Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Содержание:
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Как определить твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Закрепление материала на практике
Наша речь состоит из согласных и гласных звуков. Гласные произносятся голосом, напевно, протяжно. Это свободное движение воздуха. Согласные же, наоборот, образуются от движения языка и губ, от встречи с таким препятствием, как зубы.
Давайте вспомним, что гласный звук произносится голосом, его можно пропеть: а-а-а, о-о-о, у-у-у. А согласный звук произносится с препятствием. На его пути стоят и губы, и язык, и зубы: т, м, р.
Согласный звук — это движение воздуха с препятствием.
Только согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
«Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Произнесите слова:
лыжи, липа, лук, люк, сын, синь, стол, соль.
Твёрдый согласный звук мы произносим с твёрдостью в голосе, с помощью кончика языка или губ. Попробуйте: [Л], [C], [М], [Д]. Например: [Л] УК, [C] ТОЛ, [Д] ОМ.
А мягкий звук получается произнести ласково, мягко, задействовав весь язык и губы. Итак, произносим: [Л’] , [М’], [С’], [Д’].
Например, [Л’] ЕС, [С’] ЕМЯ, [Д’] ЕТИ.
Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?
- Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные:
Например:
ласточка, сом, рыба, рука.
- Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные:
Посмотрим на примере таких слов:
лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.
Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.
Там, где он стоит, любой звук мягко звучит.
Например:
мел – мель угол – уголь шест-шесть полка — полька
Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.
Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно.
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Чтобы легче было жить, надо парами дружить.
Многие буквы согласные делают это прекрасно!
Одна и та же согласная буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. Согласные звуки бывают парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Прочитайте пример:
[к’] ит — [к] от
[к’] исель — [к] анат
Одна и та же согласная буква обозначает на письме и твёрдый, и мягкий звук.
кит — кот
кисель — канат
Пара образуется по признаку твёрдости и мягкости от одной согласной буквы.
Например:
Например,
белка — булка дерево — дым небо — ноты
Но есть недовольные буквы в строчках —
Они любят ходить по одиночке!
Не всем повезло иметь пару. Это согласные звуки, которым пара не досталась. Запомним их поскорее:
[ж], [ш], [ц] — всегда только твёрдые согласные.
[ч‘], [й‘], [щ‘] — всегда только мягкие согласные.
Попробуем произнести звуки, чтобы проверить их на твёрдость:
жёлтый, жилет, жадина,
шпаргалка, шедевр, шорох,
царь, цвет, ценный.
Обратите внимание!
«Буквы-одиночки» Ж, Ш, Ц независимо от стоящих после них гласных, всегда остаются твёрдыми и без пары. Так как буквы Ж, Ш, Ц не имеют пары по мягкости-твёрдости, они остаются твёрдыми, даже несмотря на наши провокации.
Есть три буквы гордые — они в любом случае твёрдые! Ж, Ш, Ц.
Ещё пример:
шоссе, цапля, шина.
Мы видим, что независимо от гласной, указывающей на мягкость и твёрдость, при письме звуки [ж], [ш], [ц] всегда только твёрдые.
А мягкие [ч‘], [й‘], [щ‘] хоть и старались,
Всё равно без пары остались!
Чайник, йогурт, щи.
Звуки [ч‘], [й‘], [щ‘] всегда только мягкие. Стоящие после букв, которые их обозначают, гласные их совсем не смущают. У них нет «твёрдости».
Сегодня мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках. Узнали:
- как определить твёрдость и мягкость;
- какие согласные ходят парами по твёрдым и мягким дорожкам;
- какие в гордом одиночестве идут только своей дорогой.
А закрепить и усовершенствовать полученные знания на письме можно, многократно упражняясь в написании и проговаривании слов.
Закрепление материала на практике
- В каком слове все звуки мягкие?
Пень, берег.
- В каком слове все звуки твёрдые?
Тепло, работа.
- В каком слове первый согласный звук твёрдый?
Толк, тина.
- В каком слове буква В обозначает твёрдый звук?
Ворота, ставить.
Материал по этой важной теме можно легко закрепить, занимаясь на образовательной платформе iSmart. Там много увлекательных интерактивных заданий. В игровой форме запоминать правила и тренировать умения намного интереснее!
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Твердые согласные звуки – таблица (русский язык, 1 класс)
Все слова в русском языке состоят из гласных и согласных звуков, которые нужно знать и понимать, как они взаимодействуют. И если гласных звуков немного и все можно запомнить, то с согласными все несколько сложнее.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Твердые согласные звуки
Они произносятся без смягчения, но сложность состоит в том, что у большинства твердых согласных есть мягкая пара, при этом на письме они выглядят одинаково. Как их различать? Существует несколько правил. Достаточно запомнить, в какой позиции стоит звук, чтобы понять, как его произносить. Поможет разобраться в этом непростом вопросе таблица согласных звуков:
Позиция в слове | Примеры |
Согласный стоит перед такими гласными, как а, о, у, ы, э | Пара, больно, пушка, мышь, мэр |
Перед другой согласной | Капля, стол, просто |
На конце слова без мягкого знака | Стул, холод, хлеб |
В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].
Как произносить твердые согласные звуки и обозначать их на письме
Научиться правильно произносить их не так легко, как может показаться. Если после согласной стоит гласная, то запомнить положение губ легко – при произнесении твердого согласного уголки губ не разъезжаются в улыбку, как в случае с мягкими. Запомнив такое положение, легко запомнить, как звуки произносятся и в других позициях.
Проще всего запомнить способ произнесения твердого звука как противоположного мягкому: так, если при произнесении мягкого согласного язык продвигается вперед и поднимается к небу, то в случае с твердыми согласными звуками такой перемены позиции не происходит.
При написании транскрипции, то есть разбора слова не по буквам, а по звукам, твердые согласные, в отличие от мягких, никак не обозначаются, их просто берут в квадратные скобки.
Чтобы было проще запомнить, что такое твердые согласные, можно представить себе, что это звуки, которые сидят на табуретке, в отличие от мягких, которые занимают кресло.
Что мы узнали?
Из статьи по теме 1 класса курса русского языка мы узнали: то, как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо. При его произнесении не происходит движения языка к небу, в отличие от случаев с мягким согласным звуком. Если запомнить, в какой позиции звук становится твердым, проблем с произношением не будет. Также в языке есть три звука, которые всегда являются твердыми, вне зависимости от своей позиции в слове и того, какие звуки идут следом за ними. И это ж, ш и ц. Даже если они стоят на конце слова и после них пишется мягкий знак, произнесение всегда будет твердым: [мыш], [рож] и так далее.
Тест по теме
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
пропусков согласных | Начало правописания: исследование первоклассников
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Трейман, Ребекка, «Пропуски согласных», Начало написания: исследование детей-первоклассников (
Нью-Йорк, 1993; онлайн-издание, Oxford Academic, 12 ноября 2020 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе я перейду от ошибок пропуска гласных к ошибкам пропуска согласных. Рассмотрим ребенка, который написал удар как лук. Этот ребенок не включал ни одной буквы для /l/. Точно так же ребенок, написавший tumble как TUBOL, не представлял /m/. В этой главе я спрашиваю, когда дети опускают согласные фонемы в своем написании и почему они это делают. Как и в главе 7, ошибки пропусков определяются фонологически, а не орфографически. Таким образом, ребенок, который написал слово тонкий как TIN, символизировал каждую фонему в произносимой форме слова, хотя он не произносил /θ/ в общепринятой манере. С фонологической точки зрения этот ребенок не допустил ошибки упущения. Изучение опущения согласных особенно важно в свете утверждения, что начинающие орфографы часто опускают конечные согласные в односложных словах (Morris & Perney, 19).84). Например, дети могут написать с ошибкой B или BA. Почему они это делают? Это потому, что /k/ — последняя согласная в слове, потому что /k/ — последняя согласная в слоге, или по обеим причинам? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выйти за рамки простых односложных согласных, гласных и согласных, которые анализировались в большинстве предыдущих исследований.
Ключевые слова: Сложные слова, французский язык, недопустимые орфографические ошибки, носовые гласные, помехи, соноранты
Предмет
Раннее детство и начальное образование
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
3.9. Слог и ударение
В ложбанском слове по одному слогу на каждую из гласных, дифтонгов и слоговых согласных (называемых просто «гласные» для целей этого раздела.) Правила слогового набора определяют, какие из согласных, разделяющих две гласные, принадлежат предшествующей гласной, а какие — следующей гласной. Эти правила условны; фонетические факты о том, как высказывания складываются в слова на любом языке, всегда очень сложны.
Одна согласная всегда принадлежит следующей гласной. Пара согласных обычно делится между двумя гласными; однако, если пара составляет допустимую начальную пару согласных, они обычно присваиваются следующей гласной. Согласная тройка делится между первой и второй согласной. Апострофы и запятые, конечно, также обозначают разрывы слогов. Слоговые согласные обычно появляются в своих слогах поодиночке.
Допустимо отклонение от этих правил в ложбанизированных именах. Например, нет четких правил для слогового набора имен с группами согласных длиннее трех согласных. Запятая используется для обозначения варианта слога или для явного обозначения нормального слога.
Вот несколько примеров ложбанского слога:
Пример 3.18.
pujenaicajeba
пу, дже, най, ка, дже, ба
В этом слове нет пар согласных, поэтому перед каждой срединной согласной пишется слог.
Пример 3.19.
нинму
нин, мю
Это слово разбито на пару согласных.
Пример 3.20.
фитпри
подходит,при
Это слово делится на тройку согласных между первыми двумя согласными тройки.
Пример 3.21.
саиргои
саир,гои
сай, р, гои
Это слово содержит пару согласных рг ; в r может произноситься слогово или нет.
Пример 3.22.
клезба
клез,ба
кле,зба
Это слово содержит допустимую начальную пару zb , поэтому может произноситься по слогам либо между з и b или ранее зб .
Ударение — это относительно громкое произношение одного слога в слове или группе слов. Поскольку ядром каждого слога является гласный звук (или дифтонг, или силлабический согласный), а ударение падает на сам гласный звук, термины «ударный слог» и «ударная гласная» — во многом взаимозаменяемые понятия.
В большинстве слов ложбана ударение падает на предпоследний или предпоследний слог. Однако при счете слогов те слоги, гласная y или содержащие слоговую согласную ( l , м , n или r ) никогда не учитываются. (Ложбанский термин для обозначения предпоследнего ударения: da’amoi terbasna .) Точно так же слоги, созданные исключительно путем добавления буферной гласной, например [ɪ], не учитываются.
На самом деле существует три уровня стресса — первичный, вторичный и слабый. Слабое напряжение — это самый низкий уровень, поэтому на самом деле это означает полное отсутствие стресса. Слабое ударение требуется для слогов, содержащих y , слоговая согласная или буферная гласная.
Первичное ударение необходимо ставить на предпоследний слог слов содержания ложбана (называемых Бривла ). В ложбанизированных именах ударение может ставиться на любом слоге, но если ударение падает на слог, отличный от предпоследнего, этот слог (или, по крайней мере, его гласная) должен писаться с заглавной буквы. Структурные слова ложбана (называемые cmavo ) может ставиться ударение на любом слоге или вообще ни на одном слоге. Однако основное ударение нельзя использовать в слоге, непосредственно предшествующем бривле, если только их не разделяет пауза; в противном случае эти два слова могут идти вместе.
Вторичное ударение — это необязательное и неотличительное ударение, используемое для других слогов помимо тех, которые необходимы для слабого или основного ударения. Существует несколько правил, регулирующих вторичное ударение, которое обычно соответствует привычкам или предпочтениям говорящего в родном языке. Вторичное ударение может быть использовано для контраста или для акцентирования внимания. Вторичное ударение может быть подчеркнуто на любом уровне вплоть до основного ударения, хотя говорящий не должен допускать ложного основного ударения в brivla, так как это может привести к ошибкам в разрешении слов.
Ниже приведены слова ложбана с явным ударением:
Пример 3.23.
Дикийво
DI,ky,jvo
(На полностью буферизованном диалекте произношение будет таким: [‘di kə ʒɪ vo]. ) Обратите внимание, что слог ky не учитывается при определении стресса. Гласная y никогда не ставится под ударением в обычном ложбанском контексте.
Пример 3.24.
.армстронг.
.АРМ, сильный.
Это ложбанизированная версия имени. «Армстронг». Финал g нужно произносить явно. При полной буферизации имя будет произноситься:
Пример 3.25.
Однако нет необходимости вставлять буфер во все возможные места только потому, что он вставлен в одном месте: допустима и частичная буферизация. Однако во всех случаях ударение остается на одном и том же месте: на первом слоге.
Английское произношение Слово «Армстронг» в английском языке неверно по стандартам ложбана; письма «ng» в английском языке представляет собой небную носовую (IPA [ŋ]), который является одним согласным. В ложбане, нг представляет две отдельные согласные, которые должны произноситься обе; вы не можете использовать [ŋ] произносить ложбан нг , хотя [ŋg] приемлемо. Англоговорящим, вероятно, придется произносить окончание с буфером, как одно из следующих:
Пример 3.26.
[ˈʔсильный gɪʔ]
[ˈʔarm stroŋ gɪʔ]
[ˈʔarm stro nɪgʔ]
Нормальное английское произношение имени «Армстронг» может быть ложбанизирован как:
Пример 3. 27.
.АРМстрон.
начиная с ложбана n допускается произносить как небные носовые [ŋ].
Вот еще один пример использования г :
Пример 3.28.
бисиджа
БИ,си,дя
BI,syd,ja
Это составное слово, или луйво, состоящее из двух аффиксов до и да . При их соединении получается недопустимая пара согласных: сд . В соответствии с алгоритмом изготовления луйво, изложенным в Раздел 4.11, а и вставлены для отделения недопустимой пары согласных; в и не считается слогом при определении ударения.
Пример 3.29.
да’уджа
da’UD, ja
да’У, джа
Эти два слога звучат одинаково для слушателя ложбана – ассоциация небуферизованных согласных в слогах не имеет значения для распознавания слова.
Пример 3.30.
e’u bridi
e’u BRI, ди
E’u BRI, ди
e’U.