Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Свобода это в психологии: Свобода — Психологос

Свобода — Психологос

Фильм «Сергей Калугин»

Свобода — возможность принимать самостоятельные решения и реализовывать собственные планы.

Свобода — обязательный атрибут личности. Нет свободы — нет личности. Свобода — неотъемлемый признак человеческого образа жизни. Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько — свободен. Трава не может быть не травой, животное есть только то, что задано ему генетически и вставлено от воспитания. Во мне тоже есть куча предопределенного, и если я иду по пути наименьшего сопротивления, живу естественно, природосообразно — я трава. А если я становлюсь выше, начинаю быть хозяином своей души и жизни, приобретаю свободу — я уже Человек.

Однако не все различают свободу ОТ и свободу ДЛЯ. «Свобода от» (свобода как вседозволенность) — это возможность действовать без ограничений. В частности, без ответственности, игнорируя любые внешние рамки и ограничения, стесняющие человека. Такая свобода чаще называется — безответственностью и произволом. К «свободе от» тяготеют люди с внутренней неудовлетворенностью и протестом против естественных ограничений жизни.

«Свобода для» (свобода как обязанность) — это существенно другое понимание свободы. Такое понимание свободы апеллирует к сознательной социально-нравственной активности, направленной на реализацию жизненных целей и принципов, за осуществление которых личность чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими.

Свободное воспитание


Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре. С чего начать? С того, чтобы дать маленькому ребенку максимальную свободу? Оказывается — нет, это путь скорее тупиковый. Дело в том, что человек рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым хотя бы от своей внутренней природы.

Воспитание обязано начинаться с принуждения, но заканчиваться — свободой. Путь к свободе лежит через принуждение.

Цена свободы

Свобода — великая задача жизни, но эта жизненная ценность имеет свою цену, и иногда — очень большую. Об этом свидетельствует страх свободы, в частности — страх одиночества, так часто связанного с выбором свободы.

Сентябрь сколачивает стаи
И первый лист звенит у ног…
Извечна истина простая:
Свободен — значит, одинок.

Мечтая о свободе годы
Не замечаем мы того
Что нашей собственной свободы
Боимся более всего.

И на растерянные лица:
Куда нам жизни деть свои? —
Крылом спасительным ложится
Власть государства и семьи.

В углу за снятою иконой
Вся в паутине пустота
Свободен — значит, вне закона.
Как эта истина проста!

Входная дверь гремит как выстрел
В моем пустеющем дому
Так жить нам вместе словно листьям
А падать вниз по одному.

Так жить нам вместе словно листьям
А падать вниз по одному. ..

(А. Городницкий, Элегия)

Свобода — Психология человека

Свобода — вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести.
Джон Мильтон

Иногда жизнь человека складывается таким образом, что ему может быть очень тяжело, больно и одиноко, и в поисках утешения он хаотично ищет какую-то идею, на которую можно отвлечься, чтобы забыть о своих страданиях. Обществу есть что в таких случаях нам предложить, например, ту же религию или различные идеологии, в том числе политические, которым можно посвятить свою жизнь. Но не всем и не всегда эти направления помогают. Человек может нуждаться в чем-то таком, что поможет ему просто очиститься от всего, что связано с другими людьми, которые доставляют ему страдания. Идея свободы – это именно такая идея, которая может избавить человека от всего, что отягощает его душу и засоряет его разум. Посвятив себя ей, он ничего не потеряет и ни в чем себя не ограничит, скорее наоборот, откроет для себя много новых возможностей и сможет найти свой смысл жизни. В этой статье мы поговорим о полезных свойствах свободы, ее исцеляющей силе и величии этой идеи, которая может спасти человека в трудное время.

Что такое свобода

У свободы может быть много определений. Я не буду давать вам ни одного из них, потому что не вижу в этом никакого смысла. По моему глубокому убеждению, свобода – это сугубо субъективное переживание человека, которое возникает и живет в его собственной голове. Это личное чувство каждого. Да, его можно объяснить, но зачем? В нашем случае свободу надо не объяснять, а чувствовать. Ведь главное не то, чем является свобода, а то, ощущаем мы себя свободными людьми или нет. Когда свобода существует в нашей голове и душе – нам хорошо. Нам очень хорошо, мы всем удовлетворены. А когда ее внутри нас нет – мы страдаем, нам больно и плохо. Хотя мы не всегда понимаем, что связано это с ощущением несвободы. У меня есть книга, посвященная этой теме и в ней я даю свое определение свободе, я объясняю, чем свобода может быть и как ее правильно понимать. Но здесь я этого делать не буду, позволив вам самим решить для себя, что значит быть свободным именно для вас. Разберитесь сами с тем, как вы ее чувствуете, эту вашу собственную свободу и как вы ее понимаете. Главное, чтобы это ощущение доставляло вам радость. Свобода должна успокаивать душу и вселять уверенность, поэтому ищите в себе именно такую свободу, полезную для вас. Ориентируйтесь в этом вопросе на свои ощущения, а не на чужие рассуждения.

Я же только скажу, что вседозволенность и любые формы анархии, когда человек делает все, что пожелает и ни в чем себя не ограничивает, ни в каких своих безумных желаниях – это точно не истинная свобода. Это ее извращенные формы, которые приводят к ухудшению жизни людей, а не к очищению души и разума. Поэтому, прошу вас, думая о свободе, о том, чем она может быть, не думайте об отсутствии всех возможных ограничений для всех ваших желаний – это ложный путь, который ни к чему хорошему вас не приведет. Истинная свобода, как бы кто из нас ее не ощущал – это не желание делать все, что хочется. Потому что часто нам хочется много такого, что затрагивает интересы других людей. А когда вы покушаетесь на чью-то свободу, ради своей ложной свободы, вы предаете эту идею, делая ее злой и разрушительной. Поэтому, как бы вы не понимали и не чувствовали собственную свободу, помните, что истинной она будет только в том случае, когда она добрая и никому не причиняет вреда.

Польза свободы

Польза истинной свободы, только именно истинной, а не ложной, заключается в том, что человек чувствует себя благодаря ей легко, независимо, уверенно, у него появляется смысл в жизни, его разум освобождается от всевозможных искусственных ограничений и запретов, которые мешают наслаждаться жизнью. Легкость, простота, возможность развиваться, спокойствие и уверенность – все это дает человеку свобода. Благодаря этому чувству он приходит к пониманию безграничности своих возможностей. Только для этого важно не просто ощущать свободу, а воспринимать ее как идею, сформулировав для себя полноценную концепцию свободы, чтобы знать, как именно жить, что делать, к чему стремиться, будучи свободным. Вот в своей книге [Путь свободного человека] я такую идею предлагаю, показывая читателю, какой может быть свободная жизнь, чтобы от нее можно было получать удовольствие. Человек может эту идею дополнить, изменить, это допустимо. У нас тут не религия и не политическая идеология, чтобы придерживаться каких-то строгих идеологических рамок. Идея свободы тем и прекрасна, что может быть гибкой и каждый человек может ее видоизменять с учетом своих желаний. На то она и свобода, чтобы мы были свободны в своем ее понимании.

Правда, какие-то рамки допустимого, как вы понимаете, все равно должны быть. Но в нашем случае они все вполне разумны и укладываются в границы здравого смысла. Давайте рассмотрим несколько важных основ идеи свободы.

Свобода мысли

Одной из основ этой идеи является свобода мысли. Я считаю, что свобода начинается именно с этого. Когда человек свободен в своих мыслях, когда он имеет над ними власть, он уже может считать себя свободным. Потому что самое главное в жизни свободного человека – это быть свободным в своей голове, тогда и в остальном будет больше свободы. А быть свободным в голове, значит контролировать имеющиеся в ней мысли, чтобы думать так и думать о том, о чем думать приятно, интересно и выгодно.

Многие другие идеологии обычно ставят человека в определенные рамки, говоря ему, что можно, а что нельзя, что правильно, а что неправильно, что хорошо, а что плохо. Они управляют его мыслями, заставляя его смотреть на мир только под каким-то определенным углом. Они предлагают человеку такие условности, без которых эти идеи не могут существовать. Та же религия просто не может существовать без таких понятий, как добро и зло, или без понятия о грехе, она в этом смысле не гибка, в ней действуют жесткие ограничения и строгие запреты, которые обобщают многие ситуации. Но жизнь гораздо сложнее, в ней столько всевозможных ситуаций может возникнуть, что не под какие строгие правила и запреты их невозможно подвести. Иногда нужно делать исключения, импровизировать, чтобы подстроиться под ситуацию. Религия этого человеку дать не может, такую гибкость. А вот свобода, не то, чтобы развязывает человеку руки и все ему позволяет, она просто побуждает его задумываться над всеми существующими в его голове условностями и помогает ему смотреть на различные ситуации по-разному, чтобы он смог принять наиболее адекватные решения в каждой из них, руководствуясь здравым смыслом, логикой, совестью. Для этого человек и должен мыслить свободно, не завися ни от каких догм, шаблонов, стереотипов, привычек, традиций и прочего, что ограничивает его мышление. С этого и начинается истинная свобода.

Гибкость свободного человека помогает ему быть достаточно эффективным в своих делах. Он старается смотреть на каждую ситуацию так, словно она совершенно новая для него и не спешит делать выводы, пока в ней как следует не разберется. Он знает, что никакие истины не являются абсолютными, что всегда есть место нестандартному решению, чего бы оно не касалось. Поэтому такой человек чаще принимает более грамотные и разумные решения, которые приносят ему максимальную пользу. Это и делает его счастливым, вернее, в том числе и это. Ведь когда у нас получается все или многое из того, что мы задумали, нам очень хорошо, мы довольны собой и жизнью.

Независимость

Еще одна важная основа свободы – это ощущение независимости. Чем меньше мы от чего-то или кого-то зависим, тем лучше себя чувствуем. Можно сказать, что свобода – это в некотором смысле отсутствие несвободы, в частности, отсутствие зависимости. Особенно важно быть независимым от других людей, потому что в некоторых случаях такая зависимость, если она есть, просто невыносима. Люди могут позволять себе много лишнего в отношении нас, если они видят, что мы от них зависим. Вот почему популярным является такое понимание свободы, как независимость от других людей. К такой свободе люди стремились в течение всей своей истории, они за нее сражались, боролись, погибали, жертвовали собой, чтобы только быть независимыми. Когда ты независим от людей – это прекрасное чувство, оно облегчает наше восприятие жизни. Мы чувствуем себя сильными и уверенными, благодаря чувству независимости.

Конечно, жить в обществе и быть полностью свободным от него, а значит и от людей, невозможно, ведь все мы в той или иной степени друг от друга зависим, мы ведь существа общественные. Но надо понимать, что одно дело, когда мы зависимы от других людей в такой же степени, как и они от нас, и совсем другое, когда мы целиком от кого-то зависим и потому вынуждены во всем подчиняться и слушаться этого человека. Люди, они знаете ли, часто сатанеют, когда получают власть над другими, благодаря их зависимости от себя и используют эту власть в плохих целях, вынуждая зависимых от себя людей страдать. Я не скажу, что всегда так бывает, но бывает. Власть опьяняет и люди могут начать издеваться над зависимым от них человеком. Тот, кто испытывал на себе чью-то злую власть, прекрасно понимает, насколько это ужасно, когда с тобой обращаются так, словно ты вещь, а не человек, когда твои желания, интересы, мнение полностью игнорируются и с тобой совершено не считаются. Вот от этого ужаса люди и мечтают освободиться. Только не всегда знают, как это сделать. А все начинается в голове, с правильных мыслей о свободе.

Счастье

Счастье – это такое неоднозначное состояние, которое трудно обобщить. Разные люди по-разному его чувствуют, также, как свободу или любовь. Но для меня очевидно, что счастье без свободы невозможно. Если человек хочет быть абсолютно счастливым, он должен чувствовать себя свободным. Ценность свободы хорошо известна тем людям, которые познали разные формы несвободы, которые были кем-то ограничены и в чем-то от кого-то или чего-то зависимы, которым многое было нельзя. И обретя, пусть даже небольшую свободу, они получают желанный глоток воздуха, который наполняет их силой и дает им уверенность в себе. Это ощущение того, что ты многое можешь, что практически все твои желания тебе по силам реализовать, делает нас счастливыми. Свобода – это, несомненно, путь к счастью. Я бы даже сказал, что это истинный путь к счастью, потому что в чем бы человек свое счастье не видел, без свободы в душе, он к этому состоянию не придет. Ведь свобода дает ощущение полной удовлетворенности от жизни. И даже не так страшна физическая несвобода, с ней все-таки можно смириться, ее можно принять, научиться с ней жить, главное, внутри себя свободу иметь, путем контроля над своими мыслями, а значит и над своими чувствами. Когда вы думаете так, как хотите, когда считаете себя счастливым, несмотря ни на что, никто не сможет отнять у вас это счастье.

Страдания и боль

Свобода способна избавить людей от страданий и боли, благодаря тому, что покажет им, что у них всегда есть выбор, как поступить или как к чему-то относиться. Чтобы наша жизнь была интересной и радостной, мы должны хотеть видеть ее такой. Ощущение истинной свободы всегда избавляет от боли и страданий, по крайней мере, от душевных страданий.

В этом мире так много несчастных людей, которых делают несчастными прежде всего их собственные мысли, от которых они не могут освободиться, заменив их другими, более комфортными для души мыслями. Эти негативные, подавляющие мысли часто связаны с какими-то ситуациями во внешнем мире, с разными людьми, которые к нам не очень хорошо относятся. Человек сам такие мысли не формирует, они являются его реакцией на внешние раздражители. Он от них зависим. Из-за этого не он управляет своим внутренним миром, а кто-то другой или что-то другое. Понимаете, отсутствие контроля над своими мыслями делает нас несвободными, а потому и несчастными. Каждому из нас что-то доставляет боль, каждый чувствует какую-то неудовлетворенность, у нас у всех свои проблемы. Мы страдаем из-за этого. Но страдаем мы в своей голове, именно в ней формируется наше мнение о своей жизни, о происходящих в ней событиях, о нас сами. Жизнь, она всех нас проводит через необходимые для нас испытания, это естественно и неизбежно. Мы должны так жить и будем так жить, когда что-то будет нас постоянно не устраивать. Все идеальным у нас никогда не будет. Но вот то, как мы будем относиться к такой несовершенной, неидеальной, проблемной жизни – это уже наш выбор. В нашей власти интерпретировать любой сигнал из внешнего мира так, как нам захочется, как нам будет удобно. Захотим, будем страдать, не захотим, будем иначе к происходящему относиться.

Свободный человек обретает такую власть над своими мыслями, благодаря грамотно сформулированной идее свободы, которую он исповедует. А вот человек несвободный находится под властью обстоятельств и других людей, поэтому они решают, будет ему хорошо или плохо. Первый, тот, что свободный, будет счастливым всегда, второму, несвободному, постоянно чего-то будет не хватать для полного счастья и все время кто-то или что-то будет определять его настроение. Вот так счастье и несчастье связаны со свободной. И не только так на самом деле. Свободный человек еще и выбор того, как ему действовать имеет, он более гибок, по сравнению с несвободным человеком, который постоянно видит тупики в различных ситуациях и не имеет опыта самостоятельного нахождения выхода из них.

Правильные идеи могут помочь нам наладить свою жизнь. Вот поэтому, понимая такую зависимость между внешним и внутренним мирами, люди ищут и часто находят спасение в идее свободы, которая эту связь разрывает. С ее помощью они избавляются от тех и от того, что доставляет им боль. Они просто перестают пускать негатив в свой внутренний мир, сознательно принимая решение игнорировать его или отвечать на него так, как им позволяют их возможности. Именно от боли, прежде всего душевной, люди чаще всего ищут спасение. И находят его в свободе. С ее помощью им удается закрыть вход в свой внутренний мир, но не выход из него. Таким образом люди не просто находят спасение от боли, они исключают саму возможность ее возникновения. Ведь у человека появляется выбор того, как ему относиться к тем или иным вещам, происходящим в его жизни, страдать из-за них или принимать их нормально, спокойно, с пониманием, с покоем в душе. Этот выбор очень важен и очень ценен, но чтобы его сделать, нужно стать свободным человеком.

Согласитесь, нам самим мучить себя нет никакой необходимости, мы просто часто позволяем мучить нас другим людям и различным событиям, слишком болезненно реагируя на все, что приходит к нам из внешнего мира. А когда мы освобождаем свой разум от такой автоматической бессознательной реакции на внешние раздражители, когда с помощью волевых усилий делаем выбор, как к чему-то или кому-то относиться, принимать ли вообще во внимание те или иные внешние раздражители, то уже никто не сможет причинить нам боль и заставить нас страдать без нашего согласия. Разве что только какие-то неудовлетворенные потребности могут побуждать нас искать что-то во внешнем мире, вызывая у нас чувство дискомфорта, но для этого у нас будет выход в него, в виде наших инициатив. Мы ведь полностью не уходим в себя, когда разрываем связь между внешним и внутренним миром, мы просто контролируем свое взаимодействие с ним.

Жизненный опыт

Иногда, чтобы понять какую-то идею и принять ее, необходимо тщательно изучить свой жизненный опыт, чтобы найти в нем подтверждение или опровержение различных основ этой идеи. Нет ничего лучше собственного опыта, который пусть и очень ограничен, но зато правдив и точен в своем объяснении каких-либо вещей. Наверняка вы переживали такое состояние, когда вам было тяжело, больно, вы долго страдали и отчаянно пытались найти спасение в чем-то, чтобы хоть немного ослабить боль, найти хоть какое-то успокоение для души. В таких случаях человек хаотично перебирает различные идеи, решения, концепции, направления, пока не найдет то, что поможет ему успокоиться и исцелить свою душу. Вот обратите внимание, что вам в таких случаях помогало. И было ли это душевное лекарство связано со свободой, в любой ее интерпретации.

Я вот считаю, что идея свободы, в правильной ее интерпретации, одна из лучших идей для спасения от боли и страданий. И даже самая лучшая. Она является отличным лекарством для души. Она исцеляет человека уже только тем, что отвлекает его от всех его страданий, позволяя ему найти что-то новое для себя, что-то интересное, какой-то выход из любой ситуации. Она дарит человеку надежду на лучшее. Главное, дать волю воображению, чтобы оно нарисовало красивую картину в голове и поверив в нее, человек начал рисовать ее уже в своей жизни. В моей практике было много случаев, когда таким образом мне удавалось исцелить людей от различных душевных страданий. Да и самому себе я помогал с помощью всевозможных нестандартных решений, которые какое-то время не связывал с идеей свободы, но они оказались ближе именно к ней. Иногда мы, находя для себя утешение в чем-то, даже и не догадываемся, что это что-то есть ни что иное, как проявление свободы, прежде всего свободы нашего ума, способного лечить нашу душу полезными мыслями. Вот почему так важно правильно понимать эту идею, чтобы видеть в ней свое спасение, а в своем спасении видеть свободу.

Благодаря этой великолепной идее человек перестраивает свое мышление в соответствии со своим желанием быть счастливым и благодаря этому новому мышлению начинает видеть радость во всем, в чем сам пожелает. Это полный контроль над своим состоянием. Все, что вызывало у человека страдания, пересматривается им и нужным образом изменяется. Вот я прошу вас обратить внимание на свой опыт, посмотрите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы избавлялись от боли и страданий с помощью своих мыслей, когда силой воли заставляли себя так смотреть на какие-то вещи, чтобы не страдать из-за них? Ваш опыт подскажет вам, насколько идея свободы близка вам, находит ли она отклик в вашей душе и стоит ли вам в нее вникать.

Друзья, повторю, вы можете еще больше узнать об идее свободы, чтобы лучше понять эту ценность и впитать ее, почитав мою книгу, которая называется “Путь свободного человека”. Ее вы найдете на странице «Книги».

Что такое психологическая свобода? | Psychology Today

Источник: Thought Catalog/Unsplash

Свобода, по определению немецкого социального психолога и философа-гуманиста Эриха Фромма (1941), является конечной целью процесса индивидуации. Концепция свободы Фромма близка концепции автономии Дэвида Шапиро (1981) — стать независимым агентом в мире. Он включает в себя способность проявлять то, что делает вас уникальным, не прибегая ни к эгоцентризму, ни к самоотречению. Концепция «дифференциации себя» Мюррея Боуэна также влечет за собой эту идею и идеал индивидуации.

Когда у человека отсутствует автономная психологическая деятельность, он, вероятно, чувствует себя незащищенным и незначительным и сомневается в смысле жизни. Автономия в моральной философии Просвещения Канта (1997) требует действовать в соответствии с моральным долгом сверх желания или просто прислушиваться к требованиям других, а также принимать решения и действовать в соответствии с этим долгом.

Философ-романтик Джон Стюарт Милль (1956) возражал против философов Просвещения, утверждая, что индивидуальность желания является основой автономии и характера: был развит и модифицирован его собственной культурой, — говорят, что он имеет характер. У того, чьи желания и импульсы не принадлежат ему, нет характера» 9.0003

Когда человеку не хватает такой свободы, будь то решение и действие, исходя из морального долга или подлинного чувства своих собственных уникальных желаний, существует тенденция к тому, чтобы самофункционирование было навязчивым или реактивным, а не самонаправленным.

Тревога свободы

Философ XIX века Серен Кьеркегор описывал психологическую свободу как головокружительную тревогу; точнее, тревогу он называл «головокружением свободы».

В «Понятие тревоги» (1844) Кьеркегор размышлял: «Тревога может быть сравнима с головокружением. в своем глазу, как в бездне, если бы он не посмотрел вниз».

Он сравнил взгляд со скалы, ужас, что вы можете упасть и разбиться насмерть, в сочетании с одновременным трепетом от осознания того, что вы можете броситься — страх и ужас, соответственно. Худшее, что может случиться, ужасно, но свобода выбора может по-своему парализовать.

Источник: Джойс Келли/Unsplash

Свобода выбора порождает тревогу. Любой выбор может быть потрясен страхом. Уступить неконтролируемому желанию или просто согласиться с навязанными ожиданиями — значит уйти от напряжения, которого требует подлинность, и, таким образом, — это путь к отчаянию.

Кьеркегор (1844) размышлял: «Свобода поддается головокружению. Дальше этого психология не может и не пойдет. В этот самый момент все меняется, и свобода, когда она снова поднимается, видит, что она виновата. Между этими В двух мгновениях лежит скачок, который никакая наука не объяснила и который никакая наука не может объяснить. Тот, кто становится виноватым в тревоге, становится настолько двусмысленно виноватым, насколько это возможно…»

Не каждый готов терпеть возможности свободы . Некоторые оказываются на пути самосаботажа, возможно, не зная, как справиться с диалектическими тревогами свободного существования.

Когда это происходит, как описал Фромм, человек пытается «убежать от свободы». Фромм предложил три психических механизма, которые, по его мнению, можно было бы использовать для того, чтобы избежать негативных аспектов свободы и восстановить утраченную безопасность: авторитаризм, деструктивность и автоматное подчинение. Эти механизмы бегства обеспечивают безопасность дорогой ценой:

1. Садизм — Авторитарный характер

Садисты доминируют над другими, пытаясь получить суррогат того, чего им не хватает в себе и в жизни: контроля. И жестокое обращение с садистами также возникает из-за пристрастия к психофизиологическому опыту власти в отношениях. Эрих Фромм описал садистское поведение как переживание власти, которое превращает «бессилие в переживание всемогущества» (19).73)». Фромм (1941) связывал такое поведение с тем, что он называл «авторитарным характером», воплощенным в «человеке, который… тиранизирует тех, кто ниже его, и подчиняется… тем, кто выше его».

Источник: CJ Dayrit/Unsplash. поддерживать самоуважение» (Шапиро, 1981). Мазохистский импульс возникает, когда человек цепляется за контроль через вредные формы самоуспокоения. Расстройства пищевого поведения, порезы и злоупотребление психоактивными веществами свидетельствуют о мазохистском стиле выживания и часто укоренившихся эмоциональных переживаниях. доминирование или избегание в рамках семейной системы 9.0003

Как садизм, так и мазохизм — разновидности жесткого характера. Каждая включает в себя принудительное утверждение воли, движимое эгоизмом и стыдом.

3. Автоматическое соответствие

Гипнотические, самоисполняющиеся предубеждения и сохраняющиеся межличностные привычки — одни из самых сложных проблем, с которыми мы сталкиваемся, воплощая автономию. Они берут начало в темном психологическом подбрюшье или, как назвал это Карл Юнг, тени, содержащей отвергнутые воспоминания и наклонности, которые сохраняют свою силу благодаря нашей сублимации. Затененные фрагменты себя возбуждают бдительную охрану, и защита часто становится проекцией.

Мы живем с постоянным риском проецировать эмоционально нагруженные, наполненные переживаниями тревоги, образы и символы на людей и окружающий мир. В той мере, в какой мы действуем по их прихоти, мы оказываемся автоматами, выполняющими программные ответы.

Источник: Prince Akachi/Unsplash

Мудрый выживший еврей во время Второй мировой войны, логотерапевт Виктор Франкл (1959) бросил вызов: «Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать наш ответ. В нашем ответе лежит наш рост и наша свобода».

Мужество

Жизнь — это тревога. Это свобода, но это и ответственность, серия выборов в условиях ограничений, один из которых отрицает другой. Вопрос не в том, как избавиться от шатания ног на танцполе. Это основано на ложном представлении о мужестве, то есть о свободе от страха, а не о действиях вопреки ему.

В конечном счете, Кьеркегор (1844, 1845) выступал за скачок, сверхрациональное признание того, что движение вперед в жизни есть прежде всего функция воли и доверия. Он описал прыжок вопреки неразрешенному напряжению и растущему беспокойству и даже вызванный им — риск, который однажды ведет к неожиданному пути, исцеление, выходящее за пределы нас самих, и большую целостность, а также своего рода свободу.

Психология свободы

Все мы хотим свободы, но не всегда уверены в том, что это такое и как ее достичь. Если бы свобода заключалась просто в том, чтобы не находиться в тюремной камере, тогда подавляющее большинство из нас должно было бы быть свободным, но мы часто оказываемся в плену внутренних тревог, беспокойств, привычек, принуждений, страхов, депрессии, пристрастий и ложных предположений. Точно так же вы могли бы посадить в тюрьму кого-то вроде Сократа, Боэция, Томаса Мора, Махатмы Ганди или Нельсона Манделы, и они во многих отношениях были бы свободнее своих тюремщиков.

Истинная свобода — это прежде всего состояние ума, а не физическое состояние, поэтому изучение ума занимает центральное место в исследовании свободы. Философы и теологи много говорили о природе свободы и разума на протяжении тысячелетий, но дисциплина психология в том виде, в каком мы ее знаем, относительно нова.

Проще говоря, психология – это наука о разуме. Чтобы изучить и понять ум, нам нужно наблюдать за ним. Мы видим, как это работает, наблюдая за тем, что оно делает. Существенным фактором является «наблюдающее я», сознание, которое осуществляет наблюдение. Если мы игнорируем наблюдающее я, как до недавнего времени в основном поступала психология, то, возможно, мы смотрели на разум с неправильной точки зрения, словно пытаясь понять его, думая о нем, а не наблюдая за ним. Итак, что говорят о свободе несколько известных психологов?


Уильям Джеймс (1842 – 1910)

Американский врач, психолог и философ, чья влиятельная работа,

Принципы психологии , является основой современной психологии. Три ключевые темы работы Джеймса связаны с вниманием, детерминизмом и духовностью. Что касается внимания, он определил его важность задолго до современного интереса к созерцательной неврологии как предпосылки для понимания себя и ведения здорового образа жизни. Отношение Джеймса к детерминизму было тем, что он называл «мягким детерминизмом», ненавидящим более позднее ограниченное и фаталистическое мышление, которое впоследствии получило широкое распространение. Он считал, что у нас есть возможность свободно выбирать наши действия, отношения и образ жизни в мире. На наши мысли, эмоции и поведение может оказываться сильное биологическое и экологическое влияние, которое мы не можем контролировать, но это не определяет нас. Для Джеймса абсолютная свобода связана с духовностью. Окончательная свобода, согласно Иакову, — это познание Бога или «высшего» и бескорыстное следование его воле.


Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) 

Популяризация психоанализа Фрейдом создала наш образ архетипического психиатра. У него был мрачный, человеконенавистнический взгляд на человечество, возможно, потому, что он формировал свои теории почти исключительно из относительно небольшого числа отчаянно несчастных и невротичных людей. Влиятельный акцент Фрейда на психопатологии может быть главной причиной того, что в следующем столетии психология почти исключительно сосредоточилась на аномалиях и психических заболеваниях, а не на позитивной психологии и благополучии. Фрейд никогда не ставил перед собой высокие цели в том, что касается терапевтических результатов, и был открыто враждебен религии и пренебрегал религиозным опытом. Он был жестким детерминистским взглядом на то, что наши действия и решения по существу предопределены нашей биологией, воспитанием и бессознательными процессами, и, поскольку мы не осознаем их, мы не можем их выбирать и они не находятся под нашим контролем. С этой точки зрения свобода воли является иллюзией.


Карл Юнг (1875 – 1961) 

Юнг был швейцарским психологом, который изначально был близким соратником Фрейда, но пошел совсем другим путем, чем Фрейд, особенно в отношении его взглядов на бессознательное, религию и свободу воли. Он был глубоко духовным человеком, отчасти вдохновленным его знакомством с великими мировыми мифологиями и традициями мудрости, но также и из-за его глубоко интроспективных и созерцательных наклонностей. Для Юнга мы все связаны не только физической близостью друг к другу, но и через коллективное бессознательное. Это подобно универсальному разуму, о существовании которого мы, по большей части, едва ли догадываемся, пока занимаемся своим рассеянным повседневным существованием. Личное превращение из изолированного индивидуума в свободное, универсальное, просветленное существо Юнг уподобляет своего рода духовной алхимии. Таким образом, саморефлексия была чем-то, что Юнг искренне приветствовал, но Фрейд энергично избегал. Для Юнга личностный рост заключался в пробуждении к самопознанию и самосознанию. Юнг верил в свободу воли и рассматривал жесткий детерминизм просто как способ мышления. Если мы не соединимся с ядром нашего существа и не осознаем, что оно является продолжением универсального бытия, тогда нами будут управлять инстинкт, причина и следствие, как описано Фрейдом. Это делает Юнга совершенно отличным от Фрейда и нигилизма, связанного со многими сторонниками экзистенциализма.


Берхус Фредерик или Б. Ф. Скиннер (1904–1990)

Скиннер был американским психологом, в значительной степени ответственным за популяризацию бихевиоризма и экспериментального подхода к пониманию человеческого поведения.

Лабораторные эксперименты полезны, но они по своей сути искусственны и ограничены вещами, которые вы можете или хотите измерять и контролировать. Взгляд Скиннера на бихевиоризм строго детерминирован. Он рассматривал свободу воли, эмоции и мотивацию как иллюзорные прикрытия реальных причин человеческого поведения — влияния окружающей среды и обусловленности на нашу биологию. Таким образом, точка зрения Скиннера заключалась в том, что вы можете обучить или обучить людей, как и животных, думать или делать то, что вы хотите. Вы можете подкреплять одни виды поведения и наказывать другие, тем самым приучая мозг и биологию к тому, что они есть. У человека, совершающего преступление, нет реального выбора, потому что его побуждают к нему окружающие обстоятельства и личная история, что делает нарушение закона для некоторых людей естественным и неизбежным. Для других быть законопослушным так же естественно из-за их окружения и воспитания. Окружающая среда явно оказывает на нас значительное влияние, и науки о нейропластичности и эпигенетике еще больше подтверждают эту точку зрения, но есть риск принять один фактор за все, что существует.
То, что работает против нас, может работать и на нас. Хотя окружающая среда и обусловленность действительно играют важную роль в определении нашего склада и поведения, мы не неизбежно являемся их пленниками, потому что можем выбирать среду и поведение, чтобы изменить то, как наш мозг и гены проявляют себя.


Виктор Франкл (1905 – 1997) 

Франкл был австрийским психиатром, на взгляды которого сильно повлиял реальный опыт пребывания в нацистских концентрационных лагерях. Там он практически не контролировал свои внешние обстоятельства, но это привело его к открытию глубокого чувства уверенности в себе, проницательности и смысла, которые коренным образом изменили то, как Франкл пережил свое испытание. Дело было не в том, что условия лагеря изменились, а в том, что, как это ни парадоксально, он обрел свободу от страданий, превзойдя их, найдя в них смысл и приняв противоположное ненависти и ожесточению, которых можно было бы ожидать. Свобода для Франкла была делом не внешним, а внутренним, основанным на выборе отношения к любому событию.

Это радикально недетерминировано. Франкл, когда его попросили прокомментировать точку зрения Скиннера, сказал: «Человек не перестает быть животным, но в то же время Он бесконечно больше, чем животное. … У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свою позицию в любой данный набор обстоятельств, чтобы выбрать свой собственный путь ». [1] Важной частью способности выбирать и преодолевать является объективное осознание, которое Франкл сравнивает с пространством между стимулом и реакцией, сильно перекликаясь с акцентом на осознании, ранее проповедуемым различными традициями мудрости, а затем в подходах, основанных на внимательности.


Мартин Селигман (1942 г. — ) 

Селигман — американский психолог, очень активно перенаправляющий увлечение современной психологии психопатологией и побуждающий ее исследовать область позитивной психологии. Ранние исследования Селигмана на животных привели его к открытию того, что он назвал «выученной беспомощностью», которая возникает, когда вы постоянно создаете болезненные ситуации, из которых животное не может выбраться. Вскоре он перестает пытаться убежать, даже когда возможность побега появляется снова. Селигман провел параллели с людьми, живущими в депрессии, которые, будучи не в состоянии избежать мыслей и чувств, которые они не хотели испытывать, научились своего рода беспомощности и покорности. Вместо того, чтобы просто смягчать симптомы психологического дистресса или маскировать их с помощью лекарств, Селигман хотел использовать положительные ресурсы, которые человек имел внутри себя, такие как характер, сильные стороны и добродетели. Выводы, к которым пришли он и его коллеги, повторяют то, к чему призывали многие традиции мудрости на протяжении тысячелетий. Позитивная психология частично детерминистична в том смысле, что счастье частично определяется генетикой и окружающей средой, но она также признает важность свободы воли, поскольку она находится в пределах нашей способности выбирать, какие характеристики и ресурсы мы культивируем. Пессимизм ведет в одном направлении, а оптимизм — в другом. Взгляды Селигмана на выбор убеждений, на которых мы сосредотачиваемся в трудные времена, во многом совпадают с взглядами Франкла. Люди, чья склонность к счастью преимущественно эвдемонична (счастье как смысл), как правило, гораздо счастливее и более устойчивы к стрессу и разочарованию.

 

Джон Кабат-Зинн (1944 — ) 

Кабат-Зинн — молекулярный биолог, а не психолог, но благодаря своей давней страсти к обучению и исследованию внимательности он оказал глубокое влияние на современное понимание и практику психологии. У него развился глубокий интерес к буддизму и медитации осознанности, и он привнес то, что узнал, в общество. Работа Кабат-Зинн привлекла значительное внимание группы выдающихся психологов и исследователей, Джона Тисдейла, Зинделя Сигела и Марка Уильямса, которые искали новые стратегии, помогающие справиться с растущими показателями хронической рецидивирующей депрессии. Они разработали когнитивную терапию, основанную на осознанности (MBCT), и получили чрезвычайно многообещающие результаты, которые с тех пор постоянно подтверждались во многих исследованиях. [2] [3] Подходы, основанные на осознанности, произвели революцию в психотерапии, при этом первым и наиболее важным моментом стало развитие осознанности. Без осознания мы, по сути, автоматы, без понимания и без собственной сознательной воли: состояние, называемое «автопилот». В таком состоянии жесткий детерминизм Фрейда и Скиннера мог бы быть справедливым описанием человеческого состояния. Неудовлетворенность, сожаление, зависимость и страх в основном возникают из-за игнорирования настоящего и жизни в воображаемом будущем или переживаемом прошлом. В нашем беспокойном, бессознательном поиске счастья мы постоянно ищем что-то вне себя. То, что мы обнаруживаем, — это непостоянство и постоянное отсутствие основы нашего бытия, чтобы стать пленником ума и его содержимого. Мы склонны отождествлять себя с мимолетными мыслями и чувствами и воспринимать их как факты. Таким образом, освобождение от страданий и страданий заключается в нашей способности покоиться в простом, не осуждающем и сострадательном осознании и не поддаваться таким эмоциональным воздействиям мимолетных ментальных или сенсорных переживаний. Если мы культивируем осознанность и непривязанность к уму и его содержимому, тогда у нас появляется возможность жить более полно и подлинно и без такого же уровня препятствий со стороны наших настроений, принуждений, желаний и пристрастий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *