Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Соотношение звука и буквы: Соотношение букв и звуков в словах — урок. Русский язык, 2 класс.

3. Соотношение звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф. Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее, эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо-физиологической характеристике звуков.

Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных — консонантизм.

а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных

Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и менее всего акустически.

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.

2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.

При произнесении гласного речевой канал открыт, напряженность разлита по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды.

При образовании согласной напряжение локализировано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, взрывая ее или проходя через щель.

И эти шумы составляют характеристику согласного.

3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.

Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

б) Классификация гласных звуков.

Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не может быть основанием деления гласных. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема — верхний, средний и нижний. Гласные верхнего подъема называются узкими, среднего – средними, нижнего – широкими. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия — а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация. В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

в) Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.

Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких.

Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные, т.е. они образовываются путем взрыва воздушной струей преграды..

В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи).

В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых, их называют сложными или смешанными согласными. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч — из взрывного т и щелевого ш.

Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.

По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на губные, язычные и заязычные.

Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные (передненебные), например ш.

В зависимости от положения языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и какуминальные.

Дорсальные – артикулируются сближением передней части спинки языка с верхними зубами.

Апикальные – артикулируются сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами.

Какуминальные – артикулируются поднятием загнутого кверху кончика языка (ш, ж, ч)

При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht, или русский й).

При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким небом. К заднеязычным относятся русские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское

п.) или губно-зубные, например, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные.

Увулярные – при их произнесении участвует язычок (французский r)

Фарингальные – артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева.

Гортанные – представлены гортанными взрывами.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.

Соотношение «Звук–буква» в словах. 2-й класс

Учебник “Русский язык”. Авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; изд-во “Просвещение” 2011г.

Раздел “Звуки и буквы. Слог. Ударение”

Цели урока: уточнение представления о существенных признаках букв и звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Целевые установки урока:

  • предметные: систематизировать знания о звуках и буквах;
  • регулятивные: развивать фонематический слух, речь, мышление и воображение;
  • познавательные: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
  • личностные: осознавать необходимость владения языком для успешного общения;воспитывать культуру общения в парах и в классном коллективе.

Оборудование:

  • Для учителя: запись песни Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”, таблица звуков, электронное приложение к учебнику “Русский язык”, карточки с заданиями.
  • Для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки – смайлики.

Ход урока

I. Орг. момент

Звучит песня Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”.

У. Как вы думаете, почему прозвучала именно этот отрывок из песни?

(Чебурашка рассказывает, что у него теперь стало много друзей)

У. А много друзей, это хорошо? (Ответы детей)

У. Давайте и мы пожелаем друг другу успехов на этом уроке.

II. Актуализация знаний.

Включается запись различных звуков, дети должны отгадать, что это за звуки. Рекомендуется включить звук ветра, пение кукушки и шум прибоя.

У. Ребята, а как же нам записать эти звуки?

На доске появляется таблица.

Ветер  
Кукушка  
Море  

Учитель по очереди включает запись звуков, а дети заполняют таблицу.

Ветер У-у-у
Кукушка Ку-ку
Море Ш-ш-ш

У. Что мы использовали для обозначения звуков?

Д. Буквы.

У. Какая же тема нашего урока? (Ответы детей)

У. Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

III. Включение в систему знаний.

Беседа учителя.

В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают. Произнесите звуки /о/, /д/, /м/ — никто ничего не поймёт. Но если произнести те же самые звуки в нужном порядке, сразу станет ясно, о чём идет речь. Догадались, что это за слово? (Дом)

Работа с электронным приложением к учебнику.

Задание “Составь слово” или анаграммы.

Продолжение беседы.

У. Звуки речи изучает наука фонетика. Название произошло от греческого слова phone – звук. Как вы думаете, кому нужна эта наука? (Ответы детей)

У. Фонетика нужна логопедам, учителям и детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.

Игра “Подбери словечко”

Работа в группах. Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Выиграет та команда, которая быстрее других справится с заданием.

  • 1 группа – д…м
  • 2 группа – с…к
  • 3 группа – ст…л
  • 4 группа – р…ка
  • 5 группа – в…л

Напомнить правила работы в группах.

IV. Физкультминутка.

VII. Повторение и закрепление изученного.

Работа в парах с карточками.

Задание. Разделите текст на предложения, вставьте пропущенные буквы, спишите исправленный текст.

1 вариант

Т_грёнка звали (В,в)аськой его поймали з_мой на б_регуоз_рар_дителит_грёнка погибли охотник принё_ его домой т_грёнок всем понравился

2 вариант

Т_грёнок стал совсем д_машним он был послушнее к_тёнка дети не б_ялись (В,в)аську т_грёнок часто уб_гал в са_ там он залезал на д_рево

VIII. Продолжение работы над темой урока.

Разгадывание загадок.

У. Отгадайте загадки. Назовите в отгадке каждый звук и дайте ему характеристику.

У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка словно мостик,
За мосточком – хвостик? (Кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже? (Осень)

Льется речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

Работа с учебником.

Упр. 48, с. 41

IX. Итог урока

— С помощью чего человек обозначает звуки?

— Чем отличается буква от звука?

X. Рефлексия

Мы не буквы – мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы – мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

мне было всё понятно и комфортно на уроке

 мне трудно было выполнять некоторые задание, товарищи мне немного помогали

у меня ничего не получилось, товарищи отказывали мне в помощи

XI. Домашнее задание.

  • Записать своё полное имя и сделать звуковой анализ
  • По желанию – сочинить сказку о буквах.

Каталог наиболее частых написаний каждой фонемы – Брюс Мюррей, Педагогический колледж

Пол Ханна исследовал наиболее часто встречающиеся варианты написания фонем и их процентное соотношение к 17 000 наиболее часто встречающихся слов (см. Hodges, RE. (1966). Elementary School Journal, 66 , 327–336, и обновление, Фрай, Э. (2004) Phonics: пересмотр большого числа частот фонем-графем. Журнал исследований грамотности , 36 , 85-98). Я буду включать только графемы, которые составляют не менее 3% слов в примере. Для надежности фонетических обобщений см. таблицу ниже, в которой резюмируются исследования Франсин Джонстон.

Фонема

Основные варианты написания в порядке частотности (Ханна, Фрай) и примеры слов
/а/ а ( мешок ), 97%; a_e ( есть ), 3%
/А/ а ( бекон ), 45%; a_e ( испечь ), 35%; ай ( рейд ), 9%; ай ( играть ), 6%
/Ар/ ар ( притча ), 29%; являются ( голыми ), 23%; воздух ( ярмарка ), 21%; до ( там ), 15%; ухо ( медведь ), 6%
/ар/ бар ( бар ), 89%; ( ), 5%; ухо ( сердце ), 3%
/ав/ o ( потеряли ), 41%; а (шар ), 22%; а. е. ( перегон ), 19%; ав ( пила ) 10%
/б/ б ( большой ), 97%
/ч/ ч ( стул ), 55%, т ( фича ), 31%; тч ( поймать ), 11%
/д/ д ( до ), 98%
/у/ (шва)  о ( прочие ), 24%; у (вверх), 20%; а ( тревога ), 19%; я ( паника ), 18%; е ( достаточно ), 11%; ou ( известный ), 5%
/e/ е ( пласт ), 91%; шт ( хлеб ) 4%
 /Е/ г ( очень ), 41%; е ( берегитесь ), 40%; ее ( футов ), 6%; шт. ( место ), 6%
 /Эр/ эр ( опыт ), 32%; ухо ( страх ), 25%; олени ( олени ), 18%; e_e ( здесь ), 14%; уровень ( уровень ), 7%
 /ул/ файл ( таблица ), 95%
 /эр/ эр ( молоток ), 77%; или ( запах ), 12%; ар ( подвал ), 8%
 /ф/ f ( fox ), 78%; тел ( телефон ), 12%; ff ( штучка ), 9%
 /г/ г ( девочки ), 88%; гг ( яйцо ), 5%; х ( выход ), 3%
 /ч/ ч ( горячий ), 98%
/аппарат/ бел. ч ( белый ), 100%
 /я/ i ( хит ), 92%; т. е. ( дают ), 6% [у ( спортзал ), 2%]
 /I/  и_е ( труба ), 37%; я ( Библия ), 37%; у ( на ), 14%; высокий ( правый ), 6%
 /к/ ge ( возраст ), 66%; j ( струйный ), 22%; dge ( край ), 5%; д ( солдат ), 3%
/к/  с ( вагон ), 73%; к ( комплект ), 13%; ск ( больных ), 6%; ч ( хор ), 3%
 /кс/ х ( шесть ), 90%; cs ( набат ), 10%
 /кВт/ qu ( выйти ), 97%
 /л/ л ( ножка ), 91%; ll ( скажи ), 9%
 /м/ м ( мс ), 94%; мм ( диммер ), 4%
 /н/  n ( нет ), 97% [kn ( знаю )<1%]
/нг/ нг ( пой ), 59%; п ( обезьяна ), 41%
 /о/  о ( горячий ), 94%; а ( хочу ), 5%
 /О/ о ( фокус ), 73 %; о_е ( надежда ), 14%; оа ( лодка ), 5%; вл ( ряд ), 5%
/у/ ой ( масло ), 62%; ой ( игрушка ), 32%
 /оо/ у ( куст ), 61%; оо ( крючок ), 35%; о ( женщина ), 5%
 /или/ или ( вместо ), 97 %; руда ( ядро ​​), 3%
 /вл/ ou ( крик ), 56%; вл ( вой ), 29%; ou_e ( дом ), 13%
 /стр/  p ( пин ), 96%, pp ( бывает ), 4%
 /р/ r ( запуск ), 97%
 /с/ с ( скажем ), 73%, с ( крупа ), 17%; сс ( подбрасывать ), 7%
/л/ ti ( действие ), 53%; ш ( застенчивый ), 26%; ci ( спец. ), 5%; сси ( деление ), 3%
 /т/ т ( топ ), 97%
 /й/ й ( баня ) 100%
 /у/ у ( шина ) 86%; о ( тонн ), 8%
 /U/ или /OO/ u ( человека ), 59%; u_e ( использовать ), 19%; оо ( луна ), 11%; эв ( несколько ) 4%
 /v/ v ( очень ), 99,5%
 /с ш ( способ ), 92%; у ( замша ), 7,5%
 /г/ i ( лук ), 55%; у ( да ), 44%
 /з/ с ( было ), 64%; г ( ноль ), 23%; эс ( мух ), 4%, х ( ксилофон ), 4%
/ж/ si ( разрез ), 49%; с ( удовольствие ), 33%; г ( гараж ), 15%

Частота орфографических моделей является предметом научных открытий. Многое из того, что я узнал из исследования Ханны, меня удивило, например, то, что s  – наиболее распространенное написание /z/. Мы не хотим обременять детей и учителей редкими вариантами написания и не хотим упускать распространенные.

Данные исследования Джонстоном 3000 наиболее распространенных слов

Из Johnston, F. P. (2001). Полезность фонических обобщений. Давайте еще раз посмотрим на выводы Клаймера.     Учитель чтения , 55 , 132-143.

Корреспонденция 

Фонема, пример слова и процент достоверности в общеупотребительных словах
a_e /A/ ( торт ) 78%
и.о. /А/ ( дождь ) 75%
или /А/ ( играть ) 96%
е_е /E/ ( эти ) 17%
ее /E/ ( фута ) 96%
Шт. /Е/ ( место ) 64%; /e/ ( голова ) 17%
или /А/ ( рейд ) 50%; /E/ ( либо ) 25%
эй /E/ ( обезьяна ) 77%
т.е. /E/ ( поле ) 49%; /I/ ( связано ) 27%
i_e  /I/ ( пять ) 74%
о_е  /О/ ( плита ) 58%
 оа  /O/ ( слой ) 95%
поток  /O/ ( снег ) 68%; / вл / ( как ) 32%
 ое  /O/ ( т.н.э. ) 44%; /OO/ ( обувь ) 33%; /u/ ( делает ) 22% [всего 9 слов в образце]
или  /вл/ ( из ) 43 %; /u/ ( коснуться ) 18%; /U/ ( ваш ) 7%
u_e  /OO/ или /U/ (правило , отказ ) 77%
оо  /OO/ ( boot ) 50%; /оо/ ( книга ) 40%
ев  /OO/ ( взорвал ) 88%; /U/ ( несколько ) 19% [некоторое совпадение, например, новый ]
или  /i/ ( сборка ) 53 %; /U/ ( фрукты ) 24%
или  /aw/ ( причина ) 79%
ав  /aw/ ( пила ) 100%
ой  /ой/ ( присоединиться к ) 100%
ой  /ой/ ( мальчик ) 100%
иа  /E/a/ ( фортепиано ) 54%; /u/ ( Азия ) 46%
 у (безударный слог)  /E/ ( повезло ) 100%

См. также мой список фонем, общеупотребительных вариантов написания и значащих имен.

Вернуться на домашнюю страницу Reading Genie.

Последнее изменение: 26 января 2018 г.

Частота букв в английском языке

Частота букв в английском языке
Это нужно было знать изобретателю азбуки Морзе Сэмюэлю Морзе (1791-1872), чтобы он мог давать простейшие коды наиболее часто употребляемым буквам. Он сделал это, просто подсчитав количество букв в наборах типографского шрифта. Цифры, которые он придумал, были:
12 000 Е 2 500 Ф
9000 Т 2000 Вт, Y
8000 А, И, Н, О, С 1 700 Г, П
6 400 Х 1 600 Б
6 200 Р 1 200 В
4 400 Д 800 К
4000 л 500 В
3 400 У 400 Дж, Х
3000 С, М 200 З
Однако это дает частотность букв в английском тексте, в котором преобладает относительно небольшое количество общеупотребительных слов. Для словесных игр чаще всего интерес представляет частота букв в английской лексике, независимо от частоты слов. Ниже приводится результат анализа букв, встречающихся в словах, перечисленных в основных статьях Concise Oxford Dictionary (9-е издание, 1995 г.) и получил следующую таблицу:
Е 11,1607% 56,88 М 3,0129% 15,36
А 8,4966% 43,31 Х 3,0034% 15.31
Р 7,5809% 38,64 Г 2,4705% 12,59
я 7,5448% 38,45 Б 2,0720% 10,56
О 7,1635% 36,51 Ф 1,8121% 9,24
Т 6,9509% 35,43 Д 1,7779% 9. 06
Н 6,6544% 33,92 Вт 1,2899% ​​ 6,57
С 5,7351% 29.23 К 1,1016% 5,61
Л 5,4893% 27,98 В 1,0074% 5.13
С 4,5388% 23.13 х 0,2902% 1,48
У 3,6308% 18,51 З 0,2722% 1,39
Д 3,3844% 17,25 Дж 0,1965% 1,00
Р 3,1671% 16.14 В 0,1962% (1)

В третьем столбце представлены пропорции, в которых наименее распространенная буква (q) принимается равной 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *