Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Субличность это в психологии: Субличность — Психологос

Субличность — Психологос

Фильм «Игра Джери»

Фильм «История о нас»

Если вы будете работать с психологом, вас когда-то могут попросить:

Поговори со своим внутренним Критиком: как он заботится о тебе?

Спроси своего Саботажника: чего он хочет? На каких условиях он уйдет?

Обратись к своему внутреннему Мудрецу: что он тебе подскажет в этой ситуации?

В этих случаях вам предлагают обратиться к своим Субличностям. Что это такое?

Субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей. Называние личностных особенностей субличностями дает возможность работать с ними как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать с ними, договариваться… Субличности — другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек.

Личностные роли обычно описывают поле возможностей человека, субличности — поле проблем.

О личностных ролях говорят преимущественно в психологии развития, о субличностях — в психотерапевтическом подходе. Понятие субличность активно используется в Психосинтезе и иногда в НЛП, обычно в сочетании с трансовыми техниками.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​В практике, субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. А именно, по воле психологов и психотерапевтов субличность очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в Прошлое, залезать глубоко в Бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, что не знает сам клиент, умеющее заботиться о клиенте, имеющее всегда только позитивные намерения и способное (иногда) действовать по принципу Для того чтобы, а не Потому что…

Чтоб мы были всегда так талантливы!

Фильм «Обыкновенное чудо»

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Если клиент находится в трансе, под влиянием авторитета работающего с ним психолога, не может ему возразить и принимает эти допущения, это открывает большие возможности для творчества внутри его психики.

Теперь можно как решать проблемы клиента, так ему их и создавать.

Откуда берутся субличности, кто их создает? Субличности создают психологи и психотерапевты, работая с клиентами. Если клиенту это показалось убедительным и понравилось, далее субличности он создает себе сам.

«Субличность — это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т. д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании». Роберто Ассаджиоли

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, готовности человека предположить у себя ту или иную субличность.

Использование такой рабочей метафоры, как «субличность», прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей субличностями для людей с развитым метафорическим мышлением позволяет коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьезное отношение к происходящему и сильнее мотивирует. Это уже не просто привычка, это враг, с которым необходимо бороться! С другой стороны, это удобный способ общения с самим собой и самоорганизации: «Саботажник, я прошу тебя не мешать мне сегодня!»

Что касается минусов, то психиатры выражают тревогу — по их мнению, вера человека в то, что в нем живут много других живых существ, может провоцировать шизофрению. Кроме этого, нередки случаи, когда люди начинают оправдывать свои поступки тем, что это действуют не они сами, а субличности в них.

Вспоминайте «Обыкновенное чудо»…

что это такое в психологии, работа с субличностями

Субличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это сознание, подсознание и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е. Берна, — все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как стыд, страх, боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, панические атаки. В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты.

Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека.

Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, агрессия, нездоровая тяга к материальным благам, нарциссизм.

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха –  во власти «изгнанников».

И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Руководство по субличностям и работе с ними — ART4MINDS

Автор: Chris W

Вы когда-нибудь задумывались, почему с некоторыми людьми вы ТАК общительны, а с другими застенчивы, как рак-отшельник? Или у вас есть группы друзей, с которыми вы ведете себя по-разному, или конфликтующие интересы, которые имеют совершенно разные способы самовыражения? Возможно, вы , который безропотно регистрирует ваши счета, отличается от ты , который выпил слишком много текилы на рождественской вечеринке в офисе в том году, когда нам еще разрешали видеться с людьми.

У вас может быть артист, радикал, книжный червь, медитатор и целый ряд других аспектов вашей замечательной и уникальной личности. Эти субличностей все истинны и все пристрастны.


Что такое субличности?

Концепция психосинтеза, субличности — это «части» нас, которые формируются в ответ на различные награды, наказания и переживания в разное время нашей жизни. Возможно, вы были мотивированы иметь собственную комнату и развлекать взрослых, когда вы были ребенком. Или, может быть, вам сказали, что детей должно быть видно, а не слышно. Возможно, в подростковом возрасте у вас развилась бунтарская жилка, во взрослой жизни вы стали духовным искателем, хиппи, корпоративным профессионалом… список можно продолжить.

У каждой из наших субличностей разные потребности и цели. В то время как один может хотеть, чтобы вы остались, усердно учились и развивали карьеру, другой может просто захотеть найти следующий рейв или съесть целую ванну Бена и Джерри за один присест. Оба являются действительными выражениями ваших желаний и потребностей.

Мы склонны полагаться на одни субличности больше, чем на другие. Наши привилегированные немногие склонны собираться вместе и образовывать небольшие сообщества в нашей психике. Мы чувствуем, что можем доверять этим. Они надежны, даже если некоторые вещи, которые они делают, больше не служат нам.

Мы можем полностью отрезаться от других субличностей. В юности нам могут говорить, что наша сексуальная сторона неуместна или «грязна», что заставляет нас запихнуть эту часть себя в ящик подальше от посторонних глаз. Или, возможно, у вас есть набор более темных, противных и мелких субличностей, скрывающихся под видом того, что является социально приемлемым. С другой стороны, у вас может быть сильный лидер, классный клоун или великолепный потенциал, который никогда не увидит свет из-за страха быть осужденным — потому что вам сказали, что это «слишком много».

Я не говорю, что более темные субличности должны выйти и затмить всех или сделать вашу жизнь более сложной, чем она должна быть. Но я скажу так: каждая субличность в чем-то нуждается, чего-то хочет и в конечном счете пытается выразить что-то основное в ВАС.

Очень часто мы перестаем осознавать, как нас ведут наши по умолчанию режимы, и может быть полезно сделать шаг в центр и понаблюдать: «Кем я являюсь в данный момент?»

Есть много способов работы с субличностями, к которым я вернусь чуть позже, но я хочу подчеркнуть, что каждый из них обладает определенной степенью энергии и силы. Чем больше мы можем войти в наши субличности, в том числе те, которые мы находим мучительно неудобными, тем больше мы можем использовать части нашей скрытой энергии.

Кроме того, мы можем найти немного золота среди опилок. Возможно, та субличность, которую вы раньше считали показухой, окажется мощным союзником в воспитании уверенности в себе. Или вы можете подключиться к очень мотивирующей субличности, о которой вы почти забыли.

Во время консультирования я часто стремлюсь создать безопасную среду для самовыражения наиболее сложных частей тела. Чаще всего сам акт этого создает ощущение расширения возможностей и рождает это парадоксальное место освобождения в сочетании со здоровым контролем.

Думайте о субличностях в их лучших проявлениях как о первоклассной команде профессионалов, работающих на вашей стороне. Если мы увольняем и притесняем определенные части команды, это никогда не идет на пользу потенциалу в целом. Это проявляется в блоках, внутреннем конфликте, эмоциональном смятении и чувстве вины за то, что некоторые части нас не соответствуют нашей самоопределенной структуре личности.

К сожалению, когда мы прикрываемся, наши уродливые стороны часто могут найти способ просочиться наружу так, как мы этого не ожидаем. Мы можем обнаружить, что наши самые разрушительные грани выползают на поверхность, когда мы злы, пьяны или расторможены каким-либо другим образом.

По сути, цель работы с субличностями состоит в том, чтобы войти внутрь и узнать их, чтобы потом вернуться в свой центр и пригласить в команду здоровую версию каждой субличности. В этом случае вы с меньшей вероятностью подвергнетесь неожиданному саботажу со стороны призрачного незнакомца, скрывающегося в царствах бессознательного.

Думайте об этом как о дирижировании оркестром. Чем больше вы узнаете исполнителей, тем больше инструментов у вас будет в распоряжении, чтобы играть музыку и гармонично ориентироваться в мире.

Скажем, например, какая-то часть вас чувствует горечь, ярость, страх или даже ярость. Мы можем либо проигнорировать это и оставить его незамеченным на заднем плане, либо мы можем немного узнать его, чтобы получить доступ к части его энергии и удовлетворить его потребности. Тогда мы лучше подготовлены для преобразования этой субличности во что-то менее токсичное.

Обратите внимание: субличности не бывают действительно хорошими или плохими, но они могут иметь искажения. Наш целеустремленный, ориентированный на карьеру тип режиссера может быть фантастическим в управлении проектами, но может показаться властным или несимпатичным, когда ему дадут бразды правления на поэтическом концерте. Наш эксцентричный художник может быть особенно одаренным в придумывании творческих идей, но, вероятно, он не лучший кандидат для планирования нашей рабочей нагрузки или подачи налоговой декларации.

Еще одно замечание: это неправда. Если части этой концепции не резонируют с вами, возьмите то, что вам нужно, и выбросьте все остальное. Справедливо будет сказать, что мы все находимся в постоянных отношениях и что у нас есть уникальный способ существования в каждой ситуации, в зависимости от того, кто нас окружает.

Возможно, мы можем думать об этом как о танце. На дискотеке вы будете двигаться иначе, чем на балетном уроке, но вы также будете танцевать по-разному в зависимости от того, кто находится рядом или как вы себя чувствуете. В этот момент все становится размытым и чрезмерно сложным, поэтому я нахожу концепцию субличности удобным способом оставаться на земле и полезным инструментом для исследования различных частей нашего существа, зная, что это не вся картина.

Работа с субличностями: идентификация и дезидентификация


Мне нравится поощрять людей воплощать в жизнь свои субличности. Сделайте временный участок пола шириной около метра. Наличие воображаемого пространства, в которое вы можете войти, означает, что вы можете физически выйти из своего обычного «я» и войти в одну из своих субличностей. Сосредоточьтесь на том аспекте себя, на котором вы хотите сосредоточиться, или подумайте о теме (например, о сексуальности, деньгах, духовности или чем-то еще) и приступайте к ней, имея в виду указанную тему.

Оставайтесь на месте и почувствуйте, как ваше тело воспринимает нагрузку или ее отсутствие. Вы чувствуете, что плывете или действительно тяжелеете? Испытываете ли вы необычные ощущения? Тебе удобно? Чувствуете ли вы себя энергичным, усталым и т. д.?

А теперь самое сложное. На самом деле оставайтесь с субличностью, пока вы задаете вопросы ниже и вступаете в диалог. Отождествляйтесь с субличностью и говорите с точки зрения «я». Вы можете почувствовать искушение со стороны других, более знакомых частей себя, чтобы вмешаться с фоновыми голосами, говорящими что-то вроде «это не то, к чему я привык», «я грубый/оценочный/дерзкий/слабый/гиперсексуальный/ханжеский/ просто-не-я». (Выбери свой яд). Игнорируйте эти голоса и позвольте субличности полностью выразить себя, прежде чем бросаться судить, прятаться или анализировать. Вы можете быть удивлены тем, что получится. Вы можете почувствовать облегчение от чего-то, что казалось вам тяжелым. Вы можете найти любовь, заключенную в вашем гневе, освобождение в вашем страхе, радость в вашей печали и так далее.

Если вы работаете с утренними страницами или другим типом письменного ритуала, я предлагаю форму «внедрения в скобки». Опять же, это означает говорить голосом откуда-то, кого вы склонны игнорировать. Доведите его до самого дальнего конца. Выразите его во всей его беспорядочности, замешательстве, яде, нарциссизме и восторге. Знайте, что это только часть вас, а не все ваше «я», и что все, что вы говорите, разрешено.

Когда вы закончите, найдите время, чтобы отойти и заново воплотить себя целиком. Физически и осознанно выйдите из пространства или обведите написанное большими скобками, чтобы показать, что это была лишь часть вас, и теперь вы возвращаетесь в свой центр.

Если появилось что-то неприятное для вас, не стесняйтесь припарковать это, зная, что оно вернется только тогда, когда вы будете готовы. Ты в безопасности.

С помощью этого типа упражнений цель состоит в том, чтобы создать более глубокое чувство центра и более полное ощущение себя. Если ничего другого, я надеюсь, вы почувствуете некоторое облегчение.

В психосинтезе терапевтическая цель состоит в том, чтобы исследовать субличности ровно настолько, чтобы получить более полное представление о том, кто вы есть, а затем потратить время на реинтеграцию их с вашим самоощущением.

Наслаждайтесь процессом и довольствуйтесь незнанием.

Субличность УПРАЖНЕНИЕ:

Определите и выберите субличность для работы. Я предлагаю попробовать это упражнение дважды: сначала с субличностью, с которой вам комфортно, а затем с той, с которой вы обычно не контактируете в повседневной жизни.

Говоря или пишу от «Я» (от первого лица), отвечайте на следующие вопросы и утверждения, воплощая субличность. (Остерегайтесь любых надоедливых междометий из-за привычек мышления по умолчанию).

Вопросы: 

  • Сколько мне лет? Обратите внимание на любые всплывающие воспоминания.

  • Что я чувствую?

  • Каков мой образ тела и как я хотел бы его выразить? Я ношу макияж? Какую одежду я ношу, когда у меня есть выбор? Я формальный, холодный, яркий, темный…?

  • Как переехать? (Попробуйте разные позы и телодвижения, чтобы увидеть, что соответствует этой субличности).

  • Какие ситуации я выбираю? Куда бы я поехал в отпуск?

  • В чем я преуспеваю и в чем мои сильные стороны?

  • В каких ситуациях я чувствую себя наименее комфортно?

  • Чего я хочу? Из жизни? От других?

  • Что мне нужно? Из жизни? От других?

  • Было ли время, когда я впервые появился?

  • Сколько времени я, как субличность, провожу в данный момент, управляя жизнью этого человека?

  • Как я могу служить широкой личности? И делаю ли я что-нибудь такое, что раньше было полезно, но больше никому не служит?

  • Если я не очень доминирую, как изменится жизнь, если я, как субличность, займу больше времени и контроля в повседневной жизни?

  • Как я могу помочь этому человеку расти. Как я мог бы помочь этому человеку вырасти?

  • Как я отношусь к людям? Женщины? Мужчины? Другой пол? Дети? Животные? Бог?

  • У меня есть имя? Какова моя характерная черта?

Библиография:

Фирман и Хила — Психосинтез: Психология духа

Роберто Ассаджиоли: Психосинтез: Руководство по принципам и методам

Метафора дирижера — источник неизвестен.

психосинтезсубличноститерапия

Крис В.

Что такое субличности и как они работают в IFS-терапии?

8 февраля 2018 г.

В нашем обществе по-прежнему очень распространено убеждение, что наш разум представляет собой единое целое. Эта точка зрения, которую психологи называют парадигмой «моноразума», наносит ущерб нашему образу жизни. Во-первых, если в вас есть часть, которая вызывает деструктивное поведение или оказывает на вас парадигмы множественного ума, вы, вероятно, судите о себе только через призму этой единственной части. Например, иногда вам кажется, что вы хотите просто мариноваться, не делая ничего продуктивного. Это может заставить вас думать о себе как о ленивом человеке. будет определять все ваше «я» как ленивого, хотя на самом деле это только одна часть вашей личности. Точно то же самое происходит, когда какая-то часть вас чего-то боится. Вы можете назвать себя человеком, который всегда боится.0005

Понятие единого ума означает, что мы смотрим на себя очень одномерно. И это сильно вредит нашей самооценке.

Теория внутренних семейных систем. сущность, а скорее как целое вместилище различных частей личности.

Что это за детали? Кто-то может принять это за некую метафору. Мы смотрим в себя и видим, что есть внутренний критик, перфекционист, внутренний ребенок и что это способ назвать наши мысли. С терапевтической точки зрения это не совсем то, как это работает в теории внутренних семейных систем. Ведь и сейчас многие нейропсихологи утверждают, что наш мозг работает по модульному принципу. Модули как бы взаимодействуют — одни более конструктивно, другие менее, но все они образуют внутреннее сообщество автономных нейронных сетей, взаимодействующих друг с другом.

«Разум с его миллиардами нейронов подобен сообществу, состоящему из меньших сообществ. Сообщества на самом высоком уровне (прямо под уровнем целостности) — это то, что мне нравится называть субличностями или внутренними голосами… Это конкурирующие аспекты нас самих, которые пытаются управлять целым». — Дуглас Хофштадтер

Части — это не просто мысли или эмоции, а маленькие внутренние личности, которые формируются вокруг конкретной потребности. Для достижения своих целей они используют различные элементы нашей психической жизни. Благодаря теории внутренних семейных систем мы знаем, что, например, внутренний критик может наполнить нас определенными эмоциями, такими как напряжение, стресс или эмоциональное давление, и в то же время говорить с нами своим внутренним голосом. Он также может внушать нам определенные убеждения, вызывать поведение и даже развивать привычки.

Получите доступ к моему 3-дневному вводному онлайн-курсу IFS и познакомьтесь с терапией IFS на собственном опыте.

ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП

Удовлетворение потребностей

Таким образом, целью каждой части является удовлетворение конкретной потребности (например, в отдыхе, принятии или самореализации). С этой целью части способствуют нашему поведению, эмоциям, привычкам, убеждениям и телесным ощущениям (например, чувство усталости, мысли «Я бесполезен», критический внутренний диалог, чувство ухода).

Части используют различные стратегии для удовлетворения своих потребностей. Внутренний критик может отбить у нас охоту действовать, чтобы предотвратить неудачу и тем самым оказать на нас разрушительное воздействие (например, лень, застенчивость, самокритика).

Субличность — это временный режим личности. Он может быть активен в один момент, а может измениться через некоторое время. Возможно, вы замечали, что ведете себя по-разному в присутствии разных людей. Вы кто-то другой на работе, и вы кто-то другой дома. Я знаю людей, которые экстраверты на работе, они шумные, веселые и т. д., но когда они дома в кругу своих близких, они словно превращаются в тихих интровертов, которым нравится одиночество и безмятежность. В зависимости от активной части мы можем вести себя по-разному.

Что очень важно, так это то, что роль данной части не является ее сущностью, другими словами, если, например, внутренний критик вас ругает за что-то, то это не все, за что стоит эта часть. Ваш внутренний критик может испытывать и другие эмоции. Более того, он может воздействовать на вас многими другими способами, кроме этого. В своей терапевтической работе с клиентами я часто сталкивался с тем, что их «внутренний критик» в какой-то момент бывает очень критичен и унижен, а когда мы узнаем его поближе и прислушиваемся к его страхам и потребностям, оказывается, что он внутренний советчик. . Ему больше не нужно критиковать, а скорее поддерживает и дает положительные замечания.

То же самое касается внутреннего ребенка или одного из внутренних детей, поскольку в нашем внутреннем мире их может быть больше одного. В какой-то момент он может чувствовать боль, причиняя вам сильную боль, но в другой момент, когда эта часть освобождается от боли, он может оказаться способным сделать вас спонтанным, радостным и способным испытывать множество положительных эмоций, к которым ранее ваш доступ был полностью заблокирован.

Итак, наши части привязаны к потребности, которую они хотят удовлетворить, но они могут изменить свои роли и начать действовать по-другому. Важно, чтобы терапевт, использующий в своей работе теорию внутренних семейных систем, или чтобы мы, выполняя самостоятельную работу с помощью этого метода, смотрели на эти части целостно.

Это не черное и не белое

Каждая часть может представлять целый спектр различных действий и эмоций. И удивительно, что когда мы заглядываем внутрь себя и начинаем узнавать ту внутреннюю семью, которая в нас живет, то вдруг оказывается, что эти части — как люди, как действительно какая-то семья, с которой мы можем попытаться ужиться и помочь каждому участнику изменить свое деструктивное поведение.

Мы не делаем этого, заставляя наши субличности изменяться или оказывая какое-либо давление. Это не сработает, уверяю вас. Части хотят быть понятыми и услышанными. Когда мы начинаем с ними разговаривать, оказывается, что они хотят нам что-то рассказать о себе, и как сильно им больше не нравится их роль. Когда они узнают, что мы хотим помочь им изменить свою роль, они очень рады это сделать, потому что каждая часть нас имеет позитивное намерение, она желает нам добра.

Поначалу это может показаться неправдой — возможно, вы испытываете части, которые действительно хотят отыграться на вас. Но в ходе работы с моделью «Внутренние семейные системы» нам удается их понять. Обычно поначалу они понятия не имеют, чем еще могли бы вас поддержать. Это то, что их учили действовать, и они убеждены, что то, что они делают, хорошо. И как только они начинают видеть, что то, что они делают, вредно, они вдруг начинают хотеть изменить свое поведение.

Наши части — это гораздо больше, чем просто роль, которую они играют. Они склонны испытывать другие эмоции, а не только самые заметные и преобладающие. Когда они видят, что в этом есть смысл, наши части открыты для смены своей роли — они часто устают от того, что они делают (например, застенчивая часть может начать побуждать нас больше выходить на улицу и знакомиться с новыми людьми).

Наши субличности активируются в разных ситуациях и моментах нашей жизни, в зависимости от того, когда они нужны. Однако мы также можем активировать их сознательно с помощью самосочувствия и визуализации. В самотерапии методом IFS мы заглядываем глубоко в себя, чтобы войти в контакт со своими частями.

Большая часть психотерапевтической работы, основанной на теории внутренних семейных систем, проводится с закрытыми глазами. Вы входите в свой внутренний мир и встречаетесь с частями, разговариваете с ними. Хотя это может показаться вам сейчас абсурдным или странным, если вы испытаете это на себе, то увидите, что это очень просто, осязаемо и реально, и что именно так работает наша психика.

IFS-терапия по сравнению с другими терапевтическими методами, ориентированными на работу с субличностями

Есть несколько отличий. Во-первых, наиболее важным является то, что в IFS мы уделяем особое внимание установлению отношений с данной частью. Мы рассматриваем каждую часть не как механизм функционирования нашего разума, а как внутреннюю личность, с которой мы можем установить глубокие и содержательные отношения. Когда части чувствуют себя узнанными и услышанными, они расслабляются, разгибаются и перестают вести себя таким экстремальным или уязвимым образом.

Во-вторых, мы обращаем внимание на динамику отношений между различными частями. Чаще всего одни из них поляризованы и конфликтны, а другие образуют союз. Мы можем видеть, как одна часть, которая защищает раненую часть, может конфликтовать с другой частью. Может быть другая часть, которая ругает обе эти части. Таким образом, мы стали видеть структуру проблемы с совершенно иной точки зрения. Внезапно мы можем увидеть пять разных частей, которые сильно влияют друг на друга, и это позволяет нам лучше понять, в чем заключается эта внутренняя проблема. Мы можем встретиться с каждой из этих частей, узнать их поближе и постепенно начать помогать им изменяться. В результате мы можем справиться с проблемой намного проще и намного быстрее.

Терапию, основанную на теории Внутренних Семейных Систем, больше всего отличает так называемая энергия Я. Это состояние сознания, в котором мы не отождествляем себя ни с одной из частей. В этом состоянии мы отделяемся от всех наших частей и находимся в состоянии чистого любопытства, открытости и доброты. Именно на этом уровне мы хотим общаться с каждой частью, потому что это делает наши части более открытыми и более готовыми поделиться тем, что они хотят сказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *