Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сущность функции и структура общения: его виды , функции и основные средства.

его виды , функции и основные средства.

Общая характеристика общения и его функции

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования 

личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации

  • восприятие друг друга

  • взаимооценка партнерами друг друга

  • взаимовлияние партнеров

  • взаимодействие партнеров

  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

  • информационная (обмен информацией между людьми)

  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;

  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

  • информация об итогах деятельности;

  • информация от внутреннего опыта;

  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу.

Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

  • прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

  • прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореолапроявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватноговосприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого являетсяэмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т. п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции.

  • Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

  • Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

  • Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Характеристика общения — сущность, структура и функции общения

Каждая общность имеет свои средства воздействия, использующиеся при коллективном взаимодействии в разнообразных формах. В этих средствах сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни человека. Это традиции, обряды, ритуалы, праздники, отражение в искусстве, литературе, кино, СМИ. Все перечисленные формы относятся к массовым, имеющим мощнейший потенциал взаимовлияния людей друг на друга. Они являются хорошими средствами воспитания, включения человека в духовную атмосферу жизни. Главным во всех аспектах общения является человек, при увлечении инструментальной стороной общения можно свести к минимуму духовную сущность человека. Это приведет к упрощенному толкованию общения как информационно-коммуникативной деятельности. Человеческая личность обладает богатым и своеобразным внутренним миром, а при таком подходе, она отодвигается на второй план. При разделении общения на коммуникативную область и область взаимоотношений важно не утратить человека как духовную силу, преобразующую в процессе общения себя и окружающих. Общение – сложный вид человеческой деятельности, как труд, учение и игра.

Общая характеристика понятия общения

Определение 1

Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.

Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа (или краткая характеристика трех сторон общения). Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека. Мезауровень — единство общения и деятельности: рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени. Здесь внимание акцентируется на изучении общения, его целей, причин. Отслеживается динамика общения, анализируются средства, которые были использованы, этапы общения, где стороны обмениваются представлениями, идеями, переживаниями (как единство общения и деятельности). Микроуровень касается элементарных единиц информации типа: «вопрос-ответ», «призыв к действию – действие».

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Пять сторон общения

Общение проявляется в единстве пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной (эмотивная функция общения), конативной.

Определение 2

Межличностная сторона общения – это взаимодействие человека с окружающим миром: с другими людьми, группами, общностями, с которыми он так или иначе связан.

Сюда относятся: семья, профессиональный коллектив, национальная группа, возрастная группа. Человек присваивает себе исторически сложившиеся шаблоны поведения в различных ситуациях жизни.

Когнитивная сторона общения дает ответы на вопросы: кто твой собеседник? что от него следует ожидать? То есть позволяет получить представление о партнере. Функция охватывает и самопознание человека. По мере общения формируются образы-представления о себе, партнере, которые регулируют процесс.

Определение 3

Коммуникативно-информационная сторона общения – это обмен информацией, мыслями, идеями, задумками, чувствами, настроениями.

Просто обмен информацией – слишком упрощенный подход. В рамках этого вида общения информация формируется, накапливается, объединяется или дифференцируется, уточняется, эмоционально окрашивается, а только потом передается.

Определение 4

Эмотивная сторона общения – проявление эмоций и чувств при взаимодействии.

Это выразительные движения, поступки, поведенческие проявления – своеобразный социально-психологический фон, от которого в немалой степени зависит успех совместной деятельности.

Конативная сторона общения согласует цели партнеров посредством поведения. Она оказывает управляющее воздействие на личность в любой жизненной ситуации.

Для общения характерно как внешнее проявление, так и внутреннее содержание. К внешним проявлениям относятся активность участников коммуникативного процесса, интенсивность их действий, реакции на контакт. К внутренним проявлениям можно отнести личное отношение к общению участника, переживания, определение мотивов и целей, соответственно, выбора поведения.

Общение может состояться только при наличии знаковой системы. Выделяют невербальные средства общения или неречевые и вербальные средства в виде устной и письменной речи.

Определение 5

Письменная речь – речь, которой обучаются, человек владеющий письменной речью считается грамотным.

Хотя это не всегда так. От устной речи отличается нагроможденностью, сложными конструкциями и структурами, имеет штампы, канцеляризмы. За счет этого предложения становятся однозначными и четкими. Письменная речь используется в науке, деловых, юридических отношениях. Чтобы пользоваться письменной речью необходим богатый словарный запас, соблюдение стилистических правил.

Определение 6

Устная речь – самостоятельный тип речи, имеющий свои правила.

Отличие устной речи от письменной в ее экономичности. Для того, чтобы выразить мысль в устной речи, требуется меньше слов. Это достигается благодаря другому порядку слов, значительных сокращений связок, концов предложений. Основной недостаток устной речи – это многозначность. Зато лаконичность является ее достоинством. Устная речь хороша, когда надо воспитывать, воодушевлять, вдохновлять, защищать, отстаивать.

Определение 7

Средства общения – это не только слова и предложения, но и жесты, поворот головы, мимика, микромимика, заключающаяся в выражении глаз, дистанция, особенность походки. 

Все эти проявления можно назвать невербальными средствами общения. Всем известны гримасы лица, которые выражают определенное состояние: преданность, злость, лесть, презрение. Для чего нужны невербальные средства общения? Чтобы регулировать процесс общения, способствовать созданию психологического климата между собеседниками, обогащать словесные значения, выражать эмоциональные проявления.

Самостоятельно передать значение или смысл (сущности общения) невербальные средства не могут. Они являются хорошим дополнением словесных текстов. Если невербальные средства рассогласованы, то, напротив, это приводит к затруднению межличностного общения. В отличие от речи они осознаются как говорящим, так и слушающим не в полной мере.

Можно выделить визуальные, акустические, тактильно-кинестезические, ольфакторные невербальные средства.

  1. К визуальным средствам общения можно отнести: кинесику – движения рук, ног, головы, туловища, контакт глазами, выражение лица, позу – ее локализацию или смену при определенном отрезке речи, кожные реакции – появление пота, покраснение, бледность, дистанцию – расстояние до собеседника, поворот к нему, персональное пространство. Вспомогательными визуальными средствами общения являются особенности телосложения и средства их преобразования: одежда, косметика, очки, усы, борода.
  2. К акустическим средствам общения относятся паралингвистические речевые, выражающиеся в интонации, тембре, тоне, паузах. Существуют экстралингвистические средства общения такие, как смех, плач, кашель, вздохи.
  3. К тактильно-кинестезическим средствам можно отнести физическое взаимодействие: танец, ведение слепого за руку; такесику: похлопывания, рукопожатия, поцелуи.
  4. К ольфакторным средствам относятся запахи окружающей среды и человека.

В каждой культуре существуют свои невербальные средства общения, общих норм здесь не существует. Перед тем, как посетить какую-то страну, следует познакомиться с ее невербальным языком.

Поведение человека регулируют установки, уходящие своими корнями в подсознание. Если у партнеров разные установки, они плохо понимают друг друга, а чаще всего разрывают отношения. Совместимость установок способствует благоприятному развитию общения. Согласованность установок проявляется во взглядах, мыслях, чувствах. Когда формируются совместные цели на основе общности установок, осуществляется взаимный контроль поведения.

Уровни общения

Общение происходит на различных уровнях. Начальным уровнем является конвенциональный. Это может быть обмен несколькими фразами в нейтральной обстановке или в условиях вынужденного общения. Это автоматическое или ограниченное общение, не требующее осмысления, не содержащее позитивных и негативных моментов. Такое общение необходимо в стандартных ситуациях.

Следующий уровень общения называется информационным. Здесь происходит обмен информацией, которая является следствием активности человека: мыслительной, эмоциональной, поведенческой. Данный уровень носит стимулирующий характер общения.

Личностный уровень общения позволяет участникам раскрыться, постичь внутренний мир другого человека, себя. Такое общение происходит в особых случаях: вдохновения, озарения, любви. Это моменты духовного подъема, поэтому и уровень общения можно назвать духовным. Это общение высоко нравственное, интимное, оно снимает всякие ограничения, так как они не нужны. Личностный уровень общения тождественен ценностным ориентациям.

Коммуникации и управление | Принципы управления

Результаты обучения

  • Опишите компоненты модели коммуникативного процесса.
  • Распознавание типичных ошибок в общении.
  • Различают формальные и неформальные коммуникационные сети.

Матиас Мендес недавно был принят на работу в качестве менеджера отдела закупок интернет-магазина. О его назначении было объявлено по электронной почте всем сотрудникам компании, и его отдел ожидал его прибытия. Его менеджеры сказали ему, что его первой задачей будет попытаться сократить расходы в отделе. Матиас еще не определился, что именно делать, но решил, что сможет достичь целевых показателей за счет приостановки набора новых сотрудников, сокращения всех командировок, кроме критически важных, сокращения обучения и сокращения использования временных и контрактных сотрудников. рабочие.

Ему не терпелось показать начальству, что он работает над этой проблемой, поэтому он разослал своим менеджерам и сотрудникам электронное письмо, в котором сообщил, что скоро объявит о мерах по сокращению расходов. К сожалению, сотрудники восприняли это как увольнение. Вскоре поползли слухи о том, что «Мэтт Нож» был нанят для аутсорсинга отдела и что всех собираются уволить. Моральный дух упал, и люди начали использовать свое время, чтобы отшлифовать свое резюме и подать заявку на работу. Сотрудники не доверяли Матиасу, и он был отрезан от всего, кроме обычного общения с ними.

Коммуникация и управление тесно связаны. Коммуникация относится к процессу обмена информацией между двумя или более людьми (машины все чаще включаются в коммуникацию, но мы ограничиваем обсуждение здесь общением между людьми). Каждая из управленческих ролей — планирование, организация, лидерство и контроль — зависит от эффективной коммуникации. Менеджеры должны иметь возможность получать точную информацию для определения планов, и они должны иметь возможность отправлять точную информацию для реализации планов. Когда информация отправляется и принимается точно, все в организации могут быть проинформированы. Однако, как мы видим в предыдущем примере, когда информация неверно интерпретируется или когда распространяется неверная информация, коммуникации могут создать в организациях серьезные проблемы.

Роль коммуникации в управлении

Роль менеджмента заключается в достижении целей организации. Для этого менеджеры составляют план, определяющий, что необходимо сделать, когда это будет сделано и как это будет сделано. Для реализации плана менеджеры должны донести эту информацию до всех в организации. То есть они должны сообщить план членам организации. Однако менеджеры должны делать гораздо больше, чем просто информировать людей о том, что им нужно сделать для поддержки плана. Они также должны мотивировать людей поддерживать план, укреплять приверженность организации, устанавливать взаимопонимание и сотрудничество, а также информировать всех о событиях и действиях, влияющих на организацию. Хорошая коммуникация не только информирует, но и помогает создать культуру, которая заставляет людей чувствовать, что они принадлежат организации и хотят поддерживать ее. Начальный пример показывает, к чему может привести плохая коммуникация. Ниже приведены некоторые преимущества эффективного общения.

  • Обеспечивает ясность. Путаница, неуверенность и двусмысленность делают людей неудобными и отказывают в сотрудничестве. Четкое разъяснение ролей, обязанностей и отношений дает каждому информацию, необходимую для выполнения своей работы и понимания своего вклада в организацию. Эффективная коммуникация снижает затраты, связанные с конфликтами, недопониманием и ошибками.
  • Строит отношения. Культура, поощряющая открытое общение, снижает напряженность между иерархическими уровнями сотрудников как в профессиональном, так и в социальном плане. В культуре доверия и сотрудничества люди с большей вероятностью будут искать помощи в решении проблем и предлагать решения и улучшения. Эффективное общение создает коллегиальную культуру, которая способствует командной работе и поощряет сотрудничество.
  • Создает обязательство. Эффективное общение включает не только отправку информации, но и ее получение. Выслушивая опасения сотрудников, позволяя им вносить свой вклад в свою работу и свое рабочее место и принимая во внимание их предложения, менеджеры могут заставить всех в организации почувствовать, что они являются ценными участниками. Когда сотрудники чувствуют, что их ценят в организации, они, скорее всего, будут более заинтересованы и мотивированы. Эффективное общение создает поддержку и приверженность.
  • Определяет ожидания. Когда люди не уверены в том, что от них ожидают и как их будут оценивать, они не могут хорошо выполнять свою работу. Оценки производительности сложны, потому что сотрудник не знает стандартов производительности, которым он должен соответствовать. И если необходимы корректирующие меры, сотрудник может обидеться, если не увидит, как его поведение снизило его эффективность. Когда ожидания и стандарты ясны, сотрудники знают, что им нужно сделать, чтобы получить положительную оценку и преимущества, которые она дает.

Это лишь некоторые из многих преимуществ эффективных коммуникаций. Менеджеры могут достичь организационных целей только тогда, когда люди в организации привержены этим целям. Люди работают намного лучше, когда они информированы и вовлечены.

Модель процесса коммуникации

Процесс коммуникации может показаться простым: один человек отправляет сообщение, а другие его получают. Однако этот процесс усложняется, поскольку информация в сообщении должна быть отправлена ​​и получена точно. Модель коммуникативного процесса описывает, как информация отправляется и принимается.

На следующей схеме показана эта модель.

Модель процесса коммуникации.

Легче всего понять модель, когда один человек общается с другим человеком. Лицо, инициирующее связь, отправитель , имеет информацию, которую он хочет сообщить другому лицу, получателю . Однако перед отправкой информация должна быть закодирована в форму, которую можно передать. В простом случае информация выражается в словах, сказанных получателю. Или информация может быть преобразована в печатный текст, таблицы, диаграммы или графики, переданные получателю. В более сложном случае информация кодируется в слова или изображения, которые затем преобразуются в электронные сигналы, отправляемые получателю. канал — это среда, через которую передается информация. Это может быть воздух, передающий звуковые волны, бумага, передающая текст и изображения, или провода или магнитные поля, передающие электронные сигналы. (Мы обсудим каналы более подробно позже в этом модуле.) В первом примере у руководства была информация о том, что Матиас был принят на работу и когда он приступит к работе. Они хотели, чтобы у сотрудников компании была эта информация, поэтому они поместили ее в сообщение и отправили сотрудникам.

Приемник отменяет процесс. Она получает закодированное сообщение, а затем расшифровывает его. Это означает, что она преобразует сообщение обратно в информацию, которую можно понять. В первом примере сотрудник читает сообщение и знает, кого наняли и когда он приступит к работе. Информация была передана от менеджеров к сотрудникам. В интерактивном коммуникационном процессе получатель может отправить обратную связь отправителю, чтобы указать, что сообщение было получено и как оно было интерпретировано. Это может запустить интерактивный двусторонний обмен, который может гарантировать отправителю, что сообщение было получено и правильно понято.

Модель двух человек можно обобщить на случай, когда один человек общается со многими другими. Это может быть человек, выступающий с презентацией перед аудиторией, менеджер, отправляющий электронное письмо сотрудникам, пост в Facebook друзьям или твит сотням подписчиков.

Практический вопрос

В следующем видеоролике представлен полезный обзор процесса коммуникации и некоторых барьеров, которые могут возникнуть во время коммуникации: окно).

Типичные ошибки при общении

Каждый шаг в модели процесса общения может привести к ошибкам. В начальном сценарии были описаны два сообщения электронной почты. Оба они были внутренними для компании, но достигли совершенно разных результатов. Чем отличались сообщения, которые привели к разным результатам?

Первая ошибка может произойти, когда передаваемая информация закодирована неправильно. Рассмотрим электронное письмо, отправленное руководством, чтобы объявить о назначении Матиаса. У руководства была четкая информация для передачи, и простое электронное письмо передало ее.

Электронное письмо Матиаса имело другую цель. Он хотел сообщить своему начальству, что следует их указаниям и работает над планом по сокращению расходов. Но когда он поместил информацию в текст, он не очень хорошо ее закодировал. Он хотел передать, что работает над проблемой, но не принял никаких решений. На самом деле он сказал, что собирается сократить расходы любыми средствами и в ближайшее время. Поскольку информация не была закодирована точно, была отправлена ​​неверная информация.

Первый шаг к хорошим коммуникациям — это способность четко и лаконично передавать информацию в письменной, устной, графической или числовой форме. Если информация не закодирована должным образом, все остальное не имеет значения. Позже мы рассмотрим конкретные предложения по адаптации сообщений с учетом потребностей получателей.

Во время декодирования также случаются ошибки, когда получатель интерпретирует сообщение не так, как предполагал отправитель. В случае с Матиасом сообщение, которое он отправил, было: «Я думаю о способах сокращения расходов, и я дам вам знать, когда у меня будет план». Но сотрудники интерпретировали сообщение как «Я собираюсь сделать все, что в моих силах, чтобы сократить расходы».

Поскольку обратная связь — это сообщение, отправленное в обратном направлении, от получателя к отправителю, все эти проблемы могут возникнуть во время обратной связи. Во многих случаях обратная связь не важна и нежелательна. Большая часть передаваемой информации предназначена для информирования людей, и подтверждения или ответа не ожидается. Когда руководство разослало уведомление о назначении Матиаса, оно не ожидало, что каждый сотрудник ответит. Однако иногда обратная связь важна, чтобы убедиться, что и отправитель, и получатель имеют одинаковую информацию и интерпретируют ее одинаково. Первоначальный отправитель должен быть уверен, что он понимает обратную связь, предоставленную отправителем, задает вопросы, чтобы прояснить любое неправильное толкование, и отвечает на любые вопросы. Последний шаг в хорошем общении — быть хорошим слушателем. В следующих разделах мы более подробно рассмотрим проблемы недопонимания и способы сбора отзывов.

Практический вопрос

Формальные и неформальные системы коммуникации

В большинстве организаций существуют как формальные, так и неформальные информационные системы. Официальные системы связи — это методы, используемые для передачи информации, необходимой для ведения бизнеса организации. Официальные коммуникации соответствуют правилам и положениям, предписанным профессией или законом (например, формальные процедуры отчетности для отслеживания травм на рабочем месте). Это информация, которая течет в цепочке подчинения или в рамках должностных обязанностей. Сообщение может быть процедурой предоставления менеджерам регулярных отчетов о проделанной работе. Могут быть запланированы встречи для обмена информацией о статусе проекта. Отдел кадров может организовать семинары для ознакомления с новыми политиками и процедурами. Формальная система коммуникации обеспечивает поток необходимой информации через организацию и контролирует распространение этой информации. Не все в организации имеют доступ к отчетам о ходе работы или посещают собрания по проекту. Формальные системы связи обеспечивают доступность информации для тех, кто в ней нуждается, а не для других.

Не все коммуникации в организации носят формальный характер, и не все коммуникации контролируются. Неформальные системы связи находятся вне формальной системы. Неформальные системы могут связать почти любого в организации с кем угодно. Они перескакивают через иерархические уровни и между отделами и функциями. В первом сценарии мы видели, как дезинформация, распространяемая через неформальную систему, может нанести вред организации. Однако неформальные коммуникационные системы не обязательно разрушительны. Во многих организациях неформальная сеть является основным способом распространения информации и выполнения работы. В некоторых организациях выполнение работы зависит больше от того, кого вы знаете, чем от того, что вы знаете.

Существует два основных типа систем неформального общения: социальные сети и виноградная лоза .

Социальная сеть — это система личных отношений, выходящая за иерархические, ведомственные и организационные границы. На следующей диаграмме показана простая система социальной сети.

На этой диаграмме социальных сетей каждый кружок представляет человека.

В социальной сети человек может обратиться к любому другому в своей сети за информацией или помощью. Через связующего члена он также может обратиться за помощью к другой группе. Люди с большими социальными сетями имеют доступ к большому количеству информации, а связывание отдельных лиц может распространять информацию через организацию. Связывание отдельных лиц может иметь большое влияние в организации.

Виноградная лоза — это то, как сплетни распространяются в организации. Другой термин для виноградной лозы — мельница слухов. Почти каждый так или иначе участвует в сплетнях, так что это очень эффективный способ распространения информации. На самом деле информация часто распространяется быстрее по «сарафанной лозе», чем по официальным информационным каналам. К сожалению, информация не контролируется и может быть искажена или даже полностью сфабрикована. «Сарафанная лоза» особенно важна, когда формальные коммуникации неадекватны. Люди не любят быть неуверенными в отношении условий, которые на них влияют. Когда информация не предоставляется формальной системой, они ищут и распространяют информацию через виноградную лозу.

В отличие от социальной сети, виноградная лоза неструктурирована и временна, хотя виноградная лоза может переходить по ссылкам социальной сети. Информация течет по виноградной лозе через случайные встречи, неформальные встречи и подслушанные разговоры. Электронные коммуникации и социальные сети значительно увеличили скорость и распространение виноградных лоз.

Практический вопрос

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Знакомство с организационной коммуникацией – Организационная коммуникация

CCO Public Domain

Эффективная коммуникация является строительным блоком успешных организаций Другими словами, коммуникация действует как организационная кровь.

Все менеджеры и сотрудники должны знать, как ведут себя люди, чтобы обеспечить наилучшую рабочую среду. Организационное поведение связано с тем, как люди могут быть мотивированы на более эффективную совместную работу. Взаимодействие, необходимое для того, чтобы направить группу к ряду общих целей, называется организационной коммуникацией.

В каждом из этих взаимодействий мы иногда удовлетворены, но иногда разочарованы некомпетентностью, бесчувственностью, отсутствием координации и бюрократизмом, которые являются результатом неэффективной организационной коммуникации. Более глубокое понимание коммуникации позволяет нам лучше понять факторы, которые способствуют успешной организации.

Трудно найти объявление о приеме на работу, в котором не упоминаются такие критерии приемлемости, как «коммуникабельность» или «коммуникативные навыки». Такие понятия, как «организационная коммуникация», «корпоративная коммуникация» или «деловое общение» давно стали ключевыми для менеджмента, предпринимательства и человеческих ресурсов.

Что подразумевается под «организационной коммуникацией»? Каковы его основные функции и виды? Каковы наиболее важные коммуникативные навыки на рабочем месте? Каковы наиболее распространенные барьеры и препятствия для современной организационной коммуникации? Ответы на эти и другие вопросы в рамках этого курса помогут вам лучше понять явление и процесс организационной коммуникации.

Важность коммуникации в организации можно резюмировать следующим образом:

  1. Коммуникация способствует мотивации , информируя и разъясняя сотрудникам о задаче, которую они должны выполнить, о том, как они выполняют задачу, и о том, как улучшить их работу, если она не на должном уровне.
  2. Коммуникация является источником информации для членов организации для процесса принятия решений, поскольку она помогает определить и оценить альтернативный курс действий.
  3. Коммуникация также играет решающую роль в изменение отношения человека , т. е. хорошо информированный человек будет иметь лучшее отношение, чем менее информированный человек. Организационные журналы, журналы, встречи и различные другие формы устного и письменного общения помогают формировать отношение сотрудников.
  4. Общение также помогает в общении . Без общения не выжить.
  5. Коммуникация также помогает в контролирующем процессе . Это помогает контролировать поведение члена организации различными способами. Существуют различные уровни иерархии и определенные принципы и рекомендации, которым должны следовать сотрудники в организации. Они должны соблюдать организационную политику, эффективно выполнять свои должностные обязанности и сообщать о любых рабочих проблемах и жалобах своему начальству. Таким образом, коммуникация помогает в контролирующей функции управления.

Эффективная и действенная система связи требует управленческого мастерства в доставке и получении сообщений. Менеджер должен выявлять различные барьеры в общении, анализировать причины их возникновения и предпринимать превентивные меры, чтобы избежать этих барьеров. Таким образом, основная ответственность менеджера заключается в разработке и поддержании эффективной системы коммуникаций в организации.

Итак, организационное общение относится к формам и каналам общения между членами организаций, таких как корпорации, некоммерческие организации или малые предприятия. Исследования выявили тесную взаимосвязь между уровнями общения в организации и производительностью и удовлетворенностью работой. Организационное общение может быть формальным или неформальным, протекать в различных направлениях и использовать различные средства массовой информации.

Направления связи

Организационная коммуникация происходит вверх, вниз и по горизонтали. Нисходящая коммуникация идет от управленческого и исполнительного уровней к персоналу по формальным каналам, таким как руководства по политике, правила и положения и организационные схемы. Коммуникация вверх инициируется персоналом и направляется руководителям; оно часто принимает форму жалобы или просьбы. Горизонтальное общение происходит, когда коллеги встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес, решения проблем и обмена информацией.

Ведущий

CCO Public Domain

В книге «Организационная коммуникация: проблемы изменений, разнообразия и преемственности» Уильям Неер (1997) определяет пять основных функций делового общения: ведение, рационализация, решение проблем, управление конфликтами и достижение соответствия. Функция лидерства важна для того, чтобы дать возможность руководству давать инструкции в четкой и конкретной манере, чтобы работники могли без труда им следовать. Как правило, это нисходящая коммуникация.

ПОДКЛЮЧИТЬ : Уильям Неер: почетный профессор Университета Батлера (LinkedIn)

https://www.linkedin.com/in/william-neher-4742b41a/

Рационализация

CCO Public Domain

Эта функция позволяет руководству объяснять причины инструкций таким образом, чтобы работники могли их понять. В этом контексте это нисходящая коммуникация; однако рационализация также важна для того, чтобы работники могли доводить проблемы до сведения руководства, используя для этого коммуникацию сверху вниз. Например, если работник выявляет проблему с мотивацией, он может официально сообщить об этом вышестоящему руководству и использовать рационализацию, чтобы подчеркнуть потенциальное влияние проблемы на прибыльность.

Решение проблем

CCO Public Domain

Большинство компаний проводят регулярные встречи для обсуждения таких вопросов, как производственные циклы, сроки поставки, ценовая маржа и других областей, где могут возникнуть нестандартные ситуации, которые могут повлиять на эффективность бизнеса. На этих встречах организационная коммуникация играет важную роль в обсуждении проблем, мозговом штурме потенциальных ответов и доработке решений. Таким образом, компания получает максимальную выгоду от способностей участников коммуникации, которая протекает горизонтально и часто неформально.

Управление конфликтами

CCO Public Domain

Конфликт на рабочем месте может привести к потере талантливых сотрудников, подаче жалоб и, возможно, судебных исков. Управление конфликтом путем объединения всех сторон для обсуждения их разногласий в безопасной, модерируемой среде является важной функцией организационных коммуникаций. Этот тип общения обычно включает все три направления общения, и, хотя обсуждения могут носить неформальный характер, окончательные решения обычно сообщаются официально.

Достижение соответствия

CCO Public Domain

Достижение согласия сотрудников необходимо для того, чтобы они полностью следовали инструкциям. Для этого руководству необходимо прислушиваться к отзывам сотрудников и учитывать их идеи и комментарии. Обратная связь или двусторонняя коммуникация могут быть как восходящими, так и нисходящими или горизонтальными, а также формальными или неформальными, но для компании важно обеспечить открытые каналы связи для мотивации и достижения наилучших результатов от сотрудников.

TED Talk: Дэн Ариэли: Что заставляет нас чувствовать себя хорошо в нашей работе?

Этот курс будет охватывать эти и другие области по мере прохождения каждого модуля. С нетерпением жду этого!

Каталожные номера

Balzer, WK & Gillespie, JZ (2007). Удовлетворение от работы. В Rogelberg, SG (Ed.). Энциклопедия промышленной и организационной психологии Vol. 1 (стр. 406-413). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

Барнлунд, округ Колумбия (2008 г.). Транзакционная модель общения. В. CD Мортенсен (ред.),

Теория коммуникации (2-е изд. , стр. 47-57). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Сделка.

Гатти, Мария (2011). «Язык компетентности в корпоративных историях для веб-сайтов компаний». Журнал делового общения: 482–502.

Миллер, Кэтрин (2005). Коммуникационные теории: перспективы, процессы и контексты (2-е изд.). McGraw-Hill Высшее образование.

CC0 Общественное достояние

Наши действия влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Многие из наших профессиональных решений связаны с этикой. Если мы говорим неправду, мы можем потерять чье-то доверие и подорвать собственную целостность. Если мы используем некачественные материалы или некачественные работы на работе, мы можем поставить под угрозу безопасность других.

Вопросы морали и этики можно встретить на всех уровнях общества. Этическое поведение одинаково важно как на рабочем месте, так и в личной жизни. Везде, где ведется бизнес, этика имеет значение.

Успешный бизнес зависит от доверия различных сторон — сотрудников, менеджеров, руководителей, клиентов, поставщиков и даже конкурентов. Шесть этических терминов формируют основу доверия, на которой строится этическая деловая практика:

  • Этика
  • Значения
  • Мораль
  • Целостность
  • Символ
  • Законы
Этика

Общественное достояние CCO

Этика относится к набору правил, описывающих приемлемое поведение в обществе. Этика служит руководством к нравственной повседневной жизни и помогает нам судить о том, можно ли оправдать наше поведение.

Этика относится к ощущению обществом правильного образа жизни в нашей повседневной жизни. Он делает это, устанавливая правила, принципы и ценности, на которых мы можем основывать свое поведение. Понятия, наиболее непосредственно связанные с этикой, — это истина, честность, справедливость и справедливость.

Хотя этика является общественной заботой, она имеет решающее значение для профессий, которые служат обществу. Поскольку такие специалисты, как врачи, юристы, инженеры и управляющие недвижимостью и объектами, предоставляют услуги, влияющие на наше благополучие, они разрабатывают профессиональные кодексы этики, устанавливающие профессиональные стандарты поведения.

Примеры типов стандартов, содержащихся в кодексах профессиональной этики, включают:

  • Адвокат или врач, поддерживающий конфиденциальность между клиентом и пациентом
  • Бухгалтер, не использующий информацию о клиенте в личных целях

Артикул библиотеки GSC:

Тревиньо, Л.К., Уивер, Г.Р., и Браун, М.Э. (2008). Наверху прекрасно: иерархические уровни, личности и представления об организационной этике. Деловая этика Ежеквартально , 18 (2), 233-252.

https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=sso&db=bsu&AN=31883734&site=ehost-live&custid=lifelong&authtype=sso

Значения

Общественное достояние CCO

Ценности определяются как действия, обычаи и институты, к которым группа людей относится благосклонно. Ценностные заявления обычно содержат слова одобрения, неодобрения и обязательства. Некоторые из этих слов могут быть хорошими, плохими, должны и не должны. Однако оценочные суждения не обязательно должны содержать конкретные оценочные слова. «Это ложь» не содержит слова неодобрения, но подразумевается, что ложь неправильна.

Ценности — это то, что действительно важно для нас, то, что нас волнует. Например, преданность семье, уважение к окружающей среде и усердный труд за дневной заработок — три ценности, которые могут вызывать отклик у многих людей.

Мораль

Общественное достояние CCO

Мораль — это набор правил или способов поведения, на которых основано общество. Некоторые моральные элементы универсальны, например законы, запрещающие убийство, и основные обязанности делать добро и способствовать благополучию других. «Поскольку мораль служит основой общества, мы должны помнить о четырех моментах», — говорит философ Роберт С. Соломон.

  • Моральные правила важны : В общем, моральные правила — это правила, которые помогают обществу функционировать цивилизованным образом.
  • Мораль состоит из универсальных правил : Они применимы ко всем, везде и признаются всеми как необходимые.
  • Мораль объективна : Они не принимают во внимание личные предпочтения. Правильное есть правильное, а неправильное есть неправильное.
  • Нравственность влияет на других людей : Нравственность включает в себя рассмотрение благополучия других в соответствии с Золотым правилом: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Целостность

Общественное достояние CCO

Быть честным и искренним. Честность определяется как соблюдение морального кодекса в ежедневном принятии решений. Когда люди и предприятия обладают честностью, это означает, что им можно доверять. С другой стороны, компании, которым не хватает этого качества и которые вводят клиентов в заблуждение некачественной продукцией или ложной рекламой, пострадают от последствий.

Символ

Общественное достояние CCO

Этика — это не только то, как мы думаем и действуем. Это еще и о характере. Характер определяет то, что мы делаем, когда никто не смотрит. У каждого человека есть возможность создать, изменить или даже уничтожить своего собственного персонажа. Мы можем формировать свой характер тем, как мы живем — думая о хорошем и совершая добрые поступки. Точно так же плохие мысли и поведение могут разрушить наш характер.

Человек с характером обладает высокой моралью и будет действовать нравственно во всех ситуациях по собственному выбору, а не по принуждению. Человек с характером будет выполнять свои обязательства. Характер относится и к организациям. Компания с высоким характером достойна доверия и уважения, действует честно и выполняет свои обещания.

Законы

Общественное достояние CCO

Закон представляет собой набор правил и положений, разработанных для выражения потребностей людей. Законы защищают людей от самых вопиющих и подлых посягательств на нравственность, таких как убийства, изнасилования и кражи.

Законы часто дают нам представление о правильном и неправильном и определяют наше поведение, но не всегда. Хотя убийство противозаконно, закон не всегда запрещает кому-то убивать другого из-за ненависти, гнева или в защиту личной философии.

Законы устанавливаются как понятия справедливости и имеют тенденцию быть конкретными, но разнообразными в разных обществах. Законы всегда были тесно связаны с моралью, этикой и ценностями. Но не все законы этичны.

Законы легализовали рабство, сегрегацию, сексизм и апартеид. Хотя эти законы могли отражать ценности общества на момент их принятия, они не могли и никогда не будут оправдывать аморальное поведение. Точно так же и в бизнесе нет ничего противозаконного в том, чтобы лгать коллеге или в заявлении о приеме на работу, но и то, и другое является этически неправильным.

Эти шесть понятий — этика, ценности, мораль, честность, характер и законы — формируют основу доверия, на которой строится этичная деловая практика.

Кодексы профессиональной этики

Многие профессии и корпорации разработали этические кодексы для решения своих уникальных деловых ситуаций. Фактически, 90 процентов компаний из списка Fortune 500 и почти половина всех корпораций имеют кодексы этики, которые можно применять ко всем сотрудникам. Разрабатывая этический кодекс, организация дает понять, что сотрудники и члены не могут ссылаться на незнание в качестве защиты от неэтичного поведения.

Преимущества Кодекса корпоративной этики

Этические кодексы помогают сотрудникам найти баланс между целями и средствами, используемыми для их достижения. Этот баланс может быть одним из самых сложных аспектов этической организации.

Федеральное руководство по вынесению приговоров для организаций служит дополнительным стимулом для наличия корпоративных этических кодексов и обучения этике. Компании, которые приложили большие усилия для предотвращения неэтичного и незаконного поведения, скорее всего, получат менее суровое наказание, если работник будет признан виновным в нарушении закона. Неэтичное поведение всего нескольких сотрудников может повлиять на всю корпорацию.

Преимущества Кодекса профессиональной этики

Кодекс профессиональной этики устанавливает стандарт, которому должен соответствовать каждый член профессии. Это обещание действовать таким образом, чтобы защитить общественное благополучие. Кодекс профессиональной этики информирует общественность о том, чего ожидать от врача, юриста, бухгалтера или управляющего недвижимостью. Пока профессионалы придерживаются этих стандартов, общественность желает, чтобы их профессиональные ассоциации создавали и применяли их этические кодексы.

В тех случаях, когда эти кодексы неоднократно и грубо нарушаются, общественность, скорее всего, ответит требованием принятия защитного законодательства. Закон Сарбейнса-Оксли 2002 года был принят в ответ на такие нарушения и последовавший за ними общественный резонанс. Большинство профессионалов предпочли бы сами контролировать ситуацию, а не иметь навязанный извне набор правил. Это основная причина, по которой они в первую очередь создают этические кодексы.

Успешное внедрение этического кодекса

В корпорации критически важна поддержка сверху вниз. Если высшее руководство не действует этично и не поддерживает других, этический кодекс организации не будет иметь большого значения. Для менеджеров и руководителей крайне важно:

  • действовать в соответствии с этическими стандартами компании
  • применять эти стандарты в отношениях с сотрудниками

Признание и поощрение тех, чье поведение соответствует этическому кодексу компании, провозглашает всем, что этическое поведение действительно ценится. С другой стороны, поощрение и премирование сотрудников, чьи успехи частично связаны с неэтичным поведением, посылает нежелательный сигнал.

Сохранение этичности не является статичным вопросом. Он требует рассмотрения и оценки. Компании должны периодически пересматривать свои приоритеты и вносить необходимые коррективы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *