Взаимосвязь характера с темпераментом
25.04.2011
Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.
- Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
- Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента.
- Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
- Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
- Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.
И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.
Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически.
Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.
Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.
Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.
Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).
Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.
Ключевые слова: Характер, Темперамент
Материалы по теме |
---|
Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер» … |
Формирование характера. Темперамент и характер Штейнмец А.Э., Общая психология |
Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера … |
Нейропсихологическая типология характеров … |
Истерический тип характера Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии |
Конституциональный подход Э. Кречмера и У. Шелдона к темпераменту … |
Характер и способности Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Типы темперамента … |
Связь характера и темперамента
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях рассматривают эти понятия как тождественные. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий:
1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).
2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).
3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).
4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
В известном смысле все эти четыре представления не лишены основания. Общим и для характера, и для темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, в том числе и от врожденных факторов. Темперамент существенно теснее связан со свойствами нервной системы, но и на формирование характера эти особенности тоже влияют, хотя бы и за счет влияния темперамента.
Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет). Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот.
Темперамент определяет в характере такие, например, черты:
— уравновешенность,
— приспособляемость,
— поведенческая подвижность или инертность,
— отношение к новому,
— трудолюбие.
Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше.
Свойства темперамента иногда могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Например, люди с сильной нервной системой могут быть ленивыми, а со слабой, наоборот, трудолюбивыми.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности.
Темперамент тоже не является чем-то совершенно стабильным, полностью зависящим лишь от генетических факторов. Подобно тому, как человек может похудеть или наоборот поправиться, накачать мышцы или одряхлеть, заболеть и выздороветь, темперамент тоже меняется. Что интересно, на изменение темперамента оказывает влияние и характер тоже.
Происходит это, например, через влияние такого явления, как динамический стереотип — системы условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях происходит под влиянием его отношения к обстановке, к процессу деятельности, к результатам труда и т.
В образовании динамических стереотипов большую роль имеют особенности второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия, а также самовоздействие (например самовнушения). Разумеется, на работу второй сигнальной системы характер тоже оказывает большое значение. Если, например, человек любит истину, то старается говорить длинными и развернутыми фразами, стремится быть правильно понятым, как следствие — сам думает более ясно.
В сложных ситуациях не впадает в панику, а — по привычке — старается разобраться. Поэтому со временем у него формируется более уравновешенный и характер, и даже темперамент. Другой человек не любит истину, высказывается мнениями, слова для него — лишь средство для общения. Он любит собирать и распространять множество всяких разных и противоречивых мнений. Речь его значительно беднее, короче и контекстнее. В сложных ситуациях ему сложнее положиться на собственный разум, он легче выходит из себя и впадает в панику. У такого человека со временем — с большей вероятностью — сформируется неуравновешенный и характер, и темперамент.Таким образом, особенности темперамента и характера органически связаны между собой, и эта связь где-то весьма элементарна и наглядна, а где-то очень тонкая. При этом, переплетение многих особенностей характера и темперамента во многом определяет индивидуальное лицо человека, его личность.
Характер не является врожденным — он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека — всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена — разные характеры.
Темперамент
- Гибкость поведения
- Иксотимик
- Интенсивность психических процессов
- Классификация типов темперамента Гиппократа
- Меланхолик
- Неуравновешенность
- Общая активность
- Подвижность
- Подвижность нервной системы
- Ригидность
- … и другое
Характер
- Брутальность
- Воспитание характера
- Гуманизм
- Значение структуры характера в формировании садизма
- Интересы
- Основные проблемы исследования характера
- Отношение к изменениям
- Отношение к труду
- Отношение к эксплуатации
- Понятие о характере
- . .. и другое
Характер и темперамент
- Классификация характеров
- Общее понятие о темпераменте
- Общее понятие о характере
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психопатии и акцентуации характера у подростков
- Темперамент
- Темперамент и личность
- Типическое и индивидуальное в характере
- Физиологическая основа темперамента
- … и другое
Различия между личностью, темпераментом и характером
Личность, темперамент и характер — это три понятия, которые используются в психологии для описания различных способов чувств и мышления, поэтому они тесно связаны друг с другом. Но это сходство часто сбивает людей с толку в их значениях.
Чтобы вы могли правильно использовать термины «личность», «темперамент» и «характер», мы попытаемся очень просто конкретизировать эти три термина. Но прежде чем мы начнем рассматривать их различия, вы должны помнить, что темперамент и характер являются частями личности, а означает, что они оба являются ее фундаментальными частями.
Темперамент: основа
Темперамент — это естественная часть вашей личности, которая определяется вашими генами. И именно поэтому мы рассматриваем его как биологическую и инстинктивную часть личности. На самом деле, это та часть вашей личности, которая всегда проявляется первой.
Вы даже можете увидеть разные темпераменты у младенцев. Например, некоторые младенцы чаще проявляют и испытывают положительные или отрицательные эмоции. У некоторых детей чаще бывает хорошее или плохое настроение. В поведенческих терминах мы называем таких детей «более легкими» или «более сложными».
Поскольку темперамент является генетическим и зависит от ваших унаследованных черт, его трудно модифицировать, манипулировать или изменить. Так или иначе, эта тенденция будет всегда. Но это не значит, что вы не можете приложить усилия, чтобы поощрить это или остановить себя от этого. Если бы вы были айсбергом, это была бы часть того, что находится под водой. И это будет означать, что вы все еще можете контролировать то, как она всплывает в той части, которая торчит из воды.
Гиппократ и Гален: юмор
Гиппократ был древнегреческим врачом. Его теория четырех юморов была одной из первых попыток объяснить идею темперамента. Он считал, что личность человека и его здоровье зависят от баланса 4 различных веществ: желтой желчи, черной желчи, слизи и крови. Он называл их кипятком.
Столетия спустя Гален Пергамский развил идею Гиппократа о классификации людей в соответствии с их темпераментом, и придумал 4 типа людей:
- Холерик (желтая желчь) : страстные и энергичные люди, быстро впадающие в гнев.
- Меланхолик (черная желчь) : грустные люди, легко расстраивающиеся и обладающие большим артистическим чутьем.
- Флегматик (флегматик): холодный и рациональный человек.
- Сангвиник (кровь): счастливых и оптимистичных человека, выражающих привязанность к другим людям и уверенных в себе.
Характер: отражение вашего опыта
Это аспект личности, который включает в себя темперамент (унаследованные черты) и социальные и образовательные привычки, которым вы научились. То есть – это естественный компонент личности, которому вы учитесь.
Это также результат опыта и социальных взаимодействий в вашей жизни, те, из которых вы извлекаете уроки. И поэтому эти привычки влияют на ваш темперамент и биологические предрасположенности. Привычки также корректируют эти предрасположенности и полируют их, формируя вашу личность. почему корни персонажа в культуре.
Характер не так стабилен, как темперамент. Поскольку это не генетическое заболевание, оно не проявляется полностью на ранних стадиях развития. На самом деле он проходит через разные этапы, и принимает свою полную форму в подростковом возрасте. Вот почему вы также можете модифицировать его и вносить в него изменения, например, , через социальное образование. В настоящее время люди склонны смешивать этот термин с личностью, поэтому люди очень часто используют их точно так же.
Личность: биология и окружающая среда
Личность возникает из сложения характера (темперамента и усвоенных привычек) и поведения. Это означает, что он включает обе эти вещи одновременно. И эта связь также облегчает прояснение различий между личностью, темпераментом и характером.
Вот почему вы не можете просто смотреть на это как на продукт генетической наследственности. Это также результат воздействия окружающей среды на человека. Личность – это то, что отличает людей, а значит, свойственно каждому человеку. И, согласно многим исследованиям, стабилен во времени и в разных ситуациях.
Определение личности
В психологии личность — это совокупность эмоций, восприятий и действий, формирующих модели поведения человека. Это то, как вы чувствуете, думаете или действуете. Это группа процессов, которые взаимодействуют друг с другом, саморегулируются и формируют динамическую систему. Два наиболее широко используемых и общепринятых определения в психологии в настоящее время:
- «Личность — это общая сумма моделей поведения организма (текущих или потенциальных), определяемых генетикой и окружающей средой». Ганс Айзенк (1947).
- «Личность — типичные модели поведения (включая эмоции и мысли), характеризующие приспособление человека к событиям жизни». Уолтер Мишель (1976).
Но нет единого четкого определения, что такое личность. А все потому, что это сложная система и определений столько же, сколько теоретиков и течений. Каждая философия или теория дала свое видение и свою концепцию, и они всегда похожи, но также и немного отличаются. Однако у всех у них есть одна общая черта: они думают, что у каждого есть определенный шаблон, который заставляет людей вести себя одинаково в одинаковых ситуациях. Конечно, есть много переменных, которые входят в этот шаблон и формируют его.
Эти переменные получают разные названия в зависимости от направления: характеристика, материя, части, черты… Главное, что богатство психологии личности исходит из всех этих вкладов, теорий, исследований, исследований. И уж тем более, когда они собираются вместе. Личность, темперамент и характер — разные понятия. Но именно в этом различии можно найти часть их ценности. В конце концов, они могут помочь вам понять свое поведение, и вы можете использовать их, чтобы попытаться предсказать его.
Это может вас заинтересовать…
Характер и темперамент
Разделы Темперамент против личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Девять черт темперамента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Четыре темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
Историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Девять и Четыре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Четыре темперамента и Большая пятерка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
От темперамента к характеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .321
Психология как самопомощь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
«Фундаментальное различие, которое мы провели в предыдущей главе между характером и личностью, в равной степени применимо и к темпераменту. Как и личность, темперамент относится к врожденным, биологически детерминированным предрасположенностям, тогда как характер относится к диспозиционным чертам, приобретенным в результате привычных, произвольных действий. Это означает, что, как и в случае с личностью, мы не несем ответственности за свой темперамент и, следовательно, не можем нести за него моральную ответственность. Следовательно, несмотря на то, что его отождествляют с характером в Большой Книге и 12 и 12, он не может быть надлежащим предметом нашей моральной инвентаризации в Шаге 4.
Тем не менее, темперамент стоит нашего внимания, когда мы работаем над этим Шагом. По тем же причинам, которые мы приводили в отношении личности, ее необходимо учитывать при проведении инвентаризации. Хотя обычно темперамент рассматривается как компонент личности в широком смысле, темперамент представляет собой отдельное понятие, и хотя, как и в случае с личностными чертами Большой пятерки, он также взаимодействует с характером, но делает это разными способами. Следовательно, понимание того, что такое темперамент и как происходит это взаимодействие, может повысить точность и полезность нашей личной оценки. Это то, что мы предлагаем изучить здесь.
Темперамент и личность
Мы снова начнем со стандартного словарного определения нашего предмета. Согласно этому, темперамент относится к: А. Характерному образу мышления, поведения или реакции конкретного человека: нервному темпераменту; Б. Согласно средневековой физиологии, физические и психические характеристики, отличающие человека, определяются относительным соотношением четырех дош. 1 Рассмотрим каждое из этих определений по очереди, начиная с первого, отражающего современное понимание понятия. Затем мы перейдем ко второму, который относится к первоначальному пониманию четырех темпераментов.
Обратите внимание, что определение А вводит новый элемент, отсутствующий в определении личности, данном в предыдущей главе. Это идея «реакции». Это сопровождается примером, говорящим о том, что у некоторых людей темперамент может проявляться в «нервном» расположении, как в «нервном темпераменте». Стандартные синонимы слова «нервный»: тревожный, взволнованный, раздражительный, нервный, панический, напряженный и беспокойный; стандартные антонимы, спокойный и расслабленный. В отличие от широкого спектра индивидуальных различий, которые Большая пятерка отождествляет с личностью, темперамент описывает более узкий диапазон различий, более конкретно связанных с предрасположенностями реактивного и аффективного характера. Этот акцент подтверждается дополнительным определением нашего словаря психологии, в котором темперамент рассматривается как один из аспектов личности, отличающийся склонностью к определенным моделям смены настроения, эмоциональных реакций и уровней чувствительности, возникающих в результате стимуляции. 2
В словаре содержится соответствующее наблюдение, которое помогает определить отличительные черты темперамента как составной части личности. Это тенденция рассматривать темперамент как генетическую предрасположенность из-за наблюдаемых различий среди новорожденных, особенно в отношении определенных раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, резкие движения, прикосновения и физический контакт. 3
Эта тенденция отражает тот факт, что исторически исследования темперамента были сосредоточены в первую очередь на самых ранних наблюдаемых различиях, которые наблюдаются среди новорожденных. Напротив, исследования личности сосредоточены на различиях, которые проявляются в более позднем возрасте (как в случае с B5). Как они связаны, остается открытым вопросом. Согласно одной широко распространенной точке зрения, темперамент считается врожденной формой человеческой природы, а личность — формирующейся формой, причем последняя развивается в последующем взаимодействии темперамента с окружающей средой. Как сказал один сторонник этой точки зрения, темперамент — это продукт наших генетических способностей. Она как влияет, так и находится под влиянием жизненного опыта каждого отдельного человека, и одним из ее результатов является взрослая личность.
В этой схеме темперамент первичен, личность вторична, одна фундаментальна, другая производна. Однако то, что именно представляет собой окружающая среда и что является генетическим, является предметом споров. Во-первых, влияние окружающей среды может быть очень тонким (например, разные способы взаимодействия матери со своими младенцами мужского и женского пола). С другой стороны, они могут начаться в утробе матери (например, в связи с диетой матери и другим образом жизни). Из последнего следует, что признаки могут быть врожденными и унаследованными, но не обязательно генетическими.
Поскольку окружающая среда, тем не менее, значительно более ограничена в неонатальном и раннем детстве, чем в более позднем возрасте, ее влияние на темперамент пропорционально более ограничено. Действительно, в отличие от многочисленных типов влияния среды на личность, о которых мы говорили ранее (семейных, социальных, экономических, культурных), в темпераменте среда состоит в основном из сенсорной стимуляции, и то, что определяет ее, — это главным образом аффективная реакция ребенка на нее. Это наводит на мысль о дополнительном различии, а именно о том, что темперамент играет в поведении скорее формирующую функцию, а личность — интегративную.
. . .
От темперамента к характеру
Мы достаточно подробно обсудили темперамент и личность. Причины, которые мы привели для этого, нуждаются в повторении. Во-первых, как мы сказали, это рассеять любое недопонимание, которое может возникнуть из-за того, что Большая Книга и 12 и 12 объединяют эти две концепции с концепцией характера, которая явно является предполагаемой темой Шага 4. Как мы показали, пытливый и бесстрашный моральная инвентаризация не является оценкой нашего темперамента или нашей личности, поскольку, по их собственному мнению, это не моральные понятия и как таковые не поддаются специфически нравственной оценке нашей личности, наших эмоций и наших поступков.
Вторая причина состоит в том, чтобы прояснить любую путаницу, которая может возникнуть из-за нашего воздействия темперамента и личности в качестве альтернативных объяснений паттернов человеческого поведения и эмоций, для изучения которых предназначена наша инвентаризация. Отличительные черты темперамента и личности не эквивалентны чертам характера, даже если для их описания иногда используются сходные или идентичные термины. Первые являются продуктами природы и воспитания, вторые — по выбору.
Третья причина состоит в том, чтобы показать, что, несмотря на то, что мы отличаемся от характера и не являемся надлежащим предметом нашей инвентаризации, в этой инвентаризации необходимо принимать во внимание наш темперамент и личность. Они являются основой, на которой строится наш характер, соразмерно облегчая или усложняя практику порока или добродетели, поступая правильно или неправильно, хорошо или плохо. Как показывает наше обсуждение некоторых из их отличительных черт, знание нашего индивидуального темперамента и личности может помочь нам лучше понять наши врожденные сильные и слабые стороны, их связь с дефектами нашего характера и их роль в исправлении этих дефектов. Это не требует, чтобы мы подписывались на какую-то конкретную таксономию или модель. Нам нужно только определить те черты, которые, кажется, описывают наши собственные естественные склонности в той или иной степени. Таблицы в этой и предыдущей главах содержат несколько списков, которые могут помочь нам в этом.
Знание нашего темперамента и личностных качеств было бы бессмысленным академическим упражнением, если бы мы не могли применить его на практике для развития тех качеств, которые способствуют нашему благополучию, и смягчения тех, которые не способствуют нашему благополучию. Это, как мы утверждали, является фатальным недостатком личности как существенно редуктивного, биологически детерминированного понятия. То же самое и с темпераментом, который понимается аналогичным образом. Описательные модели, построенные на их основе, дают нам только информацию. Они не говорят нам, как мы можем использовать эту информацию, чтобы измениться. Они не могут, учитывая, что они морально нейтральны и, следовательно, агностичны в вопросах того, что составляет хорошую и счастливую жизнь, какими людьми мы должны быть, чтобы достичь ее, и как мы можем стать такими людьми. Это, конечно, центральные вопросы, к которым обращаются концепции характера и добродетели. Это центральные вопросы Шага 4 и остальных Шагов, а также лежащие в их основе духовные и моральные принципы.
. . .
При комплексном рассмотрении трех понятий, которые мы разработали в этой и предыдущей главах, темперамент, личность и характер представляют на самом базовом уровне три типа диспозиций, которые последовательно побуждают человека видеть, заботиться, думать, чувствовать, и действовать определенными установленными способами. То, с чем мы рождаемся, составляет наш темперамент, то, что впоследствии формируется на ранних стадиях нашего развития, формирует нашу личность, а то, что впоследствии формируется в результате морального выбора, который мы делаем на более поздних стадиях, создает наш характер. На этот выбор могут в разной степени влиять два других вида диспозиций, но они не обязательно определяются ими.
. . .
Но проводя тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию, мы не исследуем и не пытаемся изменить свой темперамент или свою личность. Мы изучаем и пытаемся изменить свой характер, глубоко укоренившиеся моральные привычки, которые управляли нашими действиями и нашими эмоциями и которые принесли так много вреда нам и многим другим.