Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Теории личности фрейда кратко: Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории

Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории

Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что поведение обусловливается психологическими силами, согласуясь с положением психического детерминизма. Бессознательные силы часто пересиливают сознательные, продуцируя симптомы неврозов, сновидения и ошибки в повседневной жизни. Сновидения могут интерпретироваться в процессе поиска их символических значений (латентное содержание). Бессознательное развивается, когда вытесняются неприемлемые мысли. Личность можно описать с точки зрения трех структур. Ид функционирует согласно первичному процессу и принципу удовольствия, находясь в бессознательном поиске немедленного удовлетворения биологических стимулов, и является источником психической энергии (либидо). Эго действует согласно вторичному процессу и принципу реальности; оно адаптируется к реальности, используя защитные механизмы, чтобы уладить внутрипсихический конфликт. Суперэго представляет ограничения общества и дает чувство вины и эго-идеал.

Личность развивается, проходя через пять стадий психосексуального развития. Основное формирование происходит в течение оральной, анальной и фаллической стадий, от рождения и до 5 лет. Латентная стадия представляет собой «затишье» перед финалом — генитальной стадией взросления. Фиксация, особенно на первых трех стадиях, препятствует развитию и может продуцировать симптомы, которые излечиваются при помощи психоанализа. Основной техникой психоанализа являются свободные ассоциации, позволяющие раскрыть бессознательный материал. К другим важным элементам лечения относятся толкование сновидений, катарсис и инсайт. Раскрытие памяти в терапии представляет собой спорную технику, использование которой может в результате привести к возникновению ложных воспоминаний.

Хотя многие психоаналитики разделяют убеждение Фрейда, что наблюдения за психоаналитическим лечением предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих теорию, другие все же в процессе изысканий предпринимают попытки эмпирической верификации исследования, но с разным успехом. Предлагались и альтернативные объяснения феноменов бессознательного, например когнитивное (вместо динамического) бессознательное.

Глоссарий

Основные понятия психоаналитической теории З. Фрейда

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития, от 1 до 3 лет.

Анальный характер — тип личности, сформировавшийся в результате фиксации в возрасте от 1 до 3 лет, характеризующийся склонностью к порядку, скупости и упрямству.

Бессознательное — психические процессы, неосознаваемые человеком.

Боязнь кастрации — страх, мотивирующий развитие мальчиков от 3 до 5 лет.

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт — Конфликт внутри личности между желаниями ид и ограничениями суперэго.

Вторичный процесс — сознательное психическое функционирование, при котором преобладает эго; характеризуется логическим мышлением.

Вытеснение — защитный механизм, при котором неприемлемые импульсы становятся бессознательными.

Генитальная стадия — зрелая стадия психосексуального развития.

Генитальный характер — здоровый тип личности.

Замещение — защитный механизм, при котором энергия переносится с одного объекта или вида деятельности на другой.

Защитные механизмы — стратегии эго, направленные на преодоление бессознательного конфликта.

Ид — наиболее примитивная структура личности, источник психической энергии.

Идентификация — защитный механизм, при котором человек «объединяется» с другой личностью или копирует ее.

Изоляция — защитный механизм, при котором вызывающий конфликт материал хранится несвязанным с другими мыслями.

Инсайт — осознанное узнавание своей мотивации и бессознательных конфликтов.

Интеллектуализация — защитный механизм, при котором человек сосредоточен на размышлении и избегает чувств.

Катарсис — терапевтический эффект, возникающий при раскрытии эмоций, когда ранее вытесненный материал выходит в сознание.

Катексис — направленность психической энергии на объект.

Конверсионная истерия — форма невроза, при которой психологический конфликт проявляется в физических симптомах (но без физических повреждений).

Конденсация — сочетание двух или более образов; характеристика первичного процесса (например, в сновидении).

Контртрансфер — реакция аналитика на пациента, искаженная нерешенными конфликтами.

Либидо — психическая энергия, проистекающая из сексуальности.

Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, с рождения до года.

Оральный характер — тип личности, возникающий в результате фиксации на первой стадии психосексуального развития; характеризуется оптимизмом, пассивностью и зависимостью.

Отрицание — примитивный защитный механизм, при котором материал, продуцирующий конфликт, просто вытесняется.

Ошибка по Фрейду — психологически мотивированная ошибка в речи, поведении и так далее (например, забывание дня рождения нелюбимого родственника).

Парапраксис — психологически мотивированная ошибка, обычно называемая «ошибка по Фрейду».

Первичный процесс — бессознательное психическое функционирование, в котором преобладает ид; характеризуется нелогичным символическим мышлением.

Предсознательное — психическое содержание, неосознаваемое человеком, но которое может легко выйти в сознание.

Принцип реальности

— модель функционирования эго, при котором устанавливается соответствующий контакт с внешним миром.

Принцип удовольствия — мотивация ид к получению удовольствия и избежанию боли.

Проективный тест — тест, представляющий неоднозначные стимулы, например кляксы или картинки, таким образом, что реакция человека, выполняющего тест, будет обусловлена бессознательным.

Проекция — защитный механизм, при котором собственный неприемлемый импульс неправильно приписывается другому.

Психоанализ — теория Фрейда и ее применение в терапии.

Рационализация — защитный механизм, при котором предлагаются различные сознательные объяснения, а не истинные мотивации бессознательного.

Реактивное образование — защитный механизм, при котором человек думает или ведет себя «от противного» — к неприемлемому бессознательному импульсу.

Свободные ассоциации — психоаналитическая техника, при которой пациент говорит все, что приходит в голову, позволяя раскрыться бессознательным связям.

Скрытое содержание — спрятанное бессознательное значение сновидения.

Сознание, познание — психические процессы, позволяющие человеку осознавать, познавать.

Сублимация — защитный механизм, при котором импульсы выражаются в социально приемлемой форме.

Суперэго — структура личности, «внутренний голос» ограничений общества и родителей.

Танатос — инстинкт смерти.

Трансфер — в терапии: перенос на терапевта чувств пациента, основанных па его ранних переживаниях.

Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, от 3 до 5 лет. Фиксация — остановка нормального развития на определенной психосексуальной стадии.

Эго — наиболее зрелая структура личности; служит связующим звеном в интрапсихическом конфликте и средством совладания с внешним миром.

Эдипов комплекс — конфликт, переживаемый мальчиком в возрасте от 3 до 5 лет, включая сексуальную любовь к матери и агрессивное соперничество с отцом. Эрос — инстинкт жизни.

Явное содержание — лежащее на поверхности значение сновидения.

Психоанализ З. Фрейда кратко и доступно

Читайте также:

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ и научные методы. Эксперименты Силвермана

Лечение в психоанализе. Техники психоаналитической терапии

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Краткая биография Зигмунда Фрейда

1. Психодинамическая теория личности з. Фрейда

Введение

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

Психосексуальные стадии развития

Психоаналитическая терапия

Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”).

На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно).

Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия

. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. 

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревогаэто эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии.

Теория Ид Фрейда в психологии

Шарлотта Никерсон, опубликовано 12 мая, 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Ид, впервые сформулированный психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1923), представляет собой часть личности, которой движут инстинктивные потребности и желания.

Ид является основным источником мотивации всего человеческого поведения, а именно основных потребностей, таких как голод, эмоциональное выражение и секс.

Оно действует по принципу удовольствия, что означает, что оно стремится удовлетворить свои потребности и желания любым возможным способом.

Обзор и история

В психоаналитической теории Ид — это компонент личности, который содержит инстинктивные, биологические побуждения, снабжающие психику ее основной энергией или либидо.

Психоаналитик Зигмунд Фрейд считал Ид самым примитивным компонентом личности, находящимся на самом глубоком уровне бессознательного.

Он не имеет внутренней организации и действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия — стремлением к удовлетворению и избеганию или рассеянию боли.

Таким образом, в жизни младенца преобладает желание немедленного удовлетворения инстинктов, таких как голод и секс.

Это доминирование Ид сохраняется до тех пор, пока следующий уровень личности, эго, не начнет развиваться и действовать в соответствии с реальностью.

Трехчастная теория Фрейда оказала глубокое влияние на психологию, особенно в области человеческого развития.

Фрейд считал, что Ид отвечает за все наши основные потребности и влечения, включая секс, голод и агрессию.

Фрейд считал, что Ид постоянно пытается удовлетворить эти влечения, но часто терпит неудачу из-за принципа реальности, который диктует, что мы не всегда можем иметь то, что хотим.

Эта фрустрация часто приводит к конфликту внутри личности, который может проявляться по-разному, например, в тревоге или неврозе (Freud, 1923).

Хотя теория Ид Фрейда подвергалась критике со стороны многих психологов на протяжении многих лет, она продолжает оставаться одной из самых влиятельных теорий в психологии.

Он помог психологам понять роль основных побуждений людей в человеческом поведении и предоставил основу для понимания того, как люди разрешают конфликты внутри себя.

Когда появляется идентификатор?

Фрейд считал личность похожей на айсберг. Он считал, что эго, или сознательный разум, — это лишь верхушка айсберга, в то время как остальная часть личности погружена в бессознательное.

Ид, с этой точки зрения, является глубочайшим уровнем личности, расположенным в бессознательном уме. Он действовал согласно принципу удовольствия, а это означало, что он всегда стремился к немедленному удовлетворению.

Ид, согласно Фрейду, является примитивной частью личности и содержит базовые влечения, такие как секс и агрессия.

Фрейд полагал, что эти влечения являются врожденными и проявятся, даже если люди не будут социализированы или обучены им.

Например, он считал, что младенцы рождаются с половым влечением, даже если они еще не знают, что такое секс.

Оно также отвечало за многие наши примитивные импульсы, такие как голод и жажда. Фрейд считал, что эти влечения настолько сильны, что эго не может контролировать их.

Например, если кто-то испытывает голод, мысль о еде доминирует в его уме, заставляя его не думать ни о чем другом.

Ид всегда будет стремиться удовлетворить эти потребности, независимо от того, реалистично это или возможно.

Ид и личность

Хотя Ид присутствует с рождения, Фрейд (1923) считал, что это не единственный компонент личности. Он предположил, что эго и суперэго, две другие части личности, возникают по мере того, как ребенок растет и взрослеет.

Эго развивается в ответ на требования реальности. Он начинает формироваться в возрасте около двух лет и помогает человеку более реалистично относиться к внешнему миру.

Например, эго не позволяет младенцу кусать людей, когда они расстроены, так как это может привести к негативным последствиям. Эго также отвечает за организацию наших мыслей и принятие решений.

Суперэго — это последняя часть личности, которая развивается и обычно появляется в возрасте пяти или шести лет. Это часть личности, которая усваивает ценности и мораль общества.

Суперэго часто находится в конфликте с Ид, поскольку стремится контролировать наши примитивные импульсы. Например, суперэго говорило бы нам не воровать, даже если бы мы действительно этого хотели.

Ид, эго и суперэго играют важную роль в человеческом поведении. Вместе они помогают нам понять как наши сознательные, так и бессознательные мотивы (Erwin, 2002).

Как действует Ид

Ид побуждает вас искать удовольствия, избегая боли, и делать это любой ценой для других; это полностью эгоистично.

Ид действует на основе того, что Фрейд называл Принципом Удовольствия, и присутствует при рождении. Ид, в свою очередь, управляется двумя другими инстинктивными влечениями:

Эрос или инстинкт жизни: который получает свою энергию от либидо. Эрос побуждает нас вести себя так, чтобы сохранять и улучшать жизнь, избегать опасностей, согреваться и быть сытыми, а также размножаться.

Танатос: или инстинкт смерти, который заставит нас атаковать любого, кто встанет на пути удовлетворения либидо. Однако Танатос может быть разрушительным, если его повернуть внутрь.

Ид полагается на первичный процесс для временного снятия напряжения, вызванного потребностью, которую невозможно удовлетворить немедленно.

Первичный процесс включает в себя формирование мысленного образа желаемого объекта и последующее удовлетворение потребности с помощью этого образа.

Это можно увидеть в мечтах, которые позволяют нам временно уйти от реальности и удовлетворить наши потребности.

Например, если кто-то голоден, Ид создаст мысленный образ еды, а затем в нашем воображении появится удовлетворение от еды.

Точно так же, если кто-то сексуально неудовлетворен, Ид может создать ментальный образ сексуального контакта, и тогда удовлетворение придет от фантазий об этом контакте.

Ид не интересуется реальностью, только удовлетворением своих потребностей. Это часто может привести к проблемам, поскольку вещи, которые кто-то хочет, не всегда возможны или реалистичны.

Например, спортсмен может захотеть выиграть золотую медаль, но это может быть невозможно. Затем идентификатор спортсмена продолжал повторять желание золотой медали, что приводило к расстройству и разочарованию.

Ид также может стать причиной проблем в отношениях, так как может заставить нас действовать импульсивно и не задумываясь о последствиях.

Например, рассерженный человек может наброситься на своего партнера, пытаясь снять эмоциональное напряжение, не задумываясь о том, как это может повредить ему.

Защитные механизмы Ид

Ид часто отвечает за защитные механизмы, которые являются бессознательными стратегиями, которые кто-то использует, чтобы защитить себя от беспокойства.

Поскольку Ид требует мгновенного удовлетворения, возникает конфликт с чувством Супер-Эго правильного и неправильного.

Следовательно, эго должно вмешаться, чтобы стать арбитром между ними двумя, чтобы вернуть их к реальности. Это вызывает сильное беспокойство, и Эго защищается от этого, используя защитные механизмы, которые уменьшают беспокойство.

Защитные механизмы позволяют людям справляться с требованиями реальности и внешнего мира (Бреннер, 1981).

Общие защитные механизмы включают отрицание, подавление и проекцию. Отрицание — это когда кто-то отказывается признать что-то верным, даже если это может быть очевидным.

Например, человек, которому грозит неизлечимая болезнь, может отрицать свой диагноз, чтобы избежать боли и беспокойства, связанных с ним.

Подавление — это когда кто-то вытесняет болезненные воспоминания или мысли из нашего сознания.

Например, человек, подвергшийся сексуальному насилию в детстве, может подавлять эти воспоминания, чтобы справиться с болью. Проекция — это когда кто-то приписывает свои мысли и чувства другим (Бреннер, 1981).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт работы в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Никерсон, К. (2022, 12 мая). Теория Ид Фрейда в психологии . Просто психология. www.simplypsychology.org/what-is-the-id.html

  • Дополнительная информация
    Зигмунд Фрейд Защитные механизмы Психоанализ Бессознательное Являетесь ли вы Ид, Эго или Суперэго?

Бреннер, К. (1981). Защита и защитные механизмы. The Psychoanalytic Quarterly, 50 (4), 557–569.

Эрвин, Э. (2002). Энциклопедия Фрейда: теория, терапия и культура . Тейлор и Фрэнсис.

Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Фрейд Теория личности | Психология

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: — 1. Введение в теорию личности Фрейда 2. Исследования, связанные с теорией Фрейда — Исследование бессознательного 3. Теория Фрейда — Общая оценка 4. Другие психоаналитические взгляды — Фрейда Ученики… и перебежчики.

Введение в теорию личности Фрейда:

Фрейд начал частную медицинскую практику вскоре после окончания медицинского института. Поворотный момент в его ранней карьере наступил, когда он выиграл исследовательский грант и поехал в Париж, чтобы понаблюдать за работой Жана-Мартена Шарко, который тогда использовал гипноз для лечения нескольких видов психических расстройств.

Когда Фрейд вернулся в Вену, он работал с Йозефом Брейером, коллегой, который использовал гипноз для лечения истерии — состояния, при котором люди испытывали физические симптомы, такие как слепота, глухота или паралич рук или ног, для которых, казалось, не быть основной физической причиной.

РЕКЛАМА:

Исходя из этого опыта и растущей клинической практики, Фрейд постепенно разработал свои теории человеческой личности и психических заболеваний. Его идеи были сложными и затрагивали множество различных вопросов. Однако в отношении личности наиболее важными являются четыре темы: уровни сознания, структура личности, механизмы тревоги и защиты и психосексуальные стадии развития.

1. Уровни сознания: под верхушкой айсберга :

Фрейд рассматривал себя как ученого, и он применил к задаче понимания человеческого разума некоторые из появившихся тогда идей о сенсорных порогах и возможности реагируя на стимулы, о которых мы не можем сообщить. Вскоре он пришел к поразительному заключению, что большая часть разума лежит под поверхностью, ниже порога сознательного опыта. Над этой границей находится область сознания.

Сюда входят наши текущие мысли: все, о чем мы думаем или переживаем в данный момент. Под этим сознательным царством находится гораздо большее предсознание. Это содержит воспоминания, которые не являются частью текущей мысли, но могут быть легко вызваны в голову, если возникнет необходимость. Наконец, ниже предсознательного и образуя большую часть человеческого разума, находится бессознательное, мысли, желания и импульсы, о которых мы остаемся в значительной степени неосознанными.

РЕКЛАМА:

Хотя часть этого материала всегда была бессознательной, Фрейд полагал, что большая ее часть когда-то была сознательной, но активно вытеснялась из сознания, потому что слишком вызывала тревогу. Например, Фрейд утверждал, что постыдные переживания или неприемлемые сексуальные или агрессивные побуждения часто загоняются глубоко в бессознательное. Однако тот факт, что мы не осознаем их, никоим образом не мешает им влиять на наше поведение.

Действительно, Фрейд считал, что многие из симптомов, испытываемых его пациентами, были замаскированными и косвенными отражениями подавленных мыслей и желаний. Вот почему одна из основных целей психоанализа — метода лечения психологических расстройств, разработанного Фрейдом, — вернуть в сознание вытесненный материал. Предположительно, как только такой материал осознается и пациенты получают представление о раннем жизненном опыте, который в первую очередь заставлял их вытеснять его, важные причины психических заболеваний устраняются.

Фрейд считал, что одним из способов исследования бессознательного является толкование снов. Фрейд считал, что во сне мы можем выражать импульсы и желания, которые мы считаем неприемлемыми в часы бодрствования. К сожалению, научных подтверждений этой точки зрения мало.

2. Структура личности: Ид, Эго и Супер-Эго :

Фрейд предположил, что личность состоит в основном из трех частей: Ид, Эго и Супер-Эго. Оно состоит из всех наших примитивных врожденных побуждений. К ним относятся различные телесные потребности, половое влечение и агрессивные импульсы. Согласно Фрейду, Оно полностью бессознательно и действует в соответствии с тем, что он назвал принципом удовольствия: оно требует немедленного, тотального удовлетворения и не способно учитывать потенциальные затраты на достижение этой цели.

К сожалению, в мире мало возможностей для сиюминутного удовольствия. Более того, попытка удовлетворить многие из наших врожденных побуждений вскоре приведет нас к серьезным проблемам. Именно в ответ на эти факты развивается вторая структура личности, эго. Задача эго состоит в том, чтобы сдерживать ид до тех пор, пока условия не позволят удовлетворить его импульсы.

Таким образом, эго действует в соответствии с принципом реальности. Оно учитывает внешние условия и последствия различных действий и направляет поведение так, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать боль. Эго частично сознательно, но не полностью; таким образом, некоторые из его действий, например, его вечная борьба с Ид, находятся за пределами нашего сознательного знания или понимания.

Последний аспект личности, описанный Фрейдом, — это суперэго. Он тоже стремится контролировать удовлетворение импульсов Ид; но, в отличие от эго, с точки зрения морали оно занимается вопросом о том, являются ли правильными или неправильными различные способы, которые потенциально могут удовлетворить импульсы Оно. Суперэго позволяет нам удовлетворять такие импульсы только тогда, когда это оправдано с моральной точки зрения, а не просто тогда, когда это безопасно или осуществимо, как того требует эго.

Суперэго приобретается от наших родителей и через опыт и представляет собой усвоение нами моральных учений и норм нашего общества. К сожалению, такие учения часто весьма негибки и оставляют мало места для удовлетворения наших основных желаний, они требуют, чтобы мы все время были хорошими.

Из-за этого факта перед эго стоит еще одна трудная задача: оно должно установить баланс между нашими примитивными побуждениями (Ид) и нашими усвоенными моральными ограничениями (Супер-Эго). Фрейд считал, что эта постоянная борьба между Ид, Эго и Супер-Эго играет ключевую роль в личности и во многих психологических расстройствах.

Более того, он предположил, что борьба часто проявляется в повседневном поведении в том, что стало известно как оговорки по Фрейду — ошибки в речи, которые на самом деле отражают бессознательные импульсы, «прошедшие мимо» эго или суперэго. Пример: «Она соблазняла… Я имею в виду попытку…». По Фрейду, слово «искушение» указывает на неприемлемое сексуальное влечение.

3. Тревога и защитные механизмы: самозащита Эго :

В своей постоянной борьбе за предотвращение вспышки опасных импульсов Ид Эго сталкивается с трудной задачей. Тем не менее, для большинства людей в большинстве случаев эго преуспевает. Однако иногда импульсы Ид становятся настолько сильными, что угрожают выйти из-под контроля. Например, рассмотрим случай вдовы средних лет, которую сильно привлекает парень ее дочери.

У нее уже много лет не было романтических отношений, поэтому ее сексуальное желание быстро достигает высокого уровня. Что будет дальше? Согласно Фрейду, когда ее эго чувствует, что неприемлемые импульсы вот-вот выйдут из-под контроля, оно испытывает тревогу, сильные чувства нервозности, напряжения или беспокойства. Эти чувства возникают потому, что неприемлемые импульсы все ближе и ближе к сознанию, а также все ближе и ближе к пределам эго, чтобы держать их под контролем.

В этот момент, утверждал Фрейд, эго может прибегнуть к одному из нескольких различных защитных механизмов. Все они предназначены для того, чтобы удерживать неприемлемые импульсы Ид вне сознания и предотвращать их открытое выражение. Защитные механизмы принимают самые разные формы. Например, при сублимации неприемлемый импульс направляется в какое-то социально приемлемое действие.

Вместо того, чтобы пытаться соблазнить молодого человека, как, по словам Фрейда, хочет сделать ID вдовы, она могла бы «усыновить» его как сына и оказать финансовую поддержку для дальнейшего его образования. Другие защитные механизмы описаны в таблице 12.1. Хотя они различаются по форме, все они служат для уменьшения беспокойства, удерживая неприемлемые побуждения и импульсы от прорыва в сознание.

 

4. Психосексуальные стадии развития :

Наиболее спорный аспект теории личности Фрейда; его представления о его формировании или развитии. Взгляды Фрейда в этом отношении можно сгруппировать под заголовком психосексуальных стадий развития, врожденно обусловленных стадий сексуального развития, через которые, по-видимому, все мы проходим и которые сильно формируют характер нашей личности. Однако прежде чем обратиться к самим стадиям, мы должны сначала рассмотреть два важных понятия, относящихся к ним: либидо и фиксация.

Либидо относится к инстинктивной жизненной силе, питающей Ид. Высвобождение либидо тесно связано с удовольствием, но фокус такого удовольствия и выражение либидо — меняется по мере нашего развития. На каждой стадии развития мы получаем различные виды удовольствия и оставляем небольшую часть нашего либидо — это нормальный ход событий. Однако, если чрезмерное количество энергии либидо связано с определенной стадией, возникает фиксация.

Это может происходить из-за слишком малого или слишком большого удовлетворения на этой стадии, и в любом случае результат вреден. Поскольку человек оставил слишком много «психической энергии», для полноценного развития взрослого человека доступно меньше. Результатом может быть взрослая личность, отражающая стадию или стадии, на которых произошла фиксация.

Иными словами, если слишком много энергии истощается из-за фиксации на более ранних стадиях развития, оставшегося количества может быть недостаточно для обеспечения движения до полного развития взрослого человека. Тогда у человека может проявиться незрелая личность и несколько психологических расстройств.

Теперь вернемся к самим этапам. Согласно Фрейду, по мере того, как мы растем и развиваемся, различные части тела служат средоточием нашего стремления к удовольствию. На начальной оральной стадии, которая длится примерно до восемнадцати месяцев, мы ищем удовольствия в основном через рот.

Если на этой стадии происходит слишком много или слишком мало удовлетворения, человек может зациклиться на нем. Слишком мало удовлетворения приводит к чрезмерной зависимости личности от других; слишком много, особенно после того, как у ребенка выросли зубы, приводит к чрезмерно враждебной личности, особенно из-за словесного сарказма.

Следующий этап происходит в ответ на попытки родителей приучить своих детей к туалету. На анальной стадии процесс выделения становится основным направлением удовольствия. Фиксация на этом этапе, возникающая из-за слишком жесткого опыта приучения к туалету, может привести к тому, что люди станут чрезмерно упорядоченными или компульсивными, они не могут оставить любую работу незавершенной и стремятся к совершенству и аккуратности во всем, что они делают.

Напротив, фиксация, возникающая из-за очень расслабленного приучения к туалету, может привести к тому, что люди будут недисциплинированными, импульсивными и чрезмерно щедрыми. Самого Фрейда вполне можно назвать компульсивным; даже когда он был серьезно болен, он лично отвечал на десятки писем каждый день, даже на письма совершенно незнакомых людей, просивших у него совета.

Примерно в четыре года гениталии становятся основным источником удовольствия, и дети вступают в фаллическую стадию. Фрейд предположил, что в это время мы фантазируем о сексе с нашим родителем противоположного пола. Этот феномен он назвал Эдиповым комплексом, в честь Эдипа, персонажа древнегреческой литературы, который по незнанию убил своего отца, а затем женился на своей матери. Затем на сцену выходит страх наказания за такие желания.

Наиболее опасным наказанием для мальчиков является кастрация, вызывающая кастрационную тревогу. Среди девочек самым страшным наказанием является потеря любви. В обоих случаях эти страхи приводят к разрешению Эдипова комплекса и идентификации с родителем того же пола. Другими словами, маленькие мальчики отказываются от сексуальных желаний своих матерей и начинают видеть в своих отцах модели, а не соперников; маленькие девочки отказываются от своих сексуальных желаний ради отца и приходят к своим матерям в качестве моделей.

Возможно, одним из самых противоречивых предположений Фрейда является идея о том, что маленькие девочки испытывают зависть к пенису из-за отсутствия у них мужского органа. Фрейд предположил, что из-за такой зависти девочки испытывают сильное чувство неполноценности и чувства зависти, которые они несут с собой в замаскированной форме даже во взрослой жизни. Как вы легко можете себе представить, многие психологи категорически возражают против этих идей, и для них практически нет доказательств.

После разрешения Эдипова конфликта дети вступают в латентную стадию, во время которой сексуальные побуждения, по Фрейду, минимальны. Наконец, в период полового созревания подростки вступают в генитальную стадию. На этом этапе удовольствие снова сосредоточено на гениталиях.

Однако теперь похоть смешивается с привязанностью, и люди становятся способными к взрослой любви. Помните: согласно Фрейду, переход к этой последней стадии возможен только в том случае, если на более ранних стадиях не возникало серьезной фиксации. При наличии такой фиксации развитие блокируется и возникают различные нарушения.

Исследования, связанные с теорией Фрейда – исследование бессознательного :

Теории Фрейда содержат много интригующих идей; и, как вы, вероятно, знаете, некоторые из них вошли в мировую культуру, люди повсюду говорят о бессознательном, вытесненных импульсах, Ид и Эго и так далее. Поэтому неудивительно, что психологи исследовали по крайней мере несколько из этих идей, тех, которые можно изучить с помощью научных средств.

Фрейд утверждал, что на наши чувства и поведение может сильно влиять информация, которую мы не можем донести до ума или описать словами. Исследования во многих областях психологии показывают, что в некоторой степени это так, хотя психологи называют такую ​​информацию бессознательной, а не «бессознательной», чтобы избежать предположения, что такая информация была подавлена. (Он может быть бессознательным по другим причинам, например, потому что он был представлен так быстро, что его нельзя было распознать.)

Этот тип памяти позволяет вам выполнять многие искусные физические действия, такие как завязывание шнурков, игра на музыкальном инструменте или выполнение сложных па в свинге. Хотя такая информация явно присутствует в памяти, вы не можете легко описать ее или облечь в слова. Таким образом, когда кто-то просит вас объяснить, как вы делаете определенный танцевальный шаг, вы можете сказать: «Просто смотрите, я вам покажу». Таким образом, существование процедурной памяти предполагает, что мы часто обладаем информацией, которую не можем описать словами.

Дополнительные доказательства влияния бессознательных мыслей или чувств на наше поведение получены в ходе недавних исследований природы предубеждений. Несколько исследований показывают, что люди, которые называют себя абсолютно непредубежденными, все же иногда демонстрируют признаки негативных чувств или эмоций по отношению к представителям групп меньшинств, чувства, о которых они, по-видимому, в значительной степени не подозревают. Возьмем, к примеру, гениальное исследование Ванмана и его коллег.

В этом исследовании белых участников обоих полов попросили представить себе работу над несколькими совместными задачами (например, командный забег, командное соревнование по дебатам, командный исследовательский проект) с партнером, который был либо белым, либо афроамериканцем.

Им также было предложено представить, что их результаты в каждой ситуации будут определяться либо их совместными усилиями, либо их собственными индивидуальными действиями. Пока участники представляли себе эти ситуации, исследователи записывали электрическую активность лицевых мышц участников, связанную с улыбкой и хмурым взглядом.

Исследователи предсказали, что, хотя участники не сообщали о более негативном отношении к чернокожим, чем к белым партнерам, их лицевые мышцы проявляли большую активность, свидетельствующую о негативных эмоциональных реакциях, когда их воображаемый партнер был черным, чем когда этот человек был белым. Более того, они рассудили, что это произойдет как при независимом, так и при совместном вознаграждении.

Участники действительно демонстрировали больше признаков отрицательной эмоциональной реакции на мысль об афроамериканском партнере. Более того, это было так, несмотря на то, что участники на самом деле сообщали о более позитивном отношении к своим партнерам, когда эти люди предположительно были черными, чем когда они предположительно были белыми.

Они просто скрывали свои предвзятые взгляды? Дополнительные данные свидетельствуют о том, что это не так. Участники исследования искренне верили, что они беспристрастны, и на чисто вербальном уровне так оно и было. Однако внутри они, казалось, таили в себе остаточные негативные чувства по отношению к афроамериканцам.

Дополнительная поддержка существования бессознательной информации обеспечивается подсознательным восприятием. Заявления о подсознательном восприятии были преувеличены, особенно в отношении его предполагаемой ценности как учебного пособия или маркетинговой техники. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что иногда на нас могут влиять раздражители, о которых мы не подозреваем.

Итак, еще раз, в результатах исследований есть некоторая поддержка предположения Фрейда о том, что на нас могут влиять информация или чувства, которые мы не можем описать, хотя его предположение о том, что вытеснение ответственно за изгнание таких мыслей, почти или совсем не подтверждается. сознания в первую очередь.

Теория Фрейда – общая оценка :

Место Фрейда в истории обеспечено. Его идеи и труды оказали глубокое влияние на общество. А как насчет его теории личности? Принимается ли это в настоящее время большинством психологов? Как вы, наверное, догадались из моих предыдущих комментариев, ответ определенно нет. Причины понятны.

Во-первых, многие критики отмечали, что теория Фрейда вообще не является научной теорией. Правда, как мы только что видели, некоторые его идеи или вытекающие из них гипотезы можно проверить. Но многие понятия в его теории не могут быть измерены или изучены систематически. Как, например, можно наблюдать Ид, фиксацию или психическую энергию, содержащуюся в либидо? Теория, которую нельзя проверить, в значительной степени бесполезна, и эта критика применима ко многим идеям Фрейда.

Во-вторых, некоторые из предложений Фрейда не согласуются с результатами современных исследований, например, с его представлениями о значении снов. В-третьих, при построении своей теории Фрейд в значительной степени опирался на небольшое количество тематических исследований, не более дюжины. Почти все эти люди происходили из богатых семей и жили в большом и развитом городе в пределах одной культуры. Таким образом, они не были представителями людей в целом.

Наконец, и, возможно, это наиболее важно, теории Фрейда содержат так много различных концепций, что они могут постфактум объяснить практически любой паттерн поведения. Если теорию нельзя опровергнуть и показать, что она ложна, то, опять же, она в значительной степени бесполезна; и это, кажется, относится к взглядам Фрейда.

По этим и другим причинам теория личности Фрейда в настоящее время не принимается большинством психологов. Тем не менее, некоторые из его идей, особенно его идеи об уровнях сознания и о важности тревоги при психологических расстройствах, способствовали нашему пониманию человеческого поведения и личности. Таким образом, хотя его теории не соответствуют строгим научным стандартам, которых требует современная психология, нет сомнений в том, что Фрейд оказал глубокое и продолжительное влияние на современную мысль.

Другие психоаналитические воззрения – Ученики Фрейда… и перебежчики :

Кем бы ни был Фрейд, он определенно был интеллектуальным магнитом. В течение нескольких десятилетий он привлек в качестве учеников или коллег множество блестящих людей. Большинство из них начали с принятия взглядов Фрейда. Позже, однако, они часто не соглашались с некоторыми из его основных предположений. Давайте посмотрим, почему эти люди, которых часто называют неофрейдистами, порвали с Фрейдом и что они могли сказать о природе личности.

Юнг: Коллективное бессознательное :

Возможно, самым горьким из всех предательств, которые пережил Фрейд, был Карл Юнг — последователь, которого Фрейд считал своим прямым наследником. Юнг разделял взгляды Фрейда на важность бессознательного, но утверждал, что есть еще одна часть этого аспекта личности, которую Фрейд упустил из виду; коллективное бессознательное. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит опыт, общий для всех людей, — опыт, который в некотором смысле является частью нашего биологического наследия.

Содержание коллективного бессознательного, короче говоря, отражает опыт, полученный нашим видом с момента его появления на Земле. Коллективное бессознательное находит выражение в нашем сознании несколькими способами, но среди них архетипы занимают центральное место в теории Юнга. Это проявления коллективного бессознательного, которые проявляются, когда наш сознательный разум отвлекается или бездействует; например, во сне, во сне или в фантазиях.

Конкретное выражение архетипов частично зависит от нашего уникального индивидуального опыта, но во всех случаях такие образы представляют ключевые аспекты человеческого опыта: мать, отец, мудрый старик, солнце, луна, Бог, смерть, и герой. Юнг утверждал, что именно из-за этих общих врожденных образов фольклор многих разных культур содержит схожие фигуры и темы.

Два особенно важных архетипа в теории Юнга известны как анимус и анима. Анимус — это мужская сторона женщин, а анима — женская сторона мужчин. Юнг считал, что в поисках партнера мы ищем человека, на которого мы можем лучше всего спроецировать эти скрытые стороны нашей личности. Когда есть хорошее соответствие между такими проекциями и другим человеком, возникает притяжение.

Другим аспектом теории Юнга было его предположение, что все мы рождаемся с врожденными тенденциями в первую очередь заботиться либо о своем внутреннем я, либо о внешнем мире. Юнг назвал людей первой категории интровертами и описал их как нерешительных и осторожных; интроверты не легко заводят друзей и предпочитают наблюдать за миром, а не вовлекаться в него. Он назвал людей второй категории экстравертами.

Такие люди открыты и уверены в себе, легко заводят друзей, наслаждаются высоким уровнем стимуляции и широким спектром деятельности. Хотя многие аспекты теории Юнга были отвергнуты психологами, особенно идея коллективного бессознательного, измерение интроверсии и экстраверсии, по-видимому, является основным и имеет большое значение.

Карен Хорни и Альфред Адлер :

Двумя другими важными неофрейдистами являются Карен Хорни и Альфред Адлер. Хорни была одной из немногих женщин в раннем психоаналитическом движении, и она категорически не соглашалась с Фрейдом в его мнении о том, что различия между мужчинами и женщинами в значительной степени проистекают из врожденных факторов, например, из-за анатомических различий, приводящих к зависти к пенису среди женщин.

Хорни утверждала, что, хотя женщины часто чувствуют себя ниже мужчин (помните, она писала в Германии в 1920-х годах), это результат не зависти к пенису, а того, как общество относится к женщинам. Она утверждала, что если бы женщины воспитывались в другой среде, они бы относились к себе более благосклонно. Другими словами, женщины завидовали не мужскому пенису, а силе и автономии, связанным с мужественностью.

Кроме того, она утверждала, что психологические расстройства связаны не с фиксацией психической энергии, как утверждал Фрейд, а скорее с нарушениями межличностных отношений в детстве и с тем, что она назвала базисной тревогой: детским страхом остаться в одиночестве, беспомощным и незащищенным.

Она предположила, что в ответ на чрезмерный уровень такой тревожности, связанный с плохими отношениями с родителями, дети перенимают один из трех стилей: пассивный стиль, в котором они пытаются справиться, будучи покладистыми и уступчивыми; агрессивный стиль, в котором они борются за внимание; или замкнутый стиль, в котором они подавляют свои эмоции.

Все три модели могут привести к серьезным психологическим расстройствам. Таким образом, подчеркнув важность отношений детей с их родителями, Хорни привлек внимание к важности социальных факторов в формировании личности, точка зрения, находящая отражение в современной психологии.

Альфред Адлер также очень сильно не соглашался с Фрейдом, но по несколько иным вопросам. В частности, он подчеркивал важность чувства неполноценности, которое, по его мнению, мы испытываем в детстве из-за нашего маленького роста и физической слабости. Он рассматривал развитие личности как результат наших усилий по преодолению таких чувств посредством того, что он назвал стремлением к превосходству.

Если эти усилия зайдут слишком далеко, мы можем развить комплекс превосходства и стать хвастунами или хулиганами. Однако на поверхности люди, демонстрирующие этот паттерн, все еще чувствуют себя неполноценными: они просто прикрываются внешней демонстрацией силы. Подобно Хорни и другим неофрейдистам, Адлер также подчеркивал важность социальных факторов личности; например, он обратил внимание на важность порядка рождения. Только дети, предположил он, избалованы чрезмерным родительским вниманием, а первенцев «свергает с престола» второй ребенок. Вторые дети, напротив, конкурентоспособны, потому что им приходится изо всех сил пытаться догнать старшего брата или сестру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *