Создавая тишину – ICGT
У каждого из нас есть способность жить осмысленно, обращать внимание на то, что с нами происходит, осознавать чувства, эмоции, желания, быть творческими, удивлять себя и других.
Вопрос человеческого самопознания всегда интересовал философов. Например, Сократ говорил о самопознании души, Аристотель считал, что есть «Ум, мыслящий себя», Плотин верил, что есть «умная часть души».
В XVII веке философ Джон Локк впервые ввел термин «рефлексия», описывая наблюдение душой своих собственных состояний. Сейчас в философии это понятие трактуется довольно широко: оно может значить и наблюдение за состоянием души, и способность разума исследовать себя, и анализ знания для получения нового знания, и размышления над мотивами собственного поведения. Общее во всех значениях то, что человек занимает внешнюю позицию по отношению к своим чувствам, убеждениям, опыту.
И в XX веке рефлексия стала активно изучаться психологами.
Термин «рефлексия» в русском языке имеет иностранное происхождение.
Теперь вспомним, что нам говорит наука психология.
Каждый живой организм обладает психикой, то есть свойством отражать объективную реальность для того, чтобы ориентироваться в среде. А попросту: для того, чтобы увидеть – надо смотреть, а чтобы услышать – нужно слушать. Психическое отражение – это всегда активный процесс, он порождается жизнью и участвует в осуществлении жизни, регулирует ее, ориентирует в том мире, в котором он живет, в той действительности, в которой он существует.
С появлением человека рождается новая форма психического отражения, и мы называем эту форму сознанием. Сознание — это удивительное, необыкновенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собственной деятельности в этом мире и его самого. Это возможно благодаря особому его качеству – способности рефлексировать.
Гегель говорил: «Конечно, у животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя».
Когда я спрашиваю себя, сознаю ли я окружающий мир, в действие вступает особая форма психического отражения. Я могу дать отчет о том, что я вижу, что я слышу, что я переживаю или переживаю ли вообще что-нибудь. Наше сознание выборочно и всегда на что-то направлено: оно подобно лучу прожектора, высвечивающему в определенный момент какое-либо одно явление, и мы можем переводить свое внимание и делать что-то осознанным. Как говорил на своих лекциях И.П. Павлов: «Наша жизнь пестро соткана из сознаваемого и неосознаваемого, которые находятся в непрерывном движении».
Сознание предполагает, что человек отделяет себя от окружающего мира и связывает, соотносит себя с ним. Значит человек может замедляться, прислушиваться, переводить внимание, менять поведение, задумываться о духовном, мечтать и творчески проявляться. С появлением рефлексии связано наше философское осмысление жизни.
Как писал С. Л. Рубинштейн: «Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека».
Любопытно то, что наше сознание невозможно без ощущений, именно они дают ценный материал для сложнейших психических процессов: восприятие, воображение, фантазирование, мышление, память, эмоции, чувства. Без ощущений нет ничего. Ощущения – это наша непосредственная связь с миром, который воздействует на наши органы чувств, «Нет ощущений без ощущаемого» (Аристотель).
Локк писал: «В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств». Поэтому рефлексия – это не только способность мыслить. Рефлексия – это, прежде всего, возможность созерцать.
И сегодня мы хотим с вами поговорить о важности созерцания. Это можно назвать тишиной, паузой, творческой пустотой. Это то, что вдохновляет творческих людей на создание шедевров. Созерцание – это эстетическое переживание, возможность увидеть действительность такой, какая она есть.
«Эта созерцательность не должна быть понята как синоним пассивности, страдательности, бездейственности человека. Она есть другой способ отношения человека к миру, бытию, способ чувственного эстетического отношения, познавательного отношения. Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию.
Созерцание может охватывать своим «вниманием» самые разнообразные предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния, создавая и разрушая типологии, классификации, соединения, разъединения, целое и составные части, композиции и деконструкции» (С.Л. Рубинштейн, «Человек и мир», 1973).
Г.С. Померанц писал, как важно людям открыть «ценность созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли, в сближении влюбленных. Когда Моцарта спросили, что всего важнее в его музыке, он ответил: «Паузы!» Паузы, в которых он слышал, мы услышим, если вслушаемся – божественное дыхание…
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу» (эссе «Пауза созерцания»).
Сегодня и мы будем учиться этой паузе.
Беззвучная пьеса «4’33» Джона Кейджа
Однажды в поисках настоящей тишины, Кейдж отправился в специальную комнату, куда не мог проникнуть ни один звук. Так называемая «безэховая» камера, поверхности которой состоят из
Читать полностью »
Франц Кафка. Шум, тишина, гул и остаточный звук.
Этот удивительный человек-птица проводит нас в необыкновенный мир человеческой хрупкости и абсурда существования, проявляя имплицитные связи между человеком и миром, всерьез трансформирующие привычную реальность. Мы
Читать полностью »
Марина Абрамович: “Художник должен понимать тишину”
Размышляя над темой Пауз и тишины, я не заметила, как прошла ночь и наступило утро. Ко мне приходило огромное количество образов, воспоминаний, ассоциаций. Вначале я
Читать полностью »
Поэзия о тишине
Вот уже и рассвет… Спасибо за минуты тишины, проведенные вместе.
Читать полностью »
Джон Уильям Чивер «Ангел на мосту»
Начиная разговор о чтении и о современной литературе, необходимо сказать, что литература наших дней несет в себе терапевтическую функцию. Можно сказать, что задача литературы конца
Читать полностью »
Сонтаг Сьюзен. Эстетика безмолвия
Сьюзен Сонтаг (1933–2004) — американская писательница, литературный и художественный критик, философ культуры, политическая активистка. Мировую известность ей принесли сборники эссе «Против интерпретации» (1966), «О фотографии»
Читать полностью »
Арво Пярт (Arvo Pärt). О паузах
Эстонский композитор, родился в 1935 году 11 сентября в Пайде, Эстония.
Стал основателем стиля tintinnabuli, что в переводе с эстонского означает «колокольчики» (подразумеваются небольшие церковныеЧитать полностью »
Деятельность человека — Обществознание — Презентации
§ 5. Деятельность — способ существования людей.
Задание 2 (ЕГЭ)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Биологическая природа человека, инстинктивное поведение, физиологические потребности, физическое развитие, возрастные особенности развития психики.
Задание 4 (ЕГЭ)Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Задание 5 (ЕГЭ)Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
1) социальная
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
2) биологическая
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Характерные черты деятельности
сознательный характер
преобразующий характер
…
…
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Естественные потребности
Социальные потребности
Идеальные потребности
Структура деятельности и её мотивация
продукты
Цель
средства деятельности
мотивы
Задание 3 (ЕГЭ)
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) Субъект 4) статус 7) результат
2) Объект 5) нормы
3) Цель 6) средства
Задание 4. (ЕГЭ) Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы
2) поступление в вуз
3) получение высокого балла
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
Задание 6. (ЕГЭ) Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
Задание 6 (ЕГЭ) Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.
2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.
3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.
4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.
5) Развитие навыков сбора и обработки информации.
6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.
Задание 6 (ЕГЭ)Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
Многообразие деятельности
Задание 1 (ЕГЭ)
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием.
Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании может соединяться адекватное содержание действительности и иллюзии.
Закрепление
Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Реальность Сознания | Сознание и фундаментальная реальность
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСознание и фундаментальная реальностьPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСознание и фундаментальная реальностьPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Goff, Philip,
‘The Reality of Consciousness’
,
Consciousness and Fundamental Reality
, Philosophy of Mind Series
(
New York,
2017;
online edn,
Oxford Academic
, 24 августа 2017 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780190677015.003.0001,
, по состоянию на 13 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСознание и фундаментальная реальностьPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicСознание и фундаментальная реальностьPhilosophy of MindBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлен «общий» подход этой книги. Он утверждает, что реальность сознания сама по себе является данным, отправной точкой для метафизического исследования, которое находится рядом с данными наблюдений и экспериментов. Эта точка зрения защищена от нейрофундаментализм (точка зрения, что единственный способ добиться прогресса в объяснении сознания — это больше заниматься нейронаукой) и методологический натурализм (точка зрения, что мы должны обращаться — и только — к научному методу от третьего лица, чтобы рассказать что такое реальность). Отчасти это связано с приписыванием успеха физических наук тому факту, что Галилей ограничил область своих исследований, предполагая, что чувственные качества не находятся в физическом мире. Наконец, вводятся два взгляда, которым посвящена книга, — физикализм и расселовский монсим, — и формулируются основные утверждения, которые будут сделаны в отношении них.
Ключевые слова: методологический натурализм, феноменальное сознание, сознание, методология, метаметафизика, Галилей, расселовский монизм, физикализм, проблема разума и тела
Предмет
Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Imago Dei («образ Божий»)
Глоссарий Определение: Imago Dei («образ Божий»)(«образ Божий»): теологический термин, применяемый исключительно людям, что обозначает символическое отношение между Богом и человечество. Этот термин уходит своими корнями в Бытие 1:27, где «Бог создал человека по своему образу. . «Этот отрывок из Священных Писаний не означает, что Бог находится в человеческом обличье, но, скорее, что люди по образу Божию в своих нравственных, духовных и интеллектуальных природа. Таким образом, люди отражают божественность Бога в своей способности актуализировать уникальные качества, которыми они были наделены, и которые отличают их от всех других существ: рациональные структура (см. логотипы), полная центрированность, творческая свобода, возможность самореализации и способность к самопревосхождению.
Imago Dei — Более длинное определение: термин imago Dei относится к наиболее фундаментально к двум вещам: во-первых, самоактуализации Бога через человечество; и во-вторых, Божья забота о человечестве. Сказать того, что люди являются образом Божьим, состоит в том, чтобы признать особое качества человеческой природы, которые позволяют проявиться Богу в людях. Другими словами, для людей, чтобы иметь сознательное распознавание того, что они по образу Божию, означает, что они творение через кого Божьи планы и цели могут быть раскрыты и осуществлены; Таким образом, люди могут рассматриваться как сотворцы Бога. моральные последствия доктрины imago Dei очевидны в тот факт, что если люди должны любить Бога, то люди должны любить других людей, поскольку каждый из них является выражением Бога. Подобие человека Богу также можно понять, противопоставив его тому, что не изображает Бога, т. е. существ, которые, насколько нам известно, самосознание и способность к духовному/нравственному размышлению и рост.