Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Соотношение звука и буквы: Ошибка 403 — доступ запрещён

3. Соотношение звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф. Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее, эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.

Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных — консонантизм.

а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных

Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и менее всего акустически.

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

При произнесении гласного речевой канал открыт, напряженность разлита по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды.

При образовании согласной напряжение локализировано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, взрывая ее или проходя через щель.

И эти шумы составляют характеристику согласного.

3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.

Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

б) Классификация гласных звуков.

Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не может быть основанием деления гласных. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема — верхний, средний и нижний. Гласные верхнего подъема называются узкими, среднего – средними, нижнего – широкими. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о, к гласным нижнего подъема относят

а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия — а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация. В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

в) Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.

Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких.

Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают

смычные, или взрывные согласные, т.е. они образовываются путем взрыва воздушной струей преграды..

В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи).

В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых, их называют сложными или смешанными согласными. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч — из взрывного т и щелевого

ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.

По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на губные, язычные и заязычные.

Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Среди переднеязычных согласных различают зубные, например,

т и альвеолярные (передненебные), например ш.

В зависимости от положения языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и какуминальные.

Дорсальные – артикулируются сближением передней части спинки языка с верхними зубами.

Апикальные – артикулируются сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами.

Какуминальные – артикулируются поднятием загнутого кверху кончика языка (ш, ж, ч)

При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht, или русский й).

При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким небом. К заднеязычным относятся русские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское

п.) или губно-зубные, например, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные.

Увулярные – при их произнесении участвует язычок (французский r)

Фарингальные – артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева.

Гортанные – представлены гортанными взрывами.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.

Соотношение «Звук–буква» в словах. 2-й класс

Учебник “Русский язык”. Авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; изд-во “Просвещение” 2011г.

Раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”

Цели урока: уточнение представления о существенных признаках букв и звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Целевые установки урока:

  • предметные: систематизировать знания о звуках и буквах;
  • регулятивные: развивать фонематический слух, речь, мышление и воображение;
  • познавательные: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
  • личностные: осознавать необходимость владения языком для успешного общения;воспитывать культуру общения в парах и в классном коллективе.

Оборудование:

  • Для учителя: запись песни Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”, таблица звуков, электронное приложение к учебнику “Русский язык”, карточки с заданиями.
  • Для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки – смайлики.

Ход урока

I. Орг. момент

Звучит песня Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”.

У. Как вы думаете, почему прозвучала именно этот отрывок из песни?

(Чебурашка рассказывает, что у него теперь стало много друзей)

У. А много друзей, это хорошо? (Ответы детей)

У. Давайте и мы пожелаем друг другу успехов на этом уроке.

II. Актуализация знаний.

Включается запись различных звуков, дети должны отгадать, что это за звуки. Рекомендуется включить звук ветра, пение кукушки и шум прибоя.

У. Ребята, а как же нам записать эти звуки?

На доске появляется таблица.

Ветер  
Кукушка  
Море  

Учитель по очереди включает запись звуков, а дети заполняют таблицу.

Ветер У-у-у
Кукушка Ку-ку
Море Ш-ш-ш

У. Что мы использовали для обозначения звуков?

Д. Буквы.

У. Какая же тема нашего урока? (Ответы детей)

У. Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

III. Включение в систему знаний.

Беседа учителя.

В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают. Произнесите звуки /о/, /д/, /м/ — никто ничего не поймёт. Но если произнести те же самые звуки в нужном порядке, сразу станет ясно, о чём идет речь. Догадались, что это за слово? (Дом)

Работа с электронным приложением к учебнику.

Задание “Составь слово” или анаграммы.

Продолжение беседы.

У. Звуки речи изучает наука фонетика. Название произошло от греческого слова phone – звук. Как вы думаете, кому нужна эта наука? (Ответы детей)

У. Фонетика нужна логопедам, учителям и детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.

Игра “Подбери словечко”

Работа в группах. Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Выиграет та команда, которая быстрее других справится с заданием.

  • 1 группа – д…м
  • 2 группа – с…к
  • 3 группа – ст…л
  • 4 группа – р…ка
  • 5 группа – в…л

Напомнить правила работы в группах.

IV. Физкультминутка.

VII. Повторение и закрепление изученного.

Работа в парах с карточками.

Задание. Разделите текст на предложения, вставьте пропущенные буквы, спишите исправленный текст.

1 вариант

Т_грёнка звали (В,в)аськой его поймали з_мой на б_регуоз_рар_дителит_грёнка погибли охотник принё_ его домой т_грёнок всем понравился

2 вариант

Т_грёнок стал совсем д_машним он был послушнее к_тёнка дети не б_ялись (В,в)аську т_грёнок часто уб_гал в са_ там он залезал на д_рево

VIII. Продолжение работы над темой урока.

Разгадывание загадок.

У. Отгадайте загадки. Назовите в отгадке каждый звук и дайте ему характеристику.

У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка словно мостик,
За мосточком – хвостик? (Кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже? (Осень)

Льется речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

Работа с учебником.

Упр. 48, с. 41

IX. Итог урока

— С помощью чего человек обозначает звуки?

— Чем отличается буква от звука?

X. Рефлексия

Мы не буквы – мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы – мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

мне было всё понятно и комфортно на уроке

 мне трудно было выполнять некоторые задание, товарищи мне немного помогали

у меня ничего не получилось, товарищи отказывали мне в помощи

XI. Домашнее задание.

  • Записать своё полное имя и сделать звуковой анализ
  • По желанию – сочинить сказку о буквах.

буквенных частот в английском языке

буквенных частот в английском языке
Это нужно было знать изобретателю азбуки Морзе Сэмюэлю Морзе (1791-1872), чтобы он мог давать простейшие коды наиболее часто употребляемым буквам. Он сделал это, просто подсчитав количество букв в наборах типографского шрифта. Цифры, которые он придумал, были:
12 000 Е 2 500 Ф
9000 Т 2000 Вт, Y
8 000 А, И, Н, О, С 1 700 Г, П
6 400 Х 1 600 Б
6 200 Р 1 200 В
4 400 Д 800 К
4000 л 500 Q
3 400 У 400 Дж, Х
3000 С, М 200 З
Однако это дает частотность букв в английском тексте, в котором преобладает относительно небольшое количество общеупотребительных слов. Для словесных игр чаще всего интерес представляет частота букв в английской лексике, независимо от частоты слов. Ниже приводится результат анализа букв, встречающихся в словах, перечисленных в основных статьях Concise Oxford Dictionary (9-е издание, 1995 г.) и получил следующую таблицу:
Е 11,1607% 56,88 М 3,0129% 15,36
А 8,4966% 43,31 Ч 3,0034% 15.31
Р 7,5809% 38,64 Г 2,4705% 12,59
я 7,5448% 38,45 Б 2,0720% 10,56
О 7,1635% 36,51 Ф 1,8121% 9,24
Т 6,9509% 35,43 Д 1,7779% 9. 06
Н 6,6544% 33,92 Вт 1,2899% ​​ 6,57
С 5,7351% 29,23 К 1,1016% 5,61
Л 5,4893% 27,98 В 1,0074% 5.13
С 4,5388% 23.13 х 0,2902% 1,48
У 3,6308% 18,51 З 0,2722% 1,39
Д 3,3844% 17,25 Дж 0,1965% 1,00
Р 3,1671% 16.14 В 0,1962% (1)

В третьем столбце представлены пропорции, в которых наименее распространенная буква (q) принимается равной 1. Буква E более чем в 56 раз чаще встречается, чем Q, при образовании отдельных английских слов.

Частота букв в начале слов снова другая. В английском языке больше слов, начинающихся с буквы «s», чем с любой другой буквы. (В основном это связано с тем, что кластеры, такие как «sc», «sh», «sp» и «st», действуют почти как независимые буквы.) Буква «e» находится примерно на полпути вниз по порядку, а буква «x» неудивительно, что он последний.

Ниже показано визуальное представление относительных частот:

Fun Learning Letter Sounds Activity with the Mirror

0328

27 января

Занятия
Обучение
Грамотность и азбукаДетские садовникиДошкольникиЗанятия в помещении
Звуки букв1 Комментарий

ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ

Превратите изучение букв в веселье с помощью этого практического занятия! Дети любят корчить рожи перед зеркалом. Используйте эту забавную идею, чтобы научить вашего дошкольника звукам букв!

Чтобы получить больше удовольствия, попробуйте эту игру «Сортировка букв по звукам для начинающих».

Хотите узнать, как учить звуки букв? Исследования показывают, что способность сопоставлять названия букв и их звуки является важным показателем успеха чтения.

Если вы только начинаете изучать звуки букв или ищете новый способ повторения, это простое занятие вас не разочарует!

Упражнение «Забавные звуки букв» с зеркалом

Это очень простое занятие, но это действительно эффективный способ научить ребенка правильно произносить звуки букв.

Для этого занятия вам понадобятся:

  • ручное зеркало
  • таблица с буквами или карточки для запоминания

Все, что вам нужно, это зеркало и написанные буквы, которые вы можете показать своему ребенку. Мы используем комбинацию флэш-карт и буквенных диаграмм.

Если ваш ребенок лучше знаком с алфавитом и сопоставлением звуков, используйте таблицу букв, чтобы попрактиковаться в звуках, которые он уже знает.

Если вы сосредоточены на изучении одной или нескольких букв за раз, вытащите карточки для запоминания, чтобы закрепить звуки этих букв!

Вам также понравится это Начальное Буквенное Звуки Охота за игрушками для стирки!

Как с помощью зеркала выучить звуки букв

Сначала разогрейте лицевые мышцы с помощью глупых рожиц в зеркале!

Это всегда вызывает у моей дочери интерес и готовность заниматься.

Далее выберите, над какой буквой работать. Мы учим букву «Х» и ее звук.

Расположите зеркало так, чтобы ребенок мог видеть ваши губы одновременно.

Обязательно используйте преувеличенное произношение и сосредоточьтесь на звуке в начале буквы.

Мне нравится объяснять звуки букв так же, как я учу звуки животных. Точно так же, как корова говорит «мычание», все буквы тоже «говорят» свои звуки!

«Х» говорит «ха-ха. Ха-ха-ха-ха».

Повторите это несколько раз вместе, пока ваш ребенок копирует форму вашего рта.

«Х» — это удивительный звук буквы, который можно выучить с зеркалом, потому что, когда ваш ребенок произносит звук «ха-ха», его дыхание запотевает на зеркале!

Тогда предложите своему ребенку попробовать это упражнение для изучения звуков букв самостоятельно!

Она может смотреть в зеркало на свой рот и повторять буквы и звуки.

Наконец, пусть ваш ребенок обведет пальцем букву на карточке, произнося название и звук.

Отлично подходит для закрепления звуков букв и помогает детям понять взаимосвязь между буквами и звуками букв.

Готовы накачать звуками букв? Попробуйте это энергетическое упражнение: игра «Письмо со звуком».

Советы по обучению звукам букв

Обратите внимание на детали

Ваш ребенок с трудом учится произносить определенные звуки букв? Обратите особое внимание на детали расположения языка, зубов и губ. Сколько дыхания выходит? Он озвучен или не озвучен?

Укажите на эти детали в зеркале и помогите ребенку скопировать форму рта.

Например:

  • Чтобы буква «О» звучала, ваши губы должны выглядеть большими и круглыми, как «О».
  • Разница между звуками «В» и «В» заключается лишь в расположении нижней губы за верхними зубами.
  • Покажите, как произносится звук «Л», двигая языком вверх и вниз от верхней части рта к нижней.
Обучение прописным и строчным буквам

Выполняя это задание по изучению звуков букв, не забудьте попрактиковаться с прописными и строчными буквами.

Возможно, первым вашим побуждением будет отдать предпочтение заглавным буквам, и это нормально. Но помните, что большинство книг, которые начнет читать ваш ребенок, будут состоять в основном из строчных букв.

Упражнение в написании букв как в верхнем, так и в нижнем регистре даст вашему ребенку фору!

Позвольте ребенку взять на себя инициативу

Не поддавайтесь желанию попытаться «тянуть» ребенка за собой, пока вы изучаете звуки букв. Держите это весело и практично!

Хорошо иметь план, но совершенно нормально следовать примеру своего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *