Техника «Я-высказывание»: как сделать так, чтобы вас услышали
Как известно, каждый человек нуждается в общении, убеждена психолог Анастасия Кунцевич. Коммуникация занимает важное место в жизни людей. В контакте с другими мы удовлетворяем разные потребности: потребность в уважении, безопасности, любви, дружбе. Общаясь друг с другом, мы обмениваемся эмоциями и информацией, ищем поддержку, истину в споре и получаем новый опыт.
В любовных отношениях дистанция между партнерами еще ближе, и тогда нам может казаться, что мы все знаем и понимаем про другого, оттого нередко используем оценочные слова, которые ранят или обижают. Сегодня мы расскажем вам о тех навыках эмоционального интеллекта, которые могут помочь любому человеку быть услышанным и понятым.
«Когда ты смотришь это кино, я бешусь, что тебе нравится такой бред». Подобные выражения называются «Ты-сообщения», в которых мы говорим другому о своих чувствах в ответ на его действия. В «Ты-сообщениях» обычно слышится оценка, личная интерпретация и суждение: «Я чувствую, что он не прав». Когда мы так выражаем свои эмоции — мы звучим как: «Ты меня обидел!». Нередко мы говорим о своих чувствах как обиженные дети, и этот «внутренний ребенок» по-настоящему нуждается в принятии и любви.
Но что делать, когда в диалоге оба человека чувствуют себя уязвленными и непонятыми?
Для того чтобы говорить о своих чувствах и в ответ получать поддержку и сочувствие, предлагаем вам использовать «Я-сообщения», где «Я обиделась», но ты в этом не виноват, а вот про обстоятельства, действия и факты, которые меня задевают, я могу говорить открыто и уверенно: «Когда на меня повышают голос, я пугаюсь и злюсь».
Согласно исследованиям в области психологии, у человека 6 базовых чувств (радость, злость, страх, чувство горя, отвращение, удивление) и 7 вторичных: вина, стыд, ревность, зависть, сочувствие, жалость, обида. Если базовые эмоции нас сподвигают к действиям, то вторичные останавливают и блокируют удовлетворение наших потребностей.
Как же говорить с супругом, если затапливает ревность и обида, покрывающая злость и страх? Привычные обвинения, к сожалению, приведут лишь к хлопанью дверьми и уходу от диалога одной из сторон. «Когда вечерами я ужинаю одна, мне очень одиноко и тоскливо. Мой телефон молчит, и я злюсь и грущу, когда тебя нет рядом» — так стоит говорить о своих переживаниях и чувствах, признавая реальность, в которой муж не разделяет с вами ужин и не звонит (читайте также: «Игра по правилам: как ссориться с партнером, чтобы укрепить отношения»).
Ниже мы приведем примеры, как можно заменить бытовые фразы на «Я-сообщения»:
«Ты меня не любишь!». Я-сообщение: «Когда на меня не обращают внимание, не говорят комплименты, я чувствую себя одиноко. Мне нравится твое внимание ко мне».
«Ты во всем виноват! Только на мне держатся наши отношения». Я-сообщение: «Когда я так стараюсь для наших отношений, я хочу вместе с тобой обсуждать сложности и принимать решения, как все наладить».
«Ты меня никогда не слушаешь, все делаешь по-своему». Я-сообщение: «Когда мое мнение не учитывается, я чувствую себя незначимой и отвергнутой. Мне хочется быть важной для тебя».
«Ты специально меня провоцируешь!». Я-сообщение: «Когда я не справляюсь со своими эмоциями, я чувствую себя беспомощной и особенно нуждаюсь в твоей поддержке».
«Это все ерунда, не накручивай себя». Я-сообщение: «Я боюсь не справиться с тем, что ты сейчас мне сказал. Мне не все понятно, но я готова тебя поддержать».
«Ты меня не ценишь». Я-сообщение: «Я чувствую себя пустым местом, когда мое мнение и желания не учитываются. Мне приятно, когда мы можем что-то обсуждать вместе».
«Ты постоянно повышаешь голос на меня!». Я-сообщение: «Когда вокруг меня эмоции накаляются, я начинаю злиться сама. Мне важно чувствовать себя в безопасности рядом с тобой».
«Ты опять не убрал вещи и испачкал зеркало. Как ты мне надоел». Я-сообщение: «Я люблю наводить порядок в нашем доме. И нередко я устаю, поддерживая чистоту и уют. Мне будет приятно, когда ты будешь чаще это замечать и беречь».
«Твоя мама меня достала! Живи с ней сам». Я-сообщение: «Когда в жизнь нашей пары кто-то вторгается, я испытываю тревогу. Мне хочется сохранять интимность в нашей семье».
«Я устала, между нами пропасть!». Я-сообщение: «Когда в семье супруги не вступают в диалог, для меня это печально. Я хочу сохранить нашу любовь и понимание между нами».
Постарайтесь не критиковать личность, а говорить о том, как слова и действия другого человека могли вас ранить. Когда мы избегаем отвержения самой личности, а лишь говорим о ее поведении, у нас появляется шанс сохранить контакт.
Говорить о своих чувствах здесь и сейчас — значит не ворошить обиды из прошлого, признавая в настоящем моменте значимость ваших отношений и сохраняя уважение и привязанность.
В «Я-сообщениях» мы учимся замечать не только свои чувства, но и уважать выбор партнера. Помощником в этом вопросе может служить семейная терапия, где происходит буквально тренировка техники «Я-сообщений»: каждый из партнеров учится не обвинять, а сопереживать и открываться своими эмоциями. Порой это единственный способ услышать и заметить чувства любимого человека (читайте также: «6 признаков того, что вашей паре пора к психологу»).
Но даже понимание самого механизма «Я-сообщений» и осознанность могут качественно изменить взаимопонимание в вашей паре, где нет виноватых, но есть невысказанные обиды, скрытые переживания и, конечно, желание быть любимым и важным. Не с первого раза, возможно, вы достигните положительного результата, но сама попытка наладить диалог — уже залог прочных отношений.
Психолог, психотерапевт.
Фото: Adobe Stock
Я-высказывание: что оно может и где уместно?
01 октября 2022 г., 21:54
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Я-высказывание – форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих.
«Я-высказывание» – хороший прием, смягчающий конфликт и предупреждающий конфликтные ситуации. Действительно, обвинения чаще всего начинаются с нацеленных на партнера «Ты» или «Вы»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе». Такие обвинения легко перерастают в конфликт, а вот переход с «Ты на Я», на описание своих чувств обычно смягчает ситуацию. «Мне неприятно слышать то, что ты ты сейчас сказал» – это мягче и вежливее, а вместо «Ты думаешь только о своей работе» лучше сказать «Мне грустно, когда я по вечерам сижу дома одна».
Однако нужно быть осторожным: если этот прием применять бездумно, он будет конфликты не предотвращать, а множить. Несколько раз я был свидетелем, как женщины-психологи не вполне адекватно использовали прием «Я-высказывание» в конфликтных ситуациях на работе и искренне удивлялись, почему их собеседники реагировали не так, как они ожидали: они же вроде делали все правильно? На самом деле, помогают предупредить конфликт не сами «Я-высказывания», а вежливость и воспитанность, желание не задеть собеседника и умение мягко, тактично формирулировать свою позицию и свои пожелания. Само по себе описание своих чувств никаким образом не спасает от конфликта и, напротив, их провоцирует. Фраза «Я в бешенстве, когда вижу невымытую посуду» запустит скандал с пол-оборота. Почему? Потому что собеседник в этой фразе услышит: «Я в бешенстве, когда вижу невымытую ТОБОЙ посуду», эта фраза обвиняет: «Ты виноват, ты доводишь меня до бешенства!». Если вы в своих «Я-высказываниях» думаете только о себе и своих чувствах, вы легко можете соскользнуть на обвинения.
«Я раздражаюсь, когда ты опаздываешь на свидание» – возможно, вы хотели сказать о своем чувстве раздражения, а получились обвинения в опоздании. Аналогично, фраза «Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил» – сохраняя (вроде бы) форму «я-высказывания», эта фраза является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера, негативной манипуляцией.
Избегайте «Я-высказывания», когда вы в сильном негативе, и чаще используйте «Я-высказывания», когда вас переполняют светлые чувства: «Когда я чувствую твою заботу, мне так радостно!».
Правильным «Я-высказываниям» нужно учиться, превращая их в большей степени в мягкие просьбы и «Я-послания». «Я-высказывание» – это внешнее, это звучающие слова, а «Я-послание» – то, что звучит за этими словами. В «Я-послании» человек говорит о себе, но обращен к партнеру, центром делает не себя, а партнера. «Я-послание» – форма мягкой просьбы, обоснованием которой является описание человеком своего состояния. Например, это обращение «Мне важно твое мнение, но сейчас мне говорить с тобой трудно: телевизор работает и нас с тобой отвлекает. Не возражаешь, я его пока выключу?»
«Я-высказывание» само по себе ни хорошо, ни плохо, все определяется тем, кто, где, как и зачем этот оборот использует. Нередко Я-высказывания оказываются способом привлечь к себе дополнительное внимание, оказаться в центре внимания. «Я», «Мне», «У меня»… Если это делается сильным человеком, привычно захватывающим лидерскую позицию, это бывает оправдано, в других случаях это воспринимается негативно, как якание и центропупизм.
Нужно хорошо представлять где и с кем «Я-высказывания» уместны, а где нет. Выплескивание чувств в формате «Я-высказывания» достаточно хорошо понимается женщинами и более уместно в личных ситуациях общения. Женщины любят говорить о своих чувствах, хорошо понимают язык чувств и при этом достаточно умело ведут себя в ситуации обмена чувствами. Мужчины обычно не так тренированы в этой области, лучше понимают язык действий и предпочитают общаться на уровне просьб и инструкций.
«Я готова расплакаться, когда у меня раз за разом ничего не выходит!» – для девушки это нормальный выплеск накопившейся досады, а молодой человек тут, скорее всего, окажется в затруднении: делать-то ему что? Посочувствовать или помочь? Мужчины плохо понимают, как им реагировать на женские чувства, и предпочитают инструкции, что от них хотят в той или иной ситуации. Именно поэтому в деловой сфере «Я-высказывания», в которых происходит выплеск чувств, мало уместны, деловые люди предпочитают говорить на языке вежливых просьб, интересных предложений и обоснованных требований.
С другой стороны, вполне по-мужски говорить в формате «Я-высказываний», когда это не язык чувств, а язык действий и язык решений. «Я готов взять это на себя!» – прекрасно! «Я против этого решения» – понятно. «Я хочу прожить с тобой всю жизнь» – восхитительно! При этом определяющей здесь также оказывается на сама по себе форма «Я-высказывания», а разумность и ответственность того, что человек говорит.
- Профессиональная коммуникация
- Высказывание
- Я-подход
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (7):
Наталия, 24 октября 2013 г., 13:37
Николай Иванович! Большое спасибо за вашу рассылку. Очень полезная и интересная информация, которая написана доступным языком. Регулярно читаю и использую ваши советы, которые постепенно меняют мои отношения с окружающими. Ещё раз большое спасибо. Наталия.
Ольга Крылова, 25 октября 2013 г., 09:21
Мне нравится. Я согласна, что в «Я-высказываниях» должна быть разумность и ответственность. Но не забывайте, что наша жизнь игра!
Гость, 26 октября 2013 г. , 16:30
Наиболее мягкой формой «Я — высказывания» является вариант «Мне…., когда….», еще мягче получится, если после «когда» идет предложение в страдательном залоге, причем направленность послания носит общий характер (когда меня обижают, плохо ко мне относятся…) Чтобы направить «молодого человека» в нужном направлении, нужно после «Я готова расплакаться, когда у меня раз за разом ничего не выходит!» добавить тот вариант, который предпочтителен для нее в этой ситуации.
Гость, 28 октября 2013 г., 21:43
Удивительные и поучительные статьи я постоянно читаю на Вашем сайте. Я думал, что умею общаться с собеседниками, но как оказывается — нет. На сколько интереснее и дольше стала бы наша жизнь и жизнь окружающих, умей мы общаться друг с другом. Спасибо Николай Иванович. Успехов Вам.
Гость, 28 августа 2017 г., 12:32
Предлагаю разделить я-высказывания на манипулятивные и неманипулятивные:
Вид первый. Манипулятивный.
Пример Мама: Когда ты побил своего брата, я на тебя очень разозлилась и за твоего брата испугалась. Не бей своего брата.
В этом примере мама передает ответственность за свои чувства ребенку, это — манипуляция. И это — непосильная ноша для ребенка. Конечно, эмоции всех людей, в частности мам, возникают как реакция на те или иные события внешнего мира. Особенно, когда речь идет о событиях с участием детей. Но это мамина ответственность и обязанность — управлять своими чувствами и принимать решения о конструктивных действиях в сложившейся ситуации.
Манипулятивное я-высказывание строится так: человек описывает свои чувства, но причиной этих чувств называет другого человека.
Гость, 28 августа 2017 г., 12:35
Джон Грей «Дети с небес» не рекомендует использовать я-высказывания, когда происходит общение «на разных уровнях». Например, «родитель с ребенком». Родитель как бы теряет власть, когда использует я-высказывание.
Киприянова Елена Сергеевна, 28 августа 2017 г., 12:38
Вид второй. Неманипулятивный.
Прежде, чем описать данный вид Я-высказывания, маленькая ремарочка. Одна из задач родителей в семье — передавать свои ценности подрастающему поколению. Подростку понять ценности проще, когда родитель дает объяснения своим действиям.
Пример. Родитель: Я так люблю вот эту мелодию из Шахерезады Римского-Корсакова. Прямо завораживает. А в дискотечной музыке я слышу ритм, а не мелодию. Просто в мозг бьет: бум-бум.
Это тоже я-высказывание. Но оно не навешивает никакой ответственности ребенку. Оно просто передает, как родитель воспринимает мир. Оно помогает ребенку понять, как вообще можно музыку воспринимать.
Материалы по теме:
01 янв. 2005 г.
Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках?
Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный отклик у человека помимо его воли.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Шаблон неопределенности
Шаблон неопределенности — речевой прием или один из способов устного выражения мыслей, при котором фразы формулируются расплывчато и без конкретики. Говорение в шаблоне неопределенности позволяет слушателям наполнять слова говорящего своим смыслом и побуждает трактовать слова говорящего по-своему.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Слово и его действие
;;
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Ты-высказывание
Ты-высказывание — говорение о Другом с позиции Я. Оценка Другого или выплескивание чувств по поводу Другого, как Мне это видится: «Ты великолепна», «Ты обормот!». Важно, что в Ты-высказывании говорение о другом (о Тебе) идет с позиции Я — с позиции моего взгляда и моих чувств, позитивных или негативных. С первой (или нулевой) позиции восприятия.
0Подробнее
31 дек. 2005 г.
Я-послание
Я-послание — хороший формат общения между близкими людьми, во многом предупреждающий конфликты и возникновение взаимных обид.
0Подробнее
Конечная позиция высказывания и разметка высоты тона помогают в изучении слов у детей школьного возраста
1. Endress AD, Nespor M, Mehler J. 2009. Ограничения восприятия и памяти при овладении языком. Тенденции Познан. науч. 13, 348–353. (doi:10.1016/j.tics.2009.05.005) [PubMed] [Google Scholar]
2. Endress AD, Mehler J. 2010. Ограничения восприятия в фонотактическом обучении. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 36, 235–250. (doi:10.1037/a0017164) [PubMed] [Google Scholar]
3. Woodward AL, Markman EM, Fitzsimmons CM. 1994. Быстрое изучение слов у 13- и 18-месячных детей. Дев. Психол. 30, 553–566. (doi:10.1037/0012-1649.30.4.553) [Google Scholar]
4. Шафер Г., Планкетт К. 1998. Быстрое изучение слов пятнадцатимесячными детьми в строго контролируемых условиях. Детский Дев. 69, 309–320. (doi:10.1111/j.1467-8624.1998.tb06190.x) [PubMed] [Google Scholar]
5. Waxman SR, Gelman SA. 2009. Раннее заучивание слов требует ссылок, а не просто ассоциаций. Тенденции Познан. науч. 13, 258–263. (doi:10.1016/j.tics.2009.03.006) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Smith L, Yu C. 2008. Младенцы быстро усваивают сопоставления слов с помощью кросс-ситуационной статистики. Познание 106, 1558–1568. (doi:10.1016/j.cognition.2007.06.010) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Yu C, Smith LB. 2007. Быстрое изучение слов в условиях неопределенности с помощью кросс-ситуационной статистики: научная статья. Психол. науч. 18, 414–420. (doi:10.1111/j.1467-9280.2007.01915.x) [PubMed] [Google Scholar]
8. Trueswell JC, Medina TN, Hafri A, Gleitman LR. 2013. Предлагайте, но проверяйте: быстрое сопоставление сочетается с кросс-ситуативным изучением слов. Познан. психолог. 66, 126–156. (doi:10.1016/j.cogpsych.2012.10.001) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
9. Болдуин Д. 1993. Раннее референциальное понимание: способность младенцев распознавать референтные акты такими, какие они есть. Дев. Психол. 29, 832–843. (doi:10.1037/0012-1649.29.5.832) [Google Scholar]
10. Блум П. 2000. Как дети узнают значения слов. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. [Академия Google]
11. Глейтман Л. 1990. Структурные источники значений глаголов. Ланг. Acquis. 1, 3–55. (doi:10.1207/s15327817la0101_2) [Google Scholar]
12. Медина Т.Н., Снедекер Дж., Трусвелл Дж.К., Глейтман Л.Р. 2011. Как слова могут и не могут быть изучены путем наблюдения. проц. Натл акад. науч. США 108, 9014–9019. (doi:10.1073/pnas.1105040108) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Куайн В. 1960. Слово и предмет. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. [Google Scholar]
14. Браун Р. 1958 Слова и вещи. Гленко, Иллинойс: Free Press. [Google Scholar]
15. Хомский Н. 2000. Новые горизонты в изучении языка и сознания. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. [Google Scholar]
16. Гомес Р., Геркен Л. 2000. Изучение искусственного языка младенцами и овладение языком. Тенденции Познан. науч. 4, 178–186. (doi:10.1016/S1364-6613(00)01467-4) [PubMed] [Google Scholar]
17.
18. Сафран Дж. Р., Аслин Р. Н., Ньюпорт Э. Л. 1996. Статистическое обучение 8-месячных младенцев. Наука 274, 1926–1928. (doi:10.1126/science.274.5294.1926) [PubMed] [Google Scholar]
19. Pelucchi B, Hay JF, Saffran JR. 2009. Статистическое обучение естественному языку у 8-месячных младенцев. Детский Дев. 80, 674–685. (doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01290.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Mattys SL, Jusczyk PW, Luce PA, Morgan JL. 1999. Фонотактические и просодические эффекты на сегментацию слов у младенцев. Познан. Психол. 38, 465–494. (doi:10.1006/cogp.1999.0721) [PubMed] [Google Scholar]
21. Вагнер М., Уотсон Д.Г. 2010. Экспериментальные и теоретические достижения просодии: обзор. Ланг. Познан. Процесс. 25, 905–945. (doi:10.1080/01690961003589492) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Jusczyk PW, Friederici AD, Wessels JM, Svenkerud VY, Jusczyk AM. 1993. Восприимчивость младенцев к звуковым моделям слов родного языка. Дж. Мем. Ланг. 32, 402–420. (doi:10.1006/jmla.1993.1022) [Google Scholar]
23. Зайдл А., Тинкофф Р., Бейкер С., Кристиа А. 2015. Почему тело на первом месте: влияние прикосновения экспериментатора на подбор слов младенцами. Дев. науч. 18, 155–164. (doi:10.1111/desc.12182) [PubMed] [Google Scholar]
24. Джонсон Э.К., Ющик П.В. 2001. Сегментация слов у 8-месячных: когда речевые реплики важнее статистики. Дж. Мем. Ланг. 44, 548–567. (doi:10.1006/jmla.2000.2755) [Google Scholar]
25. Johnson EK, Seidl AH. 2009. В 11 месяцев просодия все еще опережает статистику. Дев. науч. 12, 131–141. (doi:10.1111/j.1467-7687.2008. 00740.x) [PubMed] [Google Scholar]
26. Фернальд А. 1992. Материнские вокализации человека младенцам как биологически значимые сигналы: эволюционная перспектива. В «Адаптированном разуме: эволюционная психология и формирование культуры» (ред. Баркоу Дж. Х., Космидес Л., Туби Дж.), стр. 391–428. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. [Google Scholar]
27. Фернальд А., Куль П. 1987. Акустические детерминанты предпочтения младенцев материнской речи. Младенческое поведение. Дев. 10, 279–293. (doi:10.1016/0163-6383(87)
-8) [Google Scholar]28. Бернэм Д., Китамура С., Фоллмер-Конна У. 2002. Что нового, кошечка? О разговорах с младенцами и животными. Наука 296, 1435 (doi:10.1126/science.1069587). 1997. Межъязыковой анализ фонетических единиц в языке, обращенном к младенцам. Наука 277, 684–686. (doi:10.1126/science.277.5326.684) [PubMed] [Google Scholar]
30. Мартин А., Шац Т., Верстег М., Миядзава К., Мазука Р., Дюпо Э., Кристиа А. 2015. Матери разговаривают с младенцами менее четко, чем со взрослыми: комплексная проверка гипотезы гиперартикуляции. Психол. науч. 26, 341–347. (doi:10.1177/0956797614562453) [PubMed] [Google Scholar]
31. McMurray B, Kovack-Lesh KA, Goodwin D, McEchron W. 2013. Направленная речь младенцев и развитие восприятия речи: ускорение развития или непреднамеренное последствие? Познание 129, 362–378. (doi:10.1016/j.cognition.2013.07.015) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Кристиа А., Зайдл А. 2014. Гиперартикуляционная гипотеза младенческой направленной речи. Дж. Чайлд Лэнг. 41, 913–934. (doi:10.1017/S0305000912000669) [PubMed] [Google Scholar]
33. Trainor LJ, Austin CM, Desjardins RN. 2000. Является ли просодия детской речи результатом голосового выражения эмоций? Психол. науч. 11, 188–195. (doi:10.1111/1467-9280.00240) [PubMed] [Google Scholar]
34. Тиссен Э., Хилл Э., Сафран Дж. 2005. Речь, ориентированная на младенцев, облегчает сегментацию слов. Младенчество 7, 53–71. (doi:10.1207/s15327078in0701_5) [Google Scholar]
35. Флочча С., Керен-Портной Т., ДеПаолис Р., Даффи Х., Делле Луче С., Дюррант С., Уайт Л., Гослин Дж., Вихман М. 2016. Младенцы британского английского языка сегментируют слова только с преувеличенными речевыми стимулами, направленными на младенцев. Познание 148, 1–9. (doi:10.1016/j.cognition.2015.12.004) [PubMed] [Google Scholar]
36. Голинков Р.М., Алиото А. 1995. Речь, ориентированная на младенцев, облегчает лексическое обучение взрослых, слышащих китайский язык: последствия для овладения языком. Дж. Чайлд Лэнг. 22, 703–726. (DOI: 10.1017/S03050000011) [PubMed] [Google Scholar]
37. Fernald A, Mazzie C. 1991. Просодия и акцент в речи младенцев и взрослых. Дев. Психол. 27, 209–221. (doi:10.1037/0012-1649.27.2.209) [Google Scholar]
38. Seidl A, Johnson EK. 2006. Новый взгляд на сегментацию младенческих слов: выравнивание по краям облегчает извлечение цели. Дев. науч. 9, 565–573. (doi:10.1111/j.1467-7687.2006.00534.x) [PubMed] [Google Scholar]
39. Seidl A, Johnson EK. 2008. Выравнивание границ позволяет 11-месячным детям отделять гласные начальные слова от речи. Дж. Чайлд Лэнг. 35, 1–24. (DOI: 10.1017/S0305000907008215) [PubMed] [Google Scholar]
40. Baddeley AD, Hitch G. 1993. Эффект новизны: неявное обучение с явным поиском? Мем. Когнит. 21, 146–155. (doi:10.3758/BF03202726) [PubMed] [Google Scholar]
41. Baddeley A. 1996. Разделение рабочей памяти. проц. Натл акад. науч. США 93, 13 468–13 472.(doi:10.1073/pnas.93.24.13468) [Google Scholar]
42. Слобин Д.И. 1973. Когнитивные предпосылки для освоения грамматики. В исследованиях детского языкового развития (ред. Фергюсон К.А., Слобин Д.И.), стр. 175–208. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. [Академия Google]
43. Слуцкий В.М., Робинсон С. 2008. Роль слов и звуков в зрительной обработке младенцев: от затемнения до настройки внимания. Познан. науч. Мультидисциплинарность. Дж. 32, 342–365. (doi:10.1080/03640210701863495) [PubMed] [Google Scholar]
44. Наполитано А.С., Слуцкий В.М. 2004. Стоит ли картинка тысячи слов? Гибкий характер доминирования модальности у детей раннего возраста. Детский Дев. 75, 1850–1870 гг. (doi:10.1111/j.1467-8624.2004.00821.x) [PubMed] [Google Scholar]
45. Слуцкий В.М., Наполитано А.С. 2003. Стоит ли картинка тысячи слов? Предпочтение слуховой модальности у маленьких детей. соц. Рез. Детский Дев. 74, 822–833. (doi:10.1111/1467-8624.00570) [PubMed] [Google Scholar]
46. Робинсон К.В., Слуцкий В.М. 2007. Скорость визуальной обработки: влияние слухового ввода на визуальную обработку. Дев. науч. 10, 734–740. (doi:10.1111/j.1467-7687.2007.00627.x) [PubMed] [Google Scholar]
47. Эстес К.Г., Эванс Дж.Л., Алибали М.В., Сафран Дж.Р. 2007. Могут ли младенцы сопоставить значение вновь сегментированных слов? Статистическая сегментация и изучение слов. Психол. науч. 18, 254–260. (doi:10.1111/j.1467-9280.2007. 01885.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Hay JF, Pelucchi B, Graf Estes K, Saffran JR. 2011. Связывание звуков со значениями: статистическое обучение младенцев естественному языку. Познан. Психол. 63, 93–106. (doi:10.1016/j.cogpsych.2011.06.002) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Echols CH, Newport EL. 1992. Роль ударения и позиции в определении первых слов. Источник Ланг. Acquis. 2, 189–220. (doi:10.1207/s15327817la0203_1) [Google Scholar]
50. Нурмсоо Э., Блум П. 2008. Взгляд дошкольников на изучение слов: слепо ли они следят за взглядом? Психол. науч. 19, 211–215. (doi:10.1111/j.1467-9280.2008.02069.x) [PubMed] [Google Scholar]
51. Шукла М., Уайт К.С., Аслин Р.Н. 2011. Просодия направляет быстрое сопоставление слуховых форм слов с визуальными объектами у 6-месячных младенцев. проц. Натл акад. науч. США 108, 6038–6043. (doi:10.1073/pnas.1017617108) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
52. Aslin R, Woodward J, LaMendola N, Bever TG. 1996. Модели сегментации слов в беглой материнской речи для младенцев. В книге «От сигнала к синтаксису: переход от речи к грамматике в раннем усвоении» (ред. Морган Дж. Л., Демут К.), стр. 117–134. Эрлбаум, Нью-Джерси: Махва. [Google Scholar]
53. Куртин С. 2009. Двенадцатимесячные дети усваивают новые пары слово-объект, отличающиеся только паттерном ударения. Дж. Чайлд Лэнг. 36, 1157–1165. (doi:10.1017/S030500090
28) [PubMed] [Google Scholar]
54. Эллис, Северная Каролина. 2006. Явления избирательного внимания и переноса при приобретении L2: непредвиденные обстоятельства, конкуренция реплик, заметность, интерференция, затемнение, блокирование и перцептивное обучение. заявл. Лингвист. 272, 164–194. (doi:10.1093/applin/aml015) [Google Scholar]
55. Ma W, Golinkoff RM, Houston DM, Hirsh-Pasek K. 2011. Изучение слов в речи младенцев и взрослых. Ланг. Учиться. Дев. 7, 185–201. (doi:10.1080/15475441.2011.579839) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
56. Xu F, Tenenbaum JB. 2007. Чувствительность к выборке при байесовском изучении слов. Дев. науч. 103, 288–297. (doi:10.1111/j.1467-7687.2007.00590.x) [PubMed] [Google Scholar]
57. Lany J, Saffran JR. 2010. От статистики к смыслу: усвоение младенцами лексических категорий. Психол. науч. 21, 284–291. (doi:10.1177/0956797609358570) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
58. Филиппи П. 2016. Эмоциональная и интерактивная просодия в системах общения животных: сравнительный подход к возникновению языка. Передний. Психол. 7, 1393 (doi:10.3389/fpsyg.2016.01393) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
59. Филиппи П., Гинграс Б., Fitch WT. 2014. Повышение высоты тона облегчает изучение слов в визуальном контексте. Передний. Психол. 5, 453–467. (дои: 10.3389/fpsyg.2014.01468) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
60. Boersma P. 2002. Praat, система для компьютерной фонетики. Глот Инт. 5, 341–347. [Google Scholar]
61. Мулин Э. , Шарпантье Ф. 1990. Методы обработки сигналов с синхронизацией высоты тона для синтеза текста в речь с использованием дифонов. Выступление коммун. 9, 453–67. [Google Scholar]
62. Тиссен Э.Д. 2010. Влияние визуальной информации на слуховое статистическое обучение взрослых и детей. Познан. науч. 34, 1093–1106. (doi:10.1111/j.1551-6709.2010.01118.x) [PubMed] [Google Scholar]
63. Bahrick LE, Lickliter R, Flom R. 2014. Межсенсорная избыточность направляет развитие избирательного внимания, восприятия и познания в младенчестве. Курс. Реж. Психол. науч. 13, 99–102. (doi:10.1111/j.0963-7214.2004.00283.x) [Google Scholar]
64. Lim SJ, Holt LL. 2011. Изучение иностранных звуков в чужом мире: обучение видеоиграм улучшает категоризацию неродной речи. Познан. науч. 35, 1390–1405. (doi:10.1111/j.1551-6709.2011.01192.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Wade T, Holt LL. 2005. Случайная категоризация спектрально сложных неинвариантных слуховых стимулов в задаче компьютерной игры. Дж. Акус. соц. Являюсь. 118, 2618–2633. (doi:10.1121/1.2011156) [PubMed] [Google Scholar]
66. Филиппи П., Лааха С., Fitch WT. 2017. Данные из: Конечная позиция произнесения и разметка высоты тона помогают в изучении слов детьми школьного возраста. Цифровой репозиторий дриад. (doi:10.5061/dryad.gh41g)
Улучшенный метод извлечения i-вектора для проверки говорящего с помощью коротких высказываний
Ангкититракул, П., и Хансен, Дж. Х. (2007). Дискриминативное распознавание говорящего в наборе/вне набора. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (2), 498–508.
Артикул Google Scholar
Браммер Н., Бергет Л., Чернокки Х., Глембек О., Грезль Ф., Карафиат М. и др. (2007). Слияние гетерогенных систем распознавания говорящих в представлении SBTU для оценки распознавания говорящих NIST 2006 г. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (7), 2072–2084.
Артикул Google Scholar
Цай, В., Ли, М., Ли, Л., и Хонг, К. (2015). Регуляризация ковариации, зависящая от продолжительности, в моделировании plda для проверки говорящего. В INTERSPEECH (стр. 1027–1031).
Кэмпбелл, В. М., Стурим, Д. Э., и Рейнольдс, Д. А. (2006a). Машины опорных векторов, использующие супервекторы GMM для проверки говорящего. IEEE Signal Processing Letters , 13 (5), 308–311.
Артикул Google Scholar
Кэмпбелл В. М., Стурим Д. Э., Рейнольдс Д. А. и Соломонов А. (2006b). Проверка говорящего на основе SVM с использованием ядра супервектора GMM и компенсации изменчивости NAP. В Международной конференции IEEE по акустике, обработке речи и сигналов (ICASSP), IEEE.
Кэмпбелл, Дж. П., младший (1997). Распознавание говорящего: учебник. Труды IEEE , 85 (9), 1437–1462.
Артикул Google Scholar
Дэвис, С. Б., и Мермельштейн, П. (1980). Сравнение параметрических представлений для распознавания односложных слов в непрерывно произносимых предложениях. IEEE Transactions по акустике, обработке речи и сигналов , 28 (4), 357–366.
Артикул Google Scholar
Дехак Н., Кенни П., Дехак Р., Дюмушель П. и Уэлле П. (2011). Внешний факторный анализ для проверки динамика. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 19 (4), 788–798.
Артикул Google Scholar
Демпстер, А. П., Лэрд, Н. М., и Рубин, Д. Б. (1977). Максимальная вероятность из неполных данных с помощью алгоритма EM. Журнал Королевского статистического общества, серия B , 39 , 1–38.
MathSciNet МАТЕМАТИКА Google Scholar
Фов, Б. Г., Эванс, Н.В., Пирсон, Н., Бонастр, Дж.Ф., и Мейсон, Дж.С. (2007). Влияние продолжительности задачи на текстово-независимую верификацию говорящего. В материалах INTERSPEECH , ISCA (стр. 794–797).
Фов, Б.Г., Эванс, Н.В., и Мейсон, Дж.С. (2008). Улучшение производительности независимой от текста кратковременной проверки говорящего на основе SVM и GMM. В Одиссея , ISCA (стр. 18).
Феррер, Л., Братт, Х., Каджарекар, С., Шриберг, Э., Сенмез, К., Столке, А., и Венкатараман, А. (2003). Моделирование моделей длительности для распознавания говорящего (стр. 2017–2020).
Gauvain, JL, & Lee, CH (1994). Максимальная апостериорная оценка для многомерных гауссовских смешанных наблюдений цепей Маркова. IEEE Transactions on Speech and Audio Processing , 2 (2), 291–298.
Артикул Google Scholar
Хасан Т. и Хансен Дж. Х. (2011). Исследование универсальной фоновой модели обучения проверке говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 19 (7), 1890–1899.
Артикул Google Scholar
Хасан, Т., Саэйди, Р., и Хансен, Дж. Х., ван Леувен, Д. (2013). Компенсация несоответствия длительности для систем распознавания говорящих на основе i-вектора. В Международная конференция IEEE по акустике, обработке речи и сигналов (ICASSP) , IEEE (стр. 7663–7667).
Канагасундарам, А., Фогт, Р., Дин, Д. Б., Шридхаран, С., и Мейсон, М. В. (2011). Распознавание говорящего на основе I-вектора по коротким высказываниям. В материалах INTERSPEECH , ISCA (стр. 2341–2344).
Канагасундарам, А., Фогт, Р.Дж., Дин, Д.Б., и Шридхаран, С. (2012). Распознавание говорящего на основе коротких высказываний на основе PLDA. В Семинар по распознаванию говорящего и языка (Одиссея) ISCA.
Канагасундарам, А., Дин, Д., Шридхаран, С., Гонсалес-Домингес, Дж. , Гонсалес-Родригес, Дж., и Рамос, Д. (2014). Улучшение проверки говорящего по i-вектору короткого высказывания с использованием моделирования дисперсии высказывания и методов компенсации. Речевое общение , 59 , 69–82.
Артикул Google Scholar
Канагасундарам, А., Дин, Д., Шридхаран, С., Гаеммагами, Х., и Фукс, К. (2017). Исследование влияния использования данных развития короткой длины высказывания при разработке систем проверки говорящего gplda. Международный журнал речевых технологий , 20 (2), 247–259.
Артикул Google Scholar
Кенни, П. (2010). Верификация байесовского динамика с априорными анализами с тяжелыми хвостами. In Семинар по распознаванию говорящего и языка (Odyssey) ISCA, (стр. 14).
Кенни П., Булиан Г., Уэлле П. и Дюмушель П. (2007). Совместный факторный анализ по сравнению с собственными каналами при распознавании говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (4), 1435–1447.
Артикул Google Scholar
Кенни П., Уэлле П., Дехак Н., Гупта В. и Дюмушель П. (2008). Изучение изменчивости говорящего при проверке говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 16 (5), 980–988.
Артикул Google Scholar
Киннунен Т. и Ли Х. (2010). Обзор независимого от текста распознавания говорящего: от признаков до супервекторов. Речевое общение , 52 (1), 12–40.
Артикул Google Scholar
Кришнамурти П., Джаянна Х. и Прасанна С. (2011). Распознавание говорящего в условиях ограниченных данных путем добавления шума. Экспертные системы с приложениями , 38 (10), 13 487–13 490.
Артикул Google Scholar
Ли Л. , Ван Д., Чжан К. и Чжэн Т. Ф. (2016a). Улучшение распознавания кратких высказываний говорящего путем моделирования классов речевых единиц. IEEE/ACM Transactions on Audio, Speech and Language Processing (TASLP) , 24 (6), 1129–1139.
Артикул Google Scholar
Ли Л., Ван Д., Чжан С., Чжэн Т. Ф. и Джин П. (2016b). Комбинация систем для распознавания кратких высказываний говорящего. Ежегодный саммит и конференция Ассоциации обработки сигналов и информации (APSIPA) , Азиатско-Тихоокеанский регион, IEEE, (стр. 1–5).
Ли, М., и Нараянан, С. (2014). Упрощенное контролируемое i-векторное моделирование с приложением для надежной и эффективной идентификации языка и проверки говорящего. Компьютерная речь и язык , 28 (4), 940–958.
Артикул Google Scholar
Ли, В., Фу, Т., Ю, Х., Чжу, Дж., и Чен, Н. (2016c). Анализ разреженности признаков для проверки говорящего на основе i-вектора. Речевое общение , 80 , 60–70.
Артикул Google Scholar
Мандасари, М.И., Макларен, М., и ван Леувен, Д.А. (2011). Оценка систем распознавания говорящих i-vector для криминалистического применения. В Материалы INTERSPEECH , ISCA (стр. 21–24).
НИСТ. (2008). План оценки признания докладчиков NIST за 2008 год. Технический отчет, NIST.
НИСТ. (2010). План оценки признания докладчиков NIST за 2010 год. Технический отчет, NIST.
Поддар, А., Сахидулла, М., и Саха, Г. (2015). Сравнение производительности систем распознавания говорящего при наличии изменчивости длительности. In Ежегодная конференция IEEE в Индии (INDICON) , IEEE (стр. 1–6).
Поддар, А., Сахидулла, М., и Саха, Г. (2017). Адаптивное извлечение i-вектора для проверки говорящего с коротким высказыванием. В проц. Международной конференции по распознаванию образов и машинному интеллекту (PReMI 2017) , Берлин: Springer.
Пурджам А. Х., Саэйди Р., Киннунен Т. и Хаутамяки В. (2016). Включение неопределенности в качестве меры качества в распознавание языка на основе i-вектора. Одиссея стр. 74–80.
Рейнольдс, Д. А., и Роуз, Р. К. (1995). Надежная независимая от текста идентификация говорящего с использованием гауссовых смешанных моделей говорящих. Транзакции IEEE по обработке речи и звука , 3 (1), 72–83.
Артикул Google Scholar
Рейнольдс, Д. А., Кватиери, Т. Ф., и Данн, Р. Б. (2000). Верификация динамика с использованием адаптированных смешанных моделей Гаусса. Цифровая обработка сигналов , 10 (1), 19–41.
Артикул Google Scholar
Сахидулла М. и Киннунен Т. (2016). Особенности локальной спектральной изменчивости для проверки динамика. Цифровая обработка сигналов , 50 , 1–11.
Артикул Google Scholar
Сахидулла М. и Саха Г. (2012a). Сравнение методов обнаружения речевой активности для распознавания говорящего. Препринт arXiv arXiv: 12100297
Сахидулла М. и Саха Г. (2012b). Дизайн, анализ и экспериментальная оценка блочного преобразования в вычислении MFCC для распознавания говорящего. Речевое общение , 54 (4), 543–565.
Артикул Google Scholar
Сахидулла, М., и Саха, Г. (2013). Новый оконный метод для эффективного вычисления MFCC для распознавания говорящего. IEEE Signal Processing Letters , 20 (2), 149–152.
Артикул Google Scholar
Саркар, А.К., Матруф, Д., Буске, П.М., и Бонастр, Дж.Ф. (2012). Изучение влияния i-векторного моделирования на длительность коротких и несовпадающих высказываний для проверки говорящего.