Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стадии развития личности по теории э эриксона называются: 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития по Эрику Эриксону — 1 и 2 стадии — 27 ноября 2003

В данной статье мы вновь обращаемся к проблеме развития. Но на этот раз мы коснемся этой проблемы в более широком смысле. В разделе ’Особый ребенок’ мы уже сталкивались с описанием стадий психосексуального развития ребенка (по З.Фрейду). Сегодня мы познакомимся с теорией развития Эрика Эриксона. Некоторые этапы развития согласно данной теории соответствуют стадиям развития по Фрейду. Однако, в отличие от Фрейда, модель Эрика Эриксона является психосоциальной. Подобно Фрейду Эриксон полагает, что ранний опыт имеет исключительное значение для дальнейшего развития личности, которое не прекращается вплоть до самой смерти. Согласно Эриксону наиважнейшее значение для развития личности имеет разрешение социального конфликта, который возникает всякий раз в критических точках развития. Мы можем вспомнить всем известные кризисы 1 года, 3 и 7 лет, а также кризис подросткового возраста. В данной статье мы попробуем взглянуть на содержание возникающих конфликтов в этих кризисных точках с позиции Эриксона, а в следующей статье посмотрим, как личность развивается дальше, вплоть до своей смерти.

Эрик Эриксон выделяет всего восемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон ’Детство и общество’). По его мнению, все люди проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, то есть разрешение предыдущего конфликта обязательно влияет на успешность разрешения последующего. Теория Эриксона хороша тем, что оставляет человеку шанс измениться в любой момент своей жизни, она как будто лишена оттенка предопределенности и неизбежности. Первую стадию развития человека Эриксон называет ’Доверие или недоверие’. Эта стадия довольно насыщенная по темпам развития и соответствует так хорошо нам знакомому младенческому периоду, а кризисная точка этой стадии соответствует кризису первого года. Ведущей потребностью для ребенка на этой стадии является потребность во внимании и ласке. Младенец нуждается в тщательном и неформальном уходе, мать должна улавливать малейшие изменения в состоянии ребенка. По тому, как за ними ухаживают, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Отсутствие поддержки, игнорирование детского плача, лишь формальное ухаживание за ребенком влечет за собой формирование базового недоверия к миру. Важной является стабильность окружающей среды ребенка и в физическом и в психологическом смысле. Наверняка, именно поэтому возникла система почасового кормления ребенка и строгий режим дня. Пожалуй, режим действительно важен для ребенка, но гораздо более важным является для него уверенность матери при выполнении режимных манипуляций (кормлление, пеленание, массаж, игры и т.д.). В данном случае мать, которая постоянно меняет разные режимные установки (по мере прочитывания все новой и новой литературы по уходу за ребенком, или же в силу собственной неуверенности) будет проигрывать по сравнению с матерями, который вообще не соблюдают никакого режима и действуют по интуиции, чувствуют свое дитя. В младенчестве мать и близкие люди — это целый мир для ребенка, и оттого, как этот ’мир’ себя ведет по отношению к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к миру.

Вторая стадия психосоциального развития ’Автономия или стыд и сомнение’ занимает период до трех лет. Предметом конфликта на этой стадии у ребенка является вопрос ’Могу ли я управлять собственным поведением?’. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство уверенности в себе. Вспомните, как ваш ребенок часто повторяет ’Я сам’ и отодвигает ваши руки, когда вы протягиваете их на помощь. ’Конечно же сам!’ — улыбаются матери, даже не подозревая, сколько позитива несет эта фраза. Другие матери прерывают ребенка, раздражаются на копошение во время одевания, на грязную рубашку во время умывания, на грязный стол вокруг детской тарелки. А ведь если ребенок постоянно терпит неудачу и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, он привыкли испытывать стыд и сомнение в собственных силах. Таким образом, исхода этой стадии может быть два: либо автономия и самостоятельность, либо сомнение и стыд. Многие родители требуют от ребенка уверенного поведения, особенно в подростковом возрасте, когда пытаются научить его принимать самостоятельные решения. На самом деле элементарное отсутствие терпения к неудачам ребенка может привести к перенесению способов реагирования чувством стыда на любые жизненные неудачи. Нам довольно знакомы такие люди, у которых опускаются руки, когда перед ними встает трудноразрешимая проблема, ведь они боятся ошибиться!

Естественно, человек, имеющий не самый лучший исход этих стадий в детстве, вовсе не обречен на их роковое пожизненное влияние. Любой может измениться в любом возрасте, решая проблему на той стадии, на которой он находится. К сожалению, чем больше неразрешенных конфликтов накапливается у человека, тем тяжелее ему все это разгребать. Кажется, что родителям полезно знать об этих стадиях психосоциального развития, чтобы иметь возможность вырастить психически здорового и высоко адаптивного ребенка.

(продолжение следует)

По теме

  • 20 января 2004, 13:13

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 3)
  • 16 декабря 2003, 12:36

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)

Ольга Андрущенко

ПсихологияРазвитиеРебенок

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Стадии развития личности по Э. Эриксону

5 апреля в 07:00

Исследовния в психологии,

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)

0 — 1 года

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)

1 — 3 лет

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Мой телеграм-канал о психологии «Заметки психолога»

Профессиональная психологическая терминология, научные исследования, карточки выдающихся психологов, их цитаты и вклад в сообщество.

Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)

3 — 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)

6 — 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Стадия 5: Отрочество и юность

12 — 20 лет

Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Стадия 6: Ранняя зрелость

20 — 25 лет

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Стадия 7: Средний возраст

25 — 65 лет

Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Стадия 8: Поздняя зрелость

после 65 лет

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

8 стадий психосоциального развития Эриксона | Образование, общество и учащийся K-12 |

Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком сцены, который взял спорную теорию психосексуального развития Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию. Эриксон подчеркивал, что эго вносит положительный вклад в развитие, овладевая установками, идеями и навыками на каждой стадии развития. Это мастерство помогает детям стать успешными и полезными членами общества. На каждой из восьми эриксоновских стадий возникает психологический конфликт, который необходимо успешно преодолеть, чтобы ребенок превратился в здорового, уравновешенного взрослого человека.

Эрик Эриксон

Эриксон разработал свои восемь стадий психосоциального развития на основе психосексуальной теории Фрейда.

Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе есть кризис или задача, которую нам нужно решить. Успешное выполнение каждой задачи развития приводит к ощущению компетентности и здоровой личности. Неспособность справиться с этими задачами приводит к чувству неадекватности.

Эриксон также добавил к стадиям Фрейда, обсудив культурные последствия развития; некоторым культурам может потребоваться пройти этапы по-разному в зависимости от их культурных потребностей и потребностей выживания.

Доверие против недоверия

С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять. Это происходит, когда взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка для выживания. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызывать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым. Если с младенцами обращаются жестоко или их потребности не удовлетворяются должным образом, они, скорее всего, вырастут с чувством недоверия к людям в этом мире.

Автономия или стыд/сомнение

Когда малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему автономии против стыда и сомнений , работая над установлением независимости. Это стадия «Я делаю это». Например, мы можем наблюдать зарождающееся чувство автономии у двухлетнего ребенка, который хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Хотя ее наряды могут не соответствовать ситуации, ее вклад в такие базовые решения влияет на ее чувство независимости. Если ему будет отказано в возможности воздействовать на свое окружение, он может начать сомневаться в своих способностях, что может привести к низкой самооценке и чувству стыда.

Инициатива против вины

Как только дети достигают дошкольного возраста (в возрасте 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дети дошкольного возраста должны решить задачу инициатива против вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Инициатива, чувство амбиций и ответственности возникают, когда родители позволяют ребенку исследовать в определенных пределах, а затем поддерживают выбор ребенка.
Эти дети разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива дала осечку или задушена чрезмерно контролирующими родителями — может развиться чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

На этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей трудолюбия против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы понять, на что они способны. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им. Если дети не учатся ладить с другими или имеют негативный опыт дома или со сверстниками, комплекс неполноценности может развиться в подростковом и взрослом возрасте.

Идентичность и путаница ролей

В подростковом возрасте (12–18 лет) дети сталкиваются с задачей
идентичности и смешения ролей.
По Эриксону, главная задача подростка — развить чувство собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, устанавливают цели и пытаются открыть себя «взрослым». Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Когда подростки апатичны, не занимаются сознательным поиском идентичности или вынуждены соответствовать представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и спутанность ролей. Они не будут уверены в своей личности и будут смущены будущим. Подростки, которые изо всех сил пытаются принять положительную роль, скорее всего, будут изо всех сил пытаться «найти» себя во взрослой жизни.

Близость или изоляция

Люди в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) обеспокоены близостью и изоляцией. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Однако, если другие этапы не были успешно преодолены, у молодых людей могут возникнуть проблемы с развитием и поддержанием успешных отношений с другими людьми. Эриксон сказал, что мы должны иметь сильное чувство собственного достоинства, прежде чем мы сможем развивать успешные интимные отношения. Взрослые, у которых в подростковом возрасте не формируется позитивная самооценка, могут испытывать чувство одиночества и эмоциональной изоляции.

Генерация против стагнации

Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации.
Генеративность включает в себя поиск работы в своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. На этом этапе взрослые среднего возраста начинают вносить свой вклад в следующее поколение, часто рожая детей и заботясь о других; они также занимаются значимой и продуктивной работой, которая вносит положительный вклад в общество. Те, кто не справляется с этой задачей, могут испытывать застой и чувствовать, что они не оставляют значимого следа в мире; они могут иметь мало связей с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.

Целостность против отчаяния

С середины 60-х годов и до конца жизни мы находимся в периоде развития, известном как поздняя взрослость. Задача Эриксона на этом этапе называется «
честность против отчаяния».
Он сказал, что люди в позднем взрослом возрасте размышляют о своей жизни и испытывают либо чувство удовлетворения, либо чувство неудачи. Люди, которые гордятся своими достижениями, чувствуют себя цельными и могут оглядываться на свою жизнь с небольшим сожалением. Однако люди, которые не добились успеха на этом этапе, могут чувствовать, что их жизнь прошла впустую. Они фокусируются на том, что «было бы», «должно было быть» и «могло бы быть». Они встречают конец своей жизни с чувством горечи, депрессии и отчаяния.

Вернуться к оглавлению

Что такое теория психосоциального развития?

Если вы хотите получить степень бакалавра социальной работы (BSW) или степень магистра социальной работы (MSW), ваша курсовая работа, вероятно, включала обсуждение теорий и их важности для области социальной работы. Они определяют, как социальные работники рассматривают и подходят к отдельным клиентам, группам, сообществам и обществу.

Теории помогают предсказывать, оценивать и интерпретировать ситуации и поведение и обеспечивают основу для того, как социальный работник должен реагировать и вмешиваться в работу с клиентами, у которых есть определенный опыт, проблемы или цели. Социальные работники обычно знают общепринятые и проверенные теории социальной работы, которые основаны на ценностях социальной работы, и постоянно опираются на эти теории.

В этом введении рассматриваются многие аспекты теории восьмиэтапного психосоциального развития Эрика Эриксона, включая обзор этапов, предположений, приложений, а также сильных и слабых сторон. Включен список книг и онлайн-ресурсов, если вы хотите узнать больше по этой теме.

Теория психосоциального развития представляет собой расширение первоначальных пяти стадий развития Зигмунда Фрейда. Эриксон, психолог и психоаналитик 20-го века, сформулировал теорию восьмиэтапного жизненного цикла в 1919 году.59 на предположении, что окружающая среда играет решающую роль в самосознании, приспособлении, человеческом развитии и идентичности.

Эриксон утверждает в своей психосоциальной теории, что эго-идентичность достигается путем столкновения с целями и вызовами на восьми стадиях развития в течение всего жизненного цикла. Каждая из психосоциальных стадий отличается двумя противоположными эмоциональными силами, известными как противоположные диспозиции, которые приводят к кризису, который необходимо разрешить. Каждый кризис нужно преодолевать как можно быстрее, иначе психология человека в опасности. Однако успешное разрешение конфликта приводит к здоровой личности и достижению основной добродетели. Эго использует эти сильные стороны характера для разрешения последующих кризисов.

1. Доверие против недоверия

Первая стадия психосоциального развития Эриксона начинается с рождения и продолжается примерно до 18 месяцев. Основная задача — доверие против недоверия. Младенцы полагаются исключительно на своих опекунов; таким образом, если лица, осуществляющие уход, отзывчивы и чутки к потребностям своего младенца, это помогает младенцу развить чувство доверия. Апатичные воспитатели, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызвать у ребенка чувство беспокойства, страха и недоверия, а также восприятие мира как непредсказуемого. Развита основная добродетель: надежда.

2. Самостоятельность против стыда и сомнения

Вторая стадия происходит в возрасте от 1,5 до 3 лет. Если ребенку позволить развиваться в своем собственном темпе на этом этапе, он может приобрести самостоятельность и уверенность в себе. Однако, если родители непоследовательны, чрезмерно критичны или чрезмерно защищают, ребенок может сомневаться в своей способности контролировать себя и свой мир. Развита базовая добродетель: воля.

3. Инициатива против чувства вины

Третья из восьми эриксоновских стадий психосоциального развития возникает на дошкольном этапе, в возрасте 3-5 лет. Ребенок может развивать инициативу через социальные взаимодействия, а также путем планирования и начала игры и других видов деятельности. Если занятия ребенка терпят неудачу или подвергаются критике, могут возникнуть чувства неуверенности в себе и вины. Развита основная добродетель: цель.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертая стадия происходит в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период ребенок начинает сравнивать себя со сверстниками. Ребенок учится быть продуктивным и принимать оценку своих усилий и, в свою очередь, может развить чувство выполненного долга и гордости за свою учебу, спорт, общественную деятельность и домашнюю жизнь. Если ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям, может возникнуть чувство неполноценности или некомпетентности. Развита основная добродетель: компетентность.

5. Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия психосоциального развития характеризуется подростковым кризисом идентичности. В возрасте от 12 до 18 лет человек развивает чувство собственного достоинства, экспериментируя с различными социальными ролями. Подросток, успешно формирующий сплоченную, позитивную идентичность, будет иметь сильное чувство идентичности, в то время как подростки, которые не ищут идентичности или на них оказывается давление, могут столкнуться с ролевой неразберихой и развить слабое чувство собственного достоинства. Развита основная добродетель: верность.

6. Близость или изоляция

Шестой этап длится от позднего подросткового до раннего среднего возраста, от 18 до 40 лет. этап. Взрослые, у которых отсутствует позитивная самооценка, могут испытывать эмоциональную изоляцию или одиночество.

Чтобы не чувствовать себя изолированным или одиноким, люди должны научиться не терять себя, когда они делятся друг с другом или заботятся о них. Обретение сильной самоидентификации позволяет человеку достичь истинной близости, в то время как распространение идентичности может быть проблемой. Развита основная добродетель: любовь.

7. Генеративность против стагнации

Седьмая стадия в теории психосоциального развития Эриксона, также называемая генеративностью против эгоцентризма, приходится на возраст от 40 до 65 лет. В середине взрослой жизни у людей есть позитивная цель генеративности. В большинстве случаев это приводит к продолжению рода, наряду с выполнением родительских и социальных обязанностей. Это резко контрастирует с интересом к себе или эгоцентризмом. Развита основная добродетель: забота.

8. Целостность против отчаяния

Заключительный этап теории психосоциального развития в пожилом возрасте (65+) – это период осмысления человеком жизни. Можно либо развить чувство удовлетворения своей жизнью и с миром подойти к смерти, либо развить чувство отчаяния из-за упущенных возможностей и потраченного впустую времени, заставляя человека приближаться к смерти со страхом. Развита основная добродетель: мудрость.

Хотя Эриксон построил свою теорию психосоциального развития на основе многолетних полевых исследований и исследований, эта теория основывается на нескольких предположениях.

  • Социальные ожидания на каждом этапе одинаковы во всех культурах.
  • Влияние родителей существует на всех стадиях детства и юности.
  • Люди развиваются одинаково на всех восьми стадиях.

Теория психосоциального развития утверждает, что люди формируются и реагируют на окружающую среду. По этой причине теория может оказаться полезным инструментом во многих областях, включая социальную работу.

Теория психосоциального развития может быть использована при анализе симптоматического поведения клиента в связи с прошлым травмирующим опытом и конфликтами с текущими задачами развития.

Социальные работники могут использовать «график взросления» Эриксона, чтобы определить индивидуальные проблемы и определить, какая поддержка и услуги лучше всего подходят для решения этих проблем.

Как и у всех теорий, у теории психосоциального развития есть сильные и слабые стороны.

  • Сильной стороной этой теории Эриксона является ее способность связывать важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека. Этот подход обеспечивает прагматическую перспективу развития личности.
  • Однако главная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон признает, что эта теория не может объяснить, как и почему происходит развитие.
  • Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития заключается в том, что она демонстрирует, что средний и поздний взрослый возраст являются активными и значительными периодами личностного роста, в то время как другие теории считают обе стадии несущественными.
  • Эриксон не разъясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
  • К достоинствам теории можно добавить то, что люди могут относиться к различным стадиям через собственный опыт.
  • Теория не предлагает универсального метода разрешения кризиса.
  • В отличие от психоаналитического подхода Фрейда, на котором была построена теория психосоциального развития, Эриксон предлагает более широкий и всеобъемлющий взгляд на человечество.
  • Теория устарела, так как не рассматривает влияние семьи с одним родителем на ребенка.

Теория Эриксона постулирует, что люди продвигаются по стадиям развития в зависимости от того, как они приспосабливаются к социальным кризисам на протяжении всей своей жизни. Эти социальные кризисы определяют, как люди реагируют на окружающий мир. Это дает специалистам по социальной работе группу сигналов, которые помогают определить, насколько успешно клиенты справляются с кризисами и прогрессируют, а также «график взросления».

Восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой ступеньку для движения к правильному росту, который социальные работники могут применять для выявления индивидуальных трудностей и, в свою очередь, предоставления соответствующей поддержки и услуг для решения этих проблем.

Хотя эмпирические исследования подтверждают теорию психосоциального развития Эриксона о том, что положительное разрешение кризисов на всех этапах коррелирует с самооценкой, критики предполагают, что эта теория имеет несколько недостатков.

  • У Эриксона нет диплома об образовании.
  • Теория не в состоянии детализировать, какой опыт необходим для разрешения конфликтов на каждой стадии.
  • Эриксон использовал двусмысленный стиль письма и использовал множество терминов, таких как развитие личности, консолидация личности и потеря права выкупа личности, для определения личности, не предлагая объяснения их использования. Эта практика может сбить с толку читателей или последователей.
  • Теория психосоциального развития фокусировалась на кризисах и утверждала, что завершение одного кризиса необходимо для следующего кризиса в развитии.
  • Используемые социальные объяснения могут быть неприменимы к другим культурам, кроме среднего класса США.
  • Эриксон неадекватно рассматривает опыт женщин, о чем свидетельствует стадия Генерация против Стагнации. Женщины с большей вероятностью откажутся от деторождения и сосредоточатся на себе.

Хотя теория психосоциального развития Эриксона устанавливает временную шкалу взросления, которая имеет эмпирическую поддержку и близка многим, эта теория не соответствует универсальному инструменту социальной работы. Скорее, эта теория лучше всего подходит в качестве дополнения к другим соответствующим теориям и практикам социальной работы.

Вы можете найти следующие связанные книги и онлайн-ресурсы полезными в вашем образовании социальной работы и карьере.

Книги

«Идентичность и жизненный цикл» Эрика Х. Эриксона Здоровье Личность» и «Проблема эго-идентичности», которые знакомят читателя с теориями Эриксона.

«Детство и общество» Эрика Эриксона : Автор обсуждает взаимосвязь между детским опытом и культурными достижениями, анализируя молодые и зрелые, современные и устаревшие элементы человеческой мотивации.

«Жизненный цикл завершен» Эрика Эриксона : Используя бесчисленные примеры из своих тематических исследований, Эриксон продолжает обсуждение психосоциального развития. Как эволюционный психолог, автор предлагает идеи и новые открытия потенциала роста для пожилых людей.

«Социальная работа: психосоциальная терапия» Мэри Вудс и Флоренс Холлис : Введение в психосоциальную терапию, которая обеспечивает сбалансированное внимание к людям, их окружению и способам взаимодействия людей с окружением. Обсуждение включает влияние этнической принадлежности, разнообразие практики социальной работы, изменения ролей в семейной жизни, изменения в идеях и практических подходах.

«Психосоциальная практика и практика, основанная на отношениях», Клаудия Мегеле : Эта книга предлагает критический междисциплинарный анализ тематических исследований вмешательств социальной работы с точки зрения психосоциальных отношений и отношений.

«Оксфордский справочник по развитию идентичности» Кейт К. Маклин (редактор), Мойн Сайед (редактор) : Эта книга знаменует собой поворотный момент в области исследований развития идентичности. Исследователи обсуждают, расширяют и применяют теорию Эриксона к современным проблемам и эмпирическим проблемам. Результатом является всестороннее и современное исследование развития идентичности, которое толкает эту область в провокационных новых направлениях.

Интернет-ресурсы

AdolescentHealth.

org:  Общество здоровья и медицины подростков (SAHM) предлагает множество ресурсов, посвященных физическому и психосоциальному развитию подростков и молодых людей.

Nami.org:  Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями предоставляет информацию о психосоциальном лечении, включая психосоциальную реабилитацию, ассертивное лечение по месту жительства и профессиональную реабилитацию.

HHS.gov:  Министерство здравоохранения и социальных служб США имеет набор ресурсов для специалистов, работающих с молодежью, в том числе руководство по ресурсам для развития детей  для родителей и поставщиков медицинских услуг.

Aap.org:  Клинический отчет Американской академии педиатрии , в котором представлены рекомендации по облегчению и координации помощи между специалистами, школами, поставщиками услуг по охране психического здоровья и социальными службами для детей и молодежи с особыми потребностями в уходе и их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *