Межгрупповые конфликты | BookOnLime
* * *
Там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и реально возникают межгрупповые конфликты. Но так как межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной, во всех социальных институтах и в большинстве организаций, – следовательно, и межгрупповые конфликты могут возникать повсюду. Диапазон таких конфликтов почти безграничен: от стычек между спортсменами (болельщиками) соперничающих команд до кровавых межнациональных баталий.
Разумеется, межгрупповые конфликты могут быть и не столь масштабными: это и ссоры между группами сослуживцев, родственников, соседей, и соперничество за власть между различными группировками внутри руководства (предприятия, региона, страны), и вражда соперничающих групп в театральном коллективе, приводящая к его расколу на два театра, и борьба структурных подразделений за ограниченные ресурсы, и т. д. и т. п.
Межгрупповой конфликт – это «тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и тому подобными группами. В строгом смысле к межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми (например, лидерами, руководителями), в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп».
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА
Социологический подход к изучению межгрупповых конфликтов отличает несколько иной ракурс видения проблемы. Для классической социологии исходной абстракцией всегда был не «индивид» и даже не «группа», а «общество» в целом. Эта наука выстраивает модель общества как некоей целостности, внутренне расчлененной на составные части (социальные группы). Взаимодействие между ними обязательно должно обеспечить единство, устойчивость и эволюцию всей общественной системы. Поэтому взгляд социолога на проблему межгрупповых взаимодействий всегда был этаким «отстраненным», объективистским, как если бы он смотрел на коллизии социальной жизни со стороны, с позиций бесстрастного наблюдателя.
Если принять распространенное определение конфликта как воспринимаемой несовместимости действий и целей, то психолог в этой фразе всегда сделает ударение на слове «воспринимаемой», социолог же обязательно сделает упор на слово «несовместимость». Оттого в социологии группы предстают объективно реальными образованиями, имеющими не менее объективные (то есть существующие как бы сами по себе, как природные явления) интересы и цели, взаимоналожение которых и обеспечивает неповторимость рисунка общественной жизни.
Исследованиям проблемы конфликта в социологическом знании в XX в. посвящены наиболее влиятельные теории и концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса и др.
Исходной посылкой всех этих теорий является признание абсолютной неизбежности межгрупповых конфликтов (классовых, национальных, религиозных и т. д.). Это сомнению не подлежит. Не вызывает особых затруднений и обнаружение основы или источника межгрупповой конфликтности: это, конечно, определяемая развитием общества социальная дифференциация, возникающая на базе разделения труда, приводящего к появлению все новых и новых социальных групп.
ПОЧЕМУ НЕИЗБЕЖНА МЕЖГРУППОВАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ?
Социально-групповая дифференциация общества — объективно необходимый элемент его развития. С этим никто не спорит. Но почему же эта дифференциация непременно приводит к конфликтам? Разве это обязательно? Ведь можно привести массу примеров групповой дифференциации людей, которая ни к каким конфликтам не ведет. В футбольной, например, команде тоже существует «разделение труда»: вратари, защитники, нападающие; но они же не конфликтуют между собой. Они — единая команда, которую разделение труда лишь сплачивает, делает более эффективной. Или взять отношения в семье — разделение женских и мужских ролей, случается, и приводит к конфликтам, но совсем не автоматически. Есть масса семей, живущих в полной гармонии, любви и согласии. Почему же общество не может быть единой командой или дружной семьей? Ведь у него сегодня столько общих проблем, требующих совместных, согласованных действий (экология, космос и пр.). Зачем же непременно конфликтовать?
Приходится констатировать, что существующее общество прекрасно «понимает» свою выгоду и действует в соответствии с ней. Только смысл слова «понимает» в данном случае несколько иной, чем в обычном словоупотреблении. Общество «понимает» оптимальную направленность своего развития и, будучи весьма сложной социо–природной системой, всегда интуитивно находило удобное «русло» своего саморазвития. Это совсем не означает, что каждый член общества или хотя бы какие-то группы людей ясно представляют себе и четко осознают достоинства этого самого «русла». Совсем не обязательно. Они просто вовлечены в некий закономерный поток общественных событий, направляющийся по одному из разрешенных законами эволюции путей.
Так в чем же заключается социальная «выгода» конфликтного способа развития межгрупповых отношений? Интуитивно оптимизируя прогресс, общество применяло чуть ли не сегодняшнюю управленческую тактику: если средств мало, то не нужно их распылять, раздавая всем сестрам по серьгам. Гораздо эффективнее аккумулировать имеющиеся средства на каком-то одном направлении (и в одних руках), сулящем быстрый выигрыш. А добившись успеха и получив выгоду на этом направлении, можно ее использовать и на развитие остальных. Пусть лучше сегодня кому-то не достанется дефицитных средств, зато завтра они их смогут получить в нормальном объеме. «Проигрывает часть — выигрывает целое» — таков стихийно найденный обществом способ развития, которому оно следовало не одну тысячу лет.
При таком способе развития общество и не может быть «единой командой» или «дружной семьей». Если член семьи в принципе и может сознательно «принести себя в жертву» общим семейным интересам, то уговорить на такие «осознанные» жертвы во имя общества в целом большую социальную группу уже невозможно. Остается — конфликтовать. Итак, неизбежность межгрупповых конфликтов обусловлена самим способом общественного развития, существовавшим до сего времени типом исторического прогресса.
ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Выяснив общесоциологическую природу межгрупповых конфликтов, посмотрим на конкретные механизмы их возникновения. Прежде чем начать конфликтовать, группа, естественно, должна возникнуть. Причины обособления части людей в особые общности многочисленны:
1) это общественное разделение труда, распределяющее людей по различным профессиям и разнообразным функциям;
2) это пространственно-географические границы среды обитания и возможности использования ее ресурсов;
3) это также биологические различия людей (по расовым, половым, возрастным и прочим основаниям) и, наконец,
4) многочисленные этнические (языковые, поведенческие и пр.) факторы.
Таковы те объективные основания дифференциации людей, которые естественно-историческим ходом общественного развития превращаются в социальные барьеры, отгораживающие одни социальные группы от других. Социальную группу равно рождают как противопоставление другим, так и общность социальных связей, отношений, черт внутри самой группы.
Чисто механически способы возникновения социальных групп можно разделить на два вида; биполярный и многополюсный. В первом случае какое-либо социальное разделение порождает парную структуру, состоящую из двух взаимосвязанных, но изначально неравных элементов: буржуа и пролетарии, управленцы и исполнители, элиты и массы, горожане и селяне и т.д. Стороны этих пар связаны меж собою неразрывно, и имеют смысл только в противопоставлении друг другу. Нет элиты без массы, а буржуа — без пролетария, как нет севера без юга или правого без левого.
Другое дело — так называемый многополюсный способ образования социальных групп. Так возникают профессиональные группы, нации, различные территориальные общности. Общество в данном случае «дробится» не на две. а на сотни различных частей. Этот «биполярный» способ образования социальных групп изначально «заряжен» конфликтом, т. к. сам факт существования различных групп подразумевает неравное распределение ресурсов, власти, навязывание чужеродных ценностей и т.д. Одна из противостоящих групп всегда живет как бы «за счет» другой.
Механизм возникновения конфликтов при «многополюсном» варианте несколько иной. Он напоминает отклонение от равновесия в изначально равновесной системе. Как в рыночной экономике колебания цен вокруг стоимости направлены на восстановление равновесия между спросом и предложением, так и конфликты между профессиональными группами возникают из необходимости «выправить крен» социальной сферы. Такие конфликты — элемент колебаний вокруг социального равновесия.
Система отношений между «биполярными» социальными группами неравновесна изначально, и на поддержание ее в равновесии (то есть на сдерживание конфликта) нужно потратить колоссальные усилия. А если их не хватает, то система не колеблется вокруг равновесия, а просто рушится. Конечно, социальное равновесие через некоторое время восстанавливается, но уже в «другой системе», на ином социальном уровне.
Таким образом, сам способ образования социальной группы во многом определяет ее место в системе «социальных координат» и характер будущих действий.
ГРУППОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
Основой образования социальной группы является общность условий существования людей. Но сама по себе общность положения индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое, ведь «одинаковость» социальных позиций еще не означает единства. Последнее рождается тогда, когда группа осознает общность своих потребностей и интересов.
Но групповая потребность это не совсем механическая сумма потребностей входящих в нее людей. Потребности индивида ныне принято классифицировать по А. Маслоу, разделявшего их на пять уровней; физиологические, безопасности, принадлежности и любви, уважения и самореализации. Исходными являются, безусловно, физиологические потребности—в пище, воде, здоровье и т.п. Но можно ли такие потребности приписывать социальной группе? Впрямую, конечно, нет, но в условиях сложившегося разделения труда, люди, входящие, например, в группу ремесленников, смогут что-нибудь поесть, только если обменяются продуктами своего труда с группой земледельцев или охотников. Значит, нужны гарантии, что такой обмен состоится и будет по возможности эквивалентным. Вот это-то и есть групповая потребность — не в еде как таковой, а в таком способе организации социальной жизни (распределения пищевых и прочих ресурсов), который гарантировал бы каждому члену группы «и стол, и дом».
Та же история и с прочими потребностями: в безопасности, идентичности и пр. Так что потребности групповые отличны от индивидуальных, хотя по структуре своей в принципе те же самые. Групповые потребности как бы надстраиваются над индивидуальными, подчиняя их себе: удовлетворение индивидуальных потребностей оказывается возможным только в том случае, если удовлетворены потребности групповые. Проще говоря, индивид выживет, если выживет род. Но не наоборот.
Удовлетворение своих потребностей и составляет смысл деятельности социальной группы. Здесь же коренится и самый глубинный источник межгрупповых конфликтов: неудовлетворенная потребность (физиологическая, безопасности, идентичности и пр. ).
Однако потребность сама по себе — это всего лишь состояние нужды в чем-либо., и чтобы стать источником действия (в том числе и конфликтного), она должна быть осознана. Кроме того, должен быть обнаружен и способ удовлетворения потребности. При соблюдении этих условий у группы формируетс социальный интерес — направленность на осуществление определенной цели, реализация которой приведет к удовлетворению потребности. Именно интерес социальной группы и становится движущей силой ее действий, а столкновение интересов — видимой пружиной межгруппового конфликта.
ИСТОЧНИКИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ
З. Фрейд объяснил истоки межгрупповой враждебности к «чужим» как главное средство поддержания сплоченности группы. Поэтому конфликт между группами в силу указанных обстоятельств возникает чаще, чем между индивидами. В ряде исследований установлено, что главным условием развития межгруппового конфликта является появление чувства общей принадлежности к группе (идентичность), то есть восприятие себя и других как членов одной группы. Исследования по вопросу о взаимосвязи этого феномена и этноцентризма – тенденции предпочитать членов своей группы остальным и умалять достоинства других групп выявили. что людям больше нравятся те, с кем они связаны. Они думают о них лучше, чем о других, действуют в их пользу – и все это независимо от того, что их объединяет. Это определяется как эффект «минимальной группы», который объясняет, почему этноцентризм является столь универсальной человеческой характеристикой. Итак, межгрупповой конфликт возникает скорее в тех случаях, когда в группах существует групповая идентичность.
Групповая идентичность усиливает групповые притязания. Само существование своей и чужой группы приводит к тому, что чужие становятся объектом негативных предрассудков и дискриминации, и к более жесткой конкуренции за недостающие ресурсы. Это создает предпосылки для социальной депривации (неравенство доступа к социальным благам) – у группы появляется чувство, что она обделена, что, как эмпирически установлено, является основным источником межгрупповых конфликтов. Было так же показано, что, в сравнении с индивидами, группы более жестко реагируют на постоянные необоснованные провокации и с большей готовностью выбирают отказ от сотрудничества.
Таким образом, источником межгрупповых конфликтов являются, с одной стороны, объективный конфликт интересов, а с другой – социально-психологические феномены, присущие групповым процессам.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕЖГУППОВЫМ КОНФЛИКТАМ
К этому методу экспериментаторы обратились совсем недавно. Этот подход был изложен М.В. Ивановым. Естественно, что первоначально привлек внимание конфликт в наиболее острой форме – так называемый конфликт с суммарным нулевым результатом. В этом виде конфликта выигрыш одной стороны (+1) формируется за счет проигрыша другой (–1), и сумма выигрыша и проигрыша дает нуль.
Эксперимент Лемэна
Определенное предостережение содержали результаты эксперимента, в котором была создана не только конкурирующая среда, но и неравные условия.
В начале 1960-х годов Г. Лемэн организовал в летнем детском лагере соревнования, в которых двум командам давались задания разной сложности, оказывалась разная помощь и состав по квалификации был неравный. Все три преимущества были даны одной группе. В группе «обездоленных» появился лишь один позитивный феномен: ее члены быстрее, чем соперники, поняли, что они поставлены в невыгодное положение. В остальном дела складывались у них хуже: было больше бестолковости, недовольства, пассивности. Но что самое главное, в группе фаворитов господствовал более демократичный дух. Там не было закрытости от посторонних наблюдателей и не складывались отношения неравенства. В группе же обездоленных выделялись авторитарные лидеры и стали формироваться отношения эксплуатации как форма конфликтного поведения.
Описанный эксперимент проводился психологом, поэтому эффект реального взаимодействия групп людей был особенно ярким. Когнитивистов же интересовали в большей степени процессы решения проблем личностью, поставленной в ситуацию межгруппового конфликта. Для них важно не участие в межгрупповых контактах, а сознание того, что таковые имеются. Особенную известность получили эксперименты Г. Тэшфела, проведенные в конце 1960-х годов .
Эксперимент Тэшфела
Тэшфел создал экспериментальную группу из учеников одной школы, знавших друг друга. Сначала школьникам предлагали пройти тестирование, на основе которого их якобы разделили на две партии. Ни характер тестирования, ни принципы отбора участникам не были ясны. Мало того, ни один из них не знал, кто принадлежит к «его» группе. Но каждому школьнику предлагали распределить возможную награду за участие в эксперименте между двумя другими школьниками, один из которых «принадлежал» к группе распределяющего, а другой – ко второй группе. Причем имена награждаемых не назывались – только условные номера. Чтобы определить вознаграждение, школьник должен был пользоваться специальной таблицей парных цифр. Она была так сконструирована, что при увеличении размера приза «противник» получал больше, чем «сторонник» распределяющего. Испытуемый предпочитал дать «своему» меньше по абсолютной величине из возможных наград, но так, чтобы «чужой» получил меньше «своего». Парадокс ситуации состоял в том, что распределяющий не знал ни кто этот «свой», ни за что награждают, ни по каким критериям. Но при всем том предпочитал «своего», определяя награду не наибольшую по абсолютной величине, но превосходящую награду «чужому». «Своего» награждали не как абстрактного ближнего, которому нужно дать по возможности больше, а как члена «своей» группы, которого следует наградить так, чтобы «своя» группа получала суммарный выигрыш больший, чем «чужая».
Этот феномен стал именоваться групповым фаворитизмом: предпочтением своей группы и ее членов только по факту осознанной принадлежности к этой группе.
Эффект группового фаворитизма действует даже тогда, когда реальной группы и не существует, но человек полагает, что он к ней принадлежит. Реальная же группа через систему наград и наказаний способна групповой фаворитизм существенно усилить.
Эксперимент Агеева
Исследование поведенческого и когнитивного моментов было произведено в эксперименте В. С. Агеева. Работа велась со студентами одного московского технического вуза (12 студенческих групп общей численностью более трехсот человек). Студентам объявили, что будет проводиться сравнение знаний двух групп, причем более подготовленная группа получит зачет в полном составе, а студенты второй группы будут потом сдавать зачет в индивидуальном порядке. После проведения проверки, но до объявления ее результатов студенты заполняли анкету, в которой оценивали членов своей и конкурирующей группы, ход состязания, его возможный исход и другие моменты пережитой ими ситуации.
Преподаватель по ходу соревнования объявлял, какая группа идет впереди, не обосновывая свое решение и не объявляя критериев оценки. В одних случаях выделялась одна группа-победительница, которая все время шла впереди, в других – группы «вырывались вперед» попеременно.
Основные результаты исследования свелись к следующему. Во всех случаях проявился групповой фаворитизм: участники в большинстве предпочитали свою группу и сулили ей победу. Успех своей группы приписывался «внутренним» причинам: хорошей подготовке группы, ее старанию, активности. Неуспех объяснялся «внешними» факторами: мешали соперники, экзаменатор был необъективен, не хватало времени на подготовку. Группы-аутсайдеры («неудачники») демонстрировали большую активность и поддержку своих членов, а также больший групповой фаворитизм. Так как это была игра с нулевой суммой да еще с использованием неясных критериев победы, то конфликт между группами усиливался. В результате значительно снижалась адекватность межгруппового восприятия. Стабильная неудача порождала в группе рост отчужденности и конфликтности. В группах-«неудачниках» студенты точнее понимали межличностные отношения, чем в группах-лидерах, но это было связано с поиском ответственных за неуспех. Была установлена и связь между типом лидерства в группе и характером межгруппового соревнования .
В. С. Агеев пришел также к следующему выводу: «Чем более жестким (авторитарным) является стиль формального и неформального лидерства, тем ярче выражены отношения межгруппового соперничества».
Источник: Шейнов В.П., Управление конфликтами (Фрагмент книги)
ISBN: 978-5-496-00472-5, Год издания: 2014, Издательство: Харвест
https://bookap.info/book/sheynov_upravlenie_konfliktami/
Тест по обществознанию по разделу «Социология»
Материал опубликовал
0
#11 класс #Обществознание #ФГОС #Учебно-дидактические материалы #Тест (специальный формат) #Учитель-предметник #Школьное образование #УМК под ред. Л. Н. Боголюбова
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 20.28 Кбайт
Социология
1.Ниже представлен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к критериям социальной стратификации:
1. Образование 2. Доходы 3. Власть 4. Мораль 5. Авторитет 6. Престиж профессии
2. Выберите верные суждения о видах социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальные нормы делятся на приписываемые и достигаемые
2. Нормы права могут не соответствовать нормам морали
4. В светском государстве граждане обязаны соблюдать религиозные нормы
5. Через усвоение социальных норм осуществляется социализация индивида
3. Назовите три основания классификации социальных конфликтов. Используя одну из названных Вами классификаций, укажите виды конфликтов и приведите пример.
4. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В молодежной среде существуют ценностные расхождения
2. Социальный статус молодежи основывается на возрастных особенностях и е меняется в обществах разных типах
3. Социально – психологические особенности молодежи проявляются в создании молодежной субкультуры
4. Социальная группа молодежь включает только тех, кто получает образование
5. Создание семьи и профессиональная деятельность – главные критерии выделения социальной демографической группы молодежь
5. Книга «Юности честное зерцало» содержала поучения молодым дворянам, например: «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и потом мнение свое, что достойно, предъявить». О каком виде социальных норм говорится в условии задания? Назовите и раскройте две любые другие социальные нормы.
6. 11 – ик подготовил выступление на тему: « Отклоняющееся поведение». Найдите в приведенном ниже списке понятия, непосредственно связанные с темой выступления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Девиантное поведение
2. Социальная норма
3. Делинквентное поведение
4. Социальная мобильность
5. Массовая культура
7. Выберите верные суждения о социальной мобильности и ее видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальная мобильность возможна только для социальной группы
2. Достижение детьми иного по сравнению с родителями социального статуса называют межпоколенной мобильностью
3. Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности
4. Смена места жительства без изменения социального статуса — пример горизонтальной мобильности
5. В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности
8. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А) ориентация на модель приемлемого поведения в обществе
Б) оценивает мир с позиций прекрасного или безобразного
В) основные оценочные категории – добро и зло
Г) соблюдение правил приличия
Д) отражение в золотом правиле нравственности
Виды социальных норм
1. Этическая норма
2. Эстетическая норма
3. Этикет
9. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальное неравенство отсутствует в постиндустриальном обществе
2. В основе социального неравенства лежит возможность обладать какими – либо благами или ее отсутствие
3. Социальное неравенство отражается в системе социальной стратификации
4. Критериями социального неравенства могут служить права и обязанности граждан
5. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются социальным неравенством
10. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Отклоняющееся поведение проявляется только в критических ситуациях
3. Преодолеть негативное отклоняющееся поведение невозможно, так как оно всегда связано с биологическими факторами
4. Отклоняющееся поведение может быть индивидуальным и массовым
5. Позитивное отклоняющееся поведение не отвечает сложившимся в обществе ожиданиям
11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная стратификация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации в современном обществе, и одно предложение, характеризующее социальную стратификацию в традиционном обществе.
12. Выберите верные суждения о первичных социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Первичные социальные институты создаются по указанию представителей политической власти в разных сферах жизни общества
2. Первичные социальные институты – это одна из форм осуществления духовной деятельности людей
3. Первичные социальные институты регулируют совместную деятельность множества людей, связанную с удовлетворением фундаментальных общественных потребностей
4. К первичным социальным институтам относят семью и государство
5. Признаком формирования первичного социального института является выработка норм, традиций,
обычаев, которые закрепляют одобряемый обществом образ действий
13. Назовите три критерия социальной стратификации и проиллюстрируйте каждый из них примером
14. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Семья – это этническая общность и социальный институт
2. В нуклеарной семье бубушки, дедушки, братья, сестры со своими семьями живут сообща, под одной крышей
4. Заключение брака является одной из социальных функций семьи
5. Семья – это малая социальная группа, основанная на родстве браке или усыновлении
15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социализация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социализации, и одно предложение об агентах социализации при осуществлении одного из указанных видов
16. Установите соответствие между примерами и факторами социализации и спецификой их действия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Факторы социализации
А) реализация программы общего образования
Б) общественно – полезная деятельность, в которой участвует человек
В) семейное воспитание
Г) чтение подростком художественной литературы
Д) политическая ситуация в мире
Специфика действия
1. Действует целенаправленно
2. Действует стихийно
17. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
2. Единство экономки и прочные экономические связи лежат в основе формирования этносов
3. Одним из признаков этноса является наличие письменности
4. Каждый этнос развивается обособленно, исключая контакты с другими этническими общностями
5. К этническим общностям относят род, племя, народность и нацию
1. Социальные нормы – это общие и общеобязательные правила поведения индивидов и социальных групп в обществе
2. Социальные нормы – это предписания, которые создаются правящей элитой для регулирования общественных отношений
3. Социальные нормы являются образцами ролевого поведения
4. Невыполнение социальных норм влечет за собой применение тех или иных социальных санкций
5. Социальные нормы лежат в основе социального контроля
19. Вам поручено подготовить развернутый план ответа по теме: Социальный контроль и отклоняющееся поведение
20. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальный конфликт – это форма общественного взаимодействия, выраженная в противоборстве взглядов, интересов, ценностей
2. Причиной социального конфликта может быть дискриминация социальной группы
3. Социальный конфликт – это разрушение социальной структуры, которое имеет негативные последствия
4. Критерием выделения локальных, региональных, межгосударственных и глобальных конфликтов является форма противоборства субъектов конфликта
5. Социальные конфликты могут возникать стихийно
21. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальный контроль – это способ воздействия личности или социальной группы в обществе
2. Социальный контроль регулирует социальные взаимодействия
3. Отсутствие социального контроля обеспечивает устойчивость общества
4. В структуру социального контроля входят социальные нормы и социальные санкции
5. По критерию направленности различают формальный и неформальный социальный контроль
22. Семья является одним из первичных социальных институтов. Приведите три признака семьи как социального института и раскройте один из признаков.
Ответы.
1. 45
2. 25
3. Три основания классификации конфликтов:
А) сфера проявления
Б) субъекты конфликта
В) длительность
Г) форма развития
Виды конфликтов
А) экономические, политические, религиозные, этносоциальные
Б) межличностные, между личностью и группой, межгрупповые
В) кратковременные, длительные, повторяющиеся
Г) мирные, вооруженные
Виды конфликтов:
А) борьба партий за власть (политический конфликт)
Б) противостояние между Чацким и фамусовским обществом (между личностью и группой)
В) ближневосточный конфликт ( длительный)
Г) гражданская война (вооруженный)
4. 13
5. Ответ на вопрос: этикет
Две социальные нормы:
А) нормы морали (оценка поступков с позиции добра и зла)
Б) нормы права (оценка поступков с позиций правомерности и противоправности)
В) религиозные нормы (оценка поступков в соответствии с религиозным учением)
6. 1236
7. 234
8. 32131
9. 234
10. 245
11. Ответ: Иерархическое строении общества, расположение индивидов и групп сверху вниз по стратам, которые выделяются на основании определенных признаков
К критериям социальной стратификации в современном обществе относят доходы, властные ресурсы, образование, профессию.
В традиционном обществе основой стратификации было деление на сословия (касты).
12. 345
13. Критерии стратификации:
А) доходы, собственность (собственность на средства производства лежит в основе выделения классов буржуазии и пролетариата)
Б) образование (Иванов закончил вуз, а Петров – среднюю школу, по уровню образования они принадлежат к различным социальным группам)
В) престиж профессии (получив профессии экономиста, бывший инженер по продажам в супермаркете Сидоров изменил свой социальный статус)
Г) возможность использовать властные ресурсы (представители высшего класса в стране А имеют возможность влиять на политический курс государства, в отличие от представителей низшего и среднего класса)
14. 35
15. Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
Различают первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация происходит под влиянием семьи.
16. 12122
17. 15
18. 345
19. Понятие социальный контроль и его компоненты
А) социальные нормы
Б) социальные санкции
Функции социального контроля
А) поддержание общественного контроля
Б) регулятивная
В) социализации
Г) интегративная
Д) оценивающая
Виды социальных санкций
А) позитивные и негативные
Б) формальные и неформальные
Отклоняющееся поведение
А) позитивное
Б) негативное
Делинквентное поведение и правовое противодействие ему
Социальные причины негативного поведения:
А) условия жизни и кризисные явления в обществе
Б) проблемы процесса социализации
В) негативное влияние агентов социализации
20. 125
21. 124
22.
Семья – форма организации людей, малая социальная группа
Жизнедеятельность семьи регулируют социальные нормы;
Семья удовлетворяет фундаментальные потребности людей
Признак:
Семья – малая социальная группа
К социальным нормам, регулирующим существование семьи, относятся, например, нормы семейного права.
Фундаментальной потребностью, которую удовлетворяет семья, является потребность в продолжении человеческого рода
Опубликовано
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Управление конфликтами в классе | Центр инновационного преподавания и обучения
Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Центр повышения квалификации преподавателей
Источник: Информационный бюллетень CFE, ноябрь 2004 г.
Я пришел к пугающему выводу, что решающим элементом в класс. Мой личный подход создает атмосферу. Мое повседневное настроение определяет погоду. Как учитель я обладаю огромной силой сделать жизнь ребенка несчастной или радостной. Я могу быть орудием пыток или орудием вдохновения. Я могу унизить или посмеяться, ранить или исцелить. Во всех ситуациях именно моя реакция решает, будет ли кризис обостряться или деэскалироваться, а ребенок — очеловечиваться или дегуманизироваться.
— Хаим Гинотт, 1976.
Как учителя, мы обладаем огромной властью в классе, но мы должны стремиться использовать ее для создания атмосферы, в которой ученики не будут настолько запуганы, чтобы никогда не бросать нам бунт. То, как мы разрабатываем наши курсы и взаимодействуем со студентами, регулирует эти отношения власти и определяет результат.
Преподаватели курсов, посвященных спорным темам, могут предвидеть разногласия и даже планировать их продуктивное использование, но конфликты могут возникать спонтанно на любом курсе в любое время из-за проблем или ситуаций, которые нельзя предвидеть. Некоторые конфликты возникают из-за неправильного понимания курсовой работы или намерений учителя и проявляются в поведении, которое учителя считают оскорбительным или невежливым, — опоздание на урок и уход раньше, жалобы на контрольные вопросы или оценки, саркастические комментарии и неодобрительные стоны во время урока и т. д. (Бойс , 1996). Другие конфликты имеют социальное или идеологическое происхождение и возникают, когда учащиеся считают, что преподаватель (или другие учащиеся на курсе) придерживаются убеждений, противоречащих их собственным, что может вызвать чувства отчуждения, враждебности и гнева. Если преподаватель не готов справляться с этими конфликтами, когда они возникают, кризис может сорвать курс и отравить атмосферу до такой степени, что эффективное обучение станет невозможным.
Литература по динамике в классе предполагает, что учителя могут предпринять шаги для предотвращения таких инцидентов (или уменьшить вероятность того, что инцидент перерастет в кризис) и, применяя эффективные методы межличностного общения, могут эффективно справляться с «горячими моментами».
Предупреждение: уточнение ожиданий
Одним из основных источников неудовлетворенности учащихся (и, следовательно, конфликтов с учителями) является восприятие учащимися того, что ожидания учителя неясны, несправедливы или нестабильны. То, как учитель определяет ожидания от курса, описывает их в программе и использует их при тестировании и выставлении оценок, сильно влияет на отношение учащихся к инструктору. Основные жалобы студентов в этом отношении включают (но не ограничиваются):
- Отсутствие четких критериев оценки курсовых заданий.
- Отсутствие правил посещаемости, поздние задания, дополнительные экзамены и т. д.
- Длинные пакеты курсов, которые кажутся лишь косвенно связанными с курсом.
Все эти проблемы могут привести к конфликтам между учениками и учителями, поэтому имеет смысл изучить учебный план и разработать более четкие инструкции, правила и ожидания. В то же время следует стараться не превращать программу в список правил и наказаний. Один из способов представить свои ожидания в менее противоречивой форме — поместить их в общую рубрику «Как преуспеть в этом курсе». Формулировка ваших ожиданий в виде полезного совета для достижения успеха меняет тон и помогает укрепить впечатление, что вы пытаетесь помочь им учиться и добиваться успеха.
Оценки и правила выставления оценок являются одной из самых обширных областей потенциального конфликта в любом курсе, на любом уровне, поэтому необходимо разработать схему выставления оценок за курс, которая была бы справедливой, простой для понимания и точно отражала бы различия в обучении учащихся (для рекомендаций по схемы оценивания см. FYC 10, Системы оценивания. Точно так же оценивание тестов и работ должно быть справедливым, точным и последовательным — и, очевидно, таковым для учащихся
Предупреждение: развитие социальной сплоченности
Большинство учителей осознают необходимость установить взаимопонимание со студентами и создать «позитивный климат в классе» для облегчения обучения, но такие отношения также играют решающую роль в предотвращении спонтанных конфликтов в классе. интересы или внимание учителя с большей вероятностью приведут к агрессивному или провокационному поведению в классе (Kearney & Plax, 19 лет).92). Чувство личной связи и взаимопонимания с учителем особенно важно, и исследования оценок преподавания показали, что фактор «заботы» оказывает сильное влияние на результат — если учащиеся думают, что преподаватель заботится о них, они будут более позитивно настроены. расположены к курсу и инструктору (Фельдман, 1989).
Для повышения социальной сплоченности в классе учащиеся должны познакомиться друг с другом и с инструктором. Этот процесс должен начинаться в первый день занятий с мероприятий, которые облегчают знакомство и способствуют развитию чувства общности. Чем больше учащиеся чувствуют себя членами одной группы, тем меньше вероятность того, что они будут нарушать социальные нормы группы. Преподаватель также должен обратиться к ученикам и сократить «психологическую дистанцию» между преподавателем и учеником. Сколько учитель хочет рассказать им о себе, зависит от индивидуального выбора, но ясно, что идентичность учителя как человека — с сопутствующими чувствами и эмоциями — может быть усилена раскрытием некоторой личной информации (например, вкуса). в кино, хобби, любимые места отдыха).
Как можно быстрее запомните имена учеников и используйте их имена во время общения в классе — это покажет, что вы заботитесь о них как о личности. У каждого учителя есть свой метод изучения имен, и технологии несколько облегчили эту задачу, поскольку можно получить фотографии большинства учеников с помощью онлайн-системы списков классов.
Частое использование методов взаимного обучения облегчает личное взаимодействие между учащимися и тем самым способствует сплоченности (Meyers, 2003). Эти методы варьируются от простых упражнений в паре/партнере до более сложных структур группового обучения, которые можно включить в любой формат курса. См. Cuseo, 2002, и Millis & Cottell, 19.98, для способов использования этих методов в классе колледжа.
Установление официального общественного договора о поведении в классе также помогает снизить вероятность того, что конфликты перерастут в нежелательные уровни.
Хотя многие учителя используют промежуточные оценки для оценки реакции учащихся на их преподавание, хорошей практикой является получение отзывов от учащихся гораздо раньше и чаще. Оставаясь в контакте с восприятием и чувствами студентов, вы можете предупредить преподавателя о потенциальных проблемах и дать ему/ей возможность решать проблемы до того, как они неожиданно всплывут на поверхность. Более того, если учащиеся имеют больше возможностей выразить свои опасения, они с меньшей вероятностью будут затаивать обиды и действовать. Методы оценивания в классе (CATS), которые варьируются от простых «одноминутных работ» до более сложных письменных и устных упражнений, являются отличными инструментами для получения обратной связи (Angelo & Cross, 19).93).
Энтузиазм и личная теплота преподавателя также помогают повысить привязанность учащихся к учителю и способствуют созданию более взаимозависимой атмосферы в классе (Meyers, 2003). Хотя нельзя изменить свою личность или основной стиль общения, можно попытаться общаться со студентами таким образом, чтобы показать интерес и заботу. Даже простые приемы сильно влияют на то, как учащиеся воспринимают вашу эмоциональную и физическую «непосредственность», например поддержание зрительного контакта, использование открытой позы, внимательное и уважительное слушание, а также использование соответствующих физических и вербальных сигналов для выражения интереса (Kearney & Plax). , 1992).
Подводя итоги своего исследования «невежливости в классе», Бойс (2002) заключает:
Самый важный момент в этом исследовании чаще всего упускается из виду. Учителя были наиболее важными инициаторами неучтивости в классе … (однако) учителя, моделирующие простой режим непосредственности, продемонстрировали явное и надежное снижение уровней КИ в своих классах и столь же надежное повышение различных оценок учащихся их обучения. (стр. 98)
Управление конфликтами
Управление конфликтами требует управления своими собственными эмоциями, а также эмоциями вовлеченных учащихся. Как ученые, мы часто делаем все возможное, чтобы избежать дискомфорта, связанного с признанием сильных эмоций, обходя школьные ситуации, которые угрожают стать слишком напряженными. К сожалению, такая тактика может только усугубить ситуацию, поскольку студент, поднявший «неприятный» вопрос, вряд ли оставит его без внимания и может счесть необходимым усилить свою позицию, чтобы привлечь ваше внимание. Действительно, студент может занять еще более крайнюю позицию, если проблема не будет адекватно рассмотрена, когда он/она поднимает ее в первый раз.
Игнорирование или игнорирование комментариев учащегося также может испортить отношение всего класса к учителю. Если другие ученики не согласны с учеником, поднявшим вопрос, они могут быть расстроены и чувствовать себя некомфортно, если учитель не разберется с этим прямо. С другой стороны, если учащиеся сформировали сплоченную группу, они, скорее всего, поддержат однокурсника, к которому, по их мнению, учитель проявил неуважение.
Хотя ситуации бывают разные, существуют стратегии и тактики, которые помогут вам смягчить конфликт и добиться удовлетворительного результата. Процесс, описанный ниже, можно запомнить по аббревиатуре «SOAR-UP».
Прекратите действие и сосчитайте до «10», прежде чем говорить или реагировать. Прекращение действия разрывает цикл стимул-реакция и дает время всем эмоциям остыть, включая ваши собственные. Пауза также дает время подумать о причинах и возможных решениях проблемы.
Задействовало ли мероприятие какие-либо «горячие кнопки» для вас? Шок, смущение, неуверенность в себе и ощущение угрозы — все это обычные эмоции в таких ситуациях. Кроме того, разум может владеть страхом перед публичным скандалом, ошибкой, потерей контроля или неправильным обращением с инцидентом. Чем больше вы осознаете свои эмоции, тем лучше вы можете их контролировать и не допускать, чтобы они управляли вашей реакцией.
Подумай о результатах . Чего вы лично хотите добиться в этой ситуации? Что вы хотите, чтобы ученики узнали? Если бы такая ситуация произошла в классе, какие возможности обучения могли бы подойти для всего класса? Если конфликт возникает из-за ожиданий курса, заданий, сроков и т. д., какие приспособления вы могли бы предпринять для решения проблемы?
Конфликты в классе могут дать возможность поднять класс на более высокий уровень понимания, позволить преподавателю получить ценную информацию о динамике в классе и улучшить способ разработки и преподавания курса.
Оценить ситуацию . Как вы думаете, что является основной причиной? Является ли суть проблемы непониманием содержания/ожиданий/процесса курса или конфликты из-за личных убеждений, ценностей и взглядов послужили стимулом? Понимание первопричины позволит вам эффективно справиться с ситуацией и предотвратить повторение конфликта.
Могли ли вы сделать что-то — преднамеренно или непреднамеренно — что способствовало конфликту? Проанализируйте, что именно сказал учащийся (студенты) и каким тоном это было сказано. Рассмотрите возможность того, что учащиеся могли создать конфликт намеренно, чтобы служить внешней цели.
Реагировать на комментарии учащихся . Во-первых, попытайтесь визуализировать проблему как «третье лицо» в комнате (и помогите своим ученикам сделать это). Эта тактика поможет отделить проблему от вовлеченных эмоций. Сосредоточение внимания на структуре аргумента, лежащих в его основе предположениях, фактических ошибках и использовании логики может помочь удерживать дискурс в рациональном плане.
Будьте готовы изменить свою позицию (как вы ожидаете от своих учеников), когда окажется, что другая позиция или интерпретация являются правильными. Помогите учащимся найти альтернативы своим первоначальным позициям (они могут почувствовать, что потеряют лицо, если откажутся от позиции, за защиту которой так упорно боролись). Будьте готовы согласиться с несогласием; два рациональных человека всегда могут не согласиться. Определите подходящее место для последующего наблюдения со студентом (студентами). Если участвуют один или два студента, ваш офис может быть лучшим местом для продолжения обсуждения и достижения взаимоприемлемого решения.
Используйте методы активного слушания и следите за языком тела. Устно подтвердите, что то, что вы услышали, полностью совпадает с тем, что сказали ученики. Используйте ободряющие замечания, чтобы вызвать чувства, и постарайтесь использовать язык, который передает сочувствие: «Ты кажешься злым». «Кажется, вы расстроены этой проблемой — почему?» «Вы чувствуете _____, потому что ______». «Расскажи мне больше о своей точке зрения». Если вы точно определили чувства студента(ов), вы можете помочь отделить эмоциональное содержание от самой проблемы (тактика «третьего лица», описанная выше).
Обратите внимание на язык тела учащегося (учеников) на наличие признаков гнева, разочарования, отстранения или смущения. Обратите внимание на собственный язык тела; это должно показать вашу восприимчивость к тому, что студент(ы) должен сказать. Поможет «открытая» поза: расслабьте тело, держите руки подальше от груди, встаньте, расставив ноги, лицом к ученику. Держитесь на расстоянии не менее четырех футов от ученика, так как более близкое соседство опасно, особенно если вы стоите, а ученик сидит. Поддерживайте зрительный контакт и оставайтесь внимательными к учащимся(ам) и остальной части класса.
Подготовьте к следующему преподаванию этого курса. Подумайте о том, что произошло и что вы узнали из этого опыта. Можно ли было бы избежать ситуации, если бы вы поступили иначе в начале курса? Если это так, составьте план изменения политики или методов обучения, которые способствовали возникновению этой ситуации. Устраните как можно больше «серых зон» в своем учебном плане: разработайте, сообщите и используйте обоснование того, почему вы делаете то, что делаете. Предоставьте учащимся такие инструменты, как критерии оценивания, чтобы помочь им понять методы, которым вы следуете. Разработайте правила для обсуждения в классе.
Примечание об академических ценностях
Ценности Академии основаны на традициях гуманитарного обучения, гуманизма и приверженности поиску знаний независимо от его последствий. Поэтому критическое мышление и развитие непредубежденности рассматриваются как важные цели обучения в высшем образовании. Большинство преподавателей также поддерживают ценности равенства, разнообразия и культурного плюрализма и поддерживают социальные и политические движения, продвигающие эти ценности. Не все учащиеся разделяют эти традиции и ценности, и при этом они не обязательно понимают основы наших убеждений, поэтому мы можем ожидать, что время от времени нам будут бросать вызов.
У взрослых, занимающихся научной деятельностью, наши интеллектуальные и этические системы полностью разработаны, но наши студенты обычно только начинают создавать свои собственные. Когда учащийся делает заявление, которое бросает вызов мировоззрению учителя, инструктор должен попытаться трактовать его как попытку проверить позицию или аргумент, а не как нападение на все, что дорого учителю. Надлежащий способ справиться с такой ситуацией — использовать ее как возможность помочь учащемуся обдумать доказательства и структуру аргумента. Худший возможный ответ — напасть на ученика за то, что он придерживается отличных от его собственных убеждений, и тем самым потерять возможность обучать процессу критического мышления посредством рациональных дебатов.
Ресурсы
Анджело, Т. А. и Кросс, К. П. (1993). Методы оценивания в классе: Пособие для преподавателей. 2-е изд., Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Бойс, Р. (1996). Невежливость в классе. Исследования в области высшего образования, 37 , 453–486.
Бойс, Р. (2002). Консультации для новых преподавателей. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Кусео, Дж. (2002). Вовлечение учащихся, взаимодействие со сверстниками и командная работа. Стилуотер, Оклахома: New Forums Press.
Фельдман, К. А. (1989). Педагогическая эффективность преподавателей колледжей по оценке самих преподавателей, нынешних и бывших студентов, коллег, администраторов и внешних (нейтральных) наблюдателей. Исследования в области высшего образования, 30 , 137–194.
Гинотт, Хаим. (1976). Учитель и ребенок . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 13.
Кирни П. и Плакс Т. (1992). Сила в классе . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Мейерс, С.А. (2003). Стратегии предотвращения и уменьшения конфликтов в классах колледжа. Преподавание в колледжах, 51 , 3, стр. 94–98.
Миллис, Б. и Коттелл, П. (1998) Совместное обучение преподавателей высших учебных заведений . Феникс, Аризона: Oryx Press.
8 типов внутренних конфликтов и как обрести душевный покой
Статья Матео Сола. Полный текст статьи можно найти по адресу https://truththeory.com/2017/08/27/8-types-internal-conflict-find-peace-mind/
Кажется, что разум и сердце разделены надвое.
Вы хотите что-то сделать, но другая часть вас кричит «НЕЛЬЗЯ!»
Вы верите во что-то, но вы просто не можете потворствовать действию, которому учит эта вера.
Вам кажется, что что-то правильно, но в то же время вы чувствуете, что это неправильно.
Как можно разобраться во всей этой неразберихе, во всем этом внутреннем конфликте? Вы чувствуете, что ваш мозг плавится, и вы начинаете впадать в отчаяние.
Если вы чувствуете, что немного сходите с ума или путаницы становится слишком много, чтобы справиться с ней, остановитесь прямо сейчас. Сделайте паузу в том, что вы делаете, закройте глаза и сделайте глубокий вдох. В течение следующей минуты сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. В этой статье я надеюсь помочь вам добраться до корня вашего внутреннего конфликта и как обрести душевный покой.
Что такое внутренний конфликт?
Внутренний конфликт – это переживание противоположных психологических убеждений, желаний, импульсов или чувств. В области психологии внутренний конфликт часто называют «когнитивным диссонансом», который относится к противоречивым и непоследовательным мыслям, убеждениям и установкам. Эта умственная борьба может произойти в любой момент жизни по любой теме, такой как отношения, рабочие обязательства, религиозные убеждения, моральные взгляды и социальные идеологии.
Примером внутреннего конфликта может быть человек, который верит в права женщин, но не одобряет аборты. Внутренний конфликт часто можно увидеть в отношениях, когда один человек любит своего партнера, но не чувствует себя эмоционально доступным. В религиозном мире внутренний конфликт часто возникает, когда человек сталкивается с доктриной или учением, распространять которые ему неудобно.
Почему возникает внутренний конфликт?
Худшее сражение происходит между тем, что вы знаете, и тем, что вы чувствуете. – Аноним
Когда мы сталкиваемся с каким-либо внутренним конфликтом, на самом деле происходит разногласие между нашим сердцем и головой.
Как показали исследования, проведенные в таких местах, как Институт математики сердца, наши сердца несут в себе особый вид интуитивного интеллекта. Поскольку мы выросли в обществах, в которых доминировал (и до сих пор) разум, мы очень смущаемся и смущаемся, когда наши сердца вовлекаются в повседневные дела. Очень легко слушать разум, бездумно подчиняться тому, чему нас учат другие, и логически планировать свою жизнь. Но наши сердца несут свой особый вид интеллекта, интеллект нелинейный, тонкий и часто очень абстрактный. Нет никакой формулы или набора правил, связанных с интеллектом сердца: от нас зависит настроиться на внутренний голос, который часто нас так сильно смущает.
Наш разум — это то, что помогает придать нашей жизни структуру, направление и практическое применение. Но наш сердечный разум — это то, что вдыхает жизнь и истину в рамки наших жизненных путешествий. Не прислушиваясь к своему сердцу, мы живем бездушной, неудовлетворяющей и недостоверной жизнью. Но не слушая головы, мы живем в абсолютном хаосе.
Как видим, нужен баланс. Нам нужно прислушиваться и к сердцу, и к голове, но часто мы склонны ставить одно выше другого, что и заставляет нас испытывать внутренний конфликт.
Так почему возникает внутренний конфликт? Это происходит потому, что нам не хватает невозмутимости и баланса между сердцем и головой. Наше сердце говорит одно, а разум говорит другое, и оба кричат с одинаковой силой. Когда наши действия не соответствуют нашим ценностям, неизбежным результатом является чувство дискомфорта, даже стыда. Так что же мы слушаем, когда и почему? Мы скоро рассмотрим ответ на этот вопрос, но сначала нам нужно понять, что в первую очередь создает внутренний конфликт.
Что создает внутренний конфликт?
У нас возникают внутренние конфликты по ряду причин. Часто не существует какой-то одной «единственной причины» или происхождения, но есть ряд факторов, которые включают:
- Убеждения и правила, унаследованные от наших родителей
- Религиозные верования, догмы или убеждения, которым нас внушили верить
- Социальные ценности и идеалы, которые мы приняли в детстве
Проще говоря, чем больше у нас ментальных убеждений, идеалов, ожиданий и желаний, тем больше вероятность того, что мы будем страдать от внутреннего конфликта.
8 типов внутренних конфликтов
Существует множество различных типов внутренних конфликтов, и ниже я попытаюсь охватить как можно больше. Обратите особое внимание на то, с какими из них вы резонируете.
1. Моральный конфликт
Моральный конфликт возникает, когда мы придерживаемся противоречивых убеждений относительно того, что связано с нашей личной этикой. Например, моральный конфликт может возникнуть, когда человек верит в права человека, но не верит в эвтаназию. Или человек может ценить правду, но солгать, чтобы спасти жизнь другого человека.
2. Сексуальный конфликт
Сексуальный конфликт часто пересекается с другими типами внутренних конфликтов, такими как религиозный или моральный конфликт. Например, человек может быть верным христианином, но обнаруживает, что он гомосексуал. Или человек может ценить моногамные отношения, когда в сексуальном плане они лучше подходят для полигамных отношений.
3. Религиозный конфликт
Религиозный конфликт довольно распространен, поскольку он вращается вокруг убеждений, а убеждения очень ориентированы на разум, что делает их особенно хрупкими. Примерами религиозного конфликта может быть вера в любящего Бога, но трудно принять, что это «любящее» существо отправляет людей в ад навечно. Или человек, верующий в религию, но также верящий в употребление медицинской марихуаны (которая до сих пор классифицируется как наркотик). При столкновении с научными фактами внутри человека, ценящего и истину, и свои религиозные убеждения, может возникнуть религиозный конфликт.
4. Политический конфликт
Политический конфликт возникает, когда человек чувствует раскол между своими собственными убеждениями и убеждениями своей политической партии. Например, человек может верить в Америку, но не верить в уплату налогов. Человек может присоединиться к одной партии, но не согласиться с ее отношением к системе здравоохранения. Или человек может верить в политическую философию, но бороться за поддержку политика, который ее пропагандирует.
5. Любовный конфликт
Любовный конфликт возникает, когда мы любим кого-то, но хотим сделать что-то, что причинит ему боль. Например, мы можем любить своих детей, но верим, что должны их шлепать, чтобы они стали послушными, что вызывает у нас чувство вины. Или мы можем любить наших партнеров, но находить их привычки невыносимыми, что заставляет нас действовать. Мы также можем любить человека и хотеть сохранить его, но понимаем, что должны отпустить его.
6. Конфликт собственного образа
Ваш образ самого себя – это мысленное представление, которое у вас есть о самом себе, т.е. «Меня зовут Карен. Я терпеливый, любящий и сострадательный человек. Я неорганизованный художник, который поддерживает права животных… и т. д.». Внутренний конфликт возникает, когда мы сталкиваемся с доказательствами, противоречащими нашим представлениям о себе. Например, человек, который считает себя честным, может солгать в своем резюме, чтобы получить работу своей мечты. Кто-то, кто гордится здоровым питанием, может не захотеть бросить курить. Человек, который идентифицирует себя как эмпат, может испытывать постоянную обиду на другого человека. Или человек может верить, что он этичен, но ему может нравиться покупать одежду, которая способствует потогонной работе.
7. Межличностный конфликт
Межличностный конфликт пересекается с другими типами внутреннего конфликта, такими как конфликт самооценки и любовный конфликт. Этот тип конфликта возникает в социальных ситуациях, когда вы хотите быть одним, а поступаете иначе. Например, Салли ненавидит говорить о спорте, но ловит себя на том, что притворяется, что интересуется тем, о чем говорят ее коллеги. У интроверта не так много энергии, но он создает высокоэнергетический фасад, чтобы соответствовать другим. Или кто-то обиделся на друга, но ничего не говорит, хотя и хочет.
8. Экзистенциальный конфликт
Экзистенциальный конфликт включает в себя чувство дискомфорта и путаницу в отношении жизни, особенно когда возникают два противоположных убеждения или желания. Например, ненавидеть жизнь, но любить жизнь одновременно. Или желая жить полной жизнью, но не желая вносить какие-либо изменения или выходить из зоны комфорта. Экзистенциальный конфликт может быть направлен и на мир, например, желая спасти нашу планету, но при этом полагая, что она обречена.
Обратите внимание, что все эти примеры внутреннего конфликта часто пересекаются друг с другом. Этот список также не является окончательным, поэтому не стесняйтесь оставлять комментарии, если считаете, что я упустил какие-либо типы внутренних конфликтов.
Как обрести душевный покой
Всякая война возникает внутри как внутренний конфликт. И в чем первопричина внутреннего конфликта? Привязанность к убеждениям, желаниям и ожиданиям.
Проще говоря, все наши страдания происходят, когда мы верим своим мыслям, вместо того, чтобы видеть их такими, какие они есть на самом деле: проходящие колебания энергии в мозгу. Управляем ли мы своими мыслями? Нет. В противном случае мы всегда выбирали бы счастливые и гармоничные мысли. Мы даже не знаем, какой будет наша следующая мысль или какими будут наши следующие десять мыслей, потому что все они спонтанно возникают и исчезают в уме. Если мы не контролируем эти мысли, то как они могут что-то значить для нас, если мы не придаем им смысл?
Если вы сможете правильно понять то, что я только что написал, вы обнаружите, что большая часть вашего внутреннего конфликта очень быстро рассеивается. Просто сядьте так долго, как хотите, и постарайтесь заметить, откуда приходят ваши мысли. Вы их контролируете? Или… они контролируют вас?
Помимо этого, вот еще несколько советов, которые, я надеюсь, помогут вам обрести душевное спокойствие и ясность:
- Различайте интуицию и страх. Интуитивный голос в вашем сердце очень чистый, сильный и бесстрастный. Однако испуганный голос расплывчатый и эмоционально заряженный. Научитесь различать эти два голоса, потому что их часто путают. Узнайте больше о том, как следовать своей интуиции.
- Какой выбор в долгосрочной перспективе будет самым мудрым? Когда наше сердце доминирует, мы склонны принимать необдуманные, необдуманные решения. Вот тут-то и пригодится голова: предвидение. Предвидение — это мудрость. С теми ограниченными знаниями, которые у вас есть прямо сейчас, какое решение может показаться самым мудрым в долгосрочной перспективе?
- Взвесьте все за и против. Если вам сложно найти ясность, разделите страницу на две части. Перечислите все плюсы вашего решения с одной стороны и минусы с другой.
- Определите приоритет номер один. Внутренний конфликт часто возникает, когда у нас нет четкого приоритета. Что является вашим самым большим приоритетом на данный момент? Что вы цените больше всего?
- Какие ошибочные убеждения подпитывают ваше замешательство? Какие ложные, вводящие в заблуждение, ограничивающие или второстепенные убеждения вызывают конфликт внутри вас? Запишите свою проблему на странице и рядом с ней спросите «Почему?» Например, вы можете сохранить работу, но при этом хотите оставаться дома с детьми. Неустанно спрашивая, почему, вы можете обнаружить, что считаете, что пребывание дома с детьми делает вас неудачником, и вы переняли это убеждение от общества.
- Будьте безжалостно честны: чего вы боитесь? В основе внутреннего конфликта всегда лежит страх. Что разжигает ваш когнитивный диссонанс? Чего вы действительно боитесь? Иногда обнаружение скрытого страха помогает вам обрести ясность и направление.
- Что такое «меньшее из двух зол»? Если бы вам пришлось выбирать — пистолет к голове — какое решение вы бы приняли?
- Взгляните на будущее. С точки зрения вас, лежащего на смертном одре, о чем бы вы сожалели больше всего?
- Что препятствует потоку? Один из простых способов понять, чему «не суждено быть», — это выяснить, что вызывает наибольшее сопротивление в вашей жизни. Помните, жизнь течет без усилий. Наши мысли и желания режут поток. Итак, исследуйте, что вызывает наибольшее сопротивление в вашей жизни. Вы цепляетесь за корабль, который давно уплыл?
- Что может быть более любящим? Вы уважаете свою подлинность или уважаете то, что, по вашему «думанию», вы должны делать/быть? Какой подход или выбор более соответствует истине, любви?
- Есть ли более важная основная проблема? Иногда внутренний конфликт на самом деле скрывает более глубокие проблемы, которые необходимо изучить, чтобы найти решение, такие как негативная самооценка, нерешенный стыд или детские раны.