Теория конформизма
В 1946 году Соломон Аш стал автором эксперимента, где под давлением группы менялось поведение человека. Уступчивое поведение личности в условиях группового давления назвали конформизмом. Обратный феномен был назван «нонконформизмом».
С. Аш считал, что конформное поведение возможно, потому что индивид имеет склонность к такому поведению. Например, нерешительные, тревожные, внушаемые люди вероятнее демонстрируют уступчивое, т. е. конформное, поведение. Конформизм также является свойством личности. Человек становится конформным, если уступчивое поведение трансформируется в черту характера, т. е. приобретает постоянный и устойчивый паттерн, проявляющийся в различных группах.
Основной идеей эксперимента Соломона Аша стало положение о том, что индивид, изменяя свое поведение под давлением группы, запускает механизм внутреннего изменения, т. е. меняется его психика, внутренний мир.
Эксперимент выглядел следующим образом. Испытуемому (студенту вуза) предлагался рисунок трех отрезков, разных по длине.
Основные условия эксперимента:
- Испытуемый непосредственно находился в окружении подставной группы, с которыми заранее была проведена работа;
- Испытуемый подвергался воздействию двух противоречащих друг другу сил — своему опыту и доказательству группы о неправильности этого опыта;
- Испытуемый свое мнение высказывал перед лицом группы; объяснял свое первоначальное решение, а затем причины его изменения.
По данным эксперимента конформистами оказались 24,8% испытуемых. Они поменяли свое первоначальное мнение о длине отрезков, пойдя на поводу у ложного мнения группы. Важно отметить, что эксперимент проходил среди студентов вуза в возрасте 1820 лет.
Для эксперимента специально выбраны люди с признаками психической устойчивости: сформированное самосознание, адекватная самооценка, средний и высокий уровень притязаний. Несмотря на эти переменные, каждый четвертый испытуемый менял первоначальное мнение о длине отрезков и соглашался с неправильным мнением подставной группы.Соломон Аш обратил внимание на проявления конформизма в различных условиях. Вот основные из них:
- Ответы испытуемого повышаются в сторону нонконформизма, если у испытуемого в начале эксперимента появлялся союзник, который поддерживал испытуемого;
- Если напарника «отнимали» до согласия с группой, то испытуемый склонялся к конформному поведению;
- Испытуемый придерживался прежнего конформного поведения, даже если к концу эксперимента получал «партнера»;
- Рост оппонентов у испытуемого является фактором наступления конформизма. Однако при одном оппоненте конформизм не наблюдался;
- Чем дальше от истины мнение подставной группы, тем выше уровень независимости испытуемого. Данная ситуация появлялась, когда разница по отрезкам достигала 6 дюймов, т. е. около 15 см.;
- В ситуации неопределенности, т. е. когда испытуемый сам не уверен в различии длины отрезков, его конформизм увеличивался. В этих условиях тревога испытуемого уменьшалась, и он демонстрировал конформизм;
- Высокая активность оппонентов является фактором, побуждающим испытуемых чаще демонстрировать конформизм, чем нонконформизм.
Напомним, что целью эксперимента было доказать, что давление группы запускает механизм изменения внутреннего мира человека, т. е. его психики. Спустя много лет, в 1971 году, в лаборатории А. В. Петровского его аспирантка В. С. Мухина повторила эксперимент по конформизму с целью доказать, что психика человека под влиянием группы остается неизменной. Мухина попыталась доказать, что человек уступает групповому давлению, но остается при своем мнении, т. е. его психика не меняется. Важно подчеркнуть, что иностранное слово «конформизм» было заменено на «внушаемость».
Итак, были проведены достаточно жесткие эксперименты в детском саду, в школе и вузе. Испытуемыми выступили дети и взрослые. Установлено, что очень высокий конформизм демонстрируют дети, они намного чаще, чем взрослые, уступают групповому давлению.
Эксперимент с черными и белыми пирамидами вызвал наибольший интерес исследователей. В нем испытуемые первых курсов вуза должны были противостоять подставной группе, которая считала, что белая пирамида на самом деле черная, а черная — это белая. По данным исследователей конформистами в этом эксперименте стали 5,8% испытуемых. С каждым из них после эксперимента проведены собеседования, где испытуемые отвечали, что согласие с группой преследовало одну цель — прекратить психологическое давление. В эксперименте доказывалось, что уступка групповому давлению никак не повлияла на психическую устойчивость человека (Мухина. Психологические эксперименты).
Важно подчеркнуть, что эксперимент по конформизму, проведенный в лаборатории А. В. Петровского, преследовал более глобальную цель, чем развенчание постулатов С. Аша: доказать, что конформное поведение является естественным для истинного коллективиста. В частности, конформное поведение является важным и необходимым условием выживания в коллективе. Конформизм, таким образом, это естественное коллективистское поведение, не причиняющее человеку психологической травмы.
Спустя много лет в своей книге «Психология влияния» Роберт Чалдини, сам того не ведая, раскрыл механизм изменения психики человека в ситуации конформного поведения. Он описывает ситуацию, когда во время корейской войны (1950-1953 годы) американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных, созданных китайскими коммунистами и воевавшими на стороне Северной Кореи. Китайцы придерживались в отношении пленных «политики терпения», что в последующем привело к результатам, которые заинтересовали американских психологов. Например, психологов удивил факт доносительства американских солдат-военнопленных друг на друга (Чалдини, 2002).
Китайцы полностью исключили физическую расправу военнопленных, превратили их в союзников и заставили публично осуждать свою страну, т. е. США! Основные действия китайцев по изменению психики американских военнопленных сводились к следующему:
пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления не вызывали внутреннего (психологического) сопротивления, например: «Соединенные Штаты несовершенны», «В социалистических странах нет безработицы» и т. д.;- тех, кто соглашался, что Соединенные Штаты несовершенны, просили подробно объяснить свою точку зрения;
- после предварительной беседы просили составить список «проблем американского общества» и подписаться под этим. Затем просили познакомить с этим списком других пленных. Позднее этому человеку предлагали написать очерк на данную тему и т. д.
Р. Чалдини объяснил конформное поведение пленных запуском механизма «обязательство и последовательность». Человек берет на себя обязательство, например проговаривает его или прописывает, а затем последовательно его выполняет. Таким образом, желание быть последовательным представляет собой чрезвычайно мощное орудие социального влияния, запускающее механизм изменения внутреннего мира человека.
В эксперименте С. Аша испытуемый соглашался с ложным мнением группы, т. е. брал на себя обязательство, а затем последовательно его выполнял. Влияние группы запускало механизм «обязательства и последовательности», который приводил к изменению психики человека. Это объясняет, почему человек, согласившийся с группой, при появлении союзника первоначального мнения продолжает оставаться конформистом.
Появление конформизма объясняет такие стороны социальной жизни, как взятки и воровство. Сначала человек соглашается на мелкий подарок от людей в знак «уважения его профессиональных или личностных достоинств»; запускается механизм оправдания подарка как компенсации за малое вознаграждение при больших усилиях на трудовом посту.
Пример того, как конформизм приводит к изменению внутреннего мира человека, представлен в повести Василя Быкова «Сотников». Попав в плен, два героя повести (Рыбак и Сотников) стоят перед выбором: уступить давлению и сотрудничать с фашистами или не соглашаться на сотрудничество. Интересны размышления Николая Рыбака, который склоняется к сотрудничеству. Свой конформистский поступок он объясняет нонконформисту Сотникову: «слушай, я вроде их обхитрю», «может, куда разумнее будет подобраться со стороны и сунуть ей (имеется в виду “фашистская машина”) меж колес какую-нибудь рогатину» и т. д. Николай Рыбак решает пойти в полицию, а когда дадут оружие, перестрелять «фашистскую сволочь» (Быков, 2011, с. 268).
По сюжету повести нонконформист Сотников погибает, а конформист Рыбак становится полицейским.Важно подчеркнуть, что конформизм не только способствует быстрой адаптации человека в группе, но и дезадаптации. Это объясняется настороженным отношением к уступчивому человеку, например ему не доверяют. В целом очень настороженно относятся к людям, которые не имеют своего мнения и соглашаются с любыми групповыми решениями. «Соглашатель» вызывает опасения тем, что легко идет на крайние варианты сотрудничества, такие как подлог, клевета, осуждение. В крайних случаях конформисты используются «нечистоплотным» лидером для уничтожения всех неугодных членов группы.
В конформизме есть еще одна сторона, на которую следует обратить внимание: если нонконформистами становятся те, кто уважает себя, обладает высокой самооценкой и готов защищать ее, то конформист часто «теряет лицо», как бы растворяется в серой массе неиндивидуальных личностей, с которыми в группе не считаются при принятии решений.
Коллектив всегда прав, или что такое конформизм
Конформизм часто воспринимается как осознанное приспособленчество, соглашательство — то есть явление однозначно негативное. Но это не всегда так. На самом деле механизмы, определяющие нашу склонность следовать за большинством, во многом помогли человеку разумному выжить как виду. Рассказываем, почему мы все склонны к конформизму и что это вообще такое.
Что такое конформизм
Конформизм — это стремление человека подстроить свои убеждения или поведение под принятые в сообществе, к которому он себя причисляет или в котором он живет. Такая адаптация может быть вызвана не только реальным давлением группы, когда от человека открыто требуют изменений, но и воображаемым — человек сам предполагает, что в этом конкретном сообществе требуется именно такое поведение.
Важно отличать конформизм от конформности. Конформность — это склонность личности к конформизму, которая в той или иной степени есть у каждого из нас. Это прежде всего психологическая категория, а конформизм — социальная.
Стоит также различать конформизм и подчинение нормам. Если в первом случае давление исходит от равных по социальному статусу участников сообщества, то во втором человек вынужден подчиняться тем, кто обладает властью и более высоким статусом.
Противоположностью конформизма является нонконформизм. Это непринятие взглядов, убеждений или поведения, распространенных в группе. Оно может выражаться в активных действиях, направленных против установленных в сообществе норм, или в стремлении принимать самостоятельные решения, не зависящие от мнения большинства.
Конформизм и эволюция
Человек не всегда осознает, что его поведение или убеждения подстраиваются под принятые в обществе. Часто это происходит на подсознательном уровне, поскольку стремление быть частью группы в принципе свойственно нашей природе. С точки зрения эволюции это важное преимущество. В группах было проще искать еду, защищаться от различных угроз — в общем, выживать.
Поскольку наш мозг меняется очень медленно, подсознательно мы до сих пор считаем, что быть частью группы безопаснее, чем остаться в одиночестве. Поэтому все мы в той или иной степени склонны к конформизму. Нам хочется чувствовать одобрение окружающих и знать, что мы можем рассчитывать на их поддержку. А лучший способ добиться этого — делать то, чего от нас ждут.
Каким бывает конформизм
Стремление подстроиться под общепринятые нормы и убеждения может проявляться по-разному. В зависимости от этого выделяют несколько видов конформизма.
Внешний и внутренний. В первом случае человек ведет себя так, как будто согласен с мнением и поступками большинства, но на самом деле имеет другие взгляды. Во втором случае человек действительно принимает мнение общества и считает его верным.
Пассивный и активный. Пассивный конформизм означает, что человек вынужден подчиниться прямому давлению группы. Активный конформизм исходит от самого человека, который старается почувствовать, какую позицию сейчас поддерживает большинство, и принять ее, даже если она никем не навязывается.
Осознанный и бездумный. Человек может изменить свои убеждения и поведение, проанализировав мнение большинства и решив, что оно действительно более правильное. Это осознанный конформизм. Бездумный конформизм основан скорее на страхе и отсутствии собственных убеждений.
Александра Смаракова
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Теорий соответствия
Теорий соответствияКак мы меняем то, что думают, чувствуют, верят и делают другие |
| Меню | Быстрый | Книги | Поделиться | Поиск | Настройки | |
Объяснения > Теории > Теории о соответствии
Вот академические теории о том, как мы стремимся соответствовать другим.
Соответствие, Принадлежность, Значения Теории о противоположности Теории о группах Теории о дружбе |
Пожалуйста, помогите и поделитесь: |
| Главная | Топ | Меню | Быстрые ссылки | |
Что такое соответствие? Определение, типы, исследования в области психологии
Конформность — это тип социального влияния, включающий изменение убеждений или поведения с целью приспособиться к группе.
Это изменение является реакцией на реальное (включающее физическое присутствие других) или воображаемое (включающее давление социальных норм/ожиданий) групповое давление.
Соответствие можно также просто определить как « уступает групповому давлению » (Крачфилд, 1955). Групповое давление может принимать различные формы, например запугивание, убеждение, поддразнивание, критику и т. д. Соответствие также известно как влияние большинства (или групповое давление).
Термин «соответствие» часто используется для обозначения согласия с позицией большинства, вызванного либо желанием « соответствовать », либо желанием нравиться (нормативный), либо желанием быть правильным (информационным), либо просто соответствовать социальной роли (идентификация).
Дженнесс (1932) был первым психологом, изучавшим конформизм. Его эксперимент представлял собой неоднозначную ситуацию со стеклянной бутылкой, наполненной фасолью.
Он попросил участников по отдельности оценить, сколько бобов содержится в бутылке. Затем Дженнесс поместила группу в комнату с бутылкой и попросила их дать групповую оценку в ходе обсуждения.
Затем участников снова попросили самостоятельно оценить число, чтобы выяснить, изменились ли их первоначальные оценки под влиянием большинства.
Затем Дженнесс снова опросила участников по отдельности и спросила, хотят ли они изменить свои первоначальные оценки или остаться с оценкой группы. Почти все изменили свои индивидуальные предположения, чтобы быть ближе к групповой оценке.
Однако, пожалуй, самый известный эксперимент по конформизму был проведен Соломоном Ашем (1951) и его экспериментом с линейным суждением.
Содержание
Типы соответствия
Келман (1958) различал три различных типа соответствия:
Уступчивость
(или групповое принятие)Это происходит, «когда человек принимает влияние, потому что он надеется добиться благоприятной реакции со стороны другого человека или группы. Он принимает индуцированное поведение, потому что… он ожидает получить конкретное вознаграждение или одобрение и избежать определенного наказания или неодобрения за счет конформизма» (Кельман, 1958, стр. 53).
Другими словами, подчиняться большинству (публично), несмотря на то, что на самом деле не согласны с ним (частно). Это видно в линейном эксперименте Аша.
Подчинение прекращается, когда нет группового давления, чтобы подчиниться, и, следовательно, это временное изменение поведения.
Интернализация
(подлинное принятие групповых норм)Это происходит, «когда индивидуум принимает влияние, потому что содержание индуцированного поведения — идеи и действия, из которых оно состоит — внутренне вознаграждается. Он принимает индуцированное поведение, потому что оно конгруэнтно [совместимо] с его системой ценностей» (Келман, 1958, стр. 53).
Интернализация всегда предполагает публичное и частное соответствие. Человек публично меняет свое поведение, чтобы соответствовать группе, а также соглашается с ней наедине.
Это самый глубокий уровень соответствия, когда убеждения группы становятся частью собственной системы убеждений человека. Это означает, что изменение поведения является постоянным. Это видно в аутокинетическом эксперименте Шерифа.
Скорее всего, это произойдет, когда большинство обладает большими знаниями, а члены меньшинства имеют мало знаний, чтобы бросить вызов позиции большинства.
Идентификация
(или членство в группе)Это происходит, «когда человек принимает влияние, потому что он хочет установить или поддерживать удовлетворительные самоопределяющие отношения с другим человеком или группой» (Kelman, 1958, стр. 53).
Люди соответствуют ожиданиям от социальной роли, например, медсестры и полицейские.
Это похоже на согласие, так как не должно быть изменений в частном мнении. Хороший пример — «Тюремное исследование» Зимбардо.
Мужчина (1969) определил дополнительный тип соответствия:
Заискивающий
Это когда человек подчиняется, чтобы произвести впечатление или получить благосклонность/принятие от других людей.
Подобно нормативному влиянию, но мотивировано потребностью в социальных наградах, а не угрозой отвержения, т. е. групповое давление не влияет на решение о конформизме.
Почему люди подчиняются?
Дойч и Джеррард (1955) определили две причины, по которым люди подчиняются:
Нормативное соответствие
- Уступка групповому давлению, потому что человек хочет соответствовать группе. Например, исследование линии Аша.
- Конформизм, потому что человек боится быть отвергнутым группой.
- Этот тип соответствия обычно включает в себя согласие, когда человек публично принимает взгляды группы, но в частном порядке отвергает их.
Информационное соответствие
- Обычно это происходит, когда человеку не хватает знаний и он обращается к группе за советом.
- Или когда человек находится в неоднозначной (т.е. непонятной) ситуации и социально сравнивает свое поведение с группой. Например, кабинет Шерифа.
- Этот тип соответствия обычно включает интернализацию, когда человек принимает взгляды групп и принимает их как личность.
Примеры соответствия
Sherif (1935) Эксперимент с автокинетическим эффектом
Цель : Sherif (1935) провел эксперимент с целью демонстрации того, что люди соответствуют групповым нормам, когда они попадают в двусмысленную (т.е. неясную) ситуацию .
Метод : Шериф использовал лабораторный эксперимент для изучения соответствия. Он использовал автокинетический эффект — это когда небольшое пятно света (проецируемое на экран) в темной комнате будет казаться движущимся, хотя оно неподвижно (т. Е. Это зрительная иллюзия).
Было обнаружено, что при индивидуальном тестировании участников их оценки того, насколько далеко перемещался свет, значительно различались (например, от 20 см до 80 см).
Затем участники были протестированы в группах по три человека. Шериф манипулировал составом группы, собрав вместе двух человек, чья оценка движения света в одиночку была очень похожей, и одного человека, чья оценка сильно отличалась. Каждый человек в группе должен был сказать вслух, как далеко, по их мнению, продвинулся свет.
Результаты : Шериф обнаружил, что по многочисленным оценкам (испытаниям) движения света группа сошлась к общей оценке. Человек, чья оценка движения сильно отличалась от двух других в группе, соответствовал мнению двух других.
Шериф сказал, что это показывает, что люди всегда склонны подчиняться. Вместо того, чтобы выносить индивидуальные суждения, они, как правило, приходят к групповому соглашению.
Вывод : Результаты показывают, что в неоднозначной ситуации (например, при аутокинетическом эффекте) человек будет обращаться к другим (кто знает больше/лучше) за советом (т. е. примет групповую норму). Они хотят поступать правильно, но им может не хватать соответствующей информации. Наблюдение за другими может предоставить эту информацию. Это известно как информационное соответствие.
Несоответствие
Не все подчиняются социальному давлению. Действительно, есть много факторов, которые способствуют желанию человека оставаться независимым от группы.
Например, Смит и Бонд (1998) обнаружили культурные различия в соответствии между западными и восточными странами. Люди из западных культур (таких как Америка и Великобритания) более склонны к индивидуализму и не хотят, чтобы их считали такими же, как все остальные.
Это означает, что они ценят независимость и самодостаточность (индивидуальность важнее, чем группа) и, как таковые, более склонны участвовать в несоответствии.
Напротив, в восточных культурах (таких как азиатские страны) потребности семьи и других социальных групп ставятся выше собственных. Они известны как коллективистские культуры и более склонны к конформизму.
Ссылки
Asch, S.E. (1951). Влияние группового давления на изменение и искажение суждений. В H. Guetzkow (Ed.), Группы, руководство и люди . Питтсбург, Пенсильвания: Carnegie Press.
Кратчфилд, Р.