чем занимается, основные задачи и методы
Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д. На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса. В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.
Понятие социальной психологии
Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.
Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:
- Социальную психологию личности
- Социальную психологию групп людей и общения
- Социальные отношения
- Формы духовной деятельности
Социальная психология имеет и свои разделы:
- Политическая психология
- Организационная психология
- Психология восприятия
- Этнопсихология
- Историческая психология
- Гендерная психология
По мнению Галины Андреевой – человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:
- Социальная психология групп
- Социальная психология общения
- Социальная психология личности
Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.
Что такое социальная психология (СП)
Определение этого термина – раздел психологии, исследующий психологическую атмосферу в различных социальных группах. Также при помощи СП выявляются закономерности в человеческом поведении, действиях индивида, когда он входит в состав каких-либо групп или сообществ.
Функции социальной психологии
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь
необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь
необходимых
практике, и «достраивание» своего
собственного здания как целостной
системы научного знания с уточнением
своего предмета, разработкой специальных
теорий и специальной методологии исследований.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.
Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет.
Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации.
Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям — все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований
определяется
сегодня задачами, связанными с теми
изменениями в массовом сознании,
которые обусловлены именно радикализмом
социальных преобразований. Здесь же коренятся
и новые возможности для деятельности
социального психолога-практика.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой — их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.
Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.
Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида
отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.
Структура
общественных отношений исследуется
социологией. В социологической
теории раскрыта определенная субординация
различных видов общественных отношений,
где выделены экономические, социальные,
политические, идеологические и другие
виды отношений. Все это в совокупности
представляет собой систему общественных
отношений. Специфика их заключается
в том, что в них не просто «встречаются»
индивид с индивидом и «
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон, 1967. С. 12—42). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева, 1967. С. 46—55). Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.
Последствия парных вопросов: эффекты контекста в измерении личности.
- DOI:10. 1037/0022-3514.81.2.332
- Идентификатор корпуса: 29258339
@article{Steinberg2001TheCO, title={Последствия парных вопросов: влияние контекста на измерение личности.}, автор={Линн Стейнберг}, journal={Журнал личности и социальной психологии}, год = {2001}, объем={81 2}, страницы={ 332-42 } }
- Л. Штейнберг
- Опубликовано 1 августа 2001 г.
- Психология, бизнес
- Журнал психологии личности и социальной психологии
Влияние контекста на ответы на вопросы всегда было в центре внимания социальных и политических исследований. Однако для измерения психологических конструктов было проведено мало исследований влияния контекста. Измерение опыта и выражения гнева в развитии использует виньетки, описывающие межличностные ситуации, которые вызывают разную степень гнева и требуют от респондентов указать свою аффективную и / или экспрессивную реакцию на ситуацию. В этом исследовании…
Посмотреть в PubMed
doi.org
Изменение шкалы: влияние изменения меток шкалы ответов на измерение личности и аффекта
одни и те же пункты различаются биполярными (согласен-не согласен) и униполярными (совсем нет — очень сильно) метками.
Влияние контекста на параметры заданий в оценках личности с принудительным выбором
Было показано, что при небольшой доле нарушений предположения об инвариантности параметров оценка оставалась стабильной, что подтверждает важность контекста при разработке адаптивных оценок ФК.
Построение личностных шкал в предположении об идеальном процессе точечной реакции: в сторону повышения гибкости личностных показателей.
Результаты показывают, что применение метода идеальных баллов обеспечило более гибкую платформу для создания будущих показателей личности, и этот переход не оказал неблагоприятного влияния на достоверность результатов теста личности.
Заголовок: КОНТЕКСТ В ОЦЕНКАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЫБОРА 1 Влияние контекста на параметры элемента в оценках личности принудительного выбора
- Инь Линь
Психология
Фундаментальное предположение в компьютеризированном адаптивном тестировании (CAT) заключается в том, что параметры элемента инвариантны по отношению к контексту — элементам, окружающим администрируемый элемент. Это предположение, однако, может…
Использование размеров эффекта для отчетов об исследованиях: примеры использования теории ответной реакции элемента для анализа дифференциального функционирования элемента.
- Л. Стейнберг, Д. Тиссен
Психология, Бизнес
Психологические методы
- 2006
Авторы показывают, что величина эффекта может быть выражена представлением значений оценок параметров, полученных из подогнанной модели, и разрабатывают тематическое исследование описания величины эффекта для отчетов об исследованиях в контексте теории ответов на вопросы.
Эффекты отрицательного ключевого слова и формулировок при оценке отношения: исследование смешанных методов
- Крис Коулман
Психология, образование
- 2013
Исследователи часто собирают данные об установках, используя «сбалансированные» шкалы измерения, т. е. шкалы с сопоставимым количеством положительных и отрицательных (т. е. перевернутых) пунктов. Многие предыдущие измерения…
Психометрический анализ отрицательной шкалы опросника атрибутивного стиля с прицелом на изучение гендерных различий: подзаголовок сравнение методов
- К. Кинг
Психология
- 2002
В настоящем исследовании была проанализирована отрицательная шкала опросника атрибутивного стиля (ASQ), популярного показателя атрибутивного стиля и коррелята депрессии (Peterson et al., 1982), с использованием…
Анализ теории ответов Контрольный список импульсивного поведения для подростков
- Jianing You, F. Leung, Ching-Man Lai, K. Fu
Психология
Оценка
- 2011
Большинство пунктов в цех Импульсном поведении. Проверка. Проверка по поведению. Наиболее точен при оценке уровня импульсивности от умеренного до высокого и хорошо различается среди подростков с разным уровнем импульсивности.
Измерение стилей ответа в заданиях Лайкерта
- У. Бёккенхольт
Психология, бизнес
Психологические методы
- 2017
могут обеспечить мощные тесты процессов того, как различные форматы ответов могут повлиять на измерение существенных признаков.Готовность учащихся средней школы участвовать в мероприятиях со сверстниками с симптомами СДВГ: модель множественных показателей и множественных причин (MIMIC).
- Джулия А. Огг, Мелани М. МакМахан, Р. Дедрик, Линда М. Раффаэле Мендес
Психология
Журнал школьной психологии
- 2013
Показ 1-10 из 29 Спиц.
Влияние контекстной специфичности элемента на эквивалентность измерения личностного опросника
- C. Роби, М. Шмит, А. Райан, М. Зикар
Психология
- 2000
Личностные показатели с элементами, которые просят респондентов охарактеризовать себя в различных ситуациях, все чаще используются для целей отбора персонала. Исследования, проведенные в лаборатории…
Эффекты контекста в социальных и психологических исследованиях
- Н. Шварц, С. Судман
Психология
- 1992
0 в обзорных исследованиях, психологическом тестировании и социальном суждении. Опираясь на последние разработки в области когнитивных…
Надежность Сдвиги в реактивности измерений: обусловлены вовлечением в контент или самостоятельным участием?
Эти исследования подразумевают, что ранние вопросы проясняют значение измерения и повышают надежность более поздних ответов, а также что знакомство с содержанием, а не самостоятельная заинтересованность, приводило к изменению надежности.
Уменьшение тревоги, вызванное измерением: средние сдвиги при повторной оценке.
Результаты показывают, что средние сдвиги в ответах от теста к повторному тесту также происходят в рамках теста наряду с контекстно-индуцированными сдвигами в значении.
Оценка шкалы враждебности Кука-Медли на основе MMPI: значение размерности.
Размерность 27 пунктов Кука-Медли, ранее обнаруженных для прогнозирования смертности с помощью полноинформационного анализа фактора максимального правдоподобия, показала, что эти пункты служат индикаторами для нескольких конструкций, при этом некоторые факторы явно отражают использование слов, а не значимое психологическое измерение.
Самоотчеты: Как вопросы формируют ответы.
- Н. Шварц
Психология
- 1999
На самоотчеты о поведении и отношении сильно влияют характеристики инструмента исследования, включая формулировку вопросов, формат и контекст. В недавних исследованиях были рассмотрены основные…
Когнитивные процессы, лежащие в основе эффектов контекста при измерении отношения
- Р. Туранжо, К. Расински
Психология
- 1988
Доступность категорий и формирование впечатления
- Э. Хиггинс, У. С. Роулс, Карл Р. Джонс
Психология
- 1977
Социальные процессы обработки информации в контексте7 Функции структурирования общих знаний и их роль0
- Г. Боденхаузен
Психология
- 1992
Социологи уже давно осознали возможность того, что на данные исследований могут влиять кажущиеся теоретически нерелевантными контекстуальные факторы, такие как порядок ответов в…
Измерение счастья в обследованиях: тест гипотезы о выявлении
- R. Tourangeau, K. Rasinski, N. Bradburn
Психология
- 1991
Ответ на элемент по общему предмету. следует за семейным счастьем. Если сначала спросить о семейном счастье, это иногда снижает сообщаемый уровень общего счастья. Это…
Социальная/личностная психология | Кафедра психологии
Главная » Исследования » Социальная психология/психология личности
Faculty who Supervise Area Students:
John Bargh
Margaret Clark
John Dovidio
Melissa Ferguson
Maria Gendron
Marianne LaFrance
Jennifer Richeson
Peter Salovey
Other Primary Faculty with Area Interests:
Woo-Kyoung Ahn
Steve Chang
Yarrow Dunham
Ассоциированный преподаватель других факультетов:
Michael Kraus
Другие преподаватели, курирующие местных студентов:
Том Тайлер
Общая информация:
Программа социальной психологии/психологии личности в Йельском университете уже более шестидесяти лет готовит ученых-исследователей. Под влиянием Карла Ховланда в 1940-х и 1950-х годах программа Йельского университета была связана в первую очередь с убеждением и изменением отношения. Эта группа психологов, некоторые из которых продолжают работать в Департаменте и сегодня, задала курс Йельской программе, исследуя такие проблемы, как связь между фрустрацией и агрессией, формированием общественного мнения и когнитивной основой социального поведения. . В течение этих лет и последующих десятилетий программа оставалась приверженной обучению студентов, заинтересованных как в лабораторных методах, так и в полевых исследованиях. Программа Social/Personality была сосредоточена на расширении базовых знаний о внутриличностных и межличностных процессах, в то же время поощряя применение этих теоретически обоснованных исследований.
С самого начала характер программы «Социальное/личное» был уникальным, так как объединял четыре тренировочных цели. Во-первых, мы считаем, что обучение студентов основам науки является наиболее эффективным способом повлиять на прогресс в области психологии. Во-вторых, в дополнение к сильному акценту на традиционных лабораторных экспериментах как на основном инструменте психолога социальной/личностной психологии основное внимание в обучении уделяется различным методологиям, таким как полевые эксперименты, методы опросов, компьютерное моделирование и тематические исследования (где ” может быть отдельным лицом, группой или организацией). В-третьих, программа пытается повысить осведомленность учащихся об использовании прикладных контекстов для проверки теоретически обоснованных идей. Наконец, факультет социальной психологии / психологии личности стремится интегрировать личностные процессы и межличностные влияния в изучение человеческого поведения. Мы считаем, что осмысленный анализ человеческого поведения лучше всего проводить, когда исследователи исследуют взаимодействия между внутриличностными процессами (например, эмоциями, социальным познанием, мотивацией, установками и системами убеждений) и социальным поведением (например, убеждением, коммуникацией, принятием решений, формированием стереотипов, политическое поведение, поведение в отношении здоровья и межгрупповое сотрудничество или конфликт).
Мы считаем, что молодых исследователей лучше всего обучать по программе, в которой особое внимание уделяется независимым исследованиям под тщательным наблюдением с участием одного или нескольких преподавателей. Хотя студенты проходят аудиторную подготовку по основам общей теории психологии, методам исследования, истории и современной литературе, с первых дней в Йельском университете им предлагается разработать программу совместных исследований с преподавателями. Есть только несколько требований к курсу, и ожидается, что студенты составят программу, соответствующую их собственным исследовательским интересам, которая включает факультативные курсы в других областях психологии и других областях социальных наук. Группа «Социальное/личное» собирается каждый понедельник для проведения исследовательских презентаций и дискуссий. Лица, интересующиеся конкретными областями специализации, такими как политическая психология, психология здоровья, эмоции или социальное познание, могут посещать дополнительные еженедельные встречи преподавателей и студентов-единомышленников.