Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознательно волевой характер это: Сознательно-волевой характер права это

Сознательно-волевой характер права — Студопедия

Поделись  

Понятие права и его признаки

Право есть многоаспектное сложное явление и общепринятого определения права до сих пор наукой не выработано. Сложилось несколько правовых школ, каждая из которых по-разному подходит к термину «право». Зачастую в юридической литературе понятие права раскрывается через парные категории: право естественное и позитивное, объективное и субъективное и ряд других.

Естественное право (jus naturale) – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, присущих ему от рождения: право человека на свободу, на общение с другими людьми, на жизнь и некоторые др. Права и свободы человека первичны по отношению к законодательству, имеют неотчуждаемый характер. Возникли естественно-правовые взгляды еще в Древней Греции и Древнем Риме. Данная теория утверждает систему естественных, неотъемлемых прав человека; благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право.

Позитивное право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. В.М. Шафиров отмечает, что в настоящее время можно говорить о том, что сложилось право естественно-позитивное, поскольку в современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное. Права человека, будучи закрепленными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов.

Объективное право представляет собой систему юридических норм (правил поведения), независящих от воли и сознания конкретных индивидов, адресованные персонально неопределенному числу субъектов. Потенциально каждый человек может воспользоваться объективным правом.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Иначе говоря, это право, принадлежащее конкретному человеку (право на получение высшего образования, на свободу, труд и т.п.). Конкретные права и свободы личности субъективны в том смысле, что они связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Таким образом, можно дать следующее определение права это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Из данного определения вытекают следующие признаки права:

Право – проявление воли и сознания людей: отдельных лиц, социальных групп, общества в целом. Эти цели могут быть противоречивы, а иногда и прямо противоположны. Право выражает, с одной стороны, интересы правящей элиты, с другой – направлено на достижение социального компромисса.

2. Нормативность.

Права, которыми обладает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, а отмеряны и определены в соответствии с действующими нормами. Право возведено в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы права выражены в чистом виде. Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

Право при помощи регулятивных средств охватывает широкий круг отношений, обстоятельств и ситуаций, действует на соответствующей территории непрерывно, вплоть до отмены или изменения, а также оказывает на субъектов, подпадающих под его действие, общее направляющее воздействие. Официальной нормативность является из-за связанности права с государственными и муниципальными (местными) органами власти.

3. Формальная определенность.

Формальность права – это документальное выражение его содержания в источниках права (нормативно-правовых актах, прецедентах и т.д.). Детальное правовое регулирование предполагает, прежде всего, четкую фиксацию правовых норм. Если норма запрещающая, то этот запрет должен быть выражен четко, понятно. Также конкретно должна излагаться и мера юридической ответственности за нарушение запрета. Четкость и однозначность законодательных предписаний достигается с помощью правовых понятий и выработанных правил юридической техники.



4.

Правоотношение

Все субъекты правового регулирования (граждане, организации и государственные органы) рано или поздно вступают между собой в определенную связь. Происходит это потому, что каждый из них наделен какими-либо правами, которые должны быть реализованы. Но как только субъект собирается реализовать свои права, у другого субъекта появляется обязанность обеспечить эту реализацию. Например, поступая в вуз, устраиваясь на работу или подавая иск в суд, мы реализуем свое право на обучение, на труд или на защиту. И в этом случае у соответствующего государственного органа или организации возникают обязанности по удовлетворению нашего законного права. Это и будет правовым отношением.

В юридической литературе существуют многочисленные определения понятия «правоотношение». Однако наиболее распространено определение, в соответствии с которым правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Характерными признаками, или особенностями правоотношений являются следующие.

1. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками отношений. Будучи урегулированы нормами права, экономические, политические и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают своей природы и характера, не теряют своих изначальных свойств и особенностей. Они лишь приобретают новый вид (разновидность), новую форму – форму правоотношений.

2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношений они могут приобрести только в связи с их урегулированием нормами права.

3. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. В отличие от экономических отношений, эти отношения носят сознательно-волевой характер, что проявляется в двух взаимосвязанных между собой аспектах: во-первых, в том, что правоотношения возникают на основе норм, создающихся по воле и желанию законодателя и уже в силу этого имеющих сознательно-волевой характер. И, во-вторых, в содержащиеся в них государственно-правовые веления, а также «заложенные» в нормах права юридические права и обязанности осуществляются благодаря сознательно-волевым действиям лиц Имея сознательно-волевой характер, правоотношения тем не менее в значительной степени зависят как от уровня и особенностей развития производственных отношений (экономического базиса), возникающих помимо воли и сознания людей, так и от развития других сознательно-волевых – политических, социальных, идеологических и иных отношений.

В силу этого глубокое и разностороннее понимание правоотношений с неизбежностью предполагает не только изучение их внутренней структуры и содержания, но и их взаимосвязи и взаимодействия с нормами права и другими сознательно-волевыми, а также не зависящими от воли и сознания людей отношениями.

4. Правовые отношения представляют собой многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей. Наряду с совокупностью реальных действий, направленных на их использование и осуществление, они составляют юридическое содержание правоотношения.

Суть его заключается в наличии у участников правоотношения субъективных юридических прав и юридических обязанностей.

Что такое субъективное юридическое право? Это предоставляемая и охраняемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

В отличие от объективного права, представляющего собой совокупность или систему реально существующих юридических норм, субъективное право выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе как только по усмотрению этого лица. Разумеется, субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения не может осуществляться его носителем произвольно, независимо от других юридических норм. Реализуя свое субъективное право, участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. Предоставляя гражданам и их объединениям определенные права и свободы, законодатель любой страны устанавливает в то же время конституционные, пределы осуществления этих прав и свобод.

Юридическая обязанность представляет собой предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица – субъекта правоотношения в интересах – другого правомочного лица. Юридическая обязанность выступает как особый, требуемый законом вид поведения одного, обязанного лица по отношению к другому, обладающему соответствующими субъективными правами, авомоченному лицу.

Субъективные юридические обязанности, как и субъективные права, строго персонифицированы. Они адресуются не абстрактному лицу или лицам, а возлагаются на конкретного участника или участников вполне определенных, конкретных правоотношений. Субъективные права и обязанности очень тесно связаны между собой, активно воздействуют друг на друга. В гражданско-правовых и многих других правоотношениях субъективные права управомоченного лица могут осуществляться не иначе как только путем совершения активных, предусмотренных законом действий обязанного лица.

5. Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний никогда не исключается.

Обладая общими родовыми признаками, правоотношения подразделяются на виды. Существуют разные классификации правоотношений.. Одной из наиболее простых и наиболее распространенных является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Используя данный критерий, все правоотношения подразделяются на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т. д.

Широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей. По этому критерию различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних право, отношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности. Типичным примером одностороннего правоотношения может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. В качестве примера могут служить договор подряда, найма, купли-продажи. Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой, помимо двух основных сторон, участвует третья сторона – посредник.

Важнейшими компонентами любого правоотношения являются его субъекты – участники правоотношений и его объекты.

1. Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Общепризнано, что в качестве субъектов права могут выступать физические (частные) лица – граждане, подданные, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица – различные органы, объединения, ассоциации и пр. и государство в целом (особый субъект правоотношений, так как именно государство устанавливает действующие правовые нормы и карает за отступление от них).

2. Вопрос об объектах правоотношений, так же как и об их субъектах, имеет принципиальное значение – ибо только наличие объекта права вызывает необходимость возникновения и существование самого правоотношения. Отсутствие объекта права лишает смысла существование любого правоотношения. В обществе нет и не может быть правоотношений не только бессубъектных, но и безобъектных.

В юридической науке нет однозначного ответа на вопрос – что собой представляет объект правоотношения, каков его изначальный смысл и каково его содержание. Однако все авторы, занимающиеся данными проблемами, сходятся на том, что в самом общем виде объектом правоотношения является: а) то, по поводу чего возникает и существует правоотношение; б) то, на что воздействует правоотношение, и в) то, без чего существование правоотношения теряет смысл. В качестве объектов правоотношения могут выступать самые различные: 1) материальные блага в виде денег, ценностей, вещей, недвижимости и т. п.; 2) нематериальные блага, в том числе – здоровье, жизнь, честь, достоинство людей, престиж и т. п.; 3) культурные ценности и документы; 4) различные действия, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением различных продуктов и товаров, поведение людей, и т. д.

Важное значение для понимания правоотношений имеет изучение оснований их возникновения, изменения или прекращения существования. Ведь для возникновения, изменения или прекращения правоотношения требуется не только заинтересованность в этом субъектов права, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Последние могут быть самыми разнообразными. Не все из них оказывают влияние на правоотношения, а лишь те, которые обозначены в нормативно-правовых актах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей. В различных нормах права, а точнее, в их гипотезах, государство определяет вид тех жизненных условий, обстоятельств и факторов, которые признаются значимыми в юридическом отношении и которые в обязательном порядке влекут за собою юридические последствия. Такие жизненные обстоятельства, условия и факты в правовой теории и практике называют юридическими фактами.

В природе и в обществе возникает бесчисленное множество самых различных обстоятельств, фактов, которые могут быть признаны и в действительности признаются юридическими фактами. Для удобства изучения и практического применения все юридические факты классифицируются, причем по самым различным основаниям. Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. Неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления, подразделяются на преступления и проступки. События как юридические факты не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей.

Не все происходящие в природе и в обществе события могут рассматриваться в качестве юридических фактов. А только те, которые в той или иной мере оказывают влияние на общественную жизнь и существующие в обществе отношения. Например, такие стихийные бедствия, как наводнения или землетрясения, влекут возникновение многочисленных правоотношений не сами по себе, в силу своего происхождения, а лишь в силу того, что они служат непосредственной причиной ранения или гибели людей, разрушений или порчи застрахованного имущества, разрушения зданий и т. д. Юридическими фактами – событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

17

— Лексикон Айн Рэнд

Домашняя страница

Поиск Поиск

То, что вы называете своей душой или духом, есть ваше сознание, и то, что вы называете «свободой воли» — это свобода вашего ума думать или нет, единственное, что вы есть ваша единственная свобода, выбор, который контролирует все выборы, которые вы делаете, и определяет вашу жизнь и ваш характер.

Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 127

Думать — это акт выбора. Ключ к тому, что вы так опрометчиво называете «человеческим природа», секрет Полишинеля, с которым вы живете, но боитесь назвать, заключается в том, что человек — существо с волевым сознанием . Разум не работает автоматически; мышление — это не механический процесс; логические связи не создаются инстинкт. Работа вашего желудка, легких или сердца автоматическая; в функция вашего ума не является. В любой час и вопрос твоей жизни ты свободен думать или уклоняться от этого усилия. Но ты не свободен уйти от своего природы, из того, что разум есть ваше средство выживания — так что для ты , кто человек, вопрос «быть или не быть» это вопрос «думать или не думать».

Существо с волевым сознанием не имеет автоматического образа действий. Он нуждается в кодексе ценностей, чтобы направлять его действия.

Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 120

Сознание человека разделяет с животными первые две стадии своего развитие: ощущений и восприятий; но это третье состояние, концепций , что делает его человеком. Ощущения интегрируются в восприятия автоматически, мозгом человека или животного. Но чтобы интегрировать восприятия в понятия посредством процесса абстракции, это подвиг, который человек один имеет силу действовать — и он должен это сделать по выбору . процесс абстрагирования и образования понятий есть процесс разума, думал ; оно не является автоматическим, инстинктивным, непроизвольным или непогрешимым. Человек должен инициировать его, поддерживать его и нести ответственность за его полученные результаты. Доконцептуальный уровень сознания непроизволен; воля начинается с первого силлогизма. У человека есть выбор думать или уклоняться — поддерживать состояние полного осознания или дрейфовать от момента к моменту, в полубессознательное оцепенение, отданное на милость любым ассоциативным прихотям несфокусированного механизм его сознания производит.

«Новому интеллектуалу»,
«Новому интеллектуалу» , 14

Разум — это способность, которая идентифицирует и интегрирует материал, предоставленный чувства человека. Это способность, которую человек должен использовать по своему выбору . Мышление не автоматическая функция. В любой час и исход своей жизни человек волен думать или уклоняться от этого усилия. Мышление требует состояния полной, сосредоточенной осведомленность. Акт фокусировки сознания является волевым. Человек может сосредоточиться его разум к полному, активному, целенаправленно направленному осознанию реальности — или он может расфокусировать его и позволить себе дрейфовать в полубессознательном оцепенении, просто реагируя к любому случайному раздражителю непосредственного момента, во власти его ненаправленного сенсорно-перцептивного механизма и любых случайных, ассоциативных связей, может получится сделать.

Когда человек расфокусирует свой разум, можно сказать, что он обладает сознанием в нечеловеческом смысле. слова, так как он испытывает ощущения и восприятия. Но в смысле слова, применимого к человеку, — в смысле сознания, осознающего реальности и способное с ней справляться, сознание, способное направлять действия и обеспечить выживание человека — несфокусированный ум — это , а не сознательный.

Психологически выбор «думать или не думать» — это выбор «сосредоточиться или нет». Экзистенциально выбор «сосредоточиться или нет» — это выбор «быть сознательным или нет.» Метафизически выбор «быть сознательным или нет» — это выбор жизни. или смерть. . . .

Процесс мышления не является ни автоматическим, ни «инстинктивным», ни непроизвольным — ни непогрешимый . Человек должен инициировать его, поддерживать его и нести ответственность. за его результаты. Он должен узнать, как определить, что истинно, а что ложно, и как исправлять собственные ошибки; он должен узнать, как обосновать свои концепции, свою выводы, его знания; он должен открыть правила мышления, законы логики , чтобы направить его мышление. Природа не дает ему автоматической гарантии эффективность его умственных усилий.

Ничего не дано человеку на земле, кроме потенциала и материала, на котором актуализировать его. Потенциал — это превосходная машина: его сознание; но это машина без свечи зажигания, машина, в которой его собственная воля должна быть свеча зажигания, автостартер и драйвер; он должен узнать, как использовать его и он должен держать его в постоянном действии. Материал — это весь вселенной, без каких-либо ограничений для знаний, которые он может приобрести, и для удовольствие от жизни, которого он может достичь. Но все, что ему нужно или чего он желает, должно быть узнал, открыл и произвел ему — по собственному выбору, по своему усилие, своим умом. . . .

То, что требуется для выживания [человека], задано его природой и недоступно для его выбор. То, что есть , открыто для его выбора только в том, откроет ли он это. или нет, выберет ли он правильные цели и значений или нет. он свободен сделать неправильный выбор, но не свободен добиться успеха в нем. Он свободен уклоняться реальности, он волен расфокусировать свой разум и слепо спотыкаться на любом пути, который он нравится, но не может избежать бездны, которую он отказывается видеть. Знания, для любого сознательный организм — средство выживания; живому сознанию каждый равно » подразумевает « должно быть ». Человек свободен в выборе не быть сознательным, но не свободен от наказания в виде потери сознания: уничтожения. Человек – единственный живого вида, способного действовать как собственный разрушитель, — и это как он действовал на протяжении большей части своей истории.

«Объективистская этика»,
Добродетель эгоизма , 21

Способность воли действует в отношении двух фундаментальных аспектов жизнь человека: сознание и существование, т. е. его психическое действие и его экзистенциальное действие, т. е. формирование собственного характера и ход действие, которое он осуществляет в физическом мире.

«Что такое романтизм?»
Романтический манифест , 100

Социальная среда не может ни заставить человека думать, ни помешать ему мышление. Но социальная среда может предлагать стимулы или препятствия; может облегчить или усложнить упражнение своих рациональных способностей; это может поощрять думать и наказывать за уклонение или наоборот.

«Наша культурная ценность — лишение»,
The Objectivist , 19 апреля. 66, 2

Воля человека находится вне власти других людей. Что неизменное основное составляющие относятся к природе, свойство волевого сознания — к сущность «человек». Ничто не может заставить человека думать. Другие могут предложить ему стимулы или препятствия, награды или наказания, они могут разрушить его мозг наркотиками или ударом дубинки, но они не могут заставить его разум функционировать: этот находится в его исключительной, суверенной власти. Человеку нельзя ни подчиняться, ни быть приказано.

«Метафизическое и рукотворное»,
Философия: кому это нужно , 31

Потому что у человека есть свобода воли, нет человеческого выбора и нет феномена, который продукт человеческого выбора — метафизически необходим. В отношении любого рукотворный факт, справедливо утверждать, что человек выбрал таким образом , но это не было заложено в природе существования, чтобы он сделал это: он мог бы выбрано иначе.

Выбор, однако, не случаен. Воля не является исключением из Закона причинность; это тип причинно-следственной связи.

Леонард Пейкофф, «Аналитико-синтетическая дихотомия»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 110

Человек существует и его разум существует. Оба являются частью природы, оба обладают конкретная идентичность. Признак воли не противоречит факту тождества, как и существование живых организмов не противоречит существования неживой материи. Живые организмы обладают способностью самопроизвольное движение, которым не обладает неодушевленная материя; мужской сознание обладает силой самоинициируемого движения в царстве познание (мышление), которого нет у сознаний других живых существ. владеть. Но точно так же, как животные способны двигаться только в соответствии с природа их тел, поэтому человек может инициировать и направлять свои умственные действия только в соответствии с природой ( тождество ) его сознания. Его воля ограничена его познавательными процессами; он имеет право идентифицировать (и представить себе перестановку) элементов реальности, но не способность изменить их. Он обладает способностью использовать свои познавательные способности как свою природу. требует, но не власть изменить его или избежать последствий его злоупотребление. У него есть власть приостановить, уклониться, исказить или ниспровергнуть свое восприятие реальности, но не способность избежать экзистенциального и психологического бедствия, которые следуют. (Использование или неправильное использование его когнитивных способностей определяет выбор человеком ценностей, определяющих его эмоции и характер. Это в этом смысле человек есть существо самосовершенной души.)

«Метафизическое и рукотворное»,
Философия: кому это нужно , 26

См. также: Причинность; Сознание; Детерминизм; Уклонение; Фокус; Метафизический против рукотворного; Мораль; Восприятие; Причина; Романтизм; Ощущения; стандарт стоимости; Мысль/мышление; Волевой.

Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер. Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа. Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.

Выдержки из Зловещие параллели , с картины Леонарда Пейкоффа. Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из Романтический манифест , Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist . Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc. Выдержки из Атлас расправил плечи , авторское право © 1957, Айн Рэнд, The Источник , авторские права © 1943 Айн Рэнд, и Для Новый Интеллектуал , авторское право © 1961, Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из Философия: Кто Needs It Айн Рэнд. Авторское право © 1982 г. Леонард Пейкофф, исполнитель, поместье Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из книги «Философия. цикла лекций «Объективизм». Авторское право © 1976 г. Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения. Выдержки из Элвина интервью Тоффлера с Айн Рэнд, которое впервые появилось в Журнал Playboy . Авторское право © 1964. Перепечатано с разрешения Элвина Тоффлера. Все права защищены, включая право на воспроизведение полностью или частично в любой форме. Используется по договоренности с Плюмом, членом Penguin Group (США), Inc.

Психолого-педагогические средства оптимизации волевого поведения старшеклассников

Реферат

Волевое поведение — сложное психологическое явление, требующее сочетания внутреннего (мотивационного) и внешнего (воспитательного) воздействия. Волевое поведение как компонент психологической структуры имеет такие компоненты, как мотивация, волевые действия, формирующиеся в процессе познавательной деятельности ребенка. В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому она становится способной к сознательному нравственному выбору. Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми. Определены три вида активности: физическая, интеллектуальная, коммуникативная и три группы показателей: быстрота, эргия и вариативность. Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу установления нормативного поведения. Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в старше пяти лет.

Ключевые слова: волевая регуляцияволевое поведениемотивацияустановка

Введение

В настоящее время резко возрастает необходимость научного сопровождения процесса формирования личности, особенно на начальном этапе ее становления, т.е. в дошкольном возрасте. Особое место в этом процессе принадлежит волевому развитию дошкольника как стержню его личностного роста, поскольку волевое поведение является одним из наиболее распространенных и значимых эмоциональных проявлений человеческой субъектности.

Условия развития проблемы.

При отсутствии условий для развития волевого поведения ребенка в дошкольный период процесс развития у ребенка замедлен: устойчивость и независимость от случайных внешних обстоятельств и сформировавшегося внутреннего влечения; умение «держать чувства под контролем»; активное отношение к окружающей действительности, что приводит к нарастающей деформации личности, ее творческих и преобразовательных функций. Акцентируется внимание на проблеме исследования вопросов формирования воли дошкольников в целом и отдельных направлений развития волевого поведения ребенка в этом возрасте в частности.

Особенности произвольного действия ребенка.

Особенности волевого поведения ребенка выражаются через волевые действия, которые направляются познавательной и двигательной деятельностью. Изучение особенностей соотношения произвольных действий ребенка в физической и познавательной деятельности дает возможность наметить эффективные технологии, которые помогут педагогам в решении вопросов оптимизации деятельности детей через формирование волевого поведения учащихся.

Постановка проблемы

Анализ источников по педагогической и возрастной психологии позволил отметить достаточно активный интерес исследователей к онтогенезу произвольной регуляции детского поведения, что нашло отражение в многочисленных работах психологов и педагогов.

Мнение ученых.

Волевое поведение социальные образования ученые рассматривают как с точки зрения содержания, так и механизмов его развития, а источником формирования волевого поведения является взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Исследовательские вопросы

Современные исследования воли показывают, что она представляет собой самостоятельное и реальное психическое явление. Волевая сфера вместе с познавательной, эмоциональной, мотивационной сферой и сферой самосознания образуют целостную структуру психики человека.

Уровни волевой регуляции.

Психологи выделяют также уровни волевой регуляции. Волевая регуляция рассматривается как направленная не на предмет деятельности, а на себя и, соответственно, развитие воли в онтогенезе есть последовательное формирование трех уровней самосубъектных отношений (Калин, 19). 89, 1986, 1983; Котырло, 1974).

Первые два — это самосознание и размышление. Нижний (первый) уровень формирует самосознание, которое проявляется в виде «неявных знаний» о «Я», которые могут быть переведены в акт отражения в «явных знаниях» (второй уровень). На высшем (третьем) уровне самосубъектных отношений происходит активная реорганизация актуальных проявлений «Я», это уровень волевой регуляции.

Цель исследования

Целью данной статьи является определение структуры волевого поведения на основе анализа научных исследований и изложение психолого-педагогических средств оптимизации волевого поведения детей старшего дошкольного возраста на основе экспериментальных исследований.

Развитие ребенка.

Нравственные мотивы дошкольника постепенно приобретают эрг и начинают определять содержание и характер его действий в системе его взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они входят в разные пропорции и образуют сложную иерархическую структуру, подчиняясь ситуативным желаниям ребенка, тормозящим процесс достижения цели (Бурменская, 2000).

В дошкольный период развития ребенка происходит не только новое соотношение мотивов, но и сами мотивы приобретают иной, своеобразный характер, т. е. становятся опосредованными, способными побуждать деятельность ребенка в соответствии с намерением. Благодаря этому он становится способным к сознательному нравственному выбору (Запорожец, 1978).

Механизм поведения.

Важным для развивающей программы было положение о том, что в игре зарождаются и формируются механизмы произвольного поведения дошкольника (ролевые, сюжетно-дидактические, двигательные). Игровая ситуация поддерживает высокий уровень мотивации деятельности, способствует подчинению поведения ребенка правилам, мобилизации волевых усилий ребенка на преодоление препятствий в процессе достижения цели.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методов: теоретико-системный и структурный анализ научных источников по проблеме исследования, сопоставление и обобщение теоретических данных.

Два направления детской воли.

Подготовка воспитателей к работе по развитию детской воли проводилась по двум направлениям: а) теоретическому, т.е. в целях уточнения и систематизации знаний по данной проблеме; б) практические, т.е. в целях освоения практических навыков и развивающих средотворческих способностей.

При реализации развивающей программы целесообразно использовать следующие методы: игровые — дидактические игры и упражнения, физические и ролевые игры; чтение сказок; элементы психологической гимнастики; техники саморегуляции; рисование, конструирование, беседы и усвоение методических приемов.

Виды деятельности.

Определены три вида деятельности: физическая (в исследованиях разных авторов ее также называют двигательной, физической), интеллектуальная (психическая, чаще всего употребляется познавательный термин для детей дошкольного возраста), коммуникативная и три группы показателей: скорость, эргическая и изменчивость.

Показатели активности ребенка находятся в определенной корреляции друг с другом. По данным Чирковой (1998), у шестилетних детей высокие показатели двигательной активности могут сочетаться с низкой вариабельностью одного и того же вида деятельности. Высокие показатели физической активности могут не совпадать со скоростными показателями интеллектуальной (Пироженко, 2002).

Находки

При рассмотрении образований, которые бы представляли волю в деятельности или поведении, в психолого-педагогической литературе используется понятие волевого поведения, волевого действия.

Следовательно, волевая регуляция организует волевое поведение, которое реализуется через волевые действия. Волевое поведение, в свою очередь, направлено на достижение человеком сознательно поставленной цели и преодоление препятствий на пути к ней. Понятие волевого действия используется для обозначения специфики проявления волевого поведения (Небылицын, 1966).

Стадии волевого действия у психологов.

По сравнению с намеренным как сознательным действием, направленным на реализацию цели, волевое действие является своего рода, высшей формой проявления со своими специфическими особенностями.

Такой подход к соотношению произвольного и волевого действия позволяет устранить многочисленные противоречия, возникающие при обсуждении проблемы намеренного и произвольного поведения личности, сохранить преемственность различных форм в формировании намеренного поведения, реализуя общеизвестный тезис о развитии, как поступательном движении, включающем переход от низших форм к высшим, превращение простого в сложное.

Среди психологов нет единства взглядов на основные этапы волевого действия. Мы придерживаемся такой структуры волевого действия: 1) постановка цели — возникновение мотива действия, его осознание, «борьба мотивов, выделение цели, обоснование ее выбора, принятие решения о действии; 2) планирование хода его выполнения; 3) процесс выполнения – пошаговый контроль, мобилизация волевых усилий и преодоление препятствий; 4) осознание и оценка результата.

Волевое развитие ребенка, по Выготскому (2000), происходит через постепенное освобождение ребенка от непосредственной зависимости от случайных внешних обстоятельств и спонтанно формирующихся внутренних влечений и приобретение способности «держать чувства под контролем», внешняя и внутренняя деятельность. Дошкольник постепенно учится регулировать свою деятельность, усиливая, сдерживая или тормозя мотивы, переживания, мысли или действия. Воля в генетическом плане является этапом овладения собственными процессами поведения (Выготский, 2000).

Основными формами проявления способностей ребенка являются активность, поведение и общение с другими людьми.

Развитие волевой сферы личности дошкольника происходит по принципу формирования нормативного поведения: не учитываются индивидуальные особенности, желания и интересы детей; отсутствуют позитивные подходы к дошкольникам, которые помогали бы им вести себя конструктивно; наблюдается недостаточная организация детской деятельности и поведения, где преобладает инициатива взрослого, а активность детей в основном проявляется в выполнении или неприятии прямых указаний и требований воспитателя.

В этом случае вместо умения сознательно управлять собой у детей старшего дошкольного возраста проявляются отсутствие инициативы, самоконтроля, неспособность к самопоиску, привычка попадать в трудности и отказываться от дел, они зависимы на требованиях, конкретных инструкциях и прямой помощи со стороны взрослого.

Оптимизация отдельных направлений развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется через основные принципы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком, основанного на реализации личностно-ориентированных общение и субъектно-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (Чиркова, 1998). Определены психолого-педагогические условия оптимизации взаимодействия взрослого с ребенком для развития волевого поведения детей старшего дошкольного возраста в деятельности познавательно-двигательной направленности:

— приобщение ребенка к системе активного взаимодействия с окружающим миром;

— создание взрослым атмосферы доверительного партнерского взаимодействия с воспитанником, основанной на эмоционально-теплом отношении взрослых к ним, их искреннем интересе к проблемам;

— побуждение ребенка к инициативе, самостоятельным действиям, предоставление ему права выбора, прогнозирование его возможностей и успехов в собственной деятельности; переживание ребенком со взрослыми временных неудач и совместный поиск путей их преодоления;

— использование стимулирующего характера результатов, достигнутых ребенком; обеспечение воспитателями и родителями максимального уровня мотивации деятельности детей в процессе использования игровых ситуаций во время сюжетно-дидактических и подвижных игр, творческих рассказов, рисования, конструирования;

— способность дошкольников к активному принятию и самостоятельной постановке цели действия; сделать выбор одной из нескольких желаемых целей; составить план действий; управлять процессом его выполнения, в соответствии со своим замыслом, инструкцией или образцом, корректировать действия; мобилизовать усилия для преодоления возникающих на пути трудностей и достижения желаемого результата.

Основные формы психолого-педагогического воздействия.

Определены основные формы психолого-педагогического воздействия на развитие волевого поведения детей старшего дошкольного возраста:

— лекционно-практические занятия с целью уточнения, систематизации знаний воспитателей по заданной проблеме и овладения ими практическими умениями и навыками создания развивающей среды в процессе формирования волевого поведения учащихся;

— лекционно-воспитательная и консультативная работа с родителями по вопросам воспитания у их детей волевого поведения;

— индивидуальные, коллективные и занятия с малыми подгруппами со старшими дошкольниками по методике психолого-педагогического проектирования с целью развития у них волевых действий в различных формах деятельности.

Для обеспечения эффективности питательного воздействия на детей, проводимого психологом, предусмотрена специальная работа с воспитателями и родителями старших дошкольников.

Заключение

Основные результаты.

Волевое поведение реализуется в различных видах детской деятельности в процессе: осознанного принятия ребенком цели; регулирование своих действий в соответствии с ним и преодоление препятствий в достижении желаемого результата.

Динамика волевого поведения на этапе дошкольного детства определяется содержанием произвольных действий детей в различных видах детской деятельности и вырабатывается в индивидуальных особенностях уровней проявления мотивационно-регуляторных структурных компонентов волевого поведения в возрасте старше пяти лет.

Программа развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в познавательной и двигательной деятельности адекватна созданию условий для интенсивного формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в системе дошкольного образования. В процессе такой развивающей работы формируется способность старшего дошкольника к сознательной регуляции своего поведения, к волевым усилиям при столкновении с трудностями, к достижению целей в различных видах предметно-практической деятельности.

Навыки для детей.

В процессе познавательной и двигательной деятельности дети с помощью взрослого включаются в систему активного взаимодействия с окружающим миром посредством: сознательного принятия и формулирования для них значимых целей; овладение средствами управления своим поведением. Эти умения дали ребенку возможность сделать осознанный выбор, утвердиться в своих силах, обрести уверенность в своих силах, адекватно воспринимать трудности и расширять пределы возможностей для их преодоления.

Каталожные номера

  1. Бурменская Г. В. (2000). Типологический подход в вековой психологии развития. Вестник Московского университета, 4, 3-19.
  2. Чиркова Т.В. (1998). Психологическая служба в детском саду: Учебник для психологов и специалистов дошкольного образования. Москва: Педагогическое общество России.
  3. Калин В.К. (1989). На путях построения теории воли. Психологический журнал, 10 (2), 46-55.
  4. Калин В.К. (1986). Актуальные аспекты теории воли. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Материалы диссертаций (с. 120-124). Москва: с.н.
  5. Калин В.К. (1983). Добровольное регулирование как проблема форм деятельности. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тез. дис. (с. 166-171). Симферополь: с.н.
  6. Котырло В.К. (1974). Закалка свободы. Подготовка детей к школе в семье (с. 62-72). Киев: Советская школа.
  7. Небылицын В. Д. (ред.). (1966). Основные свойства нервной системы человека. Москва: Просвещение.
  8. Пироженко, Т. О. (ред.). (2002). Личность дошкольника: надежды и перспективы развития. Киев-Житомир: Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, Житомирский областной институт последипломного педагогического образования.
  9. Выготский, Л.С. (2000). Проблема воли и ее развития в детском возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *