Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Соотношение личности и характера: Личность и характер — Психологос

Содержание

Личность и характер — Психологос

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется», он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается», он осуществляет выбор. Смотри Хочу и надо

В личности есть вертикаль, в характере есть только горизонталь.

Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Черты характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Например,

При характеристике шизоидов Э. Кречмер перечисляет такие формальные, т. е. не зависящие от направленности поведения, свойства (свойства характера), как необщительность, сдержанность, серьезность, боязливость, сентиментальность, и, с другой стороны, гораздо более содержательные, мотивационно-личностные черты: «стремление осчастливить людей», «стремление к доктринерским принципам», «непоколебимая стойкость убеждений», «чистота воззрений», «настойчивость в борьбе за свои идеалы» и т.п. Первое — характер, второе — личность.

Характер — база (а когда-то обоз или баласт) для слабой личности и инструмент в руках сильной. Смотри Ядро и периферия личности

Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Характера может не быть, характер может появиться, характер можно укреплять — но об уровнях развития характера не говорят. Об уровнях развития личности говорить естественно.

Оценки личности и характера

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Характер и личность — далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Влияние характера на личность

Эпилептики часто – угодливые ханжи. Почему?

С. Я. Рубинштейн объясняет это тем, что по характеру эпилептики гневливые и злобные. Получая в ответ на частые аффективные вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок с таким характером ищет способы самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности и вспыльчивости угодливым поведением.

Гипертимы – активные и сильные, взрослые с ними часто не справляются. Результат? Среди них много не вполне социальных людей. Напротив, тревожный сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Влияние личности на характер

Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер.

Каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Трудно сказать. Князь, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского — это образ личности в чистом виде. Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью.

Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда он ей мешает. Смотри Управляемый характер

Выраженность характера и уровень развития личности

Быть трудным для других — благо, когда эта способность в руках развитой личности, и проблема, если это касается массовой личности.

СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА Тухужева Л.А.1, Бекулова И.З.2

1Тухужева Ляна Анзоровна — студент; 2Бекулова Ирина Зауровна — студент, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного

образования

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Аннотация: статья посвящена анализу взаимосвязи темперамента и

характера как психических свойств индивида.

Ключевые слова: темперамент, характер, психическое свойство.

При общении с людьми, наблюдая за их поведением, не трудно заметить, что одни из них спокойны, медлительны, другие подвижны, вспыльчивы, третьи склонны к грустным, тоскливым мыслям, одиночеству, четвертые всегда веселые, разговорчивые и тому подобное. Такие индивидуальные различия между людьми вызваны различием их темперамента.

Физиологическая основа темперамента, по мнению И.П. Павлова, связана с особенностями функционирования коры больших полушарий. И.П. Павлов доказал, что такие нервные процессы, как возбуждение и торможение, характеризуются тремя основными свойствами — силой, уравновешенностью и подвижностью, которые по-разному связаны и образуют четыре типа высшей нервной деятельности темперамента.

И.П. Павлов установил, что темперамент зависит не от какого-то одного свойства нервной системы в отдельности, а от их соотношения. Соотношение свойств нервных процессов (силы, уравновешенности и подвижности) образуют определенную, типичную высшую нервную деятельность. Число соотношений нервных процессов очень велико, но в своих опытах И.П. Павлов выделил четыре наиболее часто повторяющихся соотношения:

1) сильный, уравновешенный, подвижный — живой тип,

2) сильный, неуравновешенный, очень подвижный — безудержный тип;

3) сильный, уравновешенный, малоподвижный — спокойный тип,

4) слабый, неуравновешенный, малоподвижный — слабый тип.

Этим четырем типам высшей нервной деятельности соответствуют четыре типа темперамента:

1) живой тип — сангвинический темперамент;

2) безудержный тип — холерический темперамент;

3) спокойный тип — флегматичный темперамент;

4) слабый тип — меланхолический темперамент.

Наряду с понятием «темперамент» в психологии также широко используется понятие «характер» — устойчивые индивидуальные особенности личности, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения.

Характер человека проявляется в его поступках, поведении, деятельности, индивидуальной манере речи и внешнем виде человека.

Черты характера можно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные стимулируют и направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к инструментальным свойствам личности. От него во многом зависит не содержание, а способы осуществления деятельности. Характер — это средство достижения целей.

В структуре характера ученые выделяют две группы черт:

1. черты, в которых человек выражает свое отношение к действительности;

2. волевые качества характера, определяющие способность и готовность человека контролировать свое поведение (целеустремленность, решительность, самоконтроль, выдержка, отвага, настойчивость и т. д.).

Многие авторы обсуждали, как взаимосвязаны характер и темперамент. Если обобщить их опыт и попытаться систематизировать их утверждения, можно выделить четыре группы суждений:

1. По мнению Э. Кречмера, характер и темперамент тождественны.

2. По мнению П. Викторова, темперамент является врожденным и является первичной реакцией человека, а характер основан на опыте и вторичен по отношению к темпераменту.

3. С.Л. Рубинштейн характеризует темперамент как неотъемлемую часть характера. По мнению С.Л. Рубинштейна, такие характеристики темперамента, как импульсивность, ритмичность, сила, устойчивость, являются основой формирования определенных черт характера.

4. Л.С. Выготский в своих исследованиях подчеркивает, что темперамент — основа характера. Исследователь рассматривал наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции как проявления темперамента, а характер, согласно его теории, является результатом воспитания.

Таким образом, характер и темперамент органически взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние, выражающееся в уникальности каждого человека. Однако важно четко понимать, что темперамент не является синонимом характера. Другими словами, темперамент относится к динамической стороне деятельности, а характер связан с содержательной стороной личности.

Список литературы

1. Барташев А.В. Диагностика темперамента и характера, 2006. 368 с.

2. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2010. 1008 с.

Больших 5 черт личности | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Различия между личностями людей можно разделить на пять основных черт, часто называемых «Большой пятеркой». Каждый из них отражает ключевую часть того, как человек думает, чувствует и ведет себя. Черты Большой пятерки:

  • Открытость новому опыту (включает такие аспекты, как интеллектуальное любопытство и творческое воображение)
  • Добросовестность (организованность, продуктивность, ответственность)
  • Экстраверсия (общительность, напористость; ее противоположность — интроверсия)
  • Доброжелательность (сострадание, уважительность, доверие к другим)
  • Нейротизм (склонность к тревоге и депрессии)

Считается, что отдельные личности в той или иной степени обладают каждой из этих пяти широких черт.

При измерении черт некоторые люди оцениваются выше, а другие ниже: кто-то может быть более добросовестным и менее приятным, чем большинство людей, например, в то время как другие черты оцениваются примерно в среднем. Эти черты остаются довольно стабильными во взрослом возрасте.

Люди также могут различаться по более конкретным аспектам, составляющим каждую из черт Большой пятерки. Относительно экстравертный человек может быть очень общительным, но не особенно напористым.

Пятифакторная модель широко используется исследователями личности, но это не единственная модель. Недавно представленная шестифакторная модель, известная как HEXACO, добавляет фактор честности-смирения к первоначальным пяти чертам.

Содержимое
  • Измерение большой пятерки
  • Почему «Большая пятерка» имеет значение
  • Другие личностные тесты

Как измеряются черты личности «Большой пятерки»

Черты Большой пятерки обычно оцениваются с помощью одного из нескольких опросников. Хотя эти тесты различаются по точным терминам, которые они используют для каждой черты, они, по сути, охватывают одни и те же широкие измерения, давая оценки от высокого к низкому по каждому из них: открытость опыту (также называемая непредубежденностью или просто открытостью), добросовестность, экстраверсия. обратная сторона которого — интроверсия), покладистость и невротизм (иногда отрицательная эмоциональность или эмоциональная устойчивость).

В одном тесте, последней версии опросника Большой пятерки, спрашивается, насколько человек согласен или не согласен с тем, что он или она является кем-то, кто иллюстрирует различные конкретные утверждения, такие как: открытость, или непредубежденность)

  • «Систематичен, любит поддерживать порядок» (за добросовестность)
  • «Общительный, общительный» (для экстраверсии)
  • «Сострадателен, имеет мягкое сердце» (для приятности)
  • «Капризный, имеет перепады настроения» (при невротизме или негативной эмоциональности)
  • На основе оценок человека по десяткам этих утверждений (или меньшему количеству, по другим тестам) можно рассчитать средний балл по каждой из пяти характеристик.

    О чем вам говорит ваша оценка в «Большой пятерке»?

    Результаты анкеты Большой пятерки дают представление о том, насколько низко или высоко человек оценивает каждую черту в континууме. Сравнение этих результатов с большой выборкой испытуемых — как это делают некоторые онлайн-тесты — дает представление о том, насколько открытым, добросовестным, экстравертным (или интровертным), приятным и невротичным является один человек по сравнению с другими.

    Как определялись черты Большой пятерки?

    Анализируя английские слова, используемые для описания черт личности, исследователи использовали статистические методы для выявления кластеров связанных характеристик. Это привело к небольшому количеству всеобъемлющих параметров черт, которые психологи личности научно проверили на больших выборках населения.

    Кто разработал черты характера Большой пятерки?

    Большая пятерка не была определена каким-либо одним человеком — они уходят своими корнями в работы различных исследователей, восходящие к 1930-м годам.

    В 1961 году Эрнест Тюпес и Рэймонд Кристал определили пять личностных факторов, которые другим предстоит заново проанализировать и переименовать. Льюис Голдберг использовал термин «Большая пятерка» в 1981 году для описания этих широких факторов.

    Измеряют ли тесты Большой пятерки более конкретные черты?

    Некоторые анкеты Большой пятерки разбивают пять основных характеристик на более мелкие подкомпоненты или «аспекты», которые коррелируют друг с другом, но могут быть измерены независимо друг от друга. Например, в опроснике «большой пятерки» «общительность» и «напористость» — это разные грани экстраверсии, а «организованность» и «ответственность» — грани добросовестности.

    Почему «Большая пятерка» черт личности так важна

    Пятифакторная модель не только помогает людям лучше понять, как они сравниваются с другими, и дать имена своим характеристикам. Он также используется для изучения взаимосвязей между личностью и многими другими жизненными показателями.

    К ним относятся косвенные результаты, такие как физическое здоровье и благополучие, а также успехи в социальной, академической и профессиональной сферах. Психологи-личностные психологи наблюдали надежную связь между тем, как люди оценивают свои черты по шкале, и тем, как они живут или чувствуют себя в среднем в различных аспектах своей жизни.

    Что оценки «большой пятерки» могут рассказать нам о других результатах?

    Довольно много, по крайней мере в западных образцах. Например, есть надежные доказательства того, что экстраверсия связана с субъективным благополучием, невротизм — с меньшей приверженностью работе, а уступчивость — с религиозностью. Некоторые черты были связаны с риском смертности. Однако это общие паттерны, и они не означают, что черта обязательно вызывает любой из этих результатов.

    Могут ли черты личности Большой пятерки измениться?

    Да. Хотя показатели личностных качеств, как правило, довольно постоянны в течение коротких периодов времени во взрослом возрасте, они меняются в течение всей жизни. Есть также основания полагать, что преднамеренное изменение личности возможно.

    Большая пятерка и другие личностные тесты

    Были предложены различные способы представления основных черт, и исследователи личности продолжают расходиться во мнениях относительно количества отдельных характеристик, которые можно измерить. С точки зрения психологов, пятифакторная модель доминирует над остальными, хотя существует несколько типов оценок для измерения пяти характеристик.

    За пределами академической психологии тесты, направленные на сортировку людей по типам личности, включая Майерс-Бриггс/MBTI и Эннеаграмму, очень популярны, хотя многие эксперты не согласны с такими тестами по научным соображениям. Пятифакторная модель обладает концептуальными и эмпирическими преимуществами, которых нет у других.

    Как тесты Большой пятерки сравниваются с тестами Майерс-Бриггс?

    По ряду причин многие личностные психологи считают, что тесты «Большой пятерки» превосходят индикатор типов Майерс-Бриггс. К ним относятся опасения по поводу надежности типов, присвоенных Майерс-Бриггс, и достоверности теста, хотя есть некоторое совпадение между его измерениями (которые включают экстраверсию-интроверсию) и Большой пятеркой.

    Охватывает ли Большая пятерка типы личности?

    Это зависит от того, насколько строго вы определяете «тип». Исследования показывают, что по любой конкретной черте люди попадают в разные точки континуума, а не четко распределяются по категориям. В то время как некоторые искренне идентифицируют себя как полных экстравертов или интровертов, например, есть много промежуточных оттенков, и большинство из нас набрали бы где-то середину.

    Имеют ли тесты Большой пятерки известные ограничения?

    Да. Некоторые критиковали пятифакторную модель за ее происхождение из данных, а не из теории, и утверждали, что она не охватывает все основные черты (см. HEXACO). Есть также свидетельства того, что текущие тесты дают менее надежные результаты за пределами западных промышленно развитых стран.

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    SCIRP Открытый доступ

    Издательство научных исследований

    Журналы от A до Z

    Журналы по темам

    • Биомедицинские и биологические науки.
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение.
    • Информатика. и общ.
    • Науки о Земле и окружающей среде.
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные науки. и гуманитарные науки

    Журналы по теме  

    • Биомедицина и науки о жизни
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение
    • Информатика и связь
    • Науки о Земле и окружающей среде
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные и гуманитарные науки

    Опубликуйте у нас

    • Представление статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Публикуйте у нас  

    • Подача статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp. org
    +86 18163351462 (WhatsApp)
    1655362766
    Публикация бумаги WeChat
    Недавно опубликованные статьи
    Недавно опубликованные статьи

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *