Б. Д. ПАРЫГИН — Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории
Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории
Скачать все файлы (2748.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 2749kb. | 19.02.2014 05:27 | скачать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 28
Б. Д. ПАРЫГИН
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
Новое в гуманитарных науках
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Санкт-Петербург 1999
Парыгин Б. Д. П 18 Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
Под редакцией почетного члена Международной академии психологических наук, действительного члена Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств, Балтийской педагогической академии, доктора культурологических наук, профессора А. С. Запесоцкого
Рецензенты:
доктор психологических наук А. Л. Свенцицкий.
доктор психологических наук Г. Л. Ержемский
В монографии раскрываются понятие, предмет и система социальной психологии как науки, ее методы и статус в ряду других гуманитарных дисциплин, предпосылки и истоки ее становления. Впервые исследуется специфика российской социально-психологической мысли, своеобразие истории, этапы развития, состояние и проблемы современной отечественной социальной психологии.
Обосновывается концепция многозначности и многокачественности как проявлений социальной психики человека (личность, деятельность, общность, общение и состояние), так и природы, процесса развития, конституции самой социально-психологической науки.
Книга адресована философам, социальным психологам, социологам и всем интересующимся современными проблемами и перспективами развития социальной психологии.
ББК 88.5
ISBN 5-7621-0100-2
© Б. Д. Парыгин, 1999
© СПбГУП, оформление, 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Раздел первый МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Понятие социальной психологии: его многозначность и трактовка
1.2. Предмет и область социальной психологии как науки. Необходимость уточнения представлений
1.3. Статус социальной психологии
1.4. Система социальной психологии
1.5. Методы социальной психологии
1.6. Социально-психологическое мышление как инструмент исследования
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Природа и динамика социально-психологического знания
2.2. Эмпирические предпосылки социальной психологии
2.3. Философские истоки социальной психологии
2.4. Непосредственные исторические условия становления социальной психологии как течения мысли
2.5. От течения мысли к системе научного знания
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
3.1. Социально-психологическое направление в России конца XIX — начала XX века
3. 2. Социальная психология 20-х годов
3.3. Марксизм и фрейдизм: от попыток синтеза к идеологическому размежеванию
3.4. Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии?
3.5. Возрождение и тенденции развития отечественной социальной психологии
Раздел второй СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
4.1. Понятие личности
4.2. Социально-психологическая структура личности
4.3. Личность как социально-психологическая проблема
4.4. Специфика социально-психологического изучения личности с учетом пространственных и временных параметров
ГЛАВА 5. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
5.1. Понятие и природа духовного потенциала личности
5.2. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности
5.3. Природа скрытых резервов духовно-психического потенциала личности
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ
6.1. Понятие социально-психологического барьера
6.2. Функции и природа социально-психологического барьера
6.3. Виды социально-психологических барьеров
6.4. Пути преодоления социально-психологических барьеров
Раздел третий СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 7. ФЕНОМЕН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
7.1. Статус, понятие и структура деятельности в социальной психологии
7.2. Деятельность как социально-психологическая проблема
7.3. Социально-исторические тенденции психической деятельности
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8. 1. Психологическая готовность как фактор деятельности
8.2. Статус, понятие и структура феномена готовности к действию в социальной психологии
8.3. Готовность к деятельности как социально-психологическая проблема
ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9.1. Понятие психологической включенности в деятельность
9.2. Психологическая включенность как фактор деятельности
9.3. Включенность в деятельность как социально-психологическая проблема
9.4. Природа и факторы психологического включения и включенности личности
9.5. Обеспечение психологической включенности в деятельность
9.6. Эффект и парадокс психологической включенности
9. 7. Преодоление инерции психологической включенности
Раздел четвертый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТИ
ГЛАВА 10. ОБЩНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
10.1. Статус и модификации феномена общности в социальной психологии
10.2. Понятие психологической общности
10.3. Природа и функции психологической общности
10.4. Общность как социально-психологическая проблема
10.5. Лидерство как инструмент интеграции общности
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
11.1. Классификация социально-психологических общностей
11.2. Психология эпохи как историческая общность людей
11.3. Психология народа
11.4. Массовая психология
11.5. Психология эмиграции
11.6. Психология малой группы
11.7. Психология брака и семьи
Раздел пятый СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГЛАВА 12. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
12.1. Понятие общения
12.2. Общение и личность
12.3. Общение и деятельность
12.4. Общение и общность
12.5. Общение и социальные отношения
12.6. Общение и взаимопонимание людьми друг друга
12.7. Значение и функции общения
12.8. Анатомия общения
ГЛАВА 13. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
13.1. Понятие и способы структурирования общения
13. 2. Субъект и объект общения
13.3. Средства общения
13.4. Общение как коммуникация
13.5. Общение как информационный процесс
13.6. Средства массовых коммуникаций в структуре общения
13.7. Общение как взаимодействие
13.8. Способы взаимодействия людей в процессе общения
13.9. Типы и виды общения
ГЛАВА 14. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ
14.1. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения
14.2. Психическое заражение
14.3. Внушение
14.4. Убеждение
14.5. Подражание
14.6. Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения
Раздел шестой СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОСТОЯНИЯ
ГЛАВА 15. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
15.1. Понятие, природа и функции состояний социально-психологических явлений
15. 2. Разновидности состояния социально-психологических явлений
ГЛАВА 16. НАСТРОЕНИЕ КАК ЭКВИВАЛЕНТ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА
16.1. Из истории вопроса
16.2. Определение настроения
16.3. Индивидуальное и социальное в настроениях личности
16.4. Структура психического настроя личности
16.5. Психический настрой и установка
ГЛАВА 17. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА — ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО СОСТОЯНИЯ
17.1. Понятие социально-психологического климата коллектива
17.2. Структура проявлений социально-психологического климата
17.3. Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива
17.4. Природа и факторы социально-психологического климата
ГЛАВА 18. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
18.1. Понятие и виды диагностики социально-психологического климата коллектива
18. 2. В поисках критерия
18.3. Определение основных показателей климата
18.4. Потенциалы социально-психологического климата коллектива
18.5. От характеристики потенциалов к структурной модели СПК
ГЛАВА 19. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
19.1. Прогнозирование социально-психологического климата коллектива
19.2. Понятие регуляции социально-психологического климата
19.3. Постдиагностический тренинг-коррекция как инструмент регуляции СПК коллектива
ГЛАВА 20. ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
20.1. Общественное настроение как предмет исследования
20. 2. Динамика социального настроения
20.3. Современные тенденции исследования общественного настроения
ГЛАВА 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
21.1. Состояние общества как предмет социально-психологического исследования
21. 2. Социально-психологические проблемы гуманитарного образования и культуры как индикаторы состояния общества
21.3. Гуманитарное образование и наука как зеркало состояния общества и духовной эволюции нации
21.4. Смена надстроечной парадигмы: способ преодоления барьеров на пути гуманизации общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предисловие
В системе гуманитарного знания о человеке заметное место принадлежит социальной психологии. Она призвана ответить на многие вопросы, связанные со спецификой психического состояния и поведения, общения и деятельности как отдельного индивида, так и различных групп людей.
Сегодня особенно актуально включение потенциала социальной психологии в совершенствование системы высшего гуманитарного образования и культуры общества. Без этого невозможно решение такой стратегической задачи, какой является духовное преобразование России.
Но для разрешения всех этих проблем сама социальная психология должна быть готова к адекватному восприятию и пониманию тех перемен, которые происходят в мире человеческого общения и отношений в наш беспокойный век. А это предполагает, в свою очередь, целеустремленную работу социальных психологов над развитием и обогащением творческого потенциала данной науки, ее концептуальных возможностей и технологических средств. Именно в этом нам и видится смысл данного исследования.
Автор настоящего труда — доктор философских наук Борис Дмитриевич Парыгин — уже известен читателям как один из инициаторов возрождения социальной психологии в нашей стране в конце 50 — начале 60-х годов. Среди его публикаций такие, как «Социальная психология как наука» (1965, 1967), «Основы социально-психологической теории» (1971), «Общественное настроение» (1966), «Научно-техническая революция и личность» (1978), «Социально-психологический климат коллектива» (1981) и целый ряд других.
Новая книга Б. Д. Парыгина является итогом его многолетней экспериментально-практической и теоретической работы в этой области.
Данный труд не только обобщает уже сложившийся у автора опыт наблюдений и исследования социально-психологических явлений, но также ставит целый ряд новых вопросов, предлагая их видение и решение.
Таковы проблемы социально-психологического мышления, его характера и места в системе научного знания как инструмента методологии, природы и этапов становления мировой социально-психологической мысли от отдаленных предпосылок до сложившейся системы, специфики национальных школ и исторических особенностей процесса развития мировой и отечественной социальной психологии, резервов духовно-психологического потенциала личности, психологической готовности и психологической включенности в деятельность, характера и специфики социально-психологических механизмов человеческой деятельности, общности и состояния социальной психики.
Полагаю, что новая книга Б. Д. Парыгина привлечет внимание не только специалистов — социальных психологов, философов и социологов, но будет полезна и всем интересующимся новейшими разработками в этой области научного знания.
Академик А. С. Запесоцкий
ВВЕДЕНИЕ
Со времени выхода в свет в 60—70-е годы первых отечественных монографических исследований, посвященных современным проблемам социальной психологии, прошло более четверти века1. За это время многое изменилось и в жизни страны, и в положении данной науки. Произошли радикальные перемены в системе социальных отношений, в жизнедеятельности всех слоев и групп общества, в состоянии духовно-нравственной атмосферы, в общественном настроении и ценностных ориентациях, доминирующих в социуме, которые пока не получили необходимого научного, в частности социально-психологического осмысления и объяснения.
Не остался без изменения и статус самой социальной психологии как науки. Сегодня она уже не нуждается в доказательствах своего права на существование. Нет сомнений и в возрастающей значимости как эмпирических исследований в этой области, так и в необходимости социально-психологического видения всего многообразия повседневно наблюдаемых нами явлений жизни.
Теперь пришло время энергичного развертывания творческих возможностей этой науки и ее включения в решение многих практических вопросов, связанных с психологическим обеспечением готовности общества к эффективному выходу из затянувшегося кризиса, возрождению и обновлению экономического, правового, политического и духовно-нравственного потенциала социума, его гуманитарной культуры и гуманитарного образования.
Вместе с тем очевидно и отставание в темпах развития социально-психологической теории и опыта ее практического внедрения от давно назревших и все более острых запросов социальной жизни. Одним из показателей этого является недостаточная пока вовлеченность практических психологов в деятельность различных систем управления (федерального, отраслевого, территориального) и некоторое снижение в темпах развития фундаментальных исследований.
Это, конечно, не означает отсутствия новых теоретических и практических подходов и разработок в области социальной психологии. Они существуют и нуждаются в более широком обсуждении. Общетеоретические вопросы социальной психологии отражены в ряде работ, опубликованных за последние 10— 15 лет [3]—[33].
Вместе с тем сохраняется настоятельная необходимость дальнейшего развития социально-психологической мысли. Стремительный поток радикальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей в последние годы, требует серьезного осмысления, а нередко и переосмысления многого из того, что было сказано ранее. Одна из первых попыток постановки и обсуждения этих вопросов была предпринята на Международной научной конференции «Социально-психологические проблемы человека в изменяющемся мире», которая состоялась в 1993 г. в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов [34].
Не менее существенно и то, что при относительной стабильности общего понятия о предмете и области социальной психологии представление о круге ее вопросов может и должно уточняться и обогащаться.
В настоящем издании рассматриваются вопросы методологии и истории становления мировой и отечественной социально-психологической мысли, а также основные проблемы социально-психологической теории (личности, деятельности, общности, общения и состояния).
Наряду с традиционным освещением предмета и области, системы и методов и других методологических вопросов, которые связаны с характеристикой социальной психологии как науки, здесь предпринята попытка определения и ее статуса в системе человекознания.
Это касается прежде всего тех границ в предметной области социальной психологии, которые позволили бы видеть как поле совпадения ее интересов со смежными отраслями научного знания, так и сферу присущего ей специфического видения изучаемых явлений.
Существенно при этом учитывать то, как постепенно меняется статус этой науки по мере развития ее потенциала: от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисциплин до методолого-теоретической основы социально-психологического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности.
По мере накопления новых эмпирических данных, связанных с расширением сферы прикладной социальной психологии, еще более возрастает значимость их теоретического осмысления.
Применительно к способу построения социально-психологической теории необходимо учитывать все большую актуальность:
— разделения функций, с одной стороны, общей теории, а с другой — той ее разновидности, которая носит преимущественно прикладной характер;
— проблемного подхода к рассмотрению изучаемых явлений в отличие от преимущественно эмпирического, описательного;
— системного видения всего многообразия граней изучаемых явлений и вытекающего из этого расширения их круга, попадающего в поле зрения данной науки.
С последним связано, в частности, и представленное здесь на рассмотрение авторское видение феномена деятельности и как социально-психологического явления, и как проблемы (психологическая готовность и психологическая включенность в деятельность).
Очевидна и в дальнейшем перспектива уточнения и обогащения представлений о предмете социальной психологии за счет включения в нее новых явлений и проблем.
Это вытекает из процесса расширения поля взаимных интересов дисциплин, пограничных с социальной психологией. Происходит это как за счет дифференциации и развития прикладной социальной психологии, так и в результате обращения к социально-психологической теории, ее понятийному аппарату тех исследований, которые осуществляются в пределах смежных с ней дисциплин.
Все это делает весьма прозрачными границы между социальной психологией и другими науками о человеке и сопровождается взаимными и все более массовыми переходами их демаркационных линий исследователями с обеих сторон (к счастью, пока без перерастания этих переходов в сколько-нибудь серьезные «пограничные конфликты»).
Примером может служить ситуация, связанная с изучением феноменологии общения.
На старте возрождения отечественной социальной психологии в 1960-е годы феномен общения представлялся объектом исключительно социально-психологических интересов и исследований.
Однако уже к 80 и тем более 90-м годам появилось немало работ, в которых общение исследовалось с позиций и в рамках традиций общей психологии. Это привело к необходимости чисто терминологически различать такие понятия, как психология общения и социальная психология общения, при том очевидном факте, что и просто психология общения не может быть никакой другой, кроме как столь же социальной.
Феномен общения уже сейчас вызывает растущий интерес в других, в прошлом далеких от него, сферах научного исследования. Это отражается в таких понятиях, как «экономическое общение», «научное общение», «политическое общение», «духовное общение» и т. д.
И тогда возникает закономерный вопрос: в чем же специфика социально-психологического видения и изучения общения в отличие от подходов к нему социологов, экономистов, политологов или философов?
В самом сжатом виде ответ на него будет связан с признанием права и притязаний социальной психологии преимущественно на развитие общей теории общения в отличие от ее многообразных модификаций, порожденных спецификой всех других областей знания и носящих или прикладной характер, или, если говорить о философии и социологии, имеющих свои границы на пути углубления в этот предмет.
Но это не освобождает от разграничения отношений с общей психологией или тем более философией, представители которых в не меньшей степени имеют основание претендовать на развитие достаточно общих представлений о данном явлении.
Ответом на эту задачу может стать поиск не только и даже не столько границ, разделяющих сферы интересов к одному и тому же явлению, сколько различий в способе профессионального мышления, сложившегося в рамках той или иной научной дисциплины.
Очевидно, например, наличие разницы между характером социологического и философского мышления, а соответственно общепсихологического и социально-психологического.
Это делает актуальным постановку проблемы характера, типа, стиля мышления как главного инструмента построения социально-психологической теории.
Из этого же следует целесообразность введения в структуру методологии социальной психологии как науки понятия социально-психологического мышления с определением его содержательного наполнения, его смысловой и функциональной нагрузки.
Не менее актуальной методологической проблемой является и вопрос о природе самого социально-психологического знания. Он до сих пор во многих отношениях остается открытым как применительно к характеристике генезиса и процесса становления социальной психологии в качестве мировой науки, так и относительно национальной специфики в ее развитии, исторических особенностей становления и судьбы, в частности отечественной социально-психологической мысли.
Более эффективное решение данных вопросов, на наш взгляд, может быть связано с переходом от представлений об одномерности, однозначности и однокачественности к признанию многомерности, многозначности и многокачественности изучаемых процессов и явлений.
Именно с этой точки зрения здесь предпринята попытка рассмотрения природы, и мирового процесса становления социально-психологического знания, и истории отечественной социально-психологической мысли, и особенностей постановки и решения ею или в рамках ее традиций проблем личности и деятельности, общности, общения и состояния.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 28
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Общение и социальное познание
< Лекция 9 || Лекция 10: 12345678 || Лекция 11 >
Ключевые слова: ПО, деятельность, обмен информацией, связь, значение, определение, обобщение, минимум, коммуникатор, AND, информация, группа, путь, Интернет, активность, значимость, представление, тезаурус, слово, прямой, диапазон, выражение, распознавание, умозаключение, коэффициент корреляции, вывод, поле зрения, отношение, вероятность, Продавец, таблица, очередь, полнота, селективность, покупатель, длина, печатная форма, контроль, Личность, параметр, устойчивость, товар, правило вывода, место, поле, работ, опыт, знание, менеджер, анализ, реакция, кооперация, игра, компонент, конфликт, потенциал, регулирование, Исход
10.1. Понятие об общении
Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Андреева, 1976. С. 76).
Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены «несколько основных параметров» процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин, 1971. С. 221).
В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход «нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения» (Парыгин, 1999. С. 342).
Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И. М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.
Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.
В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):
- Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей.
- Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
- Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
- Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
- Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.
Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.
Дальше >>
< Лекция 9 || Лекция 10: 12345678 || Лекция 11 >
Общение: значение, компоненты и формы
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим общение. Прочитав эту статью, вы узнаете о: 1. Значение коммуникации 2. Компоненты коммуникации 3. Паттерн 4. Категоризация и оценка 5. Формы 6. Влияние СМИ 7. Барьеры.
Содержание:
- Значение сообщения
- Компоненты связи
- Схема связи
- Категоризация и оценка сообщений и их источников
- Формы связи
- Влияние средств массовой информации на коммуникацию
- Барьеры для общения
1. Значение общения:
Широко обсуждалось, как система общения очень помогает в развитии, формировании, росте и изменении взглядов, стереотипов и предрассудков. Групповое и индивидуальное поведение также существенно меняются под влиянием общения.
Как известно, язык является основным средством общения. Идеи, переживания, чувства, чувства и, прежде всего, знания и т. д. выражаются и передаются через язык и речь. Поэтому говорят, что язык служит инструментом мышления и общения, средством управления действиями других и связующей силой, объединяющей членов определенного сообщества.
В условиях демократии общение является главной силой, влияющей на мнение людей. Это помогает высказать свое мнение, принять решение и чаще всего принять правильное решение. Социальная организация невозможна без общения. Влияние группы может распространяться только до тех пор, пока у группы есть эффективные каналы коммуникации.
Коммуникация — это информация, которая передается от одного человека к другому. Другими словами, это передача информации. Для передачи информации необходимы определенные составные части.
2. Компоненты связи:
В идеализированной системе связи есть пять компонентов:
(i) Источник
(ii) Передатчик
(iii) Канал
(0iv) 0 Приемник(0iv) (v) Пункт назначения.
(i) Источник :Это место, откуда начинается или исходит общение. В речи как средстве коммуникации источником является человек. Когда сообщение осуществляется посредством письма, автор является источником.
(ii) Передатчик :Используется для передачи или трансляции информации по радио- или телесигналам.
(iii) Канал :Между источником и получателем должен быть канал, по которому должно передаваться сообщение. В речи канал — это воздух. Когда общение осуществляется посредством письма, бумага является каналом или средством коммуникации.
(iv) Получатель :Когда средством связи является аудио или речь, ухо человека, которому передается сообщение, является получателем. В письме получатель — это глаз. Перед тем, как новости достигают пункта назначения, получатель получает их.
(v) Пункт назначения :Когда средством связи является аудио, то лицо, которое его слышит или которое имеет в виду сообщение, является пунктом назначения. Когда общение осуществляется в письменной форме, адресатом является человек, для которого предназначено сообщение и который его читает.
Вышеуказанные компоненты присутствуют в идеализированной системе связи, будь то аудио, визуальная или аудиовизуальная. Как мы знаем, радио — это звуковое средство связи, тогда как телевидение — это аудиовизуальное средство связи, а любое сообщение, передаваемое в письменном или графическом виде, — это визуальное средство связи.
Система связи начинается с источника и заканчивается в пункте назначения.
3. Модель общения:
Модель общения усложняется по мере увеличения числа членов группы. В группе всего из двух человек схема общения самая простая. Но когда число увеличивается, становится трудно понять схему общения, поскольку она усложняется, как сетевая схема.
В некоторых кругах обсуждалась роль сети вещания как средства социальной организации или организации членов группы. Тщательный анализ показывает, что сеть вещания не объединяет членов группы. Это позволяет им только действовать, а не взаимодействовать между членами. Без взаимодействия между членами группы не может быть социальной организации.
Это заставило некоторых указать, что это не важное средство коммуникации, поскольку оно не дает достаточно возможностей для взаимодействия. Например, телефонные абоненты не образуют социальную группу. Они, конечно, могут допускать взаимодействие, но на самом деле все линии не используются на одной и той же частоте. Односторонний поток коммуникации от источника к цели мало помогает в социальном взаимодействии.
Интенсивность связи также зависит от плотности трафика. Некоторые коммуникационные сети чрезвычайно загружены. Здесь плотность движения. Если конкретный канал часто используется, можно сказать, что он имеет высокую плотность трафика.
Если люди предпочитают посылать сообщения и информацию другим членам общества через почтовую службу, а не через телефонную или устную связь, которая является довольно дорогостоящей, поскольку почтовый канал используется часто, мы можем сказать, что он имеет слишком высокую плотность трафика.
И наоборот, если канал существует, но не используется для связи, его можно удалить из сети связи. Высокая плотность трафика говорит о том, что тот или иной канал важен для функционирования группы. Анализируя плотность трафика, можно найти узкие места и блокировки в групповом общении, которые в конечном итоге снижают моральный дух и эффективность группы.
Модель общения меняется по мере того, как группа общается и взаимодействует друг с другом. «А» услышал определенную информацию и держал ее в себе. Но как только он сообщает их «Б», паттерн общения меняется. Группа продолжает общаться до тех пор, пока не будет достигнут единый шаблон.
Как только этот унифицированный шаблон будет достигнут, больше не будет необходимости в общении. Опять же, когда вводится какой-то новый элемент информации, возникает новое взаимодействие, и модель общения может еще больше усложниться.
Как можно установить, что конкретная информация дошла до члена группы? В малых группах это можно узнать по реакции человека. Но в больших группах с помощью некоторого статистического метода можно установить, в какой степени члены конкретной группы осведомлены о конкретной информации и в какой степени они уверены, что информация дошла до какой-то другой группы.
4. Категоризация и оценка сообщений и их источников :
Когда получено конкретное сообщение или информация, которые согласуются с участием эго человека, они с готовностью принимаются, поскольку классифицируются как более близкие к стойке человека. Но когда это не согласуется с участием его эго, это ближе к его широте отвержения, и тенденция к преувеличению этого несоответствия выше.
Исследования доказывают тот факт, что когда сообщение находится в пределах допустимости, оно считается правильным, основанным на фактах и непредвзятым. Но когда оно неприемлемо или находится за пределами приемлемости, оно считается неверным, предвзятым и основанным на ложных фактах.
В исследовании Лаример (1966) показал, что благоприятные оценки по вопросу о единстве Франции, Канады и Содружества были самыми высокими, когда сообщение находилось в пределах широты принятия, и были значительно выше, когда сообщение находилось в пределах широты отсутствия обязательств, чем когда он попал в отклоненную широту.
Данные исследования Ховланда, Харви и Шерифа (1957) по проблеме запрета в Оклахоме и Биаба (1967) по проблеме единства арабов в Ливане показывают, что благоприятная реакция на умеренное общение увеличивалась по мере того, как дистанция между собственной позицией человека и позицией пропагандируется в общении уменьшилось.
В связи с этим Шериф и Шериф считают, что сообщения, несколько отличающиеся от собственной позиции человека по вопросу, с наибольшей вероятностью изменят человека, если они не только оцениваются как приятные и справедливые, но также находятся в пределах позиций, которые он уподобляется самому себе.
Вышеупомянутая точка зрения находит поддержку в исследовании Atkins (1967). Он обнаружил, что наибольшее изменение в общении происходит, когда общение попадает в рамки приемлемости.
По мнению Шерифа и Шерифа, на диапазон усвоения влияют как минимум четыре фактора:
(1) Степень вовлеченности лица в собственное положение.
(2) Степень и вид вовлечения эго в источник общения.
(3) Степень структурированности стимульной ситуации.
(4) Относительное несоответствие объекта (например, сообщения) собственному положению человека. Также видно, что человек или член общества редко реагирует на содержание общения. Его оценка источника может быть более важной, чем объект или Сообщение (Аш-19).40, Lewin-1967, Osgood et al., 1957).
Если система отсчета получателя обширна и более или менее полна, новая информация, противоречащая системе отсчета и эго, вызовет очень мало изменений в поведении. Следовательно, можно разумно заключить, что существует точка за пределами собственного положения человека, когда общение больше не будет влиять на него.
Модель одностороннего потока общения неадекватна для изменения поведения и мнения.
5. Формы общения:
Формы общения можно разделить на:
(a) Устное общение.
(б) Невербальное общение.
(a) Устное общение :Общение посредством письменной или устной речи относится к вербальному общению. Таким образом, вербальное общение всегда требует использования языка. Люди начинают говорить раньше, чем учатся писать. Таким образом, вербальное или устное общение обычно начинается с речи. В письменном общении главную роль играют книги, газеты, письма, отчеты, записи, приложения и инструкции.
В случае устного общения между отправителем и получателем сообщения всегда существует личный, личный или голосовой договор. При прямом контакте лицом к лицу и обсуждении как отправитель, так и получатель сообщения имеют достаточно возможностей для обмена идеями, вопросов и получения разъяснений.
Устное сообщение может быть изменено в соответствии с направлением обсуждения и уровнем понимания получателей. По сравнению с письменным общением устное общение может передаваться быстрее и может быть более легким и простым.
При устном общении можно быстро принимать решения. Но одним недостатком устного общения является то, что оно не может выходить далеко за пределы возможностей слуха, если только не используются громкоговорители, рации и телефоны.
(b) Невербальное общение :Любое общение без использования речи и языка относится к разговорному общению. Жесты, улыбки, крики, знаки и сигналы, все дорожные знаки, красные и зеленые сигналы, обозначающие «стоп» и «продолжить» соответственно, выражение взглядов и эмоций через выражение лица, изменение положения тела, движения головы, выражающие «да» или «нет», относятся к невербальному общению.
Невербальная коммуникация в основном используется для передачи различных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, предпочтений и неприятий человека.
В начале обычно и в основном мать и младенец общаются с помощью невербальных средств, таких как улыбка, выражение счастья, гнева и обиды на лице и т.д. Когда ребенок отвечает улыбкой на улыбку своей матери, он общается невербально.
Невербальное общение очень часто используется, когда человек не знает языка другого человека, когда его языковые навыки не развиты, а также в эмоциональных ситуациях. Невербальное общение также наблюдается в различных танцевальных формах.
Низшие организмы, такие как муравьи, пчелы используют невербальную форму общения посредством движения своего тела вместе с определенными звуками. От низшего организма при восхождении к высшим звук используется как важное средство невербальной коммуникации.
Птицы, человекообразные обезьяны, слоны, мартышки, тигры и львы, различные домашние животные, такие как коровы, собаки, кошки и т. д. используют звук для передачи своих чувств, потребностей и идей.
Невербальное общение всегда используется животными и глухими и немыми людьми. Однако нормальные люди используют его как жест для выражения эмоциональных состояний и когда они не хотят говорить из-за ограничений окружающей среды.
Дети также используют невербальную речь, когда их языковое развитие не завершено. Танец — отличный пример невербального общения. Невербальное общение играет жизненно важную роль в межличностном поведении человека.
На самом деле сначала начинается невербальное общение, из которого вырастает вербальное общение. Даже когда человек знает язык, он иногда использует невербальное общение. Он используется молодыми и старыми младенцами и низшими организмами. Как вербальное, так и невербальное общение осуществляется посредством звука и зрения. Письменные слова используют визуальную коммуникацию, в то время как произносимые слова включают слуховую коммуникацию.
Письменное общение имеет некоторые преимущества перед устным. Он более постоянный может быть распределен на несколько лиц. Он обеспечивает авторитет и ответственность в общении. Но это медленно и требует много времени по сравнению с устным общением. Письменное общение является односторонним процессом, и между отправителем и получателем нет никаких изменений для прямого общения.
По мере того, как человек растет от младенчества до зрелости, он больше полагается на вербальное общение. Автоматически уменьшается использование невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация может также использоваться с вербальной коммуникацией.
6. Влияние средств массовой информации на коммуникацию:
Средства массовой информации оказывают чрезвычайно сильное влияние на формирование общественного мнения при формировании или изменении убеждений.
Как заметил Райт (1959), массовые коммуникации публичны, стремительны и преходящи. Поскольку они адресованы не какому-то конкретному человеку или группе, а общей массе, всякому, кто ее слышит или видит, они публичны.
Информация, передаваемая по телевидению или транслируемая по телевидению или радио соответственно, очень быстро распространяется во все части страны или даже за ее пределы. Вот почему люди смотрят телевизор, чтобы получить самую свежую информацию. Но сообщения массовой коммуникации преходящи или недолговечны. Они забываются быстро и легко.
Целью массовой коммуникации является укрепление уже существующих взглядов, убеждений, стереотипов и предрассудков или их изменение и формирование новых.
Хотя укрепить легче, чем изменить, если только система взглядов и эго не нуждаются в согласовании с полученным сообщением, принять его трудно, хотя и не невозможно. Опыт показывает, что люди избегают такой информации, которая угрожает их системе взглядов или противоречит им.
Если вы решительно выступаете за политическую партию или политического лидера, пользующегося сильной поддержкой со стороны эго и системы взглядов, любые сообщения, противоречащие вашим убеждениям, будут восприниматься нелегко. Иногда люди не любят слушать подобные антисообщения и выключают телевизор или радио.
Если это встреча, они либо категорически возражают, либо игнорируют, либо покидают место встречи. В таких случаях сообщение, полученное через средства массовой информации, становится очень временным или преходящим. Исследования показывают, что люди склонны запоминать те факты, которые совпадают с их прежними убеждениями и установками.
Было проведено большое количество прикладных исследований эффективности средств массовой информации или коммуникаций. В частности, было изучено их влияние на маркетинг, рекламу и политическое поведение.
Шериф и Шериф считают, что результаты свидетельствуют о незначительном изменении отношения и абсолютном отсутствии изменений в поведении, таком как покупка товаров или голосование. Некоторые результаты также показывают, что кампания в средствах массовой информации даже оказала обратное влияние из-за эффекта убеждения. Если люди подвергаются давлению и убеждению с помощью повторяющейся пропаганды, это может иметь негативные последствия.
Исследование президентских выборов 1940 года, «Народный выбор» показало, что очень немногие голоса изменили свою первоначальную партию во время кампании и что те, кто это сделал, чаще ссылались на своих друзей семьи и другие межличностные отношения, чем на газеты. и радио.
Информационные кампании, сочетающие мощь средств массовой информации с информацией, дали столь скудный эффект, что все еще популярная статья называлась «Некоторые причины, по которым информационные кампании терпят неудачу».
Конечно, такой результат мог быть получен из-за нескольких неконтролируемых переменных. Ввиду огромной суммы, затраченной различными правительствами на информационные кампании через СМИ, можно сказать, что это нецелесообразно.
Однако в том, что касается увлечений и мод, средства массовой информации имеют большое влияние. Реклама товаров народного потребления, которую показывают по телевидению, сильно влияет на отношение людей. Вот почему в настоящее время установлено, что от 30% до 40% времени в сериалах тратится на рекламу. Если бы не было выгоды, промышленники и бизнесмены не тратили бы столько денег на рекламу.
Большое количество исследований, проведенных Ховландом и Вайсом (1951), показали, что, варьируя источник общения, можно изменить отношение людей к самому общению. Они также показали, что идентичное сообщение вызывало разные реакции в зависимости от источника сообщения, а не содержания сообщения.
Если источник сообщения требует престижа, то содержание сообщения будет принято, в противном случае оно будет отклонено.
Вот почему мы принимаем передачи по радио или телевидению по телевидению или новости, напечатанные в известных газетах, и не принимаем то, что публикуется в небольших газетах третьего или четвертого класса, которые выживают благодаря колонкам светской хроники и не вызывают нашего уважения. . Ховланд и др. (1953) обнаружили, что когда агитационные материалы идут вразрез с социальными нормами, они имеют тенденцию к отторжению.
Далее, если содержание общения противоречит групповым нормам, коммуникатор вместо того, чтобы быть принятым, будет рассматриваться как предвзятость, как простая пропаганда корыстных интересов. Таким образом, коммуникация, которая должна быть принята, или иметь успех, или иметь эффект, не должна противоречить групповым или социальным нормам и существующей системе взглядов. С другой стороны, должно казаться, что оно укрепляет и усиливает существующую групповую норму.
7. Барьеры в общении:
Из-за некоторых препятствий и пробелов в общении возникают непонимание и сбои в сети связи.
Барьеры общения могут быть:
(i) Физические
(ii) Психологические.
(i) Физический барьер:Отсутствие громкоговорителя или системы громкой связи может выступать в качестве физического барьера, когда необходимо общаться с большим количеством участников на публичном собрании. Во время выборов отсутствие системы громкой связи становится барьером между лидером и публикой.
Точно так же для обращения к небольшому собранию руководителей в конференц-зале организации главный исполнительный директор (CEO) требует громкого голоса, если там нет микрофона. Даже в классе для общения с учениками учитель требует громкого голоса. Если ученики не слышат то, что говорит учитель, учение не имеет смысла, и общение становится бессмысленным.
В настоящее время благодаря развитию систем связи существуют спутниковые и электронные системы связи, которые помогли преодолеть физические барьеры связи.
(ii) Психологические барьеры:Неспособность передать посредством правильного языка реалии и жизненный опыт считается психологическим барьером общения. Не все люди способны должным образом выразить свои переживания и взгляды устно или письменно. Это может быть связано с врожденными трудностями или с обучением в раннем детстве.
Некоторые люди настолько интровертны, что говорят очень мало или потому, что их не научили общаться в раннем возрасте, поэтому они отвечают на вопросы Да или Нет или отвечают после повторных стимуляций. Таким людям дается возможность меньше говорить или они не имеют возможности взаимодействовать с другими.
Из-за некоторых психологических потрясений некоторые люди очень менее общительны. Это отвратительный тип людей в том, что касается социального общения. Будучи малообщительными, они становятся полными неудачниками в социальных ситуациях, в преподавании в классе, в групповых дискуссиях и на семинарах.
Несмотря на то, что они знают правильные ответы, они очень неохотно отвечают. Они дают очень короткие ответы, в основном «да», «нет» или «может быть».
Личный опыт также стоит на пути общения. Даже если два человека говорят на одном языке и во время путешествия в поезде они являются попутчиками, но не могут общаться друг с другом из-за какого-то неприятного прошлого опыта одного из них или обоих.
Различные языки также являются барьером в процессе общения. Два попутчика, путешествующие в поезде, могут не иметь возможности должным образом общаться друг с другом, поскольку один не знает языка другого.
Эмоциональные особенности и умственные ограничения людей также действуют как психологические препятствия для общения. Общение может быть заблокировано из-за неблагоприятного отношения, предубеждений и предубеждений лиц, которым предстоит общаться.
Когда «человек пытается оценить сообщение со своей собственной точки зрения, а не с точки зрения отправителя, общение блокируется. Из-за этих барьеров незнакомые и незнакомые люди, люди из разных языковых и культурных слоев общаются меньше.
Для преодоления барьеров и проблем в общении необходимо с раннего детства приучать к общению не только с родителями и членами семьи, но и со сверстниками, соседями и одноклассниками. Его следует поощрять говорить и читать без колебаний, когда этого требуют обстоятельства. Разумное развитие эмоциональной и социальной жизни очень помогает в преодолении барьеров общения.
Главная ››
Структурная связь | Психология Вики
в: Четвертый путь, Заготовки по психологии
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Структурная коммуникация была разработана Джоном Г. Беннеттом и его исследовательской группой в 1960-х годов, изначально предназначенный для имитации структуры и качества обучения в небольшой группе с помощью автоматизированных средств. Он был задуман как средство решения проблемы предоставления обучения на высоком уровне из относительно небольшого числа источников понимания многим. По сути, он имеет дело с коммуникацией как с содержанием и формой, или как с информацией и структурой, или как с «информацией об информации». Эффективное двустороннее общение будет включать взаимную проверку понимания путем сравнения структуры. В структурной коммуникации предоставляется информация, которую участники должны организовать явным образом.
В своем нынешнем виде структурная коммуникация представляет собой метод обучения, который обеспечивает смоделированный диалог между автором учебных материалов и учащимися. Это было названо «интерактивной техникой передачи понимания» (Egan, 1976). Понимание «подразумевается, если учащийся демонстрирует способность правильно использовать знания в различных контекстах и организовывать элементы знаний в соответствии с определенными принципами организации» (Egan, 1972, стр. 66). Этот метод был разработан для поощрения творческого мышления учащихся, что позволяет им развивать понимание темы, а не просто запоминать факты. Кроме того, структурная коммуникация была разработана для содействия обучению для социальных действий.
Намерение Вступительное заявление, которое определяет, что должно быть изучено, дает обзор, возможно, «предварительный организатор», а иногда и обоснование. Он используется для обеспечения контекста содержания учебного блока.
Презентация Материал, опыт, упражнения, тематическое исследование и т. д., которые обеспечивают основные факты и концепции изучаемой области. Это может быть существующий текст, видео, тематическое исследование, симуляция или реальный жизненный опыт, в зависимости от общей стратегии упражнения. Это также может быть любая компьютерная инструкция, включая моделирование.
Расследование Набор задач для решения, которые призваны представить «интеллектуальный вызов», который является неотъемлемой частью методологии структурной коммуникации. Эти проблемы взаимосвязаны и открыты, что позволяет разрешить множество ответов и точек зрения. Цель раздела исследования состоит в том, чтобы учащийся взаимодействовал с предметом.
Матрица ответов Рандомизированный набор элементов, обобщающих ключевые части, концепции или принципы из базы знаний, которая используется и изучается в упражнении. Часто это напоминает «краткое изложение ключевых моментов» презентации. Студент составляет ответ (наброски эссе), выбирая любое количество этих пунктов как «лучший» ответ на заданную проблему.
Обсуждение Обсуждение состоит из двух частей: руководства по обсуждению и набора комментариев к обсуждению. Руководство представляет собой набор правил «если-то», которые проверяют реакцию учащегося на отсутствие или включение определенных важных элементов или их комбинаций. Комментарии представляют собой конструктивные заявления, в которых подробно обсуждаются причины включения или исключения определенных пунктов.
Точки обзора Краткое изложение авторской и других альтернативных точек зрения; это может рассмотреть некоторые аспекты, изложенные в Намерении, сделать явными некоторые предубеждения или точки зрения, которыми придерживается автор, привлечь внимание к другим точкам зрения в литературе и т. д. В идеале раздел точки зрения играет заключительную, интерактивную роль между автором и учащимся.
Дополнительным аспектом учебного блока «Структурная коммуникация» является оценка ответов учащегося на вопросы, заданные учебным блоком.
Примеры упражнений
Упражнение, выполненное с использованием Authorware [htpp://idde.syr.edu/ed-media/]
Несколько примеров [1]
Ссылки
Иган, К. (1972). Структурная коммуникация: новый вклад в педагогику. Программированное обучение и образовательные технологии, 9(2), 63-78.
Иган, К. (1976). Структурная коммуникация. Бельмонт, Калифорния: Fearon Publishers. Ходжсон, А.М. (1972). Структурное обучение в социальных условиях: некоторые заметки о незавершенной работе. Программированное обучение и образовательные технологии, 9(2), 79-86.
Ходжсон, А.М. и Дилл, WR (1971). Запрограммированный случай: повторение осечки. Гарвард Бизнес
Ромишовский, А.Я. (1990). Компьютерная коммуникация и гипертекст: учебное использование двух сходящихся технологий. Interactive Learning International, 6, 5-29.
Ромишовский, А.Я. и Чанг, Э. (1992). Вклад гипертекста в компьютерную коммуникацию: в поисках учебной модели. В М. Джардина (ред.) Интерактивные мультимедийные среды (стр. 111-130). Гейдельберг: Springer-Verlag.
Ромишовский, А.Я. и ДеХаас, Дж. (1989). Коммуникация с помощью компьютера для обучения: использование электронной почты в качестве семинара. Образовательные технологии, 24(10).
Вильяльба, Карлос. и Ромишовский, Александр.