Стадии психосоциального развития
Эпигенетическая теория Э. Эриксона
Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994)
Американский психолог, психоаналитик, автор эпигенетической теории развития личности (Центральная идея эпигенетической теории состоит в том, что основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез). Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.
Основные положения теории Эрика Эриксона
Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:
личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития
Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.
Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго
стадия | возраст | Психо-социальный кризис | Сильная сторона |
Орально-сенсорная | 0-1 год | Базовое доверие – недоверие к миру | Надежда |
Мышечно-анальная | 2-3 года | Автономия – стыд, сомнение | Способность к волеизъявлению |
Локомоторно-генитальная | 4-6 лет | Инициативность – вина | Целеустремленность |
Латентная | 7-11 дет | Трудолюбие – некомпетентность | Компетентность |
Подростковая | 12-18 лет | Достигнутая (гармоничная) идентичность — диффузная идентичность | Верность себе |
Молодость (ранняя взрослость) | 19-35 лет | Близость – изоляция | Любовь |
Взрослость | 35-60 (65) лет | Продуктивность – застой | Забота |
Зрелость (старость) | От 65 лет | Эго-интеграция – отчаяние | Мудрость |
I стадия.
Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.
II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Модус эго – возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой.
Ценные
качества, приобретаемые на этом этапе:
самоконтроль и сила воли. На этом
этапе на первый план выходит развитие
самостоятельности на основе моторных
и психических способностей. Ребенок
осваивает различные движения. Если
родители предоставляют ребенку делать
самому то, что он может, у него вырабатывается
ощущение, что он владеет своими мышцами,
своими побуждениями, самим собой и, в
значительной мере, средой. Появляется
самостоятельность. Если воспитатели
проявляют нетерпение и спешат сделать
за ребенка то, на что он и сам способен,
развивается стыдливость и нерешительность.
Если родители постоянно бранят ребенка
за мокрую постель, запачканные штанишки,
пролитое молоко, разбитую чашку и т.п.
– у ребенка закрепляется чувство стыда
и неуверенность в своих способностях
управлять собой и окружением. Внешний
контроль на
этой стадии должен твердо убеждать
ребенка в его силах и возможностях, а
также защищать от анархии. Исход этой
стадии зависит от соотношения
сотрудничества и своеволия, свободы
самовыражения и ее подавления. Из чувства
самоконтроля,
как свободы
распоряжаться собой без
утраты самоуважения,
берет начало прочное чувство
доброжелательности, готовности
к действию и гордости своими
достижениями, чувство
собственного достоинства. Из ощущения утраты
свободы распоряжаться
собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит
устойчивая
III стадия. Локомоторно-генитальная Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере.
Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенокIV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.
V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст 12 – 18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Модус эго – Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
VI стадия. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст. Задача этапа: близость против изоляции.
Модус эго – поиск близких отношений, создание семьи.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости –одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
Теория психосоциального развития (Э. Эриксон)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Основная (профессиональная) образовательная программа подготовки магистратуры по направлению 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии»
Доклад
ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(Э. ЭРИКСОН)
Обучающегося I курса
очной формы обучения
Скворцовой Яны Юрьевны
Преподаватель:
кандидат психол. наук, доцент
кафедры сурдопедагогики
Вощилова Н.В.
Санкт-Петербург
2020
Определение
Психосоциальное развитие — теория
психосоциального развития личности, созданная
Эриком Эриксоном, в которой им описывается 8
стадий развития личности и делается акцент на
развитии Я индивида.
В отличии от Фрейда, уделявшего основное
внимание детству человека, Эриксон утверждал, что
человек развивается всю жизнь.
Основная идея Эриксона – на каждой стадии
психосоциального развития у человека происходит
кризис.
Введение
■ Эриксон утверждал, что особенности
становления личности зависят от культурного
и экономического уровня развития общества.
■ Содержание развития личности определяется
тем, что общество ожидает от человека,
какие задачи ставит перед ним на разных
возрастных этапах.
■ В основе выделения стадий развития лежит то,
что Эриксон называл эпигенетическим
принципом.
Эрик Эриксон
■ Эриксон считал, что последовательность стадий
— это результат биологического созревания.
СОДЕРЖАНИЕ
УТВЕРЖДЕНИЯ
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ЭРИКА
ЭРИКСОНА
Социум для ребенка не антагонистичен
Личности и общество находятся в отношениях
сотрудничества, обеспечивающие гармоничное
развитие личности.
Личность развивается от рождения
до смерти
Развитие личности для Эрика Эриксона – пассивный
личностный рост, где главным является не достижение тех
или иных вершин, а “согласие с самим собой”.
Личность развивается через
последовательные этапы жизни
В развитии личности есть некоторые обязательные и
следующие друг за другом ступени, которые должен пройти
каждый в своем развитии.
В развитии человека
восемь стадий
По мнению Эриксона развитие
продолжается всю жизнь,
причём каждая из стадий
развития отмечается
специфичным для неё
конфликтом, благоприятное
разрешение которого приводит к
переходу на новый этап.
Этапы жизни, как стадии развития
личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория.
Эпигенез – наличие целостного врожденного плана,
определяющего основные стадии развития.
Каждую стадию своего развития человек
может пройти как благополучно, так и нет
Если конфликт разрешается благополучно, то человек
переходит на следующую стадию с хорошими предпосылками
для преодоления кризиса.
Если конфликт разрешается неблагополучно, человек всё
равно переходит на следующую стадию, но нерешенные
проблемы переходят вместе с ним, вызывая у личности
внутренние переживания.
Переход от стадии к следующей стадии
является личностным кризисом
На каком-то этапе жизни человеком оказываются
альтернативные пути развития, и в зависимости от его
выбора личностное развитие может оказаться как
позитивным и гармоничным, так и негативным, с
нарушениями развития и расстройствами эмоциональноличностной и познавательной сфер.
В кризисе теряется эго-идентичность,
задача психотерапевта – ее вернуть
Главное в жизни человека – быть в согласии с самим
собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность
обозначает целостность развивающейся личности;
тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на
те изменения, которые происходят с нами в процессе роста
и развития.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ
ЭРИКСОНУ
Младенчество
(0 – 1 г.)
При прогрессивном развитии доверительное отношение
проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком
сне, ненапряжённости внутренних органов.
Материнская любовь и нежность определяет уровень
веры и надежды, вынесенной из первого жизненного
опыта.
Начинает формироваться идентичность развивающейся
личности.
Раннее детство
(1 – 3 года)
В этом периоде расширяются возможности малыша: он
начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители
должны способствовать сохранению чувства
самостоятельности ребёнка.
Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть
разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства
сомнений и стыда.
Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх
«потерять лицо», постоянная тревога, скованность,
необщительность.
Детство
(3 – 6 лет)
Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает
мужскую и женскую модель поведения. Он становится
более самостоятельным, формируется инициатива.
Если его поведение становится агрессивным, инициатива
ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и
тревоги. Закладываются новые внутренние инстанции –
совесть и моральная ответственность за свои мысли,
желания и действия.
Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть
малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх
перед наказанием, мстительность, будет тормозиться
инициатива, разовьётся пассивность.
Школьный возраст
(6 – 12 лет)
Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и
овладением новыми знаниями и умениями, постигаются
основы трудового и социального опыта, появляется
возможность признания окружающими и приобретение
чувства компетентности.
Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает
свою неумелость или неспособность, неуверенно себя
чувствует среди сверстников, то образуется чувство
неполноценности.
Этот период является своеобразным началом
профессиональной идентификации.
Отрочество и юность
(12 – 20 лет)
Начинает формироваться идентичность. Начинается
взросление, меняется внешность, происходит включение в
новые социальные группы, приобретаются новые
представления о себе.
Целостная идентичность личности, самостоятельность,
инициативность и компетентность позволяют молодым
людям решать задачу самоопределения, выбора
жизненного пути.
Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе,
наблюдается диффузность идентичности. Появляется
инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь,
устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и
опустошённости.
Ранняя зрелость
(20 – 25 лет)
В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема
интимности (близости), появляется истинная
сексуальность. Человек готов к близости с другим и в
сексуальном, и в социальном плане.
Это время создания семьи. Оно приносит любовь,
понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом
и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в
заботе, уважении, ответственности за спутника жизни.
Если же человек не способен любить и устанавливать
близкие отношения с другими людьми, то это приводит к
изоляции и одиночеству.
Средний возраст
(25 – 65 лет)
Основное – это «отношение человека к продуктам своего
труда и к своему потомству», забота о будущем
человечества.
Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче
своего опыта и идей следующему поколению. Желание
внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в
отношениях со своими детьми.
Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в
семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том,
чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет,
появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Поздняя зрелость
(после 65 лет)
Человек принимает пройденный им жизненный путь как
должное и обретает целостность личности.
Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность
сказать: «Я доволен».
Дети воспринимаются как продолжение себя, страх
смерти исчезает.
Если же человек недоволен своей прожитой жизнью,
считает её чередой ошибок, появляется раздражение и
отчаяние от приближения к концу.
Заключение
Важнейшими достоинствами психосоциальной
теории развития Эриксона являются
следующие:
в стадиях жизненного пути верно отражены
центральные проблемы развития индивида;
подчеркивается адаптивная, социальная
природа личности;
анализируется динамика отношений семьи и
социокультурного окружения;
определены генетические возможности
позитивного разрешения кризисов.
Литература
■
Петрова Ю. А., Красова О. С. Эрик Эриксон: серия Гуру Менеджемента. Режим
доступа: https://bookscafe.net/download/krasova_olga-erik_erikson-87673. epub
■
Электронная энциклопедия практической психологии «Психологос». Режим доступа:
https://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razvitiya-lichnosti-erika-eriksona
ТЕОРИЯ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ Э. ЭРИКСОНА
Задания
■ Ответьте на вопрос. От чего зависят особенности становления личности по мнению Э.
Эриксона?
■ Отметьте верные утверждения.
1.
Содержание развития личности не определяется тем, что общество ожидает от человека,
какие задачи перед ним ставит.
2.
Социум для ребенка не антагонистичен
3.
По мнению Э. Эриксона, в развитии личности нет некоторых обязательных и следующих
друг за другом ступеней
4.
Возможно как негативное, так и позитивное разрешения кризиса
■ Ответьте на вопрос. Что является (что такое) личностным кризисом?
■ Ответьте на вопрос. Благоприятное разрешения конфликта на четвертой стадии?
Задания
■ Составьте таблицу по теме: Этапы развития личности по Э. Эриксону
■ Согласны ли Вы с положением теории развития личности Эрика Эриксона:
развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае
благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену
другому? Напишите развернутый ответ.
■ Сравните теорию развития личности Э. Эриксона и теорию развития личности З.
Фрейда.
■ Раскройте значение следующего положения Э. Эриксона: важную роль в
становлении личности играет общество.
Erickon’s Psychosocial Stages of Development
|
что на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с определенными кризисами, которые способствуют нашему психосоциальному развитию. Он представил эти кризисы как 8 стадий психосоциальных конфликтов, часто называемых 8 9 стадиями.0025 Эриксон этапы
. Каждая из восьми стадий Эриксона характеризуется двумя противоречивыми эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, обычно обозначаемые как « синтоническая » и « дистоническая » диспозиции. Эти диспозиции вызывают кризис или задачу, которую нам необходимо разрешить или освоить.
Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, когда мы успешно разрешаем этот кризис, мы обретаем чувство компетентности. Невыполнение этого требования может привести к чувству неполноценности и менее здоровой личности.
Стадии развития Эриксона
Доверие и недоверие
Первая стадия психосоциального развития Эриксона начинается от младенчества до 18 месяцев. На этом этапе младенцы должны научиться доверять другим, особенно тем, кто заботится об их основных потребностях.
Маленькие дети могут рассматривать этот «новый мир» как угрозу, поскольку их выживание должно зависеть от других. В зависимости от того, как с ними обращаются опекуны, это чувство угрозы может смениться доверием.
Воспитатели, чутко и чутко реагирующие на основные потребности своего ребенка, такие как пища и кров, помогают ребенку развить чувство безопасности. Когда эти младенцы узнают, что они получат необходимую им помощь, когда они в ней нуждаются, они начинают чувствовать себя в безопасности и учатся доверять окружающим людям.
С другой стороны, опекуны, которые не реагируют на потребности своего ребенка, могут заставить его ребенка рассматривать этот «новый мир» как ненадежный и непредсказуемый. У этих детей может развиться чувство беспокойства и недоверия, что повлияет на то, как они взаимодействуют с другими людьми по мере взросления.
Добродетель, которая развивается при здоровом разрешении кризиса на этом этапе, — это «надежда». Это проявляется в глубокой вере и представлении о том, что все будет хорошо.
Самостоятельность против стыда/сомнения
Малыши в возрасте от одного года до трех лет находятся на второй стадии Эриксоновского этапа развития. Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, дети на этом этапе борются с проблемами личного контроля и становления себя как личности.
По мере того, как дети растут физически и умственно, они приобретают навыки, которые позволяют им стать частично независимыми от своих опекунов. Например, они могут играть со своими игрушками, есть, ходить на горшок и даже одеваться.
Обладая определенной степенью доверия и зарождающимся самосознанием, эти малыши начинают уделять больше внимания своим собственным суждениям по мере прохождения этих этапов развития. Терпение и поддержка родителей имеют решающее значение в формировании успеха их ребенка на этом этапе Эриксоновских стадий.
Дети, которые не могут позаботиться о своих основных потребностях и продолжают полагаться на своих опекунов, могут начать сомневаться в своих способностях. Им также может быть стыдно, когда они видят, как другие дети их возраста выполняют эти задания.
Добродетель, которая развивается на этой эриксоновской стадии, называется «Воля». Воспитатели, которые воспринимают волю и самообладание своих детей как здоровое стремление к независимости, помогут своим детям стать самостоятельными, самодисциплинированными и ответственными личностями, способными здраво рассуждать и самостоятельно принимать решения.
Инициатива против чувства вины
По мере того, как малыши становятся дошкольниками, у них начинает развиваться целеустремленность. Им нравится исследовать и делать что-то самостоятельно.
Когда они достигают третьего этапа Эриксоновского этапа, дети узнают о новых концепциях в школе и в процессе социального взаимодействия. Игры и воображение признаются в теории Эриксона средствами, с помощью которых эти дети познают себя и свой социальный мир. Им нравится пробовать что-то новое и учиться сотрудничать с другими для достижения общих целей. Они чаще самоутверждаются, у них начинает развиваться чувство целеустремленности.
Дети этого возраста любят разыгрывать различные семейные сценки и роли, например, учителей, полицейских, врачей, как они видят по телевизору. Они придумывают истории с игрушками, чтобы продемонстрировать, что, по их мнению, является взрослым миром. Они также начинают исследовать свое окружение и задают много вопросов «почему».
По мере того, как эти дети проходят эти этапы развития, они начинают выполнять больше задач. Они также узнают о важности социального одобрения. Они начинают понимать, что некоторые вещи, которые они хотят делать, могут не одобряться другими. Очень важно, чтобы воспитатели поощряли и направляли своих детей к исследованиям в рамках ограничений.
Чрезмерно контролирующие и чрезмерно строгие воспитатели, которые отговаривают своих детей от изучения новых вещей, могут вызвать у их детей чувство вины. Эти дети могут считать себя помехой для других, и в результате они берут на себя роль «последователей». Это может иметь негативное влияние на их социальную жизнь, а также может препятствовать их творчеству.
Успех на этом этапе Эриксоновского этапа приведет к целеустремленности, что демонстрируется тем, как дети принимают решения, выдвигают новые идеи, а также работают и играют с другими.
Трудолюбие против неполноценности
В младшем школьном возрасте (6-13 лет) дети становятся более конкурентоспособными. Они хотят делать то, что могут делать их сверстники. Они учатся читать, писать, заниматься математикой и заниматься спортом. Учителя играют важную роль в жизни этих детей, поскольку именно они обучают их этим навыкам.
В это время дети начинают расширять свою социальную сеть. Они узнают свои способности, а также способности других. Они сравнивают себя со своими сверстниками, поскольку чувствуют необходимость подтвердить свою компетентность. Они чувствуют себя гордыми и уверенными, когда могут делать что-то не хуже своих сверстников. Если они не соответствуют требованиям, они чувствуют себя хуже.
Согласно теории Эрика Эриксона, дети развивают добродетель «компетенции», разрешая кризис на этом этапе. Эта добродетель проявляется в создании вещей, получении результатов, применении навыков и чувстве способностей.
Идентичность и смешение ролей
Эта стадия Эриксоновского развития происходит в подростковом возрасте (13-21 год). Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. Это также поворотный момент, когда «то, кем человек стал» встречается с «человеком, которым общество ожидает, что он станет».
В этот момент в организме молодых людей происходят большие изменения. Они начинают размышлять о роли, которую они хотят играть во взрослом мире. Они исследуют экзистенциальные вопросы, такие как «Кто я?» и «Кем я могу быть?». Они также пытаются развивать свою профессиональную и сексуальную идентичность, исследуя различные возможности.
Молодые люди, добившиеся успеха на этом этапе, развивают сильное чувство идентичности. Когда они сталкиваются с трудностями и проблемами, они могут придерживаться своих принципов, идеалов и убеждений. Те, кому не удается установить свою собственную идентичность на этом этапе, как правило, путаются в себе и своем будущем. В конечном итоге они могут следовать идеям других людей.
Теория Эриксона предполагает, что молодые люди, которым удается разрешить кризис на этом этапе, развивают добродетель «верности». Это характеризуется самооценкой и уверенностью в себе, которые необходимы для свободного общения с людьми и убеждениями на основе их ценности, лояльности и честности.
Близость или изоляция
После того как на пятой стадии у молодых людей (21–39 лет) развилось сильное чувство идентичности, на 6-й стадии эриксоновской стадии психосоциального развития начинают беспокоить поиски компании и близости.
Именно на этом этапе развития молодые люди думают о том, чтобы остепениться и создать семью, и они более склонны к жертвам и компромиссам ради своих отношений.
Однако по мере того, как они строят отношения с другими, они также сталкиваются с отказами, такими как отказ от кого-то, кто им нравится, и расставание со своими партнерами. Болезненные отказы, а иногда и страх быть отвергнутыми могут привести к тому, что Эриксон назвал «дистанцированием». Это происходит, когда молодые люди изолируют себя, чтобы избегать и даже уничтожать людей и негативные силы, которые кажутся им вредными.
Добродетель, которая развивается при разрешении кризиса на этом этапе, называется «любовь». Молодые люди развивают способность предлагать любовь как физически, так и эмоционально, и принимать любовь взамен. Они также становятся более искусными в формировании искренних взаимных отношений и связи с другими для взаимного удовлетворения.
Генерация против стагнации
На этом этапе Эриксона основной задачей взрослых людей среднего возраста (40–65 лет) является оставление наследия. Они чувствуют потребность быть продуктивными и вносить свой вклад в общество. Например, они могут стать волонтерами в своей церкви или наставлять маленьких детей. Они хотят оставить наследие и сделать этот мир лучше для будущих поколений.
На этом этапе могут произойти важные вехи, такие как уход детей из дома, изменение карьеры и т. д. Некоторые люди могут испытывать кризис среднего возраста и бороться с поиском новых целей в жизни. Неспособность разрешить кризис на этом этапе может привести людей к стагнации. Они перестают интересоваться своим окружением и окружающими их людьми.
Успешно разрешая кризис на этом этапе, люди развивают добродетель «заботы». Они могут предложить безоговорочную поддержку своим детям, своему сообществу и обществу.
Целостность против отчаяния
На последней стадии Эриксоновского развития люди находятся в позднем взрослом возрасте (65 лет и старше). Как правило, это пенсионеры. Для них важно чувствовать удовлетворение, зная, что они сделали что-то значительное и внесли значительный вклад в общество в молодые годы.
Когда они оглядываются на свою жизнь, они испытывают чувство целостности, когда они гордятся своими достижениями. Они довольны тем, как с ними поступили, и мало о чем жалеют. Это действительно возможно, если они успешно разрешили психосоциальные кризисы на ранних стадиях Эриксона.
Люди, потерпевшие неудачу на этом этапе, впадают в отчаяние. они чувствуют, что потратили свою жизнь впустую, и испытывают много сожалений.