы можете начать с чтения о них и просмотра их изображений. Если вы боитесь, что они попадут вам на руки, попробуйте надеть садовые перчатки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *