Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер
Рубрики : Лекции, Последние статьи, Психология, Публичные лекции
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.
Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:
«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .
Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:
«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»
Почему так важна «очная ставка» с Тенью?
Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.
Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.
В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.
Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.
«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).
Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.
Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Donate
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Карл Юнгпсихологияпубличные лекции
Похожие статьи
Архетип Тени. Архетипы Юнга — Психология
ТЕНЬ – это архетип, который может быть противопоставлен Персоне.
Тень – это архетипическая фигура, которая все еще имеет персонификацию в самых разных формах.
Юнг называл Тень «альтер-Эго» («не-Я» или «анти-Я»). В первую очередь в архетип Тени входит то, что мы в себе не признаем и не хотим в себе видеть. Этот тезис очень хорошо накладывается на рассмотренную выше схему с четырьмя функциями сознания: если моя доминантная функция, которая структурирует мое сознание, то функция, которую я совсем не осознаю как раз- таки организует мою Тень. Если по доминантной функции я принадлежу к мыслительному типу, то у моей Тени автоматически будет доминировать область чувств – которыми я не владею, которые я не понимаю, и которые зарождаются во мне в самые неожиданные моменты. Этот неосознаваемый «глубинно разорванный мир чувств» каждый раз будет проявляться во мне как черт из табакерки.
По мере взросления Тень увеличивается. Если в молодости это относительно узкий слой (как и слой Персоны), то с возрастом он становится «шире, гуще и чернее». В искусстве фигура Тени является излюбленным мотивом и часто служит сюжетам многих произведений (самый известный пример – “Dr. Jeckyll and Mr. Hyde”). Как известно, отрицательных героев проще играть, чем положительных – это можно объяснить тем, что в Тени много взрывной энергии. По этой причине она завораживает.
Встреча с Тенью происходит тогда, когда мы начинаем себя осознавать
Это очень тяжелый этап в нашей жизни, когда мы понимаем, что мы не то, что мы думали о себе. Юнг: «Если мы рассмотрим Тень в индивидуальном аспекте, то она отвечает за «личностную темноту». Это те содержания, которые в течение нашей жизни были вытеснены, отброшены и не допущены до сознания. Это то, что Фрейд называл Бессознательным – все негодное и отброшенное, все то, что мы не хотим видеть.
Если мы рассматриваем Тень в коллективном аспекте, то она отвечает за общечеловеческую «темную сторону» в нас – присущую каждому человеку структурную готовность к чему-то дурному и темному». В одной из своих теологических работ Юнг писал, что каждый истинный христианин должен понять, что это не кто-то распял Христа, а это он виноват в этом. Одним из способов разбирательства с Тенью Юнг считает индивидуальную исповедь, отмечая, что католикам очень повезло в том, что в их конфессии есть такое явление.
Присущую протестантизму коллективную групповую исповедь Юнг считает неспособной справиться с задачей просветления собственной Тени – ибо никто не хочет сталкиваться со своим грехом. Мы всеми силами стараемся удерживать себя на плаву, относиться к себе хорошо и как-то ценить себя. Но при этом человек должен понимать и осознавать свою структурную готовность к дурным поступкам и стремлениям.
Как и в Персоне, в Тени также можно выделить гендерную определенность. Если в Персоне я больше женщина, то в моей Тени будут преобладать маскулинные интенции, предрасположенности и способы реагирования. Я могу ничего не осознавать, но при этом реагировать на какого- то человека или какую-то ситуацию теневым способом.
Как может проявляться Тень?
Прежде всего – в проекции на конкретного человека. Например, кто-то мне не нравится настолько, что я готов перегрызть ему горло, освежевать, замесить и нарубить.
Допустим, в Персоне человек активный, работящий и не знающий покоя, а в Тени он же – ленивое, расслабленное и инертное существо. Что характерно: теневые качества особенно ярко проявляются тогда, когда человек находится «в регрессе». Иными словами, когда человек не может удержать свою Персону, из него начинает хлестать его Тень. Если мы на кого-то проецируем свою Тень, то мы можем понять что-то и про себя. Мораль: если ты что-то очень сильно ненавидишь, то ты должен понять, почему ты это так сильно ненавидишь. В этом смысле очень добрый человек может иметь совсем не добрую подноготную. Вспомнить большинство маньяков – «в миру» это обычно тихони, которые и мухи не обидят.
Особенно ярко этот контраст проявляется в архетипе Матери: самые добрые и лелеющие мамаши зачастую оказываются и самыми деструктивными, «пожирающими». В тихом омуте известно что водится. Чем больше «добра» из Тени человек вытащил на поверхность – тем более гармоничным он становится, делая свои теневые проявления управляемыми.Наша Тень также может проявляться в сновидениях
Юнг приводит такой пример: «Одна пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о ней весьма неблагоприятные сны – та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак, то как преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь – и своими нежностями так ослепила ее, что дочь оказалась не в состоянии сознательно разглядеть вредоносное влияние матери, почему Бессознательное и занялось компенсирующей критикой матери». «Каждому из нас свойственно желание освободиться от своей Тени.
Тем не менее, мы должны понимать, что за каждым из нас по пятам следует своя Тень. Чем меньше воплощена она в сознательной жизни индивида, тем чернее и гуще она. Если бы вытесненные тенденции Тени были бы просто чем-то злобным, то не было бы никаких проблем. Однако Тень, как правило, есть лишь нечто никчемное, никудышное, примитивное, негодное и досадно щекотливое – но никак не абсолютно злое.
Однако Тень также содержит в себе ребяческие примитивные свойства, которые чуть ли не подкрепляют и приукрашивают человеческое существование
Подавление Тени является столь же эффективным целительным средством, как и обезглавливание в случае головной боли». Если неполноценность осознается, то всегда имеется шанс ее коррекции. И все же неполноценность постоянно входит в соприкосновение с нашими интересами, и посему она неизменно подвергается модификации. Если она изолирована и вытеснена из сознания, то ее никогда нельзя корригировать. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы понимать, где мы так сказать «не вполне».
У социопатов Тень проявляется более отчетливо, чем это бывает в норме. Они просто не удерживают Тень. Есть также понятие «белой Тени» – это когда на поверхности мы плохие, а Тень – белая и пушистая. Отсюда же соотношение садо/мазо – на поверхности садист, а в душе мазохист.
Конфронтация с Тенью или осознание своей Тени означает «критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности». Мы боимся своей Тени, потому что это – наша Ахиллесова пята. Люди боятся своей слабости, не хотят признавать ее – и предпочитают изображать себя в Персоне сильными, крепкими и устойчивыми.
Кроме индивидуальной Тени у человека есть коллективная Тень.
Первейший вариант коллективной Тени – это Чѐрт. Для того чтобы убить свою Тень и совладать со своей Тенью у нас существуют разные мифы, например – героические. Стандартный героический миф – это миф, в котором герой должен убить чудовище. Убить чудовище – значит победить свою Тень. Не просто убить и обезглавить – ассимилировать. В решающей схватке герой оказывается проглоченным чудовищем, однако внутри чудовища он начинает по-своему разбираться с бестией, пока эта тварь плывет на Восток, к восходящему солнцу. Погруженность в Тень – ужасное состояние. Не стоит путать погруженность в Тень с захваченностью Тенью – если первое ближе к депрессии, то второе – к психозу.
Будучи внутри чудовища, герой отсекает у него часть жизненно важного внутреннего органа – например, сердца. Тем самым он убивает чудовище, которое прибивается к берегу, где герой, тем самым заново рожденный, выходит наружу – нередко со всеми, кого чудовище проглотило до него. Таким образом, как только мы разобрались с Тенью, мы освобождаем большие жизненные силы, получая энергию либидо, заключенную в Тени. Мы находим подход к разрешению инкапсулированных токсичных комплексов – и они больше не отравляют нашу психику своим инфильтратом. Происходит этакая «чистка пор», и они начинают пропускать энергию.
У юнгианцев есть такое понятие, как завороженность Тенью. Дело в том, что в Тень инвестировано большое количество либидо. Человек может идентифицировать себя с антигероем, а то и со злодеем. Социопаты часто бывают захваченными Тенью – ее части начинают попадать в Персону.
При этом в их Тени несложно будет заметить что-то доброе и светлое. По той же причине негодяи оказываются очень нежными людьми. Например, хорошо известно, что Гитлер очень любил животных и даже мог всплакнуть над кошечкой, сломавшей лапку. Огромное количество энергии либидо, заключенное в Тени, способно притягивать и завораживать других людей. Это в какой-то степени объясняет наличие в нашей жизни организованных преступных группировок и почти полное отсутствие «организованных группировок по деланию добра». Добро делают в основном индивидуально, а зло – сообща.
Проживание каких-то нежелательных для себя черт – это неотъемлемый этап работы с Тенью. Проработка Тени обычно является первым этапом психотерапевтической работы – обычно очень тягостным. Психотерапия способствует этому процессу, но, в теории, человек может справиться и самостоятельно.
Для каждой культуры характерны свои теневые символы. Например, в Северной Америке – это негр. Еще в 20-е годы Юнг в одной из своих ранних работ отмечал, что у американцев в третьем поколении меняется форма черепа – она становится близкой к форме черепа коренного жителя Америки – индейца. Современные исследования отмечают ту же закономерность – черепа проявляют тенденцию к удлинению по направлению к затылку, что характерно для индейцев.
По этой причине индейцы в Америке считаются архетипом Самости – как носители духа, семени и мудрости земли. А негры считаются архетипом Тени – потому что они, будучи рабами, в массе своей «импортировались на североамериканский рынок» без отцов. Если рассматривать Бессознательное в широком символическом смысле как Мать, из которой рождается сознание, то само сознание – это Отец. У негров нет отца, соответственно, они – сплошное Бессознательное. В России в качестве подобной теневой символики можно рассматривать Кавказ. В Европе же это любая скотина. Проявлениями Тени в сновидениях могут быть разные пакостные животные (козѐл, жаба и прочее).
Юнг много занимался алхимией, где очень мощно представлен аспект Тени. Он считал алхимию в целом теневым дополнение христианской доктрины. Алхимики делали золото и искали философский камень – а в терминах самого Юнга обретение философского камня равносильно обретению Самости. В своих изысканиях алхимики использовали разные вещества, которые имели несколько рядов смыслов и вариантов интерпретации.
Первым этапом алхимического деяния была меланхолия или «долгий путь» – это этап осознания своей собственной Тени. Это соприкосновение с собственной Тенью. На этом этапе адепт должен был развести огонь под запаянной ретортой с водой. Он должен был поддерживать огонь таким образом, чтобы вода испарялась, поднималась наверх, конденсировалась и опускалась вниз – и должен был делать это 40 дней и 40 ночей. Здесь адепт может уйти в две крайности:
- Отчаяться, что ничего не происходит – и перестать разводить огонь, потеряв всякое желание что-то делать – это уныние, которое часто постигает людей на собственном пути осознания Тени, в т. Ч. В процессе психотерапии. Человек понимает, что путь, который ему предстоит пройти – бесконечен, а результатов нет никаких. Делать что-то, ничего не получая – это и есть проработка нашей Тени;
- Адепт может возжелать, чтобы что-то изменилось побыстрее – и тогда он разведет слишком сильный огонь и колба треснет – это компульсия.
И только если адепт не впал в уныние и не угробил колбу в этой колбе появляются девы и начинается процесс алхимического деяния. Этот этап алхимии Юнг называет nigredo («чернота») и сравнивает с состоянием меланхолии (здесь он ссылается на известную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия»). Это не столько деяние, сколько переживание собственных тягот. Юнг говорил об исключительной важности осознания своей Тени – это не только обеспечивает прохождение пути индивидуации, но и способствует разрешению общечеловеческих проблем. Это действительно очень сильное разочарование в себе, кризис, практически жизненное крушение. Задача человека – получить из nigredo золото.
«Конфронтация с Тенью означает критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности. Тень, благодаря проекции, неизменно появляется в виде переноса на объект, поэтому всегда виноват другой, именно в том случае, если сознательно не признано, что темнота находится в нас самих. Осознание Тени в ходе аналитической работы должно, поэтому, принимать в расчет величайшее сопротивление со стороны анализируемого, который часто совершенно не в состоянии это перенести и принять все темное, мрачное в качестве чего-то, что в равной мере принадлежит ему самому. Такой человек постоянно боится увидеть, как под грузом этого познания рушится знание его сознательного Эго, которое он с таким трудом поддерживал.
Тем не менее, нам необходимо испить эту горькую чашу до конца. Но именно после того, как мы научимся отделять себя от нашей Тени, признавая ее реальность, мы должны быть готовы к тому, что это познание поможет нам увидеть и уладить разбирательства с прочими парами противоположностей нашей психики. Только после этого наступает объективная установка по отношению к собственной личности, без которой нет продвижения к целостности. Если некто представляет собой человека достаточно отважного для того, чтобы принять на себя все без исключения свои проекции, то получится индивид, который в значительной мере осознал свою Тень.
Такой индивид, конечно же, нагружается новыми проблемами и конфликтами. Он становится сам для себя весьма серьезной задачей, потому что отныне он уже более не вправе говорить что другие делают то или иное, что другие допускают ошибку, и что с другими следует бороться. Он живет в доме раздумий о себе, в доме внутреннего сосредоточения. Такой человек знает, что-то, что случается в мире, происходит равно и в нем самом. И только тогда, когда он научится совладать со своей собственной Тенью, он сделает для мира нечто существенное – ведь ему удалось хотя бы на толику ответить на неразрешимые колоссальные вопросы нашего времени».
Юнг полагал, что если кто-то в семье проходит через кризис, связанный с одолением Тени, это влияет на всех членов семьи. Люди, которые проработали себя внутри себя и ассимилировали свою Тень, без осуждения принимают теневые проявления окружающих, и тем самым они более гармоничны.
Про Персону здесь
Embracing The Shadow — Карл Юнг
«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной. Последняя процедура, однако, неприятна и потому непопулярна».
Карл Юнг
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — новелла 1886 года, написанная шотландским писателем Робертом Льюисом Стивенсоном. В книге доктор Джекилл, большой, хорошо сложенный мужчина, сражается между двумя внутренними личностями добра и зла. Хорошим человеком хочет быть Генри Джекилл, и злым, импульсивным и жестоким Эдвардом Хайдом. Джекил знает, что Хайд в нем содержит побуждения, которые не подходят тому человеку, которым он хочет быть, и внутренний конфликт и подавление Хайда подпитывают эту более темную сторону, пока она не станет всеохватывающей.
История Джекила и Хайда — прекрасная иллюстрация эго и тени в юнгианской психологии. Сегодня мы будем исследовать как природу человека, которым мы хотим быть, так и природу нашей тени, форму, которую принимают аспекты нашей природы, которые нам не нравятся, части нас самих, которых мы стыдимся, первобытные и импульсивные части и то, что мы скрываем от себя и окружающих.
Мы исследуем оба этих аспекта нашей личности, чтобы дать контекст обоим — мы увидим опасности, скрывающиеся в нас, и мы увидим, как мы можем их преодолеть, принять тень и использовать это мощный инструмент, помогающий нам жить лучше и конструктивнее.
Юнг писал:
«К сожалению, не может быть никаких сомнений в том, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благонамеренным намерениям».
В каждом из нас заключены две части единого целого — человек, которым мы хотим быть, и часть нас самих, конфликтующая с этой идеальной версией нас самих. Часто часть нас, которая конфликтует с идеалом, — это часть, которая имеет импульсивные побуждения, желания и вещи, которые мы чувствуем, но не любим.
Тень, описанная Карлом Юнгом, — это бессознательная часть нашего характера или личности, которая не соответствует идеальной версии того, к чему мы стремимся, — той версии нас, которую Юнг называл идеалом эго.
Этот контраст между эго-идеалом и тенью заставляет нас отвергать тень и сопротивляться ей, и, отвергая те части себя, которые нам не нравятся, мы бессознательно проецируем их на других. Это легко увидеть в нашей неприязни к некоторым людям. Часто то, что нам не нравится в других, указывает на то, что нам не нравится в себе.
Юнг писал:
«Психологическое правило гласит, что когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит снаружи как судьба. Иными словами, когда индивидуум остается неделимым и не осознает своей внутренней противоположности, мир волей-неволей должен разыграть конфликт и разорваться на противоборствующие половины».
Карл Юнг и Ид
Чтобы правильно понять тень и ее природу, мы сначала должны исследовать свое Ид. Ваше Ид — это инстинктивная часть вашей личности, которая существует с момента вашего рождения — это побуждение, которое вы испытываете к желанию, импульсу, потребности в еде, укрытии, общении и агрессии. Ид управляется импульсом, желанием, мгновенным удовлетворением и избеганием боли и дискомфорта. Фрейд объяснял Ид как бессознательную силу внутри нас:
Он писал:
«Это темная, недоступная часть нашей личности, и то немногое, что мы знаем о ней, мы узнали из нашего изучения работы сновидения и, конечно же, построения невротических симптомов и большей части этого. носит отрицательный характер и может быть описан только как противопоставление эго. Мы подходим к Оно с аналогиями: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. . . . Он наполнен энергией, идущей к нему от влечений, но он не имеет организации, не производит коллективной воли, а только стремление произвести удовлетворение инстинктивных потребностей при условии соблюдения принципа удовольствия».
Карл Юнг и Эго
Когда мы рождаемся, мы рождаемся со своим Ид, однако по мере того, как мы взрослеем и начинаем ориентироваться в мире, мы развиваем наше Эго. Там, где Ид — это поиск удовольствия и избегание боли, эго — это то, как мы определяем свое место в реальности окружающего нас мира, как мы решаем представить себя миру на основе каждого из наших переживаний, ценностей и убеждений. .
Во фрейдистской психологии эго — это способ разума оценивать внешний мир и ориентироваться в соответствии с тем, что он наблюдает, и в соответствии с тем, что он считает наиболее подходящим. В отличие от Ид, которое действует в соответствии с поиском удовольствия и избеганием боли. Эго опосредует Ид в откладывании удовлетворения и принятии исполнительных решений не действовать по каждому импульсу, а действовать в соответствии с нашими ценностями и тем, как мы думаем, что мы должен вести себя , а не так, как мы хотим, чтобы вел себя.
Однако, поскольку эго пытается удовлетворить импульс Ид способами, которые оно может оправдать в контексте реальности, существует риск, что оно замаскирует желания Ид бессознательной рационализацией, другими словами; поскольку эго пытается сбалансировать поиск удовольствий с действиями, которые, по его мнению, способствуют тому, чтобы быть хорошим человеком, эго может искажать реальность, чтобы создавать истории, подтверждающие импульсы Ид и поведение, проистекающее из этих импульсов. Это то, на что мы должны обратить внимание. Примером этого является человек, который съедает целый торт, говоря себе, что он заслужил это за то, что так хорошо соблюдал диету на этой неделе. Как люди, мы склонны искажать реальность, чтобы служить импульсам нашего ид, и это поведение — то, о чем мы должны знать.
В детстве мы поглощены нашим Ид, мы действуем по каждому импульсу, стараемся избегать всех источников боли, и в этом состоянии баланс эго и Ид почти полностью направлен на Ид.
По мере взросления мы узнаём, что не все импульсы созидательны, не всякой боли следует избегать. Чем больше мы переживаем и чем больше мы учимся, тем лучше мы можем увидеть разницу. Это часть мудрости. Способность не только решать, чего нам следует и чего не следует избегать, несмотря на давление Ид, но и сочетать это с дисциплиной действовать в соответствии с этим пониманием.
ТЕНЬ:
Лучше поняв ид и эго, мы сможем лучше понять концепцию тени. Юнг объяснил, что тень — это когнитивное слепое пятно нашей психики, подводное течение того, кто мы есть, что мы. совершенно не подозревая; это элемент нашей собственной природы, который существует в нашем бессознательном и создан из наших подавленных желаний, идей, инстинктов, наших слабостей и недостатков. Это разрыв между эго и ид. В частности, это вызвано сопротивлением, которое исходит из различий в жизни, которую наше эго сознательно заставляет нас жить, чтобы вписаться в окружающий мир, и поведения, к которому нас тянет наше Ид.
Юнг описал тень как «то, чем человек не хочет быть». не любить в себе и подавлять или избегать — это называется проекцией и может привести к искаженному восприятию окружающих нас людей.
Хотя нам может не нравиться то, что мы видим, когда начинаем смотреть на свою тень, ее исследование важно для личного развития.
Юнг писал:
«Встреча с самим собой — это, во-первых, встреча с собственной тенью. Тень — тесный проход, узкая дверь, чье болезненное сужение не щадит никого, кто спускается в глубокий колодец. Но нужно научиться познавать себя, чтобы узнать, кто ты есть».
Когда мы чувствуем притяжение нашего Ид, и это притяжение вступает в противоречие с нашим эго и тем человеком, которым мы хотим быть, это трение — это то место, где появляется тень. Опасность тени заключается в том, что она бессознательно проецирует себя, а это означает, что она может проникнуть в наши мысли и наши действия без нашего ведома. Мы можем занять оборонительную позицию, мы можем слишком много протестовать против чего-то, чего мы на самом деле желаем внутренне, мы можем набрасываться на людей или использовать свое эго для создания историй, подтверждающих потребности Ид и, соответственно, Тени.
В «Архетипах и коллективном бессознательном» Юнг писал:
«Человек, одержимый своей тенью, всегда стоит в своем собственном свете и попадает в собственные ловушки… живя ниже своего уровня».
Какой бы ни была тень, велика вероятность того, что она будет разрушительной в большей или меньшей степени и повлияет на нашу жизнь и наше благополучие. Многие из саморазрушительных поступков, которые мы совершаем по отношению к себе, вызваны борьбой тени. Некоторые пристрастия вызваны им, конфликтом, который мы переживаем. Как написал Стивенсон в рассказе о Джекилле и Хайде, человек не один, а на самом деле два; у него есть сознательная личность и тень, каждая из которых часто борется за превосходство в его разуме.
«Человек должен осознать, что он обладает тенью, которая является темной стороной его собственной личности; он вынужден признать свою «низшую функцию» уже хотя бы по той причине, что она так часто подавляет его, в результате чего светлый мир его сознательного разума и его этические ценности поддаются вторжению темной стороны. Все страдание, причиняемое человеку переживанием врожденного зла в его собственной природе, вся неизмеримая проблема «первородного греха», по сути, грозит уничтожить личность в суматохе беспокойства и чувства вины». — Эрих Нойманн
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕНИ:
Прежде чем мы рассмотрим принятие тени и ассимиляцию ее тем, кто мы есть, стоит задуматься о том, что тень может сделать для нас.
В своем хаосе и порыве тень может также содержать ряд качеств и потенциала, которые могут помочь скорректировать наш характер и нашу личность.
Например, если вы считаете, что напористость или агрессия делают вас плохим человеком, возможно, вы позволили другим людям раздвинуть ваши границы, а сами ничего не говорите, не желая причинять неприятности. Тем не менее, ваша тень может содержать напористую природу, природу, которую вы можете гневно отталкивать, когда вас толкают другие. Если это так, то вы можете научиться использовать этот элемент своей тени, чтобы, когда вы находитесь в положении, требующем жестких границ или переговоров, у вас была возможность сказать «нет» и устоять на своем.
Другие примеры могут включать в себя разрешение себе выражать свои чувства, если мы выросли, полагая, что выражение наших чувств — это слабость.
Наша тень может помочь нам понять других; когда мы знаем свою собственную тень и видим намеки на нее в других людях, мы можем быть более сострадательны к тому, что они чувствуют.
Какой бы ни была природа вашей тени, знание ее поможет вам принять ее, а принятие не только ослабит ее власть над вами, но и начнет раскрывать ее потенциал.
АССИМИЛЯЦИЯ ТЕНИ:
Итак, как нам взять тень и связать ее с тем, кто мы есть?
Юнг сказал:
«Не существует общеэффективной техники для ассимиляции тени. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров».
Что это значит?
Во-первых, мы должны признать, что часть того, кто мы есть, это масса нежелательных импульсов и желаний, называемая тенью. Это часть всех нас, и хотим мы этого или нет, это будет влиять на то, как мы ведем себя и воспринимаем мир вокруг нас.
Во-вторых, мы должны изучить его природу. Это требует самоанализа. Как выразился Юнг, « добросовестное внимание к настроениям, фантазиям и импульсам». Этого внимания можно достичь с помощью медитации, наблюдения за работой ума в настоящий момент и с помощью таких практик, как ведение дневника, когда мы записываем свои мысли, настроения, фантазии и желания. Оба метода полезны для изучения того, как работает наш разум, и оба постепенно, со временем, позволят нам изучить качества нашей тени.
В-третьих, и наконец, переговоры — это то, что мы неизбежно будем иметь взад и вперед между принятием тени и ее отвержением, и выяснением того, что нам полезно, а что нет. Это опять же можно сделать с помощью медитации, но вам также нужно будет показать тень миру, чтобы увидеть, какие части кажутся конструктивными, а какие нет.
Есть несколько техник, которые могут помочь нам в этом путешествии с нашей тенью:
Научившись осознавать, как мы реагируем на вещи и на других людей, мы сможем лучше понять, что нас побуждает и заставляет оборонительные и какие конкретные черты в других нам не нравятся. Эти модели нашего поведения со временем помогают нам понять природу нашей тени. Поэтому, когда мы чувствуем побуждение инстинктивно действовать в ответ на что-то или кого-то, постарайтесь поймать себя в данный момент и понять, почему и что вы чувствуете.
Используйте качества, которые вам нравятся в себе, чтобы понять качества, которые вам не нравятся. Если вам нравится быть спокойным человеком, поищите примеры, когда ваше спокойствие было нарушено и что вызвало ответную реакцию. Если вам нравится быть добрым человеком, найдите в своей жизни области, в которых вы склонны быть недобрым, холодным или лишенным сострадания. Ищите в себе исключения из хорошего и попытайтесь понять, почему это может быть
Управляйте своим внутренним диалогом — мы все говорим сами с собой, сознательно или бессознательно. Язык, который мы используем внутри, в какой-то мере влияет на то, как мы реагируем вовне. Следите за языком и тем, что говорится, это может привести вас к некоторой ясности в отношении природы вашей тени или историй, которые мы рассказываем себе, чтобы скрыть или подтвердить потребности тени.
Наконец, есть несколько вещей, которые могут быть полезны, когда мы исследуем тень в себе:
Сострадание к себе — и наша способность понимать себя, когда мы находим в своем характере что-то, чего не видим. нравиться. Важно понимать, что у каждого есть тень под той версией себя, которую он решил показать миру. Некоторые из них более разрушительны, чем другие, но в той или иной степени они есть у всех. Не корите себя слишком сильно.
Самосознание — и наша способность понимать, что мы чувствуем и о чем думаем в данный момент.
Честность — и наша способность принимать то, что мы видим в себе, и видеть это таким, какое оно есть, а не пытаться исказить это, потому что это может быть неудобно.
«Тень, когда она реализована, является источником обновления; новый продуктивный импульс не может исходить из установившихся ценностей эго. Когда в нашей жизни наступает тупик и бесплодное время — несмотря на адекватное развитие эго — мы должны смотреть на темную, до сих пор неприемлемую сторону, которая была в нашем сознательном распоряжении… Это подводит нас к фундаментальному факту, что тень — это дверь в нашу индивидуальность. В той мере, в какой тень дает нам первое представление о бессознательной части нашей личности, она представляет собой первую стадию встречи с Атманом. На самом деле нет доступа к бессознательному и к нашей собственной реальности, кроме как через тень. Только когда мы осознаем ту часть себя, которую до сих пор не видели или предпочитали не видеть, мы можем перейти к вопросу и найти источники, из которых она питается, и основу, на которой она покоится. Следовательно, никакой прогресс или рост невозможны до тех пор, пока тени не будут адекватно противостоять, а противостояние означает больше, чем просто знание о ней. Только когда мы действительно будем потрясены, увидев себя такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, какими мы хотим или, как мы надеемся, предполагаем, мы можем сделать первый шаг к индивидуальной реальности». -Конни Цвейг
Больше похоже на Юнга и Тень
Юнгианская Тень — Общество аналитической психологии
Тень Кристофера Перри
друг друга в наш внутренний мир. Два из них, персона и анима/анимус, являются реляционными; персона относится к внешнему миру, а анима/анимус — к внутреннему миру. Эго, которое в основном основано на теле и может быть понято как исполнительная часть личности, стоит рядом с тенью, и эти два связаны с нашей идентичностью.
Проблемы с нераспознаванием тени
Юнг глубоко интересовался тенью — ее формой и содержанием — и процессом ассимиляции «того, чем человек не хочет быть» [CW16, para 470]. Он совершенно ясно видел, что неспособность распознать, признать и справиться с теневыми элементами часто является корнем проблем между людьми, а также внутри групп и организаций; это также то, что питает предрассудки между группами меньшинств или странами и может спровоцировать что-то между межличностным конфликтом и большой войной. Возможно, поэтому Общий указатель к его собранию сочинений содержит более двух страниц ссылок на тень. Знакомство с тенью является существенной частью терапевтических отношений, индивидуации и становления более округлым, более цельным и более красочным.
Тень и идентичность
В дополнение к юнговской идее персоны, которая есть «то, чем себя, а также другие считают» [CW9 para 221], «тень — это то, что скрыто, подавлено, по большей части низшее и обремененная виной личность, чьи конечные разветвления восходят к царству наших животных предков… Если до сих пор считалось, что человеческая тень была источником зла, то теперь при более тщательном исследовании можно установить, что бессознательный человек, то есть его тень состоит не только из предосудительных с моральной точки зрения тенденций, но также проявляет ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистические прозрения, творческие импульсы и т. д.» [CW9пункты 422 и 423].
Потенциал тени
Здесь необходимо очень сильно подчеркнуть, что тень содержит в себе всевозможные качества, способности и потенциал, которые, если их не распознать и не овладеть ими, поддерживают состояние обеднения личности и лишают человека источников энергии и мостов связи с другими. Например, человек может считать, что быть напористым — значит быть эгоистичным; поэтому он идет по жизни, подталкиваемый другими и глубоко внутри кипящий от обиды, которая, в свою очередь, заставляет его чувствовать себя виноватым. В этом случае его способность к самоутверждению и его негодование составляют часть его тени. Анализ может бросить вызов его системе ценностей, проследить ее до ее истоков, помочь ему стать более воплощенным и, таким образом, лучше соприкоснуться со своими потребностями, а также открыть области выбора, которые, вероятно, приведут к уменьшению его обиды.
Личные и коллективные аспекты тени
Может быть полезно рассматривать тень вертикально. Наверху находится личная тень — она может казаться довольно черной, бесформенной и недоразвитой, а также нежелательной и отвергнутой. Но, как мы видели, хотя это может показаться выгребной ямой, это также может быть сокровищницей. Ниже этого, но никак не отделенного от него, находится коллективная тень. Это, как и личная тень, относительно в том смысле, что оно будет частично культурно детерминировано. Он состоит из того, что противоречит нашим сознательным, разделяемым и коллективным ценностям. Например, в некоторых культурах допустимо женское обрезание; и вызывает отвращение у членов других культурных групп. Что-то вроде педофилии, однако, является нарушением табу, которое, кажется, повсеместно поддерживается.
Тень и зло
Это ведет нас к самым глубоким областям тени, где мы находим проявления зла как динамики в мире, к которому нам нужно относиться с коллективной виной, ответственностью и возмещением: приватизированная вода, оружие торговля, голод, пытки, залив Гуантанамо и т. д.; у каждого из нас будет такой список. Проблема зла — это проблема, которую Юнг исследовал в своей переписке с доминиканцем отцом Виктором Уайтом и в своих работах, в частности, в «Ответе Иову». Это огромная тема, которая выходит за рамки данного введения.
Тень и проекция
Как встречается тень? Почти всегда в проекции на какого-то другого человека/семью/группу и т. д. Это означает, что я вижу в другом что-то, что мне не нравится; это имеет тенденцию продолжаться. Например, я могу начать замечать, что многие другие люди довольно жадны. И я могу начать осуждать или осуждать их жадность. Но, если повезет, до меня может дойти, что то, что мне не нравится в других, на самом деле является чем-то, с чем я борюсь внутри себя. Эти проекции могут быть на внешних других или на внутренние фигуры сна; или оба.
Каковы некоторые из отрицаемых аспектов психосоматического единства, которое мы называем личностью? Тело — хорошее место для начала. Его форма проблематична для некоторых людей, которые не чувствуют себя физически соединенными; другие не любят или ненавидят свою форму и идут на все, чтобы изменить ее; другие чувствуют себя совершенно бестелесными. Содержимое тела притягивает негативные проекции, которые затем могут быть переданы другим, которых мы описываем как «дерьмовых/сопливых/кровавых» и т. д. Затем идут сексуальность и секс и сопутствующие им тревоги и давления.
С точки зрения человеческого развития, как только младенцы смогут испытывать, наслаждаться и жить в своем теле, они могут научиться с помощью своей матери, как преобразовывать ощущения в аффекты. Например, «бабочки» в животе могут означать «я нервничаю/застенчив/боюсь этой авторитетной фигуры и т. д.». Так мы постепенно создаем эмоциональный словарь и учимся принимать широкий спектр чувств наряду со способностью думать о них. Но многие люди, которые обращаются за терапией, приходят с целым рядом эмоций, запертых за защитной стеной брони, которая препятствует сближению с собой и другими, истинной близости и конфликту. Положительные и отрицательные чувства проецируются на окружающих, и с проекцией уходит способность ясно мыслить о ситуациях и отношениях.
Влияние других на тень
Почему это произошло? С младенчества, детства и юности мы получаем от наших родителей/опекунов как сознательные, так и бессознательные сообщения о том, что приемлемо с точки зрения нашего тела, наших чувств и нашего поведения. Все неприемлемое подавляется и подавляется и становится частью нашей тени. Мы не только принимаем и подавляем то, что неприемлемо, мы также усваиваем отношение наших опекунов к этим нежелательным качествам и характеристикам самих себя. Чем жестче отношение, которое могло выражаться в отказе от любви, отвержении, физическом/эмоциональном/сексуальном насилии, тем более враждебно мы относимся к этим граням нашей тени. В худшем случае тень неразрывно переплетается с тревогой покинутости, так что ее появление действительно может ощущаться как вопрос жизни или смерти. Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что положительные, любящие чувства, фантазии и импульсы могут стать такой же частью тени, как и отрицательные, враждебные.
Карл Юнг и Тень – опыт Юнга
В «Воспоминаниях, снах, размышлениях» Юнг рассказывает о сне, в котором он и «смуглокожий дикарь» убили Зигфрида. Рассказывая сон, Юнг описывает некоторые чувства, связанные со встречей с тенью и ее ассимиляцией: страх, отвращение, раскаяние и вина, сострадание, горе и смирение. Это потрясающий список, и он указывает на силу тени, ее способность владеть нами («Сегодня он не в себе»), даже подавлять нас. Но в нем отсутствует стыд; мы все склонны стыдиться своей тени, некоторые до ужаса.
В первых главах своей автобиографии Юнг часто ссылается на то, что его мать использовала стыд как средство дисциплины. Но ни Фрейд, ни Юнг не обращали особого внимания на стыд, хотя оба сильно страдали от его последствий. Возможно, этот дефицит в их сочинениях отчасти был связан с тем, что ни один из них не подвергался анализу. Для появления тени без преодоления эго ядовитыми эффектами стыда каждому из нас нужна разная реляционная и психологическая среда; анализ, психотерапия, консультирование — все они предлагают такую среду по-разному.
Терапевт предлагает постоянное положительное отношение, частично выражающееся в приверженности надежности, преемственности и желании поделиться с пациентом своим пониманием внутреннего и внешнего мира пациента. Это часть понимания, поиска смысла, принятия мер (например, с точки зрения проверки реальности) и сохранения результата на какое-то время. Пациент начинает доверять терапевту; и это доверие углубляется, когда теневые элементы пациента вступают в терапевтические отношения, где они принимаются с состраданием и попытками понимания. Если все идет достаточно хорошо, они больше не подвергаются неодобрению, стыду или отвержению, и энергия, которая заперта в них, высвобождается. Например, депрессивный человек, которому удается связаться и познакомиться с подавленной яростью, становится оживленным и энергичным.
Усвоение тени
Этот процесс ассимиляции тени ведет к самопринятию и самопрощению. Обида и вина уступают место принятию на себя ответственности и попыткам разобраться, что кому принадлежит. Ожесточенная совесть, склонная наказывать себя и других, может расслабиться, а личные ценности можно противопоставить коллективной морали.
Тень терапевта
У терапевта тоже есть тень — тема, которую исследовал Адольф Гуггенбюль-Крейг, предупреждая нас об опасностях, присущих возможному искажению архетипического образа Раненого-Целителя. Такое извращение может иметь место, когда по разным причинам терапевт разделяет терапевтическую пару на «исцеленного терапевта» и «раненого пациента», тем самым извлекая целительный потенциал из самого пациента, который затем попадает в ловушку пассивного, инфантилизированного состояния. и зависимое положение. Такое расщепление может привести ко всевозможным нарушениям терапевтических границ, ответственность за которые всегда лежит на терапевте из-за, среди прочего, силы переноса. Их необходимо рассмотреть в рамках дальнейшего анализа+/надзора.
Трикстер
Из мифологии это персонаж Трикстера «…коллективная теневая фигура, сумма всех низших черт характера в людях» [CW9, параграф 484], который, по мнению Юнга, может спасти нас от «высокомерия». и освободить сознательный разум от его увлечения злом. Трикстер обычно считается жестоким, бессознательным и не связанным, но тем не менее тем, кто может превратить бессмысленное в значимое. Часто встречающийся на перекрестках, он всегда подвижный, двуличный, сексуально необузданный и шутник. Трикстер лучше всего изображается, пожалуй, в образе Гермеса, наделившего Пандору («всеодаренную») дерзостью и хитростью.
В западной культуре именно волк приближает нас к миру теней на более животном уровне. Де Врис (1984) приводит архетипические качества волка: необузданная природа, плодовитость, похоть, жестокость, кровожадность, жадность; «…дьявольский, меланхолический голод», который может приобретать более гуманные черты.
Тень Юнга
В настоящее время принято считать, что Юнг оставил тем, кто интересовался его идеями и их развитием, некоторые из своих собственных теневых элементов: свой антисемитизм, свое негативное отношение к анимусу, свое неясное письмо, свою идеализацию. Востока и т. д. Он никогда не хотел, чтобы были какие-либо «юнгианцы», но интересно отметить, что так много юнгианских организаций подверглись расколу, окостенению жестких защит и массовому проецированию! Но, как предположила Стейси, именно в теневых землях организаций так много творчества находит передышку.