Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Субличность это простыми словами: Субличности человека в психологии – что это такое

Содержание

какие субличности живут в каждом из нас — T&P

Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», — хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях — по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.

Тройственный союз

Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.

В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.

Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.

В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.

В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком

Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.

Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.

Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.

«Как с помощью осознанности и света убить негативную субличность, которая отравляет разум и тело?» — Яндекс Кью

По определению, если вы вообще используете термин «субличность», ожидается, что вы знаете: в моделях практической психологии, которые используют само понятие «субличность», по определению нет «плохих» субличностей.

Попросту нет.

Вот цитата об этом, — ответ на ваш вопрос! — прямо от первоисточника: того мужика, который сам термин в психологию вообще ввёл, Роберто Ассаджиоли.

Его направление — психосинтез, если интересно — смотрите по работе с субличностями у него.

«Любое содержание нашей психики может «пасть», быть низведено на более низкую ступень проявления. Сострадание может превратиться в жалость к себе, радость в маниакальность, покой в инертность, юмор в сарказм, смышленость в хитрость и т.д. И наоборот, содержание сознания можно возвысить, возвести на более высокую ступень проявления: жалость к себе становится состраданием и т.д. Действительно, в жизни нашей нет ничего застывшего, неизменного. И чем выше мы восходим, тем ближе к единству. Как говорит Тейяр де Шарден, все восходящее сближается.

Субличности – это падшие или извращенные проявления непреходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать – как извращение архетипа энергии, субличность соблазнителя – как дальнего родственника любви, субличность упрямца – как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко ни отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить для нас средством воссоединения с последним.

Мы можем способствовать этому процессу с помощью методики направляемого воображения, умышленно использовав символику восхождения. Образное переживание восхождения на гору представляет собой внутреннее восхождение к высшим уровням своего существа, возврата к источнику жизни. Говоря словами французского психолога Дезуаля, «попытка восхождения, предпринимаемая человеком в своем воображении, приводит к появлению светоносных образов, которое сопровождается всякого рода эйфорическими переживаниями. Напротив, спуск вызывает мрачные образы и чувства уныния, тревоги и страдания».

Если мы представим, что восходим на гору, взяв с собой какую-то субличность, то можем вызвать в ней удивительные изменения: мы можем вернуться от извращенного проявления к архетипу или, по крайней мере, понять значение данной субличности, ее настоящий и будущий вклад в совокупный ансамбль нашей личности.

У одного из моих клиентов была субличность капризного и самонадеянного ребенка. Благодаря восхождению на гору эта субличность стала сперва юношей, а затем воином – символом силы. После того как это произошло, он смог вести себя гораздо более сдержанно и мягко с авторитетными лицами, оставив присущую ему защитную манеру поведения.

В другом случае молодой человек визуализировал свою «скрытную, уклончивую, пугливую, агрессивную, вечно пытающуюся перехитрить других субличность» как Квазимодо, уродливого горбуна. Повстречавшись с ним в долине, они вместе добрались до вершины горы. Озарившее их солнце вызвало удивительное преображение: в его благотворных лучах Квазимодо превратился в золотой плуг – символ внутренней красоты, которая является результатом всестороннего жизненного опыта и умудренности личности.

РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ

Следующее упражнение также может принести вам пользу. Выполняйте его в состоянии расслабления.

Выберите субличность, с которой вы уже знакомы. Представьте, что вы вместе с этой субличностью находитесь в долине. Вы видите траву, цветы, деревья и гору. Оставайтесь там некоторое время, вслушиваясь в звуки и голоса окружающей вас природы: щебетанье птиц, шелест листьев и тому подобное.

Закрыть

А теперь вместе с субличностью идите к горе. Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, представляйте, что вы пробираетесь через заросли деревьев и каменные завалы, идете по горному лугу или по краю обрыва. Ощущайте, как нарастает чувство восхождения, ощущайте, как воздух становится все более чистым и бодрящим, вслушивайтесь в царящую на высоте тишину.

На протяжении всего восхождения не забывайте о своей субличности. Вы можете заметить происходящие с ней едва уловимые перемены – вроде изменений настроения, выражения лица или одежды, или даже полное преображение, когда субличность превратится в нечто иное.

Когда вы достигнете вершины, пусть вас освещает солнце, обнажая самую суть вашей субличности. При этом вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качестве и пообщайтесь с ней.

Разумеется, при однократном выполнение упражнения преображения может и не произойти. Субличность может даже еще больше отдалиться от своего истинного архетипа. Это может произойти в случае, если мы не признаем и не примем субличность такой, какая она есть, со всеми ее потребностями и ограничениями.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Например, у одной женщины была очень сильная субличность, которую она назвала «Извините». Это была ее часть, которая постоянно чувствовала себя в чем-то виноватой, боялась потревожить других и предпочитала страдать сама, нежели причинить кому-либо малейшее беспокойство. Эта вечно оправдывающаяся субличность предстала перед ней в образе крошечного застенчивого старичка. Она не выносила эту свою часть и очень злилась на нее, считая ее источником своих проблем. Так оно и было, но гневом своим она заставляла старичка испытывать еще большую вину за то, что он – причина всех бед.

Иными словами, не принимая субличность, мы способствуем ее вырождению, дальнейшему отпадению от истока. Едва только эта женщина признала свою субличность частью самое себя, как проявилась ее конструктивная сторона. Образ маленького старичка превратился в образ молодого, сильного человека с чувствительными глазами, символизирующими отзывчивость и понимание. В дальнейшем эта женщина постепенно поднялась выше своего чувства вины и раскрыла в себе чувствительность. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали нам лучшие свои стороны, мы должны относиться к ним с пониманием».

Субличности — люди внутри нас —

  Автор: admin Тревога, укрепление уверенности, творчество, принятие решений, мотивация, самооценка, тень, стресс, субличности, визуализации

 

Выявление субличностей и работа с ними для улучшения ваших навыков принятия решений:

Так что же такое субличность?

Большинство из нас сталкивались с тем, что нас «захватывала» часть нас самих, о существовании которой мы не знали. Мы говорим: «Я не знаю, что на меня нашло».

Вот несколько кратких определений:

1 Полупостоянная и полуавтономная область личности, способная действовать как личность.

2. Субличности — это психологические спутники, сосуществующие как множество жизней в общей среде нашей личности. У каждой субличности есть собственный стиль и мотивация, часто разительно отличающиеся от таковых у других. Другой способ описать это состоит в том, что субличности — это люди внутри нас, и что каждый из нас — это толпа.

Психолог Миллер Мэйр предлагает более подробное описание:

«Возможно, проще всего представить идею «я» как сообщества личностей», ссылаясь на наименьшую форму сообщества, а именно на сообщество из двух человек. . Большинство из нас, вероятно, когда-то обнаруживали, что говорят или ведут себя так, как будто мы два человека, а не один. Иногда мы говорим о том, что у вас «двойное мнение» о чем-то, когда часть вас хочет делать одно, а часть — что-то другое. Довольно часто мы слышим, как люди говорят о том, что им приходится «бороться» с собой, как будто один аспект их самих находится в конфликте с другим».

Во время моего обучения в магистратуре в качестве психотерапевта мне очень повезло, что я узнал о субличностях от доктора Джона Роуэна, который много писал на эту тему. Однако совсем недавно на однодневном семинаре Тренер по имени Питер очень смело назвал несколько своих субличностей: Питер Пэн, Идеальный Питер, Беспорядочный Питер и т. д.

Ниже представлен коллаж из субличностей человека

 

Например, фигура ангела в нижней части коллажа олицетворяет их уступчивую, добрую субличность, а директор школы с деревянной тростью в верхней части изображения символизирует их внутреннюю критикующую субличность.

Вы помните Mr Men, серию детских книг британского писателя Роджера Харгривза 1970-х годов?

В сериале представлены персонажи с такими именами, как Мистер Щекотка, Мистер Счастливый, Мистер Забывчивый, Мистер Мечта, Мистер Наглый, Мистер Глупый, Мистер Беспорядочный, Мистер Смешной, Мистер Подлый, Гора Болтун, Мистер Носей, Мистер Жадный, Мистер Невозможный, Мистер Сильный, Мистер Ленивый, Мистер Веселый и т. д., чьи личности и физические характеристики основаны на их именах.

Возможно, Харгривз имел в виду свои собственные субличности?

Как говорит Стефани Фоули в своем очень полезном ролике на You Tube:

Субличности — это привычки или модели поведения, которым мы следовали с детства: например, внутренний ребенок, очень ответственный, бунтарь, организатор, контролер , авантюрист, саботажник, эстет или рабочий.

Распознавая субличности и работая с ними, она утверждает, что конформист может превратиться в кого-то более адаптивного, бунтарская тенденция может стать новаторством или, возможно, бунтарь и конформист могут работать вместе и развить новое чувство лидерства.

См. клип здесь: https://www.youtube.com/watch?v=xbqZKNsl7A8

Часто наши субличности борются друг с другом, что может затуманить наши суждения или сделать нас нерешительными, особенно на рабочем месте.

Итак, как я это вижу, если мы познакомимся со своими субличностями, мы сможем определить идеальную среду, в которой они могли бы цвести и процветать (т. е. создать идеальную почву, способствующую росту).

Впоследствии мы можем установить золотую середину между теми, кто находится в оппозиции друг к другу, такими как хулиган на работе и кроткая мягкая субличность дома. Другими словами, попытайтесь гармонизировать наши субличности, чтобы мы чувствовали себя менее фрагментированными и более цельными.

Убавив громкость хулиганов на работе, можно проявить более мягкую сторону личности, чтобы принимать более взвешенные решения и создавать более приятную и мотивирующую офисную обстановку для коллег по работе.

Как писал Ассаджоли, итальянский психиатр и пионер в области гуманистической и трансперсональной психологии: «Мы не едины; мы часто чувствуем, что мы есть, потому что у нас не много тел и много конечностей, и потому что одна рука обычно не бьет другую. Но, образно говоря, это именно то, что происходит внутри нас. Несколько субличностей постоянно борются: импульсы, желания, принципы, стремления ведут непрекращающуюся борьбу».

Как сформулировал доктор Джон Роуэн:

«Вопросы, которые, по-видимому, наиболее важны для конкретизации и эксплицитности субличностей, следующие:

Как вы выглядите?

Сколько тебе лет?

Какие ситуации выводят вас из себя?

Каков твой взгляд на мир?

Какова основная причина вашего пребывания там?

Что тебе нужно?

Что тебе нужно?

Что вы можете предложить?

Что мешает полноценному функционированию?

Откуда ты?

Когда вы впервые встретились (имя человека – т.е. вы)? Что происходило?

Что произойдет, если вы возглавите компанию навсегда?

Что помогает вам расти?

Как вы относитесь к женщинам/мужчинам/детям?

Какое отношение это имеет к моей личной истории?

Внутреннее знание моих субличностей очень помогло мне наладить свою жизнь. Однако в контексте этого блога я сосредоточусь на наиболее подходящих примерах.

Как я уже объяснял ранее, двумя самыми трудными жизненными проблемами, с которыми мне пришлось столкнуться до сих пор, были решения:

  1. сбежать из корпоративной клетки, то есть с моей хорошо оплачиваемой надежной работы и;
  2. оставил позади свой лихорадочный лондонский образ жизни и частную практику на Харли-стрит, чтобы жить в идиллической сельской местности и заниматься работой своей мечты в качестве успешного психотерапевта, тренера и учителя осознанности в моих практиках в Бристоле и Сомерсете.

Главный конфликт здесь был между моей чрезмерно осторожной субличностью, не склонной к риску, «Осторожной Карен» и моей авантюристкой и жаждущей знаний и новых впечатлений субличностью «Любопытной Карен».

К счастью, после долгих дебатов между двумя субличностями Любопытной Карен удалось убедить Осторожную Карен в том, что оба решения повысят качество моей жизни и достигнут здорового баланса между работой и личной жизнью.

Что вы можете сделать с внутренними конфликтами субличностей?

Будьте честны с собой и признайте, что вам, вероятно, трудно принимать решения из-за внутренних битв субличностей. Естественно, причина будет разной для каждого человека, и помните, что вы не одиноки в этой очень распространенной дилемме…

Возьмите под свой контроль, подружитесь со своими субличностями и поощряйте их общение друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

subpersonality — definition and meaning

  • Define
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Слушать
  • и Любовь

Определения

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • сущ. Одна из личностей человека с множественной личностью.

Этимологии

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License

суб- +‎ личность

Поддержка

Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово субличность.

Примеры

  • Теория систем

    , которая в настоящее время является одной из доминирующих парадигм этого квадранта, стала важным элементом теорий субличностей

    Ричарда Шварца (Schwartz, 1995) и Хэла и Сидры Стоун (Stone & Stone, 1989). , ни один квадрант не может быть отделен от влияния других.

    Интегральная теория личности

  • Почти всегда у субличности будет что-то, что нужно другой субберсональности.

    Стивен К. Роуз: Психосинтез — Личное заявление

  • Я был большим поклонником работы с частями в личностном росте.

    Психология сегодня. Я обычно представляет собой сообщество самостей, а не единый монолит

  • Это, по сути, определение субличности теории.

    Буддизм и субличности

  • У меня очень сильный пушер субличность — цель состоит в том, чтобы я был все время занят, чтобы у меня не было свободного времени для самосозерцания.

    Пять советов по использованию неструктурированного времени

  • По сути, это определение субличности , хотя нам придется заменить архетип как «ядерный элемент» какой-либо формой травмы, диссоциации или каким-либо другим событием, которое может создать потребность в самозащите в психике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *