Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Согласные буквы глухие и звонкие твердые и мягкие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие

Непарные соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не соот­но­сят­ся с дру­ги­ми соглас­ны­ми по при­зна­ку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, какие непар­ные соглас­ные зву­ки суще­ству­ют в рус­ском язы­ке и какие фоне­ти­че­ские осо­бен­но­сти они име­ют.

Содержание

  • Звонкие и глухие согласные
  • Непарные звонкие согласные
  • Непарные глухие согласные
  • Непарные мягкие и твёрдые согласные

Звонкие и глухие согласные

Чтобы понять, что такое непар­ные соглас­ные, вна­ча­ле опре­де­лим, что наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов, а сло­ва — из зву­ков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи, кото­рая сама по себе не име­ет зна­че­ния, но объ­еди­нив­шись с дру­ги­ми зву­ка­ми созда­ет фоне­ти­че­ский облик сло­ва, име­ю­ще­го лек­си­че­ское зна­че­ние.

Звуки речи про­из­но­сят­ся по-разному. Если струя воз­ду­ха про­хо­дит сво­бод­но через напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки и полость рта, то обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные зву­ки фор­ми­ру­ют­ся цели­ком голо­сом.

Большинство зву­ков речи обра­зу­ют­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствия в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр. Тогда появ­ля­ет­ся шум­ный звук, кото­рый назы­ва­ет­ся соглас­ным.

По соот­но­ше­нию голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на звон­кие и глу­хие.

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

А глу­хие соглас­ные, напро­тив, «без­го­ло­сые». Они состо­ят толь­ко из шума:

[к], [п], [с], [т],  [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные похо­жи по спо­со­бу обра­зо­ва­ния, но раз­ли­ча­ют­ся толь­ко сво­ей звон­ко­стью, то есть уча­сти­ем голо­са, или глу­хо­стью. По при­зна­ку звонкости/глухости такие соглас­ные состав­ля­ют пары:

  • [б] — [п]
  • [в] — [ф]
  • [г]- [к]
  • [д] — [т]
  • [ж] — [ш]
  • [з] — [с].

Это пар­ные соглас­ные, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся при­зна­ком звонкости/глухости.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет 6 пар звон­ких и глу­хих соглас­ных. С их помо­щью мож­но раз­ли­чать сло­ва:

  • убор — упор;
  • влага — фляга;
  • грот — крот;
  • дрова — трава:
  • жалость — шалость;
  • зев — сев.

Остальные соглас­ные явля­ют­ся непар­ны­ми.

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких соглас­ных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки [н] и [н’], а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки [м] и [м’].

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки [л] и [л’].

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки [р] и [р’].

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук [й’].

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми  глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.

ОпределениеЗвуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непар­ные соглас­ные.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • [л] — [л’]
  • [м] — [м’]
  • [н] — [н’]
  • [р] — [р’]

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в сло­вах:

  • бан­ка — бань­ка;
  • рад — ряд;
  • мыс — мис­ка;
  • лов — лев.

А звук [й’] непар­ный по всем харак­те­ри­сти­кам:

  • непар­ный звон­кий;
  • непар­ный мяг­кий.

Непарные глухие согласные

Среди глу­хих соглас­ных так­же есть непар­ные, кото­рые не соот­но­сят­ся со звон­ки­ми соглас­ны­ми.

ОпределениеЗвуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непар­ные глу­хие соглас­ные.

Глухие соглас­ные [х] и [х’] обра­зу­ют пару по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

  • храб­рый — хит­рый;
  • хлеб — химия;
  • худой — хилый.

Остальные глу­хие соглас­ные непар­ные по всем фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Укажем их осо­бен­но­сти:

  • звук [ц] — это непар­ный глу­хой, непар­ный твер­дый;
  • звук [ч’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий;
  • звук [щ’] — это непар­ный глу­хой, непар­ный мяг­кий.

Непарные мягкие и твёрдые согласные

Вне зави­си­мо­сти от после­ду­ю­ще­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я»,  или «ь», зву­ки [ц], [ж], [ш] все­гда твер­дые в сло­вах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напро­тив, зву­чат мяг­ко. B тран­скрип­ции слов их мяг­кость все­гда обо­зна­ча­ет­ся апо­стро­фом.

Сравним:

  • ци́ркуль [ц ы р к ул’]
  • це́нный [ц э н: ы й’]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]
  • кошёл­ка [к а ш о л к а]
  • пу́стошь [п у с т а ш]
  • чёр­ный [ч’ о р н ы й’]
  • чисто­та́ [ч’ и с т а т а]
  • щёт­ка [щ’ о т к а]
  •  щу́ка [щ’ у к а].

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «ж», «ш», «ч», «щ» слу­жит для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм гла­го­лов (беречь, поёшь, отрежь), а не для ука­за­ния мяг­ко­сти соглас­но­го.

Итак, в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка три соглас­ных [й’] [ч’] [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми, а зву­ки [ж], [ш], [ц] — непар­ны­ми твёр­ды­ми.

Предыдущая

ФонетикаГлухие согласные звуки — правило, таблица

Следующая

ФонетикаТвёрдые и мягкие согласные звуки и буквы (таблица)

Как потеря слуха влияет на вашу речь?

Одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди с потерей слуха, является поддержание хороших отношений с окружающими. Общение становится туманным, и мы постепенно начинаем непреднамеренно игнорировать людей, не вступать в разговоры или, возможно, даже неправильно понимать, что кто-то говорит. Вы научитесь медленно, но верно читать по губам и пытаться не отставать от того, что говорят ваши друзья и члены семьи, но это не устранит эти барьеры. Некоторые словесные звуки будут искажаться или становиться тусклее по мере того, как ухудшается слух.

Это, в свою очередь, может повлиять на то, как вы говорите. Только оказавшись в подобной ситуации, вы осознаете, как слуховые и речевые паттерны напрямую связаны друг с другом. Это лишь некоторые из способов, которыми ваша речь может измениться из-за потери слуха.

Четкость букв

Гласные произносить намного легче, чем согласные. Звуки аа и иэ имеют тенденцию выделяться в словах в большинстве акцентов. Они также не требуют большого движения рта. Однако для правильного произношения согласных нужны губы, язык и движения челюсти. Резкость букв постепенно теряется, а высота тона, с которой вы говорите, также снижается. Это происходит из-за того, что ваш мозг не может уловить вербальный маркер. Вибрация в вашей голове, возникающая при разговоре, не регистрируется, и поэтому трудно понять, правильно ли вы улавливаете точность произношения.

Четкость вашей речи ухудшится, поскольку ваш мозг и уши перестанут общаться. Вы обнаружите, что мягкие согласные, такие как L, C, R и S, будут одними из первых, кто потеряет свое влияние в вашей речи.

Более высокая громкость

Как вы понимаете, когда вы больше не можете контролировать, говорите ли вы так точно, как вам хотелось бы, вы склонны к сверхкомпенсации. Это приведет к большей громкости, когда вы попытаетесь услышать, что вы говорите, и убедитесь, что окружающие вас люди могут понять, что вы пытаетесь передать. Если не лечить, потеря слуха также может привести к потере нормального тона и акцента. Люди, как правило, звучат одинаково, когда кричат, и это может привести к изменениям в мышечной памяти рта.

Не говоря уже о том, что люди могут счесть вас грубым, поскольку вы непреднамеренно повышаете на них голос, пытаясь заговорить. Неблагоприятные социальные последствия часто остаются незамеченными, пока не затронут нас лично.

Повторение себя и других

Потеря слуха также может вызвать серьезную неуверенность в себе. Это может привести к тому, что вы будете повторять себя снова и снова, просто чтобы убедиться, что другие вас понимают. Если во время разговора ваши глаза отвернулись и вы не смогли сопоставить движения их губ со звуками, вы попросите их повторить. Это может разочаровать и других. Поговорив с отоларингологом, вы сможете понять, какие варианты слуха у вас есть. Современные слуховые аппараты невероятно продвинуты, позволяя вам слышать практически на 360 градусов.

Самый мощный тип слухового аппарата — заушный (BTE). Однако они являются самым крупным стилем и остаются хорошо видимыми с большинства углов. Если вам нужно что-то более незаметное, невидимый канал (IIC), как следует из названия, очень маленький и прячется внутри уха. Он использует микроустройство и устанавливается глубоко в ухо. В зависимости от вашего диапазона или конуса слуха аудиолог порекомендует определенный тип слухового аппарата, но вы можете выбрать точную модель.

Слабые звуки

Тихие звуки и/или речь становятся довольно напряженными для восприятия. Кондуктивная тугоухость — это когда есть проблема во внешнем или среднем ухе, препятствующая проникновению звука во внутреннее ухо. Это может привести к тому, что вы не сможете правильно слышать слабые звуки. Невозможность понять, что кто-то говорит вам, когда он наверху, а вы внизу, в лучшем случае раздражает.

Однако слабые звуки влияют на вашу речь, иногда заставляя вас говорить то громче, то медленнее. Когда вы чувствуете отдаленные звуки, ваш мозг будет думать, что кто-то находится намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы вас услышали, вы будете растягивать слова и звуки, чтобы достучаться до этого человека. Удлиненная речь — это то, что очень распространено среди людей с потерей слуха. Через некоторое время это может вызвать напряжение в вашем теле, так как ваше дыхание также становится напряженным.

Если у вас есть какие-либо вопросы относительно того, какой тип потери слуха вы испытываете и какие варианты вам могут помочь, поговорите с отоларингологом из Allison Audiology & Hearing Aid Center, позвоните сегодня в Lake Jackson: (979) 258 -6483 и Хьюстон: (713) 893-1070.

Яна Эмола-Остин, Au.D.

Яна выросла в Брайане, штат Техас, и получила степень бакалавра в Техасском университете A&M. Она продолжила обучение для получения докторской степени по аудиологии в Университете Северного Техаса. Изучив речевую патологию, Яна нашла аудиологию и сразу поняла, что нашла свое призвание помогать людям улучшать свою жизнь и отношения с другими с помощью слухопротезирования. В ее повседневные обязанности в Allison Audiology входят административные задачи, управление и маркетинговые обязанности. Яне нравится, что она может оказывать такое положительное влияние на жизнь людей, помогая им слышать звуки, которые в противном случае они едва ли услышали бы. «Несмотря на то, что я больше не работаю с пациентами ежедневно, моя работа направлена ​​на улучшение жизни каждого, кто посещает наш офис». Вне работы она любит проводить время со своей семьей, двумя собаками, готовкой и наслаждается прибрежной жизнью.

    Восприятие Конспект лекций: Восприятие речи

    Восприятие Конспект лекций: Восприятие речи

    Что вы должны знать из этой лекции

    • Фонема, форманта, формантный переход
    • Спектрограмма
    • Слуховая кора
    • Афазия: зона Вернике, зона Брока
    • Неспособность к обучению языку
    • Кохлеарные импланты
    Нам еще многое предстоит узнать/узнать о восприятии речи и понимании языка. Некоторые из них рассмотрены в вашем учебнике (который вы должны прочитать). Нет времени охватить весь этот материал. У нас мог бы быть целый курс на эту тему.

    Анализ речи. К понять кое-что о восприятии речи, надо начинать с элементы самой речи. Разговорный язык состоит из последовательности дискретные объекты. Самая крупная орфографическая единица английского языка — это слово, которое можно представить как обычно то, что вы пишете, окружено пробелами. Однако слова могут состоять из более чем одного смыслового сегмента. Например «детство» состоит из «ребенок» (молодой человек) плюс «капюшон» (состояние быть). Эти субъединицы называются морфемами. Затем каждую морфему можно разделить на последовательность звуков, называемых фонемами. Фонемы определяются как наименьшая единица, изменение которой потенциально может изменить значение слова. Например, звук «и» в слове «хит» — это фонема, потому что, если заменить его на «а», получится «шляпа». Наконец, фонемы соответствуют производимым звукам речи (хотя соответствие сложное и изучается фонологами и фонетиками).

    Фонемы характеризуются, прежде всего, способом воспроизведения звуков.

    Основное различие между гласными (произносится без воздуха). сужение) и согласные (которые включают частичное или полное сужение потока воздуха). Все гласные звонкие, т.е. шнуры вибрируют при воспроизведении звука, так что звук имеет четко определенный шаг и может быть спет. Некоторые согласные также озвучиваются.

    Гласные описываются на основе двух основных различий. Первый определяет положение самой высокой части языка во рту используется при произнесении определенного гласного звука (высокого, среднего или низкого в рта, спереди/около зубов или сзади). Во-вторых, гласный звук может требуют, чтобы рот был широко открыт, или чтобы губы были сомкнуты и округлый (сравните, как вы говорите «а» и «о»). Последнее отличие для гласных заключается в том, что некоторые звуки состоят из пары гласных звуков, произносимых плавно последовательно, известный как дифтонг (например, звук «ou», как в «house», который состоит из «ah», за которым следует длинное «oo»).

    Есть много разных согласных, в зависимости от того, как они произносятся. в котором они сформулированы. Останавливаться согласные (или взрывные) предполагают полное закрытие воздушной струи с последующим взрывным выбросом воздуха. К ним относятся английские согласные p/b, t/d, k/hard-g. Каждая пара в этом списке отличается от следующей местом артикуляции, т. е. тем, где происходит сужение воздуха (между губами, языком к зубам или языком к мягкому небу). Две согласные в каждой паре различаются по звонкости (b/d/g звонкие: голосовые связки вибрируют, как только выпускается воздух). Другой большой класс согласных включает фрикативные и шипящие звуки. Они связаны с неполным закрытием воздушного потока, что приводит к шумному выбросу воздуха через небольшое отверстие. Включены f/v, s/z и sh/zh (тишина или лазурь). Опять же, два звука в каждой паре различаются по тому, звонкие они (v/z/zh) или нет. Звонкие фрикативные/шипящие звуки можно петь, так как они имеют четко определенную высоту звука, определяемую вибрациями голосовых связок.

    Другие согласные звуки включают боковые (l/r), скользящие (y/w) и носовые (m/n).

    Спектрограмма представляет собой график зависимости частоты от времени. Каждая строка представляет собой диапазон частот. Интенсивность, отображаемая в любой точке звука спектрограмма показывает амплитуду этой полосы частот (указанный положением по вертикали) в то время (указывается по горизонтали должность). Спектрограмма рассчитывается с помощью преобразование Фурье. Это очень похоже на обработку, выполняемую улитка. Многие из фонетических различий, обсуждавшихся выше, виден в звуковая спектрограмма. Люди даже пытались приучить себя к «читать» речь в спектрограммах, хотя это оказывается необычайно трудная задача. Однако некоторые фонетические особенности, рассмотренные выше, хорошо видны на спектрограммах.

    Гласные звуки звонкие, а также некоторые согласные, растянутые во времени (м, н, з, ж, в и др.). Для таких звуков голосовые связки вибрируют, производя основную частоту, и звук состоит из этой основной частоты вместе с гармониками (целыми кратными основной частоты).

    Это звучание видно на спектрограммах в виде серии тонких горизонтальных полос, соответствующих отдельным гармоникам. Эти пики называются формантами. Гласные звонкие, если не шептать. Но манера артикуляции (то, как вы формируете язык и губы) приводит к фильтрации звука. Это то, что делает форманты разными для каждого звука вокселя.

    Стоп-согласные видны как полное прекращение воздушного потока, а следовательно, любого звука. То есть наступает кратковременная тишина, видимая как вертикальная пустая полоса на спектрограмме. Сибилянты и фрикативы включают в себя порыв воздуха через почти сужение (с разным место артикуляции разных согласных). Они видны в спектрограмма в виде широкой полосы частот (или «шума»), с разные полосы для разных согласных («s» выше по частоте чем «ш», например).

    Примеры формантов (соответствующих гласным) и переходов форматов (соответствующих согласным) показаны на следующих графиках. Приведенные ниже спектрограммы (сначала искусственные, затем настоящие) указывают на двухфонемное высказывание (смычный согласный, за которым следует гласный).

    Форманты (после начальных переходных сдвигов) одинаковы в все примеры, указывающие на то, что все три являются одним и тем же гласным звуком («ах»). Однако им предшествует формантный переход. оказывается что форма формантного перехода (вверх или вниз для каждого форманта, и где в спектре возникают эти переходы) является одним из спектральные особенности, которые слушатели используют, чтобы различить, какая остановка согласная предшествовала гласной. Таким образом, разница между «ба», «да», и «га» в формантные переходы. Некоторые формантные переходы очень короткие (10-50 мс), как «ба» и «да». Другие относительно длинные, как «па» и «га». Продолжительность формантного перехода и время, за которое озвучивание начинается после остановки, указывают на то, что остановка согласный бывает звонким (б, д, ж) или глухим (р, т, к). Эти различия были изучены перцептивно путем создания искусственных спектрограмм (например, в верхней половине рисунка выше) и спрашивая слушателям определить высказывание.

    Эти искусственные спектрограммы были изначально «играл» на машине, называемой вокодер.

    Несколько примеров спектрограмм реальной речи. Они сложные, но вы можете видеть формантные и формантные переходы. Вы также можете видеть, что частоты иногда высокие, а иногда низкие. Это соответствует просодии речи; просодия — это вневербальное указание в речи, которое указывает на такие вещи, как ударение в слове или на то, является ли предложение утверждением, императивом или вопросом.

    Слуховая кора, зона Вернике и зона Брока. Первичная слуховая кора расположена латерально в верхней части височной доли (показана синим цветом).

    Слуховая кора имеет решающее значение для восприятия речи и понимания языка. Афазия относится к коллективному дефициту понимания и воспроизведения речи, который сопровождает повреждение головного мозга. Повреждение первичной слуховой коры головного мозга и/или прилегающей области Вернике вызывает определенный вид афазии, нарушение понимания речи. Повреждение зоны Брока, расположенной рядом с моторной корой, вызывает афазию другого рода — нарушение речеобразования.

    Нарушение способности к обучению языку. Паула Таллал (из Университета Рутгерса) посвятила свою карьеру изучению детей с ограниченными способностями к обучению языку, которым трудно научиться понимать и воспроизводить язык. Таллал продемонстрировал, что у этих детей есть трудности с речью из-за дефицита быстрой (десятки миллисекунд) временной обработки, необходимой для различения кратких формантных переходов (таких как «ба» и «да»).

    В этих экспериментах испытуемые должны были различать два стимула: либо высокий тон, за которым следует низкий тон, либо низкий тон, за которым следует высокий тон. Если тоны разделены во времени более чем на полсекунды, то как у нормальных субъектов, так и у людей с нарушениями языкового обучения (LLI) нет проблем с выполнением задания (100% правильно). Но при более коротких интервалах (более коротких интервалах между стимулами) дети LLI демонстрируют резкое снижение производительности.

    Таллал считает, что это является причиной их языковой неполноценности. Поскольку они не слышат различий между быстро меняющимися звуками, они не могут отличить один формантный переход от другого, поэтому у них возникают проблемы с пониманием и произношением речи.

    Таллал и Майкл Мерцених (нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско) разработали программные системы, помогающие детям с нарушениями языкового обучения. Программное обеспечение похоже на компьютерную игру, но на самом деле представляет собой замаскированный слуховой психофизический эксперимент. Идея состоит в том, чтобы дать детям много практики в определении пороговых различий между звуками. Со временем, с практикой, их производительность улучшается, что приводит к лучшему пониманию и восприятию языка. Вы можете узнать больше об этой компании и их программном обеспечении FastForword на сайте Scientific Learning. Корпорация Веб-сайт.

    Кохлеарные импланты. Кохлеарный имплантат — прекрасный пример того, как мы можем использовать результаты фундаментальных исследований, наше понимание того, как периферическая слуховая система (улитка, слуховой аппарат) реагирует на звук, и использовать их.

    Несколько электродов, закрепленных на тщательно разработанной опоре, повторяющей форму улитки. Конструкция этой опорной конструкции имеет решающее значение, поскольку она размещает электроды очень близко к нервным клеткам. Компьютер разлагает звуковой сигнал на его частотные составляющие с помощью преобразования Фурье и посылает отдельные частотные составляющие на соответствующие электроды. Другими словами, он вычисляет спектрограмму, имитирующую частотное разложение, выполняемое улиткой. Затем имплант преобразует спектрограмму в серию импульсов тока для каждого из стимулирующих электродов. Это преобразование в импульсы тока основано на том, что мы знаем о кодировании информации в слуховом нерве. И временной код, и код места важны для передачи основного тона. Как скорость возбуждения нервов, так и количество активных нейронов важны для громкости сигналов. Цель состоит в том, чтобы точно воспроизвести нейронный код, который естественным образом передается по слуховому нерву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *