Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальные потребности человека это: Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс – Учительская газета

Основные социальные потребности

Большинство людей начинает испытывать заинтересованность в работе, если удовлетворена хотя бы одна, или более, из трех основных социальных потребностей:

  • Потребность в достижениях.
  • Потребность в принадлежности.
  • Потребность оказывать влияние.

Люди с высокой потребностью в достижениях (часто встречаются среди исполнительного персонала) стремятся выполнять свою работу наилучшим образом. Они обычно сосредоточены на задании и предпочитают работать в одиночку. Им нравится поощрять других и самим получать поощрения – это помогает им достичь подтверждения хорошего качества своей работы. Эти люди много говорят об успехах и достижениях.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивацией «Потребность в достижениях» могут быть:

  • обеспечение конкретности поручаемых заданий,
  • обеспечение адекватности поручаемых заданий возможностям человека,
  • поручение контролировать и оценивать работу других, осуществлять поощрение,
  • фиксация успехов и достижений, разнообразные поощрения,
  • предоставление возможности освещать успехи и достижения организации (например, на итоговых собраниях организации).

При позитивном мотивировании эти люди могут быть эффективными администраторами, секретарями, профильными специалистами, работа которых требует индивидуальной ответственности.

Люди с высокой потребностью в принадлежности (часто являются добровольцами) мечтают о дружеских отношениях. Для них гораздо важнее не достигать, а принадлежать, быть частью чего-либо. Самое главное для них – человеческие взаимоотношения. Такие люди любят работать в коллективе и приобретают много верных друзей. Они хорошо ладят с окружающими, но избегают руководящих должностей, поскольку для них всегда на первом месте люди. Будучи слишком ранимыми, они стараются не участвовать в конфликтах, конфронтации, не замечать вызова. Они будут усердно работать на благо команды.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность в принадлежности» могут быть:

  • создание благоприятной теплой дружеской атмосферы в команде,
  • обеспечение доброжелательного внимания лидеров,
  • поручение заданий требующих короткого времени исполнения,
  • обеспечение значимой для организации работы, но не в связи с управлением,
  • поручение подготовки и ведения мероприятий, связанных с неформальной жизнью команды (праздники, вечеринки, поездки, поздравления и т. п.),
  • предложения разработки стиля, логотипа организации, др. символики.

При позитивном мотивировании эти люди могут быть эффективными социальными работниками, PR -специалистами, пресс-секретарями, фандрайзерами.

Люди, у которых потребность оказывать влияние, наиболее ярко выражена (часто встречаются в организациях донорах, в структурах власти, в деловых кругах), обычно стараются повлиять на ситуацию и на других людей. Их мотив часто называют «мотивом власти». Из этих людей получаются хорошие лидеры (как формальные, так и неформальные). Их желание поддержать, дать необходимые советы и рекомендации, бывает очень полезно. Они оказываются хорошими социальными организаторами и часто предпринимают попытки изменить что-то к лучшему.

Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность оказывать влияние» могут быть:

  • предложение сотрудничества в достижении высоких целей,
  • предложение заданий, для которых необходимы качества лидера и наставника,
  • включение в деятельность связанную с разработкой стандартов управления, деятельности, проектов,
  • содействие развитию их экспертных, консультационных, тренерских и наставнических способностей и навыков.

При благоприятных условиях и позитивном мотивировании эти люди становятся эффективными членами руководящих органов, донорами, экспертами, менеджерами, тренерами, наставниками.

Каждый из нас в той или иной мере испытывает все эти три потребности. Для большинства людей доминирующей оказывается одна из них, для некоторых – две. Люди, у которых все три мотива выражены одинаково сильно, встречаются редко. Важно помнить, что как индивидуальные, так и социальные потребности людей изменяются! 

Эта концепция основана на работе профессора Гарвардского университета Дэвида Макклелланда, который обобщил результаты более чем сорокалетних исследований основных социальных мотивов и потребностей, проводившихся учеными разных стран.

Вот несколько интересных и полезных фактов из этого исследования:

1. Три основных социальных потребности одинаково распространены в любом обществе.

2. Распределение потребностей не зависит от пола, т.е. мужчины испытывают потребность в принадлежности не реже, чем женщины.

3. У 60% населения будет ярко выражена лишь одна потребность.

4. У 29% людей ярко выраженных потребностей будет две.

5. У одного процента все три потребности будут на одном уровне – этими людьми управлять труднее всего.

6. Есть и другие потребности – потребность в еде, сне, сексе и т.п. Но они крайне незначительно влияют на поведение человека в рабочей обстановке.

7. Мотивационная кривая формируется в подростковом возрасте.

8. Мотивационная кривая обладает некоторой гибкостью. Ее можно подвергнуть тем, или иным изменениям.

9. Ослабить или усилить мотив можно лишь часа на два. После этого мотивационная кривая возвращается в прежнее положение.

10. Руководители и лидеры могут использовать различные стили общения и управления, давать разнообразные задания и формировать условия, создавать ситуации, чтобы усилить мотивацию людей1.



1

Практическая библиотечка координатора добровольцев : сборник методических и практических рекомендаций, выпуск 1 : в 25 ч. / под общ. ред. В.А. Лукьянова и С.Р. Михайловой. СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. – Ч.2, стр. 22-25

что такое, примеры, классификация кратко

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 65.

Обновлено 30 Апреля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 65.

Обновлено 30 Апреля, 2022

В основе деятельности человека лежит удовлетворение потребностей. Они возникают постоянно и касаются разных сторон нашей жизни. Некоторые нужды (такие, как желание утолить голод, отдохнуть) можно удовлетворить быстро. Другие (например, стремление достичь вершин карьеры, развить талант) требуют значительных усилий и временных затрат. Узнаем, какие виды потребностей выделяются, что такое социальные потребности, чем они отличаются от других групп.

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. В современной науке наибольшее распространение получило разделение всех нужд на три большие группы. Кратко познакомимся с каждой из них.

  • Биологические потребности иногда называют физиологическими, естественными. Это нужды организма, данные ему от природы. К ним можно отнести чувство голода и жажды, необходимость в свежем воздухе, стремление отдохнуть. Без их удовлетворения тело человека не сможет функционировать. Так, если в организм не поступает вода в течение недели, происходит процесс обезвоживания, который приводит к гибели.
  • В основе социальных потребностей лежит нужда во взаимодействии с окружающими. Человек не способен существовать без социума. Он испытывает необходимость в признании и поддержке, в труде.
  • Духовные потребности также называют идеальными. Они касаются внутреннего мира личности.
    Примером может быть нужда в саморазвитии, в приобретении новых сведений об окружающей действительности, в творчестве.
Рис. 1. Схема «Виды потребностей».

Известный американский учёный А. Маслоу в прошлом столетии создал пирамиду потребностей. Он разделил все нужды человека на две группы: первичные, к которым относятся потребности организма, и вторичные, возникающие после удовлетворения первичных.

Рис. 2. Абрахам Маслоу.

Социальные потребности

Социальные потребности человека связаны с его взаимоотношениями с обществом. Люди не могут существовать изолированно от окружающих. Они испытывают нужду в общении, в поддержке родных и близких, в признании своих достижений.

Проиллюстрировать необходимость удовлетворения социальных потребностей можно следующим примером. Новорождённый ребёнок испытывает нужду в питании, тепле, комфорте, уходе. Для того чтобы он вырос полноценной личностью, еды и одежды недостаточно. Только в процессе общения с родителями и другими родственниками он может усвоить правила поведения, пройти процесс социализации.

Существует множество примеров того, как одичавшие дети, выкормленные животными, развивались физически, но не могли существовать в обществе. Когда они попадают в обстановку, привычную для обычного ребёнка, дети-маугли испытывают дискомфорт: не могут освоить столовые приборы, с трудом овладевают членораздельной речью, не желают спать на мягкой постели. Иначе говоря, если ребёнок длительное время развивается изолированно от общества, он не является полноценной личностью.

Герой американского фильма «Изгой» (2000 г.) в результате авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. В течение пяти лет он находится в полной изоляции. Для того чтобы сохранить рассудок, он начинает общаться с волейбольным мячом, даёт ему имя Уилсон. Этот предмет с нарисованным человеческим лицом становится единственным другом главного героя. Потеря мяча наносит американцу глубокую психологическую травму.

Рис. 3. Мяч Уилсон из фильма «Изгой».

Данная картина является ярким примером того, какую важную роль играют социальные человеческие потребности. Без их удовлетворения невозможно остаться полноценной личностью, способной к саморазвитию.

Что мы узнали?

В современной науке выделяется три группы потребностей: биологические, социальные и духовные. В основе социальных лежит нужда в общении, признании, заботе, труде.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 65.


А какая ваша оценка?

Социальные потребности — это право человека

В апреле 2020 года врач скорой помощи в Торонто Ари Гринвальд подал онлайн-петицию с требованием предоставить своим пациентам в больнице планшеты и телефоны, поскольку больницы ввели строгие правила «Нет посетителей», чтобы ограничить распространение COVID-19. Гринвальд сказал: «Какой бы сложной ни была для всех нас эта эра здравоохранения COVID, самая сложная часть ухода за пациентами в наши дни — это наблюдать, как пациенты страдают в одиночестве, без семьи и друзей у их постели».

Никакие правила для посетителей не ограничивают пациентов доступом к объятиям и общению членов семьи. Они также лишают эти семьи возможности заботиться о своих близких, пока они находятся в больнице. Члены семьи не могут держать их за руку, когда они умирают, или попрощаться лично и облегчить свое горе, зная, что в конце концов они поддержали своего любимого человека. В счастливых случаях, когда у пациента есть устройство в больнице, семьи могут попрощаться в Интернете. Но многие другие семьи узнают по телефону от медицинского работника, что их любимый человек умер без них.

Отсутствие правил посещения, социальное дистанцирование, самоизоляция и карантин мучают нас, потому что мы глубоко социальные существа. Наши социальные потребности могут быть даже более важными, чем наши потребности в еде, воде и жилье. Социальные потребности являются правом человека.

Мы настолько глубоко социальны, что удовлетворение наших социальных потребностей — в достойном человеческом контакте, принятии в сообществе, товарищеских отношениях, любовных отношениях и взаимозависимой заботе — важнее, чем удовлетворение почти всех других потребностей, которые у нас есть. Исключениями являются наша основная потребность в выживании, приоритетом которой являются приказы о социальном дистанцировании, и наша потребность в чистом, пригодном для дыхания воздухе. (Зажмите нос и закройте рот на две минуты, чтобы убедиться, что вы не согласны с тем, насколько фундаментально  что  необходимость.)

Мысль о том, что наши социальные потребности важнее, чем наши потребности в еде, воде, жилье, здоровье, образовании, свободном передвижении, свободе слова, надлежащей правовой процедуре и т. тягу среди социальных психологов, нейробиологов и некоторых философов, что подразумевает, что знаменитая пирамида Абрахама Маслоу иерархии потребностей неправильно упорядочена.

Маслоу поместил на нижний, самый базовый уровень своей пирамиды наши физиологические потребности в еде, воде и сне, а затем, на втором уровне, наши потребности в безопасности, в физическом укрытии, телесной безопасности и здоровье. Он назвал их нашими основные потребности. Над ними стоят наши так называемые психологические потребности, которые включают на третьем уровне наши потребности в принадлежности, близких отношениях, дружбе и любви, а на четвертом уровне наши потребности в уважении и чувстве выполненного долга. Наконец, на вершине этой пятиуровневой пирамиды находятся наши потребности в самореализации, чтобы полностью реализовать свой потенциал в творчестве.

Есть несколько причин, по которым рейтинг потребностей Маслоу составлен неправильно, и наши социальные потребности действительно находятся на самом нижнем, самом базовом уровне.

Люди неизбежно зависят друг от друга в доступе к товарам, которые Маслоу считал самыми основными. Мы не можем получить безопасный доступ к еде, воде, безопасному месту для отдыха, медицинскому обслуживанию или физической безопасности без постоянной поддержки других людей. Это наиболее очевидно, когда мы младенцы и дети.

Но не только в детстве мы зависим друг от друга в удовлетворении своих потребностей. На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с бесчисленными трудностями, с которыми не можем справиться без посторонней помощи, включая рождение ребенка, переживание болезни, восстановление после травмы, встречу со смертью, горе, потерю работы, возвращение из тюрьмы или изгнания, получение образования, самовыражение и т. взращивание духовности и веры.

Но наши социальные нужды важны и сами по себе. Даже когда мы здоровые, дееспособные взрослые, нас определяет наша социальность. Наш мозг запрограммирован думать о социальных связях, когда мы не заставляем их думать о других вещах: это наша нейронная сеть по умолчанию. И мы обычно предпочитаем проводить большую часть времени бодрствования с другими людьми.

Скептик может заметить, что (некоторые) люди могут прекрасно существовать без человеческого контакта. В конце концов, есть некоторые настоящие Робинзоны Крузо, такие как Ричард Проеннеке, бывший военный плотник, механик и натуралист-самоучка, который жил в одиночестве в Твин-Лейкс, Аляска, почти 30 лет.

Но Робинзоны Крузо исключительны, и их способность выживать или процветать в изоляции не меняет того факта, что большинству из нас нужны постоянные поддерживающие социальные контакты и забота.

Если наши социальные потребности настолько фундаментальны, базисны и универсальны, то они обязательно ведут нас на территорию прав человека. Права человека защищают грубый моральный минимум, то есть наименьшее, что мы должны друг другу как человеческие существа. Мы должны иметь, по крайней мере, право человека на защиту от социальной депривации, или, скорее, право иметь доступ к достойным человеческим контактам, пытаться формировать и поддерживать хорошие социальные связи, быть защищенными в наших связях, когда они существуют, быть устанавливать поддерживающие связи, когда мы не можем сделать социальные предложения, и иметь социальные ресурсы, необходимые для поддержки людей, о которых мы заботимся.

Социальная депривация возникает не только в учреждениях принудительной изоляции, таких как одиночное заключение, изолированное иммиграционное задержание или карантин. Мы также можем быть социально лишены, когда нас окружают люди, которые жестоко с нами обращаются. Такова реальность многих тюрем, где жизнь заключенных определяется насилием, сексуальными посягательствами, домогательствами и запугиванием.

Душераздирающе, но дом также может быть местом социальной депривации, когда он определяется жестоким обращением. Всплеск сообщений о домашнем насилии во многих странах во время COVID-19пандемия является свидетельством трагедии, которую правительства предвидели, закрывая школы. Многие люди, в том числе многие дети, ведут социально неблагополучный образ жизни.

Несмотря на социальные ужасы, от которых страдают многие люди, время пандемии также стало свидетелем значительного излияния социальных инициатив и социальных пожертвований. В новостях рассказывается об известном отеле, который обнародовал свой секретный рецепт печенья, и о детских артистах, которые предлагают бесплатные онлайн-уроки. Есть обувные компании и компании по производству очков, предоставляющие бесплатные товары работникам здравоохранения, а также рестораны, в которых работают бесплатные столовые (доставляются людям на дом). Есть семьи, которые делятся припасами и делают покупки друг для друга, театры публикуют концерты, спектакли и мюзиклы бесплатно в Интернете, а продавец аудиокниг делает детский раздел бесплатным, пока школы закрыты. Есть люди в изоляции, опускающие корзины с хлебом с балконов своих квартир для бездомных внизу, а также актеры и звезды спорта, которые используют свою известность, чтобы доставить больше средств индивидуальной защиты для работников здравоохранения. Состоятельные люди делают существенные пожертвования; отели предлагают бесплатные номера для переутомленных работников здравоохранения и вновь прибывших иммигрантов; и тысячи желающих добровольцев хотят помочь. Во всем мире раздаются вечерние приветствия работникам здравоохранения, а страны жертвуют средства индивидуальной защиты другим странам, которые в них больше нуждаются.

Все последствия этого сезона социального хаоса еще предстоит увидеть. Мы сделали необходимый выбор, отдав предпочтение человеческой жизни и здоровью, а не социальности. Но мы платим за это высокую цену — часто невидимо высокую цену, — которую мы не должны игнорировать. Мы изначально социальные существа. Таблетки в больницах, разговоры лицом к лицу и объятия так же важны, как еда и вода для нашего выживания и благополучия.

Избранное изображение предоставлено Тимом Моссхолдером на Unsplash

Теории потребностей | Введение в бизнес

Мотивацию человека можно определить как удовлетворение различных потребностей. Эти потребности могут охватывать целый ряд человеческих желаний, от основных, осязаемых потребностей выживания до сложных эмоциональных потребностей, связанных с психологическим благополучием человека.

Авраам Маслоу был социальным психологом, который интересовался широким спектром психологических потребностей человека, а не отдельными психологическими проблемами. Он наиболее известен своей теорией иерархии потребностей. Представленная в виде пирамиды (показанной на рисунке 1 ниже), эта теория упорядочивает различные уровни человеческих психологических и физических потребностей в порядке важности.

Потребности в иерархии Маслоу включают физиологические потребности (еда и одежда), потребности в безопасности (обеспеченность работой), социальные потребности (дружба), самооценку и самоактуализацию. Эта иерархия может использоваться менеджерами, чтобы лучше понять потребности и мотивацию сотрудников и решать их таким образом, чтобы добиться высокой производительности и удовлетворенности работой.

Внизу пирамиды находятся физиологические (или базовые) потребности человека, необходимые для выживания: пища, кров, вода, сон и т. д. Если эти потребности не удовлетворяются, организм не может продолжать функционировать. Столкнувшись с нехваткой еды, любви и безопасности, большинство людей, вероятно, сочли бы еду своей самой насущной потребностью.

Когда физические потребности удовлетворены, индивидуальная безопасность становится важнее. Потребности в безопасности и безопасности включают личную безопасность, финансовую безопасность, здоровье и благополучие. Эти первые два уровня важны для физического выживания человека. Как только люди получают базовое питание, кров и безопасность, они стремятся удовлетворить потребности более высокого уровня.

Третий уровень потребности – это любовь и принадлежность, которые являются психосоциальными потребностями; когда люди позаботились о себе физически, они могут удовлетворить свою потребность делиться и общаться с другими. Недостатки на этом уровне из-за пренебрежения, избегания, остракизма и т. д. могут повлиять на способность человека формировать и поддерживать эмоционально значимые отношения. Людям необходимо чувствовать чувство принадлежности и принятия, исходит ли оно от большой социальной группы или от небольшой сети семьи и друзей. Другими источниками социальных связей могут быть профессиональные организации, клубы, религиозные группы, сайты социальных сетей и т. д. Людям нужно любить и быть любимыми (сексуально и несексуально) другими. Без этих привязанностей люди могут быть уязвимы для психологических трудностей, таких как одиночество, социальная тревожность и депрессия (и эти состояния, когда они тяжелые, могут ухудшить способность человека удовлетворять основные физиологические потребности, такие как еда и сон).

Четвертый уровень — это уважение, которое представляет собой нормальное человеческое желание быть оцененным и подтвержденным другими, например, через признание успешности или статуса. Этот уровень также включает самооценку, которая относится к уважению и принятию себя. Дисбаланс на этом уровне может привести к низкой самооценке или комплексу неполноценности. Люди, страдающие от низкой самооценки, могут обнаружить, что внешнее одобрение со стороны других — через известность, славу, почести и т. д. — лишь частично или временно удовлетворяет их потребности на этом уровне.

На вершине пирамиды находится самореализация. На этом этапе люди чувствуют, что полностью раскрыли свой потенциал и делают все, на что способны. Самоактуализация редко бывает постоянным чувством или состоянием. Скорее, это относится к постоянной потребности в личностном росте и открытиях, которые люди получают на протяжении всей своей жизни. Самореализация может произойти после достижения важной цели или преодоления определенной проблемы и может быть отмечена новым чувством уверенности в себе или удовлетворения.

Иерархия потребностей и организационная теория

Иерархия потребностей Маслоу имеет отношение к организационной теории, поскольку обе они связаны с человеческой мотивацией. Понимание того, что нужно людям и чем они отличаются, является важной частью эффективного управления. Например, некоторые люди работают в основном из-за денег (и удовлетворяют свои другие потребности в другом месте), но другим нравится ходить на работу, потому что они любят своих коллег или чувствуют, что другие уважают их и ценят за их хорошую работу. Иерархия потребностей Маслоу предполагает, что если не удовлетворена более низкая потребность, то более высокие будут игнорироваться. Например, если сотрудникам не хватает гарантий занятости и они беспокоятся, что их уволят, они будут гораздо больше озабочены своим финансовым благополучием и удовлетворением более низких потребностей (оплата аренды, счетов и т. д.), чем дружба и уважение на работе. Однако, если сотрудники получают адекватную финансовую компенсацию (и имеют гарантии занятости), значимые групповые отношения и похвала за хорошую работу могут быть более важными мотиваторами.

Когда потребности не удовлетворяются, сотрудники могут сильно разочароваться. Например, если кто-то усердно работает для продвижения по службе и не получает должного признания, он может потерять мотивацию и приложить меньше усилий. Кроме того, когда потребность удовлетворяется , она больше не будет выполнять мотивирующую функцию — следующий уровень в иерархии потребностей станет более важным. С точки зрения руководства поддержание мотивации сотрудников может показаться чем-то вроде движущейся цели. Люди редко четко вписываются в пирамиды или диаграммы, а их потребности сложны и часто меняются со временем. Например, Мария — давний сотрудник, пунктуальный, выполняет работу качественно и нравится коллегам. Однако ее начальник начинает замечать, что она опаздывает и кажется отвлеченной на работе. Он заключает, что Марии надоела ее работа, и она хочет уйти. Когда он вызывает ее в свой офис для полугодовой аттестации, он поднимает эти вопросы. К своему удивлению и огорчению, надзиратель узнает, что муж Марии шесть месяцев назад потерял работу, и, не в силах платить по ипотеке, они живут в местной гостинице. Мария спустилась вниз по пирамиде потребностей, и, если руководитель хочет быть эффективным менеджером, он должен адаптировать мотивационные подходы, которые он использует с ней. Короче говоря, лучшая стратегия менеджера состоит в том, чтобы признать эту сложность и попытаться оставаться настроенным на то, что, по словам сотрудников, им нужно.

ЭРГ-теория Альдерфера

Клейтон Пол Альдерфер — американский психолог, разработавший иерархию потребностей Маслоу в собственную теорию. ЭРГ-теория Альдерфера предполагает, что существует три группы основных потребностей: существование ( E ), родство ( R ) и рост ( G

2 ) — отсюда и аббревиатура G

2 . Эти группы соответствуют уровням физиологических потребностей, социальных потребностей и потребностей самореализации по Маслоу соответственно.

Потребности «существования» касаются наших основных материальных потребностей для жизни. К ним относятся то, что Маслоу классифицировал как физиологические потребности (такие как воздух, пища, вода и кров) и потребности, связанные с безопасностью (такие как здоровье, стабильная работа и собственность).

Потребность в «родственности» связана с важностью поддержания межличностных отношений. Эти потребности основаны на социальных взаимодействиях с другими людьми и соответствуют уровням любви/принадлежности Маслоу (таким как дружба, семья и сексуальная близость) и потребностям, связанным с уважением (получение уважения других).

Наконец, «потребности роста» описывают наше внутреннее стремление к личному развитию. Эти потребности совпадают с другой частью потребностей Маслоу, связанных с уважением (самоуважение, уверенность в себе и достижения) и потребностей в самореализации (таких как мораль, творчество, решение проблем и открытия).

Альдерфер предположил, что, когда определенная категория потребностей не удовлетворяется, люди удваивают свои усилия для удовлетворения потребностей более низкой категории. Например, если чья-то самооценка страдает, он или она приложит больше усилий к категории потребностей, связанных.

Двухфакторная теория Герцберга

Американский психолог Фредерик Герцберг считается одним из великих оригинальных мыслителей в области управления и теории мотивации. Герцберг решил определить влияние отношения на мотивацию, просто попросив людей описать моменты, когда они чувствовали себя действительно хорошо и очень плохо по отношению к своей работе. Он обнаружил, что люди, которые хорошо относились к своей работе, реагировали совсем иначе, чем люди, которые чувствовали себя плохо.

Результаты этого исследования составляют основу Мотивационно-гигиенической теории Герцберга (иногда известной как «Теория двух факторов Герцберга» ). Опубликованные в его знаменитой статье «Еще раз: как вы мотивируете сотрудников» выводы, которые он сделал, оказались чрезвычайно влиятельными и до сих пор составляют основу хорошей мотивационной практики почти полвека спустя. Он особенно известен за свою двухфакторную теорию, согласно которой существует два разных набора факторов, определяющих удовлетворенность работой и неудовлетворенность работой: «гигиенические факторы», или внешние мотиваторы, и «факторы мотивации», или внутренние мотиваторы.

Гигиенические факторы или внешние мотиваторы, как правило, представляют собой более осязаемые, базовые потребности, т. е. виды потребностей, включенные в категорию потребностей существования в теории ERG или в более низкие уровни иерархии потребностей Маслоу. К внешним мотиваторам относятся статус, гарантия занятости, заработная плата и дополнительные льготы. Руководителям важно понимать, что отсутствие надлежащих и ожидаемых внешних мотиваторов вызовет неудовлетворенность и снизит мотивацию среди сотрудников.

Факторы мотивации, или внутренние мотиваторы, как правило, представляют собой менее материальные, более эмоциональные потребности, т. е. виды потребностей, идентифицированные в категориях «связанность» и «рост» потребностей в теории ERG и на более высоких уровнях Иерархия потребностей Маслоу. Внутренние мотиваторы включают в себя сложную работу, признание, отношения и потенциал роста. Менеджеры должны понимать, что, хотя эти потребности могут выходить за рамки более традиционных возможностей рабочего места, они могут иметь решающее значение для высокой индивидуальной и командной работы.

Фактор, который отличает двухфакторную теорию от других, которые мы обсуждали, — это роль ожиданий сотрудников . По Герцбергу, внутренние мотиваторы и внешние мотиваторы находятся в обратной зависимости. То есть внутренние мотиваторы, как правило, повышают мотивацию, когда они присутствуют, в то время как внешние мотиваторы, как правило, снижают мотивацию, когда они отсутствуют. Это связано с ожиданиями сотрудников. Ожидаются внешние мотиваторы (например, зарплата, льготы), поэтому они не будут повышать мотивацию, когда они есть, но вызовут неудовлетворенность, когда их не будет. Внутренние мотиваторы (например, сложная работа, потенциал роста), с другой стороны, могут быть источником дополнительной мотивации, когда они доступны.

Если руководство хочет повысить удовлетворенность сотрудников работой, оно должно заботиться о характере самой работы — возможностях, которые она предоставляет сотрудникам для получения статуса, принятия на себя ответственности и достижения самореализации. Если, с другой стороны, руководство хочет уменьшить неудовлетворенность, то оно должно сосредоточиться на рабочей среде — политике, процедурах, надзоре и условиях труда. Чтобы обеспечить удовлетворенность и продуктивность рабочей силы, менеджеры должны обращать внимание на оба набора факторов работы.

Посмотрите следующие видеоролики, чтобы услышать объяснение этих принципов самим Фредериком Герцбергом (в прокуренном лекционном зале 1970-х годов!).

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

Психолог Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда разделяет потребности сотрудников на три категории, а не на две, которые мы обсуждали в теории Герцберга. Эти три категории: достижение , принадлежность и мощность .

Сотрудниками, которые сильно мотивированы на достижения , движет стремление к мастерству. Они предпочитают работать над задачами средней сложности, в которых результаты являются результатом их усилий, а не удачи. Они ценят отзывы о своей работе.

Сотрудники, которые сильно мотивированы принадлежностью, движимы желанием создавать и поддерживать социальные отношения. Им нравится принадлежать к группе, и они хотят чувствовать себя любимыми и принятыми. Они могут не стать эффективными менеджерами, потому что слишком беспокоятся о том, как к ним отнесутся другие.

Работники, которые сильно мотивированы властью движимы желанием влиять, учить или поощрять других. Им нравится работать, и они высоко ценят дисциплину. Однако они могут использовать подход с нулевой суммой к групповой работе: чтобы один человек выиграл или преуспел, другой должен проиграть или потерпеть неудачу. Однако при правильном направлении это может положительно сказаться на групповых целях и помочь другим в группе почувствовать себя компетентными.

Теория приобретенных потребностей не утверждает, что людей можно четко разделить на один из трех типов. Скорее, он утверждает, что все люди мотивированы всеми этими потребностями в разной степени и пропорциях. Баланс этих потребностей человека формирует своего рода профиль, который может быть полезен при создании индивидуальной мотивационной парадигмы для него. Важно отметить, что потребности не обязательно коррелируют с компетенциями; например, сотрудник может быть сильно мотивирован на принадлежность, но все же добиться успеха в ситуации, в которой ее потребности в принадлежности не удовлетворяются.

Макклелланд предполагает, что лица, занимающие высшие руководящие должности, как правило, имеют высокую потребность во власти и низкую потребность в членстве. Он также считает, что, хотя люди с потребностью в достижениях могут стать хорошими менеджерами, они, как правило, не подходят для того, чтобы занимать высшие руководящие должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *