www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Наблюдение
Главная | Книги по политологии | Политический анализ и прогнозирование: А.С. Ахременко | Наблюдение |
Наблюдение — это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий. Бесспорное достоинство наблюдения — прямое восприятие событий, отсутствие «посредников» между исследователем и реальной действительностью. Для политической науки это имеет особое значение, поскольку, как неоднократно отмечалось выше, политическая реальность в наибольшей мере подвержена сознательным и неосознанным интерпретационным искажениям.
В то же время наблюдатель сам является человеком из плоти и крови, с собственным политическим мировоззрением, предпочтениями, ценностными ориентациями. По природе своей наблюдение неизбежно избирательно, и даже самый беспристрастный наблюдатель фиксирует реальность под определенным углом зрения, зависящим от особенностей его личности. Поэтому наблюдение можно в целом охарактеризовать как достаточно субъективный метод, хотя и существуют специальные методики, нацеленные на смягчение действия субъективного фактора (о них ниже).
Другое важное достоинство наблюдения — глубина и насыщенность собираемой информации. В ходе наблюдения исследователь получает не только сухой фактический материал, но «живой» образ ситуации, он способен различить оттенки, полутона происходящего, не фиксируемые более объективными и строгими методиками. Конечно, это свойство наблюдения имеет и свою отрицательную сторону: все та же субъективность получаемых данных.
Надо отметить, что возможности использования наблюдения при сборе информации для политического анализа существенно ограничены. Наблюдать можно только четко локализованное политическое событие, например заседание Государственной думы, съезд политической партии, митинг или демонстрацию. Кроме того, наблюдение многих политических событий затруднено в силу их закрытого характера. К примеру, наблюдать неформальную встречу политического лидера с представителями его ближайшего окружения практически невозможно, не будучи частью этого окружения. Поэтому результаты наблюдения в большинстве случаев используются как дополнительная, а не основная составляющая информационного обеспечения. Так, при изучении определенной политической партии наблюдение ее съезда или конференции может оказаться чрезвычайно полезным, но лишь в сочетании с анализом ее программных документов, результатов участия в избирательных кампаниях, изучением посвященных партии материалов СМИ, мнений экспертов, данных опросов общественного мнения и т. д.
Существует несколько оснований классификации наблюдения. С точки зрения участия наблюдателя в процессе, который является объектом наблюдения, выделяют включенное и невключенное наблюдение. В первом случае исследователь непосредственно участвует в процессе, за которым наблюдает. Так, если объектом наблюдения является политический митинг, исследователь находится в толпе митингующих, вместе с которыми скандирует лозунги, выражает свое одобрение или неодобрение выступающим и т. д. Используя включенный метод, наблюдатель получает информацию о небольшом фрагменте реальности, которая непосредственно его окружает, но эта информация будет полной, глубокой, эмоционально насыщенной. Включенное наблюдение дает наиболее интересные, но при этом и наиболее субъективные данные: невозможно участвовать в какой-то деятельности, сохраняя по отношению к ней полную эмоциональную дистанцию. Особенно это касается массовых мероприятий, в ходе которых нередко проявляется феномен «передачи настроения»: наблюдатель неосознанно становится эмоционально сопричастным окружающим людям, испытывает те же ощущения, что и они (эмоциональный подъем, агрессию и т. д.).
Основание другой классификации — знание/незнание людей, которые являются объектом наблюдения, о том, что за ними наблюдают. По этому основанию выделяют открытое (наблюдаемые осведомлены о процессе наблюдения) и скрытое (наблюдаемые не осведомлены) наблюдение. Например, большинство заседаний Государственной думы проходит в ситуации открытого наблюдения: за работой палаты следит большое число представителей прессы, о чем сами депутаты прекрасно осведомлены.
Открытое наблюдение, как правило, гораздо легче организовать с технической точки зрения. В то же время оно несет в себе определенный риск получения неадекватных результатов: знание наблюдаемых о процессе наблюдения за их поведением может стать фактором, влияющим на это поведение. Классический тому пример, приводимый во многих работах по социологии, связан с изучением производительности труда на ткацких предприятиях. Группа социологов (преимущественно мужчин) вела открытое наблюдение за работой ткачих (исключительно женщин) с целью выявить факторы, влияющие на производительность их труда. Результат оказался неутешительным: основным таким фактором стало присутствие на предприятии группы наблюдающих за ткачихами социологов. В политике хорошо известен «эффект камеры»: многие политические лидеры в присутствии журналистов демонстрируют совершенно иное поведение, нежели в непубличных ситуациях.
Комбинированная классификация на основе двух приведенных выше оснований дает четыре вида наблюдений:
Включенное | Невключенное | |
Открытое | Включенное открытое | Невключенное открытое |
Скрытое | Включенное скрытое | Невключенное скрытое |
Еще одна классификация касается степени стандартизации процедуры наблюдения. Выделяют стандартизованное (структурированное, контролируемое) и нестандартизованное (свободное, неконтролируемое) наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует наблюдаемый процесс в соответствии с заранее разработанной строгой процедурой. Ключевой момент подготовки к стандартизованному наблюдению — операционализация изучаемых признаков до уровня аудиовизуально наблюдаемых индикаторов.
Скажем, одной из задач прикладного исследования является определение степени авторитетности нескольких лидеров конкретной партии в среде партийной элиты (руководства). Методом измерения данного признака выбирается, например, невключенное открытое наблюдение. Наблюдаемым событием будет ежегодная партийная конференция, на которой будут выступать все интересующие исследователя партийные лидеры.
Примем в качестве исходной посылки, что авторитетность партийного лидера будет проявляться, в частности, во внимании и поддержке аудиторией его выступления. Далее необходимо привести неоперациональные понятия «внимание» и «поддержка» к эмпирически наблюдаемому виду, причем наблюдаемому аудиовизуально. Так, признак «внимание» может быть операционализирован через:
• уровень шума в зале в процессе выступления оратора;
• число выходящих из зала во время выступления;
• число людей, разговаривающих друг с другом;
•число людей, занимающихся посторонними делами (читающих газету, разговаривающих по мобильному телефону и т. д.).
Чем меньше значение каждого из операциональных признаков, тем выше уровень внимания к оратору.
Признак «поддержка» может быть операционализирован через:
• продолжительность аплодисментов по завершении выступления оратора;
• громкость аплодисментов по завершении выступления оратора;
• количество раз, когда выступление оратора прерывалось аплодисментами;
• количество одобрительных возгласов из зала;
• количество неодобрительных возгласов из зала и т. д.
Для каждого из операциональных индикаторов определяется единица счета. Например, продолжительность аплодисментов может измеряться в секундах (интервальная шкала), уровень шума в зале — на порядковом уровне (отсутствует, слабый, умеренный, громкий, овация).
Все операциональные признаки и соответствующие им единицы счета заносятся в специальную карточку наблюдателя, которая заполняется в процессе наблюдения. По итогам наблюдения мы сможем количественно оценить значения признаков «внимание аудитории» и «поддержка аудитории» применительно к каждому из выступающих. При этом необходимо будет сделать поправку на время выступления оратора, помня, что первый выступающий имеет дело со свежей аудиторией, последний — с уставшей.
Основное достоинство стандартизованного наблюдения заключается в том, что оно существенно снижает субъективность данной процедуры. В то же время значительно уменьшаются глубина и насыщенность получаемой информации — она в какой-то мере обедняется. Возникает риск упустить существенные особенности поведения наблюдаемых, не учтенные исследователем при разработке программы наблюдения. Это компенсируется наличием в карточках графы «Заранее не формализуемые пометки», но лишь частично: наблюдатель неизбежно будет концентрироваться на параметрах, обозначенных в карточке.
Свободное наблюдение не предполагает столь жестко структурированной процедуры фиксации данных, исследователь руководствуется лишь общим планом. При этом свободное наблюдение остается научным методом сбора информации, поскольку:
• оно подчинено четко сформулированным целям и задачам исследования;
• наблюдатель понимает, какие конкретно характеристики поведения ему интересны;
• результаты наблюдения в том или ином виде фиксируются;
• информация, полученная посредством наблюдения, поддается проверке на надежность.
Подход «Пойду посмотрю, что там происходит» принципиально не приемлем ни при каком научном наблюдении.
Наконец, различают индивидуальное и групповое наблюдение. В последнем случае наблюдение осуществляется несколькими людьми. При групповом наблюдении важно учесть два момента. Во-первых, необходимо четко определить пространственные позиции каждого из наблюдателей, чтобы все вместе они охватывали объект наблюдения целиком, а их индивидуальные сектора не пересекались. Во-вторых, до начала процедуры наблюдения следует определить правила и принципы, в соответствии с которыми отдельные наблюдения будут складываться в единую картину происходящего. Эффективное решение этой задачи возможно за счет использования стандартизованного наблюдения; использование иных методик с высокой вероятностью приведет к тому, что собрать отдельные фрагменты в единое целое будет попросту невозможно.
Бесплатно Оперантное наблюдение | ЕБИП
Бесплатное наблюдение за оперантами
youtube.com/embed/GA_6-zmAQbA» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Бесплатное наблюдение за оперантами подходит для всех детей, и их легко проводить регулярно в классе, если наблюдение можно запланировать на то время, когда у ребенка есть возможность выбирать из множества различных вариантов. , возможно подкрепляющие, предметы или действия (например, свободная игра). Это подходящие оценки для детей, которые проявляют вызывающее поведение, когда у них отнимают любимые игрушки, потому что предметы никогда не убираются после выбора или занятия. Проводя Свободное Оперантное Наблюдение, наблюдатель может обнаружить крайне предпочтительные действия или виды деятельности, о которых обычно не думают во время мозгового штурма с подкреплением, например, танцы под музыку, участие в стереотипии или уход от внимания взрослых. Как правило, Свободные Операционные Наблюдения не проводятся со съедобными предметами. 9(т. и товары с низким приоритетом. Например, если вы проводите оценку предпочтения парных стимулов и замечаете, что ребенок всегда выбирает элементы с одной стороны (т.
Свободные оперантные наблюдения могут быть натуралистическими или надуманными. В натуралистическом свободном оперантном наблюдении ребенку разрешается свободно участвовать в типичной повседневной среде. Например, учитель может выделить 15 минут, чтобы ненавязчиво понаблюдать за новым учеником в свободной игровой зоне. В надуманном Свободном Оперантном Наблюдении учитель намеренно устанавливает заранее определенное количество предметов в пределах видимости и досягаемости ребенка. Например, для неходячего ребенка учитель может положить различные предметы в пределах досягаемости ребенка до начала занятия. Надуманное наблюдение также может быть полезным, если некоторые потенциально подкрепляющие предметы (например, электронный планшет, водяной стол) обычно недоступны.
При обоих видах наблюдения учитель без помех наблюдает за ребенком в течение заданного времени. Предметы, к которым ребенок подходит последовательно и с которыми он взаимодействует дольше всего, считаются наиболее предпочтительными предметами ребенка , а предметы, к которым ребенок не приближается, считаются наименее предпочтительными предметами ребенка. Важно (а) регулярно проводить оценки, поскольку предпочтения могут меняться, и (б) регулярно оценивать, способен ли ребенок сканировать два или более предметов на поверхности, поскольку MSWO, MSW и парные оценки предпочтения стимулов могут быть более точнее в определении предпочтений, чем свободные оперантные наблюдения.
Прежде чем начать, вы должны собрать следующие материалы:
Лист сбора данных
Естественная среда (например, свободная игра, ресурсная комната) или заданный набор предметов
Теперь вы и ваш ребенок готовы начать.
1. Создайте придуманную среду или приведите ребенка к естественной среде. Например, вы можете привести ребенка в ресурсную комнату и сказать ему, чтобы он играл свободно, или для неходячего ребенка вы можете установить заранее определенный набор предметов в пределах его видимости и досягаемости.
2. Ненавязчиво наблюдайте за ребенком и во время каждой попытки записывайте в свой лист данных следующее:
- Подходит ли ребенок к предмету (т. е. протягивает руку и берет его).
- Задействует ли ребенок предмет. Для взаимодействия с игрушками это может включать нажатие кнопок на игрушке, раскачивание игрушки или другие манипуляции с игрушкой.
- продолжительность , в течение которой ребенок играет с игрушкой (т. е. количество времени между приближением ребенка и отказом от игрушки). Вы также можете записать участие ребенка в других видах деятельности. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения. Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему может быть разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.
Вы также можете записать участие ребенка в других мероприятиях. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения. Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему может быть разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.
3. Продолжайте записывать подходы, взаимодействие и продолжительность взаимодействия с каждым элементом, пока вы не завершите заранее определенный период времени наблюдения.
4. В конце занятия запишите предметы, которые находились в пределах видимости и/или досягаемости ребенка, к которым он или она не приближался. Для будущих Оценок предпочтений на основе испытаний будет полезно определить элементы, которые ребенок может предпочесть с низким уровнем предпочтения.
Технический паспорт:
Свободное оперантное наблюдение: Технический паспорт
Цитировать эту страницу (6-е издание АПА):
- Чазин К. Т. и Ледфорд, младший (2016). Свободное оперантное наблюдение. В Методы обучения, основанные на фактических данных, для детей младшего возраста с аутизмом и другими нарушениями. Получено с http://ebip.vkcsites.org/free-operant
Бесплатная методика оценки оперантного наблюдения
Что делает клиент ?Свободное оперантное наблюдение относится к наблюдению за действиями, которыми занимается клиент, когда есть свободный доступ ко всем предметам и действиям. Рассмотрим термин свободное время :
Что вы делаете, когда приходите домой с работы и вам нечего делать?
Теперь рассмотрим клиента, у которого есть «время простоя» в среде, где есть много предпочтительных предметов и занятий, таких как спальня или гостиная в доме. Свободное оперантное наблюдение фиксирует количество времени, которое клиент занимается определенной деятельностью, а затем сравнивает его с количеством времени, которое он занимается другими видами деятельности.
Предположение метода свободного оперантного наблюдения заключается в том, что чем больше времени клиент тратит на определенную деятельность, тем больше предпочтение отдается этой деятельности. Например, если клиент провел 40 минут за просмотром телевизора и 30 минут за чтением, то просмотр телевизора будет считаться более предпочтительным, чем чтение.
Изобретенное свободное оперантное наблюдение
Умышленный — это термин, часто используемый в анализе поведения для обозначения ситуаций, заранее подготовленных для определенной цели. Здесь это относится к наблюдению за клиентом в среде, которая была настроена с любимыми предметами и действиями клиента.
Ниже RBT Джессики наблюдал за Джессикой в течение часа среди ее наиболее любимых предметов и занятий: игра на компьютере, просмотр книг, игра с игрушками, рисование, просмотр телевизора и видеоигры. Джессика имела доступ ко всем этим занятиям и предметам в центральном месте. Ниже представлена карта гостиной, где она играла. Заметки представляют собой наблюдения RBT за Джессикой во время часовой оценки.
Судя по заметкам из RBT Джессики, Джессика предпочитала компьютер, рисование и игры с куклами. Их можно расположить в порядке предпочтения, при этом наиболее предпочтительной деятельностью будет та, которой уделялось наибольшее количество времени в течение периода оценки.
Предпочтения Джессики в порядке
- Игра в математическую игру на компьютере (36 минут)
- Рисование маркерами (14 минут)
- Игра с куклами (10 минут)
Натуралистическое свободное оперантное наблюдение
RBT проводит с клиентом больше времени, чем кто-либо другой в лечебной группе. Возможны ситуации, когда данные свободного оперантного наблюдения могут собираться в естественной среде. Например, наблюдение за клиентом в свободное время в школе или даже в неожиданных ситуациях, например, в приемной у врача. Решая, является ли ситуация идеальной возможностью для записи времени, затраченного на каждое занятие, учитывайте следующие рекомендации.