Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие
Непарные согласные — это звуки, которые не соотносятся с другими согласными по признаку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, какие непарные согласные звуки существуют в русском языке и какие фонетические особенности они имеют.
Содержание
- Звонкие и глухие согласные
- Непарные звонкие согласные
- Непарные глухие согласные
- Непарные мягкие и твёрдые согласные
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- [б] — [п]
- [в] — [ф]
- [г]- [к]
- [д] — [т]
- [ж] — [ш]
- [з] — [с].
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Непарные звонкие согласные
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки [р] и [р’].
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.
ОпределениеЗвуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- [л] — [л’]
- [м] — [м’]
- [н] — [н’]
- [р] — [р’]
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук [й’] непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.
ОпределениеЗвуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.
Непарные мягкие и твёрдые согласные
Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», звуки [ц], [ж], [ш] всегда твердые в словах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.
Сравним:
- ци́ркуль [ц ы р к ул’]
- це́нный [ц э н: ы й’]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
- кошёлка [к а ш о л к а]
- пу́стошь [п у с т а ш]
- чёрный [ч’ о р н ы й’]
- чистота́ [ч’ и с т а т а]
- щётка [щ’ о т к а]
- щу́ка [щ’ у к а].
Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.
Итак, в фонетике русского языка три согласных [й’] [ч’] [щ’] являются непарными мягкими, а звуки [ж], [ш], [ц] — непарными твёрдыми.
Предыдущая
ФонетикаГлухие согласные звуки — правило, таблица
Следующая
ФонетикаТвёрдые и мягкие согласные звуки и буквы (таблица)
Как потеря слуха влияет на вашу речь?
Одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются люди с потерей слуха, является поддержание хороших отношений с окружающими. Общение становится туманным, и мы постепенно начинаем непреднамеренно игнорировать людей, не вступать в разговоры или, возможно, даже неправильно понимать, что кто-то говорит. Вы научитесь медленно, но верно читать по губам и пытаться не отставать от того, что говорят ваши друзья и члены семьи, но это не устранит эти барьеры. Некоторые словесные звуки будут искажаться или становиться тусклее по мере того, как ухудшается слух.
Это, в свою очередь, может повлиять на то, как вы говорите. Только оказавшись в подобной ситуации, вы осознаете, как слуховые и речевые паттерны напрямую связаны друг с другом. Это лишь некоторые из способов, которыми ваша речь может измениться из-за потери слуха.
Четкость букв
Гласные произносить намного легче, чем согласные. Звуки аа и иэ имеют тенденцию выделяться в словах в большинстве акцентов. Они также не требуют большого движения рта. Однако для правильного произношения согласных нужны губы, язык и движения челюсти. Резкость букв постепенно теряется, а высота тона, с которой вы говорите, также снижается. Это происходит из-за того, что ваш мозг не может уловить вербальный маркер. Вибрация в вашей голове, возникающая при разговоре, не регистрируется, и поэтому трудно понять, правильно ли вы улавливаете точность произношения.
Четкость вашей речи ухудшится, поскольку ваш мозг и уши перестанут общаться. Вы обнаружите, что мягкие согласные, такие как L, C, R и S, будут одними из первых, кто потеряет свое влияние в вашей речи.
Более высокая громкость
Как вы понимаете, когда вы больше не можете контролировать, говорите ли вы так точно, как вам хотелось бы, вы склонны к сверхкомпенсации. Это приведет к большей громкости, когда вы попытаетесь услышать, что вы говорите, и убедитесь, что окружающие вас люди могут понять, что вы пытаетесь передать. Если не лечить, потеря слуха также может привести к потере нормального тона и акцента. Люди, как правило, звучат одинаково, когда кричат, и это может привести к изменениям в мышечной памяти рта.
Не говоря уже о том, что люди могут счесть вас грубым, поскольку вы непреднамеренно повышаете на них голос, пытаясь заговорить. Неблагоприятные социальные последствия часто остаются незамеченными, пока не затронут нас лично.
Повторение себя и других
Потеря слуха также может вызвать серьезную неуверенность в себе. Это может привести к тому, что вы будете повторять себя снова и снова, просто чтобы убедиться, что другие вас понимают. Если во время разговора ваши глаза отвернулись и вы не смогли сопоставить движения их губ со звуками, вы попросите их повторить. Это может разочаровать и других. Поговорив с отоларингологом, вы сможете понять, какие варианты слуха у вас есть. Современные слуховые аппараты невероятно продвинуты, позволяя вам слышать практически на 360 градусов.
Самый мощный тип слухового аппарата — заушный (BTE). Однако они являются самым крупным стилем и остаются хорошо видимыми с большинства углов. Если вам нужно что-то более незаметное, невидимый канал (IIC), как следует из названия, очень маленький и прячется внутри уха. Он использует микроустройство и устанавливается глубоко в ухо. В зависимости от вашего диапазона или конуса слуха аудиолог порекомендует определенный тип слухового аппарата, но вы можете выбрать точную модель.
Слабые звуки
Тихие звуки и/или речь становятся довольно напряженными для восприятия. Кондуктивная тугоухость — это когда есть проблема во внешнем или среднем ухе, препятствующая проникновению звука во внутреннее ухо. Это может привести к тому, что вы не сможете правильно слышать слабые звуки. Невозможность понять, что кто-то говорит вам, когда он наверху, а вы внизу, в лучшем случае раздражает.
Однако слабые звуки влияют на вашу речь, иногда заставляя вас говорить то громче, то медленнее. Когда вы чувствуете отдаленные звуки, ваш мозг будет думать, что кто-то находится намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы вас услышали, вы будете растягивать слова и звуки, чтобы достучаться до этого человека. Удлиненная речь — это то, что очень распространено среди людей с потерей слуха. Через некоторое время это может вызвать напряжение в вашем теле, так как ваше дыхание также становится напряженным.
Если у вас есть какие-либо вопросы относительно того, какой тип потери слуха вы испытываете и какие варианты вам могут помочь, поговорите с отоларингологом из Allison Audiology & Hearing Aid Center, позвоните сегодня в Lake Jackson: (979) 258 -6483 и Хьюстон: (713) 893-1070.
Яна Эмола-Остин, Au.D.
Яна выросла в Брайане, штат Техас, и получила степень бакалавра в Техасском университете A&M. Она продолжила обучение для получения докторской степени по аудиологии в Университете Северного Техаса. Изучив речевую патологию, Яна нашла аудиологию и сразу поняла, что нашла свое призвание помогать людям улучшать свою жизнь и отношения с другими с помощью слухопротезирования. В ее повседневные обязанности в Allison Audiology входят административные задачи, управление и маркетинговые обязанности. Яне нравится, что она может оказывать такое положительное влияние на жизнь людей, помогая им слышать звуки, которые в противном случае они едва ли услышали бы. «Несмотря на то, что я больше не работаю с пациентами ежедневно, моя работа направлена на улучшение жизни каждого, кто посещает наш офис». Вне работы она любит проводить время со своей семьей, двумя собаками, готовкой и наслаждается прибрежной жизнью.
- Фонема, форманта, формантный переход
- Спектрограмма
- Слуховая кора
- Афазия: зона Вернике, зона Брока
- Неспособность к обучению языку
- Кохлеарные импланты
Восприятие Конспект лекций: Восприятие речи
Восприятие Конспект лекций: Восприятие речиЧто вы должны знать из этой лекции
Анализ речи. К понять кое-что о восприятии речи, надо начинать с элементы самой речи. Разговорный язык состоит из последовательности дискретные объекты. Самая крупная орфографическая единица английского языка — это слово, которое можно представить как обычно то, что вы пишете, окружено пробелами. Однако слова могут состоять из более чем одного смыслового сегмента. Например «детство» состоит из «ребенок» (молодой человек) плюс «капюшон» (состояние быть). Эти субъединицы называются морфемами. Затем каждую морфему можно разделить на последовательность звуков, называемых фонемами. Фонемы определяются как наименьшая единица, изменение которой потенциально может изменить значение слова. Например, звук «и» в слове «хит» — это фонема, потому что, если заменить его на «а», получится «шляпа». Наконец, фонемы соответствуют производимым звукам речи (хотя соответствие сложное и изучается фонологами и фонетиками).
Фонемы характеризуются, прежде всего, способом воспроизведения звуков.Основное различие между гласными (произносится без воздуха). сужение) и согласные (которые включают частичное или полное сужение потока воздуха). Все гласные звонкие, т.е. шнуры вибрируют при воспроизведении звука, так что звук имеет четко определенный шаг и может быть спет. Некоторые согласные также озвучиваются.
Гласные описываются на основе двух основных различий. Первый определяет положение самой высокой части языка во рту используется при произнесении определенного гласного звука (высокого, среднего или низкого в рта, спереди/около зубов или сзади). Во-вторых, гласный звук может требуют, чтобы рот был широко открыт, или чтобы губы были сомкнуты и округлый (сравните, как вы говорите «а» и «о»). Последнее отличие для гласных заключается в том, что некоторые звуки состоят из пары гласных звуков, произносимых плавно последовательно, известный как дифтонг (например, звук «ou», как в «house», который состоит из «ah», за которым следует длинное «oo»).
Есть много разных согласных, в зависимости от того, как они произносятся. в котором они сформулированы. Останавливаться согласные (или взрывные) предполагают полное закрытие воздушной струи с последующим взрывным выбросом воздуха. К ним относятся английские согласные p/b, t/d, k/hard-g. Каждая пара в этом списке отличается от следующей местом артикуляции, т. е. тем, где происходит сужение воздуха (между губами, языком к зубам или языком к мягкому небу). Две согласные в каждой паре различаются по звонкости (b/d/g звонкие: голосовые связки вибрируют, как только выпускается воздух). Другой большой класс согласных включает фрикативные и шипящие звуки. Они связаны с неполным закрытием воздушного потока, что приводит к шумному выбросу воздуха через небольшое отверстие. Включены f/v, s/z и sh/zh (тишина или лазурь). Опять же, два звука в каждой паре различаются по тому, звонкие они (v/z/zh) или нет. Звонкие фрикативные/шипящие звуки можно петь, так как они имеют четко определенную высоту звука, определяемую вибрациями голосовых связок.
Спектрограмма представляет собой график зависимости частоты от времени. Каждая строка представляет собой диапазон частот. Интенсивность, отображаемая в любой точке звука спектрограмма показывает амплитуду этой полосы частот (указанный положением по вертикали) в то время (указывается по горизонтали должность). Спектрограмма рассчитывается с помощью преобразование Фурье. Это очень похоже на обработку, выполняемую улитка. Многие из фонетических различий, обсуждавшихся выше, виден в звуковая спектрограмма. Люди даже пытались приучить себя к «читать» речь в спектрограммах, хотя это оказывается необычайно трудная задача. Однако некоторые фонетические особенности, рассмотренные выше, хорошо видны на спектрограммах.
Гласные звуки звонкие, а также некоторые согласные, растянутые во времени (м, н, з, ж, в и др.). Для таких звуков голосовые связки вибрируют, производя основную частоту, и звук состоит из этой основной частоты вместе с гармониками (целыми кратными основной частоты).
Это звучание видно на спектрограммах в виде серии тонких горизонтальных полос, соответствующих отдельным гармоникам. Эти пики называются формантами. Гласные звонкие, если не шептать. Но манера артикуляции (то, как вы формируете язык и губы) приводит к фильтрации звука. Это то, что делает форманты разными для каждого звука вокселя.Стоп-согласные видны как полное прекращение воздушного потока, а следовательно, любого звука. То есть наступает кратковременная тишина, видимая как вертикальная пустая полоса на спектрограмме. Сибилянты и фрикативы включают в себя порыв воздуха через почти сужение (с разным место артикуляции разных согласных). Они видны в спектрограмма в виде широкой полосы частот (или «шума»), с разные полосы для разных согласных («s» выше по частоте чем «ш», например).
Примеры формантов (соответствующих гласным) и переходов форматов (соответствующих согласным) показаны на следующих графиках. Приведенные ниже спектрограммы (сначала искусственные, затем настоящие) указывают на двухфонемное высказывание (смычный согласный, за которым следует гласный).
Форманты (после начальных переходных сдвигов) одинаковы в все примеры, указывающие на то, что все три являются одним и тем же гласным звуком («ах»). Однако им предшествует формантный переход. оказывается что форма формантного перехода (вверх или вниз для каждого форманта, и где в спектре возникают эти переходы) является одним из спектральные особенности, которые слушатели используют, чтобы различить, какая остановка согласная предшествовала гласной. Таким образом, разница между «ба», «да», и «га» в формантные переходы. Некоторые формантные переходы очень короткие (10-50 мс), как «ба» и «да». Другие относительно длинные, как «па» и «га». Продолжительность формантного перехода и время, за которое озвучивание начинается после остановки, указывают на то, что остановка согласный бывает звонким (б, д, ж) или глухим (р, т, к). Эти различия были изучены перцептивно путем создания искусственных спектрограмм (например, в верхней половине рисунка выше) и спрашивая слушателям определить высказывание.
Эти искусственные спектрограммы были изначально «играл» на машине, называемой вокодер.Несколько примеров спектрограмм реальной речи. Они сложные, но вы можете видеть формантные и формантные переходы. Вы также можете видеть, что частоты иногда высокие, а иногда низкие. Это соответствует просодии речи; просодия — это вневербальное указание в речи, которое указывает на такие вещи, как ударение в слове или на то, является ли предложение утверждением, императивом или вопросом.
Слуховая кора, зона Вернике и зона Брока. Первичная слуховая кора расположена латерально в верхней части височной доли (показана синим цветом).
Слуховая кора имеет решающее значение для восприятия речи и понимания языка. Афазия относится к коллективному дефициту понимания и воспроизведения речи, который сопровождает повреждение головного мозга. Повреждение первичной слуховой коры головного мозга и/или прилегающей области Вернике вызывает определенный вид афазии, нарушение понимания речи. Повреждение зоны Брока, расположенной рядом с моторной корой, вызывает афазию другого рода — нарушение речеобразования.
Нарушение способности к обучению языку. Паула Таллал (из Университета Рутгерса) посвятила свою карьеру изучению детей с ограниченными способностями к обучению языку, которым трудно научиться понимать и воспроизводить язык. Таллал продемонстрировал, что у этих детей есть трудности с речью из-за дефицита быстрой (десятки миллисекунд) временной обработки, необходимой для различения кратких формантных переходов (таких как «ба» и «да»).
В этих экспериментах испытуемые должны были различать два стимула: либо высокий тон, за которым следует низкий тон, либо низкий тон, за которым следует высокий тон. Если тоны разделены во времени более чем на полсекунды, то как у нормальных субъектов, так и у людей с нарушениями языкового обучения (LLI) нет проблем с выполнением задания (100% правильно). Но при более коротких интервалах (более коротких интервалах между стимулами) дети LLI демонстрируют резкое снижение производительности.
Таллал и Майкл Мерцених (нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско) разработали программные системы, помогающие детям с нарушениями языкового обучения. Программное обеспечение похоже на компьютерную игру, но на самом деле представляет собой замаскированный слуховой психофизический эксперимент. Идея состоит в том, чтобы дать детям много практики в определении пороговых различий между звуками. Со временем, с практикой, их производительность улучшается, что приводит к лучшему пониманию и восприятию языка. Вы можете узнать больше об этой компании и их программном обеспечении FastForword на сайте Scientific Learning. Корпорация Веб-сайт.
Кохлеарные импланты. Кохлеарный имплантат — прекрасный пример того, как мы можем использовать результаты фундаментальных исследований, наше понимание того, как периферическая слуховая система (улитка, слуховой аппарат) реагирует на звук, и использовать их.
Несколько электродов, закрепленных на тщательно разработанной опоре, повторяющей форму улитки. Конструкция этой опорной конструкции имеет решающее значение, поскольку она размещает электроды очень близко к нервным клеткам. Компьютер разлагает звуковой сигнал на его частотные составляющие с помощью преобразования Фурье и посылает отдельные частотные составляющие на соответствующие электроды. Другими словами, он вычисляет спектрограмму, имитирующую частотное разложение, выполняемое улиткой. Затем имплант преобразует спектрограмму в серию импульсов тока для каждого из стимулирующих электродов. Это преобразование в импульсы тока основано на том, что мы знаем о кодировании информации в слуховом нерве. И временной код, и код места важны для передачи основного тона. Как скорость возбуждения нервов, так и количество активных нейронов важны для громкости сигналов. Цель состоит в том, чтобы точно воспроизвести нейронный код, который естественным образом передается по слуховому нерву.