Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Техника я высказывания: Техника «Я-высказывание»: как сделать так, чтобы вас услышали

Техника «Я-высказывание»: как сделать так, чтобы вас услышали

Как известно, каждый человек нуждается в общении, убеждена психолог Анастасия Кунцевич. Коммуникация занимает важное место в жизни людей. В контакте с другими мы удовлетворяем разные потребности: потребность в уважении, безопасности, любви, дружбе. Общаясь друг с другом, мы обмениваемся эмоциями и информацией, ищем поддержку, истину в споре и получаем новый опыт.

В любовных отношениях дистанция между партнерами еще ближе, и тогда нам может казаться, что мы все знаем и понимаем про другого, оттого нередко используем оценочные слова, которые ранят или обижают. Сегодня мы расскажем вам о тех навыках эмоционального интеллекта, которые могут помочь любому человеку быть услышанным и понятым. 

«Когда ты смотришь это кино, я бешусь, что тебе нравится такой бред». Подобные выражения называются «Ты-сообщения», в которых мы говорим другому о своих чувствах в ответ на его действия. В «Ты-сообщениях» обычно слышится оценка, личная интерпретация и суждение: «Я чувствую, что он не прав». Когда мы так выражаем свои эмоции — мы звучим как: «Ты меня обидел!». Нередко мы говорим о своих чувствах как обиженные дети, и этот «внутренний ребенок» по-настоящему нуждается в принятии и любви.

Но что делать, когда в диалоге оба человека чувствуют себя уязвленными и непонятыми? 

Для того чтобы говорить о своих чувствах и в ответ получать поддержку и сочувствие, предлагаем вам использовать «Я-сообщения», где «Я обиделась», но ты в этом не виноват, а вот про обстоятельства, действия и факты, которые меня задевают, я могу говорить открыто и уверенно: «Когда на меня повышают голос, я пугаюсь и злюсь».

Согласно исследованиям в области психологии, у человека 6 базовых чувств (радость, злость, страх, чувство горя, отвращение, удивление) и 7 вторичных: вина, стыд, ревность, зависть, сочувствие, жалость, обида. Если базовые эмоции нас сподвигают к действиям, то вторичные останавливают и блокируют удовлетворение наших потребностей. 

Как же говорить с супругом, если затапливает ревность и обида, покрывающая злость и страх? Привычные обвинения, к сожалению, приведут лишь к хлопанью дверьми и уходу от диалога одной из сторон.  «Когда вечерами я ужинаю одна, мне очень одиноко и тоскливо. Мой телефон молчит, и я злюсь и грущу, когда тебя нет рядом» — так стоит говорить о своих переживаниях и чувствах, признавая реальность, в которой муж не разделяет с вами ужин и не звонит (читайте также: «Игра по правилам: как ссориться с партнером, чтобы укрепить отношения»). 

Ниже мы приведем примеры, как можно заменить бытовые фразы на «Я-сообщения»:

«Ты меня не любишь!». Я-сообщение: «Когда на меня не обращают внимание, не говорят комплименты, я чувствую себя одиноко. Мне нравится твое внимание ко мне».

«Ты во всем виноват! Только на мне держатся наши отношения». Я-сообщение: «Когда я так стараюсь для наших отношений, я хочу вместе с тобой обсуждать сложности и принимать решения, как все наладить».

«Ты меня никогда не слушаешь, все делаешь по-своему». Я-сообщение: «Когда мое мнение не учитывается, я чувствую себя незначимой и отвергнутой. Мне хочется быть важной для тебя».

«Ты специально меня провоцируешь!». Я-сообщение: «Когда я не справляюсь со своими эмоциями, я чувствую себя беспомощной и особенно нуждаюсь в твоей поддержке».

«Это все ерунда, не накручивай себя». Я-сообщение: «Я боюсь не справиться с тем, что ты сейчас мне сказал. Мне не все понятно, но я готова тебя поддержать».

«Ты меня не ценишь». Я-сообщение: «Я чувствую себя пустым местом, когда мое мнение и желания не учитываются. Мне приятно, когда мы можем что-то обсуждать вместе».

«Ты постоянно повышаешь голос на меня!». Я-сообщение: «Когда вокруг меня эмоции накаляются, я начинаю злиться сама. Мне важно чувствовать себя в безопасности рядом с тобой».

«Ты опять не убрал вещи и испачкал зеркало. Как ты мне надоел». Я-сообщение: «Я люблю наводить порядок в нашем доме. И нередко я устаю, поддерживая чистоту и уют. Мне будет приятно, когда ты будешь чаще это замечать и беречь».

«Твоя мама меня достала! Живи с ней сам». Я-сообщение: «Когда в жизнь нашей пары кто-то вторгается, я испытываю тревогу. Мне хочется сохранять интимность в нашей семье».

«Я устала, между нами пропасть!». Я-сообщение: «Когда в семье супруги не вступают в диалог, для меня это печально. Я хочу сохранить нашу любовь и понимание между нами».

Постарайтесь не критиковать личность, а говорить о том, как слова и действия другого человека могли вас ранить. Когда мы избегаем отвержения самой личности, а лишь говорим о ее поведении, у нас появляется шанс сохранить контакт.

Говорить о своих чувствах здесь и сейчас — значит не ворошить обиды из прошлого, признавая в настоящем моменте значимость ваших отношений и сохраняя уважение и привязанность.

В «Я-сообщениях» мы учимся замечать не только свои чувства, но и уважать выбор партнера. Помощником в этом вопросе может служить семейная терапия, где происходит буквально тренировка техники «Я-сообщений»: каждый из партнеров учится не обвинять, а сопереживать и открываться своими эмоциями. Порой это единственный способ услышать и заметить чувства любимого человека (читайте также: «6 признаков того, что вашей паре пора к психологу»). 

Но даже понимание самого механизма «Я-сообщений» и осознанность могут качественно изменить взаимопонимание в вашей паре, где нет виноватых, но есть невысказанные обиды, скрытые переживания и, конечно, желание быть любимым и важным. Не с первого раза, возможно, вы достигните положительного результата, но сама попытка наладить диалог — уже залог прочных отношений. 

Психолог, психотерапевт.

Фото: Adobe Stock

Я-высказывание: что оно может и где уместно?

01 октября 2022 г., 21:54

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Я-высказывание – форма высказывания, когда человек говорит о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих.

«Я-высказывание» – хороший прием, смягчающий конфликт и предупреждающий конфликтные ситуации. Действительно, обвинения чаще всего начинаются с нацеленных на партнера «Ты» или «Вы»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе». Такие обвинения легко перерастают в конфликт, а вот переход с «Ты на Я», на описание своих чувств обычно смягчает ситуацию. «Мне неприятно слышать то, что ты ты сейчас сказал» – это мягче и вежливее, а вместо «Ты думаешь только о своей работе» лучше сказать «Мне грустно, когда я по вечерам сижу дома одна».

Однако нужно быть осторожным: если этот прием применять бездумно, он будет конфликты не предотвращать, а множить. Несколько раз я был свидетелем, как женщины-психологи не вполне адекватно использовали прием «Я-высказывание» в конфликтных ситуациях на работе и искренне удивлялись, почему их собеседники реагировали не так, как они ожидали: они же вроде делали все правильно? На самом деле, помогают предупредить конфликт не сами «Я-высказывания», а вежливость и воспитанность, желание не задеть собеседника и умение мягко, тактично формирулировать свою позицию и свои пожелания. Само по себе описание своих чувств никаким образом не спасает от конфликта и, напротив, их провоцирует. Фраза «Я в бешенстве, когда вижу невымытую посуду» запустит скандал с пол-оборота. Почему? Потому что собеседник в этой фразе услышит: «Я в бешенстве, когда вижу невымытую ТОБОЙ посуду», эта фраза обвиняет: «Ты виноват, ты доводишь меня до бешенства!». Если вы в своих «Я-высказываниях» думаете только о себе и своих чувствах, вы легко можете соскользнуть на обвинения.

«Я раздражаюсь, когда ты опаздываешь на свидание» – возможно, вы хотели сказать о своем чувстве раздражения, а получились обвинения в опоздании. Аналогично, фраза «Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было больно, что ты мне не позвонил» – сохраняя (вроде бы) форму «я-высказывания», эта фраза является одновременно уколом, обвинением и достаточно грубым давлением на партнера, негативной манипуляцией.

Избегайте «Я-высказывания», когда вы в сильном негативе, и чаще используйте «Я-высказывания», когда вас переполняют светлые чувства: «Когда я чувствую твою заботу, мне так радостно!».

Правильным «Я-высказываниям» нужно учиться, превращая их в большей степени в мягкие просьбы и «Я-послания». «Я-высказывание» – это внешнее, это звучающие слова, а «Я-послание» – то, что звучит за этими словами. В «Я-послании» человек говорит о себе, но обращен к партнеру, центром делает не себя, а партнера. «Я-послание» – форма мягкой просьбы, обоснованием которой является описание человеком своего состояния. Например, это обращение «Мне важно твое мнение, но сейчас мне говорить с тобой трудно: телевизор работает и нас с тобой отвлекает. Не возражаешь, я его пока выключу?»

«Я-высказывание» само по себе ни хорошо, ни плохо, все определяется тем, кто, где, как и зачем этот оборот использует. Нередко Я-высказывания оказываются способом привлечь к себе дополнительное внимание, оказаться в центре внимания. «Я», «Мне», «У меня»… Если это делается сильным человеком, привычно захватывающим лидерскую позицию, это бывает оправдано, в других случаях это воспринимается негативно, как якание и центропупизм.

Нужно хорошо представлять где и с кем «Я-высказывания» уместны, а где нет. Выплескивание чувств в формате «Я-высказывания» достаточно хорошо понимается женщинами и более уместно в личных ситуациях общения. Женщины любят говорить о своих чувствах, хорошо понимают язык чувств и при этом достаточно умело ведут себя в ситуации обмена чувствами. Мужчины обычно не так тренированы в этой области, лучше понимают язык действий и предпочитают общаться на уровне просьб и инструкций.

«Я готова расплакаться, когда у меня раз за разом ничего не выходит!» – для девушки это нормальный выплеск накопившейся досады, а молодой человек тут, скорее всего, окажется в затруднении: делать-то ему что? Посочувствовать или помочь? Мужчины плохо понимают, как им реагировать на женские чувства, и предпочитают инструкции, что от них хотят в той или иной ситуации. Именно поэтому в деловой сфере «Я-высказывания», в которых происходит выплеск чувств, мало уместны, деловые люди предпочитают говорить на языке вежливых просьб, интересных предложений и обоснованных требований.

С другой стороны, вполне по-мужски говорить в формате «Я-высказываний», когда это не язык чувств, а язык действий и язык решений. «Я готов взять это на себя!» – прекрасно! «Я против этого решения» – понятно. «Я хочу прожить с тобой всю жизнь» – восхитительно! При этом определяющей здесь также оказывается на сама по себе форма «Я-высказывания», а разумность и ответственность того, что человек говорит.

  • Профессиональная коммуникация
  • Высказывание
  • Я-подход
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (7):

Наталия, 24 октября 2013 г., 13:37

Николай Иванович! Большое спасибо за вашу рассылку. Очень полезная и интересная информация, которая написана доступным языком. Регулярно читаю и использую ваши советы, которые постепенно меняют мои отношения с окружающими. Ещё раз большое спасибо. Наталия.

Ольга Крылова, 25 октября 2013 г., 09:21

Мне нравится. Я согласна, что в «Я-высказываниях» должна быть разумность и ответственность. Но не забывайте, что наша жизнь игра!

Гость, 26 октября 2013 г. , 16:30

Наиболее мягкой формой «Я — высказывания» является вариант «Мне…., когда….», еще мягче получится, если после «когда» идет предложение в страдательном залоге, причем направленность послания носит общий характер (когда меня обижают, плохо ко мне относятся…) Чтобы направить «молодого человека» в нужном направлении, нужно после «Я готова расплакаться, когда у меня раз за разом ничего не выходит!» добавить тот вариант, который предпочтителен для нее в этой ситуации.

Гость, 28 октября 2013 г., 21:43

Удивительные и поучительные статьи я постоянно читаю на Вашем сайте. Я думал, что умею общаться с собеседниками, но как оказывается — нет. На сколько интереснее и дольше стала бы наша жизнь и жизнь окружающих, умей мы общаться друг с другом. Спасибо Николай Иванович. Успехов Вам.

Гость, 28 августа 2017 г., 12:32

Предлагаю разделить я-высказывания на манипулятивные и неманипулятивные:

Вид первый. Манипулятивный.

Пример Мама: Когда ты побил своего брата, я на тебя очень разозлилась и за твоего брата испугалась. Не бей своего брата.

В этом примере мама передает ответственность за свои чувства ребенку, это — манипуляция. И это — непосильная ноша для ребенка. Конечно, эмоции всех людей, в частности мам, возникают как реакция на те или иные события внешнего мира. Особенно, когда речь идет о событиях с участием детей. Но это мамина ответственность и обязанность — управлять своими чувствами и принимать решения о конструктивных действиях в сложившейся ситуации.

Манипулятивное я-высказывание строится так: человек описывает свои чувства, но причиной этих чувств называет другого человека.

Гость, 28 августа 2017 г., 12:35

Джон Грей «Дети с небес» не рекомендует использовать я-высказывания, когда происходит общение «на разных уровнях». Например, «родитель с ребенком». Родитель как бы теряет власть, когда использует я-высказывание.

Киприянова Елена Сергеевна, 28 августа 2017 г., 12:38

Вид второй. Неманипулятивный.

Прежде, чем описать данный вид Я-высказывания, маленькая ремарочка. Одна из задач родителей в семье — передавать свои ценности подрастающему поколению. Подростку понять ценности проще, когда родитель дает объяснения своим действиям.

Пример. Родитель: Я так люблю вот эту мелодию из Шахерезады Римского-Корсакова. Прямо завораживает. А в дискотечной музыке я слышу ритм, а не мелодию. Просто в мозг бьет: бум-бум.

Это тоже я-высказывание. Но оно не навешивает никакой ответственности ребенку. Оно просто передает, как родитель воспринимает мир. Оно помогает ребенку понять, как вообще можно музыку воспринимать.

Материалы по теме:

01 янв. 2005 г.

Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках?

Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный отклик у человека помимо его воли.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Шаблон неопределенности

Шаблон неопределенности — речевой прием или один из способов устного выражения мыслей, при котором фразы формулируются расплывчато и без конкретики. Говорение в шаблоне неопределенности позволяет слушателям наполнять слова говорящего своим смыслом и побуждает трактовать слова говорящего по-своему.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Слово и его действие

;;

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Ты-высказывание

Ты-высказывание — говорение о Другом с позиции Я. Оценка Другого или выплескивание чувств по поводу Другого, как Мне это видится: «Ты великолепна», «Ты обормот!». Важно, что в Ты-высказывании говорение о другом (о Тебе) идет с позиции Я — с позиции моего взгляда и моих чувств, позитивных или негативных. С первой (или нулевой) позиции восприятия.

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Я-послание

Я-послание — хороший формат общения между близкими людьми, во многом предупреждающий конфликты и возникновение взаимных обид.

0Подробнее

Конечная позиция высказывания и разметка высоты тона помогают в изучении слов у детей школьного возраста

1. Endress AD, Nespor M, Mehler J. 2009. Ограничения восприятия и памяти при овладении языком. Тенденции Познан. науч. 13, 348–353. (doi:10.1016/j.tics.2009.05.005) [PubMed] [Google Scholar]

2. Endress AD, Mehler J. 2010. Ограничения восприятия в фонотактическом обучении. Дж. Эксп. Психол. Гум. Восприятие. Выполнять. 36, 235–250. (doi:10.1037/a0017164) [PubMed] [Google Scholar]

3. Woodward AL, Markman EM, Fitzsimmons CM. 1994. Быстрое изучение слов у 13- и 18-месячных детей. Дев. Психол. 30, 553–566. (doi:10.1037/0012-1649.30.4.553) [Google Scholar]

4. Шафер Г., Планкетт К. 1998. Быстрое изучение слов пятнадцатимесячными детьми в строго контролируемых условиях. Детский Дев. 69, 309–320. (doi:10.1111/j.1467-8624.1998.tb06190.x) [PubMed] [Google Scholar]

5. Waxman SR, Gelman SA. 2009. Раннее заучивание слов требует ссылок, а не просто ассоциаций. Тенденции Познан. науч. 13, 258–263. (doi:10.1016/j.tics.2009.03.006) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Smith L, Yu C. 2008. Младенцы быстро усваивают сопоставления слов с помощью кросс-ситуационной статистики. Познание 106, 1558–1568. (doi:10.1016/j.cognition.2007.06.010) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Yu C, Smith LB. 2007. Быстрое изучение слов в условиях неопределенности с помощью кросс-ситуационной статистики: научная статья. Психол. науч. 18, 414–420. (doi:10.1111/j.1467-9280.2007.01915.x) [PubMed] [Google Scholar]

8. Trueswell JC, Medina TN, Hafri A, Gleitman LR. 2013. Предлагайте, но проверяйте: быстрое сопоставление сочетается с кросс-ситуативным изучением слов. Познан. психолог. 66, 126–156. (doi:10.1016/j.cogpsych.2012.10.001) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Болдуин Д. 1993. Раннее референциальное понимание: способность младенцев распознавать референтные акты такими, какие они есть. Дев. Психол. 29, 832–843. (doi:10.1037/0012-1649.29.5.832) [Google Scholar]

10. Блум П. 2000. Как дети узнают значения слов. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. [Академия Google]

11. Глейтман Л. 1990. Структурные источники значений глаголов. Ланг. Acquis. 1, 3–55. (doi:10.1207/s15327817la0101_2) [Google Scholar]

12. Медина Т.Н., Снедекер Дж., Трусвелл Дж.К., Глейтман Л.Р. 2011. Как слова могут и не могут быть изучены путем наблюдения. проц. Натл акад. науч. США 108, 9014–9019. (doi:10.1073/pnas.1105040108) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Куайн В. 1960. Слово и предмет. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. [Google Scholar]

14. Браун Р. 1958 Слова и вещи. Гленко, Иллинойс: Free Press. [Google Scholar]

15. Хомский Н. 2000. Новые горизонты в изучении языка и сознания. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. [Google Scholar]

16. Гомес Р., Геркен Л. 2000. Изучение искусственного языка младенцами и овладение языком. Тенденции Познан. науч. 4, 178–186. (doi:10.1016/S1364-6613(00)01467-4) [PubMed] [Google Scholar]

17.

Frost RLA, Christiansen MH. 2016. Использование статистики для изучения слов и грамматических категорий: как часто встречающиеся слова помогают овладению языком. В проц. 38-я годовщина. конф. Общество когнитивных наук (редакторы А. Папафрагу, Д. Гроднер, Д. Мирман, Дж. К. Трусвелл), стр. 81–86. Остин, Техас: Общество когнитивных наук. [Академия Google]

18. Сафран Дж. Р., Аслин Р. Н., Ньюпорт Э. Л. 1996. Статистическое обучение 8-месячных младенцев. Наука 274, 1926–1928. (doi:10.1126/science.274.5294.1926) [PubMed] [Google Scholar]

19. Pelucchi B, Hay JF, Saffran JR. 2009. Статистическое обучение естественному языку у 8-месячных младенцев. Детский Дев. 80, 674–685. (doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01290.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Mattys SL, Jusczyk PW, Luce PA, Morgan JL. 1999. Фонотактические и просодические эффекты на сегментацию слов у младенцев. Познан. Психол. 38, 465–494. (doi:10.1006/cogp.1999.0721) [PubMed] [Google Scholar]

21. Вагнер М., Уотсон Д.Г. 2010. Экспериментальные и теоретические достижения просодии: обзор. Ланг. Познан. Процесс. 25, 905–945. (doi:10.1080/01690961003589492) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Jusczyk PW, Friederici AD, Wessels JM, Svenkerud VY, Jusczyk AM. 1993. Восприимчивость младенцев к звуковым моделям слов родного языка. Дж. Мем. Ланг. 32, 402–420. (doi:10.1006/jmla.1993.1022) [Google Scholar]

23. Зайдл А., Тинкофф Р., Бейкер С., Кристиа А. 2015. Почему тело на первом месте: влияние прикосновения экспериментатора на подбор слов младенцами. Дев. науч. 18, 155–164. (doi:10.1111/desc.12182) [PubMed] [Google Scholar]

24. Джонсон Э.К., Ющик П.В. 2001. Сегментация слов у 8-месячных: когда речевые реплики важнее статистики. Дж. Мем. Ланг. 44, 548–567. (doi:10.1006/jmla.2000.2755) [Google Scholar]

25. Johnson EK, Seidl AH. 2009. В 11 месяцев просодия все еще опережает статистику. Дев. науч. 12, 131–141. (doi:10.1111/j.1467-7687.2008. 00740.x) [PubMed] [Google Scholar]

26. Фернальд А. 1992. Материнские вокализации человека младенцам как биологически значимые сигналы: эволюционная перспектива. В «Адаптированном разуме: эволюционная психология и формирование культуры» (ред. Баркоу Дж. Х., Космидес Л., Туби Дж.), стр. 391–428. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. [Google Scholar]

27. Фернальд А., Куль П. 1987. Акустические детерминанты предпочтения младенцев материнской речи. Младенческое поведение. Дев. 10, 279–293. (doi:10.1016/0163-6383(87)

-8) [Google Scholar]

28. Бернэм Д., Китамура С., Фоллмер-Конна У. 2002. Что нового, кошечка? О разговорах с младенцами и животными. Наука 296, 1435 (doi:10.1126/science.1069587). 1997. Межъязыковой анализ фонетических единиц в языке, обращенном к младенцам. Наука 277, 684–686. (doi:10.1126/science.277.5326.684) [PubMed] [Google Scholar]

30. Мартин А., Шац Т., Верстег М., Миядзава К., Мазука Р., Дюпо Э., Кристиа А. 2015. Матери разговаривают с младенцами менее четко, чем со взрослыми: комплексная проверка гипотезы гиперартикуляции. Психол. науч. 26, 341–347. (doi:10.1177/0956797614562453) [PubMed] [Google Scholar]

31. McMurray B, Kovack-Lesh KA, Goodwin D, McEchron W. 2013. Направленная речь младенцев и развитие восприятия речи: ускорение развития или непреднамеренное последствие? Познание 129, 362–378. (doi:10.1016/j.cognition.2013.07.015) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Кристиа А., Зайдл А. 2014. Гиперартикуляционная гипотеза младенческой направленной речи. Дж. Чайлд Лэнг. 41, 913–934. (doi:10.1017/S0305000912000669) [PubMed] [Google Scholar]

33. Trainor LJ, Austin CM, Desjardins RN. 2000. Является ли просодия детской речи результатом голосового выражения эмоций? Психол. науч. 11, 188–195. (doi:10.1111/1467-9280.00240) [PubMed] [Google Scholar]

34. Тиссен Э., Хилл Э., Сафран Дж. 2005. Речь, ориентированная на младенцев, облегчает сегментацию слов. Младенчество 7, 53–71. (doi:10.1207/s15327078in0701_5) [Google Scholar]

35. Флочча С., Керен-Портной Т., ДеПаолис Р., Даффи Х., Делле Луче С., Дюррант С., Уайт Л., Гослин Дж., Вихман М. 2016. Младенцы британского английского языка сегментируют слова только с преувеличенными речевыми стимулами, направленными на младенцев. Познание 148, 1–9. (doi:10.1016/j.cognition.2015.12.004) [PubMed] [Google Scholar]

36. Голинков Р.М., Алиото А. 1995. Речь, ориентированная на младенцев, облегчает лексическое обучение взрослых, слышащих китайский язык: последствия для овладения языком. Дж. Чайлд Лэнг. 22, 703–726. (DOI: 10.1017/S03050000011) [PubMed] [Google Scholar]

37. Fernald A, Mazzie C. 1991. Просодия и акцент в речи младенцев и взрослых. Дев. Психол. 27, 209–221. (doi:10.1037/0012-1649.27.2.209) [Google Scholar]

38. Seidl A, Johnson EK. 2006. Новый взгляд на сегментацию младенческих слов: выравнивание по краям облегчает извлечение цели. Дев. науч. 9, 565–573. (doi:10.1111/j.1467-7687.2006.00534.x) [PubMed] [Google Scholar]

39. Seidl A, Johnson EK. 2008. Выравнивание границ позволяет 11-месячным детям отделять гласные начальные слова от речи. Дж. Чайлд Лэнг. 35, 1–24. (DOI: 10.1017/S0305000907008215) [PubMed] [Google Scholar]

40. Baddeley AD, Hitch G. 1993. Эффект новизны: неявное обучение с явным поиском? Мем. Когнит. 21, 146–155. (doi:10.3758/BF03202726) [PubMed] [Google Scholar]

41. Baddeley A. 1996. Разделение рабочей памяти. проц. Натл акад. науч. США 93, 13 468–13 472.(doi:10.1073/pnas.93.24.13468) [Google Scholar]

42. Слобин Д.И. 1973. Когнитивные предпосылки для освоения грамматики. В исследованиях детского языкового развития (ред. Фергюсон К.А., Слобин Д.И.), стр. 175–208. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. [Академия Google]

43. Слуцкий В.М., Робинсон С. 2008. Роль слов и звуков в зрительной обработке младенцев: от затемнения до настройки внимания. Познан. науч. Мультидисциплинарность. Дж. 32, 342–365. (doi:10.1080/03640210701863495) [PubMed] [Google Scholar]

44. Наполитано А.С., Слуцкий В.М. 2004. Стоит ли картинка тысячи слов? Гибкий характер доминирования модальности у детей раннего возраста. Детский Дев. 75, 1850–1870 гг. (doi:10.1111/j.1467-8624.2004.00821.x) [PubMed] [Google Scholar]

45. Слуцкий В.М., Наполитано А.С. 2003. Стоит ли картинка тысячи слов? Предпочтение слуховой модальности у маленьких детей. соц. Рез. Детский Дев. 74, 822–833. (doi:10.1111/1467-8624.00570) [PubMed] [Google Scholar]

46. Робинсон К.В., Слуцкий В.М. 2007. Скорость визуальной обработки: влияние слухового ввода на визуальную обработку. Дев. науч. 10, 734–740. (doi:10.1111/j.1467-7687.2007.00627.x) [PubMed] [Google Scholar]

47. Эстес К.Г., Эванс Дж.Л., Алибали М.В., Сафран Дж.Р. 2007. Могут ли младенцы сопоставить значение вновь сегментированных слов? Статистическая сегментация и изучение слов. Психол. науч. 18, 254–260. (doi:10.1111/j.1467-9280.2007. 01885.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Hay JF, Pelucchi B, Graf Estes K, Saffran JR. 2011. Связывание звуков со значениями: статистическое обучение младенцев естественному языку. Познан. Психол. 63, 93–106. (doi:10.1016/j.cogpsych.2011.06.002) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Echols CH, Newport EL. 1992. Роль ударения и позиции в определении первых слов. Источник Ланг. Acquis. 2, 189–220. (doi:10.1207/s15327817la0203_1) [Google Scholar]

50. Нурмсоо Э., Блум П. 2008. Взгляд дошкольников на изучение слов: слепо ли они следят за взглядом? Психол. науч. 19, 211–215. (doi:10.1111/j.1467-9280.2008.02069.x) [PubMed] [Google Scholar]

51. Шукла М., Уайт К.С., Аслин Р.Н. 2011. Просодия направляет быстрое сопоставление слуховых форм слов с визуальными объектами у 6-месячных младенцев. проц. Натл акад. науч. США 108, 6038–6043. (doi:10.1073/pnas.1017617108) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Aslin R, Woodward J, LaMendola N, Bever TG. 1996. Модели сегментации слов в беглой материнской речи для младенцев. В книге «От сигнала к синтаксису: переход от речи к грамматике в раннем усвоении» (ред. Морган Дж. Л., Демут К.), стр. 117–134. Эрлбаум, Нью-Джерси: Махва. [Google Scholar]

53. Куртин С. 2009. Двенадцатимесячные дети усваивают новые пары слово-объект, отличающиеся только паттерном ударения. Дж. Чайлд Лэнг. 36, 1157–1165. (doi:10.1017/S030500090

28) [PubMed] [Google Scholar]

54. Эллис, Северная Каролина. 2006. Явления избирательного внимания и переноса при приобретении L2: непредвиденные обстоятельства, конкуренция реплик, заметность, интерференция, затемнение, блокирование и перцептивное обучение. заявл. Лингвист. 272, 164–194. (doi:10.1093/applin/aml015) [Google Scholar]

55. Ma W, Golinkoff RM, Houston DM, Hirsh-Pasek K. 2011. Изучение слов в речи младенцев и взрослых. Ланг. Учиться. Дев. 7, 185–201. (doi:10.1080/15475441.2011.579839) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Xu F, Tenenbaum JB. 2007. Чувствительность к выборке при байесовском изучении слов. Дев. науч. 103, 288–297. (doi:10.1111/j.1467-7687.2007.00590.x) [PubMed] [Google Scholar]

57. Lany J, Saffran JR. 2010. От статистики к смыслу: усвоение младенцами лексических категорий. Психол. науч. 21, 284–291. (doi:10.1177/0956797609358570) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

58. Филиппи П. 2016. Эмоциональная и интерактивная просодия в системах общения животных: сравнительный подход к возникновению языка. Передний. Психол. 7, 1393 (doi:10.3389/fpsyg.2016.01393) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Филиппи П., Гинграс Б., Fitch WT. 2014. Повышение высоты тона облегчает изучение слов в визуальном контексте. Передний. Психол. 5, 453–467. (дои: 10.3389/fpsyg.2014.01468) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Boersma P. 2002. Praat, система для компьютерной фонетики. Глот Инт. 5, 341–347. [Google Scholar]

61. Мулин Э. , Шарпантье Ф. 1990. Методы обработки сигналов с синхронизацией высоты тона для синтеза текста в речь с использованием дифонов. Выступление коммун. 9, 453–67. [Google Scholar]

62. Тиссен Э.Д. 2010. Влияние визуальной информации на слуховое статистическое обучение взрослых и детей. Познан. науч. 34, 1093–1106. (doi:10.1111/j.1551-6709.2010.01118.x) [PubMed] [Google Scholar]

63. Bahrick LE, Lickliter R, Flom R. 2014. Межсенсорная избыточность направляет развитие избирательного внимания, восприятия и познания в младенчестве. Курс. Реж. Психол. науч. 13, 99–102. (doi:10.1111/j.0963-7214.2004.00283.x) [Google Scholar]

64. Lim SJ, Holt LL. 2011. Изучение иностранных звуков в чужом мире: обучение видеоиграм улучшает категоризацию неродной речи. Познан. науч. 35, 1390–1405. (doi:10.1111/j.1551-6709.2011.01192.x) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. Wade T, Holt LL. 2005. Случайная категоризация спектрально сложных неинвариантных слуховых стимулов в задаче компьютерной игры. Дж. Акус. соц. Являюсь. 118, 2618–2633. (doi:10.1121/1.2011156) [PubMed] [Google Scholar]

66. Филиппи П., Лааха С., Fitch WT. 2017. Данные из: Конечная позиция произнесения и разметка высоты тона помогают в изучении слов детьми школьного возраста. Цифровой репозиторий дриад. (doi:10.5061/dryad.gh41g)

Улучшенный метод извлечения i-вектора для проверки говорящего с помощью коротких высказываний

  • Ангкититракул, П., и Хансен, Дж. Х. (2007). Дискриминативное распознавание говорящего в наборе/вне набора. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (2), 498–508.

    Артикул Google Scholar

  • Браммер Н., Бергет Л., Чернокки Х., Глембек О., Грезль Ф., Карафиат М. и др. (2007). Слияние гетерогенных систем распознавания говорящих в представлении SBTU для оценки распознавания говорящих NIST 2006 г. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (7), 2072–2084.

    Артикул Google Scholar

  • Цай, В., Ли, М., Ли, Л., и Хонг, К. (2015). Регуляризация ковариации, зависящая от продолжительности, в моделировании plda для проверки говорящего. В INTERSPEECH (стр. 1027–1031).

  • Кэмпбелл, В. М., Стурим, Д. Э., и Рейнольдс, Д. А. (2006a). Машины опорных векторов, использующие супервекторы GMM для проверки говорящего. IEEE Signal Processing Letters , 13 (5), 308–311.

    Артикул Google Scholar

  • Кэмпбелл В. М., Стурим Д. Э., Рейнольдс Д. А. и Соломонов А. (2006b). Проверка говорящего на основе SVM с использованием ядра супервектора GMM и компенсации изменчивости NAP. В Международной конференции IEEE по акустике, обработке речи и сигналов (ICASSP), IEEE.

  • Кэмпбелл, Дж. П., младший (1997). Распознавание говорящего: учебник. Труды IEEE , 85 (9), 1437–1462.

    Артикул Google Scholar

  • Дэвис, С. Б., и Мермельштейн, П. (1980). Сравнение параметрических представлений для распознавания односложных слов в непрерывно произносимых предложениях. IEEE Transactions по акустике, обработке речи и сигналов , 28 (4), 357–366.

    Артикул Google Scholar

  • Дехак Н., Кенни П., Дехак Р., Дюмушель П. и Уэлле П. (2011). Внешний факторный анализ для проверки динамика. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 19 (4), 788–798.

    Артикул Google Scholar

  • Демпстер, А. П., Лэрд, Н. М., и Рубин, Д. Б. (1977). Максимальная вероятность из неполных данных с помощью алгоритма EM. Журнал Королевского статистического общества, серия B , 39 , 1–38.

    MathSciNet МАТЕМАТИКА Google Scholar

  • Фов, Б. Г., Эванс, Н.В., Пирсон, Н., Бонастр, Дж.Ф., и Мейсон, Дж.С. (2007). Влияние продолжительности задачи на текстово-независимую верификацию говорящего. В материалах INTERSPEECH , ISCA (стр. 794–797).

  • Фов, Б.Г., Эванс, Н.В., и Мейсон, Дж.С. (2008). Улучшение производительности независимой от текста кратковременной проверки говорящего на основе SVM и GMM. В Одиссея , ISCA (стр. 18).

  • Феррер, Л., Братт, Х., Каджарекар, С., Шриберг, Э., Сенмез, К., Столке, А., и Венкатараман, А. (2003). Моделирование моделей длительности для распознавания говорящего (стр. 2017–2020).

  • Gauvain, JL, & Lee, CH (1994). Максимальная апостериорная оценка для многомерных гауссовских смешанных наблюдений цепей Маркова. IEEE Transactions on Speech and Audio Processing , 2 (2), 291–298.

    Артикул Google Scholar

  • Хасан Т. и Хансен Дж. Х. (2011). Исследование универсальной фоновой модели обучения проверке говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 19 (7), 1890–1899.

    Артикул Google Scholar

  • Хасан, Т., Саэйди, Р., и Хансен, Дж. Х., ван Леувен, Д. (2013). Компенсация несоответствия длительности для систем распознавания говорящих на основе i-вектора. В Международная конференция IEEE по акустике, обработке речи и сигналов (ICASSP) , IEEE (стр. 7663–7667).

  • Канагасундарам, А., Фогт, Р., Дин, Д. Б., Шридхаран, С., и Мейсон, М. В. (2011). Распознавание говорящего на основе I-вектора по коротким высказываниям. В материалах INTERSPEECH , ISCA (стр. 2341–2344).

  • Канагасундарам, А., Фогт, Р.Дж., Дин, Д.Б., и Шридхаран, С. (2012). Распознавание говорящего на основе коротких высказываний на основе PLDA. В Семинар по распознаванию говорящего и языка (Одиссея) ISCA.

  • Канагасундарам, А., Дин, Д., Шридхаран, С., Гонсалес-Домингес, Дж. , Гонсалес-Родригес, Дж., и Рамос, Д. (2014). Улучшение проверки говорящего по i-вектору короткого высказывания с использованием моделирования дисперсии высказывания и методов компенсации. Речевое общение , 59 , 69–82.

    Артикул Google Scholar

  • Канагасундарам, А., Дин, Д., Шридхаран, С., Гаеммагами, Х., и Фукс, К. (2017). Исследование влияния использования данных развития короткой длины высказывания при разработке систем проверки говорящего gplda. Международный журнал речевых технологий , 20 (2), 247–259.

    Артикул Google Scholar

  • Кенни, П. (2010). Верификация байесовского динамика с априорными анализами с тяжелыми хвостами. In Семинар по распознаванию говорящего и языка (Odyssey) ISCA, (стр. 14).

  • Кенни П., Булиан Г., Уэлле П. и Дюмушель П. (2007). Совместный факторный анализ по сравнению с собственными каналами при распознавании говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 15 (4), 1435–1447.

    Артикул Google Scholar

  • Кенни П., Уэлле П., Дехак Н., Гупта В. и Дюмушель П. (2008). Изучение изменчивости говорящего при проверке говорящего. IEEE Transactions on Audio, Speech and Language Processing , 16 (5), 980–988.

    Артикул Google Scholar

  • Киннунен Т. и Ли Х. (2010). Обзор независимого от текста распознавания говорящего: от признаков до супервекторов. Речевое общение , 52 (1), 12–40.

    Артикул Google Scholar

  • Кришнамурти П., Джаянна Х. и Прасанна С. (2011). Распознавание говорящего в условиях ограниченных данных путем добавления шума. Экспертные системы с приложениями , 38 (10), 13 487–13 490.

    Артикул Google Scholar

  • Ли Л. , Ван Д., Чжан К. и Чжэн Т. Ф. (2016a). Улучшение распознавания кратких высказываний говорящего путем моделирования классов речевых единиц. IEEE/ACM Transactions on Audio, Speech and Language Processing (TASLP) , 24 (6), 1129–1139.

    Артикул Google Scholar

  • Ли Л., Ван Д., Чжан С., Чжэн Т. Ф. и Джин П. (2016b). Комбинация систем для распознавания кратких высказываний говорящего. Ежегодный саммит и конференция Ассоциации обработки сигналов и информации (APSIPA) , Азиатско-Тихоокеанский регион, IEEE, (стр. 1–5).

  • Ли, М., и Нараянан, С. (2014). Упрощенное контролируемое i-векторное моделирование с приложением для надежной и эффективной идентификации языка и проверки говорящего. Компьютерная речь и язык , 28 (4), 940–958.

    Артикул Google Scholar

  • Ли, В., Фу, Т., Ю, Х., Чжу, Дж., и Чен, Н. (2016c). Анализ разреженности признаков для проверки говорящего на основе i-вектора. Речевое общение , 80 , 60–70.

    Артикул Google Scholar

  • Мандасари, М.И., Макларен, М., и ван Леувен, Д.А. (2011). Оценка систем распознавания говорящих i-vector для криминалистического применения. В Материалы INTERSPEECH , ISCA (стр. 21–24).

  • НИСТ. (2008). План оценки признания докладчиков NIST за 2008 год. Технический отчет, NIST.

  • НИСТ. (2010). План оценки признания докладчиков NIST за 2010 год. Технический отчет, NIST.

  • Поддар, А., Сахидулла, М., и Саха, Г. (2015). Сравнение производительности систем распознавания говорящего при наличии изменчивости длительности. In Ежегодная конференция IEEE в Индии (INDICON) , IEEE (стр. 1–6).

  • Поддар, А., Сахидулла, М., и Саха, Г. (2017). Адаптивное извлечение i-вектора для проверки говорящего с коротким высказыванием. В проц. Международной конференции по распознаванию образов и машинному интеллекту (PReMI 2017) , Берлин: Springer.

  • Пурджам А. Х., Саэйди Р., Киннунен Т. и Хаутамяки В. (2016). Включение неопределенности в качестве меры качества в распознавание языка на основе i-вектора. Одиссея стр. 74–80.

  • Рейнольдс, Д. А., и Роуз, Р. К. (1995). Надежная независимая от текста идентификация говорящего с использованием гауссовых смешанных моделей говорящих. Транзакции IEEE по обработке речи и звука , 3 (1), 72–83.

    Артикул Google Scholar

  • Рейнольдс, Д. А., Кватиери, Т. Ф., и Данн, Р. Б. (2000). Верификация динамика с использованием адаптированных смешанных моделей Гаусса. Цифровая обработка сигналов , 10 (1), 19–41.

    Артикул Google Scholar

  • Сахидулла М. и Киннунен Т. (2016). Особенности локальной спектральной изменчивости для проверки динамика. Цифровая обработка сигналов , 50 , 1–11.

    Артикул Google Scholar

  • Сахидулла М. и Саха Г. (2012a). Сравнение методов обнаружения речевой активности для распознавания говорящего. Препринт arXiv arXiv: 12100297

  • Сахидулла М. и Саха Г. (2012b). Дизайн, анализ и экспериментальная оценка блочного преобразования в вычислении MFCC для распознавания говорящего. Речевое общение , 54 (4), 543–565.

    Артикул Google Scholar

  • Сахидулла, М., и Саха, Г. (2013). Новый оконный метод для эффективного вычисления MFCC для распознавания говорящего. IEEE Signal Processing Letters , 20 (2), 149–152.

    Артикул Google Scholar

  • Саркар, А.К., Матруф, Д., Буске, П.М., и Бонастр, Дж.Ф. (2012). Изучение влияния i-векторного моделирования на длительность коротких и несовпадающих высказываний для проверки говорящего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *