Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Свойства мышления: основные свойства мысли и правильного мышления в психологии, Относится ли к свойствам целенаправленность?

Содержание

Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

Понятие мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

  1. Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците.

    Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

  2. Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

  3. Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

  4. Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)

Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением

репродуктивным.

Критическое мышлениепредставляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышлениесовокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

  • по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

  • по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;

  • по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное

  • по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.

Свойства мышления

Здравствуйте, посетители и читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, какие в психологии современной существуют свойства мышления? Что вообще принято понимать под «мышлением»? Буду вашего экспертного ответа…  
 
Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СВОЙСТВО.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. МЫШЛЕНИЕ – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира.
  4. СВОЙСТВО (в философии, математике и логике) — атрибут предмета (объекта). Так, например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами.

 
Так, какую роль мышление играет в развитии личности? А также, какими свойствами обладает мышление личности? Так, мышление – это высший процесс обработки информации мозгом человека. Оно базируется на основных критериях:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

 
Стоит отметить, что свойства мышления – это значимые характеристики, которые помогают лучше разобраться в сути этого явления и его направленности. Дополним, что в перечень основных свойств входят следующие:

  1. Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос.
  2. Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление).
  3. Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее.
  4. Мышление обязательно формирует понятия.

На этом наш урок подошел к завершению. Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Удачи и успехов в работе и учебе!

Важные характеристики аналитического мышления

Как люди с инстинктивным мышлением, мы все позволяем эмоциям влиять на наши процессы суждения. С другой стороны, некоторые люди используют более аналитический подход при решении проблем в повседневной жизни. Аналитики могут доверять своей интуиции. Но характеристики аналитического мышления заключаются в том, что люди обычно используют данные, цифры, факты и понимание как рациональные методы решения проблем. Предположим, вы человек, который использует данные для принятия решений, а не для поспешных выводов. В этом случае вы можете быть аналитическим мыслителем, который преуспеет в профессиональной жизни, где такой метод рассуждений требуется и ценится.

Что такое аналитическое мышление?

Некоторые называют аналитическое мышление «критическим мышлением», но анализ — это только один аспект. Аналитическое мышление исследует и оценивает проблему беспристрастно, чтобы сделать вывод. Это аналитический, творческий, полностью доступный и решающий проблемы характер. Аналитическое мышление может разделить сложные вопросы или концепции на более мелкие, более удобоваримые части.

Это не врожденный навык, его нужно формировать, оттачивать и мотивировать. Научите своих детей думать! Ребенок должен быть способен исследовать, оценивать, противопоставлять, делать выводы и формировать собственное мнение. Затем, без предубеждений, они должны быть в состоянии продемонстрировать то, что им удалось эффективно изучить. Весь этот процесс будет представлять собой аналитическое мышление в действии.

Качества аналитического мышления

Имеет много положительных характеристик, в том числе следующие:

  • Аналитическое мышление отличается стремлением к получению только точной и достоверной информации.
  • Способность критически мыслить помогает в понимании. Действительно ли мы понимаем информацию, которую видим, слушаем, читаем или изучаем? Понимание также включает выявление скрытых сообщений в письменной форме.
  • Используйте вопросы, чтобы получить надежный результат, не оставляя существенных сомнений по теме.
  • Он использует опыт человека, который его использует, обеспечивая хороший концептуальный, рациональный, оперативный анализ и управление знаниями.
  • Создайте новые аргументы, которые будут иметь решающее значение при анализе.
  • Он может воссоздать аргументы, которые были подняты.

Этапы аналитического мышления

Использование аналитических навыков обычно включает несколько этапов, которые включают:

  1. Определение темы, проблемы или проблемы
  2. Сбор данных по результатам тестов и наблюдениям
  3. Создание решений или расширение ваших знаний по предмету
  4. Попытка протестировать инновационные решения или идеи на основе полученной информации новые знания.

Элементы аналитического мышления

При применении этого метода необходимо соблюдать четкие рамки для достижения хорошего результата от опроса.

Необходимо представить себе проблему, проанализировать ее, навести справки о ней и прийти к идеальному решению.

12 важнейших характеристик аналитического мышления для детей

Сосредоточенность

Решение проблем

Творческое мышление

Критическое мышление

Нестандартное мышление

Ана анализ данных 

Непредубежденность

Эмпатия

Общение

Синтезирующее мышление

Независимость

Уверенность в себе

Какие существуют способы поощрения аналитического мышления у детей?

Навыки критического мышления развиваются в ходе ежедневных разговоров с ребенком, таких как разговор с ним, задавание открытых вопросов и предоставление ему возможности исследовать и решать проблемы.

Ниже приведены некоторые советы и концепции, которые помогут детям заложить основу для критического мышления:

  • Создайте возможности для игр 

Создание блоков, игра в разные роли с друзьями и видеоигры – все это помогает детям развивать критическое мышление навыки.

  • Остановитесь и подождите

Дайте ребенку достаточно времени, чтобы подумать, выполнить задание или вызвать реакцию. Это позволяет вашему ребенку оценить свою реакцию и уточнить ее, а не реагировать на свой первый внутренний инстинкт.

  • Не бросайтесь сразу

Детям нужны трудности, чтобы развиваться. Подождите и понаблюдайте, прежде чем пытаться решить проблему.

  • Задавайте открытые вопросы

Вместо того, чтобы мгновенно отвечать на вопросы ребенка, поощряйте его к аналитическому мышлению, задавая вопросы.

  • Помощь детям в разработке гипотезы

Формирование предположений во время игры — это критическое мышление, которое способствует развитию навыков.

  • Поощряйте новые и разнообразные способы мышления

Предоставление детям возможности мыслить разнообразно помогает им развивать творческие навыки решения проблем.

В это время полезно развивать свои аналитические рассуждения. Вы проходите через процесс принятия решений и выражаете то, что происходит в вашей голове.

Какие советы могут дать родителям, чтобы помочь своим детям развить навыки аналитического мышления?

Как родитель, вы должны поощрять своего ребенка мыслить по-новому, чтобы развивать его аналитическое мышление. Ниже приведены некоторые советы, которые вы можете использовать на своем ребенке:

Дети не должны слепо следовать за вами.

Когда дети исследуют и открывают свои пути, им суждено споткнуться. Вы не должны ожидать, что на данном этапе они будут слепо следовать вашим обычаям, принципам, толкованиям и учениям.

Развлекайтесь с ребенком.

Ничто не сравнится с игрой для развития у вашего ребенка критического мышления.

Начните поощрять новые и уникальные способы мышления.

Чем больше у нас открытости и разнообразия, тем больше пользы ребенок получит от разных точек зрения, чтобы добиться успеха в похожих ситуациях.

Процесс кодирования похож на процесс критического мышления.

Использование относительно похожего процесса — один из наиболее важных способов, с помощью которых программирование укрепляет критическое мышление. Кодировщики всегда должны пробовать, ошибаться и пробовать снова, пока не найдут решение. Поэтому программирование в раннем возрасте может развить аналитические способности. JetLearn — хороший вариант, если вы хотите, чтобы ваш ребенок отточил свои аналитические способности.

Заключение 

Подводя итог, можно сказать, что в этой статье изложено все, что вам нужно знать о важнейших элементах, стадиях и характеристиках аналитического мышления для развития таких привычек, как чтение, социальное взаимодействие, решение проблем и любознательность. Игры с детьми укрепляют их уверенность и помогают им стать критически мыслящими. Вы должны научить своего ребенка ценить разнообразие, дифференциацию и нестандартное мышление, когда он станет критически мыслящим.

Часто задаваемые вопросы по расширенным сниппетам:

Какие характеристики описывают аналитическое мышление?

Наиболее важными характеристиками аналитического мышления являются оценка и подтверждение первопричины проблемы и поиск решений для решения выявленных проблем.

Что такое аналитические способности и почему они важны?

Аналитические способности относятся к способности человека распознавать проблему, исследовать ее для получения информации и прийти к разумному ответу. В настоящее время несколько профессий требуют аналитического мышления, что делает его важным навыком.

Каковы три основных компонента аналитического мышления?

Аналитическое мышление включает в себя множество существенных элементов. Но получение соответствующей информации, определение ее ценности и концентрация на фактах — вот три основных компонента аналитического мышления.

Есть ли способ улучшить мои аналитические способности?

Регулярно практикуйте свои аналитические способности. Эти способности также следует оттачивать регулярной практикой, начиная от интеллектуальных игр, таких как кроссворды и шахматы, и заканчивая настольными стратегическими играми.

Как мне стать более аналитическим в своем мышлении?

Узнайте, что такое аналитическое мышление. Иногда это определяется как сбор, визуализация и анализ данных, чтобы увидеть более широкий контекст или тенденцию фактической информации. Навык аналитического мышления растет со временем и практикой.

Характеристики критического мышления – Платформа электронного обучения Университета Вахемо

Обзор урока

До сих пор в этой главе мы обсуждали значение и природу критического мышления; стандарты критического мышления, кодексы интеллектуального поведения: принципы хороших аргументов и критического мышления. Имея это в качестве основы, мы теперь в состоянии предложить общие характеристики критического мышления.

Занятие № 1: Уважаемые учащиеся, что вы думаете об особых характеристиках, которые лучше всего отличают критических людей от некритичных?

Уважаемые учащиеся, мы определили критическое мышление в целом как широкий спектр когнитивных навыков и интеллектуальных склонностей, необходимых для эффективного выявления, анализа и оценки аргументов и утверждений об истине. Что же тогда отличает критического мыслителя от некритического? Давайте обсудим некоторые характеристики критических и некритических мыслителей.

4.1 Основные черты критически мыслящих людей

Критически мыслящий человек — это просто человек, демонстрирующий некоторые черты критического мышления. Есть определенные склонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности, которые должен проявлять каждый критически настроенный человек. В этом разделе мы увидим некоторые ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих людей.

Критически мыслящие люди:

  • Честны сами с собой, признают то, чего не знают, признают свои ограничения и бдительны к собственным ошибкам.
  • Относитесь к проблемам и спорным вопросам как к интересным задачам.
  • Стремитесь к пониманию, поддерживайте любопытство, оставайтесь терпеливыми к сложностям и будьте готовы потратить время на преодоление путаницы.
  • Основывайте суждения на доказательствах, а не на личных предпочтениях, откладывая решение, когда доказательств недостаточно. Они пересматривают суждения, когда новые доказательства выявляют ошибку.
  • Интересуются идеями других людей и поэтому готовы внимательно читать и слушать, даже если склонны не соглашаться с другим человеком.
  • Признайте, что крайние взгляды (будь то консервативные или либеральные) редко бывают правильными, поэтому они избегают их, практикуют беспристрастность и ищут баланс.
  • Практикуйте сдержанность, контролируйте свои чувства, а не подчиняйтесь им, и думайте, прежде чем действовать.

4.2 Основные черты некритичных мыслителей

В предыдущем разделе мы говорили, что каждый критически настроенный человек проявляет определенные склонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности. Как насчет некритического мыслителя? В этом разделе мы увидим некоторые черты некритических мыслителей.

Некритичные мыслители:

  • Делают вид, что знают больше, чем на самом деле, игнорируют свои ограничения и предполагают, что их взгляды безошибочны.
  • Воспринимайте проблемы и спорные вопросы как неприятность или угрозу своему эго.
  • Нетерпеливы к сложности и поэтому скорее останутся в замешательстве, чем попытаются понять.
  • Основывайте суждения на первых впечатлениях и интуитивных реакциях. Их не волнует количество или качество доказательств, и они твердо придерживаются своих взглядов.
  • Заняты собой и своим мнением, поэтому не желают обращать внимание на мнение других. При первых признаках несогласия они склонны думать: «Как я могу это опровергнуть?»
  • Игнорируйте потребность в балансе и отдавайте предпочтение представлениям, которые поддерживают их установленные представления.
  • Склонны следовать своим чувствам и действовать импульсивно.

Давайте теперь сравним и сопоставим ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих с соответствующими чертами некритических мыслителей:

Во-первых, критически мыслящие люди страстно стремятся к ясности, точности, аккуратности и другим стандартам критического мышления, в то время как некритические мыслители часто думают неясно, неточно и неточно. В дополнение к этому, критически мыслящие люди чувствительны к тому, как критическое мышление может быть искажено эгоцентризмом, социоцентризмом, принятием желаемого за действительное и другими препятствиями, в то время как некритические мыслители часто становятся жертвами эгоцентризма, социоцентризма, релятивистского мышления, необоснованных предположений и принятия желаемого за действительное. .

Во-вторых, Критически мыслящие люди умеют понимать, анализировать и оценивать аргументы и точки зрения, в то время как некритические мыслители часто неправильно понимают или несправедливо оценивают аргументы и точки зрения. Более того, критически мыслящие рассуждают логически, делают соответствующие выводы из фактов и данных, в то время как некритические мыслители нелогичны и делают необоснованные выводы из этих источников.

В-третьих, критически мыслящие люди интеллектуально честны с собой, признают то, чего они не знают, и признают свои ограничения, в то время как некритичные мыслители делают вид, что знают больше, чем на самом деле, и игнорируют свои ограничения. Кроме того, критически мыслящие люди непредубежденно выслушивают противоположные точки зрения, приветствуют критику убеждений и предположений, тогда как некритические мыслители ограничены и сопротивляются критике убеждений и предположений.

В-четвертых, критически мыслящие люди основывают свои убеждения на фактах и ​​доказательствах, а не на личных предпочтениях или личных интересах, в то время как некритические мыслители часто основывают свои убеждения исключительно на личных предпочтениях или личных интересах. Опять же, критически мыслящие люди осознают предубеждения и предубеждения, которые формируют их восприятие мира, в то время как некритические мыслители не осознают своих собственных предубеждений и предубеждений.

В-пятых, , критически мыслящие люди мыслят независимо и не боятся не соглашаться с мнением группы, в то время как некритические мыслители склонны к «групповому мышлению», некритически следуя убеждениям и ценностям толпы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *