Социально ориентированное общение — это прежде всего общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.)
⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕНИИ
СТАТИЧНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Утверждения
«Леонид — нервный юноша», | |
«какой ты зануда», | |
«вы можете всегда на нас рассчитывать» |
могут привести к ошибочному допущению, что люди постоянны и неизменны.
Более конкретное описание ситуации позволяет отчасти уменьшить последствия ошибок такого рода для процесса общения.
Так, вместо определения Леонида как нервного лучше выделить ситуации, в которых он нервничает
Например: «Когда Леонид рассказывает об этом, он нервничает». Ситуативное описание
делает речь более ясной и конкретной. |
При этом самому говорящему становятся понятнее причины трудностей в общении.
Особенности ситуации общения оказывают влияют на (1) содержание и (2) оформление речи.
Одно и то же содержание в разных условиях, с различными партнерами излагается по-разному.
При этом имеют значение
число участников речевого общения (произносится речь перед аудиторией или разговаривают двое-трое) | |
и ориентация общения |
Общение может быть ориентировано:
на личность конкретного человека (так называемое личностно-ориентированное общение) | |
на социальные роли собеседников (профессиональные, должностные, групповые) | |
или на аудиторию в целом. |
Определяющим фактором речевого поведения становится
их групповая принадлежность | |
или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т. д.) |
В социально ориентированном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речи
Речь направлена на организацию совместной деятельности людей.
Подобная особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения.
Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере
Именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.
ПРАВИЛА, СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Исходные условия успешной реализации совместных действий:
наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, на период взаимодействия всегда должна присутствовать какая-то общая цель; | |
ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). |
Описанные условия получили название «принцип кооперации» (Грайс, 1985).
⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Виды общения. Функции общения
Санкт-Петербургский институт управления и права
факультет психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Психология общения»
Реферат на тему:
«Виды общения.
Выполнила:
студентка 1 курса
спец.группа
заочной формы обучения
Смирнова О.Н.
Преподаватель:
Кандидат
психологических наук
Санкт-Петербург
2015
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Виды общения………………………………………………………..
2. Функции общения……………………………………………………7-
3. Средства общения…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
1. Виды общения
В специальной литературе существует целый ряд разнообразных подходов к классификации видов общения. В некоторых источниках, исходя из позиции общающихся в коммуникативном процессе, рассматриваются такие виды общения[1]:
— деловое общение (идет учет
особенностей личности
— формально-ролевое общение (регламентированное общение исходя из формальных ролей собеседника)
— примитивное общение (происходит
учет только своих
— межличностное общение (духовное, дружеское, с взаимным учетом и пониманием личности друг друга)
______________________________
[1] Столяренко Л. Д. Психология и
педагогика для технических
— манипулятивное общение (учет личности собеседника с целью манипулировать им ради достижения собственных интересов)
— светское общение (говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях)
— контакт масок (игнорирование
личности собеседника, сокрытие
своих истинных чувств и
Каждый из видов общения имеет свои правила, свой «кодекс». Так кодекс делового общения базируется на следующих правилах:
1. принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таков, требует совместно принятое направление разговора»;
2. принцип достаточности
3. принцип качества информации – «не ври»;
4. принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение;
5. «выражай мысль четко и ясно, убедительно для собеседника»;
6. «умей слушать и понять нужную мысль»;
7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
На иных принципах выстраивается светское общение. В основе такого общения – вежливость, такт: «соблюдай интересы другого». Одобрение, согласие «не порицай другого, избегай возражения», симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».
Если один собеседник ориентируется на «принцип вежливости», а другой – «кооперативности», они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию.
Следовательно, правила коммуникации должны быть согласованы и соблюдаться обеими сторонами общения.Различные формы взаимодействия людей характеризуются различными специфическими позициями в ситуации общения. Трансактный анализ предполагает анализ процесса общения на основе принципов, «ролей», или позиций общающихся в процессе трансакции. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.
Социально-ориентированное общение – одна из распространенных форм взаимодействия, которая строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе. Проявление такого вида общения – ритуальное общение. Ритуал выступает как специфическая форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиций «Родитель – Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.
Английский ученый В. Тернер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией[2]. Ритуальные взаимодействия нужны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, это мощное средство поддержания традиций, стабильности, прочности, преемственности социальных связей, это механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных социальных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.
Человечество выработало на протяжении веков огромное множество видов ритуалов, которые можно отнести к социально-ориентированному общению. Это религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические и светские рауты, светские обряды, включая похороны и праздники. К социально-ориентированному общению относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т. д.
Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя почувствовать людям себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Этот вид общения как раз призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в социальном признании хотя бы на минимальном уровне.
______________________________
[2]
Столяренко Л. Д. Психология и
педагогика для технических
Соревнование – один из подвидов социально-ориентированного общения. Это форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, все действия людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт, сам человек не вступает в конфликт с самим собой, принимая установки другого участника этого своеобразного соревнования.
Еще один тип фиксируемых социальных взаимодействий – времяпрепровождение – трансакция, призванная удовлетворять потребность человека в признании, осуществляется с позиций «Родитель – Родитель». Тема такого общения – осуждение и обсуждение всех отклоняющихся от норм, это темы детей, воспитания, женщин, мужчин, телевидение и проч. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров по общению и перспектив отношений с ними.
Эрик Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция[3]. Игра (англ. – гейм) – искаженный способ взаимодействия, так как все межличностные потребности человека преобразуются в одну – потребность контроля, тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Геймы – стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний другого. Геймы, в отличие от всех других видов общения – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты. Игры предполагают скрытые мотивы, наличие выигрыша для одной или обоих сторон. Каждый участник гейма, даже проигравший, получает выигрыш – например, в форме обиды, страха, вины, зависти, подозрения и т. д. Берн отмечал, что люди играют в эти бессознательные игры, поскольку они являются важной частью неосознаваемого плана жизни. Чтобы выйти из гейма, не стать жертвой чужих манипуляций, важно стараться заменять двойные трансакции на открытые, прямы, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, скрытых позиций в трансакциях.
Предметно-ориентированное общение, или деловое общение, в трансактном анализе осуществляется с позиций «Взрослый — Взрослый». Здесь можно выделить подвиды общения. Например, операция. С этим видом общения мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, приготовлении пищи, при повседневных заботах.
______________________________
[3] Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. С. 14.
Успешно проводя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение от окружающих.
Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – это те операции, которые заполняют жизнь людей.
Личностно-ориентированное общение предполагает тесное взаимодействие людей, оно обусловлено появлением взаимной симпатии – аттракции.[4] Такие формы личностного взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, но здесь четко присутствует партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие пребывания с близким человеком, забота, ответственность, доверительность, самораскрытие (обнаружение человеком сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). По точному замечанию Ф. Крэйна: «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой».
2. Функции общения
Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения:
1) коммуникативная, или информационно-
Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное ориентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом личного отношения говорящего, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств в ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информации по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми».
______________________________
[4] Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 1997. С. 280.
Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).
Шаг 3: Цели коммуникации — комплекты для реализации SBCC
Шаг 3: Цели коммуникации
Цели коммуникации отражают потребности целевой аудитории, а также цели, поставленные программой или финансирующим агентством. Цели напрямую связаны с решением основной задачи. Они ясно и кратко заявляют:
- Желаемое изменение в поведении, социальных нормах или политике
Что мы хотим, чтобы произошло? - Предполагаемый эффект изменения
Как это изменение повлияет на человека, сообщество и общество? - Сроки, необходимые для изменения
Когда нам нужны эти изменения?
Вы ответите на эти вопросы, выполнив четыре задания, которые позволят вам разработать коммуникативные цели. Коммуникационные цели будут держать ваши усилия SBCC в фокусе и на правильном пути. Связав свои цели с показателями, вы также можете отслеживать прогресс и демонстрировать влияние.
Что нужно знать для начала работы
Ключом к разработке стратегических коммуникационных целей является поддержание их SMART .
Цель SMART:
SSpecific: Говорит ли цель о том, на ком или на чем сосредоточены усилия? Говорит ли эта цель, какой тип изменения предполагается? Охватывает ли цель только одну задачу? MMeasurable: Можно ли как-то измерить вашу цель? Включает ли цель поддающуюся проверке сумму или долю ожидаемых изменений? AСоответствующий: чувствительна ли цель к потребностям и предпочтениям аудитории? Является ли цель чувствительной к социальным нормам и ожиданиям? RRealistic: Сможете ли вы реально достичь цели с имеющимися ресурсами и временем? Является ли степень ожидаемого изменения разумной при данных условиях? TTime-bound: указывает ли цель период времени для достижения изменений?
Задача 1: Опишите желаемое изменение
Процесс : Упрощенное обсуждение
Результат : Описание желаемого изменения в коммуникационных целях Таблица
Каждой из основных и влияющих аудиторий потребуется свой собственный набор коммуникационных целей. Обратитесь к профилям своей аудитории, чтобы обеспечить согласованность.
Для начала ответьте на следующие вопросы:
- Какие изменения типа вы хотите, чтобы каждая из ваших аудиторий внесла?
- Каких изменений вы хотите? Это может быть изменение поведения, изменение социальных норм или изменение политики.
- Являются ли желаемые изменения конкретными и подходящими ?
- Заполните столбец «Желаемое изменение» для каждого сегмента вашей аудитории в приведенной ниже таблице «Окончательные цели коммуникации».
Окончательные задачи коммуникации
Сегмент аудитории | Желаемое изменение | Сколько сдачи? | Барьеры к переменам | Таймфрейм | Окончательная цель коммуникации | Устраняет ли цель препятствия? | УМНЫЙ? |
Загрузите эту диаграмму в виде документа Word.
Задача 2: Укажите, сколько изменений
Процесс : Упрощенное обсуждение
Результат : Решение о степени изменения коммуникационных целей. и ресурсов и временных рамок доступных.
Контекст проблемыИмейте в виду барьеров , которые влияют на вашу целевую аудиторию. Чтобы быть наиболее эффективными, ваши цели должны быть направлены на преодоление этих барьеров. Также подумайте о фасилитаторах изменений и стимулах изменений, которые можно использовать в ваших сообщениях для поощрения поведения.
- Вернитесь к работе, проделанной с использованием социально-экологической модели, чтобы рассмотреть барьеры на всех четырех уровнях: 1) индивидуальный, 2) семья и сеть сверстников, 3) сообщество и 4) общество.
- Что мешает измениться?
- Каковы стимулы , а не , чтобы измениться?
- Какие из этих барьеров и/или стимулов не меняться вы будете устранять?
- Добавьте эту информацию в столбец «Барьеры для изменений» в таблице «Окончательные цели коммуникации», расположенной в конце этого шага.
Предыдущий опыт
- Изучите имеющиеся данные исследований и отчеты, описывающие предшествующие коммуникационные программы, связанные с проблемой, которую необходимо решить.
- Какие изменения были достигнуты?
- Основываясь на этой информации, какие изменения вы считаете реалистичными и осуществимыми?
Доступные ресурсы и временные рамки
- Рассмотрите доступные ресурсы и то, чем можно управлять в рамках временных рамок стратегии.
- Могут ли цели быть достигнуты с имеющимися ресурсами?
- Достаточно ли подходов к коммуникации для охвата целевой аудитории?
- Могут ли услуги удовлетворить возросший спрос?
Определите сумму ожидаемых изменений
- Укажите существующую базовую меру, а также ожидаемую меру:
- Каково ожидаемое числовое или процентное изменение?
- Является ли сумма изменения измеримой и реалистичной ?
- Если исходных данных нет, используйте вторичные данные и неофициальную литературу, такую как технические отчеты государственных учреждений или исследовательских групп, рабочие документы, официальные документы или препринты.
- Добавьте ожидаемую сумму сдачи в поле «Сколько сдачи?» в таблице «Окончательные цели коммуникации», расположенной в конце этого шага.
Задача 3: определить временные рамки ожидаемого изменения
Процесс : Упрощенное обсуждение
Результат : Сроки достижения целей в таблице целей коммуникации
- Укажите сроки, в которые будут достигнуты изменения. Это гарантирует, что ваши цели привязанный ко времени .
- Каковы сроки достижения ваших целей? Можно указать в месяцах или годах.
- Предусмотрены ли сроки для эффективного осуществления изменений?
- Реален ли таймфрейм ?
- Добавьте эту информацию в столбец «Временные рамки» в таблице «Окончательные цели коммуникации».
Окончательные цели коммуникации
Аудитория Сегмент | Желаемое изменение | Сколько сдачи? | Барьеры к переменам | Таймфрейм | Окончательная цель коммуникации | Устраняет ли цель препятствия? | УМНЫЙ? |
Загрузите эту диаграмму в виде документа Word.
Окончательный результат для шага 3
Коммуникационные цели
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к викторине
Шаг 2: Аудитория (предыдущий шаг)
(следующий шаг) Шаг 4: Стратегические подходы
Назад к Разработке коммуникационной стратегии для изменения социальных сетей и поведенияЧто такое социальная коммуникация и изменение поведения?
Ранее известная как коммуникация по изменению поведения (BCC), SBCC представляет собой стратегическое использование коммуникационных подходов для продвижения изменений в знаниях, отношениях, нормах, убеждениях и поведении. Термины BCC и SBCC равны взаимозаменяемый, и оба они относятся к координации сообщений и действий по различным каналам для охвата различных уровней общества, включая отдельных лиц, сообщества, службы и политику.
SBCC основан на теории и фактических данных. Программы разрабатываются на основе имеющихся данных, и они следуют систематическому процессу, анализируя проблему, чтобы определить препятствия и мотивы для изменений, а также разработать комплексный набор адаптированных вмешательств, которые способствуют желаемому поведению. Стратегия SBCC — это документ, который определяет план мероприятий, установление целевой аудитории, постановку целей поведенческой коммуникации и определение согласованных сообщений, материалов и действий по каналам.
Влияние на поведение
Поведение представляет собой сложное явление, на которое влияют факторы как внутри индивидуума, так и за его пределами. Социально-экологическая модель ( ниже ), основанная на фундаментальной работе Бронфенбреннера 1979 года, признает четыре уровня влияния, которые взаимодействуют и влияют на поведение: индивидуальные, семейные и сверстники, сообщества и социальные/структурные (Glanz & Rimer, 2005; Glanz & Bishop). , 2010; HC3, 2014).
Индивидуум: На этом уровне на поведение влияют факторы внутри индивидуума. Примеры включают знания, отношения, навыки, эмоции и убеждения.
Пример: Во время вспышки для того, чтобы люди практиковали желаемое поведение, они должны знать риски передачи и способы ее предотвращения, они должны чувствовать, что они подвержены риску передачи, и им нужны навыки для защиты поведение.
Семейные и одноранговые сети: На этом уровне на индивидуальное поведение влияет тесный социальный и семейный круг человека. Это включает в себя влияние сверстников, супруга, партнера, семьи и социальной поддержки.
Пример: Во время вспышки люди с большей вероятностью будут практиковать желаемое поведение, если их семья и друзья считают это важным, поддерживают желаемое поведение и уязвимые группы населения, обладают знаниями и навыками и уже практикуют их.
Сообщество: Это относится к влиянию ситуационного контекста, в котором живет человек и в котором заложены социальные отношения. Характеристики контекста связаны с факторами риска и защиты и включают лидерство, доступ к информации, предоставление услуг, социальный капитал и коллективную эффективность.
Пример: Люди с большей вероятностью будут практиковать желаемое поведение, если их продвигают лидеры, все сообщество верит в их важность и если надлежащая информация и поддержка доступны и доступны.
Социальный/Структурный: Это относится к более крупной среде макроуровня, которая может способствовать или сдерживать поведение. Примеры включают лидерство, системы здравоохранения, ресурсы и услуги, политику, руководства и протоколы, религиозные и культурные ценности, средства массовой информации и технологии, гендерные нормы и равенство доходов.
Пример. Во время вспышки люди с большей вероятностью будут следовать желаемому поведению, если существуют средства, поддерживающие такое поведение, если действуют механизмы координации, а также если вводятся подзаконные акты и политики для продвижения поддерживающих норм, связанных с желаемым поведением.
По мере развития области BCC все большее внимание уделялось социально-экологическому контексту, лежащему в основе индивидуального поведения, и, следовательно, предпочтение отдавалось использованию SBCC, а не BCC.
На каждом из этих четырех уровней влияния есть факторы, влияющие на поведение положительным образом (фасилитаторы), и факторы, влияющие на поведение отрицательным образом (барьеры). Эффективные вмешательства SBCC должны быть направлены на разработку сообщений и мероприятий, которые влияют на все четыре уровня Социально-экологической модели, максимизируя фасилитаторов и ограничивая барьеры.
Однако важно признать, что маловероятно, чтобы одна организация могла работать на всех четырех уровнях, поскольку они часто требуют различных навыков, стратегий и подходов. Следовательно, для комплексного подхода SBCC необходимы координация и партнерство с учреждениями и организациями, действующими на разных уровнях.
Социально-экологическая модель была включена в «Модель изменений», разработанную C-Change, которая определяет уровни, на которых могут разрабатываться программы SBCC. Эта модель ( справа ), первоначально адаптированная из Макки, Манонкура, Чина и Карнеги, может использоваться при анализе, планировании и реализации (C-Change, 2012).
Почему SBCC важен в чрезвычайных ситуациях
Во время вспышек болезней и чрезвычайных ситуаций от затронутых сообществ требуются конкретные действия для предотвращения, сдерживания и контроля. Сообщества должны быть проинформированы, мотивированы и оснащены необходимыми средствами защиты, и этого можно достичь с помощью эффективных программ SBCC.
Коммуникация, связанная с социальными изменениями и изменением поведения, играет решающую роль в рассмотрении всех поведенческих и социальных аспектов профилактики заболеваний и борьбы с ними. В частности, SBCC может:
- Предоставлять населению точную, четкую, актуальную и своевременную информацию о том, как сдержать чрезвычайную ситуацию и защитить себя
- Выявление и устранение мифов и неправильных представлений, которые могут привести к пагубным действиям
- Поддерживать общественное доверие
- Подготовка населенных пунктов к действиям по реагированию на чрезвычайные ситуации
- Успокоить общественность
- Поддержите сообщества и страны в восстановлении и восстановлении после чрезвычайной ситуации
Если аварийное реагирование не включает в себя стратегически прикладные коммуникационные действия, вряд ли оно будет успешным.