Сущность, функции и структура общения — Мегаобучалка
Этика и психология делового общения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1. Общение как нравственно-психологическая проблема
Сущность, функции и структура общения
Виды и формы делового общения
Коммуникативная сторона общения
Интерактивная сторона общения
Перцептивная сторона общения
Стили делового общения
ТЕМА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Кинесические особенности общения
Проксемические особенности общения
Особенности визуального контакта
Паралингвистические особенности общения
ТЕМА 3. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Культура речи делового человека
Публичные выступления
Нравственно-психологические особенности спора
Психологические механизмы влияния на партнера
Культура слушания партнера
Барьеры в общении и их преодоление
ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловой протокол: сущность, характеристика, значение
Деловые беседы
Деловые переговоры
Культура деловых совещаний
Особенности общения с иностранными партнерами
ТЕМА 5. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Роль этики в деловом общении
Деловое общение и психология коллектива
Особенности общения в коллективе «по горизонтали»
Особенности общения «по вертикали»
ТЕМА 6. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ
Природа и причины конфликтов
Типология конфликтов
Разрешение конфликтов
ТЕМА 7. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Деловая этика и этикет
Приветствия, представления, знакомства
Этикет телефонных разговоров
Культура деловой переписки
Подарки и сувениры
Официальные приемы
ТЕМА 8. ИСКУССТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Имидж делового человека
Внешний вид делового человека
Телесный имидж
Модели поведения
ТЕМА 9. Стресс-менеджмент в деловом общении
Эмоции в жизни делового человека
Стрессы и стрессовые состояния
Профессиональное выгорание и его профилактика
Способы и приемы эмоциональной саморегуляции
ЛиТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек — человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и мн. др. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе — нужно каждому. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально — психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
Важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе.
Но что означает уметь общаться? Это и значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание этики и психологии общения.
ТЕМА 1. Общение как нравственно-психологическая проблема
Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Но каждая наука вкладывает свое содержание в определении понятия «общение».
Сущность, функции и структура общения
· Характеристика понятия «общение»
· Структура общения
· Функции общения
Невозможно себе представить развитие человека, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, лишение его общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Необходимость общения обуславливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. А в сфере духовной жизни центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.
Без развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология и др. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляется, а иногда и деформируется социальное бытие личности, ее взаимоотношение с обществом.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].
На практике часто путают или отождествляют два понятия: общение и отношение. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения. Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон (см. рис.1.1).
|
| |||||
| |||||
Рис 1. 1. Составные элементы категории общения
Коммуникативная сторона общения
Интерактивная сторона общения (от англ. interaction — взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (от лат. perception — восприятие) проявляется через восприятие, оценку и понимание людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Функцииобщения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения.
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Интегративнаяфункция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыраженияопределяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционнаяфункция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля(регламентации поведения и деятельности), социализации(формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Различают общение деловое и личностное.
Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя, и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
его виды , функции и основные средства.
Общая характеристика общения и его функции
Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б. Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
передача информации
восприятие друг друга
взаимооценка партнерами друг друга
взаимовлияние партнеров
взаимодействие партнеров
управление деятельностью и т. д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
информационная (обмен информацией между людьми)
когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.
Структура общения
Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.
Источники информации в общении:
сигналы непосредственно от другого человека;
сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
информация об итогах деятельности;
информация от внутреннего опыта;
информация о вероятном будущем.
В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.
Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.
Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.
Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.
Существует целая группа приемов привлечения внимания:
прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.
Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).
Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.
И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на …”), “важно отметить, что…” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.
Интерактивная сторона
Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.
Перцептивная сторона
Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.
Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.
Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.
При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореолапроявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватноговосприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)
Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.
Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого являетсяэмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.
Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.
Средства общения
Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.
Все знаки подразделяются следующим образом:
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.
Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)
Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.
Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.
Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.
Виды и уровни общения
В научной литературе выделяют следующие виды общения:
“Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т. п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.
Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.
Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:
Уровень манипуляции.
Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)
Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)
Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.
Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.
Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.
Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.
Важность коммуникации в организационной структуре | Малый бизнес
Автор Элизабет Смит Обновлено 1 августа 2018 г.
Коммуникация может быть сложной концепцией для освоения в организации, особенно со сложными уровнями и множеством проблем. Когда все части вашей организации взаимодействуют без сбоев, это может улучшить рабочий процесс и общую производительность. Прилагая усилия для улучшения эффективного общения, вы можете построить более сильную компанию, которая будет иметь устойчивое положение на рынке.
Доверие сотрудников благодаря эффективной коммуникации
Четкая, открытая и эффективная коммуникация может создать ощущение прозрачности в вашей организации, что укрепляет доверие между сотрудниками разных уровней. Там, где удержание сотрудников в неведении может привести к обиде, напряжению и ощущению низкой безопасности работы, активное общение может помочь им почувствовать, что их ценят и им доверяют. Открытое общение может уменьшить чувство неуверенности и невежества в отношении состояния компании, что создает более позитивную рабочую среду и сотрудников, которые чувствуют себя в безопасности.
Взаимоотношения
Эффективное общение имеет важное значение для построения отношений между сотрудниками и между уровнями сотрудников, как на профессиональном, так и на социальном уровне. Атмосфера открытого общения позволяет сотрудникам безопасно выражать свои идеи; в результате вы сможете воспользоваться совместным опытом ваших сотрудников в поиске инновационных решений. Общение не дает сотрудникам чувствовать себя изолированными, выстраивает командную работу и создает более коллегиальную атмосферу в офисе. Когда отношения прочные, сотрудники больше доверяют друг другу и более эффективно работают вместе.
Ясность
В организации путаница и двусмысленность могут создать негативные чувства и напряженную атмосферу. Четко разъясняя роли и обязанности всем сотрудникам, вы можете предоставить своим сотрудникам информацию, необходимую им для выполнения своей работы; это особенно важно, когда ваши сотрудники рассредоточены или имеют разное происхождение. Коммуникация уменьшает недопонимание и сокращает расходы, связанные с ошибками.
Совместная работа
Эффективная коммуникация может помочь вашим сотрудникам эффективно сотрудничать, что в целом сделает команду более продуктивной. Когда у вас есть несколько отделов, которые работают над разными аспектами одного и того же проекта, общение может упростить процесс и улучшить конечный результат. Когда ваши сотрудники открыто разговаривают друг с другом, они могут сообщать о потенциальных проблемах, требованиях и отзывах, которые могут усилить результат. Коммуникация может гарантировать, что все находятся на одной волне, и предотвратить проблемы в будущем.
Ссылки
- Учебное пособие по менеджменту: важность коммуникации в организации
- Выпускники бизнеса штата Висконсин; Почему хорошее общение — это хороший бизнес; Марти Блэлок
Писатель Биография
Элизабет Смит занимается научной и инженерной деятельностью с 2004 года. Ее работы публиковались во многих журналах, газетах и корпоративных публикациях. Частый путешественник, она также писала статьи как писатель-путешественник. Смит имеет степень бакалавра искусств в области коммуникаций и письма Мичиганского государственного университета.
Знакомство с организационной коммуникацией – Организационная коммуникация
CCO Public DomainЭффективная коммуникация является строительным блоком успешных организаций Другими словами, коммуникация действует как организационная кровь.
Все менеджеры и сотрудники должны знать, как ведут себя люди, чтобы обеспечить наилучшую рабочую среду. Организационное поведение связано с тем, как люди могут быть мотивированы на более эффективную совместную работу. Взаимодействие, необходимое для того, чтобы направить группу к ряду общих целей, называется организационной коммуникацией.
В каждом из этих взаимодействий мы иногда удовлетворены, но иногда разочарованы некомпетентностью, бесчувственностью, отсутствием координации и бюрократизмом, которые являются результатом неэффективной организационной коммуникации. Более глубокое понимание коммуникации позволяет нам лучше понять факторы, которые способствуют успешной организации.
Трудно найти объявление о приеме на работу, в котором не упоминаются такие критерии приемлемости, как «коммуникабельность» или «коммуникативные навыки». Такие понятия, как «организационная коммуникация», «корпоративная коммуникация» или «деловое общение» давно стали ключевыми для менеджмента, предпринимательства и человеческих ресурсов.
Что подразумевается под «организационной коммуникацией»? Каковы его основные функции и виды? Каковы наиболее важные коммуникативные навыки на рабочем месте? Каковы наиболее распространенные барьеры и препятствия для современной организационной коммуникации? Ответы на эти и другие вопросы в рамках этого курса помогут вам лучше понять явление и процесс организационной коммуникации.
Важность коммуникации в организации можно резюмировать следующим образом:
- Коммуникация способствует мотивации , информируя и разъясняя сотрудникам о задаче, которую они должны выполнить, о том, как они выполняют задачу, и о том, как улучшить их работу, если она не на должном уровне.
- Коммуникация является источником информации для членов организации для процесса принятия решений, поскольку помогает определить и оценить альтернативный курс действий.
- Коммуникация также играет решающую роль в изменение отношения человека , то есть хорошо информированный человек будет иметь лучшее отношение, чем менее информированный человек. Организационные журналы, журналы, встречи и различные другие формы устного и письменного общения помогают формировать отношение сотрудников.
- Общение также помогает в общении . Без общения не выжить.
- Коммуникация также помогает контролировать процесс . Это помогает контролировать поведение члена организации различными способами. Существуют различные уровни иерархии и определенные принципы и рекомендации, которым должны следовать сотрудники в организации. Они должны соблюдать организационную политику, эффективно выполнять свои должностные обязанности и сообщать о любых рабочих проблемах и жалобах своему начальству. Таким образом, коммуникация помогает в контролирующей функции управления.
Эффективная и действенная система связи требует управленческого мастерства в доставке и получении сообщений. Менеджер должен выявлять различные барьеры в общении, анализировать причины их возникновения и предпринимать превентивные меры, чтобы избежать этих барьеров. Таким образом, основная ответственность менеджера заключается в разработке и поддержании эффективной системы коммуникаций в организации.
Итак, организационное общение относится к формам и каналам общения между членами организаций, таких как корпорации, некоммерческие организации или малые предприятия. Исследования выявили тесную взаимосвязь между уровнями общения в организации и производительностью и удовлетворенностью работой. Организационное общение может быть формальным или неформальным, протекать в различных направлениях и использовать различные средства массовой информации.
Направления связи
Организационная коммуникация происходит вверх, вниз и по горизонтали. Нисходящая коммуникация идет от управленческого и исполнительного уровней к персоналу по формальным каналам, таким как руководства по политике, правила и положения и организационные схемы. Коммуникация вверх инициируется персоналом и направляется руководителям; оно часто принимает форму жалобы или просьбы. Горизонтальное общение происходит, когда коллеги встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес, решения проблем и обмена информацией.
Ведущий
CCO Public DomainВ книге «Организационная коммуникация: вызовы изменений, разнообразия и преемственности» Уильям Неер (1997) определяет пять основных функций делового общения: руководство, рационализацию, решение проблем, управление конфликтами и достижение соответствия. Функция лидерства важна для того, чтобы дать возможность руководству давать инструкции в четкой и конкретной манере, чтобы работники могли без труда им следовать. Как правило, это нисходящая коммуникация.
ПОДКЛЮЧИТЬ : Уильям Неер: почетный профессор Университета Батлера (LinkedIn)
https://www. linkedin.com/in/william-neher-4742b41a/
Рационализация
CCO Public DomainЭта функция позволяет руководству объяснять причины инструкций таким образом, чтобы работники могли их понять. В этом контексте это нисходящая коммуникация; однако рационализация также важна для того, чтобы работники могли доводить проблемы до сведения руководства, используя для этого коммуникацию сверху вниз. Например, если работник выявляет проблему с мотивацией, он может официально сообщить об этом вышестоящему руководству и использовать рационализацию, чтобы подчеркнуть потенциальное влияние проблемы на прибыльность.
Решение проблем
CCO Public DomainБольшинство компаний проводят регулярные встречи для обсуждения таких вопросов, как производственные циклы, сроки поставки, ценовая маржа и других областей, где могут возникнуть нестандартные ситуации, которые могут повлиять на эффективность бизнеса. На этих встречах организационная коммуникация играет важную роль в обсуждении проблем, мозговом штурме потенциальных ответов и доработке решений. Таким образом, компания получает максимальную выгоду от способностей участников коммуникации, которая протекает горизонтально и часто неформально.
Управление конфликтами
CCO Public DomainКонфликт на рабочем месте может привести к потере талантливых сотрудников, подаче жалоб и, возможно, судебных исков. Управление конфликтом путем объединения всех сторон для обсуждения их разногласий в безопасной, модерируемой среде является важной функцией организационных коммуникаций. Этот тип общения обычно включает все три направления общения, и, хотя обсуждения могут носить неформальный характер, окончательные решения обычно сообщаются официально.
Достижение соответствия
CCO Public DomainДостижение согласия сотрудников необходимо для того, чтобы они полностью следовали инструкциям. Для этого руководству необходимо прислушиваться к отзывам сотрудников и учитывать их идеи и комментарии. Обратная связь или двусторонняя коммуникация могут быть как восходящими, так и нисходящими или горизонтальными, а также формальными или неформальными, но для компании важно обеспечить открытые каналы связи для мотивации и достижения наилучших результатов от сотрудников.
TED Talk: Дэн Ариели: Что заставляет нас чувствовать себя хорошо в нашей работе?
Этот курс будет охватывать эти и другие области по мере прохождения каждого модуля. С нетерпением жду этого!
Каталожные номера
Balzer, WK & Gillespie, JZ (2007). Удовлетворение от работы. В Rogelberg, SG (Ed.). Энциклопедия промышленной и организационной психологии Vol. 1 (стр. 406-413). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Барнлунд, округ Колумбия (2008 г.). Транзакционная модель общения. В. CD Мортенсен (ред.),
Теория коммуникации (2-е изд., стр. 47-57). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Сделка.
Гатти, Мария (2011). «Язык компетентности в корпоративных историях для веб-сайтов компаний». Журнал делового общения: 482–502.
Миллер, Кэтрин (2005). Коммуникационные теории: перспективы, процессы и контексты (2-е изд.). McGraw-Hill Высшее образование.
CC0 Общественное достояние
Наши действия влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Многие из наших профессиональных решений связаны с этикой. Если мы говорим неправду, мы можем потерять чье-то доверие и подорвать собственную целостность. Если мы используем некачественные материалы или некачественные работы на работе, мы можем поставить под угрозу безопасность других.
Вопросы морали и этики можно встретить на всех уровнях общества. Этическое поведение одинаково важно как на рабочем месте, так и в личной жизни. Везде, где ведется бизнес, этика имеет значение.
Успешный бизнес зависит от доверия различных сторон — сотрудников, менеджеров, руководителей, клиентов, поставщиков и даже конкурентов. Шесть этических терминов составляют основу доверия, на которой строится этическая деловая практика:
- Этика
- Значения
- Мораль
- Целостность
- Символ
- Законы
Этика
Общественное достояние CCO
Этика относится к набору правил, описывающих приемлемое поведение в обществе. Этика служит руководством к нравственной повседневной жизни и помогает нам судить о том, можно ли оправдать наше поведение.
Этика относится к ощущению обществом правильного образа жизни в нашей повседневной жизни. Он делает это, устанавливая правила, принципы и ценности, на которых мы можем основывать свое поведение. Понятия, наиболее непосредственно связанные с этикой, — это истина, честность, справедливость и справедливость.
Хотя этика является общественной заботой, она имеет решающее значение для профессий, которые служат обществу. Поскольку такие специалисты, как врачи, юристы, инженеры и управляющие недвижимостью и объектами, предоставляют услуги, влияющие на наше благополучие, они разрабатывают профессиональные кодексы этики, устанавливающие профессиональные стандарты поведения.
Примеры типов стандартов, содержащихся в кодексах профессиональной этики, включают:
- Адвокат или врач, поддерживающий конфиденциальность между клиентом и пациентом
- Бухгалтер не использует информацию о клиенте в личных целях
Библиотека GSC Артикул:
Тревиньо, Л. К., Уивер, Г.Р., и Браун, М.Е. (2008). Наверху прекрасно: иерархические уровни, личности и представления об организационной этике. Деловая этика Ежеквартально , 18 (2), 233-252.
https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&AuthType=sso&db=bsu&AN=31883734&site=ehost-live&custid=lifelong&authtype=sso
Значения
Общественное достояние CCO
Ценности определяются как действия, обычаи и институты, к которым группа людей относится благосклонно. Ценностные заявления обычно содержат слова одобрения, неодобрения и обязательства. Некоторые из этих слов могут быть хорошими, плохими, должны и не должны. Однако оценочные суждения не обязательно должны содержать конкретные оценочные слова. «Это ложь» не содержит слова неодобрения, но подразумевается, что ложь неправильна.
Ценности — это то, что действительно важно для нас, то, что нас волнует. Например, преданность семье, уважение к окружающей среде и усердный труд за дневной заработок — три ценности, которые могут вызывать отклик у многих людей.
Мораль
Общественное достояние CCO
Мораль — это набор правил или способов поведения, на которых основано общество. Некоторые моральные элементы универсальны, например законы, запрещающие убийство, и основные обязанности делать добро и способствовать благополучию других. «Поскольку мораль служит основой общества, мы должны помнить о четырех моментах», — говорит философ Роберт С. Соломон.
- Моральные правила важны : В общем, моральные правила — это правила, которые помогают обществу функционировать цивилизованным образом.
- Мораль состоит из универсальных правил : Они применимы ко всем, везде и признаются всеми как необходимые.
- Мораль объективна : Они не принимают во внимание личные предпочтения. Правильное есть правильное, а неправильное есть неправильное.
- Нравственность влияет на других людей : Нравственность включает в себя рассмотрение благополучия других в соответствии с золотым правилом: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Целостность
Общественное достояние CCO
Быть честным и искренним. Честность определяется как соблюдение морального кодекса в ежедневном принятии решений. Когда люди и предприятия обладают честностью, это означает, что им можно доверять. С другой стороны, компании, которым не хватает этого качества и которые вводят клиентов в заблуждение некачественной продукцией или ложной рекламой, пострадают от последствий.
Символ
Общественное достояние CCO
Этика — это не только то, как мы думаем и действуем. Это еще и о характере. Характер определяет то, что мы делаем, когда никто не смотрит. У каждого человека есть возможность создать, изменить или даже уничтожить своего собственного персонажа. Мы можем формировать свой характер тем, как мы живем — думая о хорошем и совершая добрые поступки. Точно так же плохие мысли и поведение могут разрушить наш характер.
Человек с характером обладает высокой моралью и будет действовать нравственно во всех ситуациях по собственному выбору, а не по принуждению. Человек с характером будет выполнять свои обязательства. Характер относится и к организациям. Компания с высоким характером достойна доверия и уважения, действует честно и выполняет свои обещания.
Законы
Общественное достояние CCO
Закон представляет собой набор правил и положений, разработанных для выражения потребностей людей. Законы защищают людей от самых вопиющих и подлых посягательств на нравственность, таких как убийства, изнасилования и кражи.
Законы часто дают нам представление о правильном и неправильном и определяют наше поведение, но не всегда. Хотя убийство противозаконно, закон не всегда запрещает кому-то убивать другого из-за ненависти, гнева или в защиту личной философии.
Законы устанавливаются как понятия справедливости и имеют тенденцию быть конкретными, но разнообразными в разных обществах. Законы всегда были тесно связаны с моралью, этикой и ценностями. Но не все законы этичны.
Законы легализовали рабство, сегрегацию, сексизм и апартеид. Хотя эти законы могли отражать ценности общества на момент их принятия, они не могли и никогда не будут оправдывать аморальное поведение. Точно так же и в бизнесе нет ничего противозаконного в том, чтобы лгать коллеге или в заявлении о приеме на работу, но и то, и другое является этически неправильным.
Эти шесть понятий — этика, ценности, мораль, честность, характер и законы — формируют основу доверия, на которой строится этическая деловая практика.
Кодексы профессиональной этики
Многие профессии и корпорации разработали этические кодексы для решения своих уникальных деловых ситуаций. Фактически, 90 процентов компаний из списка Fortune 500 и почти половина всех корпораций имеют кодексы этики, которые можно применять ко всем сотрудникам. Разрабатывая этический кодекс, организация дает понять, что сотрудники и члены не могут ссылаться на незнание в качестве защиты от неэтичного поведения.
Преимущества Кодекса корпоративной этики
Этические кодексы помогают сотрудникам найти баланс между целями и средствами, используемыми для их достижения. Этот баланс может быть одним из самых сложных аспектов этической организации.
Федеральное руководство по вынесению приговоров для организаций является дополнительным стимулом для наличия корпоративных этических кодексов и обучения этике. Компании, которые приложили большие усилия для предотвращения неэтичного и незаконного поведения, скорее всего, получат менее суровое наказание, если работник будет признан виновным в нарушении закона. Неэтичное поведение всего нескольких сотрудников может повлиять на всю корпорацию.
Преимущества Кодекса профессиональной этики
Кодекс профессиональной этики устанавливает стандарт, которому должен соответствовать каждый член профессии. Это обещание действовать таким образом, чтобы защитить общественное благополучие. Кодекс профессиональной этики информирует общественность о том, чего ожидать от врача, юриста, бухгалтера или управляющего недвижимостью. Пока профессионалы придерживаются этих стандартов, общественность желает, чтобы их профессиональные ассоциации создавали и применяли их этические кодексы.
В тех случаях, когда эти кодексы неоднократно и грубо нарушаются, общественность, скорее всего, ответит требованием принятия защитного законодательства. Закон Сарбейнса-Оксли 2002 года был принят в ответ на такие нарушения и последовавший за ними общественный резонанс. Большинство профессионалов предпочли бы сами контролировать ситуацию, а не иметь навязанный извне набор правил. Это основная причина, по которой они в первую очередь создают этические кодексы.
Успешное внедрение этического кодекса
В корпорации критически важна поддержка сверху вниз. Если высшее руководство не действует этично и не поддерживает других, этический кодекс организации не будет иметь большого значения. Для менеджеров и руководителей крайне важно:
- действовать в соответствии с этическими стандартами компании
- применять эти стандарты в отношениях с сотрудниками
Признание и поощрение тех, чье поведение согласуется с этическим кодексом компании, провозглашает всем, что этическое поведение действительно ценится.