Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Состав слова записать: «Запись» корень слова и разбор по составу

«Состав слова. Значимые части слова»

Тема: «Состав слова. Значимые части слова»

Цели урока:

Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

Ход урока

  1. Организационный момент. Запись числа в тетради.

—  Урок наш будем измерять шагами.

Каждый шаг — это проделанная работа.

      2 .     Постановка темы, цели урока.

                      1 шаг.

— Посмотрите на доску, что за значки вы видите?                                                   На доске нарисовано

— Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

— Назовем эти понятия одним словом – морфемы.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова

          Отгадаем загадку:


Слово делится на части                                                          

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.


  О каких частях слова говорится?

Какие части слова вы запомнили с  уроков украинского  языка?

 — Сегодня мы вспомним конкретнее о составе слова и его составляющих. 

   3.  Работа над материалом урока.

          2 шаг.


Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.


 

Окончание — значимая часть слова, которая образует формы слова. Окончание может указать на часть речи.

Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.

Задание  самостоятельно        : выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит.

 

             3 шаг

Основа  – это часть слова без окончания.  В основе слова может быть одна морфема (корень), но может быть и больше.

Задание   в паре

       : выделить основы слов.

Перемена, пришкольный, звонок, учительница. 

    Какие морфемы входят в состав основы?

 

          4 шаг


Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.


 

Корень   — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.

 

    Задание в группе по 4 человека

 

       5 шаг

  После корня будет суффикс.

 

Суффикс — суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.

 

Задание  в паре     : в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко.

 

     6 шаг

Приставка ( префикс ) — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.

 

Задание   коллективно     : выделить приставки в словах

Убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.

Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).

      Вставьте нужную приставку и запишите полученное слово.

 4. Закрепление материала урока

Послушайте историю. 

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила.

Велела ему идти в свою семью.

Учитель:      Кто оказался чужаком?          ( Водитель).

Учитель:      Назовите однокоренные слова к слову водитель. ……….водить,водила,заводить.

 

    7 шаг

Творческое задание  для групп.                                                                                                                                      Учитель читает задания ,дети записывают на листочках, потом вслух говорят ответ.

 

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «

клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс и окончание возьмите из слова «обращение».                           (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета                                                                (прилагательное)

 

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»                           (поиграл)

 

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать»               (перелетать)

 

     8 шаг

Закрепление материала

Ст. 108  упр. 262

Зимушка, зима, зимний

 

 

 

     9 шаг

 Самостоятельная работа

       10 шаг

Итог урока:

Учитель:    Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. 

— Ребята, наш урок подходит к концу.

-Что вы сегодня нового узнали на уроке?

-Какие задания были самые интересные?

-В чём испытали затруднения?

-Сейчас, я раздам вам карточки-светофоры. Раскрасьте зелёный круг, если вам все понравилось, жёлтый, если понравилось, но что-то было непонятно. И красный, если не понятно, не понравилось.

— Спасибо за старание, все сегодня молодцы!

 

 

 

 

 

Состав слова. Значимые части слова

  • Значимые части слова
  • Окончание слова
  • Основа

Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема — это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Значимые части слова

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой —       :

соль.

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

соль,  солёный,  солить,  посолить,  рассольник,  разносолы;

корнем является  -сол-,  который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются      :

тереть – протереть,

врать – наврать,

город – пригород.

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются      :

кот – котик,

слон – слонёнок,

сад – садовый.

Окончание слова

Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Окончание обозначается      :

слон   ,  слоны,  о слонах.

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо,  тепло,  стыдно;

метро,  пальто,  кофе.

Основа

Основа — это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается        :

соль,  солёный,  солить,  посолить,  рассольник,  разносолы.

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например:

брак,  дуб,  умн-ый.

Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например:

дуб  →  дуб-ок,

лес  →  лес-ник.

Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова

бисер-инк-а

производящей основой будет слово  бисер , к которой присоединён суффикс  -инк- .

Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:

кот-икпростая основа,

кот-о-ловсложная основа.

Как написать эссе с определением

Написание эссе с определением может быть обманчиво сложным. Этот тип бумаги требует, чтобы вы написали личное, но академическое определение одного конкретного слова. Определение должно быть полным и длинным. Очень важно, чтобы вы выбрали слово, о котором вам будет много чего написать, и есть несколько стандартных тактик, которые вы можете использовать для уточнения этого термина. Вот несколько рекомендаций, которые следует учитывать при написании эссе с определением.

Часть 1 из 3: Выбор правильного слова

1: Выберите абстрактное слово со сложным значением. [1]

Простое слово, относящееся к конкретному слову, не даст вам много материала для написания, но сложное слово, относящееся к абстрактному понятию, дает больше материала для изучения.

  • Как правило, существительные, которые относятся к человеку, месту или предмету, слишком просты для эссе с определением. Однако существительные, которые относятся к идее, работают лучше, как и большинство прилагательных.
  • Например, слово «дом» довольно простое, и эссе, написанное вокруг него, может быть скучным. Однако, переключившись на что-то более абстрактное, например «дом», вы можете больше поиграть с определением. «Дом» — это концепция, и в создании «дома» задействовано множество элементов. Для сравнения, «дом» — это просто конструкция.

 

2: Убедитесь, что слово является спорным.

Помимо того, что это сложное слово, оно также должно относиться к чему-то, что может означать разные вещи для разных людей.

  • Эссе с определением несколько субъективно по своей природе, поскольку оно требует от вас анализа и определения слова с вашей собственной точки зрения. Если ответ, к которому вы приходите после анализа слова, такой же, как и любой другой, может показаться, что вашему эссе не хватает глубины.

 

3: Выберите слово, которое вам знакомо.

Словарные определения могут рассказать вам очень многое. Поскольку вам нужно уточнить слово, которое вы выбрали для определения, вам потребуется собственная база знаний или опыт работы с выбранной вами концепцией.

  • Например, если вы никогда не слышали слова «педантичный», ваше понимание этого слова будет ограниченным. Вы можете познакомиться со словом для своего эссе, но без предварительного понимания концепции вы не будете знать, действительно ли подходит определение, которое вы описываете.

 

4: Прочтите словарное определение.

Хотя вы не будете полностью полагаться на словарное определение для своего эссе, ознакомление с официальным определением позволит вам сравнить свое собственное понимание концепции с самым простым, академическим объяснением.

  • Например, одно из определений «друга» — это «человек, привязанный к другому человеку из чувства привязанности или личного уважения». [2] Ваши собственные представления или убеждения о том, что такое «друг», скорее всего, содержат гораздо больше информации, но это базовое определение может стать хорошей отправной точкой для формирования ваших собственных представлений.

 

5: 

Исследуйте происхождение слова.

Найдите выбранное слово в Oxford English Dictionary или в другом этимологическом словаре. [3]

  • Эти источники могут рассказать вам об истории слова, что может дать дополнительную информацию об общем определении, а также информацию о том, как слово стало означать то, что оно означает сегодня.

 

Часть 2 из 3: Возможные элементы эффективного определения

1: Напишите анализ. [4]

Разделить слово на несколько частей. Проанализируйте и определите каждую часть в отдельном абзаце.

  • Вы можете разделить «возврат» на «повторно» и «повернуть». Слово «дружба» можно разделить на «друг» и «корабль».
  • Чтобы проанализировать каждую часть слова, вам все равно придется использовать дополнительные тактики определения, такие как отрицание и классификация.
  • Обратите внимание, что эта тактика работает только для слов, состоящих из нескольких частей. Слово «любовь», например, не может быть далее разобрано. Тем не менее, определяя «платоническую любовь», вы можете определить и «платоническую», и «любовь» отдельно в своем эссе.

 

2: 

Классифицировать термин.

Укажите, к каким классам и частям речи принадлежит слово согласно стандартному словарному определению.

  • Хотя эта информация очень простая и сухая, она может предоставить полезный контекст о том, как используется данное слово.

 

3. Сравните незнакомый термин с чем-то знакомым.

Незнакомое или необычное понятие можно объяснить с помощью понятий, более доступных обычному человеку.

  • Многие люди, например, никогда не слышали о термине «совещаться». Одно из основных определений — «товарищ по профессии, братству и т. д.». Таким образом, вы можете сравнить «собеседник» с «коллегой», что является похожим, но более знакомым понятием. [5]

 

4: 

Предоставьте традиционные сведения о термине.

Объясните любые физические характеристики или традиционные мысли, используемые для описания выбранного вами термина.

  • Термин «дом» часто физически представляется как дом или квартира. Говоря более абстрактно, «дом» традиционно считается теплой, уютной и безопасной средой. Вы можете включить все эти функции в эссе с определением «дома».

 

5: Используйте примеры, чтобы проиллюстрировать значение.

Люди часто связаны с историями и яркими образами, поэтому использование подходящей истории или изображения, относящегося к термину, может быть использовано для разъяснения абстрактного, бесформенного понятия.

  • Например, в эссе с определением «доброты» вы можете написать о акте доброты, свидетелем которого вы недавно были. Тот, кто косит лужайку у пожилого соседа, является подходящим примером, как и тот, кто сказал вам ободряющее слово, когда вы чувствуете себя подавленным.

 

6: Используйте отрицание, чтобы объяснить, что термин не означает.

Если термин часто неправильно используется или понимается неправильно, упоминание того, чем он не является, является эффективным способом привлечь внимание к концепции.

  • Типичным примером может служить термин «смелость». Этот термин часто ассоциируется с отсутствием страха, но многие утверждают, что «смелость» более точно описывается как действие вопреки страху.

 

7: Предоставьте справочную информацию.

Это тот случай, когда вам пригодится ваше исследование этимологии слова. Объясните, откуда возник этот термин и как он стал означать то, что означает в настоящее время.

 

 

Часть 3 из 3: Структура эссе с определением

1: Введите стандартное определение.

Во вступительном абзаце необходимо четко указать, что представляет собой ваше слово, а также его традиционное или словарное определение.

  • Открывая словарное определение вашего термина, вы создаете контекст и базовый уровень знаний о слове. Это позволит вам представить и уточнить собственное определение.
  • Это особенно важно, когда традиционное определение вашего термина заметно отличается от вашего собственного определения.

 

2: Дайте определение термину своими словами в диссертации.

Ваше фактическое утверждение тезиса должно определять термин своими словами.

  • Держите определение в своей диссертации кратким и базовым. Вы подробнее расскажете об этом в основной части своей статьи.
  • Избегайте использования пассивных фраз со словом «есть» при определении вашего термина. Фразы «где» и «когда» особенно неуклюжи. [6]
  • Не повторяйте часть определяемого термина в своем определении.

 

3: 

Разделите разные части определения на отдельные абзацы.

Каждая тактика или метод, используемые для определения вашего термина, должны быть рассмотрены в отдельном абзаце.

  • Обратите внимание, что вам не нужно использовать все возможные методы определения термина в своем эссе. Вы должны использовать множество различных методов, чтобы создать полное, всестороннее представление о термине, но некоторые тактики будут отлично работать с некоторыми терминами, но не с другими.

 

4: Завершите кратким изложением основных моментов.

Кратко изложите основные моменты в начале заключительного абзаца.

  • Этот обзор не требует подробностей. Обычно просмотр тематического предложения каждого абзаца — хороший способ составить простой список основных моментов.
  • Вы также можете завершить эссе, обратившись к фразам или образам, которые были вызваны во вступлении.

 

5: При желании укажите, как это определение повлияло на вас.

Если термин, который вы определяете, играет определенную роль в вашей собственной жизни и опыте, ваши заключительные замечания — хорошее место, чтобы кратко упомянуть о той роли, которую он играет.

  • Свяжите свой опыт использования этого термина с определением, которое вы создали для него в своей диссертации. Не делитесь опытом, относящимся к этому термину, но противоречащим всему, что вы написали в своем эссе.

 

Источники и цитаты

  1. http://www.roanestate.edu/owl/Definition.html
  2. http://dictionary.reference.com/browse/friend?s=t
  3. http://www.etymonline.com/
  4. http://leo.stcloudstate.edu/acadwrite/definition.html
  5. http://dictionary.reference.com/browse/confrere?s=t
  6. http://grammar. ccc.commnet.edu/grammar/composition/definition.htm

Изменяемая структура предложения — Научный голос

Основы

Структура предложения относится к физической природе предложения и тому, как представлены элементы этого предложения. Как и в случае с выбором слов, писатели должны стремиться варьировать структуру своих предложений, чтобы создать ритмичную прозу и заинтересовать читателя. Предложения, требующие изменения, часто повторяют предметы, длину или типы.

Соответствующую информацию о различных структурах предложений можно найти по следующим ссылкам:

  • Структура предложений и типы предложений
  • Повторяющиеся предложения и фрагменты предложений
  • Параллельная конструкция
  • Относительные, ограничительные и неограничительные положения
  • Союзы
  • Модификаторы
  • Запятые
  • Точки с запятой

Выбор темы или слова

Один из самых простых способов определить текст, который требует разнообразия, — это отметить, как начинается каждое предложение. Писатели часто могут злоупотреблять одним и тем же словом, например, именем автора, или предметом, например, местоимениями для обозначения автора в начале предложения. Это отсутствие тематического разнообразия может отвлекать читателя. Просмотрите варианты предложений следующего абзаца:

Моя философия образования основана на моем личном опыте. Я работаю педагогом уже 4 года и многому научилась у более опытных учителей в моем районе. Я также работаю в основном со студентами из низкого социально-экономического положения; мой фон был совсем другим. Я расскажу, как все эти элементы, наряду с научными текстами, повлияли на мою образовательную философию.

Обратите внимание, что автор этого абзаца начинает каждое предложение и пункт с личного местоимения. Хотя автор чередует «я» и «мой», оба местоимения относятся к одному и тому же предмету. Это повторение личных местоимений наиболее распространено при написании плана личного развития (PDP) или других личных документов. Чтобы избежать такого типа повторения, попробуйте отрегулировать расположение предложных фраз или зависимых предложений, чтобы подлежащее не открывало каждое предложение:

Моя философия образования основана на моем личном опыте. Проработав педагогом 4 года, я многому научился у более опытных учителей в моем районе. Я также работаю в основном со студентами из низкого социально-экономического положения, которое сильно отличается от моего. В этой статье я расскажу, как все эти элементы, наряду с научными текстами, повлияли на мою образовательную философию.

Различная длина предложения

Еще один способ определить необходимое разнообразие предложений — определить длину каждого предложения. Повторение более длинных предложений может затопить читателя и затмить аргументы, в то время как частое использование более коротких предложений может сделать аргумент поспешным или заторможенным.

Чрезмерное использование длинных предложений

Компания сообщила, что ежегодный рост прибыли, который неуклонно увеличивался более чем на 7% с 1989 года, стабилизировался в 2009 году с компенсацией 0%, а в 2010 году, когда они запустили СОБСТВЕННЫЙ проект, фактически снизился по сравнению с предыдущим годом на 2%. Это объявление ошеломило аналитиков Уолл-Стрит, но с общим снижением аналогичного роста прибыли компаний во всем мире, как сообщил автор (Year) в своей статье, подробно описывающей историю компании, объявление компании соответствует отраслевым тенденциям и прогнозам отрасли на будущее.

Обратите внимание, этот абзац состоит всего из двух предложений. Хотя каждый пункт содержит соответствующую информацию, у читателя могут возникнуть трудности с определением темы и цели всего абзаца.

Чрезмерное использование коротких предложений

В 2010 году годовой рост прибыли компании снизился по сравнению с предыдущим годом на 2%. В этом году они запустили СОБСТВЕННЫЙ проект. Рост прибыли неуклонно увеличивался более чем на 7% с 1989 года (они стабилизировались в 2009 году). Это заявление ошеломило аналитиков Уолл-стрит. Тем не менее, это согласуется с уменьшением аналогичного роста прибыли компаний во всем мире. Он также поддерживает прогнозы на будущее для отрасли (автор, год).

Обратите внимание, что в этом абзаце используется та же информация, что и в предыдущем, но она разбита на семь предложений. В то время как информация лучше усваивается через эти более короткие предложения, читатель может не знать, какая информация наиболее актуальна для цели абзаца.

Чередование длины предложения

Чередование длины позволяет писателям стратегически использовать предложения, подчеркивая важные моменты короткими предложениями и рассказывая истории более длинными:

Компания сообщила, что рост прибыли стабилизировался в 2009 году, хотя с 1989 года он стабильно увеличивался более чем на 7%. В 2010 году, когда был запущен СОБСТВЕННЫЙ проект, рост прибыли компании снизился по сравнению с предыдущим годом. Это заявление ошеломило аналитиков Уолл-стрит. Однако, по словам автора (Year), это снижение было примером тенденции роста аналогичной прибыли компании во всем мире; он также поддерживает прогнозы на будущее для отрасли.

Различные типы предложений

Одной из самых сложных для обнаружения закономерностей является повторяющийся тип предложения. Так же, как тема и длина, чрезмерное использование типа предложения может помешать читателю вовлечься в текст. Существует четыре типа предложений: простые, сложносочиненные, сложносочиненные и сложносочиненные. Каждое предложение определяется использованием независимых и зависимых предложений, союзов и подчиненных.

  • Простые предложения: Простое предложение — это независимое предложение без союзного или зависимого предложения.
  • Сложные предложения: Сложное предложение состоит из двух независимых предложений, соединенных союзом (например, и, но, или, для, ни, еще, так).
  • Сложные предложения: Сложное предложение содержит одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Предложения в сложном предложении сочетаются с союзами и подчиненными, терминами, которые помогают зависимым предложениям относиться к независимому предложению. Подчинительные могут относиться к подлежащему (кто, который), последовательности/времени (так как, пока) или каузальным элементам (потому что, если) независимого предложения.
  • Сложно-сложные предложения: Сложно-сложное предложение содержит несколько независимых предложений и по крайней мере одно зависимое предложение. Эти предложения будут содержать как союзы, так и подчиненные.

Понимание типа предложения поможет авторам отметить области, которые следует варьировать, используя придаточные предложения, союзы и подчиненные.

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Даже во время лечения Автор не заметил изменений в утверждениях участников относительно их симптомов. Основываясь на этих выводах, я не буду использовать эту статью для своего окончательного проекта. Поскольку мой проект будет опираться на статьи, в которых отмечается улучшение симптомов, авторская работа неприменима.

Обратите внимание, что в этом абзаце автор опирается исключительно на сложные предложения, даже помещая зависимые предложения в начало каждого предложения. Вот пример простой корректировки размещения этих зависимых предложений, но не типа предложения:

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Автор наблюдал, даже во время лечения, никаких изменений в заявлениях участников относительно их симптомов. Я не буду использовать эту статью для моего окончательного проекта, основанного на этих выводах. Поскольку мой проект будет опираться на статьи, в которых отмечается улучшение симптомов, авторская работа неприменима.

Хотя это изменение в размещении зависимых предложений позволяет избежать повторяющегося ритма в абзаце, попробуйте комбинировать предложения или использовать союзы для создания составных или составно-сложных предложений для изменения типа предложения:

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Автор не заметил, даже во время лечения, никаких изменений в заявлениях участников относительно их симптомов, и, основываясь на этих выводах, я не буду использовать эту статью для своего окончательного проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *