Л. Козер Внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер. В тенденции такие конфликты содействуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп. Тем не менее сама социальная структура содержит гарантии единства внутригрупповых отношений перед лицом конфликта: это институциализация конфликта и определение степеней допустимости. Станет ли социальный конфликт средством стабилизации внутригрупповых отношений и согласования противоположных требований сторон или он окажется чреватым социальным взрывом, ответ на этот вопрос зависит от характера социальной структуры, в условиях которой развивается конфликт. Группы, отличающиеся тесными внутренними связями, значительной частотой интеракций и высоким уровнем личностной отвлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликтов. Частые контакты между членами таких групп придают большую насыщенность эмоциям любви и ненависти, что в свою очередь провоцирует рост враждебных настроений. Однако реализация враждебности осознается как угроза сложившимся близким отношениям; это обстоятельство впечет за собой подавление негативных эмоций и запрет на их открытое проявление. В группах, где индивиды находятся в тесных отношениях друг с другом, происходит постепенная аккумуляция, а следовательно, и усиление внутренних антагонизмов. Если в группе, которая ориентирована на предотвращение откровенных демонстраций ненависти, все же вспыхивает социальный конфликт, он будет особенно острым по двум причинам. Во-первых, потому, что этот конфликт явится не только средством разрешения проблемы, послужившей для него непосредственным поводом, но и своеобразной попыткой компенсации за все накопившиеся обиды, которые до сих пор не получали выхода. В группах с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного действия конфликта уменьшается. Для групп такого рода типичной будет множественность конфликтных ситуаций. Эта особенность сама по себе служит препятствием для нарушения внутригруппового единства. Энергия индивидов оказывается распыленной в самых разных направлениях, что мешает ее концентрации на уровне какой-либо одной взрывоопасной ситуации, чреватой расколом всей системы… До сих пор мы обсуждали только внутренние социальные конфликты. Теперь нам придется коснуться конфликта внешнего, поскольку конфликтные отношения с другими группами или намерение вступить в такие отношения существенно влияют на внутригрупповую структуру. Группы, которые поглощены непрерывной внешней борьбой, обычно претендуют на абсолютную личностную вовлеченность своих членов, с тем чтобы внутренний конфликт привел в действие весь их энергетический и эмоциональный потенциал. Поэтому такие группы отличаются нетерпимостью к более чем однократному нарушению внутреннего единства. Здесь существует ярко выраженная тенденция к подавлению внутренних конфликтов. Если же такой конфликт все-таки возникает, он ведет к ослаблению группы путем раскола или насильственного удаления инакомыслящих. Группы, не втянутые в постоянный внешний конфликт, реже требуют от своих членов всей полноты их личностного участия. Как правило, такие группы отличаются гибкостью структуры и внутренним равновесием — в значительной мере благодаря множественности конфликтных ситуаций. В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении. …Таким образом, в свободно структурированных группах и открытых обществах конфликт, который нацелен на снижение антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Предоставляя обеим сторонам безотлагательную возможность для прямого выражения противоборствующих требований, такие социальные системы могут изменить свою структуру и элиминировать источник недовольства. Свойственный им плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить социальное единство. Благодаря терпимости в отношении социальных конфликтов и попытке их институализации такие системы получают, в свое распоряжение важный механизм социальной стабилизации. Кроме того, конфликт внутри группы часто содействует появлению новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам. Общества с гибкой структурой извлекают из конфликтных ситуаций определенную пользу, поскольку конфликты, способствуя возникновению и изменению социальных норм, обеспечивают существование этих обществ в новых условиях. Подобный корректирующий механизм вряд ли возможен в жестких системах: подавляя конфликт, они блокируют специфический предупредительный сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы.Внутренний конфликт может также служить средством для определения взаимного соотношения сил защитников антагонистических интересов, превращаясь в механизм поддержания или изменения внутреннего баланса сил. Конфликтная ситуация равноценна нарушению прежнего соглашения сторон. В ходе конфликта выявляется реальный потенциал каждого из противников, после чего становится возможным новое равновесие между ними и возобновление прежних отношений на этой основе. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может легко избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти состояния, изменив существующее соотношение позиций власти. Конфликты с одними членами группы ведут к коалициям или союзам с другими. Посредством этих коалиций между некоторыми членами группы конфликт способствует снижению уровня социальной изоляции или объединению таких индивидов и групп, которые в противном случае, не связывали бы никакие иные отношения, кроме обоюдной ненависти. Социальная структура, которая запускает плюрализм конфликтных ситуаций, обладает механизмом соединения сторон, до тех пор изолированных, апатичных либо страдающих взаимной антипатией, для вовлечения их в сферу социальной активности. Подобная структура содействует также возникновению множества союзов и коалиций, преследующих множество перекрещивающихся целей, что, как мы помним, предотвращает объединение сил по какой-либо одной линии раскола. Поскольку союз и коалиция оформились в ходе конфликта с другими группами, этот конфликт в дальнейшем может служить в качестве разграничительной линии между коалициями и их социальным окружением. Тем самым социальный конфликт вносит вклад в структурирование более широкого социального окружения, определяя положение разных подгрупп внутри системы в распределяя позиции власти между ними. Не все социальные системы с частичным индивидуальным участием допускают свободное выражение противоборствующий, притязаний. Социальные системы отличаются друг от друга уровнем толерантности и институализации конфликтов; не существует таких обществ, где любое антагонистическое требование могло бы проявиться беспрепятственно и незамедлительно. Общества располагают способами канализации социального недовольства и негативных эмоций, сохраняя при этом целостность тех отношений, в рамках которых развился антагонизм. Для этого нередко используются социальные институты, выполняющие функции «предохранительных клапанов». Они предоставляют замещающие объекты для «переадресовки» настроений ненависти и средства для «освобождения» агрессивных тенденций. Подобные «отдушины» могут служить как для сохранения социальной структуры, так и для поддержания индивидуальной системы безопасности. Однако и в том и в другом случае им будет свойственна функциональная незавершенность. Препятствуя изменению отношений в изменившихся обстоятельствах, эти институты могут дать лишь частичный или мгновенный регулирующий эффект. Согласно некоторым гипотезам, потребность в институализированных социальных «клапанах» увеличивается вместе с ростом ригидности социальных систем, т. е. вслед за распространением запретов на непосредственное выражение антагонистических требований. Ииституализированные предохранительные системы меняют направление конфликта и исходную цель его субъектов. Последние не стремятся более к достижению специфического результата, т. Каталог: courses -> cinterrel0021 -> text Скачать 64.83 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении… Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному. .. Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует… Интересное: Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы… Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является… Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒ Понятие. Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Сущность. Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологомГ. Зиммелем. В работе«Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии —конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр. Немецкий социологР. Дарендорф создалтеорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их. Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника. Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс. Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основнымипризнаками конфликта являются: § наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная; § наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения; § взаимодействие конфликтующих сторон; § результаты конфликтного взаимодействия; § использование давления и даже силы. Структура. В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов: § объекта — конкретной причины столкновения субъектов; § двух и болеесубъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; § инцидента — формального повода для начала открытого противоборства. Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта. Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта. Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Функции. Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся: § функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”; § «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться; § функция стимулятора и движущей силы социальных изменений; § функция содействия формированию социально необходимого равновесия; § гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений; § оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм; § оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы. Деструктивные (негативные) функции конфликта,т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как: § неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда; § уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций; § абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации; § представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных; § сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами; § увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти; § смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы; § возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем. Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее: § отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта; § подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции; § степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития; § следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. ⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒ Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства. .. Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… |
Теория конфликтов | Введение в социологию
Результаты обучения
- Обобщение теории конфликта
- Применение теории конфликта
Социологическая парадигма № 2: теория конфликта
Теория конфликтов рассматривает общество как конкуренцию за ограниченные ресурсы. Эта перспектива представляет собой подход макроуровня, который больше всего ассоциируется с работами немецкого философа и социолога Карла Маркса (1818–1883), который рассматривал общество как состоящее из двух классов, буржуазия (капиталист) и пролетариат (рабочие), которые должны конкурировать за социальные, материальные и политические ресурсы, такие как еда и жилье, занятость, образование и свободное время. Социальные институты, такие как правительство, образование и религия, отражают эту конкуренцию в присущем им неравенстве и помогают поддерживать неравную социальную структуру.
В экономической сфере Маркс сосредоточился на «способе производства» (например, промышленная фабрика) и «производственных отношениях» (например, неравная власть между рабочими и фабрикантами). Буржуазия владеет средствами производства и контролирует их, что приводит к эксплуатации из-за мотива прибыли. При таком устройстве пролетарии могут продавать только свой труд и не владеют капиталом и не контролируют его. Ложное сознание — это термин Маркса, обозначающий неспособность пролетариата увидеть свое реальное положение в рамках классовой системы, неправильное распознавание, которое осложняется контролем, который буржуазия часто осуществляет над средствами массовой информации, распространяющими и нормализующими информацию. Это лишь некоторые из структурных ограничений, которые мешают рабочим объединиться в том, что Маркс назвал классовым сознанием , или общей групповой идентичностью эксплуатируемых пролетариев и потенциальных революционеров.
Смотреть
Посмотрите это видео, чтобы получить обзор теории конфликта Маркса.
Рис. 1. Макс Вебер.
Немецкий социолог Макс Вебер соглашался с некоторыми основными идеями Маркса, но также считал, что помимо экономического неравенства существует неравенство политической власти и социальной структуры, вызывающее конфликты. Вебер отметил, что разные группы по-разному пострадали в зависимости от образования, расы и пола, и что реакция людей на неравенство сдерживалась классовыми различиями и уровнем социальной мобильности, а также представлениями о легитимности тех, кто находится у власти.
Ида Б. Уэллс сформулировала точку зрения на конфликт, когда она теоретизировала связь между ростом числа линчеваний и увеличением социально-экономической мобильности чернокожих в Соединенных Штатах с конца 1800-х до середины 20-го века. Она также исследовала конкуренцию внутри феминистского движения , поскольку женщины боролись за право голоса, однако предположительно эгалитарные основные суфражистские движения возглавлялись белыми женщинами, которые исключали чернокожих женщин из избирательного права. В.Э.Б. Дюбуа также исследовал расу в США и в американских колониях с точки зрения конфликта и подчеркнул важность резервной рабочей силы, состоящей из чернокожих. Парадигмы расового конфликта будут рассмотрены позже в модуле, посвященном расе и этнической принадлежности.
Теория рас и конфликтов
W.E.B. Дюбуа — классический социолог, получивший степень доктора философии. из Гарвардского университета в 1895 году (первый чернокожий, сделавший это), сделал чрезвычайно продуктивную карьеру с обширными публикациями, исследованиями, теоретизированием и активной деятельностью. The Philadelphia Negro (1896) считается одним из первых примеров научно оформленных и проведенных социологических исследований. Исследование Дюбуа включало более 2500 личных интервью, проведенных с афроамериканскими домохозяйствами в седьмом округе Филадельфии, и даже имело визуальное представление данных, таких как гистограммы, для иллюстрации реалий расизма 9.0047 [1]
Он вышел на национальную сцену со статьей, написанной для The Atlantic в 1897 году, в которой он описал двойное сознание . Прочитайте следующий отрывок из статьи Дюбуа, где он формулирует двойное сознание:
«Это своеобразное ощущение, это двойное сознание, это чувство всегда смотреть на себя глазами других, измерять свою душу рулеткой. мира, который смотрит на это с забавным презрением и жалостью. Чувствуется его двойственность — американец, негр; две души, две мысли, два непримиримых стремления; два противоборствующих идеала в одном темном теле, чья упорная сила удерживает его от разрыва на части. История американского негра — это история этой борьбы, этого стремления достичь сознательной зрелости, слить свое двойное «я» в лучшее и более истинное «я». В этом слиянии он не хочет, чтобы ни одно из его старых «я» не было потеряно. Он не хочет африканизировать Америку, потому что Америка слишком многому может научить мир и Африку; он не хочет обесцвечивать свою негритянскую кровь в потоке белого американизма, ибо он верит — возможно, глупо, но горячо, — что негритянская кровь еще несет в себе послание миру. Он просто хочет дать возможность человеку быть и негром, и американцем, не подвергаясь проклятиям и оплевыванию со стороны своих собратьев, не теряя возможности саморазвития». [2]
К. Райт Миллс, который ввел термин социологическое воображение , также использовал теорию конфликта для изучения систем власти и способов, которыми правительство, военные и корпорации формировали правящую элиту (1956) в Соединенных Штатах в 1950-е годы. Берни Сандерс поднял эти вопросы на президентских выборах в США в 2016 году, указав, что кандидаты как от республиканцев, так и от демократов принимают пожертвования на предвыборную кампанию от банков и инвестиционных компаний на Уолл-стрит, что, как он утверждал, сделает их подверженными корпоративному влиянию.
Попробуйте
Критика
Точно так же, как структурный функционализм подвергался критике за то, что слишком много внимания уделял стабильности обществ, теория конфликта подвергалась критике за то, что она имеет тенденцию сосредотачиваться на конфликте, исключая признание стабильности. Многие социальные структуры чрезвычайно стабильны или постепенно развиваются с течением времени, а не меняются резко, как предполагает теория конфликта.
Попробуйте
Гендер и теория конфликтов
Рисунок 2. За прошедшие годы требования феминисток изменились. Феминистки первой волны боролись за основные гражданские права, такие как право голоса, в то время как феминистки третьей волны занимаются более сложными социальными движениями, такими как постструктурализм.
Феминистская теория была разработана, чтобы заполнить пробел в марксизме и неомарксизме, который рассматривал класс, а не пол как отдельную категорию. Феминистская теория исследует гендер и гендерное неравенство, а также указывает на мужские аспекты теории конфликта. Он сосредоточен на анализе ограничений, с которыми сталкиваются женщины, когда они заявляют о своем праве на равенство с мужчинами. Кроме того, ученые-феминистки исследуют гендерную природу человеческих взаимодействий, что делает ее микросоциологической, а не макросоциологической теорией.
Ученые-феминистки изучают целый ряд тем, включая сексуальную ориентацию, расу, экономический статус и национальность. Однако в основе феминистской социологии лежит идея о том, что в большинстве обществ женщины систематически угнетались, а мужчины исторически доминировали. Эта система кажущегося «естественным» мужского контроля называется патриархатом .
Начиная с ранних работ женщин-социологов, таких как Харриет Мартино, феминистская социология сосредоточилась на властных отношениях и неравенстве между женщинами и мужчинами. Как можно решить проблему неравенства, с которой сталкиваются женщины?
Феминистская теория подвергалась критике за то, что на раннем этапе она сосредоточилась на жизненном опыте белых образованных женщин, которые представляют собой лишь небольшую часть американского общества. Теория пересечения исследует множественные, перекрывающиеся идентичности, которые включают чернокожих, латиноамериканок, азиаток, геев, трансгендеров, рабочего класса, бедных, одиноких родителей, работающих, домохозяек, иммигрантов и женщин без документов, среди прочих. Этот синтез аналитических категорий принимает во внимание разнообразный жизненный опыт самых разных женщин.
Если взять современный пример, движение #MeToo началось, когда белая актриса Эшли Джадд выступила в 2017 году и заявила, что кинопродюсер Харви Вайнштейн пригласил ее в свой гостиничный номер, приветствовал ее в халате и попросил сделать ему массаж или посмотреть ему душ. Фраза «я тоже» на самом деле была придумана в 2006 году Тараной Берк, чернокожей активисткой, которая стремилась привлечь внимание к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию. Многие другие богатые, белые, влиятельные женщины выступили вперед и написали или написали в Твиттере #MeToo. В течение одного года движение #MeToo стало интерсекционным, охватывающим отрасли, расовые и этнические группы, возраст, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность.
Попробуйте
глоссарий
- буржуазия:
- те, кто владел средствами производства (т.е. фабриканты во время промышленной революции)
- классовое сознание:
- осознание себя пролетарием, рабочим и понимание солидарности в классовой борьбе против буржуазии
- теория конфликта:
- теория, рассматривающая общество как конкуренцию за ограниченные ресурсы
- двойное сознание:
- термин, используемый для описания человека, личность которого разделена на несколько аспектов
- ложное сознание:
- пролетарии не в состоянии определить и понять свое классовое положение и эксплуатацию
- феминистка:
- тот, кто считает, что женщины должны быть равны мужчинам
- феминистская теория:
- критический анализ того, как гендер влияет на социальные структуры, власть и неравенство
- теория пересечений:
- использует множественные идентичности (такие как раса, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, экономический класс и т. д.) как важные для понимания неравенства
- патриархат:
- набор институциональных структур (таких как права собственности, доступ к властным позициям и источникам дохода), которые основаны на убеждении, что мужчины (патри означает «отец») являются и должны доминировать
- силовая элита:
- доминирующие лица и группы в вооруженных силах, деловом мире, правительствах и других учреждениях, которые находятся на вершине властной иерархии
- пролетариат:
- те, кто трудятся в средствах производства (рабочие) и не владеют и не распоряжаются капиталом, как это делает буржуазия
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
- Коул, Н.Л. обновлено в 2017 г. Как WEB DuBois оставил свой след в социологии. https://www.thoughtco.com/web-dubois-birthday-3026475 ↵
- Dubois, W. E.Burghardt. 1897. Стремления негритянского народа. Атлантический океан. https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1897/08/strivings-of-the-negro-people/305446/ ↵
Теория структурно-функционального и социального конфликта — 564 слова
Теория Структурный функционализм определяет социальные институты как коллективное целое, необходимое для удовлетворения различных потребностей людей, и концентрируется на средствах, с помощью которых эти институты удовлетворяют их социальные потребности. Структурный функционализм утверждает, что для того, чтобы общества выжили, они должны быть стабильными и сплоченными, а это исходит из солидарности. Однако теория конфликта считает, что общество строится на конкуренции, а не на солидарности и социальной гармонии. Он считает, что общество полно неравенства, которое порождает изменения и конфликты между всеми.
Структурный функционализм больше внимания уделяет социальному порядку, чем социальным изменениям, в отличие от теории конфликта, которая считает, что фундаментальные изменения и конфликты в обществе неизбежны. Структурный функционализм считал, что человек просто является исполнителем своей социальной роли и, таким образом, значим не только сам по себе, но и просто из-за своих социальных ролей и статуса. Таким образом, в то время как структурный функционализм считает, что социальное неравенство и угнетение могут быть необходимы для стабильности, интеграции и функционирования общества, теория конфликта считает эксплуатацию доминирующими группами основной причиной социальных проблем.
Хотя обе эти теории имеют разные ценностные ориентации, они имеют одинаковое представление о неравенстве, которое заключается в том, что доминирующие группы получают выгоду от дискриминации. Структурный функционализм говорит, что дискриминация идеально подходит обществу, поскольку она дает положительные результаты, но теория конфликта говорит, что социальные изменения неизбежны и будут происходить непрерывно и быстро, поскольку различные социальные группы стремятся занять место друг друга в нашей социальной иерархии. (Фараро, 2001)
Структурный функционализм утверждает, что когда общество становится сложным, происходит дифференциация и интеграция новых институтов. Таким образом, даже если происходят изменения, внутри общества возникают структуры, компенсирующие эти изменения. Эти новые интегрированные структуры гарантируют бесперебойную работу нашего общества и, таким образом, утверждают, что члены несут ответственность за его стабильность и порядок. Однако теория конфликта говорит, что вероятность изменений заложена в базовых структурах и отношениях между классами нашего общества. Поэтому, когда мы достигаем точки, когда дальнейший рост общества невозможен, происходит кризис, который трансформирует общество. Следовательно, изменение представляет собой непрерывный процесс, пока не достигнет критической точки, в которой происходит трансформация. (Бринкерхофф, 1999)
Структурный функционализм сосредоточен на равновесии общества и утверждает, что оно состоит из взаимозависимых частей, работающих вместе для поддержания этого равновесия. Он также пытается описать наши социальные институты в основном по их последствиям и, таким образом, не может объяснить причины этих эффектов. Фактически теория конфликта была разработана для демонстрации недостатков структурного функционализма.
В то время как структурный функционализм считает, что общество склонно к стабильности и равновесию за счет социальных изменений, теория конфликта считает, что в обществе существует постоянный конфликт из-за ресурсов, и, таким образом, она способна объяснить социальные изменения в отличие от структурного функционализма. Опять же, перспектива теории конфликта упускает из виду социальное равновесие. Хотя общества постоянно меняются, изменения часто очень малы, и поэтому основные элементы общества остаются достаточно стабильными. Это доказывает значение структурного функционализма. Таким образом, обе эти теории не могут быть полными объяснениями. Однако, поскольку социологические теории дополняют друг друга, мы не можем сказать, какая из них лучше, и только когда они объединяются, мы получаем лучшее понимание общества.