Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стиль общение дистанция это в психологии: 5. Общение-дистанция

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

А.В. Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника” В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С. Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска.

.. недолжно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

педагогический общение личность

Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

  • единством делового и личностного общения;

  • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

  1. Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.

  2. Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

  3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

  4. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

  6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.

  7. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.

  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

  9. Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

  10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения.

В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Литература

  1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

  3. Радугина А. А. Психология и педагогика. М., 2000.

  4. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.

  5. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

  6. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

  7. Научный журнал. Вопросы психологии. М., 5-2000.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

по дисциплине – педагогика и психология высшей школы

«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Подготовила:

студентка магистратуры,

заочной формы обучения

Черноцкая Е. С.

Проверила:

доцент, кандидат пед.наук

Косаревская Т.Е.

Витебск 2016

Размещено на Allbest.ru

По попопопопопопоВив

«Стили общения» | Образовательная социальная сеть

Сообщение

По психологии

На тему: Стили общения

Выполнила:

студентка Державина А. Е.

1. Основные стили общения

В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных.

1. Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…”.

Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: “Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”.

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”.

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением. ..

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни…

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…”

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

2. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

 Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

единством делового и личностного общения;

включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.

Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Проксемика: как межличностная дистанция передает близость

Изучение того, что люди сообщают, стоя ближе или дальше, называется проксемикой. В сочетании с изучением языка тела (известного как кинесика) и прикосновения (называемого тактильным) это является важным компонентом невербального общения для успешных свиданий и отношений.

В предыдущих постах я уже рассказывал о Кинесиксе как части чтения языка тела и использования языка тела для привлечения внимания партнера. Мы также изучили основы тактильных ощущений, обсуждая общее влияние прикосновения на привлекательность. Кроме того, мы ранее объединили эти кинетические и тактильные навыки, чтобы помочь вам найти свой предпочтительный стиль флирта в целом.

Тем не менее, что происходит, когда вы хотите выйти за рамки простого привлечения внимания и небрежного флирта? Как понять, что партнер чувствует себя с вами по-настоящему комфортно и близко? К счастью, третий аспект невербальной коммуникации, проксемика, может ответить на эти вопросы.

Проксемика, близость и межличностная дистанция

Первоначальные исследования проксемики были проведены Холлом (1966), который предположил, что люди управляют своей социальной дистанцией друг от друга как способом регулирования того, сколько ощущений или стимуляции они получают от других людей.

Проще говоря, если человек хочет потрогать и понюхать потенциального партнера, он должен подойти достаточно близко, чтобы сделать это. Если они не хотят прикасаться или нюхать (или хотят избежать прикосновений и запахов), то вместо этого они держатся подальше и ограничивают взаимодействие только менее интимными ощущениями зрения и слуха.

Используя эту первоначальную теорию, Холл (1966) далее разделил социальные дистанции на четыре основных типа. Эти четыре расстояния также послужили общими категориями для последующих проксемических оценок (Hans & Hans, 2015). Таким образом, в США исследования обычно поддерживают следующие четыре социальных дистанции и значения:

  • Публичное расстояние (более 12 футов): Наименьшее интимное расстояние, обычно предназначенное для публичных выступлений, демонстрации власти или ощущения безопасности. Это расстояние в основном ограничивает людей в возможности видеть друг друга и громко разговаривать.
  • Социальная дистанция (от 4 до 12 футов): Используется для более формальных взаимодействий, но при этом держит других на безопасном расстоянии. Это расстояние позволяет людям лучше видеть и слышать друг друга, но все же не позволяет им прикасаться друг к другу.
  • Личное расстояние (от 1,5 до 4 футов): Это личное пространство или «пузырь», который обычно предназначен для близких людей и друзей. На таком расстоянии люди могут говорить тихо, чтобы их не услышали, и четко наблюдать за невербальной коммуникацией друг друга. Кроме того, люди также достаточно близки, чтобы протянуть руку и коснуться друг друга в социальном плане (например, похлопать по руке, пожать руку, коснуться локтя и т. д.).
  • Близкое расстояние (менее 1,5 футов): Это место предназначено для романтических партнеров, семьи и близких друзей. В первую очередь это используется для более интимных прикосновений, будь то дружеского характера (например, объятия) или романтических (например, поцелуев). Кроме того, на таком расстоянии люди, вероятно, тоже могут чувствовать запах друг друга.

Глобальное сравнительное исследование Sorokowska et al. (2017) поддерживает эти общие категории. Тем не менее, исследователи отмечают, что интервалы между категориями могут меняться в зависимости от пола, возраста или страны проживания человека. В частности, их результаты показали, что женщины, как правило, предпочитают большую социальную и личную дистанцию, чем мужчины. Кроме того, пожилые люди, как правило, предпочитают большие личные и интимные расстояния. Кроме того, играет роль и температура страны или места: люди в более холодном климате держатся подальше от незнакомцев, а люди в более теплом климате, как правило, держатся подальше от интимных партнеров.

Знакомства и расстояние

Принимая во внимание приведенные выше результаты, мы можем начать понимать, как физическая близость соотносится с психологической и эмоциональной «близостью» и комфортом. Когда людям некомфортно друг с другом или они только знакомятся друг с другом, они держатся на расстоянии. Однако по мере того, как они становятся более близкими знакомыми, они также более тесно делят пространство. Вот почему язык тела также имеет тенденцию меняться во время взаимодействия: партнеры изначально сдержанны и замкнуты, но открываются и склоняются по мере развития разговора.

Кроме того, как первоначально заметил Холл (1966), расстояние используется для управления межличностной стимуляцией. С одной стороны, люди часто сближаются в романтических отношениях, чтобы начать более интимные прикосновения. Или, с другой стороны, они держатся на расстоянии, чтобы оставаться вне досягаемости и поддерживать отношения просто как друзья. Таким образом, если ваш спутник находится слишком далеко, чтобы прикасаться к нему, то он сообщает, что ему не нравится такой уровень физической близости — по крайней мере, пока. Однако, если они находятся на личном или интимном расстоянии (по собственному выбору, а не в лифте), они также могут захотеть, чтобы к ним прикасались чаще.

Конечно, есть и другие причины, по которым свидание может сохранять дистанцию, даже если они хотят сблизиться. Например, свидания и отношения во время пандемии мотивируют всех оставаться «социально дистанцированными» друг от друга. Кроме того, люди, которые застенчивы или используют традиционный / вежливый стиль флирта, также могут держаться подальше от партнера, даже если они романтически заинтересованы.

Учитывая все это, важно рассматривать межличностную дистанцию ​​только как часть информации в сочетании с остальной частью вербального и невербального общения. Например, застенчивый человек, который кажется сдержанным и незаинтересованным, может все же косвенно выражать интерес к свиданию. Точно так же кто-то с традиционными ценностями или кто осознает социальное дистанцирование, может все еще строить взаимопонимание и развивать влечение посредством разговора. Кроме того, некоторым женщинам может быть неудобно приближаться к мужчинам в целом, они посылают сигналы, чтобы заставить мужчину подойти к ним. Таким образом, рассматривая общение на разных уровнях, вы можете лучше понять общую заинтересованность партнера. Однако, если вы все еще сбиты с толку или не уверены, вместо того, чтобы строить предположения, может быть эффективнее прямо попросить о том, чего вы хотите, особенно если это также требует более романтического или сексуального взаимодействия.

© Джереми С. Николсон, 2021, MA, MSW, Ph.D. Все права защищены.

Ссылки

Hall, ET (1966). Скрытое измерение . Нью-Йорк: Даблдей.

Ганс А. и Ханс Э. (2015). Кинесика, тактильность и проксемика: аспекты невербального общения. Журнал гуманитарных и социальных наук IOSR , 20 (2), 47-52.

Сороковска А., Сороковски П., Хильперт П., Кантареро К., Фраковяк Т., Ахмади К., Альграйбех А. М., Арьитей Р., Бертони А., Беттаче К. , Блюмен, С., Блажеевска, М., Бортолини, Т., Бутовская, М., Кастро, Ф. Н., Четинкая, Х., Кунья, Д., Дэвид, Д., Дэвид, О. А., … Пирс, Дж. Д. (2017 ). Предпочтительные межличностные расстояния: глобальное сравнение. Журнал межкультурной психологии, 48 (4), 577–592.

Назовите их COVIDiots: изучение последствий агрессивного стиля общения и психологической дистанции при общении с COVID-19

. 2021 апр; 30 (3): 240-257.

дои: 10.1177/0963662521989191. Epub 2021 30 января.

Хаоран Чу 1 , Шупей Юань 2 , Сиксяо Лю 3

Принадлежности

  • 1 Техасский технический университет, США.
  • 2 Университет Северного Иллинойса, США.
  • 3 Университет в Буффало, США.
  • PMID: 33517854
  • PMCID: PMC7862919
  • DOI: 10.1177/0963662521989191

Бесплатная статья ЧВК

Хаоран Чу и др. Общественное понимание науки. 2021 Апрель

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 апр; 30 (3): 240-257.

дои: 10.1177/0963662521989191. Epub 2021 30 января.

Авторы

Хаоран Чу 1 , Шупей Юань 2 , Сиксяо Лю 3

Принадлежности

  • 1 Техасский технический университет, США.
  • 2 Университет Северного Иллинойса, США.
  • 3 Университет в Буффало, США.
  • PMID: 33517854
  • PMCID: PMC7862919
  • DOI: 10. 1177/0963662521989191

Абстрактный

В этом исследовании изучалось влияние воспринимаемой дистанции до коммуникатора на последствия агрессивного стиля (то есть личных нападок и резких выражений) при доведении до общественности научных вопросов, таких как COVID-19. С помощью эксперимента на нескольких площадках ( N = 464) мы обнаружили, что агрессия приводит к повышенному нарушению ожидаемых социальных норм в отношении стилей общения. Однако интерпретация нарушения варьировалась в зависимости от воспринимаемой дистанции человека до коммуникатора. Близкое расстояние сформулировало срочность и серьезность COVID-19риски, переданные с агрессией, что еще больше увеличило соответствие сообщению. Восприятие на расстоянии усиливало негативное влияние агрессии на симпатию писателя. Результаты показали, что агрессивная коммуникация может привести к положительным результатам, когда речь идет о понимании общественностью таких научных проблем, как COVID-19, но коммуникаторам необходимо установить более тесную связь со своей аудиторией.

Ключевые слова: COVID-19; агрессивное общение; нарушение ожидания; психологическая дистанция.

Цифры

Рисунок 1.

Отношения, предполагаемые в h4–H5.

Рисунок 1.

Отношения, предполагаемые в h4–H5.

Фигура 1.

Отношения, предполагаемые в h4–H5.

Рисунок 2.

Область значимости нарушения ожидания…

Рисунок 2.

Область значимости влияния нарушения ожидания на симпатию к писателю, обусловленную восприятием на расстоянии…

Фигура 2.

Значимая область влияния нарушения ожидания на симпатию к писателю, обусловленная восприятием на расстоянии. Простой эффект значительно отличается от 0, когда его 95% доверительный интервал не пересекает горизонтальную ось (0).

Рисунок 3.

Область значимости нарушения ожидания…

Рисунок 3.

Область значимости воздействия нарушения ожиданий на восприятие риска, модерируемого восприятием на расстоянии…

Рисунок 3.

Значимая область влияния нарушения ожидания на восприятие риска, модерируемого восприятием расстояния. Простой эффект значительно отличается от 0, когда его 95% доверительный интервал не пересекает горизонтальную ось (0).

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Быть злым или быть милым? Понимание последствий агрессивного и вежливого стилей общения в дебатах о вакцинации детей.

    Юань С., Бесли Дж. К., Ма В. Юань С. и др. Община здоровья. 2019 сен;34(10):1212-1221. дои: 10.1080/10410236.2018.1471337. Эпаб 2018 8 мая. Община здоровья. 2019. PMID: 29737869

  • Изучение концептуальной основы агрессивного и юмористического стилей в научных видеороликах на YouTube об изменении климата и вакцинации.

    Юань С., Лу Х. Юань С. и др. Общественное понимание науки. 2022 Окт;31(7):921-939. дои: 10.1177/09636625221091490. Epub 2022 2 мая. Общественное понимание науки. 2022. PMID: 35491908

  • Как групповое восприятие влияет на то, что люди разделяют и как люди себя чувствуют: роль инициативности и эпистемического доверия в эффекте «говорить, значит верить».

    Лян Т., Линь З. , Сума Т. Лян Т. и др. Фронт Псих. 2021 22 сент.; 12:728864. doi: 10.3389/fpsyg.2021.728864. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34630240 Бесплатная статья ЧВК.

  • Борьба с кризисом в области здравоохранения COVID-19: контент-анализ коммуникационных стратегий и их влияние на участие общественности в социальных сетях.

    Ngai CSB, Singh RG, Lu W, Koon AC. Ngai CSB и др. J Med Internet Res. 2020 24 августа; 22 (8): e21360. дои: 10.2196/21360. J Med Internet Res. 2020. PMID: 32750013 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ты, должно быть, шутишь! Доброкачественные нарушения, асимметрия власти и юмор в более широком социальном контексте.

    Кант Л., Норман Э. Кант Л. и др. Фронт Псих. 2019 19 июня; 10:1380. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01380. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31275204 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • У кого развивается пандемическая усталость? Выводы из анализа скрытых классов.

    Тейлор С., Рахор Г.С., Асмундсон Г.Дж.Г. Тейлор С. и др. ПЛОС Один. 2022 10 ноября; 17 (11): e0276791. doi: 10.1371/journal.pone.0276791. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36355709 Бесплатная статья ЧВК.

  • Столкнувшись с пандемией в Италии: личностные профили и их связи с адаптивными и неадекватными результатами.

    Чиримеле Ф., Пасторелли С., Фавини А., Ремонди С., Зуффиано А., Базили Э. , Тартори Э., Гербино М., Грегори Ф. Чиримеле Ф. и др. Фронт Псих. 2022 24 фев; 13:805740. doi: 10.3389/fpsyg.2022.805740. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35282221 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психологические и поведенческие корреляты нерешительности и сопротивления вакцинации против COVID-19 в Ирландии и Великобритании.

    Уолш Дж. К., Комар М., Фолан Дж., Уильямс С., Кола-Палмер С. Уолш Дж. К. и соавт. Acta Psychol (Амст). 2022 Май; 225:103550. doi: 10.1016/j.actpsy.2022.103550. Epub 2022 28 февраля. Acta Psychol (Амст). 2022. PMID: 35259642 Бесплатная статья ЧВК.

  • Службы удаленных консультаций по COVID-19 и население на территориях, где наблюдается неравенство в отношении здоровья: предварительный обзор.

    Сильва А.Б., Синдико С.Р.Ф., Карнейро А.С., Энрике С.М., Фернандес А.Г., Гомеш Ж.П., Маринью Т.П., Фернандеш В.Р. Сильва А.Б. и др. Телемед Дж. Э. Здоровье. 2021 авг; 27 (8): 881-897. doi: 10.1089/tmj.2021.0145. Epub 2021 7 июля. Телемед Дж. Э. Здоровье. 2021. PMID: 34232749 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

использованная литература

    1. Berscheid E, Ammazzalorso H. (2004) Эмоциональный опыт в близких отношениях. В: Брюэр М.Б., Хьюстон М. (ред.) Эмоции и мотивация: взгляды на социальную психологию. Малден, Массачусетс: Блэквелл, стр. 47–69.
    1. Болсен Т., Дракман Дж. Н. (2015) Противодействие политизации науки. Журнал связи 65: 745–769.
    1. Бреннан Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *