3. Соотношение звуков и букв
Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф. Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее, эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.
Классификация звуков речи основывается
на акустической и анатомо-физиологической
характеристике звуков.
а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных
Гласные и согласные различаются функционально, артикуляционно и менее всего акустически.
1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
При произнесении гласного речевой канал открыт, напряженность разлита по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды.
При образовании согласной напряжение
локализировано в месте образования
преграды, сильная воздушная струя
преодолевает преграду, взрывая ее или
проходя через щель.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
б) Классификация гласных звуков.
Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не может быть основанием деления гласных. Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Дополнительно учитываются назализация, напряжение и долгота.
Артикуляционно гласные
распределяются горизонтально по ряду,
то есть по той части языка, которая
поднята при произнесении данного звука.
Различаются три ряда, а соответственно
и три типа звуков речи, которые бывают
передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема — верхний, средний и нижний. Гласные верхнего подъема называются узкими, среднего – средними, нижнего – широкими. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о, к гласным нижнего подъема относят а.
По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия — а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда. Назализация. В ряде языков существуют
носовые гласные, например, во французском,
польском языках. В старославянском
также были представлены носовые гласные,
которые в кириллице изображались
специальными буквами. Артикулирование
носовых гласных происходит при поднятой
небной занавеске и опущенной спинке
языка, так что воздушная струя одновременно
и в равной степени попадает и в полость
рта и носа.
в) Классификация согласных звуков.
Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок.
Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру
преграды и способу ее преодоления.
Согласные различаются в зависимости
от того, какого рода преграды образуют
органы речи для воздушного потока,
идущего из легких.
Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные, т.е. они образовываются путем взрыва воздушной струей преграды..
В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи).
В различных языках имеются
еще такие согласные звуки, которые
соединяют в себе особенности взрывных
с особенностями согласных щелевых, их
называют сложными или смешанными
согласными. Подобные согласные как бы
начинаются с взрывного элемента и
оканчиваются элементом щелевым.
Называются они аффрикатами. Русская
аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с,
аффриката ч — из взрывного т и щелевого ш.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на губные, язычные и заязычные.
Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные (передненебные), например ш.
В зависимости от положения языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и какуминальные.
Дорсальные – артикулируются сближением передней части спинки языка с верхними зубами.
Апикальные – артикулируются сближением или соприкосновением кончика языка с верхними зубами и альвеолами.
Какуминальные – артикулируются поднятием загнутого кверху кончика языка (ш, ж, ч)
При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht, или русский й).
При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается с мягким небом. К заднеязычным относятся русские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское

Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные.
Увулярные – при их произнесении участвует язычок (французский r)
Фарингальные – артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева.
Гортанные – представлены гортанными взрывами.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.
Соотношение «Звук–буква» в словах. 2-й класс
Учебник “Русский язык”. Авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; изд-во “Просвещение” 2011г.
Раздел “Звуки и буквы. Слог.
Ударение”
Цели урока: уточнение представления о существенных признаках букв и звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.
Целевые установки урока:
- предметные: систематизировать знания о звуках и буквах;
- регулятивные: развивать фонематический слух, речь, мышление и воображение;
- познавательные: развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
- личностные: осознавать необходимость владения языком для успешного общения;воспитывать культуру общения в парах и в классном коллективе.
Оборудование:
- Для учителя: запись песни Чебурашки из м/ф
“Чебурашка и крокодил Гена”, таблица звуков,
электронное приложение к учебнику “Русский
язык”, карточки с заданиями.
- Для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, пенал, карточки – смайлики.
Ход урока
I. Орг. момент
Звучит песня Чебурашки из м/ф “Чебурашка и крокодил Гена”.
У. Как вы думаете, почему прозвучала именно этот отрывок из песни?
(Чебурашка рассказывает, что у него теперь стало много друзей)
У. А много друзей, это хорошо? (Ответы детей)
У. Давайте и мы пожелаем друг другу успехов на этом уроке.
II. Актуализация знаний.
Включается запись различных звуков, дети должны отгадать, что это за звуки. Рекомендуется включить звук ветра, пение кукушки и шум прибоя.
У. Ребята, а как же нам записать эти звуки?
На доске появляется таблица.
Ветер Кукушка Море
Учитель по очереди включает запись звуков, а
дети заполняют таблицу.
Ветер У-у-у Кукушка Ку-ку Море Ш-ш-ш
У. Что мы использовали для обозначения звуков?
Д. Буквы.
У. Какая же тема нашего урока? (Ответы детей)
У. Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
III. Включение в систему знаний.
Беседа учителя.
В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают. Произнесите звуки /о/, /д/, /м/ — никто ничего не поймёт. Но если произнести те же самые звуки в нужном порядке, сразу станет ясно, о чём идет речь. Догадались, что это за слово? (Дом)
Работа с электронным приложением к учебнику.
Задание “Составь слово” или анаграммы.
Продолжение беседы.
У. Звуки речи изучает наука фонетика. Название произошло от греческого слова phone – звук. Как вы думаете, кому нужна эта наука? (Ответы детей)
У. Фонетика нужна логопедам, учителям и детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков.
Игра “Подбери словечко”
Работа в группах. Подбери гласные так, чтобы получились разные слова. Выиграет та команда, которая быстрее других справится с заданием.
- 1 группа – д…м
- 2 группа – с…к
- 3 группа – ст…л
- 4 группа – р…ка
- 5 группа – в…л
Напомнить правила работы в группах.
IV. Физкультминутка.
VII. Повторение и закрепление изученного.
Работа в парах с карточками.
Задание. Разделите текст на предложения, вставьте пропущенные буквы, спишите исправленный текст.
1 вариант
Т_грёнка звали (В,в)аськой его поймали з_мой на б_регуоз_рар_дителит_грёнка погибли охотник принё_ его домой т_грёнок всем понравился
2 вариант
Т_грёнок стал совсем д_машним он был послушнее к_тёнка дети не б_ялись (В,в)аську т_грёнок часто уб_гал в са_ там он залезал на д_рево
VIII. Продолжение работы над темой урока.
Разгадывание загадок.
У. Отгадайте загадки. Назовите в отгадке каждый звук и дайте ему характеристику.
У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка словно мостик,
За мосточком – хвостик? (Кот)Приходит по луже,
Уходит по стуже? (Осень)Льется речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
Работа с учебником.
Упр. 48, с. 41
IX. Итог урока
— С помощью чего человек обозначает звуки?
— Чем отличается буква от звука?
X. Рефлексия
Мы не буквы – мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы – мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.![]()
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
мне было всё понятно и комфортно на уроке
мне трудно было выполнять некоторые задание, товарищи мне немного помогали
у меня ничего не получилось, товарищи отказывали мне в помощи
XI. Домашнее задание.
- Записать своё полное имя и сделать звуковой анализ
- По желанию – сочинить сказку о буквах.
Каталог наиболее частых написаний каждой фонемы – Брюс Мюррей, Педагогический колледж
Пол Ханна исследовал наиболее часто встречающиеся варианты написания фонем и их процентное соотношение к 17 000 наиболее часто встречающихся слов (см. Hodges, RE. (1966). Elementary School Journal, 66 , 327–336, и обновление, Фрай, Э. (2004) Phonics: пересмотр большого числа частот фонем-графем. Журнал исследований грамотности , 36 , 85-98). Я буду включать только графемы, которые составляют не менее 3% слов в примере. Для надежности фонетических обобщений см. таблицу ниже, в которой резюмируются исследования Франсин Джонстон.
Фонема | Основные варианты написания в порядке частотности (Ханна, Фрай) и примеры слов |
/а/ | а ( мешок ), 97%; a_e ( есть ), 3% |
/А/ | а ( бекон ), 45%; a_e ( испечь ), 35%; ай ( рейд ), 9%; ай ( играть ), 6% |
/Ар/ | ар ( притча ), 29%; являются ( голыми ), 23%; воздух ( ярмарка ), 21%; до ( там ), 15%; ухо ( медведь ), 6% |
/ар/ | бар ( бар ), 89%; ( ), 5%; ухо ( сердце ), 3% |
/ав/ | o ( потеряли ), 41%; а (шар ), 22%; а.![]() |
/б/ | б ( большой ), 97% |
/ч/ | ч ( стул ), 55%, т ( фича ), 31%; тч ( поймать ), 11% |
/д/ | д ( до ), 98% |
/у/ (шва) | о ( прочие ), 24%; у (вверх), 20%; а ( тревога ), 19%; я ( паника ), 18%; е ( достаточно ), 11%; ou ( известный ), 5% |
/e/ | е ( пласт ), 91%; шт ( хлеб ) 4% |
/Е/ | г ( очень ), 41%; е ( берегитесь ), 40%; ее ( футов ), 6%; шт. ( место ), 6% |
/Эр/ | эр ( опыт ), 32%; ухо ( страх ), 25%; олени ( олени ), 18%; e_e ( здесь ), 14%; уровень ( уровень ), 7% |
/ул/ | файл ( таблица ), 95% |
/эр/ | эр ( молоток ), 77%; или ( запах ), 12%; ар ( подвал ), 8% |
/ф/ | f ( fox ), 78%; тел ( телефон ), 12%; ff ( штучка ), 9% |
/г/ | г ( девочки ), 88%; гг ( яйцо ), 5%; х ( выход ), 3% |
/ч/ | ч ( горячий ), 98% |
/аппарат/ | бел.![]() |
/я/ | i ( хит ), 92%; т. е. ( дают ), 6% [у ( спортзал ), 2%] |
/I/ | и_е ( труба ), 37%; я ( Библия ), 37%; у ( на ), 14%; высокий ( правый ), 6% |
/к/ | ge ( возраст ), 66%; j ( струйный ), 22%; dge ( край ), 5%; д ( солдат ), 3% |
/к/ | с ( вагон ), 73%; к ( комплект ), 13%; ск ( больных ), 6%; ч ( хор ), 3% |
/кс/ | х ( шесть ), 90%; cs ( набат ), 10% |
/кВт/ | qu ( выйти ), 97% |
/л/ | л ( ножка ), 91%; ll ( скажи ), 9% |
/м/ | м ( мс ), 94%; мм ( диммер ), 4% |
/н/ | n ( нет ), 97% [kn ( знаю )<1%] |
/нг/ | нг ( пой ), 59%; п ( обезьяна ), 41% |
/о/ | о ( горячий ), 94%; а ( хочу ), 5% |
/О/ | о ( фокус ), 73 %; о_е ( надежда ), 14%; оа ( лодка ), 5%; вл ( ряд ), 5% |
/у/ | ой ( масло ), 62%; ой ( игрушка ), 32% |
/оо/ | у ( куст ), 61%; оо ( крючок ), 35%; о ( женщина ), 5% |
/или/ | или ( вместо ), 97 %; руда ( ядро ), 3% |
/вл/ | ou ( крик ), 56%; вл ( вой ), 29%; ou_e ( дом ), 13% |
/стр/ | p ( пин ), 96%, pp ( бывает ), 4% |
/р/ | r ( запуск ), 97% |
/с/ | с ( скажем ), 73%, с ( крупа ), 17%; сс ( подбрасывать ), 7% |
/л/ | ti ( действие ), 53%; ш ( застенчивый ), 26%; ci ( спец.![]() |
/т/ | т ( топ ), 97% |
/й/ | й ( баня ) 100% |
/у/ | у ( шина ) 86%; о ( тонн ), 8% |
/U/ или /OO/ | u ( человека ), 59%; u_e ( использовать ), 19%; оо ( луна ), 11%; эв ( несколько ) 4% |
/v/ | v ( очень ), 99,5% |
/с | ш ( способ ), 92%; у ( замша ), 7,5% |
/г/ | i ( лук ), 55%; у ( да ), 44% |
/з/ | с ( было ), 64%; г ( ноль ), 23%; эс ( мух ), 4%, х ( ксилофон ), 4% |
/ж/ | si ( разрез ), 49%; с ( удовольствие ), 33%; г ( гараж ), 15% |
Частота орфографических моделей является предметом научных открытий. Многое из того, что я узнал из исследования Ханны, меня удивило, например, то, что s – наиболее распространенное написание /z/. Мы не хотим обременять детей и учителей редкими вариантами написания и не хотим упускать распространенные.
Из Johnston, F. P. (2001). Полезность фонических обобщений. Давайте еще раз посмотрим на выводы Клаймера. Учитель чтения , 55 , 132-143.
Корреспонденция | Фонема, пример слова и процент достоверности в общеупотребительных словах |
a_e | /A/ ( торт ) 78% |
и.о. | /А/ ( дождь ) 75% |
или | /А/ ( играть ) 96% |
е_е | /E/ ( эти ) 17% |
ее | /E/ ( фута ) 96% |
Шт.![]() | /Е/ ( место ) 64%; /e/ ( голова ) 17% |
или | /А/ ( рейд ) 50%; /E/ ( либо ) 25% |
эй | /E/ ( обезьяна ) 77% |
т.е. | /E/ ( поле ) 49%; /I/ ( связано ) 27% |
i_e | /I/ ( пять ) 74% |
о_е | /О/ ( плита ) 58% |
оа | /O/ ( слой ) 95% |
поток | /O/ ( снег ) 68%; / вл / ( как ) 32% |
ое | /O/ ( т.н.э. ) 44%; /OO/ ( обувь ) 33%; /u/ ( делает ) 22% [всего 9 слов в образце] |
или | /вл/ ( из ) 43 %; /u/ ( коснуться ) 18%; /U/ ( ваш ) 7% |
u_e | /OO/ или /U/ (правило , отказ ) 77% |
оо | /OO/ ( boot ) 50%; /оо/ ( книга ) 40% |
ев | /OO/ ( взорвал ) 88%; /U/ ( несколько ) 19% [некоторое совпадение, например, новый ] |
или | /i/ ( сборка ) 53 %; /U/ ( фрукты ) 24% |
или | /aw/ ( причина ) 79% |
ав | /aw/ ( пила ) 100% |
ой | /ой/ ( присоединиться к ) 100% |
ой | /ой/ ( мальчик ) 100% |
иа | /E/a/ ( фортепиано ) 54%; /u/ ( Азия ) 46% |
у (безударный слог) | /E/ ( повезло ) 100% |
См. также мой список фонем, общеупотребительных вариантов написания и значащих имен.
Вернуться на домашнюю страницу Reading Genie.
Последнее изменение: 26 января 2018 г.
Частота букв в английском языке
Частота букв в английском языкеЭто нужно было знать изобретателю азбуки Морзе Сэмюэлю Морзе (1791-1872), чтобы он мог давать простейшие коды наиболее часто употребляемым буквам. Он сделал это, просто подсчитав количество букв в наборах типографского шрифта. Цифры, которые он придумал, были: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Однако это дает частотность букв в английском тексте, в котором преобладает относительно небольшое количество общеупотребительных слов.![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В третьем столбце представлены пропорции, в которых наименее распространенная буква (q) принимается равной 1. |