3. Соотношение звуков и букв
Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф. Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее, эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.
Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.
а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных
Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и менее всего акустически.
1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
При произнесении гласного речевой канал открыт, напряженность разлита по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды.
При образовании согласной напряжение локализировано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, взрывая ее или проходя через щель.
И эти шумы составляют характеристику согласного.3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
б) Классификация гласных звуков.
Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не может быть основанием деления гласных. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема — верхний, средний и нижний. Гласные верхнего подъема называются узкими, среднего – средними, нижнего – широкими. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о, к гласным нижнего подъема относят а.
По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия — а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.Назализация. В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.
в) Классификация согласных звуков.
Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.
Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких.
Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные, т.е. они образовываются путем взрыва воздушной струей преграды..
В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи).
В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых, их называют сложными или смешанными согласными. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч — из взрывного т и щелевого ш.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на губные, язычные и заязычные.
Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные (передненебные), например ш.
В зависимости от положения языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и какуминальные.Дорсальные – артикулируются сближением передней части спинки языка с верхними зубами.
Апикальные – артикулируются сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами.
Какуминальные – артикулируются поднятием загнутого кверху кончика языка (ш, ж, ч)
При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht, или русский й).
При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким небом. К заднеязычным относятся русские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское
Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные.
Увулярные – при их произнесении участвует язычок (французский r)
Фарингальные – артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева.
Гортанные – представлены гортанными взрывами.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.
Соотношение «Звук–буква» в словах. 2-й класс
Учебник “Русский язык”. Авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; изд-во “Просвещение” 2011г.
Раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”
Цели урока: уточнение представления о существенных признаках букв и звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.
Целевые установки урока:
- предметные: систематизировать знания о звуках и буквах;
- регулятивные: развивать фонематический слух, речь, мышление и воображение;
- познавательные: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
- личностные: осознавать необходимость владения языком для успешного общения;воспитывать культуру общения в парах и в классном коллективе.
Оборудование:
- Для учителя: запись песни Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”, таблица звуков, электронное приложение к учебнику “Русский язык”, карточки с заданиями.
- Для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки – смайлики.
Ход урока
I. Орг. момент
Звучит песня Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”.
У. Как вы думаете, почему прозвучала именно этот отрывок из песни?
(Чебурашка рассказывает, что у него теперь стало много друзей)
У. А много друзей, это хорошо? (Ответы детей)
У. Давайте и мы пожелаем друг другу успехов на этом уроке.
II. Актуализация знаний.
Включается запись различных звуков, дети должны отгадать, что это за звуки. Рекомендуется включить звук ветра, пение кукушки и шум прибоя.
У. Ребята, а как же нам записать эти звуки?
На доске появляется таблица.
Ветер Кукушка Море
Учитель по очереди включает запись звуков, а дети заполняют таблицу.
Ветер У-у-у Кукушка Ку-ку Море Ш-ш-ш
У. Что мы использовали для обозначения звуков?
Д. Буквы.
У. Какая же тема нашего урока? (Ответы детей)
У. Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
III. Включение в систему знаний.
Беседа учителя.
В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают. Произнесите звуки /о/, /д/, /м/ — никто ничего не поймёт. Но если произнести те же самые звуки в нужном порядке, сразу станет ясно, о чём идет речь. Догадались, что это за слово? (Дом)
Работа с электронным приложением к учебнику.
Задание “Составь слово” или анаграммы.
Продолжение беседы.
У. Звуки речи изучает наука фонетика. Название произошло от греческого слова phone – звук. Как вы думаете, кому нужна эта наука? (Ответы детей)
У. Фонетика нужна логопедам, учителям и детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.
Игра “Подбери словечко”
Работа в группах. Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Выиграет та команда, которая быстрее других справится с заданием.
- 1 группа – д…м
- 2 группа – с…к
- 3 группа – ст…л
- 4 группа – р…ка
- 5 группа – в…л
Напомнить правила работы в группах.
IV. Физкультминутка.
VII. Повторение и закрепление изученного.
Работа в парах с карточками.
Задание. Разделите текст на предложения, вставьте пропущенные буквы, спишите исправленный текст.
1 вариант
Т_грёнка звали (В,в)аськой его поймали з_мой на б_регуоз_рар_дителит_грёнка погибли охотник принё_ его домой т_грёнок всем понравился
2 вариант
Т_грёнок стал совсем д_машним он был послушнее к_тёнка дети не б_ялись (В,в)аську т_грёнок часто уб_гал в са_ там он залезал на д_рево
VIII. Продолжение работы над темой урока.
Разгадывание загадок.
У. Отгадайте загадки. Назовите в отгадке каждый звук и дайте ему характеристику.
У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка словно мостик,
За мосточком – хвостик? (Кот)Приходит по луже,
Уходит по стуже? (Осень)Льется речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
Работа с учебником.
Упр. 48, с. 41
IX. Итог урока
— С помощью чего человек обозначает звуки?
— Чем отличается буква от звука?
X. Рефлексия
Мы не буквы – мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы – мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
мне было всё понятно и комфортно на уроке
мне трудно было выполнять некоторые задание, товарищи мне немного помогали
у меня ничего не получилось, товарищи отказывали мне в помощи
XI. Домашнее задание.
- Записать своё полное имя и сделать звуковой анализ
- По желанию – сочинить сказку о буквах.
Каталог наиболее частых написаний каждой фонемы – Брюс Мюррей, Педагогический колледж
Пол Ханна исследовал наиболее часто встречающиеся варианты написания фонем и их процентное соотношение к 17 000 наиболее часто встречающихся слов (см. Hodges, RE. (1966). Elementary School Journal, 66 , 327–336, и обновление, Фрай, Э. (2004) Phonics: пересмотр большого числа частот фонем-графем. Журнал исследований грамотности , 36 , 85-98). Я буду включать только графемы, которые составляют не менее 3% слов в примере. Для надежности фонетических обобщений см. таблицу ниже, в которой резюмируются исследования Франсин Джонстон.
Фонема | Основные варианты написания в порядке частотности (Ханна, Фрай) и примеры слов |
/а/ | а ( мешок ), 97%; a_e ( есть ), 3% |
/А/ | а ( бекон ), 45%; a_e ( испечь ), 35%; ай ( рейд ), 9%; ай ( играть ), 6% |
/Ар/ | ар ( притча ), 29%; являются ( голыми ), 23%; воздух ( ярмарка ), 21%; до ( там ), 15%; ухо ( медведь ), 6% |
/ар/ | бар ( бар ), 89%; ( ), 5%; ухо ( сердце ), 3% |
/ав/ | o ( потеряли ), 41%; а (шар ), 22%; а. е. ( перегон ), 19%; ав ( пила ) 10% |
/б/ | б ( большой ), 97% |
/ч/ | ч ( стул ), 55%, т ( фича ), 31%; тч ( поймать ), 11% |
/д/ | д ( до ), 98% |
/у/ (шва) | о ( прочие ), 24%; у (вверх), 20%; а ( тревога ), 19%; я ( паника ), 18%; е ( достаточно ), 11%; ou ( известный ), 5% |
/e/ | е ( пласт ), 91%; шт ( хлеб ) 4% |
/Е/ | г ( очень ), 41%; е ( берегитесь ), 40%; ее ( футов ), 6%; шт. ( место ), 6% |
/Эр/ | эр ( опыт ), 32%; ухо ( страх ), 25%; олени ( олени ), 18%; e_e ( здесь ), 14%; уровень ( уровень ), 7% |
/ул/ | файл ( таблица ), 95% |
/эр/ | эр ( молоток ), 77%; или ( запах ), 12%; ар ( подвал ), 8% |
/ф/ | f ( fox ), 78%; тел ( телефон ), 12%; ff ( штучка ), 9% |
/г/ | г ( девочки ), 88%; гг ( яйцо ), 5%; х ( выход ), 3% |
/ч/ | ч ( горячий ), 98% |
/аппарат/ | бел. ч ( белый ), 100% |
/я/ | i ( хит ), 92%; т. е. ( дают ), 6% [у ( спортзал ), 2%] |
/I/ | и_е ( труба ), 37%; я ( Библия ), 37%; у ( на ), 14%; высокий ( правый ), 6% |
/к/ | ge ( возраст ), 66%; j ( струйный ), 22%; dge ( край ), 5%; д ( солдат ), 3% |
/к/ | с ( вагон ), 73%; к ( комплект ), 13%; ск ( больных ), 6%; ч ( хор ), 3% |
/кс/ | х ( шесть ), 90%; cs ( набат ), 10% |
/кВт/ | qu ( выйти ), 97% |
/л/ | л ( ножка ), 91%; ll ( скажи ), 9% |
/м/ | м ( мс ), 94%; мм ( диммер ), 4% |
/н/ | n ( нет ), 97% [kn ( знаю )<1%] |
/нг/ | нг ( пой ), 59%; п ( обезьяна ), 41% |
/о/ | о ( горячий ), 94%; а ( хочу ), 5% |
/О/ | о ( фокус ), 73 %; о_е ( надежда ), 14%; оа ( лодка ), 5%; вл ( ряд ), 5% |
/у/ | ой ( масло ), 62%; ой ( игрушка ), 32% |
/оо/ | у ( куст ), 61%; оо ( крючок ), 35%; о ( женщина ), 5% |
/или/ | или ( вместо ), 97 %; руда ( ядро ), 3% |
/вл/ | ou ( крик ), 56%; вл ( вой ), 29%; ou_e ( дом ), 13% |
/стр/ | p ( пин ), 96%, pp ( бывает ), 4% |
/р/ | r ( запуск ), 97% |
/с/ | с ( скажем ), 73%, с ( крупа ), 17%; сс ( подбрасывать ), 7% |
/л/ | ti ( действие ), 53%; ш ( застенчивый ), 26%; ci ( спец. ), 5%; сси ( деление ), 3% |
/т/ | т ( топ ), 97% |
/й/ | й ( баня ) 100% |
/у/ | у ( шина ) 86%; о ( тонн ), 8% |
/U/ или /OO/ | u ( человека ), 59%; u_e ( использовать ), 19%; оо ( луна ), 11%; эв ( несколько ) 4% |
/v/ | v ( очень ), 99,5% |
/с | ш ( способ ), 92%; у ( замша ), 7,5% |
/г/ | i ( лук ), 55%; у ( да ), 44% |
/з/ | с ( было ), 64%; г ( ноль ), 23%; эс ( мух ), 4%, х ( ксилофон ), 4% |
/ж/ | si ( разрез ), 49%; с ( удовольствие ), 33%; г ( гараж ), 15% |
Частота орфографических моделей является предметом научных открытий. Многое из того, что я узнал из исследования Ханны, меня удивило, например, то, что s – наиболее распространенное написание /z/. Мы не хотим обременять детей и учителей редкими вариантами написания и не хотим упускать распространенные.
Данные исследования Джонстоном 3000 наиболее распространенных словИз Johnston, F. P. (2001). Полезность фонических обобщений. Давайте еще раз посмотрим на выводы Клаймера. Учитель чтения , 55 , 132-143.
Корреспонденция | Фонема, пример слова и процент достоверности в общеупотребительных словах |
a_e | /A/ ( торт ) 78% |
и.о. | /А/ ( дождь ) 75% |
или | /А/ ( играть ) 96% |
е_е | /E/ ( эти ) 17% |
ее | /E/ ( фута ) 96% |
Шт. | /Е/ ( место ) 64%; /e/ ( голова ) 17% |
или | /А/ ( рейд ) 50%; /E/ ( либо ) 25% |
эй | /E/ ( обезьяна ) 77% |
т.е. | /E/ ( поле ) 49%; /I/ ( связано ) 27% |
i_e | /I/ ( пять ) 74% |
о_е | /О/ ( плита ) 58% |
оа | /O/ ( слой ) 95% |
поток | /O/ ( снег ) 68%; / вл / ( как ) 32% |
ое | /O/ ( т.н.э. ) 44%; /OO/ ( обувь ) 33%; /u/ ( делает ) 22% [всего 9 слов в образце] |
или | /вл/ ( из ) 43 %; /u/ ( коснуться ) 18%; /U/ ( ваш ) 7% |
u_e | /OO/ или /U/ (правило , отказ ) 77% |
оо | /OO/ ( boot ) 50%; /оо/ ( книга ) 40% |
ев | /OO/ ( взорвал ) 88%; /U/ ( несколько ) 19% [некоторое совпадение, например, новый ] |
или | /i/ ( сборка ) 53 %; /U/ ( фрукты ) 24% |
или | /aw/ ( причина ) 79% |
ав | /aw/ ( пила ) 100% |
ой | /ой/ ( присоединиться к ) 100% |
ой | /ой/ ( мальчик ) 100% |
иа | /E/a/ ( фортепиано ) 54%; /u/ ( Азия ) 46% |
у (безударный слог) | /E/ ( повезло ) 100% |
См. также мой список фонем, общеупотребительных вариантов написания и значащих имен.
Вернуться на домашнюю страницу Reading Genie.
Последнее изменение: 26 января 2018 г.
Частота букв в английском языке
Частота букв в английском языкеЭто нужно было знать изобретателю азбуки Морзе Сэмюэлю Морзе (1791-1872), чтобы он мог давать простейшие коды наиболее часто употребляемым буквам. Он сделал это, просто подсчитав количество букв в наборах типографского шрифта. Цифры, которые он придумал, были: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Однако это дает частотность букв в английском тексте, в котором преобладает относительно небольшое количество общеупотребительных слов. Для словесных игр чаще всего интерес представляет частота букв в английской лексике, независимо от частоты слов. Ниже приводится результат анализа букв, встречающихся в словах, перечисленных в основных статьях Concise Oxford Dictionary (9-е издание, 1995 г.) и получил следующую таблицу: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В третьем столбце представлены пропорции, в которых наименее распространенная буква (q) принимается равной 1. |