Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Средства коммуникации можно разделить на аудиовизуальные и: Глава 3. Коммуникативные процессы

Теория коммуникации и новые медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

УДК 004; 316.77

Е. И. Тихомирова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Санкт-Петербург

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ И НОВЫЕ МЕДИА

В статье предлагается рассмотреть знаменитую «пентаду» Г. Лассуэлла, ведущую парадигму теоретического осмысления коммуникации, с точки зрения использования ее в Интернете. Гарольд Лассуэлл хорошо известен своей пятиступенчатой моделью коммуникации, которая делит коммуникационный процесс на пять сфер исследования, включая коммуникатора, информацию, СМИ, аудиторию и влияние информации на данную аудиторию. Пять областей исследования представляют собой определенную точку зрения, с помощью которой возможно изучение новых медиа.

Ключевые слова: новые медиа, коммуникация, Гарольд Лассуэлл, пятивопросная модель коммуникации, интерактивность.

С точки зрения изучения процесса коммуникации наиболее важными являются модели коммуникации, отражающие структуру, основные элементы и динамику коммуникационного процесса. Большинство этих моделей было создано в XX веке. Конечно, в XXI веке данные модели не перестают быть актуальными, однако необходимо учитывать современные условия.

Гарольд Лассуэлл является американским политологом и теоретиком коммуникации. В 1948 году, будучи профессором Юридического факультета в Йельском университете, разработал модель коммуникации, которая рассматривается как «одна из ранних и наиболее влиятельных коммуникационных моделей». В своей статье «Структура и функции коммуникации в обществе» (1948), Г. Лассуэлл пишет: «Удобный способ описать акт коммуникации — ответить на следующие вопросы: 1) кто говорит? 2) что говорит? 3) по какому каналу? 4) кому? 5) с каким эффектом?». Мы называем ее пятивопросная модель коммуникации. Данная коммуникационная модель была выдвинута Гарольдом Лассуэллом еще в 1948 году и касалась традиционных медиа (печатных, аудиальных и аудиовизуальных). Являясь долгое время предметом полемики, она четко делит процесс коммуникации на пять частей (элементов) в пределах пяти областей исследований. Используя данную модель, ученые могут эффективно спланировать изучение и непосредственно описать процесс коммуникации, с учетом появления новых технологий и новых медиа.

Изменение средств коммуникации, безусловно, влияет на онтогенез пяти основных элементов коммуникационного процесса, развитие которых происходит в рамках их собственных характеристик. Во-первых, роль коммуникатора оказывается более разнообразной: отправителем информации может быть как организация, так и отдельный человек. Во-вторых, информация все более превращается в массовую и мультимедийную: медиаданные и мультимедиа можно видеть практически везде. В-третьих, средства массовой информации становятся более интерактивными, что являет собой самую важную характеристику развития новых медиа. В-четвертых, аудитория начинает выражать активное участие и инициативу, что характеризует ее как более персонализированную. Кроме того, влияние информации на аудиторию и процесс его оценки становится более быстрым, сокращаются временные затраты.

С непрерывным развитием информационных технологий, Интернета и всевозможных гадже-тов, меняется характер современных медиа, к которым мы отнесем цифровые технологии (digital technologies), включая Интернет, компьютерные мультимедиа, видеоигры, дополненную («расширенную») реальность (augmented reality) и т. д. Тем не менее, сюда не включаются аналоговое вещание, публикации на бумажной основе и другие традиционные средства массовой информации, если только они не создают возможность для цифровой интерактивности. Таким образом, многие новые медиа — это цифровая модернизация (digital upgrade) традиционных средств массовой информации, например, цифровое вещание, цифровое телевидение и пр. В современной литературе мы можем также встретить такие понятия, определяющие новые ме-

диа: цифровые медиа (digital media), сетевые медиа (network media), мобильные медиа (mobile media) и пр.

На первой ступени — кто говорит — с развитием новых медиа происходит диверсификация коммуникатора. Традиционно, в массовой коммуникации отправителем сообщения является не отдельный человек, а некоторый организованный институт (газета, радиостанция, телевизионная станция, веб-сайт и пр.). Содержание коммуникации планируется и разрабатывается профессионалами: журналистами, PR-специалистами, редакторами, веб-разработчиками и пр. Современные медиа предоставляют возможность общественности, а именно отдельной личности, производить, публиковать и передавать информацию, что подрывает устои традиционных медиа. Новые средства массовой информации способствуют развитию «Мы — Медиа» Эры. «Мы — Медиа» — книга, написанная Дэном Гильмором и опубликованная в 2004 году, в которой рассматриваются такие Интернет-инструменты медиа, как веблог, RSS, SMS, одноранговая сеть (англ. peer-to-peer, P2P — равный к равному) и пр.

В мае 2015 года Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) опубликовал данные по использованию информационно-коммуникационных технологий в 2015 году. В 2000 году абонентами мобильной связи были 738 млн человек, к 2015 году их стало в общей сложности 7 млрд человек. С 2000 года по 2015 год популяризация Интернета увеличилась почти в 7 раз (с 6,5 % до 43 % Интернет-пользователей от населения всего мира). По данным на июль 2014 года общее количество пользователей социальной сети Facebook насчитывает 2,2 млрд человек, что составляет треть населения земного шара. Учитывая доминирующее положение сетевых и мобильных медиа в межличностном общении и их использование большим количеством человек, таким образом, мы можем говорить о диверсификации коммуникатора.

Вторая ступень — что говорит — характеризуется постоянно увеличивающимся объемом информации. Цифровые медиа предоставляют технологии хранения практически безграничного объема информации (т.н. базы данных), в то время как традиционные медиа предполагают хранение информации, но в объеме ограниченном. Тем более в настоящее время всю информацию, представленную на бумажном носителе, можно трансформировать в цифровую. Возьмем, к примеру, электронный словарь, где десятки больших бумажных словарей конденсированы в сотни мегабайт. Кроме того, такие компании, как Google и Baidu инвестировали большие суммы в производство, хранение и распространение электронных книг.

Сетевые и мобильные технологии, несомненно, способствуют увеличению объема информации. В 2012 году онлайновый сервис по мониторингу Интернет-сайтов Royal Pingdom суммировал данные Интернета за 2012 год, объектом исследования стали веб-сайты, веб-серверы, Интернет-пользователи, социальные медиа, веб-браузеры, мобильные пользователи и т. д.1 Вот некоторые из этих данных: в 2012 году по всему миру в день отправлялось по 144 млрд электронных писем; в канун Нового года в китайском сервисе микроблогов Sina Weibo за минуту было показано 729,571 сообщение; всего за 5 месяцев видео «Gangnam Style» корейского певца PSY набрало в Интернете 1 млрд просмотров; 300 млн новых фотографий загружалось на Facebook ежедневно; 5 млрд фотографий было загружено в Instagram с момента начала действия этой сети и до сентября 2012 года.

Основная характеристика новых медиа, интерактивность, проявляется на третьей ступени модели Лассуэлла, рассматривающей каналы коммуникации. Интерактивность включена в коммуникацию и существенно облегчает ее как на уровне пользователей (user-to-user), так и между пользователем и информацией. Новые медиа меняют традиционную модель средств массовой информации «один-ко-многим» на новую — «многие-ко-многим», так называемую модель веб-общения. При наличии современных медиа-технологий, любой человек может стать Интернет-СМИ, т. е. производить, распространять и хранить в открытом доступе текст, звук, изображения, мультимедиа. Таким образом, модель массовой коммуникации меняется вместе с новыми технологиями. В статье «Что такое новые медиа?» Вин Кросби представил межличностную Интернет-коммуникацию в виде модели «один к одному», массовую Интернет-коммуникацию — в виде модели «один ко многим», а новую массовую Интернет-коммуникацию, стремящуюся к индивидуализации, — в виде модели «многие ко многим».

‘Pindom. The Internet 2012 in numbers. [Electronic resource]. — URL: http://royal.pingdom.com/2013/01/16/ internet-2012-in-numbers/.

Реализация интерактивности в процессе коммуникации, конечно же, не может обойтись без дополнительной технической поддержки: сенсорных технологий, интерактивных проекционных технологий, технологии дополненной реальности, интерактивной технологии зеркальной поверхности и др.

Пятая ступень — кому — становится более персонализированной. Новые медиа — это «коммуникация от всех людей ко всем людям», где интерактивность является ключевым, поэтому личность коммуникатора и аудитория могут легко поменяться местами. Сегодня, отправив письмо по электронной почте или SMS, написав блог, пообщавшись в чате, коммуникатор может начать массовую коммуникацию «в любое время, в любом месте, для любой аудитории», что уже ломает дискурсивные барьеры традиционных средств массовой информации.

В сущности, аудитория не только получает информацию, но и активно взаимодействует с коммуникатором. Любой процесс коммуникации предполагает анализ коммуникационного объекта, т. е. определение целевой аудитории. Кто же является целевой аудиторией новых медиа? Каковы ее основные характеристики? Коммуникатор должен задумываться над этими вопросами за тем, чтобы создать точную модель этой аудитории. Возрастные, культурные, образовательные, эстетические и пр. характеристики важны, т.к. именно от них зависит активность и доля участия/ неучастия аудитории в процессе коммуникации.

Заключительная ступень модели — эффект — становится более интеллектуализированным. В широком смысле, эффект коммуникации можно разделить на эффект «до» (pre-test) и эффект «после» (post-test). Первый является творческим, второй — медийным. С возникновением цифровых технологий и интерактивной коммуникации, перед выпуском новых медиа, творческий эффект имеет больше пространства и возможностей (например, реклама в Интернете может использовать звук, анимацию, клик мыши для привлечения внимания аудитории). После выпуска новых медиа, эффект становится сложным и разнообразным, большое внимание здесь уделяется обратной связи и оценивается количественно.

Коммуникационная модель Г. Лассуэлла, как основа теории рекламы и связей с общественностью, до сих пор исследуется учеными и является ведущей моделью в рамках массовой коммуникации. Пять частей данной модели до сих пор являются основными элементами в области исследования масс медиа. С развитием новых технологий и новых медиа развиваются и её основные элементы со своими собственными характеристиками.

Список литературы

1. Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс [Текст] / С. М. Емельянов. — СПб.: Питер, 2007. — 240 с.

2. Кривоносов, А. Д. Основы спичрайтинга : учебное пособие для студентов отделений связей с общественностью [Текст] / А. Д. Кривоносов. — СПб.: Лаборатория оперативной печати фак-та журналистики СПбГУ, 2003. — 56 с.

3. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью : учебник [Текст] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. — СПб.: Питер, 2012. — 377 с.

4. Кривоносов, А. Д. Теория и практика международных связей с общественностью: учебное пособие [Текст] / А. Д. Кривоносов, М. Е. Кудрявцева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 93 с.

5. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций [Текст] / А. Д. Кривоносов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 254 с.

6. Crosbie, V. What is New Media? [Electronic resourse]. — URL: http://www.sociology.org.uk/ as4mm3a.doc.

7. Gillmor, Dan. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People [Electronic resource]. — URL: https://archive.org/stream/wethemediagillmor/wethemediaGillmor_djvu.txt.

8. Manovich, Lev. New Media From Borges to HTML. The New Media Reader [Electronic resource]. — URL: https://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/manovich-new-media-intro.pdf.

9. Pindom. The Internet 2012 in numbers [Electronic resource]. — URL: http://www.199it.com/ archives/91021.html.

THEORY OF COMMUNICATION AND NEW MEDIA

Tikhomirova Ye. I., Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg,

[email protected]

The article deals with «5W» model of communication of Harold Lasswell, which focuses on «Who (says) What (to) Whom (in) Which channel (with) What Effect». It is the leading paradigm of theoretical understanding of communication and it is shown in terms of its use on the Internet. Harold Lasswell is well known for his five-step communication model that divides the communication process into five areas of research, including communicator, information, media, audience and effect. These five research areas are a particular point of view from which it is possible to study new media. These five elements are developing with their own characteristics in the process of new media communication, so: firstly, communicator is becoming more diverse, organization or individual, anyone can be the sender of information; secondly, information is becoming massive and multimedia, text, image, audio, video, animation, etc., can be seen everywhere; thirdly, media is becoming more interactive which is the most important characteristic with new media technology development; fourthly, audience is becoming more personalized, showing more participation and initiative. In addition, effect of communication is presented rapidly, and at the same time, it is more intelligent to evaluate it. Under new media environment, communication process and the research of such five elements will have greater opportunities and broader prospects for development.

Keywords: new media, communication, Harold Lasswell, «5W» model, interactivity.

References

1. Emel’yanov, S. M. (2007) Teoriyaipraktikasvyazey s obschestvennost’yu. Vvodnyykurs [=Theory and practice of public relations. Introductory course], Saint-Petersburg, Piter, 240 p. (In Russ.).

2. Krivonosov, A. D. (2003) Osnovy spichraytinga : uchebnoe posobie dlya studentov otdeleniy svyazey s obschestvennost’yu [=Foundations of Speechwriting : a textbook for students of the Department of Public Relations], Saint-Petersburg, Operational print lab, p. 56. (In Russ.).

3. Krivonosov, A. D. (2012) Osnovy teoriyi svyazey s obschestvennost’yu : uchebnik [=The Basic Theory of Public Relations : A Textbook], Saint-Petersburg, Piter, 377 p. (In Russ.).

4. Krivonosov, A. D. (2013) Teoriya i praktika mezhdunarodnyh svyazey s obschestvennost’yu : uchebnoe posobie [=Theory and practice of international public relations : a tutorial], Saint-Petersburg, Publishing at SPbGEU, 93 p. (In Russ.).

5. Krivonosov, A. D. (2001) PR-tekst v sisteme publichnyh kommunikatsyi [=PR-text in the public communications system], Saint-Petersburg, Publishing at St. Petersburg State University, 254 p. (In Russ).

6. Crosbie, V. What is New Media? Available at: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc, accessed 18.01.2017.

7. Gillmor, Dan. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People, available at: https://archive.org/stream/wethemediagillmor/wethemediaGillmor_djvu.txt, accessed 21.01.2017.

8. Manovich, Lev. New Media From Borges to HTML. The New Media Reader, available at: https:// faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/manovich-new-media-intro.pdf, accessed 21.01.2017.

9. Pindom. The Internet 2012 in numbers, available at: http://royal. pingdom.com/2013/01/16/ internet-2012-in-numbers/, accessed 21.01.2017.

Тихомирова Екатерина Игоревна — магистр лингвистики, ассистент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург.

[email protected]

Концепция коммуникаций Г. М. Маклюэна и современность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

В.А. РОДИНА, аспирант кафедры логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета

Тел. 89051689107; [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ Г.М. МАКЛЮЭНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается понятие коммуникации в трудах исследователя Г.М. Маклюэна. В данной концепции представлен взгляд на коммуникацию как на «расширение тела». Анализируются понятия горячей и холодной коммуникации, а также современные средства коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, «горячая коммуникация», «холодная коммуникация», Интернет, Интернет-реальность.

Современный мир характеризуется постоянным усложнением. Появляется множество различных экономических, социальных, политических и культурных феноменов. Одним из таких явлений можно назвать развитие компьютерных виртуальных реальностей. Важным свойством компьютерной виртуальности являются особые ком -муникации, в основном происходящие в пространстве Интернета. Развитие коммуникаций тесно связано с усовершенствованием информационных технологий. Термин «коммуникация» имеет множество определений, однако большинство исследователей принимают концепцию, предложенную руководителем Аннербергской школы профессором Джоном Гербнером: «социальная интеракция через сообщение»1. Наиболее полно связь технологий и коммуникаций показал в своих работах известный исследователь медиа Герберт Маршалл Маклюэн. Рассмотрим особенности коммуникаций в его творчестве.

М. Маклюэн считает, что средство коммуникации — это сообщение, рассматриваемое не просто как передача информации, а как расширение сознания. По мнению исследователя творчества М. Маклюэна А.И. Черных, для самого автора важны несколько моментов: во-первых, технические возможности канала передачи, выражающие уровень технологического развития общества и вытекающие из этого социальные изменения; во-вторых, независимо от содержания сообщения событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными о нем по коммуникационному каналу сообщениями2. А.В. Назарчук, пишет, что в концепции М. Мак-люэна зачастую важна не смысловая наполненность сообщения, а расширение органов чувств, а в дальнейшем и сознания.

Присоединяясь к мнению А.В. Назарчука, рассмотрим концепцию М. Маклюэна о сообщении как расширении сознания и органов чувств. По мнению М. Маклюэна, первым расширением нашего тела становится одежда. Одежда появилась с того времени, когда человек осознал ее как утилитарное средство, чтобы защитить тело от переохлаждения. В дальнейшем она становится показателем богатства того или иного члена общества, следовательно, начинает выполнять функции социального индикатора. В традиционном обществе одежда красноречивее всего говорила о социальном статусе. В современном обществе, где в большинстве областей деятельности присутствует массовое производство, функция одежды как символа продолжает существовать. Если ранее она отличалась визуальной установкой, то сейчас становится скульптурной и осязательной. Одежда — первое расширение индивидуального тела.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Жилище характеризует человека так же, как его одежда. Конечно, изначально жилище является защитой от непогоды, тяжелых природных условий. Древние люди искали наиболее благоприятные места для стоянок, ночевок и находили их в пещерах. Но с развитием, возникновением хижин, шатров, примитивных домов жилище становится полноправным средством коммуникации, расширяющим наше тело, становится символом. Архитектура выражает образ жизни и ценности людей разных эпох. «Люди живут в домах округлой формы, пока не принимают оседлый образ жизни и не начинают специализироваться в своих трудовых организациях»3. Таким образом, когда изменяется форма жилища, меняется жизнь. Так, квадратные дома свидетельствуют об оседлом образе жизни. Устройство русской избы основано на феномене двоеверия. Смена романских храмов на готические — это не только усовершенствование техники строительства, но и стремление ввысь, выражение всей эпохи средневековья, преклонение перед божественным миром. Новые бытовые коммуникации, электричество, стеклянные окна — всё это расширяет тело и сознание человека. Следует отметить, что в середине ХХ века жилище, и не только оно, становится стандартным, поэтому в настоящее время многие люди стремятся к индивидуальности, личному удобству, что говорит о еще большем расширении индивидуального тела.

Помимо этих существуют и другие коммуникационные средства расширения человеческого тела. Одним из них являются деньги. По мнению М. Маклюэна, деньги отождествляются с социальностью и не могут существовать за ее пределами. Как только человек остается в одиночестве, вне общества, деньги теряют всякий смысл. Фактически, деньги — это выражение труда или перевод работы одного специалиста в труд другого. Одним из важных атрибутов денег и как экономического продукта, и как средства коммуникации является их желаемость. М. Маклюэн пишет: «Наряду со способностью переводить один вид работы в другой и сводить первый ко второму, деньги, как и письмо, обладают способностью специализироваться и перенаправлять человеческие энергии и разделять функции. Даже в эпоху электричества они нисколько не утратили эту способность»4. То есть деньги и в современном обществе не утратили своих функций, они создают социальные и

духовные ценности, выступают хранилищем накопленного труда, опыта, знаний.

Также деньги, по мнению М. Маклюэна, непосредственно связаны с письменностью. В допись-менных культурах деньги играли меньшую роль. Он пишет: «Гораздо легче организовать производство, чем обучить население целых стран, так сказать, умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен»5. К функции денег в письменном обществе прибавляется установление взаимосвязи между специфицирующимися деятельностями.

В современном обществе деньги становятся связанными не столько с письменностью, сколько с информацией. «По мере того как труд вытесняется чистым движением информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными формами кредита и кредитной карточки. От монеты к бумажным деньгам, от бумажных денег к кредитной карточке — вот устойчивая прогрессия, ведущая к окончательному превращению торгового обмена в движение инфор-мации»6. Информация заменит собой деньги и примет на себя их функции. Таким образом, произойдет конец эпохи денег.

Более современным средством коммуникации и расширителем сознания являются часы. По мнению М. Маклюэна, длительность появляется вместе с возникновением часов и связывается с письменностью. Он пишет: «Не сами часы, а именно письменность, поддержанная часами, создала абстрактное время и приучила людей есть не тогда, когда они голодны, а когда настало «время подкрепиться»»7 . Способность связать две пространственные точки представлением о времени знаменовала великую культурную революцию. Воплощая в себе колесо, механические часы появились в эпоху позднего средневековья в монастырях. С их помощью общинная жизнь была синхронизирована и упорядочена. Как письмо и технология печати, часы являются визуальным средством коммуникации, нивелирующим чувственность.

М. Маклюэн считает, что расширение тела и сознания может происходить не только индивидуально, но и коллективно. Средства коммуникации как способ расширения сознания, индивидуального и коллективного тела за историю человечества очень сильно изменили мир человека и его место в нем. В ХХ веке появилось множество различ-

ных средств сообщения, технически расширяющих границы сознания и тела. Большинство из них связано с электричеством. Но, несмотря на одинаковую основу, они по-разному влияют на человека и его сознание.

Для того чтобы показать особенности современных коммуникаций, М. Маклюэн предлагает разделить их на холодные и горячие. Основным критерием деления выступает определенность, то есть детализация одного-единственного чувства. Горячим М. Маклюэн называет «средство, кото -рое расширяет одно-единственное чувство до степени «высокой определенности». Высокая определенность — это состояние наполненности данны-ми»8. Данная классификация коммуникационных средств, по нашему мнению, наиболее полно отражает их связь с общественными изменениями и влияние на сознание людей.

К бесспорно горячим средствам коммуникации можно отнести фотографию, так как она дает исчерпывающую визуальную информацию, не требует дополнения со стороны субъекта. Холодные средства коммуникации дают реципиенту возможность домысливать, довершать их. Горячие средства можно охарактеризовать низкой степенью участия аудитории, а холодные, наоборот, вовлеченностью и активностью.

В ХХ веке появились и распространились средства коммуникации: радио, телефон, телеграф, телевидение, Интернет. М. Маклюэн рассматривал некоторые из современных видов коммуникаций. Телеграф и телефон относятся безоговорочно к холодным коммуникативным средствам. В них присутствует вовлеченность, они требуют внимания. Действуют они только на слух, поэтому все остальное может быть додумано. Телефон и телеграф можно отнести к первым средствам передачи информации с помощью электричества. Возможно, поэтому они односторонние. М. Маклюэн отмечает, что «мгновенность «всего и сразу» и тотальное вовлечение, присущие телеграфной форме, до сих пор отталкивают некоторых утонченных людей, сформированных письменностью. Визуальная непрерывность и фиксированная «точка зрения» делают для них непосредственное участие, обеспечиваемое средствами мгновенной ком -муникации, столь же отвратительным и неприятным, как и массовые виды спорта»9.

Радио — коммуникативное средство начала ХХ века, которое основано на электричестве. Радио-

сигналы воздействуют на слух и должны доводить до определенности именно это одно чувство. Таким образом, радио можно определить как горячее средство коммуникации. М. Маклюэн пишет: «Радио обеспечивает ускорение информации, вызывающее, в свою очередь, ускорение в других средствах. Оно определенно сжимает мир до размеров деревни и создает ненасытную деревенскую тягу к сплетням, слухам и личной злобе»10. В начале ХХ века радио служило в качестве объединения всего политического и мирового пространства, но с появлением телевидения ситуация изменилась. Радио стало средством индивидуализации человеческого общения.

Телевидение — самое массовое средство коммуникации с середины ХХ до начала ХХ1 века. Оно наиболее полно отражает реальность. Телевидение дает полную информацию о предмете, и его следовало бы отнести к горячим средствам. С другой стороны, высокая степень вовлеченности рецепиентов говорит о том, что оно является хо -лодным. М. Маклюэн также относит его к холод -ным средствам коммуникации и пишет: «Будучи холодным средством коммуникации… именно необычайно высокая степень участия аудитории в телевизионном средстве коммуникации объясняет его неспособность работать с горячими вопросами»11 . По сравнению с печатью телекоммуникации мозаичны и дают высокую степень свободы. Мы можем выделить особенности телевидения, описанные М. Маклюэном: технологическую мозаичность изображения, складывающегося из множества точек; мозаичность содержания; крупный план как норма телевизионного изображения; предпочтение малого сюжетного действия; быстрая смена сюжетов; прямая трансляция как основа сюжета; перестановка реальной последовательности действий, поскольку результат сообщается в начале сюжета; ТВ ненасытно.

Научно-технический прогресс изменяет телевидение, и, возможно, сейчас оно становится горячим средством коммуникации. Во времена написания М. Маклюэном работы телевидение служило символом освободительной миссии электронных медиа от всевластия печати, от закрепощающих человека допущений чтения. В настоящее время телекоммуникации стали менее свободными, подчиненными власти, с другой стороны, с появлением эффектов 3Б человек погружается в происходящее, но при этом не становится

более активным, а выступает пассивным наблюдателем.

Интернет как новое коммуникативное средство, не был описан М. Маклюэном. При его рассмотрении следует отметить, что в нем присутствует возможность расширения нескольких чувств человека, так как передается он через аудиовизуальный канал. С другой стороны, явление Интернет-реальности требует максимальной вовлеченности и предоставляет для этого множество возможностей. Основными формами общения выступают мгновенные сообщения разного рода — письменного или аудиовизуального. По нашему мнению, Интернет более холодное, чем горячее, средство коммуникации. Основной его особенностью

являются пользователи, их активность, а расширение чувств, схожее с телевизионным, отходит при этом на второй план.

Идеи М. Маклюэна актуальны в настоящее время для современных коммуникаций и развиваются такими учеными, как американский социолог Олвин Гоулднер, американский исследователь Джосайя Меерович, и другими.

Средства коммуникации, взаимодействуя между собой, занимая определенное место в коммуникативном пространстве, образуют особую информационно-коммуникационную реальность и как высокотехничную ее часть — виртуальную реальность. Все эти явления свидетельствуют о постоянном усложнении современного мира.

Примечания

1 Черных А.И. Социология массовых коммуникаций [Текст]: Учеб. пособие / А.И. Черных; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 451, [1] с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7598-0482-6 (в пер.). С.15.

2 Там же. С. 244.

3 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа. Внешнее расширение человека / Пер с англ. В.Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — 2-е изд. — М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. — 464 с. (Приложение к серии «Публикация Центра Фундаментальной Социологии»). ISBN 978-5-91679-58-6. С . 140.

4 Там же. С. 150.

5 Там же. С. 154.

6 Там же. С. 155.

7 Там же. С. 174.

8 Там же. С. 27.

9 Там же. С. 289.

10 Там же. С. 349.

11 Там же. С. 353.

V.A. RODINA

MCLUHAN’S CONCEPT OF COMMUNICATIONS AND MODERNITY

In article approach concept of communications in works of the researcher Herbert Marshall McLuhan. In the given concept sight at communications is presented as «on body expansion». Concepts hot and cold communications, and modern communications are analyzed.

Key words: communications, «hot communications», «cold communications», Internet, Internet reality

Методы коммуникации — Основы бизнеса

  • Домашняя страница
  • Цель
  • Деловой словарь
  • Фотогалерея
  • Факторы производства
  • Безопасность
  • Знаки безопасности
  • 4
  • 9 03 Коммуникация
  • Процесс коммуникации
  • Методы коммуникации
  • Письма
  • Меморандумы
  • Бумаги
  • Расчет стоимости
  • Тест
  • Блог домашних заданий

                                                        Методы коммуникации

Методы коммуникации относятся к различным способам, которыми информация, сообщения, идеи и т. д. передаются (выражаются) для понимания. Существует два типа общения :

  • Вербальное
  • Невербальное

                                                            Вербальное общение
Вербальное общение включает все формы использования слов. Это означает, что используются как устные, так и письменные слова. Вербальное общение делится на письменное и устное. Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация использует символы, отличные от слов, для передачи смысла. Невербальное общение включает в себя общий язык тела говорящего, который будет включать позу тела, жесты рук и общие движения тела.


Способы связи:

  • Устная
  • Письменная
  • Аудиовизуальная
  • Визуальная

: 9 0 0   0     40
Устная коммуникация – это информация, произносимая устно; использование речи. Некоторые из примеров Устное общение :

  • Личное общение
  • Телефонное общение
  • Система оповещения (речь)
  • Мельница неформальных слухов (Виноградное вино)

Преимущества

  • Мгновенная обратная связь
  • Мгновенный обмен идеями, сообщениями, информацией

8 904000 Недостатки 0046

  • Не могу вернуть сказанное
  • Не может

                Письменное общение :
Общение с помощью письменных символов (печатных или рукописных). Некоторые из примеров:

  • Письма
  • Памятки
  • Отчеты
  • Политики
  • Информационный бюллетень
  • Система жалоб
  • Система предложений 9037 9037 9003 Преимущества 9037
  • 9003 0040

    • Дает ссылку
    • Улучшает устное общение

    Недостатки

    • Производство может быть дорогостоящим
    • Может потребовать много времени

                    Аудиовизуальная коммуникация
    Общение с использованием как произнесенных слов, так и символов (знаков).

                    Визуальная коммуникация
    Общение с использованием символов для представления.

    Преимущества

    • Улучшает устную и письменную коммуникацию
    • Подходит для лиц с нарушениями речи (барьер)

    Недостатки Может быть

    1 90 сложно интерпретировать

Аудиовизуальная связь Определение | Law Insider

  • ‘означает устное или письменное сообщение, не являющееся общедоступным, в отношении которого не направляется разумное предварительное уведомление всем сторонам, но оно не должно включать запросы на отчеты о статусе по какому-либо вопросу или процедуре, охватываемой этот подраздел.

  • означает излучающие или принимающие по путям, которые не обеспечены какой-либо материальной субстанцией, сконструированной или предназначенной для этой цели, электромагнитной энергии с частотой, не превышающей трех миллионов мегагерц, являющейся энергией, которая либо—

  • означает любой способ связи, кроме письменных электронных писем контактному лицу, указанному для данного RFP.

  • означает сеть электронной связи, используемую полностью или главным образом для предоставления общедоступных услуг электронной связи, которые поддерживают передачу информации между точками подключения сети;

  • означает систему передачи данных, которая позволяет нескольким независимым устройствам обмениваться данными друг с другом, включая ее внутренние мосты и физически подключенные к ней рабочие станции.

  • означает общение посредством электронной связи, конференц-телефона, видеоконференции, Интернета или других средств, с помощью которых лица, физически не находящиеся в одном и том же месте, могут общаться друг с другом практически одновременно.

  • означает сообщение, не предназначенное для раскрытия третьим лицам, за исключением тех, кому раскрытие информации необходимо для оказания профессиональных юридических услуг клиенту или тех, кто разумно необходим для передачи сообщения.

  • означает «письменное или устное сообщение, относящееся к кампании по выдвижению или избранию на государственную должность или должность политической партии или кампании по какому-либо меру».

  • означает любую звуковую передачу, осуществляемую полностью или частично с использованием средств передачи сообщений с помощью проводов, кабелей или других подобных соединений между пунктом происхождения и пунктом приема (включая использование такого соединения в коммутационной станции), предоставленной или эксплуатируемой любым лицом, занимающимся предоставлением или эксплуатацией таких средств для передачи межгосударственных или иностранных сообщений или сообщений, затрагивающих межгосударственную или иностранную торговлю;

  • означает любое устное сообщение, произнесенное лицом, ожидающим, что такое сообщение не подлежит прослушиванию при обстоятельствах, оправдывающих такое ожидание, но этот термин не включает любое электронное сообщение;

  • означает заявление, устное или записанное, устное или невербальное, которое делается во время посредничества или делается с целью рассмотрения, проведения, участия, инициирования, продолжения или повторного созыва посредничества или найма посредника.

  • означает связь, которая:

  • означает физический или виртуальный путь связи, по которому передаются сигналы между точками завершения канала клиента.

  • означает телекоммуникационную услугу, которая дает покупателю право на исключительное или приоритетное использование канала связи или группы каналов между или между оконечными точками, независимо от способа, которым такой канал или каналы соединены, и включает коммутационную способность, расширение линии, станции и любые другие сопутствующие услуги, предоставляемые в связи с использованием такого канала или каналов.

  • означает Сеть электронных коммуникаций, полностью или в основном предназначенную для предоставления Услуг электронной связи представителям общественности;

  • означает любое устное или письменное общение с потенциальными инвесторами, осуществляемое в соответствии с разделом 5(d) Закона о ценных бумагах.

  • означает электронное устройство или процесс, который:

  • или «CP» означает лицо, которое подписывает настоящий Контракт с BT и является лицом, предоставляющим Сеть электронных коммуникаций общего пользования;

  • означает любое сообщение «Проверка воды», которое является письменным сообщением по смыслу Правила 405 Закона о ценных бумагах.

  • означает набор оборудования и компонентов сети, включая провода, кабели, антенны и связанные с ними средства, используемые поставщиком услуг связи для предоставления услуг связи.

  • означает в отношении любого действия и любой Секьюритизации любое письменное сообщение, предназначенное для Рейтингового агентства, которое должно быть доставлено не менее чем за десять (10) Рабочих дней до завершения такого действия, в формате электронного документа, подходящего для размещения на веб-сайте. поставщику информации 17g-5 в соответствии с применимым Соглашением об обслуживании секьюритизации.

  • означает телекоммуникационную услугу, которая дает покупателю право на исключительное или приоритетное использование канала связи или группы каналов между точками завершения или между ними, независимо от способа подключения этого канала или группы каналов, и включает коммутационную способность , добавочные линии, станции и любые другие сопутствующие услуги, предоставляемые в связи с использованием этого канала или группы каналов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *