Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Содержание понятия личность: Определение и содержание понятия личность

Личность. Понятие личности.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе.

Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие.

В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во — первых: умственное воспитание.

Во — вторых: физическое воспитание.

В — третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре.

Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение — является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

96.Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Так с позиции ролевой концепции личность определяется теми социальными функциями, которые человек выполняет в обществе. Но в таком аспекте невозможно раскрыть внутренний мир человека, так как фиксируется только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более полная интерпретация личности получается, когда ее рассматривают в сущностном плане.

“Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических всех иных социальных норм”. В понятии личности оттеняются прежде всего интегративные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентиры, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли. Личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека.

Чем интересна проблема личности в философии экзистенциализма? Интересна такой философской постановкой: человек познает сущность через свое существование, т.е. через экзистенцию. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок. Освобождение происходит в “пограничной ситуации”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием.

Экзистенциализм оправданно исходит из того, что “пограничные ситуации” действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности. Человек в таких ситуациях раскрывает свою настоящую личность.

Формирование личн. рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Осн. типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация (Бандура ). Изучение оснований и движущих сил развития личн. выступает как анализ физиол. механизмов влечений. Различают первичные (физиологич.) и вторичные (психол.) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутр. организацию.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва.

Теории личности — Личность

Исследование того, что определяет личность, разветвлено на несколько различных подходов и основных теорий, включая психоаналитические, гуманистические, личностные, социально-когнитивные, биологические и бихевиористские подходы.

Большая часть современной психологии личности находится под влиянием следующих пяти философских вопросов о том, что на самом деле определяет личность, и пытается ответить на них:

1. Свобода против детерминизм : Какая часть личности человека находится под его сознательным контролем?

2. Наследственность по сравнению с окружающей средой : Какие внутренние (биологические) или внешние (окружающие) влияния играют большую роль в определении личности?

3. Уникальность против универсальности : Люди в целом более похожи (похожи друг на друга) или различны (уникальны) по своей природе?

4. Активный и реактивный : Пассивно ли человеческое поведение формируется факторами окружающей среды, или люди более активны в этой роли?

5. Оптимистичный по сравнению с пессимистичным : Являются ли люди неотъемлемой частью изменения своей личности (например, могут ли они учиться и изменяться посредством человеческого взаимодействия и вмешательства)?

Исследование того, что определяет личность, разветвлено на несколько различных подходов и основных теорий, включая психоаналитические, гуманистические, личностные, социально-когнитивные, биологические и бихевиористские подходы.

Гуманистическая перспектива : Утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение. Гуманистические психологи, такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, считали, что люди стремятся к самореализации — «лучшей версии» самих себя или «идеального я». Разрыв между «идеальным» «я» и реальным «я» может вызывать дискомфорт и вести к защитному поведению — этот разрыв называется неконгруэнтностью .

Перспектива черты : Считать, что личность можно представить как набор общих черт или характерных способов поведения, которые в той или иной степени проявляет каждый человек. С этой точки зрения, такие черты личности отличаются от человека к человеку, но внутри человека стабильны во времени и месте.

Социально-когнитивная перспектива : Делает акцент на когнитивных процессах, таких как мышление и суждения, в развитии личности. Эти когнитивные процессы способствуют усвоению поведения, которое занимает центральное место в личности человека. Наблюдая за образцом для подражания, которым восхищаются, человек может решить перенять и подчеркнуть определенные черты и поведение.

Биологическая перспектива : Подходы сосредоточены на роли генетики и мозга в формировании личности. В связи с этим эволюционные теории исследуют, как вариации индивидуальной индивидуальности могут быть укоренены в естественном отборе.

Бихевиористская перспектива (также известная как обучающая перспектива): рассматривайте действия индивидуума как реакцию на внешние раздражители, обусловленную результатами. Традиционная бихевиористская точка зрения рассматривает результаты, а не познание, как движущую силу выбора и поведения человека. Теория социального научения считает, что личность и поведение определяются познанием человеком окружающего мира.

• Модель «большой пятерки» (или пятифакторная модель) черт личности основана на 16-точечной модели, первоначально созданной Рэймондом Кэттлом. Модель «Большой пятерки» сводит личностные черты к 5 основным чертам: открытость опыту, спорность (т. е. планирование, ответственность), экстраверсия, покладистость и невротизм (т. е. неуверенность, тревога). Эта модель была разработана для использования в психологических и социологических исследованиях для изучения влияния личности на конкретное поведение, измеряемое в научных исследованиях. Эти черты личности количественно оцениваются с помощью опроса.

С любой из этих теорий важно помнить, что культура, в которой мы живем, является одним из наиболее важных факторов окружающей среды, формирующих нашу личность. Западные представления о личности не обязательно применимы к другим культурам, и есть свидетельства того, что сила личностных черт различается в зависимости от культуры 2 Здоровье после травмы коррелирует с посттравматическим стрессовым расстройством

Официальная подготовка к MCAT (AAMC)

Онлайн-карточки по психологии, вопрос 6

Онлайн-карточки по психологии, вопрос 13

Образец теста, раздел P/S, вопрос 57

Практический экзамен 3, раздел P/S Pass 9 лет Вопрос 48

Практика Экзамен 3 Раздел P/S, отрывок 9, вопрос 50

Практический экзамен 4, раздел P/S, отрывок 2, вопрос 5


Ключевые моменты

• Современная психология личности находится под сильным влиянием этих ранних философских корней и пытается определить, какие компоненты — такие как свобода воли, наследственность или универсальность — оказывают наибольшее влияние на формирование человеческой личности.

• Существует много подходов к современному психологическому изучению личности, включая психоаналитический, гуманистический, личностный, социально-когнитивный, биологический и бихевиористский.

• Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума: Ид, Эго и Супер-Эго. Биологическая точка зрения на личность сосредоточена на том, почему или как проявляются черты личности. через биологию и исследует связи между личностью, ДНК и процессами в мозге.

• Гуманистическая теория утверждает, что субъективная свобода воли человека является наиболее важным фактором, определяющим поведение.

• Теоретики черт характера считают, что личность можно представить как набор общих черт или характерных способов поведения, которые в той или иной степени проявляет каждый человек. С этой точки зрения, такие черты личности отличаются от человека к человеку, но внутри человека стабильны во времени и месте.

• Социально-когнитивная перспектива делает упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждения, в развитии личности. Эти когнитивные процессы способствуют усвоению поведения, которое занимает центральное место в личности человека.

• Подходы с биологической точки зрения сосредоточены на роли генетики и мозга в формировании личности.

• Бихевиористская точка зрения рассматривает действия человека как реакцию на внешние раздражители.

Модель «большой пятерки» разделяет личность на 5 измеримых черт для исследовательских целей


Ключевые термины

детерминизм: определяется ранее существовавшими причинами

пессимизм:  негативная или угнетенная психическая установка, при которой возможен нежелательный исход

психоаналитическая   теория: теория организации личности и динамики развития личности 0135 : подход к психологии, делающий упор на эмпатия и подчеркивает хорошее в человеческом поведении

неконгруэнтность: разрыв между «реальным» и «идеальным» Я, который может вызывать дискомфорт

бихевиористская перспектива: касается того, как факторы окружающей среды влияют на наблюдаемое поведение

модель большой пятерки: количественно определяет такие черты личности, как открытость новому опыту, сварливость, экстраверсия, уступчивость и невротизм

Личность в психологии: определение и типы

Это не просто клише: важна личность.

Он влияет на то, как другие относятся к нам, и как мы относимся к ним. Наш интеллект и относительные привилегии могут привести нас далеко в жизни, но выдающаяся личность приведет нас к общему успеху. Люди уделяют много внимания личности, даже говоря о тесте индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI), описывая себя.

Как мы развиваем нашу личность? И что происходит, когда наша личность немного не в себе?

  • Что такое личность?
  • Какие основные теории личности в психологии?
  • Каковы характеристики личности?

Множество людей, среди которых выделяется один улыбающийся, pixabay.com

Определение личности в психологии

Что такое личность и как она развивается?

Личность — это набор повторяющихся характеристик, которые создают в ком-то индивидуальность и постоянство. Уникальное и индивидуальное поведение и наши устойчивые реакции в различных ситуациях составляют нашу личность.

Когда метро остановилось на 20 минут из-за отключения электроэнергии, вы, возможно, посмеялись, написали смс своему начальнику и полезли в телефон за новостями или развлечениями. Однако другой пассажир, возможно, раздражался и раздражался до конца дня. То, как мы реагируем на определенные ситуации или раздражители, является частью нашей личности.

Теории личности в психологии

Понимание развития личности в психологии породило несколько влиятельных теорий.

Психоаналитическая теория личности Фрейда

Фрейд считал, что наша личность находится под влиянием нашего детского сексуального развития и наших бессознательных желаний, конфликтов и мотиваций. Усилия нашего разума выражать наши поиски удовольствий или агрессивные побуждения приемлемым и свободным от чувства вины способом являются основой нашей личности.

Фрейд считал, что большая часть нашего разума скрыта от нас. Его представление о разуме можно сравнить с айсбергом. Часть айсберга, которая находится над водой, — это сознательный разум. Это то, что мы полностью осознаем. Прямо под водой находится предсознание, туманная область, где мы можем восстановить мысли или эмоции, которые находятся за пределами нашего сознания. Оставшаяся часть айсберга, уходящая глубоко в воду, — это наше бессознательное, где хранятся наши желания, воспоминания и побуждения.

Неофрейдистские теории личности

Хотя идеи Фрейда оставили неизгладимый след в области психологии, они подвергались резкой критике в свое время и остаются таковыми по сей день. Тем не менее Фрейд продолжал вдохновлять многих важных мыслителей. Его работы легли в основу психодинамических, или неофрейдистских, теорий личности, а также работ таких психологов, как Карл Юнг, Карен Хорни и Альфред Адлер.

Неофрейдисты соглашались с важностью опыта раннего детства и бессознательного и поддерживали такие фундаментальные концепции, как ид, эго и суперэго. Однако они не придавали такого большого значения сексуальным мотивам, ссылаясь на социальные отношения и окружение как на сильные мотивирующие элементы. У них также было гораздо более богатое представление о бессознательном, поскольку они считали, что оно содержит больше, чем подавление и фрустрацию.

Гуманистическая теория личности

Вместо того, чтобы сосредоточиться на управлении нашими темными желаниями, как это делал Фрейд, гуманистическая теория личности сосредоточилась на самореализации и нашем внутреннем желании совершенствоваться и расти. Согласно этой теории, нами движет иерархия потребностей .

Иерархия потребностей по сути представляет собой пирамиду. Внизу находятся наши основные, физиологические потребности. Как только они удовлетворены, мы можем двигаться вверх по лестнице к таким потребностям, как безопасность, общение, карьера и личный потенциал.

Самоактуализация и самопревосхождение — цели гуманистической теории. Мы удовлетворяем потребность в самореализации, реализуя свой потенциал. Мы достигаем самопреодоления, когда реализуем нашу цель за пределами себя.

Я-концепция является важной характеристикой гуманистической теории. Если мы определяем себя негативно, у нас часто негативное представление о мире. Если у нас есть позитивная самооценка, мы часто также позитивно воспринимаем мир.

Теория черт личности

Теория черт занимается моделями поведения и мотивации, называемыми чертами . Он утверждает, что люди состоят из индивидуализированного коктейля черт, и на нашу личность влияет то, где мы находимся по шкале каждой черты. Двумя важными чертами личности в ранних исследованиях теории черт были интроверсия-экстраверсия и стабильность-нестабильность. Однако сегодняшние исследователи установили более широкий базовый набор, называемый «большой пятеркой факторов»: добросовестность, доброжелательность, невротизм, открытость и экстраверсия. Эти факторы сохраняются в разных культурах и встречаются у людей разного происхождения.

Большая пятерка характеристик личности согласно теории черт:

  • Добросовестность — куда мы попадаем по шкале дисциплинированности, организованности и импульсивности.
  • Доброжелательность — наш уровень готовности помочь, сотрудничества и доверия.
  • Нейротизм — где мы попадаем по шкале беспокойства, удовлетворения и безопасности.
  • Открытость — насколько мы изобретательны, практичны или независимы.
  • Экстраверсия — наш уровень общительности или скрытности.

Теория черт хорошо предсказывает чью-то среднюю добросовестность или покладистость в разных ситуациях, но не может точно предсказать, как человек поведет себя в конкретной ситуации. По этой причине тесты, предназначенные для измерения личностных качеств, вызывают некоторую критику.

Социально-когнитивная теория личности

Эта теория фокусируется на поведении и мыслях в социальном контексте. Он рассматривает личность как частично продукт обусловленности, а частично как нашу врожденную реакцию и интерпретацию данного события или ситуации. Наш прошлый опыт, воспоминания и предсказания работают вместе, чтобы произвести наше поведение. Наше познание или то, как мы интерпретируем прошлый опыт, — это то, как мы можем предсказывать поведение в подобных ситуациях в будущем.

Прошлый опыт общения с агрессивным коллегой (опыт) вызывает у человека чувство страха (воспоминание). Это вызывает у них опасения во взаимодействии с будущими коллегами (прогноз).

Развитие личности в психологии

Давайте посмотрим, как каждая теория интерпретирует различные факторы, влияющие на развитие личности в психологии.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Фрейд считал, что личность развивается на протяжении пяти стадий психосексуального развития; оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. У каждого этапа есть связанная с ним эрогенная зона, из которой проистекает наша мотивация. Эрогенные зоны — это области повышенного возбуждения или стимуляции в теле. Если наши потребности остаются неудовлетворенными или чрезмерно удовлетворяются, мы можем в конечном итоге зациклиться на определенной стадии развития.

  1. Оральная стадия сосредоточена во рту, который получает удовольствие, пищу и информацию, сосая или кусая.

  2. Этап анальный сосредоточен на кишечнике и призван найти приемлемые средства удовлетворения наших биологических потребностей.

  3. Фаллическая стадия сосредоточена на гениталиях, особенно на половом члене. На этом этапе ребенок мужского пола должен управлять своим желанием матери и обидой на отца, что приводит к «эдипову комплексу» и «тревожности кастрации», т. Е. Страху наказания за эти противоречивые желания. Говорят, что дети женского пола испытывают пенис завидует на этом этапе.

  4. Стадия латентности сосредоточена на бездействии сексуальных чувств. Здесь дети сосредотачиваются на развитии знаний, отношений, ценностей и навыков за пределами семьи.

  5. Стадия гениталий сосредоточена на гениталиях и растущем сексуальном интересе. У человека развивается зрелый сексуальный интерес и растущая забота о благополучии других и общества.

Гуманистическая теория личности

Гуманистическая теория подчеркивает важность окружающей среды для развития личности. Во враждебной или антагонистической среде мало или совсем нет средств для удовлетворения наших больших или даже основных потребностей. Те, кто вырос в зонах конфликта, по-прежнему будут озабочены удовлетворением своих основных потребностей в еде, сне и достаточном жилье, прежде чем они смогут перейти к рассмотрению образования, отношений или карьеры. Если мы растем в семье, где нас оскорбляют, мы можем вырасти боязливыми или пессимистичными в наших личных отношениях. Однако теоретики-гуманисты утверждали, что люди в основе своей хороши и естественным образом стремились бы к самореализации, если бы окружающая среда поддерживала их потребности.

Теория черт личности

Теория черт предлагает потенциальный биологический элемент в развитии личности. Изучая черту экстраверсии по сравнению с интроверсией, исследователи обнаружили, что лобные доли менее активны у людей с более экстравертным типом личности. Были также доказательства более высокого уровня активности дофамина в мозгу экстравертов. Исследования показали, что люди с более высокой реактивностью нервной системы, как правило, были более тревожными, застенчивыми и замкнутыми, а те, у кого большие лобные доли, были более добросовестными.

Теоретики черт также считают, что наша личность продолжает развиваться и стабилизироваться во взрослой жизни.

Социально-когнитивная теория личности

Эта теория подчеркивает важность окружения и предыдущего опыта в развитии личности. Большая часть нашего поведения отражает то, как мы обрабатывали предыдущий опыт, и то, чему мы научились благодаря обусловленности. Это включает в себя то, чему мы научились благодаря нашей семейной ячейке, сообществу и культуре.

Социально-когнитивные теоретики также предполагают взаимодействие генов и окружающей среды, утверждая, что наши генетически или биологически обусловленные черты могут быть уменьшены или усилены природой нашей окружающей среды.

Личность в психологии — основные выводы

  • Личность — это набор повторяющихся характеристик, которые создают в человеке индивидуальность и постоянство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *