Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознание как предмет психологии: Сознание как предмет психологии

Сознание как предмет и дело психологии — Методология и история психологии — 2006. № 1

Аннотация

В статье рассматривается возможная структура сознания, включающая три слоя: бытийный, рефлексивный и духовный. Бытийный слой образуют взаимодействующие биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа; рефлексивный – взаимодействующие значения и смыслы; духовный – взаимодействующие Я – Ты (Другой). Анализируются взаимоотношения слоев и их образующих в целом сознании. Рассматриваемые на каждом из слоев виды взаимодействий представляют собой противоположно направленные процессы субъективации объективного и объективации субъективного. Подобная трактовка дает дополнительные основания для расширения понятия объективного и включения в него субъективного. Автор считает, что давняя мечта П.Я. Гальперина о том, чтобы психология стала объективной наукой о субъективном мире человека, медленно, но верно приобретает вполне реальные очертания. Развитие сознания благодаря наличию разных образующих, рассматривается не линейно, а как гетерогенез, не последовательно, а как единый синхронистический акт.

* Статья написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант № 05-06-80509.

Ключевые слова: биодинамическая ткань, чувственная ткань, значение, смысл, Я – Ты (Другой), бытие, рефлексия, духовность, редукционизм, гетерогенез

Рубрика издания: Базовые категории в определении предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 207–231.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989.
  2. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1998–2002.
  3. Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.
  4. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–30.
  5. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек, 2001, № 6.
  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М., 1986.
  7. Зинченко В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа. – 1986. – № 2.
  8. Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1988. – № 3. – С. 25–33.
  9. Зинченко В.П. Культура и техника // Красная книга культуры? / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.
  10. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2.
  11. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. – М., 1997.
  12. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  13. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. – 1977. – № 7. – С. 109–125.
  14. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Исследование высших психических функций и эволюция категории бессознательного // Вопросы философии. – 1991. – № 10.
  15. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  16. Кассирер Э. Тайна политических мифов // Октябрь. – 1993. – № 7.
  17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. – М., 1983.
  18. Лефевр В.А. Непостижимая эффективность математики в исследовании рефлексии // Вопросы философии. – 1990. – № 7.
  19. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – № 10. – С. 3–18.
  20. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
  21. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Автореферат дис. д-ра. психол. наук. – М., 1993.
  22. Померанц Г. Записки Гадкого утенка // Знамя. – 1993. – № 7.
  23. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
  24. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989.
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
  26. Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989.
  27. Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды. – М., 2006.
  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  29. Юлина Н.С. Д. Деннет: самость как «центр нарративной гравитации» или почему возможны самостные компьютеры // Вопросы философии. – 2003. – №2.

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ействительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактором научного журнала «Культурно-историческая психология», член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология».

, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1718
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии

  1. Файлы
  2. Академическая и специальная литература
  3. Психологические дисциплины
  4. Общая психология
  5. org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Сознание и подсознание
  6. Сознание

Сознание и подсознание

  • Подсознание

  • Сознание

Статья

  • формат doc
  • размер 42,98 КБ
  • добавлен 22 ноября 2016 г.

Статья опубликована в журнале Методология и история психологии 2006., №
1. – С. 207-231.

В статье рассматривается возможная структура сознания, включающая 3 слоя: бытийный, рефлексивный и духовный. Бытийный слой образуют взаимодействующие биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа; рефлексивный — взаимодействующие значения и смыслы; духовный —взаимодействующие Я-Ты (Другой). Анализируются взаимоотношения слоев и их образующих в целом сознании. Рассматриваемые на каждом из слоев виды взаимодействий представляют собой противоположно направленные процессы субъективации объективного и объективации субъективного. Подобная трактовка дает дополнительные основания для расширения понятия объективного и включения в него субъективного. Автор считает, что давняя мечта П.Я. Гальперина о том, чтобы психология стала объективной наукой о субъективном мире человека, медленно, но верно приобретает вполне реальные очертания.

Развитие сознания благодаря наличию разных образующих рассматривается не линейно, а как гетерогенез, не последовательно, а как единый синхронистический акт.

4.1 Что такое сознание? — Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понять, что подразумевается под сознанием
  • Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
  • Обсудите концепцию дефицита сна

Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.

Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и сниженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.

Биологические ритмы

Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рис. 4.2). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.

Рисунок 4.2 Эта диаграмма иллюстрирует циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.

Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, уровня сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.

Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.

Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов сетчатки передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рис. 4.3).

Рисунок 4.3 Супрахиазматическое ядро ​​(СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.

Проблемы с циркадными ритмами

В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.

Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регуляция сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.

Нарушения нормального сна

Будь то жаворонок, сова или нечто среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном, по крайней мере, три ночи в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).

Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).

Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно видно из историй, описанных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:

.

Если у вас был партнер, который работает на постоянной работе с 9 до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)

Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рис. 4.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).

Рисунок 4.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.

Недостаточный сон

Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.

Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pellegrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pellegrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице 4.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».

Потребность во сне в разном возрасте

Возраст Рекомендуется Может подойти Не рекомендуется
0–3 месяца 14–17 часов 11–13 часов
18–19 часов
Менее 11 часов
Более 19 часов
4–11 месяцев 12–15 часов 10–11 часов
16–18 часов
Менее 10 часов
Более 18 часов
1–2 года 11–14 часов 9–10 часов
15–16 часов
Менее 9 часов
Более 16 часов
3–5 лет 10–13 часов 8–9 часов
14 часов
Менее 8 часов
Более 14 часов
6–13 лет 9–11 часов 7–8 часов
12 часов
Менее 7 часов
Более 12 часов
14–17 лет 8–10 часов 7 часов
11 часов
Менее 7 часов
Более 11 часов
18–25 лет 7–9 часов 6 часов
10–11 часов
Менее 6 часов
Более 11 часов
26–64 года 7–9 часов 6 часов
10 часов
Менее 6 часов
Более 10 часов
≥65 лет 7–8 часов 5–6 часов
9 часов
Менее 5 часов
Более 9 часов

Стол 4. 1

Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок 4.5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда он проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.

Рисунок 4,5 Этот рисунок иллюстрирует некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)

Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в сутки. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004).

6. Состояния сознания – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 6. Состояния сознания

Бессознательное убийство

Ночью 23 мая 1987 года Кеннет Паркс, 23-летний канадец с женой, маленькой дочерью и крупными карточными долгами, встал с кровати, забрался в машину и проехал 15 миль до дома родителей жены в пригороде Торонто. Там он напал на них с ножом, убив свою свекровь и тяжело ранив тестя. Затем Паркс поехал в полицейский участок и наткнулся на здание, подняв свои окровавленные руки и сказав: «Я думаю, что убил некоторых людей… своими руками». Полиция арестовала его и доставила в больницу, где хирурги залечили несколько глубоких порезов на его руках. Только тогда полиция обнаружила, что он действительно напал на своих родственников.

Паркс заявил, что ничего не помнит о преступлении. Он сказал, что помнит, как заснул в своей постели, а затем проснулся в полицейском участке с окровавленными руками, но ничего между ними. Его защита заключалась в том, что он спал в течение всего инцидента и не осознавал своих действий (Мартин, 2009).

Неудивительно, что этому объяснению поначалу никто не поверил. Однако дальнейшее расследование установило, что у него действительно была длительная история лунатизма, у него не было мотива преступления, и, несмотря на неоднократные попытки поставить ему подножку в многочисленных интервью, он был полностью последователен в своей истории, что также соответствовало хронологии событий. . Паркс был осмотрен группой специалистов по сну, которые обнаружили, что структура мозговых волн, возникающих во время сна, была очень ненормальной (Broughton, Billings, Cartwright, & Doucette, 19).94). В конце концов специалисты пришли к выводу, что наиболее вероятным объяснением его аномального поведения было лунатизм, вызванный, вероятно, стрессом и беспокойством по поводу его финансовых проблем. Они также согласились с тем, что такая комбинация стрессоров вряд ли повторится, поэтому он вряд ли подвергнется еще одному такому приступу насилия и, вероятно, не представляет опасности для окружающих. Учитывая эту комбинацию доказательств, присяжные оправдали Паркса по обвинению в убийстве и нападении. Он вышел из зала суда свободным человеком (Уилсон, 19 лет).98).

Сознание  определяется как наше субъективное осознание себя и нашего окружения (Koch, 2004). Опыт сознания является фундаментальным для человеческой природы. Мы все знаем, что значит быть сознательным, и мы предполагаем (хотя мы никогда не можем быть уверены), что другие люди ощущают свое сознание так же, как мы ощущаем свое.

Изучение сознания долгое время было важным для психологов и играет роль во многих важных психологических теориях. Например, теории личности Зигмунда Фрейда различали бессознательные и сознательные аспекты поведения, а современные психологи различают 9 аспектов поведения.0209 автоматическое ( бессознательное ) и контролируемое ( сознательное ) поведение и между имплицитным ( бессознательным) и явным (, , Tropeiken, 19, 9 Wegener, 9 Wegener, 9 Wegener, 9 Wegener, ; Шанкс, 2005).

Некоторые философы и религиозные практики утверждают, что разум (или душа) и тело являются отдельными сущностями. Например, французский философ Рене Декарт (1596–1650), показанный на рис. 6.1, был сторонником дуализм , идея о том, что разум, нематериальная сущность, отделен от физического тела (хотя и связан с ним) . В отличие от дуалистов, психологи считают, что сознание (и, следовательно, разум) существует в мозгу, а не отдельно от него. На самом деле психологи считают, что сознание является результатом активности многих нейронных связей в мозге и что мы испытываем различные состояния сознания в зависимости от того, что в данный момент делает наш мозг (Dennett, 19).91; Кох и Гринфилд, 2007).

Рисунок 6.1 Портрет Рене Декарта. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) был сторонником дуализма, теории о том, что разум и тело являются двумя отдельными сущностями. Психологи, однако, отвергают эту идею, считая, что сознание является результатом деятельности мозга, а не отдельным от него.

Изучение сознания также важно для фундаментального психологического вопроса о наличии свободы воли. Хотя мы можем понимать и верить, что некоторые из наших поступков вызваны силами, находящимися за пределами нашего осознания (т. е. бессознательными), мы, тем не менее, верим, что имеем контроль над большей частью своего поведения и осознаем, что участвуем в нем. Обнаружение того, что мы или кто-то другой совершили сложное поведение, такое как вождение автомобиля и причинение серьезного вреда другим, совершенно не осознавая этих действий, настолько необычно, что шокирует. И все же психологи все больше убеждаются в том, что большая часть нашего поведения вызвана процессами, о которых мы не знаем и над которыми у нас мало или совсем нет контроля (Libet, 19).99; Вегнер, 2003).

Наш опыт сознания является функциональным, потому что мы используем его, чтобы направлять и контролировать наше поведение, а также логически мыслить о проблемах (DeWall, Baumeister, & Masicampo, 2008). Сознание позволяет нам планировать действия и отслеживать наш прогресс в достижении целей, которые мы перед собой ставим. А сознание лежит в основе нашего чувства морали — мы верим, что у нас есть свободная воля совершать нравственные действия, избегая при этом аморального поведения.

Но в некоторых случаях сознание может стать отталкивающим — например, когда мы осознаем, что не соответствуем нашим собственным целям или ожиданиям, или когда мы верим, что другие люди воспринимают нас негативно. В этих случаях мы можем проявлять поведение, которое помогает нам уйти от сознания; например, при употреблении алкоголя или других психоактивных веществ (Баумейстер, 19 лет).98).

Поскольку мозг различается по своему текущему уровню и типу активности, сознание преходяще. Если мы пьем слишком много кофе или пива, кофеин или алкоголь влияют на активность нашего мозга, и наше сознание может измениться. Когда мы находимся под наркозом перед операцией или получаем сотрясение мозга после удара по голове, мы можем полностью потерять сознание в результате изменения активности мозга. Мы также теряем сознание, когда спим, и именно с этого измененного состояния сознания мы начинаем нашу главу.

Каталожные номера

Баумайстер, Р. (1998). Я. В Справочник по социальной психологии (4-е изд., т. 2, стр. 680–740). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Бротон, Р. Дж., Биллингс, Р., Картрайт, Р., и Дусетт, Д. (1994). Убийственный сомнамбулизм: история болезни. Сон: Журнал исследований сна и медицины сна, 17 (3), 253–264.

Деннет, округ Колумбия (1991). Объяснение сознания . Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун и компания.

ДеУолл, К., Баумайстер, Р., и Масикампо, Э. (2008). Доказательства того, что логические рассуждения зависят от сознательной обработки. Сознание и познание, 17 (3), 628.

Кох, К. (2004). В поисках сознания: нейробиологический подход. Энглвуд, Колорадо: Roberts & Co.

Кох, К., и Гринфилд, С. (2007). Как происходит сознание? Scientific American,  76–83.

Либет, Б. (1999). Есть ли у нас свобода воли? Журнал исследований сознания, 6, 8 (9), 47–57.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *