Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознание как предмет психологии: Сознание как предмет психологии

Содержание

Сознание как предмет психологии

Определение 1

Сознание — это термин, который до настоящего времени является трудным для определения, поскольку применяется и истолковывается в широком спектре научных дисциплин. Эта категория может включать мышление, восприятие, воображение, самосознание и др.

Подходы к пониманию термина «сознание»

В разное время сознание выступало в качестве типа ментального состояния или в качестве способа восприятия и взаимоотношений с другими. Его часто описывают как точку зрения, как «Я». Многие исследователи рассматривают эту категорию в качестве самой важной вещи в мире. С другой стороны, многие из них склонны определять понятие «сознание» слишком расплывчато.

Определение 2

Сознание — это состояние психической жизни индивида, которое выражено через субъективное переживание событий внешнего мира и жизни самого человека. Оно является формой, в которой объективная действительность отражена с помощью человеческой психики.

В соответствии с культурно-историческим подходом характерная особенность сознания представлена тем, что промежуточное звено между объективной реальностью и сознанием включает элементы общественной и исторической практики. Все это дает возможность выстраивать объективные (общепринятые) картины мира.

В отечественной психологии сформировалось общепринятое понимание сознания, как высшей формы психики, возникающей в человеческом обществе при появлении коллективного труда, общения, языка и речи. Данный принцип излагали в своих трудах С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохов, А. Н. Леонтьев.

Сознание в психологии

Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному (вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.

Замечание 1

Л. С. Выготский писал, что сознание представляет собой рефлексию действительности субъектом, определение им своей деятельности и самого себя. Сознательно, по мнению исследователя, то, что можно передать в качестве раздражителя на другие системы рефлексов (то, что способно вызывать в них отклик).

Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования).

Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.

С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия. Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие:

  • Восприятие,
  • Переживание индивидом результатов своих собственных действий.

Постепенно осознанию поддаются не только эффекты действий, но и сами процессы деятельности. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от сознания соответствующих моментов действий к целенаправленной и планомерной деятельности. Состояние бодрствования при этом считается сплошным «потоком», который переключается с одного вида деятельности на другой.

Сознание как предмет психологии

Начиная с Рене Декарта, понятие «сознание» употребляется в качестве синонима психического. В частности, до настоящего времени, обсуждая вопрос о наличии сознания у животных, ученые рассматривают сознание как тождественное понятию психики (оно означает субъективные образы и переживания).

Такая трактовка существовала долгое время, но Г. Ф. Лейбниц стал развивать другую точку зрения. В соответствии с ней сознание — это лишь часть психических процессов (внешняя часть). В качестве необходимого условия сознания выступает активное селективное внимание, которое избирательно направляется в сторону отдельных явлений внутреннего (памяти) и внешнего мира (образ восприятия).

Существует отдельный раздел психологии — психология сознания. С ее помощью были заложены основы научной психологии в качестве самостоятельной дисциплины. Психология сознания неправомерно сузила класс психических явлений и ограничила их лишь сознательным опытом. Она помогла сформулировать большую часть законов функционирования психики, которые не были опровергнуты до сегодняшнего дня.

Джеймс рассматривал сознание как приспособительный акт, созданный природой для выживания в изменяющихся условиях. Сознание, по его мнению, не является плоскостной картинкой, а некоторым изменчивым, непрерывным потоком функциональных актов. Остановить их можно только в том случае, если исходить из законов кратковременной памяти.

Поток наделен характеристикой ограниченности и свойством выбора объектов, на который он направлен (селективностью). Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу является одним и тем же. Таким образом, внимание представляет собой непрерывный, изменчивый, индивидуальный и избирательный поток.

Механизмы внимания по Джеймсу полностью зависят от его произвольности. Для непроизвольного внимания характерна настройка органов чувств, сенсибилизация, изменение системы кровообращение. В случае с произвольным вниманием речь идет об идеационном центре, формирующем состояние готовности в отношении среды.

Другое положение заняла концепция сознания, которая берет истоки во французской социологической школе. Основная идея этой школы, которая относится к психологической проблеме сознания, состоит в наличии индивидуального сознания. Оно проявляется при воздействии на человека сознания общества. Под его влиянием происходит социализация и интеллектуализация психики.

Таким образом, интеллектуализированная и социализированная психика человека и представляет собой его сознание. Но в данной концепции полностью была сохранена психологическая бескачественность сознания. Лишь теперь сознание представляют в качестве некоей плоскости, на которой происходит проекция понятий и концептов, которые составляют содержание общественного сознания.

Сознание как предмет психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Сознание как предмет  психологии

2. Определение сознания

3 Психология сознания  и метод ее исследования

4 Бессознательное проявление  в психике и поведении человека

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Еще древние мыслители  искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие  споры вокруг сущности сознания и  возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались как неделимое  целое, и не было опыта выделения  составляющих его элементов и  их обозначений, весь внутренний мир  обозначался общим словом «душа».

По мере накопления опыта  наблюдения за фактами душевной жизни  и обозначения отдельных феноменов  произошло усложнение представлений  о душе, утвердился термин «психика». В его понятие входят все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или  поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольно возникающих образах и элементах поведения человека; психические образы, потребности, мотивы, воля, эмоции и сама личность человека [12. с.13].

Размышляя о психике и  поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи  сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания уже  начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и  изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования  ее на практике связывают с выживаемостью  человека, с предотвращением нарастающей  антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических  науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с  бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на ее личные аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.

Сквозь всю историю  развития психологической науки  проходят исследования в области  данной проблемы таких зарубежных психологов, как Р.Декарт, Б.Спиноза, И. Кант, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, В.Джемс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К.Г.Юнг, А.

Адлер. Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.К.Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательного человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Задачи исследования:

  1. Раскрытие вопроса становление сознания как предмет психологии;
  2. Разобрать определение сознания с точки зрения различных ученых – психологов;
  3. Увидеть сущность психологии сознания и метод ее исследования;
  4. Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.

Методы исследования. В  ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознания были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа  литературы мы устанавливаем соотношение  между двумя научными понятиями, рассматривая сознание и бессознательное.

1 СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в частности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, опирающиеся на накапливаемый опыт в течение жизни.

Развитие психологии поставило  вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как  проблема выделения «алфавита человеческих мыслей», у И.Канта появились «априорные категории разума», такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по И. Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структуризации, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков.

Эти положения подытожил  Л.С.Выготский на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени [15. с.362].

Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается  осмысление человеком мира. Появление  системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи [15. с. 362].

Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться  только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: “Изменение системы  отношений функций друг к другу  стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” [15. с. 363].

Однако эти отношения  между системным (“внешним”) строением  сознания и смысловым (“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает  внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с  нарушением функции образования  понятий) ведет к трансформации  всей прежней системы психических  функций (в данном случае — ее разрушению) [15. с. 363].

Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс  непосредственного внутреннего  чувственного отражения мира. Значение, по А.Н. Леонтьеву, — это обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом виде.

На основе своих исследований Л.С. Выготский выделил три основные ступени развития обобщений, системы  значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов -непосредственно-чувственных, не зависимых от реальных отношений обобщений.

Затем обобщения ребенка приобретают характер комплексов — наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления — псевдо-понятия, уже очень трудно отличить от понятий — наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений. Осознанность для Л.С.Выготского — возможность выражения одних значений через другие на основе системности организации значений.

А.Н.Леонтьев, продолжая линию Л.С.Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта.

За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия.

Язык в такой трактовке  – идеальная форма существования  предметного мира. Лишь язык как  система значений окончательно отделяет мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значений. На более ранних стадиях развития психики отражение  гораздо более субъективно. Для  животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, «объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом». Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет  воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами  целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры  воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме  образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.

Значения могут фиксироваться  не только с помощью слов, но и  в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов, созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморегуляции — установки, можно также рассматривать как системы значений.

Всеми исследователями до начала XVIII века предметом психологии признавалась душа. Душу считали причиной всех процессов в теле, включая  и собственно «душевные движения». Наиболее интересной работой этого  направления является трактат Р. Декарта (1596 – 1650) «Страсти души». Благодаря Р. Декарту, в едином потоке переживаний была открыта новая психическая сущность – сознание человека. Декарт, как бы «изобрел его». Это было начало достоверного знания о душевной жизни человека. Это были знания о проявлениях, которые могли стать содержанием сознания человека.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, которые человек  фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому  по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать  Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания это не нечто предполагаемое, а  фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего  опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. «Сознание есть восприятие того, что  происходит у человека в его собственном  уме», — писал Локк, отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных.  

   продолжение

1 2 3 4 5    


Введение в сознание | безграничная психология |

Описание Сознания

Сознание — это состояние осознания человеком своего окружения, мыслей, чувств или ощущений; чтобы испытать сознание, нужно быть и бодрствующим, и осознанным.

Цели обучения

Проследите историю изучения сознания

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и выявить его основные свойства.
  • Изучение сознания помогает ученым пролить свет на внутреннюю работу психологии и неврологии. Ученые, изучающие сознание, исследуют взаимосвязь между заявленным восприятием и нейронной активностью.
  • В большинстве экспериментальных исследований сознание оценивают, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их переживаниях, а затем сравнивая их ответы с соответствующей нейронной активностью.
  • Хотя первичные сенсорные области мозга часто участвуют в восприятии, именно высшие области мозга, такие как первичная кора, необходимы для возникновения сознания.
  • Вопросы, представляющие интерес для исследования сознания, включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.
Ключевые термины
  • анозогнозия : Неспособность человека распознать собственную болезнь или недостаток.
  • подсознательное восприятие : Восприятие ниже порога сознания.
  • слепое зрение : Реакция некоторых слепых или частично слепых людей на визуальные стимулы, которые они не осознают.

Сознание — это качество или состояние осознания внешнего объекта или чего-то внутри себя, например мыслей, чувств, воспоминаний или ощущений. Его также определяют следующими способами: чувствительность, осознание, субъективность, способность испытывать или чувствовать, бодрствование, чувство самости и исполнительно-контролирующая система ума. Когда-то многие ученые относились к сознанию скептически, но в последние годы оно стало значимой темой исследований в психологии и неврологии.

Философия сознания

Несмотря на трудности с определением, многие философы считают, что в основе лежит широко разделяемая интуиция о том, что такое сознание. Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и определить его основные свойства. Вопросы, вызывающие озабоченность в философии сознания, включают следующее: можно ли когда-либо объяснить сознание механистически; существует ли нечеловеческое сознание, и если да, то как его можно распознать; как сознание относится к языку; можно ли понять сознание таким образом, чтобы не требовалось дуалистического различия между ментальными и физическими состояниями или свойствами; и возможно ли когда-нибудь, чтобы компьютеры или роботы обладали сознанием.

Проблема разума и тела

Проблема разума и тела по существу является проблемой сознания; грубо говоря, это вопрос о том, как ментальные переживания возникают из физической сущности. Как наши психические состояния, убеждения, действия и мышление связаны с нашими физическими состояниями, телесными функциями и внешними событиями, учитывая, что тело является физическим, а разум нефизическим?

Первым и наиболее важным философом, решившим эту загадку, был Рене Декарт в 1799 году.0053-й -й век, и его ответ был назван картезианским дуализмом. Объяснение картезианского дуализма заключается в том, что сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (царство мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa (царство расширения). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга. Он также предложил шишковидную железу в качестве точки взаимодействия, но позже несколько раз оспаривал это утверждение. Эти проблемы вызвали некоторые ключевые первоначальные исследования сознания, которые мы вскоре обсудим.

Ранние представления о сознании

На протяжении более 2000 лет вопросы, окружающие человеческое сознание — например, как повседневная внутренняя работа нашего мозга порождает единую связную реальность и ощущение индивидуального «я», — ставили в тупик философов от Платона до Декарта. Декарт, как упоминалось ранее, известен своей дуалистической теорией сознания, в которой физическое тело отделено от нематериального разума. Он также дал самое известное резюме человеческого сознания: «Я мыслю, следовательно, я существую».

 Исторический материализм Карла Маркса отвергает дихотомию разума и тела и считает, что сознание порождается материальными случайностями окружающей среды. Джон Локк, еще один ранний философ, утверждал, что сознание и, следовательно, личная идентичность не зависят от всех субстанций. Он указал, что нет никаких оснований предполагать, что сознание связано с каким-либо конкретным телом или разумом или что сознание не может быть перенесено из одного тела или разума в другое.

Американский психолог Уильям Джеймс сравнил сознание с потоком — непрерывным и непрерывным, несмотря на постоянные сдвиги и изменения. В то время как в первой половине двадцатого века фокус многих исследований в психологии сместился на чисто наблюдаемое поведение, исследования человеческого сознания значительно расширились с 1950-х годов.

Современные исследования сознания

Сегодня основное внимание в исследованиях сознания уделяется пониманию того, что означает сознание 9.0055 и биологически и психологически. Он задается вопросом, что означает наличие информации в сознании, и стремится определить нейронные и психологические корреляты сознания. Интересующие вопросы включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.

Большинство экспериментальных исследований оценивают сознание, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их опыте. Однако, чтобы подтвердить значение этих словесных сообщений, ученые должны сопоставить их с активностью, которая одновременно происходит в мозгу, то есть они должны искать нейронные корреляты сознания. Надежда состоит в том, чтобы обнаружить, что наблюдаемая активность в определенной части мозга или конкретный паттерн глобальной мозговой активности будут в значительной степени предсказывать сознательное осознание. Несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ, использовались для физических измерений активности мозга в этих исследованиях.

Более широко признано, что высшие области мозга необходимы для возникновения сознания, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде высших когнитивных функций, известных под общим названием исполнительные функции.

Префронтальная кора : На этом изображении показано расположение префронтальной коры, области мозга, активно участвующей в сознании.

История теорий сознания

Теории сознания включают в себя аспекты развития, культуры, нейронов, вычислений и морали.

Цели обучения

Критика основных теорий о человеческом сознании

Основные выводы

Ключевые моменты
  • Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции. как в восточной, так и в западной культуре.
  • Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством.
  • Зигмунд Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное.
  • Современные психологические подходы к пониманию сознания включают эволюционный, социальный и нейропсихологический; каждый вносит свой вклад в понимание того, чем может быть сознание.
Ключевые термины
  • сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.
  • Зигмунд Фрейд : (1856–1939) австрийский невролог, который стал известен как отец-основатель психоанализа.

Исторические теории сознания

Теории сознания майя и инков

Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции как в восточных, так и в западных культурах. Сознание можно определить как осознание человеком как внутренних, так и внешних раздражителей. Из-за случайного, а иногда и существенного совпадения гипотез в последнее время предпринимались попытки объединить точки зрения для формирования новых моделей, объединяющих компоненты отдельных точек зрения.

Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством. Поскольку сознание включает в себя стимулы из окружающей среды, а также внутренние стимулы, майя считали его самой базовой формой существования, способной к эволюции. Инки, однако, считали сознание прогрессом не только осознания, но и заботы о других.

Джон Локк о сознании

Джон Локк, философ XVII века, был одним из первых, кто заговорил и написал о сознании. Он считал, что наша личность связана с нашим сознанием, которое он, по сути, определял как то, что проходит через человеческий разум или воспоминания. Он также утверждал, что наше сознание не привязано к нашим физическим телам и что оно может выжить даже после смерти наших физических тел. На самом деле Локк считал, что сознание может передаваться от одной души к другой.

Рене Декарт о сознании

Рене Декарт также обратился к идее сознания в 17 веке. Он намеревался ответить на вопрос, как возможно, что наше сознание, нефизическая вещь, может исходить из наших тел, физической вещи. Объяснение, которое он придумал, было названо картезианским дуализмом; Короче говоря, сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (сфера мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa 9. 0056 (сфера расширения). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга.

Зигмунд Фрейд о сознании

В то время как восточные взгляды на сознание оставались относительно стабильными на протяжении веков, западные взгляды стали определяться колебаниями в теории. Одна из самых популярных западных теорий принадлежит Зигмунду Фрейду, врачу и отцу психоаналитической теории. Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное. Каждый из этих уровней соответствует и перекрывается с идеями Фрейда об ид, эго и суперэго. Сознательный уровень состоит из всего того, что мы осознаем, включая то, что мы знаем о себе и своем окружении. Предсознание состоит из вещей, на которые мы могли бы обратить сознательное внимание, если бы захотели, и именно там хранится множество воспоминаний, которые можно легко найти. Фрейд рассматривал предсознание как состоящее из мыслей, которые в данный конкретный момент бессознательны, но не вытеснены и, следовательно, доступны для припоминания и легко могут стать осознанными (например, эффект кончика языка). Бессознательное состоит из вещей, которые находятся за пределами сознательного понимания, включая множество воспоминаний, мыслей и побуждений, о которых мы не знаем. Многое из того, что хранится в бессознательном, считается неприятным или противоречивым; например, сексуальные импульсы, которые считаются неприемлемыми. Хотя эти элементы хранятся вне нашего сознания, тем не менее считается, что они влияют на наше поведение.

Уровни сознания Фрейда : На этом рисунке показаны соответствующие уровни ид, эго и суперэго. Часть над водой известна как сознательный уровень; верхний уровень волн чуть ниже поверхности и выше белой линии — это предсознательный уровень; а нижний уровень — это бессознательное.

Современные теории сознания

Хотя теория Фрейда остается одной из самых известных, различные школы в области психологии разработали свои собственные точки зрения, которые мы рассмотрим ниже. Важно отметить, что эти точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими, просто разные подходы к одним и тем же вопросам.

Психология развития сознания

Психологи развития рассматривают сознание не как единое целое, а как процесс развития с потенциальными более высокими стадиями когнитивных, моральных и духовных качеств. Они утверждают, что сознание меняется со временем по качеству и степени: сознание младенца качественно отличается от сознания малыша, подростка или взрослого. Аномальное развитие также влияет на сознание, как и психические заболевания.

Социальная психология сознания

Социальные психологи рассматривают сознание как продукт культурного влияния, мало связанного с личностью. Например, поскольку разные культуры говорят на разных языках, они также по-разному кодифицируют реальность. Это различие в кодификации приводит к различиям в восприятии реальности и, следовательно, сознания. Язык является основным механизмом передачи модуса сознания, и анализ языка может в какой-то степени выявить менталитет людей, говорящих на этом языке.

Нейропсихология сознания

Нейропсихологи считают, что сознание укоренено в нейронных системах и органических структурах мозга. Большая часть современной научной литературы по сознанию состоит из исследований, изучающих взаимосвязь между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу, то есть исследованиями нейронных коррелятов сознания. Надежда состоит в том, чтобы найти активность в определенной части мозга или определенный паттерн глобальной активности мозга, который будет сильно предсказывать сознательное осознание. В этих исследованиях для физических измерений активности мозга использовались несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ.

Нервные основы сознания

Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу.

Цели обучения

Проанализируйте нейронные механизмы, лежащие в основе сознательного осознания

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Сознание — это осознание себя в пространстве и времени. Исследователи пытаются изучить состояния человеческого сознания и различия в восприятии, чтобы понять, как работает тело, чтобы производить сознательное осознание.
  • Нейронные корреляты сознания (НКС) — это наборы нейронов и ряды событий, необходимых для сознательного восприятия. Было обнаружено, что нейронные корреляты в мозгу являются как избыточными, так и параллельными, что затрудняет точное определение активности мозга для исследователей.
  • Сознание различается как по возбуждению, так и по содержанию. У нас есть два типа сознательного опыта: феноменальный, или в данный момент, и доступ, который вызывает опыт из памяти.
  • Нейронные корреляты сознания изучаются с помощью фМРТ и ЭЭГ, которые пытаются определить активность мозга. Самыми популярными стимулами для этих исследований стали визуальные тесты, поскольку их легко записывать и ими легко манипулировать.
Ключевые термины
  • возбуждение : Физиологическое и психологическое состояние бодрствования или реакции на раздражители, включая учащенное сердцебиение и кровяное давление, а также состояние сенсорной настороженности, подвижности и готовности реагировать.
  • сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.

Сознание — это осознание себя, окружающей среды и отношений между этими двумя разными мирами. Многие люди, от древних философов до современных ученых, изо всех сил пытались понять, исследовать и задокументировать процессы, связанные с человеческим сознанием. Во многом благодаря достижениям медицины, науки и психологии мы многое узнали о том, как создаются состояния сознания. Текущие исследования изучают нейронные корреляты сознания, изучая опыт, о котором сообщают испытуемые, и записывая одновременную активность, происходящую в их мозгу. Исследователи продолжают искать мозговую активность или глобальные мозговые паттерны, которые могут предсказывать сознательное сознание.

Нейронные корреляты сознания (NCC)

Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу. Физический мир воспринимается человеческим сознанием через органы чувств, которые направляют стимулы и информацию в центральную нервную систему и, в конечном счете, в мозг. Мозг является основным органом, участвующим в превращении физических раздражителей в мысли и действия. Изучение NCC направлено на то, чтобы связать объективную, наблюдаемую нейронную активность с субъективными, ненаблюдаемыми, сознательными явлениями. Хотя обнаружение и описание нейронных коррелятов не может предложить собственную теорию сознания, данные и результаты могут однажды привести к такому открытию.

Нейронные корреляты сознания : Изучение нейронных коррелятов сознания направлено на то, чтобы связать деятельность мозга с субъективными человеческими переживаниями в физическом мире.

Было обнаружено, что нейронные сети обладают большой степенью избыточности и параллелизма, так что нельзя сказать, что активность в одном наборе нейронов обязательно коррелирует с одним и тем же восприятием во времени. Ученые полагают, что, возможно, каждое феноменальное субъективное состояние имеет свой собственный нейронный коррелят. Непрерывный прогресс в способности стимулировать или вызывать активность в определенных областях мозга или наборах нейронных сетей поможет ученым ответить на все более сложные вопросы о характеристиках и сходствах между нейронными коррелятами.

Нейробиология и сознание

Наука о сознании стремится объяснить точную связь между субъективными психическими состояниями и состояниями мозга, связь между сознательным умом и электрохимическими взаимодействиями в теле. Прогресс в этой области был достигнут за счет сосредоточения внимания на теле, а не на разуме. В этом контексте нейрональные корреляты сознания можно рассматривать как его причины, а сознание можно рассматривать как зависящее от состояния свойство некоторой сложной, адаптивной и тесно взаимосвязанной биологической системы.

Большинство нейробиологов полагают, что переменные, порождающие сознание, находятся на нейронном уровне, подчиняющемся классической физике. Больше, чем когда-либо раньше, нейробиологи могут манипулировать нейронами

, используя методы молекулярной биологии в сочетании с современными оптическими инструментами (например, Adamantidis et al., 2007). Нейронный анализ и методы визуализации мозга стали настолько детальными, что рациональное понимание сознания уже в пределах досягаемости.

Измерения нейронного сознания: возбуждение и содержание

Нейронное сознание часто описывается как включающее два различных измерения: возбуждение и содержание. Для того чтобы мозг осознавал любой тип содержимого, он должен находиться в состоянии высокого возбуждения. Хотя состояния бодрствования и сновидения являются принципиально разными состояниями сознания, они оба вызывают сильное возбуждение и, таким образом, допускают восприятие. Сон — это лишь один из многих типов сознания, которые мы можем испытывать, и сам он включает в себя несколько состояний сознания. Сознание также может быть феноменальным, например, нашим опытом в реальном времени, или доступным, например, воспоминанием о состоянии бытия или ощущении.

Области мозга, связанные с сознанием

Еще одна идея, привлекающая внимание на протяжении нескольких десятилетий, заключается в том, что сознание связано с высокочастотными (гамма-диапазон) колебаниями активности мозга. Эта идея возникла из предложений 1980-х годов Кристофа фон дер Мальсбурга и Вольфа Зингера о том, что гамма-колебания могут связывать информацию, представленную в разных частях мозга, в единый опыт.

Несколько исследований показали, что активность первичных сенсорных областей мозга недостаточна для того, чтобы вызвать сознание: субъекты могут сообщать об отсутствии сознания, даже когда такие области, как первичная зрительная кора, демонстрируют четкие электрические реакции на стимул. Высшие области мозга рассматриваются как более перспективные, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде исполнительных функций (высшего порядка). Имеются существенные доказательства того, что поток нейронной активности «сверху вниз» (т. е. активность, распространяющаяся от лобной коры к сенсорным областям) лучше предсказывает состояние сознания, чем поток активности «снизу вверх». Однако префронтальная кора — не единственная область-кандидат: исследования показали, что зрительно реагирующие нейроны в частях височной доли отражают зрительное восприятие в ситуации, когда разным глазам предъявляются противоречивые зрительные образы.

Визуализация мозга и сознание

Одна популярная теория предполагает, что разные паттерны мозговых волн вызывают разные состояния сознания. Исследователи могут записывать мозговые волны или отслеживать электрическую активность в мозге, используя электроэнцефалограф (ЭЭГ) и помещая электроды на кожу головы. Каждый из четырех типов мозговых волн (альфа, бета, тета и дельта) соответствует одному психическому состоянию (расслабленному, бдительному, легкому и глубокому сну соответственно).

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) также может использоваться для измерения физической активности мозга, которая коррелирует с различными состояниями сознания и восприятиями. Легкость, с которой можно манипулировать зрительным восприятием во времени и пространстве, сделала визуальные исследования, такие как куб Неккера, одним из наиболее предпочтительных методов изучения нейронных коррелятов сознания. Эти исследования берут, казалось бы, простой и однозначный визуальный стимул и фиксируют различия в его субъективном восприятии участником исследования. Куб, например, представляет собой 12 основных линий, которые можно интерпретировать с разной глубиной, создавая визуальную иллюзию. Ученые заинтересованы в том, чтобы определить, какие нейронные корреляты приводят к различным ментальным интерпретациям.

Куб Неккера : Куб Неккера — популярный визуальный стимул, используемый для изучения различий в зрительном восприятии человека. Можно воспринимать переднюю часть куба под двумя разными углами.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. License : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
  • Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • анозогнозия. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • подсознательное восприятие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • слепое зрение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Уровень сознания (Эзотерика). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предсознательное. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Зигмунд Фрейд. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Structural-Iceberg. Предоставлено : Викимедиа. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
  • сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Человек. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Нейронные корреляты сознания. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в психологию/когнитивную психологию. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Введение в психологию/состояния сознания. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/Intro-to-Psychology.pdf. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Исследования сознания/Введение. Предоставлено : Викиучебники. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • возбуждение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Структурный-Айсберг. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторское право
  • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Neural_Correlates_Of_Consciousness.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/13/NeuralCorrelatesOfConsciousness3. jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

[Решено] Кто определил психологию как науку о немедленном опыте Посмотреть все бумаги HP TET >

  1. E.B. Titchner
  2. William James
  3. Sigmund Freud
  4. Wilhelm Wundt

Вариант 4: Wilhelm Wundt

Бесплатно

HP JBT TET 2021 Official Paper

1,8 тыс. пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Психология занимается почти всеми аспектами нашей жизни. Область психологии имеет дело с поведенческими аспектами человека.

Ключевые моменты

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, которого первым назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии» был опубликован в 1873 году.

  • Он интересовался изучением сознательного опыта и хотел проанализировать составляющие или строительные блоки разума.
  • Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта , и он считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту.
  • Вундт описал свою психологию как наука о сознательном опыте поэтому метод научной психологии принимает во внимание наблюдения за этим сознательным опытом.
  • Поскольку наблюдать его может только тот, кто переживает такое переживание, Вундт пришел к выводу, что метод наблюдения обязательно должен включать интроспекцию — исследование собственного психического состояния и процессов.

Таким образом, делается вывод, что  Вильгельм Вундт определял психологию как науку о непосредственном опыте, основным предметом изучения которой является сознание.

Подсказка

  • Уильям Джеймс разработал функционалистский подход к изучению человеческого разума. По его словам, «Психология — это изучение и наука о разуме».
  • Зигмунд Фрейд был основоположником психоанализа, метода лечения психических заболеваний, а также теории, объясняющей человеческое поведение.
  • Эдвард Титченер был английским психологом, который считал, что индивидуальный разум состоит из структур точно так же, как книга состоит из ее различных элементов.
Скачать решение PDF

Поделиться в WhatsApp

Последние обновления HP TET

Последнее обновление: 22 сентября 2022 г.

Совет школьного образования штата Химачал-Прадеш выпустил предварительный ключ ответов для HP TET для июньского цикла. Экзамен проводился 24 июля, 31 июля, 7 августа и 13 августа 2022 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *