Эпигенетическая теория личности Эриксона
3.06.2012
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Он трактует структуру личности так же, как и 3. Фрейд (как состоящую из «Оно», «Я», «Сверх-Я»), стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей — он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.
Эриксон ввел понятие «групповой идентичности«, которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность«, чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эго-идентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
- На стадии младенчества (1-я стадия) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
- 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.
- В возрасте 3-6 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.
- В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический опыт культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.
- В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эго-идентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
- На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.
- Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
- После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста
- Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором — недоверие к нему.
- Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
- Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
- Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
- Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
- Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа-рождение детей- отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
- Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося, главным образом, в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
- Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Ключевые слова: Личность, Генетика, Эриксон
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме |
---|
Психогенетические исследования темперамента и личности Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010. |
Теория личности Эриксона Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Манипулятивный (макиавеллический) тип личности Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Мировоззрение и идеалы личности Поликарпов В.А., Психология личности |
Понимание личности в психологии Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя |
Пограничные расстройства личности (неврозы и психозы) Клиническая психиатрия |
Основные теоретические подходы к исследованию личности … |
Развитие и этапы психологического кризиса Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб… |
МАСИ (my.mitu-masi.ru) — Психология — ответы на тест, помощь
Перейти к содержимому
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Известно, что мышление человека тесно связано с речью, эта связь обеспечивается Выберите один ответ: филогенетическим развитием онтогенетическим развитием социокультурным развитием Верны все ответы Процесс обучения всегда складывается как единство Выберите один ответ: научения и закрепления преподавания и учения воспитания и развития усвоения и повторения Учение о сознании как непрерывном потоке или «потоке сознания» принадлежит Выберите один ответ: Ж. Пиаже В. Вундту У. Джемсу Э. Гуссерлю Наиболее длительной и продуктивной выступает связь педагогики с Выберите один ответ: биологией антропологией психологией философией Последовательное отношение к воспитаннику как субъекту собственного формирования соответствует Выберите один ответ: деятельностному подходу диалогическому подходу личностному подходу антропологическому подходу Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана с Выберите один ответ: переоценкой собственного «Я» самоуважением со способностью любить с комплексом превосходства Эмпирики XVIII в. делали упор на Выберите один ответ: принцип ассоциации идей Верны все ответы роль ощущений скорее на опыт, чем на разум Толпа как неорганизованная большая социальная группа бывает Выберите один ответ: Все ответы верны агрессивная активная пассивная Психологический отклик и сопереживание одной личности на состояние другой называется Выберите один ответ: идентификацией расположением рефлексией эмпатией Основной вклад Аристотеля в педагогическую науку заключается в том, что он Выберите один ответ: считал, что все граждане должны получать одинаовое образования Все ответы верны впервые ввел возрастную периодизацию обучения рассматривал воспитание как средство укрепления государства В качестве философского основания индивидуализации обучения наиболее ярко выступает Выберите один ответ: экзистенциализм прагматизм диалектический материализм позитивизм Согласно учению Гиппократа темперамент Выберите один ответ: зависит от происхождения Верны все ответы характеризуется свойствами души определяется сочетанием циркулирующих в организме жидкостей Обучение как процесс «реконструкции опыта» учащегося принадлежит к теории Выберите один ответ: функционального материализма дидактического энциклопедизма дидактического утилитаризма дидактического формализма Выбор и построение определенной формы обучения зависит от Выберите один ответ: места проведения занятия Все ответы верны количества учащихся продолжительности занятия Педагогически подход Платона основывается на единстве Выберите один ответ: аффекта и интеллекта восторга и познания обучения и развития действия и мышления Гуманистическое воспитание предполагает Выберите один ответ: гармоничное развитие личности всестороннее развитие личности социальное развитие личности эстетическое развитие личности Психологическая концепция, в центре внимания которой стоит развитие личности в целом, называется Выберите один ответ: психодинамической когнитивистской персонологической психогенетической В понимании сущности понятия личности определяющее значение несут Выберите один ответ: врожденные особенности человека социальные качества человека как члена общества индивидуально-типологические особенности интеллектуальные данные и способности Какая из ниже приведенных характеристик представляет вид внтутрикоммунникативной сети в структуре группы Выберите один ответ: информационная сеть Ни один из ответов не верен децентрализованная сеть организационная сеть Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах называются Выберите один ответ: инстинктами навыками деятельностью умением Социометрический метод в изучении группы позволяет установить Выберите один ответ: лидеров и наличие микрогрупп аутсайдеров сплоченность Все ответы верны Согласно психоанализу большая часть психической жизни понимается как Выберите один ответ: Верны все ответы область сексуальных влечений сфера бессознательных процессов совокупность познавательных процессов Основным принципом обучения в дидактике Я. А. Коменского выступает Выберите один ответ: принцип доступности принцип развития принцип природосообразности принцип связи с жизнью Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем общества предполагает гуманистический образ жизни и соответствует принципу Выберите один ответ: профессионально-этической взаимоответственности индивидуально-творческого подхода Все ответы верны деятельностного подхода Характер человека в большей степени зависит от Выберите один ответ: особенностей внешности и строения тела Ни один ответ не верен врожденных особенностей воспитания и условий социализации Согласно концепции Э. Эриксона стадии Эго-развития определяются динамикой Выберите один ответ: Все ответы верны разрешения психосоциальных кризисов развития психосоциальной полноценности достижения психосоциальной идентичности Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях называется Выберите один ответ: педагогическим сотрудничеством педагогическим партнерством педагогической кооперацией педагогическим взаимодействием Процесс целенаправленного формирования поведения, мировоззрения личности называется Выберите один ответ: Ни один из ответов не верен воспитанием обучением социализацией Направленность сознания понимается как его основное, атрибутивное свойство и выражается термином — Выберите один ответ: фокусировка Верны все ответы интенциальность внимание Явление дистресса связано с Выберите один ответ: с замедлением темпа общей психической активности с сильным потрясением, вызванным экстремальной ситуацией, в которой у человека есть выбор с сильным потрясением, вызванным экстремальной ситуацией, в которой человек лишен возможности выбора Ни один ответ не верен Психологический механизм, лежащий в основе способности человека «посмотреть на себя со стороны» называется Выберите один ответ: индентификацией децентрацией рефлексией эмпатией Метод тестов относится к Выберите один ответ: организационным методам эмпирическим методам интерпретационным методам методам обработки данных Научный метод Выберите один ответ: Верны все ответы субъективен состоит главным образом в проверке гипотез рационалистичен Я. А. Коменский вошел в историю педагоги как основатель Выберите один ответ: дидактики как науки об обучении школы в ее современном понимании Все ответы верны классно-урочной системы обучения «Золотое правило дидактики» Я.А. Коменского выражает такой принцип обучения как Выберите один ответ: принцип последовательности и систематичности принцип упражнения принцип наглядности принцип сознательности и активности Тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой называется Выберите один ответ: групповая сплоченность внутригрупповой фаворитизм групповая зависимость Ни один ответ не верен Интроспективный метод основывается на Выберите один ответ: показаниях тестов самонаблюдении данных лабораторных экспериментов Верны все ответы Беседа, лекция, дискуссия относятся к методам Выберите один ответ: оценочным (экспонирующим) реализации творческих задач самостоятельного приобретения знаний усвоения знаний Между воображением и мышлением существуют самые тесные связи, особо они проявляются в Выберите один ответ: в создании новых представлений Верны все ответы в формировании понятий проблемной ситуации Основной вклад К. Д.Ушинского в педагогическую состоит в разработке Выберите один ответ: идей народности, демократичности воспитания Все ответы верны принципа воспитывающего обучения антропологических основ педагогики
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Эриксон и психология эго | в Главе 11: Личность
Эриксон и психология эго
Фрейд считал, что эго черпает свою энергию из Оно. Юнг считал, что источником силы в психике является бессознательное. Обе называются глубинными психологиями, потому что они помещают мотивирующую силу личности глубоко в недоступные части психики.
Адлер и Хорни, напротив, оба представляли эго или сознательное я как источник силы. Люди могли анализировать свои жизненные обстоятельства и реагировать на них, меняя образ жизни.
Эрик Эриксон был еще одним известным теоретиком 20-го века, принявшим этот подход. Теории личности, которые подчеркивают самопознание и способность меняться, в середине 20-го века назывались эго-психологиями .
Что такое психология эго?
В Европе начало эго-психологии было связано с именем Хайнца Хартмана. Хартманн, хороший друг Фрейда, в начале 1930-х годов писал статьи, в которых утверждалось, что эго — это активная, независимая сила.
Хартманн ввел термин эго-психология. Его книга Эго-психология и проблема адаптации (1939/1958) могла бы иметь большее влияние в Америке, если бы она была доступна на английском языке до ее возможного перевода в 1958 году, когда идеи, связанные с теорией Фрейда, уже были в упадке.
Самым известным эго-психологом в Америке был Эрик Эриксон. Эриксон сделал свою самую известную работу между 1950 и 1980 годами. Его жена Джоан, канадская художница и танцовщица, на которой он женился в 1930, был его пожизненным сотрудником.
Эриксоны были хорошими писателями, и их идеи нашли свое отражение в народном словаре. Большинство людей слышали о поиске личности , кризисе идентичности и кризисе среднего возраста . Книга Эриксона «Правда Ганди » получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию как выдающееся литературное произведение.
Как сам Эриксон пережил кризис идентичности?
Эриксон сам пережил кризис идентичности. Его родители расстались еще до его рождения. Когда ему было три года, его мать снова вышла замуж за педиатра из Карлсруэ, Германия, по имени Теодор Хомбергер.
Этот факт был скрыт от юного Эрика, который вырос как Эрик Хомбергер. Когда он узнал, что доктор Хомбергер не был его биологическим отцом, Эрик почувствовал себя неуверенным в том, кем он был на самом деле.
Эрик плохо учился в школе и так и не поступил в колледж. Сопротивляясь призывам своего приемного отца получить медицинское образование, он несколько лет скитался по Европе, «отверженный от всего, за что выступала моя буржуазная семья» (Эриксон, 1975, стр. 28).
Какие есть теории относительно имени Эриксона?
Эрик Эриксон
Когда он эмигрировал в новый мир, Эрик Хомбергер выбрал для себя новую личность, изменив свое имя на Эрик Х. Эриксон. Его выбор имени Эриксон так и не получил должного объяснения. Это не было именем его биологического отца.
Возможно, это было символом его самовозрожденной
Эриксон был другом Зигмунда Фрейда и никогда не отказывался от теории Фрейда. Он утверждал, что строит на его фундаменте. Однако Хьелле и Зиглер (1992) выделяют четыре способа, которыми Эриксон отошел от предположений Фрейда.
Эриксон отказался от теории Фрейда? Каковы некоторые различия между его идеями и идеями Фрейда?
1. Эриксон рассматривал эго как автономную систему. Он имел дело с реальностью посредством сознательного мыслительного процесса, включая восприятие, внимание и память. Это не было во власти ид или супер-эго.
2. Эриксон подчеркивал историческую и культурную обстановку, в которой формировалось эго человека. Он сравнил влияние разных времен и разных культур на развитие эго в своих книгах Молодой человек Лютер (о Мартине Лютере) и в Истина Ганди.
3. Теория Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека, от младенчества до старости. Фрейд чувствовал, что основное влияние на эго приходится на ранние годы жизни.
4. Эриксон подчеркивает возможность триумфа над жизненными кризисами. Фрейд в основном обсуждал пагубные последствия ранних кризисов.
Психосоциальные стадии Эриксона
Детство и общество была первой книгой Эриксона, впервые опубликованной в 1950 году и переработанной в 1963 году. Идеи в ней были разработаны вместе с его женой Джоан; ссылки на «работы Эриксона» здесь следует понимать как включающие ее сильное влияние.
Эриксон определил серию из восьми кризисов, которые, по его словам, характеризуют рост личности. Слово кризис в этом контексте не совсем негативен.
Кризис — это вызов эго, угроза, но также и возможность расти и совершенствоваться. Эриксон описал серию кризисов на протяжении всей жизни и назвал их психосоциальными стадиями .
Как Эриксон описал развитие?
Теория стадий Эриксона была впервые описана Эриком Эриксоном на конференции Белого дома по развитию в 1950 году. Каждый возрастной диапазон был описан как представляющий различные проблемы.
Например, младенчество характеризовалось конкуренцией или конфликтом между основным доверием и недоверием . Это похоже на идею Хорни о том, что мать и маленький ребенок устанавливают отношения, которые создают либо базовое доверие, либо базовое беспокойство.
В случае успешного разрешения кризиса (если он имел благополучный исход) у ребенка вместо отчаяния оставалась надежда . Каждый другой кризис или вызов на протяжении всей жизни может привести к новым трудностям или к новой «добродетели». По мнению Эриксонов, эти добродетели стали частью стойкой личности человека и сохранялись до старости с характерными результатами.
Психосоциальные стадии по Эриксону
Младенчество: возраст 0–1 год
Конфликт: базовое доверие против недоверия
Раннее детство: 1-3 года
Конфликт: автономия против стыда
Если разрешить, добродетель воля
Кульминация в пожилом возрасте: Принятие цикла жизни, от интеграции к дезинтеграции
Возраст игры: 3-6 лет
Конфликт: инициатива против чувства вины
Если разрешен, добродетель цель
Кульминация в пожилом возрасте: чувство юмора, сочувствие, устойчивость
возраст: 901 12
Конфликт: трудолюбие против неполноценности
В случае разрешения добродетелью является компетентность
Кульминация в старости: смирение, принятие жизненного пути и несбывшихся надежд
Подростковый возраст: 12–19 лет
Конфликт: идентичность и замешательство
В случае разрешения добродетелью является верность
Кульминация в старости: ощущение сложности жизни, слияние чувственного, логического и эстетического восприятия
Ранняя взрослость: 20 лет -25
Конфликт: близость против изоляции
Если он разрешен, добродетель любовь
Кульминация в старости: ощущение сложности отношений, ценность нежности и свободной любви
Зрелость: возраст 26–64 года
Конфликт: продуктивность и застой
В случае разрешения добродетель забота
Кульминация в пожилом возрасте: Caritas (забота о других) и агапе (сочувствие и забота)
Старость: 65 лет — смерть
Конфликт: честность против отчаяния
В случае разрешения добродетель мудрость
Кульминация в старости: экзистенциальная идентичность, чувство целостности, достаточно сильное, чтобы противостоять физическому распаду
Описание Эриксонами восьми стадий жизни было очень привлекательным, когда они его выпустили. Идеи Фрейда еще не пользовались дурной репутацией, и Эриксон, казалось, расширил базовые рамки Фрейда до правдоподобных, легко понимаемых фаз роста эго.
Эриксон занял пятое место среди самых влиятельных психологов века в обзоре послевоенной психологии (Gilgen, 1982). Участие его жены в качестве соавтора и соавтора обычно не упоминалось.
Много исследований было проведено для проверки предсказаний, основанных на теории Эриксона, особенно подросткового кризиса идентификации и смешения ролей . Эриксоны были одними из немногих теоретиков личности, которые сказали что-нибудь интересное о подростковом возрасте. (Юнг только что назвал подростковый возраст «невозможными годами».)
Какая часть теории Эриксонов привлекла наибольшее внимание исследователей?
Джеймс Марсия (1966) предложил одну из самых известных исследовательских программ, которая исследовала одну из предложенных Эриксоном стадий. Он рассмотрел формирование идентичности в подростковом возрасте и обнаружил четыре различных эго-идентификационные статусы . Их можно представить в виде матрицы 2 x 2, которую Марсия создала для публикации 1980 года.
Матрица Марсии (1980)
Марсия и коллеги обнаружили, что «выкупщики» обычно имеют более тесные отношения с родителями (Марсия, 1980). Студенты с «диффузной идентичностью» склонны считать родителей равнодушными или отвергающими и с большей вероятностью реагируют на давление сверстников.
Что удалось выяснить Марсии и ее коллегам?
Некоторые идеи Эриксона не выдержали исследования. Ван Де Уотер и МакАдамс (1989) обнаружил, что генеративность, предположительно продукт среднего возраста, не связана с возрастом.
«Кризис среднего возраста» известен, но на самом деле не очень распространен. Исследование, проведенное в 1971 году среди мужчин среднего возраста, выявило множество путей развития, при этом лишь немногие мужчины сообщили о кризисе среднего возраста.
Сценические теории вообще были популярны в середине 20-го века. Мы видели их в работах Пиаже, Кюблера-Росса, в иерархии потребностей Маслоу и в некоторых других местах предыдущих глав.
Проблема стадийных теорий в том, что они всегда правдоподобны, и каждый может приспособить их к своей жизни (как астрологические чтения). Но всегда есть исключения.
В психологии теории стадий не являются строгой формой научной модели, если только они не сформулированы с точностью, позволяющей делать неожиданные предсказания. Если они делают твердые прогнозы, теории стадий, как правило, опровергаются при сборе фактических данных, потому что человеческая популяция очень разнообразна.
Пик интереса к теориям Эриксона пришелся на 1979 г., а затем резко упал. Его литературный вклад был отмечен, но сейчас он не является влиятельной фигурой в теории личности, если судить по анализу цитирования.
Эго или психология Я-концепции
Отличительный тезис психологов эго в середине 20-го века заключался в том, что сознательные части личности могут играть решающую роль в изменении жизни людей. Эго может изменить личность.
Теории Эриксона являются одним из примеров этого. На каждом этапе «я» должно было столкнуться с вызовом. Это было сделано не путем раскрытия скрытых комплексов; это была работа сознательного я, стремящегося извлечь из жизни лучшее.
Само слово эго со временем стало менее популярным, поскольку ассоциировалось с теорией Фрейда. В психологии личности примерно между 1950 и 1980 годами идея эго была в значительной степени заменена идеей я-концепции .
Я-концепция – это то, как человек понимает или представляет свою собственную личность. Это не просто пассивная оценка, а постоянное влияние на поведение. Маркус и Вурф (1987) описали точку зрения эго-психологов XIX в.80-х годов, что «самовосприятие [является] активным, сильным и способным к изменениям».
Я-концепция не обязательно рассматривается как единая вещь. Одной из тенденций современных теорий личности является рассмотрение Я-концепции как гибкой, податливой и множественной, способной учитывать множество ролей, которые большинство из нас играет в различных контекстах нашей жизни.
Я-концепция — это «набор или совокупность образов, схем, концепций, прототипов, теорий, целей или задач» (Маркус и Вурф, 1987). «Сейчас стало обычным делом ссылаться на множественность идентичности».
Но не все представления о себе одинаково важны. Например, молодой человек может сказать: «Мое «я-музыкант» не так важно, как «я-отец», и если мне придется сделать выбор, музыка может подождать».
В чем преимущество «диалогического я»?
Германс, Кемпен и ван Лун (1992) доказывают важность диалогической самости . «Я может в воображении занимать ряд позиций, допускающих взаимные диалогические отношения». Диалогическое «я» используется всякий раз, когда вы ведете внутреннюю дискуссию или сомневаетесь в себе после принятия решения или смотрите на проблему с нескольких разных точек зрения.
Диалогическое Я является одним из ключевых атрибутов человеческого сознания, поскольку оно позволяет рефлексии . Вы можете исследовать точку зрения с разных точек зрения, занимая сначала одну позицию, а затем другую, аргументируя обе стороны вопроса, а не импульсивно ухватываясь за первую доступную интерпретацию.
Средство просмотра ngram от Google показывает, что фраза «я-концепция» достигла своего пика в 1980 году. «Психология эго» хорошо работала примерно с 1955 по 2005 год, прежде чем частота ее использования снизилась.
«Диалогическое Я» впервые появилось примерно в 1980 году и достигло своего пика примерно в 2004 году. Напротив, «теории черт» стали широко использоваться после 1940 года, резко возросли в 1970-х, и эта фраза до сих пор так же часто используется в 20-подростках.
———————
Ссылки:
Erikson, E.H. (1975). История жизни и исторический момент . Нью-Йорк: Нортон.
Хьелле, Л. А. и Зиглер, Д. Дж. (1992) Личность . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Gilgen, AR (1982) Американская психология после Второй мировой войны: профиль дисциплины . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Hermans, HJM, Kempen, HJG, & van Loon, RJP (1992). Диалогическое «я»: за пределами индивидуализма и рационализма. Американский психолог, 47 , 23-33.
Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551-558.
Марсия, Дж. Э. (1980) Идентичность в подростковом возрасте. Глава 5 в книге Дж. Адельсона (ред.) Справочник по подростковой психологии . Нью-Йорк: Уайли.
Маркус, Х. и Вурф, Э. (1987) Динамическая самооценка: социально-психологическая перспектива. Ежегодный обзор психологии, 38, стр. 299-338.
Ван Де Уотер, Д. А. и МакАдамс, Д. П. (1989). Генеративность и «вера Эриксона в вид». Журнал исследований личности, 23, 435-449.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Авторские права © 2007-2018 Расс Дьюи
Психосоциальное развитие — Интегрированный блог и страницы социальной психологии Кейт Э. Райс
Обновлено: 23 июня 2016 г.
Зигмунд Фрейд0109 (1920) концепт Id можно рассматривать как самовыражающуюся сторону спирали Клэр У. Грейвс — с ее окончательным и наиболее интуитивным выражением в узловом КРАСНОМ. Развитие самоотверженной/конформистской стороны спирали также в значительной степени совпадает с мыслями Фрейда. Во-первых, ограничение ФИОЛЕТОВЫМ vMEME БЕЖЕВОГО инстинкта получения признания звучит как Фрейдистская решимость Эго избегать последствий поведения Ид. Затем Элемент совести Суперэго отражается в стремлении СИНЕГО «поступать правильно»; в то время как в идеалистических намерениях ЗЕЛЕНЫХ по отношению к человеческим взаимоотношениям есть сильные отголоски элемента Идеала Эго Суперэго — как все должно быть.
Таким образом, несмотря на то, что в наши дни подход часто критикуется как «ненаучный» и «слишком фантастический», ясно, что многие аспекты по-прежнему актуальны и могут многое предложить для развития нашего понимания интегрированной социопсихологии.
Ни один другой психолог-теоретик еще не придумал объяснение — или связанный ряд объяснений — «состояния человека», столь всеобъемлющего, как Психоаналитическая теория Фрейда, первая из Психодинамических теорий. Тем не менее, с самых первых дней теоретизирования Фрейда было очевидно, что существуют определенные несоответствия и утверждения, которые вряд ли когда-либо поддаются проверке, в первую очередь печально известный Эдипов комплекс 9.0109 . Следовательно, настойчивость Фрейда в непоколебимой приверженности своим теориям — предположительно работа его собственного КРАСНОГО vцМема! – привело к тому, что ряд бывших «учеников» откололись и основали свои собственные психодинамических школ. Среди них были такие «гигантские» мыслители, как Карл Густав Юнг , Альфред Адлер и Карен Хорни .
Эриксон: постфрейдистский психодинамический подход
Эрик Эриксон был скорее сторонником идей Фрейда, чем полным отходом от него, развитие его идей стало достоянием общественности после смерти Фрейда в 1919 г.39 и гораздо менее расходящиеся, чем, скажем, Юнг или Адлер. Представленный Фрейду Дороти Берлингхэм , он обучался у Фрейда в Вене и был наставником (и психоанализом) дочери Фрейда, Анны , прежде чем переехать в Соединенные Штаты, чтобы избежать преследований евреев нацистами.
Эрик Эриксон
Эриксон придерживался Фрейдистских концепций Ид, Эго и Суперэго и существования сильных инстинктивных сил. Однако он значительно отличался от Зигмунда Фрейда, предполагая, что психосоциальное развитие важнее психосексуального развития. Взаимодействие ребенка/подростка/взрослого с родителями, братьями и сестрами, друзьями и сверстниками и другими значимыми людьми Эриксон считал наиболее важным фактором, влияющим на формирование чьего-либо развития – мемы, влияющие на формирование схемы. В этом отношении Эриксон, по крайней мере частично, отражает Утверждение Джорджа Герберта Мида (1913) о том, что «я» является «социальным продуктом», и предвосхищает концепцию Сьюзан Блэкмор (1999) о самоплексе. Взгляды Эриксона также согласуются с наблюдениями Грейвса в отношении взаимосвязи между внешними жизненными условиями и развитием психических копинг-механизмов (vMEMES). Однако, учитывая значение, которое Эволюционная психология заняло место в сексе — особенно с Сексуальный отбор — Эриксон, возможно, «выплеснул [из поговорки] ребенка вместе с водой из ванны», тем самым принижая значимость сексуальных мотивов. Эриксон не совсем отвергал 9 Фрейда. 0009 Эдипов комплекс полностью вышел из-под контроля, но он определенно преуменьшил его важность, особенно по сравнению с тем критическим статусом, который придавал ему Фрейд.
Эриксон создавал свою теорию около 30 лет. Он собрал доказательства своей теории, работая практикующим терапевтом. Согласно М. Коулу и С. Р. Коулу (1989), одним из любимых методов Эриксона для проверки своей теории, подобно Абрахаму Маслоу при разработке иерархии потребностей, был биографический анализ.0108 тематическое исследование , изучающее таких известных людей, как Мартин Лютер и Махатма Ганди (1963). Эриксон также изучал методы воспитания детей у индейцев сиу и юрок в Северной Америке, которые переживали большие социальные изменения. Его выводы подтвердили его идеи.
Различия в подходе Эриксона по сравнению с Психоаналитической теорией Фрейда можно резюмировать следующим образом: отношения
Эриксон считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни, тогда как Фрейд считал личность завершенной к раннему и среднему подростковому возрасту, в результате чего Эриксон определил 8 стадий развития, происходящих в течение жизни, в отличие от 5 Фрейда. этапы от рождения до полового созревания
Картографирование Грейвса и Эриксона
Грейвса, который заявлял, что мало знает о развитии детей и склонен отклонять вопросы об этом в пользу работы корреспондентов O J Harvey, David E Hunt & HM Schroeder (1961) и Hunt ( 1966) — см. сравнительную карту — общеизвестно неохотно связывал временные рамки с появлением того, что мы сейчас называем vMEMES. Вместо хронологического времени Гейвс предпочитал говорить о «психологическом времени» — см. рисунок ниже. В исходной модели Грейвса пары букв использовались для обозначения жизненных условий (AM), которым соответствовала система мотивации (N-Z) для психологического здоровья. ( Spiral Dynamics цветовая система была формализована Don Beck & Chris Cowan в 1996 году.) Теория продолжительности жизни Эриксона заключается в том, что она определяет возможные/вероятные временные рамки для этого появления. Важно, чтобы при этом мы уважали причины, по которым Грейвс не хотел назначать хронологические временные рамки для возникновения — одна из которых заключалась в том, что вМЕМЫ имеют тенденцию появляться в соответствии с требованиями жизненных условий, а не только в жестких временных рамках, предопределенных чисто созревание (внутренние/биологические) силы.
Также важно, чтобы при сопоставлении Грейвса с Эриксоном — и Фрейдом, если уж на то пошло, — мы учитывали несколько проблематичный характер картирования развития с точки зрения стадий. Теория Эриксона подразумевает, что этапы дискретны, имеют границы (или пороги), через которые вы переходите от одного этапа к другому. Однако в «реальной жизни» довольно редко кто-то находится на одном этапе в один день, а на следующий — в совершенно другом. В то время как теория стадий по необходимости требует границ, чтобы очертить стадии, проведение таких границ неизбежно несет в себе явно произвольный элемент. Ошибочность слишком жесткой приверженности теории последовательных стадий иллюстрируется Эриксоном.За стадией 0442 Отношения со сверстниками следует стадия Любовные отношения . Многие подростки среднего возраста достигают значительной степени эмоциональной близости в романтических отношениях, в то же время формируя как дружеские отношения, так и собственное чувство идентичности . Сьюзан Мур (2016, стр. 550) утверждает, что Отношения со сверстниками и Любовные отношения должны идти бок о бок для психологического здоровья. «Молодые люди могут стать слишком замкнутыми, когда они объединяются в пары, отрезая себя от друзей и сетей поддержки способами, которые не способствуют оптимальному развитию. Формирование личности может быть нарушено…». Беспорядок реальной жизни означает, что любая теория стадий должна обладать определенной гибкостью в том, как излагаются стадии, и иногда может потребоваться стирание гипотетических границ между ними.
Концепция Грейвса о системах, которые развиваются внутри нас, а не о стадиях, через которые мы проходим, преодолевает жесткость теории стадий. Однако, если рассматривать его как периоды времени, когда конкретный vMEME или гармоника vMEMES, вероятно, будет доминировать, свободное сопоставление стадий не только дает нам вероятные приблизительные временные рамки для появления vMEME, но также позволяет нам применить важные наблюдения таких комментаторов. как Эриксон и Фрейд.
8 стадий Эриксона
Эриксон (1959) рассматривал психосоциальное развитие как протекающее в 8 стадий, каждая из которых отмечена кризисом, вызванным конфликтом между естественными процессами созревания и ожиданиями общества – для некоторых степень, аналогичная чувству Грейвса vMEMES, возникающему в ответ на жизненные условия (хотя Грейвс рассматривал внутренние жизненные условия так же, как и внешние). Разрешение каждой стадии усиливает самоплекс. (Несколько сбивчиво с толку Эриксон использовал термин «Эго» как в очень специфических фрейдистского смысле и в более общем смысле понятия «я» — которое Интегрированная социопсихология заменяет «самоплексом».) Согласно Эриксону, проблемы, решенные на более ранней стадии, могут быть, по крайней мере, частично устранены более поздним опытом. Точно так же неспособность удовлетворительно разрешить текущий кризис может повлиять на развитие на более позднем этапе. (В этом отношении Эриксон во многом повторяет утверждение Маслоу (Maslow, 1943; 1956) о том, что потребности низшего уровня должны удовлетворяться удовлетворительно, чтобы можно было уделить внимание потребностям более высокого уровня.)
8 стадий Эриксона кратко изложены ниже – нажмите, чтобы увеличить:-
Необходимо проявлять некоторую осторожность при присвоении каждой стадии возрастных групп, поскольку сам Эриксон варьировал их в разных произведениях. (Стадия Воспитание иногда начинается с 30 лет, в то время как стадия Зрелости начинается с 60 лет.) в котором младенец исследует мир через рот. Для Эриксона важным событием на этом этапе является кормление. По словам Эриксона, у младенца разовьется чувство доверия только в том случае, если родитель или опекун отзывчивы и согласны с удовлетворением основных потребностей. Потребность в уходе и еде должна удовлетворяться с утешительной регулярностью. Сначала младенец должен установить доверительные отношения с родителем или опекуном и у него должно развиться чувство, что мир, особенно социальный мир, является безопасным местом, что люди надежны и любят. Это отражено в Гипотеза чувствительности опекунов Мэри Эйнсворт (1974). и, по сути, это ФИОЛЕТОВЫЙ vMEME, удовлетворяющий свои потребности в безопасности. Благодаря реакции родителей ребенок также учится доверять своему телу и связанным с ним биологическим побуждениям. Если родители ненадежны и неадекватны, если они отвергают младенца или причиняют ему вред, то у младенца разовьется недоверие. Они будут опасаться и подозрительно относиться к людям и, возможно, агрессивны по отношению к ним. («Орально-агрессивный» в терминологии Фрейда — поощрение развития нездорового КРАСНОГО с течением времени.)
Однако важно, чтобы младенец сохранял некоторую способность к недоверию. Родители, которые чрезмерно защищают ребенка или находятся рядом в ту минуту, когда ребенок плачет, могут сделать ребенка легковерным или чрезмерно зависимым от других. («Устно-восприимчивый», по Фрейду.)
Конфликт доверия и недоверия на Стадии 1 не только отражает работу Эйнсворт над безопасными и ненадежными привязанностями, которая связана со здоровьем ПУРПУРНОГО vцМема. Это неявно поддерживает Джона Боулби 9.0109 (1958) концепция внутренней рабочей модели .- что первые отношения создают схематический шаблон для подхода к будущим отношениям — см.: Теории привязанности.
Тот факт, что основной движущей силой на этом этапе является потребность в пище, представляет собой как механизмы выживания БЕЖЕВОГО, так и инстинктивную самоориентацию Фрейда Ид. Тот факт, что доверие развивается благодаря тому, что мать (или другое лицо, осуществляющее уход) последовательно дает пищу, свидетельствует о доминировании мотивации ребенка, меняющейся от БЕЖЕВОГО к ФИОЛЕТОВОМУ. (Однако в последние годы появились данные, указывающие на то, что ФИОЛЕТОВЫЙ может впервые начать проявляться, пока ребенок еще находится в утробе матери, и работать в нем.0108 vMEME гармоника с БЕЖЕВЫМ в качестве пренатальных биологических механизмов подготавливают ребенка к инстинктивной принадлежности к матери после рождения – см. Биологический импульс к привязанности. , комфорт и питание соблюдены. Родительская последовательность и отзывчивость необходимы для развития чувства доверия.
Элементы для отрицательного исхода
Младенцы, которые ненадежно привязаны к своим матерям, менее склонны к сотрудничеству и более агрессивны в своих взаимодействиях с матерями. По мере взросления они становятся менее компетентными и менее чуткими по отношению к сверстникам. Они также исследуют окружающую среду с меньшим энтузиазмом и меньшим упорством.
Примеры
Младенцы начнут понимать, что предметы и люди существуют, даже если они их не видят. Именно здесь доверие (аффективное) становится важным для облегчения когнитивного развития.
СТАДИЯ 2: МЫШЕЧНО-АНАЛЬНАЯ
Согласно Эриксону, на этой стадии начинают развиваться самоконтроль и уверенность в себе. Дети могут сделать больше самостоятельно. Как настаивал Фрейд, приучение к туалету является самым важным событием на этой анальной стадии 9. 0010 . Однако Эриксон идет дальше Фрейда, расширяя проблему до младенцев, начинающих навязывать свою волю собственному телу, а не просто ходить в туалет. Дети также начинают самостоятельно кормить и одевать. Эриксон подчеркивает, что младенец начинает осваивать свою внешнюю среду. Именно так малыш стремится к автономии и начинает достигать самооценки , тем самым укрепляя возникающий КРАСНЫЙ цМЕМ. Признание успеха — уважение — со стороны других также удовлетворяет потребность ФИОЛЕТОВОГО в признании со стороны «значимых других». (Успех на этом этапе также выполняет миссию Фрейдист Эго для защиты себя от последствий нежелательных действий и неудач.)
Согласно Эриксону, на данном этапе родителям важно не проявлять чрезмерную опеку. Уровень родительской защиты будет влиять на способность ребенка достичь автономии. Если родитель не подкрепляет — например, смеется над усилиями ребенка или проявляет нетерпение по отношению к ним — ребенок будет чувствовать себя пристыженным и научится сомневаться в своих способностях. «Эриксон считает, что дети, испытывающие слишком много сомнений на данном этапе, не будут уверены в своих силах в более позднем возрасте» – Анита Вулфолк (1987). Такие сомнения и стыд могут привести к неадекватной склонности к навязчивости в достижении совершенства. (Слабый и неудовлетворенный КРАСНЫЙ может заложить основу для искаженного и нездорового СИНЕГО в его будущем поиске «правильного образа жизни».)
Однако Эриксон также считал, что немного стыда и сомнения не только неизбежны, но и полезны. Без этого у ребенка, скорее всего, разовьется импульсивность, которую Эриксон также считает дезадаптивной тенденцией — своего рода бесстыдное своеволие, которое заставляет кого-то в более позднем детстве и даже во взрослом возрасте браться за дело без должного учета ваших способностей или последствий. (Хотя это может звучать как темпераментное измерение Психозизм , Эриксон не указывает никаких гендерных различий в этом отношении – что Hans J Eysenck & Sybil BG Eysenck (1976) определенно делали!) ответственность за собственное питание, туалет и одевание. Родители должны успокаивать, но избегать чрезмерной защиты.
Элементы для отрицательного исхода
Если родители не поддерживают ободряющее, уверенное отношение и не подкрепляют усилия ребенка по овладению основными двигательными и когнитивными навыками, дети могут начать испытывать стыд; они могут научиться сомневаться в своих способностях управлять миром на своих условиях. Дети, которые испытывают слишком много сомнений на этом этапе, не будут уверены в своих силах на протяжении всей жизни. Эриксон (1959) говорил о «…зловещих силах, которые высвобождаются или высвобождаются, особенно в партизанской войне неравных воль; ибо ребенок часто не соответствует своим собственным насильственным побуждениям, а родитель и ребенок неравны друг другу».
Примеры
На этом этапе дети начинают брать на себя важные обязанности по уходу за собой, такие как кормление, туалет и одевание.
СТАДИЯ 3: ПОЛОВАЯ ЛОКОМОТОРИЯ
Фрейд называет это 9-й0009 Фаллическая стадия с акцентом на том, что ребенок находит удовольствие в стимуляции своих гениталий, когда мальчики хотят физически интимных отношений со своими матерями ( Эдипов комплекс ), в то время как девочки хотят иметь ребенка от отца в качестве стратегии компенсации страданий зависть к пенису .
В то время как третья стадия Эриксона охватывает примерно тот же возрастной период, он придерживается совершенно иной тактики, чем Фрейд, и больше дополняет Грейвсиана подход. Самым важным событием на данном этапе для Эриксона является обретение независимости. С увеличением силы КРАСНОГО vMEME ребенок продолжает быть напористым и проявлять инициативу. Игра и поклонение героям являются важной формой инициативы для детей. Следует поощрять фантазию, любопытство и воображение. Когда ребенок проявляет инициативу, это попытка воплотить задуманное в жизнь. Дети на этом этапе стремятся к ответственности. Эриксон (1959) писал: «Уверившись, что он человек, ребенок должен теперь узнать, каким человеком он будет… он хочет быть похожим на своих родителей, которые ему кажутся очень сильными и красивыми, хотя и совершенно необоснованно опасными».
Взрослым важно подтвердить, что инициатива ребенка принимается, какой бы незначительной она ни была – это показывает, что само отображение КРАСНОГО не подрывает потребность ФИОЛЕТОВОГО в принятии и сопричастности – таким образом способствуя здоровому психологическому развитию. Если ребенку не дать возможности быть ответственным и делать что-то самостоятельно, у него может развиться чувство никчемности и даже вины. Ребенок придет к убеждению, что то, что он хочет делать, всегда неправильно, что окажет разрушительное воздействие на психологическое развитие и почти наверняка исказит нравственное развитие.
Поскольку у ребенка есть эдипальный кризис , Эриксон рассматривал его как нежелание ребенка отказываться от своей близости с родителем противоположного пола. Эриксон считал, что родители должны поощрять независимость от них, но это не следует делать слишком резко, иначе у ребенка может развиться чувство вины за свои чувства.
Однако слишком много инициативы и слишком мало вины может породить дезадаптивную склонность к безжалостности. Слишком сильное чувство вины может привести к тому, что кто-то станет заторможенным и помешает здоровому развитию КРАСНОГО vцМема; как следствие, они боятся что-то пробовать. Согласно Эриксону, мужчины, которые стали заторможенными на этом этапе, могут страдать импотенцией во взрослой жизни, в то время как заторможенные женщины могут быть сексуально фригидными.
Хотя на данном этапе ФИОЛЕТОВЫЙ еще нужно взращивать, в стеке vMEME появляется все больше и больше признаков КРАСНОГО. На этом этапе могут даже наблюдаться первые зачатки СИНЕГО, которые начинают оказывать моралистический, дисциплинирующий эффект.
Элементы для положительного исхода
Для положительного исхода на этом этапе ребенок должен научиться принимать без чувства вины, что некоторые вещи запрещены. Дети должны быть свободны от чувства вины при использовании воображения. Они должны быть уверены, что это нормально играть определенные взрослые роли.
Элементы отрицательного исхода
Если детям не разрешают делать что-то самостоятельно, у них может развиться чувство вины, и они могут прийти к убеждению, что то, что они хотят делать, всегда неправильно.
Примеры
Четырехлетний ребенок передает инструменты родителю, который чинит велосипед. Дети на этом этапе будут поклоняться героям. Притворные игры также распространены.
ЭТАП 4: ЗАДЕРЖКА
«На этом этапе дети учатся видеть взаимосвязь между настойчивостью и удовольствием от выполненной работы» (Вулфолк, 1987). Подобно латентной стадии Фрейда, дети должны «укротить воображение» и посвятить себя образованию и изучению социальных навыков, которых требует от них общество. Другими словами, их СИНИЙ достаточно развит, чтобы показать внешний локус контроля, как для того, чтобы реагировать на ожидания из широкого круга внешних источников, так и для того, чтобы навязать достаточную самодисциплину, чтобы оправдать эти ожидания. Важным событием на этом этапе является посещение школы. В студенческие годы дети нуждаются в продуктивной работе и самостоятельной работе. Они и физически, и морально готовы к этому. Дети должны усвоить, что удовольствие не только в том, чтобы придумать план, но и в том, чтобы осуществить его. Они должны научиться чувствовать успех, будь то в школе или на игровой площадке, в учебе или в обществе — таким образом подпитывая потребность RED в повышении самооценки. Если ребенку позволено слишком мало успехов, возможно, из-за суровых учителей или отвержения сверстников, у него вместо этого разовьется чувство неполноценности или некомпетентности. (Дополнительные источники неполноценности, которые упоминает Эриксон, — это расизм , сексизм и другие формы дискриминации ; если ребенок считает, что успех связан с тем, кто вы есть, а не с тем, как сильно вы стараетесь, то зачем стараться? Потребность КРАСНОГО в самоуважении подорвана, что препятствует устойчивому появлению здорового СИНЕГО.)
Взаимодействие со сверстниками в школе также играет важную роль в развитии ребенка на этом этапе — ФИОЛЕТОВЫЙ vMEME играет роль в создании новых дружеских связей. Ребенку впервые предстоит заниматься широким спектром мероприятий, включая учебу, групповые занятия и друзей. Ребенок также учится брать на себя больше ответственности дома. Трудности с любым из них приводят к чувству неполноценности.
Слишком много трудолюбия приводит к неадекватной тенденции, которую Эриксон назвал «узкой виртуозностью». Это наблюдается у детей, которым не разрешено «быть детьми», у тех, кого родители или учителя подталкивают к одной сфере компетенции, не позволяя развивать более широкие интересы. Это дети без жизни: дети-актеры, дети-спортсмены, дети-музыканты… вундеркинды всех мастей. Мы могли бы восхищаться их трудолюбием; но, если мы посмотрим немного внимательнее, утверждает Эриксон, это может быть все, что стоит на пути пустой жизни.
Гораздо чаще встречается злокачественная инертность. Сюда входят все, кто страдает от «комплексов неполноценности», о которых говорил Адлер (1922). Те, кто страдает от инерции, как правило, терпят неудачу один раз — или видят, как другие терпят неудачу — и таким образом учатся не пытаться, чтобы снова избежать клейма неудачника. Таким образом, ребенок либо узнает, что промышленность окупается, либо ему лучше смириться с тем, что он неполноценен, и с теми ограничениями, которые налагаются. (В бихевиористских терминах это выученная беспомощность .